Пластилинография, 2025-2026.pdf

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной

Дополнительная образовательнаяь общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Пластилинография»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Объем программы: 144 часа
Срок реализации: 1 год

Составитель: Ромашова Вера Александровна,

педагог дополнительного образования
первой категории

Екатеринбург, 2025 г.

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Пластилинография» разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ;
3. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 № 809;
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года» от 7 мая 2024 года №309;
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» от 26.12.2017 № 1642 (ред.21.02.2025);
6. Постановление
Правительства
Свердловской области
«Об
утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года» от 18.09.2019 № 588-ПП;
7. Постановление
Правительства
Свердловской
области
«Об
утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания
граждан в Свердловской области на период до 2035 года» от 07.11.2019 № 761ПП;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от
18.10.2023 № 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области
цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности
Министерства просвещения Российской Федерации и признании утратившим
силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р»;
11. Постановление Администрации города Екатеринбурга от
27.02.2019 № 375 «О разработке стратегий социально-экономического
развития административно-территориальных единиц муниципального
образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов
(подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»;

12. Постановление Администрации города Екатеринбурга «Об
утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование –
стандарт «Пять звезд» от 07.06.2022 №1523;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
17. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года» от 30.03.2018 №
162-Д;
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ» от 5 августа 2020 г. № 882/391;
21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
27.07.2022 № 629;
23. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование» (Письмо Минпросвещения России от 19.01.2022 N ДГ2054/06);
24. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
25. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Актуальность
Данная программа позволяет создать условия для самореализации
личности ребенка, выявить и развить творческие способности. Важная роль
отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего
места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному
обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Декоративное творчество является составной частью художественноэстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно
наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию
художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения.
На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся
складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно
способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает
широту интересов и любознательность, что «является базовыми
ориентирами федеральных образовательных стандартов».
При разработке программы был учтен уже имеющийся опыт работы
образовательного
учреждения
и
проанализированы
программы
дополнительного образования по художественному направлению.
Дети учатся договариваться, общаться, уступать, приобретают чувство
здоровой конкуренции, не менее важное для будущей жизни.
С точки зрения психических процессов, у детей происходит развитие
мышления, внимания, памяти. Активно включается логическое мышление в
играх на сортировку, группировку. Работая с мелкими деталями игр или
создавая поделки, развивается мелкая моторика, которая влияет на точность,
четкость действий, речевой аппарат.
Содержание программы является продолжением изучения смежных
предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в
освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со

следующими
направлениями
декоративно-прикладного
творчества:
пластилинография, бисероплетение, бумагопластика. Большое внимание
уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей
формируется творческая и познавательная активность.
Программа способствует:
 Развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и
характера;
 Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению
в жизни;
 Формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного
искусства в жизни;
 Освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
 Обучению практическим навыкам художественно – творческой
деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и
замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом
возможных художественных средств;
 Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы;
 Знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики,
и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Программа «Пластилинография» разработана на основе и с учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
в
области
изобразительного
искусства
«Живопись»,
«Декоративно-прикладное
творчество».
Программа «Пластилинография» дает возможность расширить и
дополнить образование детей в области изобразительного искусства.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в
плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет
кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей
жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка, умение
наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть и
видеть, но и создавать оригинальны
произведений,
отражающих
творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире,
ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице,
живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их
отыскать.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки
ребенка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои

чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребенок красиво писал, мастерил,
рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки пластичные материалы.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная
программа способствует: творческому развитию личности ребенка, умению
самостоятельно создавать творческие работы, адекватно оценивать свои
результаты в работе. Кроме того, программа призвана развивать
доброжелательное поведение, терпение в детях.
Условия реализации программы:
Форма проведения занятий: Занятия рекомендуется осуществлять в
форме групповых занятий численностью от 10 до 15 человек.
Групповая форма занятий позволяет
преподавателю
построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Программа имеет художественную направленность.
Срок реализации: программа рассчитана на один год обучения
Общий объем программы: 144 часа.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа. 1
академический час – 40 минут
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,
фронтальная, коллективное творчество.
Особенности организации образовательного процесса: занятия
включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность
обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Изложение
учебного
материала
имеет
эмоционально-логическую
последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке
удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения
работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике
безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят
деятельность и повышают интерес детей.
При создании пластилиновых картин следует придерживаться
следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру
мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще
не окрепшим ручкам младших школьников создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует
проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем

размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба
приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня
сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и
постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с
пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять
пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух
цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания
одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый –
смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять,
перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры,
цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В
зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло
или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы
придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка
смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.
Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются
различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов,
полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами
рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для
изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать
пластмассовые шприцы без игл. А также использовать подручные материалы:
колпачки, стержни от шариковых ручек, фломастеров, зубочистки, пуговицы
и др.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных или
цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии
выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед
ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их
уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в
освоении новой техники. Творчество должно доставлять радость общения,
познания, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить
взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг
перед другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и
усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить

физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный
эмоциональный настрой не только педагога, но и детей. Условием успешной
работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится
стимулом к творчеству. (Приложение 1 – Особенности работы с пластилином)
Адресат программы: обучающиеся младшего школьного возраста (710 лет). В возрасте 7-10 лет у детей происходят значительные
психофизиологические и познавательные изменения, которые влияют на их
возможности и подходы к занятиям декоративно-прикладным творчеством.
Основные особенности этого возрастного периода:
 Улучшение мелкой моторики рук, что позволяет выполнять более
сложные технические приемы (вырезание, лепка, раскрашивание).
 Способность к точной и аккуратной работе с инструментами и
материалами.
 Появление способности к самостоятельному поиску решений,
экспериментированию с материалами и техниками.
 Развитие воображения и фантазии, что способствует созданию
оригинальных изделий.
 Понимание эстетических принципов (цветовая гамма, композиция,
гармония).
 Повышенная концентрация внимания позволяет выполнять более
сложные и длительные работы.
 В то же время возможны периоды отвлеченности, требующие
мотивации и поддержки со стороны педагога.
 Желание проявлять индивидуальность через творчество.
 Стремление к совместной деятельности, обмену опытом с
одноклассниками.
 Повышенная чувствительность к результатам своей работы.
 Необходимость поощрения и поддержки для развития уверенности в
своих силах.
Форма подведения итогов реализации программы: беседа,
выполнение практических заданий; выставки работ обучающихся
(тематические, итоговые); подготовка работ для участия в творческих
конкурсах.
В процессе реализации программы допускается дистанционное
обучение. В этом случае применяется электронное обучение, дистанционные
образовательные технологии, обеспечивающие для обучающихся независимо
от их места нахождения достижение результатов обучения путем организации
образовательной деятельности в электронной информационно-

образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Цель и задачи программы:
Цель программы:
Цель программы – формирование у детей младшего школьного возраста
комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного
творчества в целом и пластилинографии – в частности, посредством развития
мелкой моторики, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Задачи:
Обучающие:
 Знакомить с основными понятиями и техниками художественного
творчества, в том числе с особенностями пластилинографии
 Обучать приемам работы с пластилином: формированию фигур,
соединению элементов, созданию объемных композиций
 Развивать навыки аккуратной и экономной работы с материалами,
правильного использования инструментов и техник лепки
 Формировать представление о гармонии цветов, пропорциях и
композиции при создании художественных изделий
Развивающие:
 Развивать мелкую моторику рук через выполнение различных техник
лепки, моделирования и детализации
 Способствовать развитию пространственного мышления посредством
построения объемных фигур и композиционных решений
 Стимулировать развитие воображения и творческого мышления при
создании уникальных художественных работ
 Формировать
умение
планировать
свою
деятельность,
последовательно реализуя замысел
Воспитательные:
 Воспитывать интерес к художественному творчеству как средству
самовыражения и развития личности
 Воспитывать аккуратность, терпение и усидчивость при выполнении
творческих заданий
 Формировать эстетический вкус через обсуждение работ, анализ их
красоты и гармонии
 Воспитывать уважение к труду других обучающихся
 Воспитывать умение ценить собственные достижения
В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся

будут сформированы:
1. Учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному
творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
2. Чувство прекрасного и
эстетические
чувства
на основе
знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
3. Навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
4. Ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
5. Способность к самооценке на основе критерия успешности
деятельности;
6. Заложены основы социально-ценных личностных и нравственных
качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение
к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся
научатся:
1. Выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания творческих работ.
2. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил
композиций, усвоенных способах действий;
3. Учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия;
4. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся
научатся:
1. Первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной
деятельности;
2. Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
3. Формировать собственное мнение и позицию.
Учебно-тематический план.
(Приложение 2 – календарно-тематическое планирование)
№

Название разделов

1. Знакомство с пластилинографией
2.

Мозаичная пластилинография
(выкладывание работ

Всего
часов

Теория

Практ.

Форма
контроля

8

4

4

Беседа

40

10

30

Выставки

3.

4.
5.

пластилиновыми шариками)
Контурная пластилинография
(выкладывание
работ пластилиновыми
колбасками)
Обратная аппликация
Декорирование с помощью
пластилина
ИТОГО:

40

14

26

Выставки

32

12

20

Выставки

24

6

18

Выставки

144

46

98

Содержание учебного плана
1. Знакомство с пластилинографией (8 часов)
Теория: знакомство обучающихся с техникой безопасности в
объединении, с правилами работы с пластилином, основными техниками
работы.
Практика: выполнение основных фигур, знакомство с разными
техниками работы с пластилином.
2. Мозаичная
пластилинография
(выкладывание
работ
пластилиновыми шариками (40 часов)
Теория: знакомство обучающихся с такой техникой пластилинографии,
как выкладывание пластилиновыми шариками.
Практика: работа по формированию навыков работы в технике
выкладывание пластилиновыми шариками. Создание выразительного образа
посредством цвета и объема.
3. Контурная
пластилинография
выкладывание
работ
пластилиновыми колбасками (40 часов)
Теория: знакомство обучающихся с такой техникой пластилинографии,
как выкладывание пластилиновыми колбасками, особенностями их
изготовления.
Практика: работа по формированию навыков работы в технике
выкладывание пластилиновыми колбасками: скатывание длинных колбасок,
деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок
в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
4. Обратная аппликация
Теория: знакомство обучающихся с такой техникой обратной
аппликации, правилами работы в данной технике.
Практика: работа по формированию навыков в технике обратной
аппликации, проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед
ребенком ставятся определенные задачи. Итоговой задачей является
самостоятельно выполнение работы.

5. Декорирование с помощью пластилина
Теория: создание композиции из отдельных деталей.
Практика: совершенствование формообразующих движений рук в
работе с пластилином. Изготовление поделок с использованием пластилина,
как средства декорирования.
Планируемые результаты
Предметные:
 Обучающиеся знают основные понятия и техники художественного
творчества, особенности пластилинографии
 Умеют работать с пластилином
 Владеют навыками работы с материалами
 Владеют навыками правильного использования инструментов и
техник лепки
 Понимают основы гармонии цветов, пропорций и композиции при
создании художественных изделий
Метапредметные:
 У обучающихся развита мелкая моторика рук
 Сформировано пространственное мышление
 Развито творческое мышление и воображение
 Развито умение планировать свою деятельность
Личностные:
 Воспитан интерес к художественному творчеству как средству
самовыражения и личностного развития.
 Обучающиеся проявляют аккуратность, терпение, усидчивость при
выполнении творческих заданий.
 Сформирован эстетический вкус
 Проявляют уважение к труду других обучающихся и ценят
собственные достижения и достижения.
Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса
результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель 36
Количество учебных дней
36

Количество часов в неделю
Количество часов в учебном
году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года
Режим занятий

4
144
16
20
1 сентября
3,4 ноября; 31 декабря-10 января; 23
февраля; 8,9 марта; 1 мая; 9, 11 мая
31 мая
1 раз в неделю по 4 академических часа (1
академический час – 40 минут)

