Организация летнего отдыха детей

Рубрику ведет

26.03.2020

Булычева О.В.

Организация летнего лагеря – дело сложное, требующее учета и детальной проработки целого ряда моментов, касающихся как общей концепции, цели и задач, содержания деятельности лагеря, так и кадрового, материального, финансового обеспечения.

   

Первое.  Тренды 2020 года.

 

2020 год в России посвящен (https://kopilpremudrosti.ru/2020-god-chego-v-rossii.html)

1.     Год Памяти и Славы (75 лет Победы в Великой Отечественной войне)

2.     Празднование 150-летия со дня рождения И.А. Бунина

3.     Год народного творчества

4.     200 лет открытия Антарктиды

5.     Год гуманитарного сотрудничества Египта и России

6.     России и Южной Кореи — Год культурных обменов

7.     Год интеллектуальной собственности и изобретательства

8.     Год отца

Тренды в образовании

1. Потребность в самоиндефикации у детей (хочу/не хочу, мое/не мое, развитие собственного мнения с раннего возраста)

2. Профориентация как первоочередная задача для становления личности

3. Возможность выбора образовательной траектории

4. Возможность влиять на будущее в широком понимании = проектная деятельность

5. Внедрение современных технологий в образование (дистанционное обучение, виртуальная реальность, появление новых предметов и более глубокое изучение информационных технологий)

6. Искусственный интеллект (внедрение и обучение)
7. Возросшая необходимость в понятии кибер-безопасность (обучение в этой сфере)

8. Использование телефонов, фильмов и компьютерных игр в образовательных целях (внедрение их в процесс обучения)

9. Курсы и встречи со знаменитыми людьми

10. Геймификация обучения

 

Программа деятельности организаций отдыха и оздоровления детей является важнейшим стратегическим документом, отражающим систему работы оздоровительной организации и определяющим цель и задачи, концептуальные основы, направления деятельности, содержание воспитательно-образовательного, развивающего и оздоровительного процессов, ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты.

Таким образом, коллеги учитывая особенности функционирования оздоровительно-образовательного учреждения, способность педагогического персонала творчески решать поставленные задачи, принимая во внимание навыки использования нетрадиционных форм работы, учитывая современные актуальные тренды , Вы приступаете к разработке, составлению и правильному оформлению  ПРОГРАММЫ.

Второе. Программа.

Оздоровительно-образовательные программы организаций отдыха и  оздоровления детей разрабатываются в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008; инструктивными письмами Минобрнауки РФ ( от 14.04.2011г. № МД-463/06, от 26.10.2012 № 09-260, от 01.04.2014 № 09-613, от 18.11.2015 № 09-3242); «Стратегией развития воспитания в российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р г.Москва); с постановлением Правительства Сверловской области № 900-ПП от 07.12.2017 «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года».

В данном документе рекомендована следующая структура:

Титульный лист.

Информационная карта программы.

Пояснительная записка:

актуальность программы,

новизна программы,

понятийный аппарат программы.

Краткая характеристика участников программы.

Педагогическая идея программы.

Целевой блок программы: цель, задачи, предполагаемые результаты

программы.

Критерии и способы оценки качества реализации программы.

Содержание и средства реализации программы:

логика развития содержания по этапам (направлениям программы),

модель игрового взаимодействия,

система мотивации и стимулирования участников программы,

содержательные и организационные особенности детских объединений.

Кадровое обеспечение программы. Партнеры реализации программы.

Специфика регионального взаимодействия.

Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы.

Особенности материально-технического обеспечения.

Список литературы, использованной при разработке программы и не-

обходимой при ее реализации.

Оформление титульного листа как правило, не вызывает затруднений

На титульном листе программы указываются: учредитель, осуществляющий координацию деятельности образовательного учреждения; наименование собственника учреждения; название учреждения, полное название программы, предполагаемые сроки реализации программы (год, номерасмен); данные о разработчиках (Ф.И.О., должность автора (авторов) программы); год разработки программы, грифы утверждения и, при необходимости, согласования.

Пояснительная записка любой программы раскрывает значение этой программы для целевой аудитории (актуальность) и ее отличительныеособенности (новизну,  педагогическую целесообразность, особенности).

Зачастую авторы программ подменяют актуальность программ описанием красот и возможностей летнего отдыха детей. Совершенно очевидно,что летний отдых обладает огромным оздоравливающим, воспитательными развивающим потенциалом, но в программе необходимо указать какойименно потенциал летнего отдыха будет реализован, какими средствамии зачем это необходимо детям, родителям и педагогам детского лагеря.

