Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной
Творческий китайский клуб «Мандаринка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 72 часа
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Трошкова Ксения Анатольевна
Екатеринбург, 2025 г.
2
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы ...........................................3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................. 8
1.3. Учебный (тематический) план ...................................................................... 9
1.4. Содержание учебного (тематического) плана ........................................... 11
1.5. Планируемые результаты ............................................................................. 14
2. Комплекс организационно-педагогических условий ................................. 16
2.1. Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год ......................... 16
2.2. Условия реализации программы .................................................................. 17
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы ................................................ 19
Список литературы ............................................................................................ 20
3
I. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Творческий китайский клуб «Мандаринка» (далее – программа) в
соответствии со следующими нормативно-правовыми актами Российской
Федерации:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ;
3. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 № 809;
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года» от 7 мая 2024 года №309;
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» от 26.12.2017 № 1642 (ред.21.02.2025);
6. Постановление
Правительства
Свердловской области
«Об
утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года» от 18.09.2019 № 588-ПП;
7. Постановление
Правительства
Свердловской области
«Об
утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания
граждан в Свердловской области на период до 2035 года» от 07.11.2019 № 761ПП;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023
№ 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой
трансформации образования, относящейся к сфере деятельности
Министерства просвещения Российской Федерации и признании утратившим
силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р»;
11. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019
№ 375 «О разработке стратегий социально-экономического развития
4
административно-территориальных единиц муниципального образования
«город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов)
Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»;
12. Постановление Администрации города Екатеринбурга «Об
утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование –
стандарт «Пять звезд» от 07.06.2022 №1523;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
17. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года» от 30.03.2018 №
162-Д;
5
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ» от 5 августа 2020 г. № 882/391;
21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
27.07.2022 № 629;
23. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование» (Письмо Минпросвещения России от 19.01.2022 N ДГ2054/06);
24. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
25. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Уровень освоения: стартовый.
Актуальность программы состоит в том, что в современных условиях
активного развития международных отношений и укрепления сотрудничества
между Россией и Китаем особую значимость приобретает раннее обучение
детей китайскому языку. Изучение китайского языка в возрасте с 7 до 10 лет
особенно эффективно, поскольку именно этот период считается оптимальным
для освоения иностранных языков. Дети этого возраста отличаются природной
любознательностью, отсутствием психологических барьеров при изучении
нового языка и развитыми способностями к имитации, что значительно
облегчает процесс обучения. Программа не только формирует базовые
языковые навыки, но и способствует всестороннему развитию личности
ребенка. Изучение китайского языка развивает память, внимание, логическое
мышление, а также формирует толерантное отношение к другой культуре.
Дети получают возможность познакомиться с традициями, обычаями и
культурным наследием Китая, что расширяет их общий кругозор и
способствует формированию целостного мировоззрения. Важным аспектом
актуальности программы является то, что она соответствует современным
тенденциям в образовании, направленным на раннее языковое развитие детей.
Использование инновационных методик обучения, игровых технологий и
6
комплексного подхода делает процесс изучения китайского языка интересным
и эффективным для детей младшего школьного возраста.
Адресат программы: программа предназначена для детей младшего
школьного возраста от 7 до 10 лет.
Возрастная группа детей 7-10 лет характеризуется специфическими
особенностями развития, которые важно учитывать при организации занятий
китайским языком:
Физическое развитие:
Активность: Дети проявляют высокую двигательную активность,
любят двигаться и играть.
Мелкая моторика: Развитие мелкой моторики продолжается активно,
что позволяет осваивать письмо иероглифов постепенно.
Психологическое развитие:
Любопытство и интерес: Высокий уровень любопытства и стремление
узнавать новое, легко воспринимают яркие впечатления и интересные занятия.
Восприятие
материала:
Лучше
усваивается
информация,
представленная наглядно и эмоционально ярко – использование игровых
форматов, песен, рисунков.
Внимание: Короткий период концентрации внимания, необходимость
частых переключений между видами деятельности.
