Страна эмоций 24-25

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Страна эмоций
возраст обучающихся: 5-7 лет
срок реализации: 1 год
объем программы: 144 часов

Автор составитель:
Кривошеина Анастасия Евгеньевна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2024

2

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е.
Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).

3

Направленность программы – социально-гуманитарная, так как она
ориентирована на развитие общей и психологической культуры детей,
интеллектуальных способностей, носит ярко выраженный креативный
характер, предусматривает возможность эмоционального развития и
творческой самореализации детей с учетом их потенциала и мотивации.
Актуальность
Программа актуальна, поскольку дает возможность каждому
воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир эмоций, проявлять
и реализовывать свои способности. Освоение программного материала
стартового уровня предполагает получение обучающимися первоначальных
знаний об эмоциональном интеллекте. Данная программа знакомит
обучающихся с миром эмоций, где у детей постепенно развивается
способность к осознанию эмоций - как своих, так и окружающих.
Развивается зрелость и эффективность эмоциональных реакций, формируется
состояние доверия к себе и к миру, повышается самооценка и улучшается
социализация. Дети учатся использовать эмоции, как ресурс для
эффективного познания, мышления и принятия решений. Формируются
смысловые установки развития личности. Атмосфера неформального
общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой инициативы,
нестандартности, гибкости мышления, способствует развитию личностных
качеств ребёнка, его мотивации к познанию, основных психических
процессов мышления, внимания, памяти, воображения и их свойств;
наблюдательности и фантазии.
Развитие человеческого капитала — одна из наиболее важных задач
дополнительного образования.
Эмоциональная
грамотность
нужна
ребенку,
чтобы
быть
психологически здоровым, хорошо усваивать новое, легко находить общий
язык с разными людьми: друзьями, родителями, педагогами, родными. Уметь
управлять своими эмоциями, без капризов и раздражения реагировать на
разные жизненные ситуации, научиться справляться со страхами и правильно
выражать неприятные эмоции (гнев, обиду, страх), планировать и достигать
цели.
Именно благодаря развитию эмоционального интеллекта дети будут
чувствовать себя уверенно в сложном, быстро меняющимся и
непредсказуемом мире.
Данная программа направлена на подготовку современного, активного,
эмоционально развитого ребенка, способного к свободной коммуникации,
уверенного в своих силах, умеющего успешно адаптироваться к
изменяющейся действительности.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней
сочетается продуктивность и познавательность. Программа предусматривает
различные формы работы с обучающимися, наблюдение за окружающим
миром и миром эмоций, развивая эмоциональную культуру, эмоциональное
состояние ребенка.

4

Адресат
Данная программа предназначена для детей 5-7 лет.
Программа построена с учетом возрастных психофизических
особенностей данного возраста, который характеризуется проявлением
активности, инициативы и познавательной активности, дополнениями
известных образов деталями на основе новых впечатлений.
Ребенок дошкольного возраста активно интересуется собой и другими
детьми, взрослых, проявляет исследовательскую любознательность. Он
внимательно рассматривает окружающие его объекты, стремится узнать у
взрослого больше новых интересных сведений о них.
Дети дошкольного возраста могут устанавливать взаимосвязи между
действиями и эмоциями, переход из одного эмоционального состояния в
другое.
В группе одновременно могут находиться от 10 до 20 детей.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 мин. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю –
4 часа. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения программы:
Объём программы –144 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Уровень сложности программы - стартовый. Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: очная, возможно дистанционное обучение.
Виды занятий: беседа, лекция, практические занятия.
Формы подведения итогов: открытое занятие.
Итогом освоения программы является выполнение творческих работ на
предложенную тему, в которой ребенок применяет полученные знания и
умения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие эмоционального интеллекта средствами познавательной
и игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с миром эмоций;
-сформировать умение понимать чувства и эмоции;
-расширить кругозор;
-сформировать умение контролировать свои эмоции и управлять ими.