Новизна программы. Важной частью пояснительной записки являетсявыделение отличий созданной программы от реализованных ранее или ужеимеющихся.

Все особенности программы, отражающие ее новизну, это не цель,а средство достижения ожидаемых результатов программы в конкретныхусловиях. Поэтому авторам очень важно показать, каким образом эти особенности повышают эффективность программы и работают на достижениезаявленных результатов.

 

Таким образом, актуальность и новизна программы проистекают изанализа ситуации и определения проблем, на решение которых направленадеятельность.

Понятийный аппарат программы описывает состояние данной проблемы в педагогической теории и практике (анализ литературы) и раскрываетте понятия, которые авторы используют в содержании программы.

Если иначе, то авторам программы необходимо в пояснительной записке ответить на вопросы: почему возникла необходимость в этой программе для этих детей в данном учреждении, поселке, деревне, городе, области?

в чем уникальное своеобразие (изюминка) данной программы и ее конкурентные преимущества? чем данная программа интересна ребенку и родителю?

Педагогическая идея программы раскрывает видение авторами концептуальной основы данной программы. Чаше всего педагогическая идея формулируется как гипотеза, подтверждением которой являются результаты реализации программы.В процессе построения гипотезы создаются представления о возможных связях между исследуемыми явлениями.Иными словами, педагогическая идея – это замысел авторов программы, который стержневой нитью пронизывает все остальные структурные компоненты программы.

При формулировании педагогической идеи авторам необходимо дать ответ на ряд вопросов: насколько доступно и понятно представлена педагогическая идея? соответствует ли он названию программы? насколько понятно: за какие изменения в детях авторы берут на себя ответственность? какими средствами они планируют эти изменения получить? понятно ли родителям, на каком качестве в развитии ребенка делается акцент?

 

Целевой блок программы: цель, задачи, предполагаемые результаты.

Существует множество определений понятия «цель», но все они в той или иной степени констатируют связь цели и ожидаемого результата.

Таким образом, цель – это представление о желаемом результате нашей деятельности или деятельности других людей, а формулировка цели – это описание представления о данном результате.

Нужно помнить, что ЦЕЛЬ, во-первых, это конкретизация педагогической идеи, во-вторых, формулировка цели должна отображать конечный результат реализации программы, в-третьих, цель должна быть достижима в рамках лагерной смены  и должна быть в области возможностей педагогического коллектива, т.е. на достижение цели должны быть интеллектуальные, административные и другие ресурсы. Формулировка цели должна быть понятной лаконичной. Цель не должна расходиться с актуальностью, понятийным аппаратом, содержанием программы.

 

Чаще всего цель формулируется через отглагольное существительное(воспитание, развитие, формирование, сохранение, поддержка, расширение, возрождение и т.п.)

Формулировка цели может конкретизироваться описанием способа ее  достижения, например: сохранение здоровья воспитанников через развитие двигательной активности, сохранение национальной культуры через приобщение к традициям своего народа, формирование опыта эффективной коммуникации посредством погружения в ролевую (игровую) среду.

Очень важно отметить, что часто авторы предпочитают формулировать цель как, например,создание условий для полноценного развития личности в условиях детского оздоровительного лагеря. Очевидно, что такой вариант постановки цели не указывает на конкретные результаты деятельности лагеря.

Во-первых, что может пониматься авторами под «полноценным развитием личности»?

Это широкое понятие включает в себя все процессы развития и социализации личности, определить конкретные ожидаемые результаты не представляется возможным. Во-вторых, формулировка «создание условий»предполагает, что в учреждении будут созданы условия (какие?).

Ошибки при формулировке цели:

 - формулировка не связана с педагогической идеей, раскрытой в пояснительной  записке программы и/или с содержанием программы.

- цель непонятно или неграмотно сформулирована, глобальна, не отображает конечный результат программы, не соответствует её временным рамкам.

- длинная формулировка цели.

- использовать «формулу» построения цели.

 

ЦЕЛЬ = глагол или словосочетание, управляющее педагогической деятельностью + предмет педагогического взаимодействия + объект педагогической деятельности + ведущее средство.

Глаголом или словосочетанием, управляющим педагогической деятельностью, могут быть следующие слова: "формирование", "развитие", "актуализация", "обогащение", "приобщение", "совершенствование", "обеспечение", "содействие", "вовлечение" и т.д.