Память: Преобладает механическая память, дети хорошо
запоминают материал при многократном повторении.
Эмоциональное развитие:
Эмоциональная нестабильность: Возможна быстрая смена
настроения, высокая чувствительность к поощрениям и критике.
Стремление к успеху: Важна положительная оценка взрослых и
сверстников, чувство успеха стимулирует дальнейшее обучение.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических
часа с обязательным перерывом 10 минут (1 академический час – 40 минут).
Объем программы: 72 академических часа.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество обучающихся: 10-12 человек.
Особенности набора: программа предусматривает свободный набор
детей школьного возраста, желающих начать изучать китайский язык.
Уровень подготовки не требуется, так как программа рассчитана на освоение
китайского языка «с нуля».
Особенности организации образовательного процесса: структура
занятий тщательно продумана и включает три основных блока: теоретическую
7
часть, практическую работу и игровую деятельность. Такой формат позволяет
удерживать внимание детей и эффективно усваивать материал. Программа
опирается на учебник «Легкий китайский язык для детей», который
адаптирован под возрастные особенности учащихся. Материал подается в
доступной форме с использованием иллюстраций, игровых заданий и
интерактивных упражнений.
Программа подразумевает стартовый (ознакомительный) уровень.
Форма обучения: групповая, индивидуально-групповая, работа в парах,
мини-группах.
Виды занятий: теоретическая работа, беседа, практическое занятие,
игра, мастер-класс и др.
Формы подведения итогов реализации программы: тест,
контрольная работа.
8
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование базовых навыков китайского языка у
детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
1. Освоение базовых фонетических правил китайского языка.
2. Изучение основных иероглифов и их написания.
3. Развитие навыков аудирования и произношения.
4. Формирование базовых навыков чтения и письма.
5. Овладение элементарной разговорной речью.
6. Изучение базовых грамматических конструкций.
Развивающие задачи:
1. Тренировка памяти и внимания.
2. Развитие логического мышления.
3. Развитие способности к концентрации.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Воспитание аккуратности и ответственности.
6. Развитие способности к самоорганизации и самостоятельности.
Воспитательные задачи:
1. Формирование уважительного отношения к культуре других
народов.
2. Воспитание чувства коллективизма.
3. Развитие трудолюбия.
4. Развитие устойчивого интереса к изучению языка.
5. Формирование положительной мотивации к обучению.
6. Воспитание стремления к саморазвитию.
9
Учебный (тематический) план
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
1
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
2
1
1
2
Главы 1-2.
Числительные.
4
2
2
3
Глава 3.
Приветствие и
прощание.
4
2
2
4
Глава 4. Спасибо и
извините.
4
2
2
5
Глава 5. Как тебя
зовут?
4
2
2
6
Глава 6. Семья.
4
2
2
7
Глава 7. Сколько
тебе лет?
4
2
2
8
Глава 8. Цвета.
4
2
2
9
Глава 9. Школьная
форма.
4
2
2
10
Контрольный урок.
2
-
2
11
Глава 10. Как ты
выглядишь?
4
2
2
12
Глава 11. Домашние
животные.
4
2
2
13
Глава 12. Фрукты и
овощи.
4
2
2
14
Глава 13. Еда и
напитки.
4
2
2
15
Глава 14. Школьные
принадлежности.
4
2
2
Формы
аттестации/контроля
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
10
16
Глава 15. Мой дом.
4
2
2
17
Глава 16. Моя
комната.
4
2
2
18
Повторение.
6
4
2
19
Контрольный урок.
2
-
2
ИТОГО
72
35
37
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение,
практическая работа
11
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Теория. Ознакомительная беседа о китайском языке и культуре.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Игры на знакомство, викторины на знания китайской
культуры.
Тема 2. Главы 1-2. Числительные.
Теория. Основы китайского произношения.
Практика. Изучение пиньиня, тонов и основных черт иероглифа,
навыки аудирования, чтения и говорения, первый набор слов из урока:
числительные.
Тема 3. Глава 3. Приветствие и прощание.
