КНИГИ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
В данном разделе представлены актуальные учебно-методические пособия,
монографии, сборники, доклады и информационные бюллетени, которые
могут быть полезны педагогическим работникам системы дополнительного
образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Настольная книга директора школы — Творчество
Настольная книга директора школы — Профориентация
Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие
для вузов
ответственный редактор А. В. Золотарева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2024. — 277 с.
Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие
для среднего профессионального образования
Б. А. Дейч [и др.] ; под редакцией Б. А. Дейча. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2023. — 239 с.
Методика преподавания по программам дополнительного образования детей:
учебник и практикум для среднего профессионального образования
А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва
: Издательство Юрайт, 2023. — 315 с.
Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми
образовательными потребностями: учебное пособие для вузов
Л.В. Байбородова [и др.]; под редакцией Л.В. Байбородовой. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 241 с.
Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие
для среднего профессионального образования
Ответственный редактор А.В. Золотарева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2023. — 277 с.
Обновление содержания дополнительного образования: примерные модели
школьных театров: учебно-методическое пособие
С.В. Домникова, Е.А. Никифорова, И.Ю. Тащилкина, Л.М. Митрофанова. – Саратов:
ГАУ ДПО «СОИРО», 2022. – 80 с.
Оценка результатов дополнительного образования детей. ФГОС
Н.Ю. Конасова, под ред. Г.П. Поповой, Т.В. Бондаревой; — Издательство: Учитель,
2020 г. — 121 с.
Власть аргумента. Российская компетентностная олимпиада
Глухов П.П., Попов А.А. – М.: НКЦ Образование, Национальный книжный центр,
2020. – 152 с.
Анализ занятия в системе дополнительного образования детей: методический
конструктор. Учебно-методическое пособие
под. научн. ред. О.Г.Тавстуха; авт.-сост. Ю.В. Воронина. – Оренбург, 2019
Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода
Предисл. В. А. Болотова. Изд. 6-е. — М.: ЛЕНАНД, 2019. — 344 с.
«Я расту! Я – Человек!». Диалоги о Ребёнке в пространстве воспитания и
дополнительного образования детей. Аспирантура. Учебно-методическое
пособие
Маленкова Л. И., Голованов В. П., Круглов В. В. – Москва: Русайнс, 2019. – 198 с.
Кружки 2.0. Научно-технические кружки в экосистеме практик будущего.
Инструкция по сборке
Авторы-составители: А. Федосеев, А. Андрюшков, Ю. Молодых, М. Рачинская, А.
Коваленко. – М.: Ассоциация кружков, Фонд президентских грантов, 2018. – 84 с.
Летний образовательный отдых детей в рамках компетентностного подхода:
Методическое пособие
А.А. Попов, П.П. Глухов, Г.М. Луппа, О.А. Попова. – Изд. 2-3 — М.: ЛЕНАНГД, 2017,
— 192 С.
Развитие математического мышления в практиках дополнительного
образования
С.В. Ермаков, А.А. Попов , М.С. Аверьков, П.П. Глухов — Издательство «Ленанд»,
2017. — 152 с.
Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей : учебник для академического бакалавриата
отв. ред. Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт,
2016. — 413 с. — Серия : Университеты России
Дополнительное образование детей в условиях нового законодательства
А. Б. Фомина. – М.: УЦ «Перспектива», 2016. – 120 с.
Справочник педагога дополнительного образования. ФГОС
Авт.-сост. Л. Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 240 с.
Основы духовно– нравственного воспитания в системе дополнительного
образования
Каненец А.В. – РГСУ, 2015. – 318 с.
Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного
образования. Методическое пособие. ФГОС
Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. – М.: Русское слово, 2015. – 294 с.
Целевые ориентиры дополнительного образования детей: метод. пособие
С. П. Исенко. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 64 с.
Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей: учеб.
пособие
Т. А. Барышева [и др.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 416 с.
Современные педагогические технологии в системе дополнительного
образования детей: метод. пособие
Сост. С. В. Кочнева. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 104 с.
Настольная книга педагога дополнительного образования детей: справочник
Г. Н. Головинова, С. В. Карелина. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 192 с.
Дополнительное образование детей в вопросах и ответах
Моргун Д. В., Орлова Л.М. — ЭкоПресс, 2012. — 140 с.
Настольная книга директора учреждения дополнительного образования детей
В. Н. Иванченко, А. М. Рябченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 344 с.
Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей
В. Н. Иванченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 341 с.
Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании
детей
Ермолинская Е.а., Коротеева Е.И., Медкова Е.С. — М: Просвещение, 2011. — 176 с.
Программы в учреждении дополнительного образования детей: учебнометодическое пособие
Б. В. Куприянов. — Москва : Школьные технологии, 2011. — 227 с.
Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для
детей
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. — М: Владос, 2011. — 216 с.
Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед.
вузов
Н.А. Соколова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 224 с.
Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие
Под ред. Н. С. Лейтеса. – 4-е, перераб., доп. – М.: Академия, 2010. – 332 с.
Организация дополнительного образования в школе: планирование,
программы, разработки занятий
Авт.-сост. Н. А. Белибихина, Л. А. Королева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 198 с.
Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования. Аукцион
методических идей
Авт.-сост. Л. В. Третьякова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений
дополнительного образования детей: метод. пособие
А. Б. Фомина. – М.: УЦ «Перспектива», 2009. – 272 с.
Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства: учеб.
пособие
С. Н. Горушкина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 304 с.
Развитие дополнительного образования детей в системе российского
образования: Учебно-методическое пособие
Березина В. А. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. — 512 с.
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: учебное
пособие
Б. А. Дейч ; Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск : НГПУ, 2006. — 132 с.
Дополнительное образование детей: учеб. пособие
Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 352 с.
Методика и технология работы педагога дополнительного образования
Голованов В. П. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. — 239 с.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей:
учеб. пособие
под ред. А. В. Мудрика. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
Организация дополнительного образования детей: Практикум
Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова — Издательство «ВЛАДОС», 2003. — 259 с.
Организация методической службы учреждений дополнительного образования
детей : Учеб.-метод. пособие
Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. — Москва : ВЛАДОС, 2001. — 158 с.
Дополнительное образование детей: учебное пособие для вузов
под ред. О. Е. Лебедева. – М.: Владос, 2000. – 256 с.
Как сделать школу «зеленой». Экологические практики в российских школах:
успешные примеры и руководство к действию.
Настольная книга педагога дополнительного образования
ДОКЛАДЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ
БЮЛЛЕТЕНИ
Основные тенденции развития дополнительного образования детей
Т.А. Мерцалова (научная редакция), С.Г. Косарецкий, К.М. Анчиков и др.;
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2023. — 228 с.
Роль семьи в образовании ребёнка: конструирование образовательного
пространства и коммуникация со школой: информационный бюллетень
К. В. Павленко, Ю. О. Дементьева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».
– М. : НИУ ВШЭ, 2022. – 52 с.
Дополнительное образование и внеучебная деятельность для развития
навыков
И.А. Груздев, С.Г. Косарецкий и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа
экономики». – М.: 2022. – 77 с.
Участие школьников в дополнительном образовании : информационный
бюллетень
С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, И. Ю. Иванов; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа
экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2022. – 52 с.
Возможности для раскрытия и развития талантов детей в
общеобразовательных организациях : информационный бюллетень
С.Г. Косарецкий, К.М. Анчиков, Т.А. Мерцалова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа
экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2022. – 56 с.
Дополнительное и неформальное образование школьников в условиях
пандемии COVID-19
А. В. Павлов, М. Е. Гошин, С. Г. Косарецкий, И. Ю. Иванов, В. С. Ершова;
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 88 с
Дополнительное образование: изменения в контексте реализуемых
приоритетов государственной политики
С. Г. Косарецкий, А. В. Павлов, Т.А. Марцалова, К. М. Анчиков. – Информационный
бюллетень. – Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая
школа экономики», 2020. – 56 с.
Современные механизмы финансирования интеграции дополнительного
образования, спорта и культуры
И. В. Абанкина, Т. В. Абанкина, Л. М. Филатова; Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт
образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 56 с.
Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых. Проблемы и решения
Автор-составитель А. В. Золотарева. – Серия «Библиотека педагога. – Москва :
Издательство «Русское слово», 2020, 192 с.
Технологическое образование школьников: актуальная ситуация и пути
развития. Аналитический отчёт за 2018 год
Авторский коллектив Научно-методического центра Кружкового движения
НТИ, авторский коллектив Центра социально-экономического развития школы
Института образования НИУ ВШЭ. – Москва, 2019. – 129 с.
Благополучие детей в цифровую эпоху : доклад к XX Апрельской
международной научной конференции по проблемам развития экономики и
общества
А. А. Бочавер, С. В. Докука, М. А. Новикова и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа
экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 34 с.
Педагоги организаций дополнительного образования: изменения в условиях
труда, профессиональном развитии и мотивациях. Информационный
бюллетень
Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики», 2018. – 64 с.
Родители в системе дополнительного образования детей: ожидания, стратегии
поведения, информированность. Информационный бюллетень
Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики», 2018. – 56 с.
Открытая модель дополнительного образования региона. Версия 2.0
Науч. ред. А.А. Попов. – М.: Национальный книжный центр, 2018. – 660 с.
Навигаторы дополнительного образования детей: этапы развития,
разнообразие и функциональность
Т. А. Мерцалова, Р. В. Горбовский, А. В. Петлин; Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт
образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 28 с.
Дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика,
регулирование
Н. М. Жулябина; Национальный исследовательский университет «Высшая
школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017, 40 с
Директора организаций дополнительного образования детей:
профессиональные позиции и стратегии. Информационный бюллетень
Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики», 2017. – 48 с
Ожидания и поведение семей в сфере дополнительного образования детей.
Информационный бюллетень
Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики», 2015. – 72 с.
Педагоги учреждений дополнительного образования детей как социальнопрофессиональная группа: мотивация, структура и условия труда.
Информационный бюллетень
Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики», 2014. – 60 с.