Помните: развивают то, что врожденно, и формируют то, что приобретено!

Предмет педагогического взаимодействия (направленность развития и/или формирования личности ребенка) основная суть программы, которая была обоснована в пояснительной записке. В программах детских лагерей встречаются: "лидерская позиция", "патриотические чувства", "опыт социального взаимодействия", "лидерский потенциал", "ценность активной жизненной позиции", "ценность здорового образа жизни", "гражданственность", "патриотизм" и т.д.

Объект педагогической деятельности - ребенок, подросток.

Ведущим средством программы может быть, например, журналистская деятельность, краеведение, театральная деятельность, творческая деятельность и т.д.

Вот пример цели, выстроенной по данной "формуле": "формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность".

Формулирование задач.

 Следующий этап работы авторов - это формулирование задач.

 

Задачи определяют шаги по достижению цели (промежуточные результаты программы) и формулируются в виде глаголов, так как подразумевают действия. Задачи в программе конкретизируют цель и определяютнаправления, условия, мероприятия, направленные на достижение целей и ожидаемых результатов программы. Формулировка отвечает на вопрос «что сделать?»

Предполагаемые результаты – это итоги программы, конкретизированные в виде реальных результатов, поддающихся оценке.

Таким образом, проектируя целевой блок программы, авторы должныответить на вопросы: корректно ли обозначен ожидаемый результат (предполагаемые изменения в ребенке)? можно ли получить его по итогам смены? можно ли оценить этот результат в количественных и качественныхпоказателях? соответствуют ли цель и задачи ожидаемому результату? отражена ли в целях, задачах и ожидаемых результатах педагогическая идея

программы?

Продолжая логику нашего примера, целевой блок программы можетвыглядеть так:

 

Цель программы: формирование и развитие навыков эффективной коммуникации через включение в активную игровую и коллективную деятельность.

Задачи:

обучить детей и подростков навыкам эффективной коммуникации;

создать организационные и педагогические условия, направленные на включение воспитанников в коммуникативное и игровое взаимодействие;

организовать мероприятия с детьми, направленные на формирование и развитие коммуникативных навыков, навыков коллективного взаимодействия;

развить инфраструктуру лагеря, способствующую созданию

психологического комфорта, раскрытию личностного потенциала в процессах общения (комната психологической разгрузки, клубы по интересам и т.д.);

обеспечить методическую и практическую помощь педагогическим работникам (например, обучение технологии проведения тренинговых занятий).

Предполагаемые результаты:

мотивация к собственному развитию, участию в коллективной деятельности, проявление социальной инициативы;

сформированость навыков эффективной коммуникации;

создание системы работы учреждения, направленной на включение воспитанников в коммуникативное и игровое взаимодействие.

Таким образом, можно сформулировать требования к целевому блоку программы:

1. Цели должны быть сформулированы как стратегический результатдеятельности.

2. Задачи должны раскрывать систему работы учреждения, направленную на достижение цели.

3. Предполагаемые результаты программы должны конкретизировать цель и представлять конечный продукт реализации программы, обладать свойствами достижимости, контролируемости и диагностичности.

Критерии и способы оценки качества реализации программы. Критериями оценки результатов реализации программы могут являться те аспекты, которые свидетельствуют о ее результативности, позитивном восприятии программы ее участниками, о качестве деятельности, организуемой для детей.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка,определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Показатель – наблюдаемый и поддающийся фиксированию результат.

 

Коротко можно определить следующие примерные критерии оценки качества реализации программы:

1. Уровень достижения заявляемых в программе результатов.

2. Уровень удовлетворенности детей, родителей.

3. Качество организации деятельности.

Это примерный перечень критериев оценки качества реализации программы. Авторы сами разрабатывают критерии и показатели результативности программы и производят самооценку собственной деятельности поданным критериям. Очевидно, что критерии должны отражать степень достижения поставленной цели и предполагаемых результатов программы через показатели, которые могут быть определены качественно или количественно.

Таким образом, проектируя данный раздел программы, авторы должны ответить на вопросы: возможно ли проконтролировать степень реализации цели? есть ли критерии для оценки ожидаемых результатов программы(цели)? понятны ли и выполнимы методики оценки результатов?