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет:
1. Просторное помещение с хорошим освещением
2. Рабочие столы или парты, устойчивые к загрязнениям и удобные для
работы с пластилином
3. Стулья
Материалы и инструменты:
1. Разноцветный пластилин (высокого качества, мягкий, легко
моделируемый) – не менее 10-15 цветов
2. Инструменты для лепки: деревянные или пластиковые палочки, ножи,
шпатели, зубочистки, стеки
3. Подложки для работы (картон, пластик, пленка)
4. Средства для очистки рук и инструментов (влажные салфетки, влажная
ткань, по возможности – раковина в учебном кабинете)
5. Мастихины, формочки, шаблоны для создания фигур
Дополнительное оборудование:
1. Мультимедийное
оборудование
(проектор,
компьютер)
демонстрации техник и презентаций
2. Фото- и видеозаписи работ детей для анализа и обсуждения
3. Полки или ящики для хранения материалов и готовых работ

для

Информационно-методическое обеспечение:
Учебно-методические материалы:
1. Программы занятий по пластилинографии с поэтапным описанием
техник и приемов
2. Методические рекомендации по организации занятий, развитию
моторики и творческих навыков

3. Методические пособия по эстетике и композиции в пластилинографии
4. Галерея образцов изделий детей разных возрастных групп.
5. Иллюстрированные инструкции по выполнению различных техник
лепки.
6. Презентации о видах художественного творчества с использованием
пластилина. Электронные базы данных с фотографиями работ, идеями для
проектов.
7. Публикации о развитии мелкой моторики, пространственного
мышления и эстетического восприятия через пластилинографию.
8. Учебники и пособия по декоративно-прикладному искусству.
9. Научные статьи и методические рекомендации по развитию
творческих способностей у младших школьников.
Кадровое обеспечение: Педагог, реализующий программу, должен
иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и
иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы,
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
1. Входной контроль: проводится в начале курса для определения уровня
навыков и знаний.
2. Текущий контроль: наблюдение за процессом работы: педагог
отслеживает активность, аккуратность, самостоятельность и технику
выполнения заданий в ходе занятий.
Проверка выполненных работ: оценка качества лепки, соблюдения
техники, эстетики и оригинальности.
Обсуждение работ: устное или письменное обсуждение созданных
изделий с целью выявления понимания техник и концепций.
3. Итоговый контроль: создание художественного проекта или
композиции по заданной теме или свободной тематике с использованием
освоенных техник. Портфолио: сбор лучших работ за весь период обучения,
демонстрирующих прогресс и разнообразие техник. Презентация работ: устное

представление своих изделий, рассказ о процессе создания, выборе материалов
и идей.
Оценочные материалы
Возможные критерии оценки работ:
1. Техника исполнения (правильное использование техник лепки).
2. Эстетика и гармония цветов.
3. Оригинальность идеи и креативность.
4. Аккуратность и качество выполнения.
5. Соблюдение техники безопасности и гигиены труда.
Приложение 3 – Пример таблицы оценивания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»

III.

Перечень литературы для педагога:
1. Багрянцева А. Зоопарк из пластилина. – М.: Эксмо, 2012. – 64 с.
Багрянцева А. Пластилиновая ферма. Веселые уроки. – М.: Эксмо, 2014. – 64
с.
2. Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия Пластилин. Лепим из
пластилина и снимаем мультфильмы своими руками! – М.: Робинс, 2012. – 63
с.
3. Больгерт Н., Больгерт С.Г. Пластилиновая энциклопедия для
малышей. Учебное издание. – М.: Робинс, 2011. – 50 с.
4. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб.:
Б.&К., 2003. – 214 с.
5. Величко Н. В. Поделки из пластилина. – Харьков\Белгород: Клуб
семейного досуга, 2011. – 64 с.
6. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Часть 2. Пособие – Москва: 2006.
– 52 с.
7. Деревянко Т. Забавные зверушки. Лепим из пластилина. –М.: АСТ–
ПРЕСС, 2011. – 66 с.

