Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной
Мастерская творчества «Бахрома»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Объем программы: 144 ч.
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Бухтиярова Вера Александровна,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2025 г.
2
Аннотация
Программа мастерской творчества «Бахрома» имеет художественную
направленность, так как она ориентирована на художественный вид
деятельности, и базовый уровень сложности. Программа ориентирована на детей
7-15 лет. В мастерскую творчества принимаются дети без специального отбора и
ограничений. Педагогическая целесообразность в освоении программы
способствует полноценному личностному развитию обучающихся и
оптимизирует процесс их социализации, что положительно сказывается на
результатах основного образования.
Тематическое разнообразие заданий (плетение, изготовление игрушек,
аксессуаров и предметов интерьера) помогает расширить кругозор и
сформировать интерес к культуре и творчеству. Привлечение детей к
совместному обсуждению и анализу работ, рассказ о своем замысле
способствуют гармоничному развитию личности. В программу включены
интегрированные занятия, которые позволяют ребенку активно включаться в
разнообразные виды деятельности, эффективно сотрудничать в коллективе в
творческой обстановке.
3
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка
ДООП Творческая мастерская «Бахрома» разработана в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
1. 1 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ;
3. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 № 809;
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036
года» от 7 мая 2024 года №309;
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от
26.12.2017 № 1642 (ред.21.02.2025);
6. Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении
Стратегии развития образования на территории Свердловской области на период
до 2035 года» от 18.09.2019 № 588-ПП;
7. Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении
Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в
Свердловской области на период до 2035 года» от 07.11.2019 № 761-ПП;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023
№ 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой
трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства
просвещения Российской Федерации и признании утратившим силу
распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р»;
11. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019
№ 375 «О разработке стратегий социально-экономического развития
административно-территориальных единиц муниципального образования «город
4
Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов)
Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»;
12. Постановление Администрации города Екатеринбурга «Об
утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование –
стандарт «Пять звезд» от 07.06.2022 №1523;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
17. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года» от 30.03.2018 № 162Д;
5
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ» от 5 августа 2020 г. № 882/391;
21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
27.07.2022 № 629;
23. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» (Письмо Минпросвещения России от 19.01.2022 N ДГ-2054/06);
24. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е. Е. Дерягиной;
25. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
6
Актуальность
Занятия макраме дают широкую возможность для раскрытия творческой
индивидуальности и фантазии обучающихся, способствуют трудовому,
эстетическому,
нравственному
воспитанию,
развивают
усидчивость,
аккуратность. Данная программа педагогически целесообразна и ценна, так как
при обучении плетению развивается мелкая моторика рук, речь, формируется
логическое и пространственное мышление обучающихся.
Развивая мелкую моторику рук, мы развиваем и память ребенка, так как в
процессе плетения он учится запоминать определенные положения рук и
последовательность выполнения движений, схемы и способы плетения,
последовательность выполнения изделия в технике макраме.
Среди видов декоративно-прикладного искусства – макраме обладает
рядом преимуществ: изделия узелкового плетения доступны в исполнении, не
требуют специальной подготовки, не требуют специального инструмента,
используются в работе с детьми как младшего школьного, так и подросткового
возраста; материал, применяемый в работе, доступен. Одним из положительных
моментов в программе является то, что результат каждого занятия обучающихся
виден сразу. В группе могут обучаться дети разного года обучения. Для создания
наиболее благоприятных условий для развития и воспитания детей педагог
вправе по собственному выбору чередовать учебный материал.
Новизна программы в том, что она дает возможность освоить технику
работы узелкового плетения. А также, программа сочетает традиционные
техники макраме с актуальными принципами современного дизайна
(минимализм, бохо, эко-эстетика), что позволяет обучающимся создавать
трендовые изделия.
Адресат программы
Адресат программы – все желающие дети в возрасте от 7 до 15 лет, младшая
группа - дети 7-12 лет, старшая группа – дети 12-15 лет. Работа в мастерской
творчества «Бахрома» планируется в режиме аудиторных занятий.
В возрасте 7-12 лет важна наглядность демонстрации моделей и
использование образцов, чтобы дети могли ориентироваться на итог. Обучение
должно сочетать поэтапные упражнения и свободу творчества чтобы
поддерживать мотивацию и развитие креативности. Полезны парные и групповые
задания для развития коммуникативных навыков и взаимной помощи.
В возрасте 12-15 лет у обучающихся наблюдается усиленное развитие
мелкой моторики и координации, поэтому можно работать с более тонкими
7
нитями и сложными узлами. Формируется абстрактное и системное мышление,
дети готовы к разбору схем и последовательных техник. Долговременная
мотивация лучше на проектах с ясным результатом и возможностью показать
работу сверстникам или на выставке. Появляется стремление к автономии и
самовыражению, необходимо поддерживать авторские варианты и предлагать
обучающимся индивидуальные задания. Повышенная чувствительность к
критике требует конструктивной обратной связи и акцента на прогрессе.
Количество обучающихся в группе 10-15 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Во время
занятия предусмотрены 10 минутные перерывы.