Содержание и средства реализации программы:

логика развития содержания по этапам (направлениям программы), модель игрового взаимодействия, система мотивации и стимулирования участников программы,содержательные и организационные особенности детских объединений.

Данный раздел программы, по сути, отражает систему работы учреждения, направленную на достижение предполагаемых результатов.

В этом разделе кратко описываются направления деятельности, описание смен, ключевые дела, формы, методы, технологии, подпрограммы,(кружки, творческие мероприятия, игры и т.д.), мероприятия, при помощи которых будет осуществляться реализация программы. В этой части программы не важны сроки, они будут указаны в плане каждого года.

В этом разделе могут быть представлены сквозные проекты (подпрограммы), реализация которых направлена на достижение предполагаемых результатов. Например, проект (подпрограмма) «Гражданско-патриотическое воспитание». Он реализуется в каждой смене через серию дел и мероприятий. Могут быть кратко описаны направления деятельности лагеря и механизм их реализации через систему работы по данным направлениям,

которые интегрируются в каждую планируемую смену.

Кроме этого, представляется избыточное количество проектов различных тематических, профильных смен, из набора которых формируется план работы лагеря на конкретный год.

Авторам необходимо гибко подходить к проектированию смен так,чтобы отразить основную идею программу и иметь возможность для вариативности ее реализации в каждом году.

Чем больше вариантов реализации своих возможностей и потребностей будет предложено участникам, тем больше вероятность того, что программа будет реализована в полном объеме и ожидаемые результаты будут достигнуты. Важно представить всю работу лагеря в виде системы, которая раскрывается в направлениях, подпрограммах, проектах смен.

Особой популярностью пользуются тематические, профильные смены,которые реализуются через сюжетно-ролевую игру. При такой форме организации деятельности каждый ребенок оказывается в необычной для себя ситуации, ему предлагаются другие правила, законы, традиции и другие ценности, и он может выбрать для себя и другой образ жизни, и новую социальную роль. У организаторов летнего отдыха детей появляется возможность моделирования ситуации не только в рамках детской организации, детского коллектива, но и исторических, литературных, экономических, фантастических сюжетах

Мы предлагаем представлять описание смены в виде таблицы, отражающей аспекты содержательного наполнения данного раздела программы.

 

Кадровое обеспечение программы. Партнеры реализации про-

граммы. Специфика взаимодействия.

Успешность реализации программы напрямую зависит от целевой,концептуальной, содержательной проработанности; учета интересов и потребностей детей, их возрастных возможностей, уровня развития; имеющихся в наличии ресурсов; подготовленности и настроя кадров на работу в режиме сотворчества.

 

В данном разделе программы целесообразно описать распределение функционала между сотрудниками лагеря, систему взаимодействия между ними. Кроме этого, здесь может быть приведен перечень требований к подготовке воспитателей, вожатых. Если в лагере существует система внутрикорпоративного обучения, то желательно описать содержание и способы ее реализации как до начала летнего периода, так и в процессе реализации содержания смен.

Зачастую реализация целей и задач программы требует привлечения ресурсов других организации, организации межведомственного взаимодействия. При необходимости привлечения сторонних организаций можно указать, как социальные партнеры помогают в достижении целей и задач реализации программы.

Таким образом, в данном разделе нет необходимости перечислять весь кадровый состав лагеря и всех партнеров по реализации деятельности.

Важно описать, как подготовленность кадрового состава и помощь партнеров помогает достигать предполагаемые результаты реализации программы.

Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы

Данный раздел раскрывает систему работы лагеря, направленную на информирование широкой общественности об особенностях и возможностях реализуемой программы. Для этого может использоваться сайт учреждения, буклеты, публикации в СМИ, дни открытых дверей и подобные мероприятия. Кроме того, важно описать внутреннюю систему информирования всех участников лагерной смены (анонсы смен, ключевых дел и мероприятий, режим и деятельность внеотрядных объединений, выставок, итоги конкурсных мероприятий и пр.), организацию методической помощи воспитательному составу и способы быстрого реагирования при возникновении нестандартных ситуаций.

В целом содержание данного раздела раскрывает ответы на вопросы:

указаны ли способы информирования общественности о возможностях программы лагеря? как функционируют постоянные и сменные стенды лагеря? где можно обнаружить анонсы мероприятий, план смены, дня и промежуточные отзывы детей, родителей, педагогов? где и как презентуются работы детей? как организовано информирование педагогов? где и как они могут получить методическую помощь?».