5

Развивающие:
- способствовать формированию и развитию умений и навыков
исследовательской и познавательной деятельности;
- развивать способности учащихся, познавательные процессы
(вниманием, мышлением, памятью, воображением) через организацию
предметно-творческой деятельности;
-развивать умение чувствовать и понимать эмоции.
-развитие умения конструктивно и продуктивно общаться
Воспитательные:
- сформировать положительное отношение к миру;
-повысить потребность в развитии эмоционального интеллекта:
- способствовать успешной социализации;
Планируемые результаты
Предметные:
- познакомятся с миром эмоций;
-сформируется умение понимать чувства и эмоции;
-расшириться кругозор;
-сформируется умение контролировать свои эмоции и управлять ими.
Метапредметные:
- сформируются и разовьются умения и навыки исследовательской и
познавательной деятельности;
- разовьются способности учащихся, познавательные процессы
(вниманием, мышлением, памятью, воображением) через организацию
предметно-творческой деятельности;
-разовьется умение чувствовать и понимать эмоции.
-разовьются умения конструктивно и продуктивно общаться
Личностные:
- сформируется положительное отношение к миру;
-повысится потребность в развитии эмоционального интеллекта:
- сформируется успешная социализация;
1.3. Учебно-тематический план
№
п/п

Тема

Введение
1. Знакомство
2. Человек
3. Коллектив
4. Дружба

Количество часов

Формы контроля/
аттестации

Всего
4
20

Теория
2
6

Практика
2
Беседа
Творческий проект
14
Игра
14

20

6

20

4

16

Проект

28

4

24

Игра

6

5. Эмоции
6. Творчество
Итоговое занятие
ИТОГО

28

4

24

Игра

20

2

18

Выставка

4

2

2

Открытое занятие

144

30

114

Содержание учебно-тематического плана
Введение
Теория: Знакомство детей с тематикой программы, целями и
задачами курса.
Практика: Игра «Я и эмоции»
1.Знакомство
Теория: Приветствие и эмоции. Знакомство и особенности эмоций. Культура
знакомства.
Практика: Мое имя. Моя группа. Игра «Имена» я люблю, мы любим.
Творческая работа
2. Человек
Теория: Индивидуальность и уникальность эмоционального мира человека.
Важность и умение рассказывать о своих эмоциях. Разные люди — разные
эмоции.
Практика: Мое настроение» Экспресс-самодиагностика; «Однажды; «Сад
моей души». «Волшебное путешествие». «Как ухаживать за Садом души».
«Домики для эмоций».
3. Коллектив — это место, где мне хорошо.
Теория: Повторение материала предыдущего занятия. Осознание детьми их
собственных предпочтений.
Практика: Игра «Я уже подружился». История из будущего. Наш корабль.
Творческое задание. Игра «Мы». Игра «Сколько нас». Игра «Рад видеть».
Эмоции в наших парусах. Работа в тетради. Правила. Правило
«Пожалуйста». Игра «Я люблю всех своих родных».
4. Дружба
Теория: что, если ты не похож на меня. Уникальность человека. Дружба. Как
работать вместе. Знакомство с информацией о важности совместной работы и
необходимости согласованных действий в командной работе. Как услышать
другого. Как понять другого. Как понять, что человеку нужна поддержка.
Как поддержать другого. Как помочь другому. Как попросить о помощи.
Как решать конфликты. Эмоциональная поддержка.
Практика: «Мое настроение». Экспресс-самодиагностика. «Зеркало».
Эмоциональная гимнастика; Стихотворение «Пожалуйста, добрым будь»;
«Как поддержать словами». Игра «Говорящий взгляд»;

7

5 . Эмоции
Теория: Сад души. Эмоции. Знакомство с базовыми эмоциями, словами,
помогающими выразить свое внутреннее состояние. Почему мы радуемся и
как. Ситуации, вызывающие радость. Пантомимические признаки радости.
Почему и как мы грустим. Причины грусти и ее проявление. Злость и ее
мимические проявления. Страх. Причины страха. проявления страха.
Интерес и его проявление. Понимание своего эмоционального состояния в
настоящий момент времени. Сила эмоций. Приятные и неприятные эмоции.
Знакомство с информацией о значении любых эмоций для человека, о
важности управления эмоциями. Эмоции, которые хочется спрятать. Когда
злость бывает полезной.
Практика: Цветы моих эмоций. Работа в группе. Круги эмоций.. Игра «Море
эмоций волнуется». «Мы рисуем эмоции». Игра «Мой цветок».
Эмоциональная гимнастика «Я радуюсь, когда…» Гимнастика радости.
Динамичное упражнение. «Как порадовать других?». «Что радует моих
близких». «Эмоция в Саду души». «Однажды…» «Радостные лица». «Я
тоже» Игра. «Волна радости» Игра. «Радостные слова и возгласы» игра. «Мое
настроение» Экспресс-самодиагностика. «Однажды…» «Радостные лица».
«Я тоже» Игра. «Волна радости». «Мое настроение». Экспресссамодиагностика; «Однажды…» Как выглядит злость. «Где живет злость?».
«Напряженны, расслабленный». Техника саморегуляции. «Мое настроение».
Экспресс-самодиагностика; «Однажды…»;«Что если..» На что похожи мои
эмоции. «Портреты эмоций». «Ситуации». Работа в группах.
6. Творчество
Теория: Знакомство с информацией, как выражать эмоции через поэтический
текст и иллюстрации. Я рисую стихи. Мои планы и достижения.
Обсуждение чего детям удалось достичь, что узнать и чему научиться в
течение учебного года; чему дети хотят научиться за лето.
Практика: «Мое настроение». Экспресс самодиагностика; «Мой учебный
год». «Путь моих достижений». «Я горжусь». «Фейерверк». Техника
саморегуляции; «Хочу научиться». «Мой план на лето». Семейное задание.
Итоговое занятие
Теория: Эмоции и ребенок. Мир эмоций. Взрослый и ребенок.
Практика: Игра «Страна эмоций».
1.4. Воспитательный потенциал программы
Цель: мотивация к познанию и развитию себя, как важного
компонента в развитии гражданственности и патриотизма.
Задачи воспитательной работы:
− познакомить обучающихся с миром эмоций и особенностями
развития личности ребенка в современном мире, менталитетом народов
России;
− формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины,
как важной составляющей личностного роста;