Объем программы
Общая продолжительность обучения – 144 часов.
Уровень сложности программы базовый – освоение специализированной
терминологии и знаний, обеспечивающей трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Формы обучения: Основная форма учебного занятия – групповая.
Программа подразумевает возможность индивидуального образовательного
маршрута с более способными, увлеченными детьми.
Виды занятий: практическое занятие, выставка, конкурс, открытое
занятие, беседа. Основными показателями результативности предметной
деятельности учащегося являются: участие в выставках; количество и качество
выполненных работ за год.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
беседа, педагогическое наблюдение, практическое занятие, итоговое
изготовление изделия.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – формирование навыков прикладного творчества у детей
школьного возраста, путем изучения различных техник изготовления изделий из
нитей.
Задачи программы
Образовательные:
Обучать самостоятельно проектировать и изготавливать простейшие
изделия из нитей
8
Обучать чтению готовых схем и последовательному выполнению
технологических этапов работы
Обучать навыку составлять собственные схемы и пояснительные записи
К ним
Знакомить с названиями материалов и инструментов, правилами их
безопасного и бережного использования
Формировать умение планировать работу
Развивать навыки оценки результата и умение вносить коррективы в
технику выполнения по мере необходимости
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук через целенаправленные практические
задания с разными техниками работы с нитями
Развивать эстетический вкус через анализ образцов, работу с цветом,
фактурой и композицией
Развивать
внимание
и
концентрацию
через
длительные
последовательные операции и соблюдение схем
Развивать память (визуальную и оперативную) через запоминание
последовательностей действий и приемов
Развивать усидчивость, терпение и целеустремленность при доведении
изделия до завершения
Развивать творческое мышление и воображение через вариативные
задания и поощрение импровизации при соблюдении технологической основы
Развивать логическое и пространственное мышление
Воспитательные:
Воспитывать культуру труда: аккуратность, порядок на рабочем месте и
бережное отношение к материалам
Формировать навыки сотрудничества
Воспитывать ответственность за результат своей работы и умение
принимать конструктивную критику
Содействовать самовыражению и уважению к творческим решениям
других обучающихся
Формировать настойчивость и стремление доводить начатое до конца
Развивать эстетическое воспитание через участие в выставках работ и
обсуждении успехов группы.
9
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Обучающиеся самостоятельно проектируют и изготавливает
простейшие изделия из нитей
Умеют читать готовые схемы и выполнять технологические этапы
последовательно
Способны составлять собственную схему с последовательностью
действий
Знают названия основных материалов и инструментов, умеют
применять правила их безопасного и бережного использования
Способны самостоятельно планировать работу
Оценивают результат работы и вносят коррективы в технику при
необходимости.
Метапредметные:
У обучающихся развита мелкая моторика рук
Развит эстетический вкус
Развито внимание и концентрация
Развита память
Развита усидчивость, терпение и целеустремленность, обучающиеся
доводят изделия до завершения
Развито творческое мышление и воображение, обучающиеся
демонстрируют новаторские идеи
Развито логическое и пространственное мышление.
Личностные:
Обучающиеся демонстрируют аккуратность, способность соблюдать
порядок на рабочем месте и проявляют бережное отношение к материалам
Сформированы навыки сотрудничества
Обучающиеся берут на себя ответственность за результат своей работы
и умеют принимать конструктивную критику
Проявляют уважение к творческим решениям других обучающихся
Сформирована настойчивость и стремление доводить начатое до конца.
Методическое обеспечение. Каждое занятие по темам программы, как
правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
10
Обычно изучение темы начинается с теоретической части занятий, вторая
часть занятий – практическая; она является естественным продолжением и
закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Основной
формой организации работы в студии являются практические занятия.
Учебный (тематический) план
№п/п
Название раздела,
темы
Вводное занятие,
техника безопасности.
Основные узлы и узоры
Всего
часов
2
3
1
Теория Практ.
2
0
22
4
18
Подготовка к
праздникам
(Новый год)
38
6
32
4
Вспомогательные узлы
и узоры
16
4
12
5
Изделия, подготовка к
праздникам
(8 Марта, Пасха)
40
5
35
6
7
Изготовление изделий
Итоговая выставка
работ
22
2
2
0
20
2
8
Заключительное
занятие, подведение
итогов
Итого
2
0
2
144
23
121
2
Формы
аттестации/контроля
Лекция, беседа,
педагогическое наблюдение.
Лекция. Творческая работа.
Анализ выполненного
задания. Педагогическое
наблюдение.
Лекция. Творческая работа.
Анализ выполненного
задания. Педагогическое
наблюдение.
Лекция. Творческая работа.
Анализ выполненного
задания. Педагогическое
наблюдение.
Лекция. Творческая работа.
Анализ выполненного
задания. Педагогическое
наблюдение.
Анализ выполненного
задания. Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое наблюдение,
беседа
Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие, техника безопасности.
Теория. Введение в образовательную программу. (Цель, задачи,
содержание программы) Знакомство с детьми. Обсуждение режима работы и
ознакомление с планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности.
Организационные вопросы. Истоки плетения макраме. Знакомство с литературой
по макраме, альбомами с образцами изделий.