Особенности материально-технического обеспечения программы

Именно этот раздел программы, как правило, вызывает меньше всего вопросов проектировщиков программ. Большинство авторов описывают все материальные объекты, находящиеся на территории лагеря и с гордостью презентуют свои особенные достижения в этой области. Это бесспорно очень важно, материально-технические условия помогают в значительной степени реализовать задумки педагогического коллектива, но так как этот раздел является частью программы, очень важно указать, какие именно условия позволяют создавать предполагаемые результаты программы.

Проектируя этот раздел программы, необходимо определить, сколько стоит качественный результат, и осветить на следующие вопросы: указано ли материально-техническое обеспечение, необходимое для организации

качественного развивающего и воспитательного процесса? указаны ли формы мотивации педагогов и сотрудников лагеря? кто дает финансы и есть ли привлечение средств или других ресурсов за счет социального партнерства?

Последним разделом программы авторы оформляют библиографический список, требования к которому очень хорошо описаны в методических рекомендациях.

Приложения являются практическим подтверждением заявленных в программе утверждений. Именно в приложениях можно представить режим дня, систему традиционных мероприятий, результаты диагностик, программы по обучению кадров, методические рекомендации для вожатых и т.д.

Таким образом, проектирование программы деятельности учреждения отдыха и оздоровления детей – это сложный творческий процесс, требующий осмысления запросов и возможностей, целей, задач и способов их достижения, а также продумывания того, как цели и задачи будут реализовываться в рамках каждой лагерной смены.

Практический анализ программ в ходе экспертизы выявил основные недостатки программ:

цели слишком общие, не конкретные;

выделение большого количества задач;

неопределенность ресурсного обеспечения;

размытость результатов проекта;

отсутствие описания механизмов достижения цели;

алогичность в структуре материала;

отсутствие диагностического инструментария к измерению результатов.

 

Литература и интернет-ресурсы

1. Байбородова, Л.В. Технологии педагогической деятельности в допол-

нительномобразовании : учебное пособие / Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова;

под общ. ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. – 345 с.

2. Дворцова, Н.Б. Инновационные идеи в моделировании воспитательной

системы образовательного учреждения : учебно-методическое пособие /

Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. – Саратов : Научная книга, 2005. – 32 с.

3. Степанов, Е.Н. Программирование деятельности по созданию воспита-

тельной системы класса / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2012. –

№ 1.

4. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспи-

тания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.

5. Копытина, О.И. Организация работы в оздоровительном лагере: теория

и методика : учеб.-метод. пособие / О.И. Копытина, М.Л. Самойлова ; М-воХочу такой сайт

образования и науки Российской Федерации, Курганский гос. ун-т. – Курган :

КГУ, 2011. – 116 с.

6. Лаврентьева, З.И. Международное сотрудничество лагерей /

З.И. Лаврентьева // Народное образование. – 2014. – № 2. – С. 51–54.

7. Моделирование деятельности ДОЛ [Электронный ресурс]. – Режим до-

ступа: http:www.summercampo.ru (дата обращения: 08.04.2017).

8. Методические рекомендации по разработке программы развития обра-

зовательной организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://gigabaza.ru/doc/152068.html (дата обращения: 08.04.2017).

9. Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления

детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров)

[Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 г. № 09-

260 «О методических рекомендациях». – Режим доступа:

http://osdusshor.ru/media/dokumenty/letniy-otdykh/pismo-minobrnauki-rossii-ot-

26-oktyabrya-2012-g-n.pdf (дата обращения: 08.04.2017).

10. Фролов, В.В. Настольная книга директора детского оздоровительного

лагеря / В.В. Фролов. – Воронеж : Департамент образования, науки

и молодежной политики Воронеж. обл., 2012. – 201 с.

11. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива

в летнем оздоровительном лагере : метод. пособие / авт.-сост. Н. П. Царёв–

СПб. : ЛОИРО, 2013. – 91 с.

12. Панченко, С.И. Отдых и оздоровление детей в условиях рынка: тен-

денции развития / С.И. Панченко // Народное образование. – 2015. – № 2. –

С. 13–17.

13. Суховейко, Г.С. Организация детского отдыха и оздоровление: по су-

ти / Г.С. Суховейко // Российское образование. – 2014. – № 2. – С. 31–33.

14. Фришман, И.И. Идеи современных российских концепций организа-

ции летнего отдыха и подростков / И.И. Фришман // Внешкольник. – 2013. –

№ 1.

