Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Пишу красиво» Возраст обучающихся: 7-9 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель: Астраханцева Анастасия Николаевна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2024 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Направленность программы – социально-гуманитарная Дополнительная общеобразовательная программа «Пишу красиво» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678- р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере 2 «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 11. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е. Е. Дерягиной; 12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Почерк – это «манера писать, характер начертания букв в письме. Каллиграфия же (в переводе с греческого) – это красивый почерк (kallos «красота», graphe «писать»). Каллиграфию часто называют искусством красивого письма, искусством изображения слова. Актуальность Каллиграфия незаметно помогает научиться самоанализу, формирует веру в себя, желание и упорство в достижении целей. В процессе письма активно развивается мелкая моторика, во время каллиграфических упражнений активизируются те зоны головного мозга, которые «спят» во время работы на клавиатуре компьютера или при письме шариковой ручкой, активно работает и развивается механизм анализа причинно-следственных связей, трехмерное видение. Предметом каллиграфии является умение выводить красивые буквы, человек получает эстетическое удовольствие, а школьники перестают относиться к письму как к каторжной работе, становятся более усидчивыми. Уровень усвоения программы – базовый. Педагогическая целесообразность образовательной программы. Программа «Пишу красиво» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации исследовательской деятельности, выполнении проектной работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести практические навыки. В процессе обучения, обучающиеся получат дополнительные знания в области литературы, истории, русского языка, изобразительного искусства что, в конечном итоге, изменит картину восприятия учащимися гуманитарных дисциплин. Программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в ее реализации. Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к письму, повышать стимул к обучению. Все это способствует более интенсивному усвоению 3 знаний, приобретению умений и совершенствованию навыков каллиграфического письма. Программе свойственна развивающая направленность. Это означает, что заданное в программе и подлежащее освоению детьми содержание знаний и практических действий способствует проявлению и становлению интересов к познанию, обогащает ребенка и выявляет его индивидуальные возможности. Это, как правило, практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, написание. Принципы отбора содержания образовательной программы. Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей): - принцип единства развития, обучения и воспитания; - принцип систематичности и последовательности; - принцип доступности; - принцип наглядности; - принцип взаимодействия и сотрудничества; - принцип комплексного подхода. Отличительные особенности программы. Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – использовании специальной среды (программы), которое позволяет не только решать дидактические задачи гуманитарной направленности, но отвечает запросам ребенка, способствует его развитию. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс. Подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания. В период школьного обучения каллиграфия, прямо или косвенно, взаимодействует с другими дисциплинами. Это способствует выстраиванию устойчивых межпредметных связей. Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 7-9 лет. Набор детей в объединения – свободный. Особенности организации образовательного процесса. Программа объединения предусматривает групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10 человек. является бесплатной для обучающихся. 4 Формы обучения по образовательной программе. Форма обучения – очная. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество часов в год - 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут. Недельная нагрузка на одну группу – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу. 5 Объем и срок освоения образовательной программы. Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы требуется 72 часа. Основные методы обучения. В современных технологических условиях процесс обучения требует методологической адаптации с учетом новых ресурсов и их специфических особенностей. Участие в образовательных событиях позволяет обучающимся пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения. При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом. Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели. Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие: 1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж; 2 часть – практическая работа обучающихся, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности; 3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению материала. Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других. Учебные дискуссии обогащают представления обучающихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания. Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать 6 последствия тех или иных действий и принять решение. Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся: - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся; - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.). Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях. При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы: - проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений); - объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий); - репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности); - словесный – рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания); - стимулирования (соревнования, выставки, поощрения. Цели и задачи программы Цель: развитие познавательной активности средствами каллиграфии. Задачи: Образовательные: - учить писать быстро, правильно, красиво. - формировать гигиену письма; -умение ориентироваться на листе бумаги, умение проводить графический анализ буквы. Развивающие: - способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение). 7 - развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей. Воспитательные: - воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительного отношения к процессу письма. - прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться. - воспитывать у обучающихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; - формировать коммуникативные умения и навыки. Планируемые результаты Предметные: - научатся писать быстро, правильно, красиво. - сформируется гигиена письма; -сформируется умение ориентироваться на листе бумаги, умение проводить графический анализ буквы. Метапредметные: - разовьются основные процессы мышления (анализ, синтез, сравнение). - разовьется мелкая моторика пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей. Личностные: - сформируется прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительное отношение к процессу письма. - сформируется любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться. - сформируется настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; - сформируются коммуникативные умения и навыки. Механизм оценивания образовательных результатов. 1. Уровень теоретических знаний. - Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. - Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы. 8 - Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. 2. Уровень практических навыков и умений. Низкий уровень. При выполнении практического задания требуется постоянная помощь педагога. - Средний уровень. Нуждается в пояснении и помощи педагога, но способен после объяснения к самостоятельным действиям. - Высокий уровень. Самостоятельно выполняет задание. Для выявления уровня усвоения содержания программы проводится текущий контроль в виде сравнения фактических результатов освоения программы в конце освоения модуля. Итоговый контроль проводится в виде практической работы (по окончанию освоения программы). Обучающиеся участвуют в различных конкурсах и выставках. Формы подведения итогов реализации программы. Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде контрольного среза знаний освоения программы в конце освоения модуля. Итоговый контроль проводится в виде промежуточной (по окончанию каждого года обучения) или итоговой аттестации (по окончанию освоения программы). Текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения. Пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия. Рефлексивный контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения. Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в форме практических работ, творческих работ учащихся, конкурсов, выставок. Самооценка и самоконтроль используется как определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Формы отслеживания образовательных результатов: работа по «плану», сравнение с образцом, методическая разработка и журнал посещаемости. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: практические работы, конкурсы, выставки, открытое занятие. 9 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Название раздела, темы 1. 2. Введение Обводим и рисуем. Штрихуем 4 12 2,5 6 1,5 6 3. Каллиграфическое рисование 10 5 5 4. Линии. Элементы букв. 12 5,5 6,5 5. Штриховка. Буквы. 12 6 6 6. Буквы 12 5 7 7. Работа с перьевыми ручками 6 3 3 8. Творческая деятельность 4 1 3 72 34 38 Итого Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля Входной: собеседование Текущий: наблюдение, выполнение практической работы Текущий: наблюдение, выполнение практической работы Текущий: наблюдение, выполнение практической работы Текущий: наблюдение, выполнение практической работы Текущий: наблюдение, выполнение практической работы Текущий: наблюдение, выполнение практической работы Текущий: наблюдение, выполнение практической работы СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (72 часа, 2 часа в неделю) Тема 1. Введение – 4 ч. Теория: понятие «каллиграфия», инструменты и материалы для каллиграфии; правила правильной посадки, положения карандаша, тетради; знакомимся с понятиями: лево, право, между, впереди, за, верхний, нижний. Практика: учимся правильно сидеть, держать карандаш, тетрадь; учимся ориентироваться в пространстве. Тема 2. Обводим и рисуем. Штриховка – 12 ч. Теория: виды штриховок. Практика: обводим и рисуем, штрихуем картинки горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями, петлеобразные линии, овалы, круги, зигзаги. Тема 3. Каллиграфическое рисование. Штриховка – 10 ч. Теория: понятие «орнамента»; последовательность движений при написании элементов. Особенности написания строчных букв. Практика: заполняет пространство листа; самостоятельно решает поставленную творческую задачу в разных каллиграфических формах; 10 испытывает потребность выразить красоту окружающего мира красотой линии на листе бумаги. Тема 4. Линии. Элементы букв – 12 ч. Теория: элементы букв: «точка», «прямая», «дуга»; правила построения бордюров: 1. трансляция; 2. отражение; 3. инверсия. Практика: отработка линий и элементов букв в прописях и тетрадях в частую косую линию. Правописание букв. Тема 