8. Диброва А., Гученко И. Лепим из пластилина. – Ростов н/Д: Феникс,
2012. – 64 с.: ил.
9. Екатеринбург. Энциклопедия. – Екатеринбург: Академкнига, 2002. –
728 с.
10. Зайцева А., Дубасова А. Чудесный пластилин: лепим вместе с
детьми. – М.: Эксмо, 2011. – 80 с.
11. Лесовская С.А. Герои сказок из пластилина. М.: Эксмо, 2012. – 64 с.
12. Орен Рони. Секреты пластилина. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус,
2012. – 96 с.
13. Погодина С.В. Теория и методика развития детского
изобразительного творчества. Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2011. – 352 с.
Перечень литературы для обучающихся/родителей
1. Алексахин, Н.: учимся лепить и расписывать / Н. Алексахин//
Дошкольное воспитание. – 1994. – № 9. С.23-27.
2. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А.
Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: Просвещение, 2002.
3. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному
рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий / А. А. Грибовская. – М.:
Скрипторий, 2008.
4. Грибовская, А. А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей
2-7 лет / А. А. Грибовская . – М.: Сфера, 2010.
5. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т. Г.
Казакова. – М.: Просвещение, 1985.
6. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду:
Обучение и творчество / Т. Г. Казакова. – М.: Педагогика, 1990.
7. Коссаковская, Е. А. Лепка в детском саду / Е. А. Коссаковская. – М.:
Учпедгиз,1961.
8. Лыкова, И. А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки / И. А. Лыкова. –
М.: Карапуз, 2005.
9. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем/ И.А. Лыкова. - М.:
Карапуз, 2004.

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Особенности работы с пластилином

 Твердый пластилин необходимо разогреть перед занятием в емкости
с горячей водой из-под крана, (но не заливать кипятком).
 Пластилин – материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому
для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы
не происходило деформации основы при выполнении приемов
придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из
пластилина объектов.
 Чтобы работа со временем не теряла своей привлекательности,
следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него
покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать
на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний
пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются
обычным фломастером, который также без труда стирается влажной
салфеткой, если ребенок ошибся в изображении объекта.
 Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для
мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность
выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком.
Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становиться
более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
 На рабочем столе у обучающихся должна обязательно присутствовать
тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а
после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем
вымыть их водой с мылом.
 Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям
необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных
минуток и разминок.
 В технике пластилинографии можно создавать: цветы, растения,
плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного
искусства и многое другое.
Этапы работы:
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится
в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся
определенные задачи.
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка

необходимых принадлежностей).
Вводная
часть:
беседа,
мобилизация
внимания,
создание
эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной
деятельности детей, рассматривание образца. Тактильно-двигательное
восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме,
величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета
рисунка (в тематическом занятии).
Основная часть:
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы
обучения (планирование деятельности). Показ. Объяснение. Беседа по
композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.
Заключительная часть:
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и
развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование
внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их
детьми и педагогом.
Практические навыки работы с пластилином:
Основные приемы:
1. Раскатывание (шарики, колбаски, диски)
2. Сплющивание
3. Отщипывание
4. Скручивание
5. Вытягивание
6. Примазывание
7. Налепливание
8. Вдавливание
Создание рельефа:
1. Выпуклый рельеф
2. Вогнутый рельеф
3. Сочетание выпуклого и вогнутого рельефа
Смешивание цветов:
1. Получение новых оттенков
2. Создание цветовых переходов
3. Понимание цветового круга
Работа с инструментами:
1. Стеки (разных форм и размеров)

2. Вспомогательные инструменты (зубочистки, бусинки, пайетки,
кнопки и т.д.)
Техники пластилинографии:
 Прямая пластилинография (Нанесение пластилина на плоскую
поверхность)
 Обратная пластилинография (Нанесение пластилина на прозрачную
основу)
 Мозаичная пластилинография (Создание изображения из мелких
шариков или кусочков пластилина)
 Контурная
пластилинография
(Обводка
контура
рисунка
пластилином)
 Многослойная пластилинография (Создание объемного изображения
путем наложения слоев пластилина)

Приложение 2

№
Сроки
пп проведения
занятий
1 неделя
1
сентября
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14

15

16
17

18

2 неделя
сентября

Форма
занятия
Мастеркласс
Мастеркласс

Календарно-тематическое планирование
Наименование темы
Форма контроля
Колво
часов
Педагогическое
4
Знакомство с материалами
наблюдение
Вводное занятие.
4
Инструменты и материалы.
Педагогическое
Знакомство с основными
наблюдение
фигурами.