Особенным механизмом реализации общелагерной деятельнос­ти являются

тематические дни.

Тематическим днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия связанные единой тематикой. Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман.

Тематический день — это система­тизированный день, в основу которого положена определенная идея. Содержание тематических дней определяется:

· идеей смены;

· содержанием смены;

· общечеловеческими ценностями;

· знаменательными датами, празднование которых предстоит

· год проведения смены, а также важными вехами в истории человечества.

К примеру, тематические дни могут называться так: День Земли, День Мира, День Человека, День Отечества, День Знаний, День Труда, День Культуры. В контексте сюжетно-ролевой игры эти дни могут стать своеобразными праздниками.

Разработка тематического дня осуществляется с учетом следующих моментов:

1. Логики развития ценностных ориентации, определяющей три основных этапа этого процесса — знание о ценности, отношение к ценности, организация поведения в соответствии с этой ценностью. Тематический день, таким образом, должен предусматривать дела, способствующие формированию представлений о той или иной ценности, дела, способствующие формированию положительного отношения к этой ценности, и дела, участвуя в которых, подросток будет оказываться в ситуации выбора способа поведения, причем один из вариантов выбора будет способствовать ориентации на обозначенную ценность.

2. В рамках тематического дня необходимо предусматривать организацию дел различных:

· по содержанию деятельности: познавательные, экологические, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.;

· по направленности — социально и личностно значимые;

· по форме организации: формы работы, в основе которых лежит организация коммуникативного взаимодействия; игровая деятельность; организация целенаправленного восприятия; создание информационного продукта; соревновательность, конкурсность; познавательная деятельность; организация предметно-практической деятельности; организационно-ритуальная деятельность; наконец, комплексные формы работы, включающие в себя любые предшествующие.

3. Организация тематических дней должна предусматривать логическое включение в их содержание традиционных дел лагеря.

4. Организация тематического дня должна предусматривать проведение не только общелагерных дел, но и отрядных, и межот­рядных, определенных тематикой дня.

5. При организации тематического дня важно определить уча­стки работы не только для отряда-организатора, но и для других отрядов.

Разработка тематического дня включает:

1. Определение названия дня.

2. Определение основных общелагерных дел, их планирование и распределение поручений на этапе их подготовки.

3. Методические рекомендации по проведению отрядных дел в рамках тематического дня.

4. Организацию основных режимных моментов в соответствии с темой дня.

5. Разработку модели художественно-эстетического и музыкаль­ного оформления основных дел и в целом предметной среды лагеря.

6. Совокупность приемов создания и поддержания эмоциональ­но-нравственной атмосферы в течение дня.

В рамках смены может быть самое разное содержательное наполнение тематических дней:

1. День человека:

· диспут «Герой нашего времени»;

· праздник спорта и искусства «Малые Олимпийские игры»;

· школа выживания;

· дневник эволюции человечества;

· беседа «Человек — дитя природы»;

· создание общества прав ребенка (темы для обсуждения: «Что значит быть человеком», «Как научиться жить среди людей», «Азбука жизни дома, в школе, на улице, в стране, в обществе», «Я — ребенок, я — человек: мои права и обязанности», «Что важнее - выполнять обязанности или соблюдать права?», «Закон и люди», «Кто защищает мои права?»);

· ток-шоу «За гражданские права, честь и достоинство»;

· фестиваль «Должны смеяться дети»;

· вечер «Что в имени тебе моем...»;

· «Школа здоровья»;

· работа творческих мастерских «Семь граней «Я»;

2. День Земли:

· беседа-практикум о состоянии природы, об экологии;

· экскурсии в природу;

· акции в защиту природы;

· теоретико-практические занятия «Уроки природы»;

· экологический митинг «Во имя жизни»;

· разработка проекта на тему «Экологическая защита города» и его реализация в лагере;

· конкурс экологических плакатов «Я +»

· разработка проекта «Экологическая ситуация в области»;

· ролевая игра «SOS» — экологическая акция по спасению территории вокруг лагеря;

· академия экологических знаний;

· уроки общения с природой;

· смотр агитбригад «Охраняй окружающую среду»;

· «Путешествие по ближнему зарубежью» (исследование достопримечательностей ближайшего леса);

· проект сооружения памятника «В защиту зеленого друга»;

· проект «Легендарное место» (обследовать местность, придумывать название и легенду необычного места);

· продуктивно-познавательная игра на местности «Экологический бумеранг»;

· тематические огоньки «Судьбы едины».