8

− формировать самостоятельную способность к познанию и развитию
себя на базе полученных знаний.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с миром
эмоций, смогут демонстрировать желание познавать и развивать свой
внутренний мир, научатся осознавать важность познания наследия Родины.
Обучающиеся научатся распознавать эмоции и управлять своими эмоциями.
Формы проведения воспитательных мероприятий: игра, открытое
занятие.
Методы воспитательного воздействия:
• метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
• метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
№ Основные
характеристики
п/п образовательного процесса
1 Количество учебных недель
36
2 Количество учебных дней
3 Количество часов в неделю
4
4 Количество часов в учебном году
144
5 Недель в I полугодии
16
6 Недель во II полугодии
20
7 Начало занятий
2 сентября
8 Каникулы
9 Выходные дни
10 Окончание учебного года
31 мая
11 Сроки проведения аттестации
12 Режим занятий
4 раза в неделю по 1
академическому часу (30 минут)
2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
1. Помещение для занятий – просторное, хорошо освященное и
проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
2. Оснащенность кабинета:
–
столы;
–
стулья;
–
доска;
–
шкафы для хранения пособий, реквизита, материалов;
II.

9

–
компьютер;
–
осветительные приборы.
3. Технические средства обучения: компьютер, проектор.
4.
Материалы,
необходимые
для
реализации
программы
(предоставляются родителями):
ножницы, линейки, простые карандаши,
цветная бумага разной фактуры, картон цветной, картон белый,
полоски для квиллинга, офисная белая бумага, бумажные салфетки;
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или
среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению
"Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия:
Подборка заданий развивающего и творческого характера, разработки
по занятиям;
Дидактические и демонстрационные материалы (иллюстрации,
карточки, таблицы, схемы, рисунки, чертежи и образцы элементов изделий).
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней
сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в
зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–
обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
–
учесть интересы и предпочтения обучающегося,
–
.
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме
беседы.
Цель – выявление первоначальных знаний и представлений о эмоциях
человека, построение индивидуальных траекторий усвоения программы.
Оценка качества освоения предметной составляющей производится
после завершения каждой темы программы. В систему мониторинга входит:
− самостоятельная работа – это целенаправленное восприятие
какого-либо педагогического явления в естественных условиях, когда
обучающиеся не знают, что за ними наблюдают;
− оценка образовательных результатов обучающихся. Проводится

10

анализ результатов деятельности обучающихся. Для подтверждения
положительной динамики развития эмоционального интеллекта можно
использовать результаты в различных творческих мероприятиях.
Оценка качества освоения личностных и метапредметных
составляющих программы проводится как в начале, так и в конце учебного
года. Используется метод педагогического наблюдения, беседа, опрос.
На основании мониторинга появляется возможность определить у
детей, уровень сформированности базовых знаний и умений, необходимых
для обучения, который позволяет определить ближайшие зоны развития
обучающихся, а также скорректировать образовательный процесс.
Проведение в течение всего учебного года оценки эффективности влияния
форм и методов обучения на уровень образовательных результатов позволяет
определить степень сформированности личности и развитие эмоциональной
сферы, вектор нравственно-этической составляющей, а также уровень
регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов учащихся.
Итоговый контроль знаний обучающихся проводится по окончанию
обучения по программе с целью выявления уровня развития эмоционального
интеллекта и личностных качеств ребенка, их соответствия прогнозируемым
результатам программы.
По итогам диагностического контроля заполняются диагностические
карты с указанием уровней для каждого обучающегося по перечисленным
показателям.
Пример диагностической карты для педагога:
№ ФИО