3 неделя
сентября
4 неделя
сентября
5 неделя
сентября
1 неделя
октября
2 неделя
октября
3 неделя
октября
4 неделя
октября
1 неделя
ноября
2 неделя
ноября

Мастеркласс
Мастеркласс
Мастеркласс
Мастеркласс
Мастеркласс
Мастеркласс
Мастеркласс
Мастеркласс
Мастеркласс

4

Знакомство с техникой.

4

Знакомство с техникой.

4

Изделие «Листья»

4

Изделие «Грибы»

4

Изделие «Транспорт»

4

Изделие «Игрушки »

4

Изделие« Животный мир»

4
4

Изделие «Растительный
мир»
Контрольное занятие

3 неделя
ноября
4 неделя
ноября
1 неделя
декабря

4

Знакомство с техникой.

4

Изделие «Снеговик»

2 неделя
декабря
3 неделя
декабря

Мастеркласс
Творческая
работа
Самостояте
льная
творческая
работа
Творческая
работа
Мастеркласс

4 неделя
декабря
5 неделя
декабря

Творческая
работа
Мастеркласс

Изделие «Елка»
4

4

Изделие «Дед Мороз»

4

Изделие «Шар на елку»

4

Изделие «Барашки»

4
Коллективная работа

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

19

2 неделя
январь

20

3 неделя
январь

21

4 неделя
январь

22

23
24

25

1 неделя
февраль
2 неделя
февраль
3 неделя
февраль
4 неделя
февраль

26

1 неделя
март

27

2 неделя
март

28

3 неделя
март

29
30
31
32
33

34
35
36

4 неделя
март
1 неделя
апрель
2 неделя
апрель
3 неделя
апрель

Самостояте
льная
творческая
работа
Творческая
работа
Самостояте
льная
творческая
работа
Творческая
работа
Мастеркласс
Творческая
работа
Самостояте
льная
творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Самостояте
льная
творческая
работа
Творческая
работа
Мастеркласс
Мастеркласс
Мастеркласс

4 неделя
Творческая
апрель
работа
1 неделя мая
Мастеркласс
2 неделя мая Творческая
работа
3 неделя мая Творческая
работа

Педагогическое
наблюдение

4

Изделие «Улитка»

4

Знакомство с техникой.

4

Изделие
«Мультипликационные
герои»

4

Изделие «Розы»

4

Изделие «Любимой
мамочке»
Декорирование
карандашницы

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

4

Выполнение изделия на
свободную тему

Педагогическое
наблюдение

4

Контрольное занятие

Педагогическое
наблюдение

4

Знакомство с техникой.

Педагогическое
наблюдение

4

Декорирование бутылки

4

Декорирование тарелки

4

Выполнение работы в
технике на выбор
Выполнение работы в
технике на выбор
Выполнение работы в
технике на выбор

4

4
4
4
4
4
4

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Коллективная работа,
выставка работ
Изделие «С днем Победы»

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Коллективная работа,
выставка работ
Контрольное занятие,
выставка работ

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Приложение 3
Пример таблицы оценивания
ФИО обучающегося

Критерий

Входящий контроль
Оценка
Комментарии

Техника лепки
Эстетика и гармония
цветов
Оригинальность идеи
Аккуратность работы
Соблюдение техники
безопасности
Общая оценка

Критерий

Текущий контроль
Оценка

Комментарии

Техника лепки
Эстетика и гармония
цветов
Оригинальность идеи
Аккуратность работы
Соблюдение техники
безопасности
Общая оценка

Критерий
Техника лепки
Эстетика и гармония
цветов
Оригинальность идеи
Аккуратность работы
Соблюдение техники
безопасности
Общая оценка
В – высокий уровень
С – Средний уровень
Н – Низкий уровень

Итоговый контроль
Оценка
Комментарии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».