Теория. Основы написания китайского иероглифа.
Практика. Изучение пиньиня и тонов, навыки аудирования, чтения и
говорения, изучение структуры иероглифа, количества черт и ключей, новый
набор слов из урока: приветствие и прощание.
Тема 4. Глава 4. Спасибо и извините.
Теория. Порядок слов в китайском языке.
Практика. Изучение пиньиня, тонов и грамматики, навыки
аудирования, чтения и говорения, написание иероглифов, новый набор слов из
урока: спасибо и извините.
Тема 5. Глава 5. Как тебя зовут?
Теория. Вопросительные предложения.
Практика. Изучение пиньиня, тонов и грамматики, навыки
аудирования, чтения и говорения, написание иероглифов, новый набор слов из
урока: как тебя зовут?
Тема 6. Глава 6. Семья.
Теория. Счетные слова.
Практика. Изучение пиньиня, тонов и грамматики, навыки
аудирования, чтения и говорения, написание иероглифов, новый набор слов из
урока: как тебя зовут?
Тема 7. Глава 7. Сколько тебе лет?
Теория. Глаголы в китайском языке, отрицание.
Практика. Изучение пиньиня, тонов и грамматики, навыки
аудирования, чтения и говорения, написание иероглифов, новый набор слов из
урока: сколько тебе лет?
Тема 8. Глава 8. Цвета.
Теория. Вопросительные слова.
12
Практика. Изучение пиньиня, тонов и грамматики, навыки
аудирования, чтения и говорения, написание иероглифов, новый набор слов из
урока: цвета.
Тема 9. Глава 9. Школьная форма.
Теория. Глагол-связка 是.
Практика. Изучение пиньиня, тонов и грамматики, навыки
аудирования, чтения и говорения, написание иероглифов, новый набор слов из
урока: школьная форма.
Тема 10. Контрольный урок.
Практика. Самостоятельная работа по пройденному материалу.
Тема 11. Глава 10. Как ты выглядишь?
Теория. Служебная частица 的.
Практика. Изучение пиньиня, тонов и грамматики, навыки
аудирования, чтения и говорения, написание иероглифов, новый набор слов из
урока: как ты выглядишь?
Тема 12. Глава 11. Домашние животные.
Теория. Частица 了.
Практика. Изучение пиньиня, тонов и грамматики, навыки
аудирования, чтения и говорения, написание иероглифов, новый набор слов из
урока: домашние животные.
Тема 13. Глава 12. Фрукты и овощи.
Теория. Обстоятельства времени.
Практика. Изучение пиньиня, тонов и грамматики, навыки
аудирования, чтения и говорения, написание иероглифов, новый набор слов из
урока: фрукты и овощи.
Тема 14. Глава 13. Еда и напитки.
Теория. Вопросительные предложения.
Практика. Изучение пиньиня, тонов и грамматики, навыки
аудирования, чтения и говорения, написание иероглифов, новый набор слов из
урока: еда и напитки.
Тема 15. Глава 14. Школьные принадлежности.
Теория. Локатив (местоположение) 里.
Практика. Изучение пиньиня, тонов и грамматики, навыки
аудирования, чтения и говорения, написание иероглифов, новый набор слов из
урока: школьные принадлежности.
Тема 16. Глава 15. Мой дом.
Теория. Грамматика 还有.
13
Практика. Изучение пиньиня, тонов и грамматики, навыки
аудирования, чтения и говорения, написание иероглифов, новый набор слов из
урока: мой дом.
Тема 17. Глава 16. Моя комната.
Теория. Указательные местоимения.
Практика. Изучение пиньиня, тонов и грамматики, навыки
аудирования, чтения и говорения, написание иероглифов, новый набор слов из
урока: моя комната.
Тема 18. Повторение.
Теория. Общее повторение пройденного материала по всему учебнику.
Практика. Упражнения по пройденному материалу из всего учебника.
Тема 19. Контрольный урок.
Практика. Самостоятельная работа по пройденному материалу.