3. День Отечества:

· знакомство с жизнью выдающихся людей;

· путешествие по Золотому кольцу России;

· конкурс гербов;

· игра-путешествие «По деревням и селам»;

· праздник славянской письменности;

· фестиваль «Вехи»;

· заочное путешествие «Губернская экспедиция»;

· диспут-клуб «Я — патриот!?»;

· фольклорный праздник «Берендеевы поляны»;

· интеллектуальная игра «Поле русской славы».

4. День мира:

· клуб интернациональной дружбы;

· игра «Конфликт»;

· встреча с участниками военных действий;

· конкурс военной песни; дискуссия на тему «Толерантность»;

· информация о современном оружии;

· просмотр фильмов о войне и их последующее обсуждение;

· конкурс рисунков «Мир»;

· «Спорт — посол мира» — спортивный праздник;

· ассамблея «Планета людей»;

· историко-литературный вечер «Великие граждане Земли»;

· спортивно-познавательная игра на местности «Полигон экстремальных условий».

5. День Знания:

· устный журнал «По следам великий открытий»;

· Марафон интеллектуальных игр;

· конкурсная программа «Интеллект — шоу»;

· конкурс «Почемучек»;

6. День Труда:

· конкурс «Операция «Уют»;

· ролевая игра «Тимур и его команда»;

· конкурс комиксов «Как труд создал из обезьяны человека»;

· «В гостях у Самоделкина» (праздник труда);

· операция «Вперед, спасатели» (спасение территории от мусора);

· экономическая игра «Ярмарка творческих услуг»;

· операция «Разведай. Выполни. Сообщи»;

· конкурс защиты профессий «Профи-шоу».

7. День Культуры:

· диспут «Добро и зло»;

· ярмарка искусств;

· конкурс авторской песни;

· путешествие по странам, знакомство с их культурой;

· практикумы по этикету;

· театр Петрушки;

· игра «Разноцветная планета» (встреча с семьями разных народов);

· лирический вечер;

· КТД «Маскарад»;

· русские посиделки;

· художественные салоны — музыкальный, литературный, живопись, скульптура, дизайнерский и т.д.;

· фестиваль творчества юных; , школа вежливых наук;

· открытие «Дизайн-интерьер клуба», разработка проектов оформления комнат и их воплощение;

· праздник изысканных удовольствий;

· познавательно-творческая игра «Кругосветная регата»;

· Фестиваль танца «Танцевальный фейерверк».

8. День Семьи:

· составление генеалогического древа отряда;

· игра «Моя семья»;

· диспут «Отцы и дети»;

· устный журнал «Книга солнечных фамилий»;

· отрядный огонек «Сбор у семейного очага».

Какие еще тематические дни можно провести в лагере:

· ДЕНЬ ИМЕНИННИКА

· ДЕНЬ ВЕСНУШЕК

· ДЕНЬ НАОБОРОТ или день непослушания. Девочки становятся мальчиками, вожатые образуют отряд детей, зарядку проводят после ужина и т.д.

· ДЕНЬ СМЕХА

· ДЕНЬ НЕВЕРОЯТНЫХ РЕКОРДОВ в спорте, в еде, в чем - угодно.

· ДЕНЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

· КАРНАВАЛ В БРАЗИЛИИ

· ЦАРСТВО ЦАРЯ ГОРОХА

· ДЕНЬ БЕРЕНДЕЯ

Полезные ссылки:

http://vlager.edu.ru/legal/

https://ems.chel-meteor.ru/konkurs-luchshaya-programma-organizatsii-otdyha-i-ozdorovleniya-2019/

http://old.turcentrrf.ru/vserossiyskiy-konkurs-luchshaya-programma-organizatsii-detskogo-otdykha-2018

https://ems.chel-meteor.ru/konkurs-luchshaya-programma-organizatsii-otdyha-i-ozdorovleniya-2019/ 

http://vlager.edu.ru/top-100/2014

http://www.anichkov.ru/official/exp/klasternaya_model_metod_sopr_DOL.pdf

https://summercamp.ru/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%28%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8%29
https://ems.chel-meteor.ru/wp-content/uploads/2017/04/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D1%82%D0%B4%D1%8B%D1%85%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%9D.%D0%9F..pdf

https://vk.com/topic-58772612_36370910


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».