1
2
…

Знания и Кругозор
умения в в
мире
эмоционал эмоций
ьной сфере

Умения и навыки
познавательной и
исследовательско
й деятельности

Положител
ьное
отношение
к миру

Социал Навыки
изация позитив
ного
общения

11

III.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Перечень литературы для педагога
1.. Бренифье О. Что такое свобода? — М.: Clever, 2012.
2. Бренифье О. Что такое чувства? — М.: Clever, 2014.
3. Бренифье О., Деспре Ж. Главная книга противоречий. — Clever, 2012.
4. Бренифье О., Деспре Ж. Любовь и дружба. — М.: Clever, 2013.
5. Вант Хал Д. Творческое воспитание. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Эксмо-Пресс, 2003.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, 2016.
8. Готтман Джон, Деклер Джоан. Эмоциональный интеллект ребенка. — М.:
Манн, Иванов и Фербер, 1997.
9. Грей П. Свобода учиться. Игра против школы. — М.: Манн, Иванов и
Фербер, 2016. 12. Грин Р. В партнерстве с ребенком. Как слышать друг друга
и вместе находить решения. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
10. Горский В.А.Примерные программы внеурочной деятельности. - М.:
Просвещение, 2010г.
11.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение,
2010г.
12. Кон А. Воспитание сердцем. Без правил и условий. — М.: Манн, Иванов
и Фербер, 2019.
13. Корчак Я. Несерьёзная педагогика. — М.: Самокат, 2019.
14. Кэмерон Д., Лайви Э. Художник есть в каждом. Как воспитать творчество
в детях. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
15. Монсе Д. Монстры под кроватью. — М.: Альпина Паблишер, 2017.
16. Мурашова Е. В. Все мы родом из детства. — М.: Самокат, 2019.
17. МОиН РФ. ФГОС второго поколения. - М.: Просвещение, 2010г.
18.Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 2000г.
19.Особенности развития детей 6–7-летнего возраста / под ред. Д. Б.
Эльконина, А. Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1988.

12

20. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. —
СПб.: Питер, 2016.
21.Пидкасистый П.И. Методы и формы контроля в педагогике. - М.:
Просвещение, 2000г.
22.Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2002г.
23. Пейн Б. Как искусство может сделать вас счастливее. — М.: Манн,
Иванов и Фербер, 2018.
24. Петрановская Л. В. Большая книга про вас и вашего ребенка. — М.: АСТ,
2017.
25. Рапсон Джеймс, Инглиш Крейг. Похвалите меня. Как перестать зависеть
от чужого мнения и обрести уверенность в себе. — Альпина Паблишер, 2014.
26. Робинсон Кен, Ароника Лу. Школа будущего. Как вырастить талантливого
ребенка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
27. Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. — София, 2018.
28. Смирнова Т. И. Воспитание искусством или искусство воспитания. — М.,
2007.
29. Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. — М.: Первое сентября, 2012.
30. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? — М.: Генезис, 2010.
31. Чистякова М. И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова — М.:
Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
32. Шуэ М. Научить ребенка думать. — М.: Эксмо, 2012.
33. Шаталов А.А. Психолого-педагогическая диагностика качества
образования. - М.: «Школьные технологии», 2008г.
34.Шоган В.В. Технология личностно ориентировано урока. - Ростов на
Дону: Учитель, 2003г.
35. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. — СПб.:
Питер, 2018.

13

Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных
представителей)
1.Артюх Ирина. Развиваем эмоциональный интеллект детей 6-7 летМ.:Эксмодетство, 2020.
2.Галецкая О.В, Азаринна Т.Ю.-М.: Развиваем эмоциональный интеллект
детей 5-6 лет.-М.:Эксмо, 2020.
3. Киселева.Т., Сергиенко Е., Хлевная Е.-Азбука эмоций. М.:АСТ,2021.
4.Кедрова Наталия.-Азбука эмоций»М.: Редкая птица, 2021.
5.Рупосова М., Работа над ошибками или давайте ошибаться правильно.М.:Алльпина, 2002.
6.Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В. Лабиринты души.-М.:Академический
проспект,2020.
7.Шиманская, Виктория. Цветная книга эмоций. Рисуем с
Монсиками.М.:Э,2017.
8.Шиманская Виктория., Где живут эмоции. -М.:Манн, Иванов и
Фербер,2021.
9.Шиманская Виктория., Знакомься, это ты!М.: Манн, Иванов и Фербер,2022.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».