14
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Фонетическая сторона:
1. Правильное произношение основных звуков и тонов китайского
языка.
2. Умение различать тоновые модели.
3. Владение базовым набором фонетических упражнений.
Лексическая сторона:
1. Активный словарный запас 200-300 слов.
2. Знание основных фраз приветствия и прощания.
3. Понимание базовой лексики по темам: семья, числа, цвета, еда и т.д.
Грамматическая сторона:
1. Освоение простых грамматических конструкций.
2. Умение строить элементарные предложения.
3. Понимание базовых правил словообразования.
Письменная речь:
1. Знание основных черт иероглифов.
2. Умение писать простые иероглифы.
3. Освоение системы пиньинь.
Метапредметные результаты:
Познавательные умения:
1. Развитие памяти и внимания.
2. Формирование логического мышления.
3. Умение работать с информацией.
4. Способность к анализу и синтезу.
Регулятивные умения:
1. Планирование учебной деятельности.
2. Самоконтроль и самооценка.
3. Способность к самостоятельной работе.
Коммуникативные умения:
1. Навыки общения на китайском языке.
2. Умение вести диалог.
3. Способность выражать свои мысли.
4. Навыки работы в группе.
Личностные результаты:
Культурное развитие:
1. Знакомство с культурой Китая.
2. Формирование толерантного отношения к другой культуре.
3. Развитие межкультурной компетенции.
15
4. Понимание культурных особенностей.
Личностное развитие:
1. Формирование мотивации к изучению языка.
2. Развитие любознательности.
3. Воспитание уважения к другим народам.
4. Развитие творческих способностей.
16
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
№
Основные характеристики
п/п
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4 Количество часов в учебном году
5
Недель в I полугодии
6
Недель во II полугодии
7
Начало занятий
8
Выходные дни
9
Окончание учебного года
10
Режим занятий
36
36
2
72
16
20
1 сентября
4 ноября, 31 декабря - 11 января,
23 февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая
31 мая
1 раз в неделю по 2
академических часа (1
академический час – 40 минут)
17
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый и
освещенный класс.
Удобная мебель: парты и стулья.
Доска (меловая или интерактивная).
Компьютер/ноутбук с выходом в интернет.
Мультимедийный проектор.
Экран или интерактивная доска.
Аудиосистема для воспроизведения материалов.
Принтер для печати дидактических материалов.
Информационное обеспечение:
Обучающие программы и приложения.
Аудиоматериалы.
Видеоматериалы.
Электронные учебники.
Тестирующие системы.
Интернет-ресурсы: образовательные платформы, языковые порталы,
культурологические сайты, словари и энциклопедии.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное или высшее образование (по
направлению, соответствующему направлению программы, реализуемой
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность)
и
отвечающими
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Информационно-дидактические материалы:
№ п/п
1
2
3
4
5
Название
Учебно-методический комплекс:
Учебник «Легкий китайский язык для детей», 1 часть
Рабочая тетрадь «Легкий китайский язык для детей», 1 часть
Сборник упражнений
Грамматический справочник
Наглядные пособия:
Таблица пиньинь
18
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Таблица тонов
Набор иероглифических карточек
Иллюстративный материал по темам
Раздаточные материалы:
Рабочие листы
Карточки с заданиями
Игры и упражнения
Тестовые материалы
Контрольные работы
Аудиовизуальные материалы:
Аудиозаписи диалогов
Видеоуроки
Мультфильмы на китайском языке
Песни и стихи
Методические разработки:
Планы занятий
Конспекты уроков
Методические рекомендации
Поурочные разработки
Все материалы должны соответствовать возрастным особенностям
учащихся и требованиям программы обучения. Необходимо регулярное
обновление
информационно-дидактических
материалов
с
учетом
современных тенденций в методике преподавания китайского языка.
19
Формы аттестации и оценочные материалы
Предусмотрено использование следующих форм отслеживания,
фиксации и предъявления образовательных результатов:
Способы и формы выявления результатов: выполнение тестов,
выступление обучающихся с диалогами и монологами.