5. Штриховка. Буквы. – 12 ч. Теория: осваивает разнообразные формы линий, понятие «орнамента»; осваивает последовательность движений при написании элементов; особенности написания строчных букв. Практика: Заполняет пространство листа; самостоятельно решает поставленную творческую задачу в разных каллиграфических формах; испытывает потребность выразить красоту окружающего мира красотой линии на листе бумаги. Тема 6. Буквы – 12 ч. Теория: Разнообразные формы линий, понятие «орнамента»; последовательность движений при написании элементов. Особенности написания строчных букв. Практика: анализируют образец изученной буквы, выделяют элементы; анализируют написанную букву, группу букв воспроизводят форму 11 изученной буквы по алгоритму; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине. Тема 7. Работа с перьевыми ручками – 6 ч. Теория: особенности написания букв стальным пером, нажимы и завершение написания букв. Правила размещения текста в рамках рабочего пространства листа. Работа с межстрочным пространством. Выносы графики за поля листа. Исправление ошибок в написании. Практика: анализируют образец изученной буквы, выделяют элементы; анализируют написанную букву, группу букв; воспроизводят форму изученной буквы по алгоритму; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона пера. Раздел 8. Творческая деятельность 4 ч. Теория: вспомнить все изученные ранее правила написания букв; ознакомление с различными видами шрифтов, декоративная роль шрифта. Практика: исправление графических недочетов; мастер-класс на тему «Различные шрифты», украшение шрифтом открытки; написание итоговой работы; организация выставки ученических работ. Тематическое планирование № Тема занятий п/п Количест во часов 1 Что такое каллиграфия? 1 2 Учимся правильно сидеть, держать карандаш, тетрадь. 1 3 Знакомимся с понятиями: лево, право, между, впереди, за, верхний, нижний. Учимся ориентироваться в пространстве. 1 4 5 6 1 1 Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики) Штрихуем картинки горизонтальными, вертикальными и наклонными 1 линиями 7 Штриховка картинок. Придумываем свои направления штриховки 1 8 9 10 Знакомство со строкой. Обводка картинки и линии в строке Обводим и рисуем горизонтальные линии. Обводим и рисуем вертикальные линии. 1 1 1 11 12 13 Обводим и рисуем наклонные линии. Рисуем спирали Рисуем круги и овалы 1 1 1 14 15 16 Рисуем дорожки Обводим и рисуем зигзаги Обводим и рисуем различные линии в картинках. 1 1 1 17 Обведение рисунков по контуру. Виды обводок. 1 12 18 19 Все виды штриховок и обводок. Рисование забора. Созерцание каллиграфии в природе. Каллиграфическое рисование. Рисование крючков. 1 1 20 Созерцание каллиграфии в природе. Каллиграфическое рисование. Округлые элементы. Заполнение пространства листа. 1 21 22 23 Делай как я. Повторение заданных фигур узора Безотрывное рисование по контуру Точка, точка, запятая – работа по клеточкам 1 1 1 24 Орнамент, как основа каллиграфии. Орнаменты из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. Повторяем и закрепляем умение штриховать картинки разными линиями Все виды штриховок и обводок. Контрольное задание. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Прямая наклонная линия с закруглением внизу. Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. 1 25 26 27 28 29 1 1 1 1 1 31 32 Полуовалы большие и маленькие. Письмо наклонной линии с закруглением внизу. Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо на одинаковом расстоянии. Упражнения для работы над высотой букв. Штрихование. Упражнения для работы над формой букв. Калька. 1 1 33 Прямые линии с закруглением внизу и вверху. 1 34 Прямые с петлей внизу, на строке, наверху. 1 35 Графический диктант «От простого к сложному» 1 36 Овалы и полуовалы большие и маленькие 1 37 38 Практическое занятие. Написание основных элементов букв. Забавные мордашки. Рисование с использованием элементов букв. 1 1 39 Упражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я Упражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё 1 41 Упражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж, С, Э 1 42 Упражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Сравнительные характеристики элементов букв У, Ч Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) 1 Штриховка по шаблону. Упражнения для работы над формой букв. «Шапочка» в заглавных буквах. Упражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Сравнительные характеристики элементов букв П, Т 1 30 40 43 44 45 13 1 1 1 1 46 47 48 49 50 51 52 53 Упражнения для работы над формой букв. Последовательность написания заглавной и строчной букв. Упражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Сравнительные характеристики элементов букв И, Ш Упражнения для работы над формой строчных и заглавных букв. Сравнительные характеристики элементов букв Ц, Щ Штриховка. Списывание. Развитие моторного навыка с помощью разных видов штриховки 1 Штриховка. Списывание. Развитие моторного навыка с помощью разных видов штриховки Письмо буквы Б, б. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Написание строчной буквы г. Написание заглавной буквы Г Умелые ручки. Лепка элементов букв, складывание букв. 1 1 1 1 1 1 1 54 Письмо заглавной и строчной букв: к, К 55 Написание букв Ш, ш и слов с ними. 1 1 56 1 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Письмо буквы Ю. Отработка навыков письма, развития навыка письма двумя руками одновременно. Письмо буквы Я. Отработка навыков письма, развития навыка письма двумя руками одновременно. Заглавная буква «Н». Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения. Заглавная буква «К». Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения. Повторение основных элементов букв. Алфавит Списывание текста. Отработка каллиграфии письма и орфографической зоркости. Списывание текста. Отработка каллиграфии письма, орфографической зоркости. Повышение скорости письма. Правила посадки при письме. Положение руки и ручки. Работа с перьевой ручкой и чернилами. Письмо вертикальных и горизонтальных линий. Правила посадки при письме. Положение руки и ручки. Письмо длинных наклонных линий и букв с длинной наклонной линией А, Л, М, Н. Ориентирование на строке. Штрихи. Письмо длинных наклонных линий и букв с длинной наклонной линией Т, П, Р, И, Ш. Практическое занятие. Написание основных элементов букв. Алфавит. 67 Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы. 68 Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы. 69 Работа по устранению графических недочетов. 70 Списывание с печатного текста 71 Творческая мастерская: «Волшебная ручка» 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 72 Конкурс по чистописанию. 1 ИТОГО: 72 ч. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Режим деятельности 1. Начало учебного года Продолжительность учебного 2. периода на каждом году обучения 3. Продолжительность учебной недели 4. Периодичность учебных занятий 5. Кол-во часов 6. Окончание учебного года 7. Период реализации программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Пишу красиво» 02 сентября 36 учебных недель 5 дней 2 раза в неделю 72 часа 31 мая 02.09.2024-31.05.2025 Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы. Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают: − учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; − вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся); − формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; − формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников. Материально-технические условия (обеспечение). Компьютер 1 шт., Проектор 1 шт., Интерактивная доска 1 шт. Акустическая система - 1 Раздаточный материал: карточки с графическими рисунками, шаблоны. 15 Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.) . Кадровые. Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Оценочные и методические материалы. Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения входной, текущей и итоговой аттестации обучающихся. Аттестационный материал составлен в соответствии с целями и задачами дополнительной образовательной программы: что ребѐнок должен знать, уметь к концу учебного года. Аттестация проводится каждый год обучения в течение года трижды: - входящая - вторая неделя обучения, - текущая - в середине учебного года (декабрь-январь); - итоговая - май. Входная аттестация проводится с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора обучающихся. Текущая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы дополнительного образования. Итоговая аттестация включает в себя комплексное тестирование. По итогам реализации программы обучающиеся выполняют зачетные, творческие работы. Входная, промежуточная и итоговая аттестация знаний детей проводится с помощью тестирования. Методическое обеспечение Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции: − электронные учебники; − экранные видео лекции, − видеоролики; − информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеобразовательной программе. По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся. Уровневая дифференциация образовательной программы. Учебный процесс организован на основе учета индивидуальных особенностей личностей, т.е. на уровне его возможностей и способностей. 16 Способы дифференциации предполагают использование разных способов организации деятельности детей, работа дифференцируется по степени самостоятельности, по степени и характеру помощи учащимся, по характеру учебных действий. Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. Варианты заданий в данной образовательной программе отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объемом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять. Каждый обучающийся имеет доступ к любому из уровней, что определяется его стартовой готовностью к освоению образовательной программы 17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы Нормативные правовые акты 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599. 3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597. 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 «Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. Для педагога дополнительного образования: 8. Потапова Е. Н. Радость познания: Книга для учителя / Е. Н. Потапова. - М.: Просвещение, 2000. 9. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа. - №5, 2009. 10. Галанов А.С. Развивающие игры для дошкольников. – М.: Астпресс книга, 2006. – 304 с. 11. Решетова Т.А. Модели при обучении первоклассников чтению и письму // Начальная школа. - №8, 2010. Для обучающихся и родителей 12. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. // Нач. шкл. – 1999. - №8. 13. Потапова Е. Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя). 14. Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2014. 15. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый 18 учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011. 16. Карнаухова Г. И. Красиво писать — красоту творить // Начальная школа. – 1997. №5. С. 37-39 17. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. // Нач. шк. – 1990. №4. 18. Носова Е. Игры и упражнения с логическими блоками. /Е. Носова // Обруч. – 2001. - № 2. – С. 12-19. 19. Овчинникова Л. Графические диктанты. // Обруч. – 2001. – №2. – С. 8-15. Интернет-ресурсы 20. Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru 21. Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru 19