МОНОГРАФИИ
Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное
пространство детей
К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, Е. В. Сивак; Нац. исслед. ун-т
«Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. —
384 с.
Дополнительное образование в России: единое и многообразное
С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов и др.; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д.
Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. —
М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 277
Оценивание качества в дополнительном образовании детей: практикоориентированная монография
Л.Г. Логинова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – 432 с.
Современное дополнительное образование взрослых
Данилов С.В., Шустова Л.П. — Инфра-М, 2018. — 203 с.
Развитие культуры безопасного поведения: Задачи, субъекты, возможные
решения.
О.А. Попова — М.: ЛЕНАНД, 2018. — 144 с.
Феномен выдающихся достижений: современные подходы к выявлению и
сопровождению одаренных детей: монография
А.А. Попов, М.С. Аверьков, П.П. Глухов, С.В. Ермаков – М.: МГПУ, 2017. – 131 с.
Будущее просто шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей
А.А. Попов ; предисл. А.Г. Асмолова — Изд. 3-е, испр., доп. — Ижевск : ERGO, 2017.
— 288 с.
Рождение персонального образования: от Концепции развития
дополнительного образования детей – к воплощению в жизнь
под ред. И.В. Абанкиной, С.Г. Косарецкого, И.Н. Поповой. – М.: Федеральный
институт развития образования, 2015. – 129 с.
Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном
образовании
А. А. Майер. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 192 с.
Исторический контекст становления и пути развития дополнительного
образования детей в современной России
Буйлова Л.Н. – Москва: «Новое образование», 2013. – 104с.
Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования
детей: опыт и практические рекомендации
Апшева А.М.; под общ. ред. Д. В. Моргуна – М.: МДЭБЦ, 2011. – 180 с.
Живое образование
В.А. Горский. – Москва: Просвещение, 2011 – 120с.
Дополнительное образование детей: теория и практика : монография
О. А. Вихорева ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное
учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. ун-т», Классический
ун-т. — Челябинск : Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2010. — 179 с
Качество дополнительного образования детей. Менеджмент
Л. Г. Логинова. — М.: Мегаполис, 2008. — 391 с.
Что такое одаренность? Выявление и развитие одаренных детей
А. М. Матюшкин, А. А. Матюшкина. – СПб.: Омега-Л, 2008. – 368 с.
От 15-ти и старше. Новое поколение образовательных технологий
Под общ. ред. А.В. Султановой. М., 2006. — 266 с.
Дополнительное образование детей: Теория и методика социальнопедагогической деятельности
А. В. Золотарева. — Издательство: Академия Развития, 2004 г. — 304 с.
Открытое образование: философия и технологии
А. А. Попов. — Изд. 3-е. — Москва : URSS, cop. 2016. — 252 с.
У истоков юннатского движения
В.Г. Холостов — Издательство «Просвещение», 1972. — 224 с.
СБОРНИКИ
Атлас новых профессий 3.0
Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Альпина ПРО, 2021. — 472 с.
Образование-2030. Учиться. Пробовать. Действовать. Сборник статей VII
Всероссийской конференции по экологическому образованию. Часть 2.
Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, 2021.
Дополнительное образование детей: педагогический поиск. Сборник научнометодических статей с международным участием
под общей редакцией Б.П. Черника. Вып. 2. — Новосибирск: Агентство
«Сибпринт», 2020. – 240 с.
Сборник лучших практик организации дополнительного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в субъектах
Российской Федерации
сост. Л. Ю. Вакорина, Г. А. Ястребова, Ю. С. Богачинская. – Москва: РУДН, 2020. –
253 с.
Атлас практик неформального образования
авт.-сост. М. С. Аверков, Н. М. Андерссон-Жулябина, Е. А. Вишневская, П. П.
Глухов, Я. А. Ешматов, С. Г. Косарецкий, А. А. Попов; под науч. ред. А. А. Попова. –
М.: Национальный книжный центр, 2019.
Международная научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию
государственной системы детско-юношеского туризма: сборник научных статей
сост. Ю. С. Константинов, И. А. Дрогов, Д. В. Смирнов /под общ. редакцией
доктора пед. наук Ю. С. Константинова. – М.: МОО МАДЮТК,. – 2018. – 167 с.
Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск,
обновление содержания и повышение качества: сборник научных материалов
по итогам международного научно-практического кластера «Теория и практика
непрерывного художественного образования в современных социокультурных
условиях»
Сост. О. В. Гальчук. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. – 424 с.
Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник
материалов региональной научно-практической конференции в рамках цикла
мероприятий, приуроченных к 100-летию дополнительного образования
Ульяновск, 2018. – 292 с.
Инструментарий работника системы дополнительного образования детей.
Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения
реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование
для детей»
М.: Фонд новых форм развития образования, Министерство образования и
науки Российской Федерации, Московский государственный технический
университет имени Н. Э. Баумана 2017 – 608 с.
Сборник методических материалов для преподавателей учреждений
дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства
НМЦ ГОУ СПО МО «Колледж искусств», 2011. — 90 с.
Дополнительное образование детей: словарь-справочник
авт-сост. Д. Е. Яковлев. – М.: Аркти, 2002