Способы и формы фиксации результатов: журнал посещаемости.
Способы и формы предъявления и демонстрации результатов:
итоговое тестирование, итоговое занятие.
Оценочные материалы:
Текущий контроль: устный опрос, выполнение тестовых, письменных
заданий.
Итоговая оценка: контрольная работа.
В процессе обучения ведется промежуточный и итоговый мониторинг
для контроля освоения образовательного материала.
Сумма баллов результатов контрольной работы переводится в один из
уровней освоения образовательной программы согласно таблице:
Баллы
Уровень освоения программы
0-21 баллов
Низкий
22-41 баллов
Средний
42-50 баллов
Высокий
Формы проведения итогов по каждой теме общеразвивающей
программы соответствуют целям и задачам программы.
Личностные и метапредметные результаты отслеживаются посредством
наблюдения за динамикой развития обучающегося в процессе освоения
программы.
20
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Литература для педагога:
1. Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. – М.,1990.
– 256 с.
2. Алимов И. А. Срединное государство: введение в традиционную
культуру Китая. – М., 1998. – 287 с.
3. Баранова З. И. Большой китайско-русский словарь. – М., 2006. – 528
с.
4. Ван Луся, Старостина С. П. Китайско-русский словарь иероглифов.
– М., 2006. – 368 с.
5. Веселый китайский. Книга для учителя. Начальный этап. Пекин:
Higher Education Press, 2007. – 206 с.
6. Готлиб О. М. Лингвострановедение Китая. Учебное пособие. – М.,
2004. – 216 с.
7. Готлиб О. М. Практическая грамматика современного китайского
языка. – М., 2004. – 288с.
8. Демина Н. А. Чжу Канцзи. Учебник китайского языка.
Страноведение Китая. – М., 1998. – 351 с.
21
9. Демина Н. А. Методика преподавания практического китайского
языка. – М., 2006. – 88 с.
10. Основы китайского языка. Основной курс. – М., 1993. – 272 с.
11. Захаров В. Ю., Захарова И. В. Детская энциклопедия по Китаю. –
Ростов н/Дону, Краснодар, 2008. – 324 с.
12. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на
иностранном языке. – М., 1985. – 160 с.
13. Иванов И. А., Поливанов Е. Д. Грамматика современного
китайского языка. – М., 2001. – 304 с.
14. Кочергин И.В. Очерки лингводидактики китайского языка. – М.,
2012. – 184 с.
15. Кочергин И. В. Сборник тренировочных упражнений, контрольных
заданий и тестов по базовому курсу китайского языка. 2-е изд., исп. и доп. –
2005. – 298 с.
16. Кравцова М. Е. История культуры Китая. – Санкт-Петербург, 1999.
– 416 с.
17. Лысенко Н. П. Иероглифика: список иероглифов китайского языка.
– Омск, 2002. – 210 с.
18. Лысенко Н. П. Основы каллиграфии. – Омск, 2000. – 222 с.
19. Немировский А. Н. Мифы и легенды древнего Востока. – М., 1994.
– 132 с.
20. Омельченко О. А. Изучаем грамматику китайского языка. – М.,
2007. – 320 с.
21. Фусян Ван, Тяньгэ Ян Китайский язык. Вводный курс. – М., 2006.
384 с.
22. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. – М., 1985. – 527 с.
Литература для обучающихся/родителей:
1. Бардиер Г. А. Что касается меня… Сомнения и переживания самых
младших школьников. – СПб.: Речь, 2005. – 232 с.
2. Ма Яминь. Легкий китайский язык для детей, 1 часть. Сборник
упражнений. – Гонконг, 2014. – 128 с.
3. Ма Яминь. Легкий китайский язык для детей, 1 часть. Учебник. –
Гонконг, 2014. – 128 с.
4. Некрасова З. Н. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти.
– М.: София, 2010. – 416 с.
5. Обучающие материалы для изучения китайского языка (электронный
ресурс) // – URL: https://www.uchiyaziki.ru/index.php/izuchenie-kitayskogoyazika