2. Основные узлы и узоры.
11
Теория. О нитях и инструментах. Образцы нитей для плетения.
Приспособления (подушка, ножницы, метр, английские булавки и др.)
Конструктивные детали: деревянные планки, кольца; декоративные элементы:
бусы, шары, цветные нити. Техника безопасности при работе с ножницами и
иглами. Простой узел, двойной плоский узел (ДПУ), одинарный плоский узел,
витая цепочка, плоская цепочка. Узор «ягодка». Понятие о бриде. Виды репсовых
узлов (горизонтальный, вертикальный, диагональный).
Практика. Деление нити пополам. Крепление нити на основу (замочек на
лицо, замочек на изнанку, прием расширенное крепление). Практика плетения
простого узла, двойного плоского узла, узор ягодка, из ДПУ на основе цепочек –
брелок. Плетение браслетов, прихватов, брелков.
3. Подготовка к праздникам (Новый год).
Теория. Обсуждение порядка плетения поделки по описанию (технология
плетения) или образцу. Как закончить изделие.
Практика. Отработка пройденных узлов, на основе основных узлов и
узоров плетение изделий в новогодней тематике: подвесы и грушки на елку,
кольца для салфеток для сервировки стола, рождественский венок.
4. Вспомогательные узлы и узоры.
Теория. Изучение плетения узоров «змейка», «окошечко» и т.д.
Практическая работ. Вспомогательные узлы и узоры в готовых изделиях.
Практика. Сплести узлы и узоры в данной последовательности, рассказать
последовательность (технологию) плетения работы.
5. Изделия, подготовка к праздникам (8 марта, Пасха).
Теория. Развить навык комбинирования техник, подбор палитры и
конструкции для практической работы
Практика. На основе пройденных узлов и узоров плетение изделий,
подготовка к праздникам 8 марта, Пасха (плетение нескольких изделий, на выбор
преподавателя: подвесы и грушки для букетов из веток, кольца для салфеток для
сервировки стола, весенний венок, подставка для яиц, салфетка на стол, ваза,
корзинка).
6. Изготовление изделий
Теория: Повторение пройденного материала
Практика. Изготовление индивидуальной работы из предложенных
педагогом вариантов (игрушки, панно)
7. Итоговая выставка работ.
Практика. Подготовка к выставке, размещение изделий.
12
8. Заключительное занятие, подведение итогов.
Практика. Обсуждение итогов работы прошедшего года и плана работы на
следующий год. Просмотр фотоматериалов по кружку. Награждение
обучающихся, принимавших активное участие в жизни объединения.
Награждение обучающихся.
13
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
ДООП мастерская творчества «Бахрома»
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
4
Количество часов в учебном году 144
Недель в I полугодии
16
Недель во II полугодии
20
Начало занятий
1 сентября
Выходные дни
3,4 ноября; 31 декабря-10 января; 23
февраля; 8,9 марта; 1 мая; 9, 11 мая
Окончание учебного года
31 мая
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Техническое оснащение: просторное, хорошо освещенное помещение,
оборудованное: столами; стеллажами, стендами для размещения работ; шкафами
для размещения материалов.
Материалы и инструменты, приобретаемые за счет родителей: шнуры,
нитки, шпагат, ножницы, метр, булавки; поролоновая подушка, обтянутая тканью
или пробковая доска, бусины, основы для плетения (ободок, венок, ветки и
палки).
Информационно-методическое обеспечение
Учебные пособия:
1. Жеглова Ю. Г., Малитиков П. Н. Искусство макраме. – Ростов н/Д:
Феникс, 2015. – 64 с.
2. Зидениус Ф. А. 20 плетеных предметов для вашего дома. – Москва: Манн,
Иванов и Фебер, 2019. – 144 с.
3 Чудиловская Н. А. Я умею плести макраме. – Минск: АСТ Харвест, 2014.
– 125 с.
Методические материалы:
1. Набор иллюстраций плетёных изделий.
Дидактические материалы:
1. Образцы изделий по темам.
14
2. Карточки
3. Игры
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование
и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения.
Формы аттестации / контроля
Виды контроля
Содержание
Формы / Методы
контроля
Входной контроль
Оценка имеющихся
Педагогическое
знаний и навыков у
наблюдение, беседа
зачисленных на
программу.
Прогнозирование
результативности
дальнейшего обучения
Текущий контроль
Определение уровня
Педагогическое
сформированности
наблюдение, беседа
знаний, умений и
навыков в процессе
обучения
Итоговый контроль
Определение уровня
Анализ выполненного
сформированности
задания. Педагогическое
знаний, умений и
наблюдение.
навыков по окончании
15
всего курса обучения по
программе
В соответствии с целью и задачами программы, а также с целью
формирования творческого, неординарного мышления обучающихся,
стимулирования познавательной и творческой активности, программа
предполагает неформальные формы организации проверки результатов.
Используются следующие формы определения результативности освоения
программы: выставка, игровые экзамены, включающие задания на умение
объяснить другому способ плетения, задания на проверку «крепости узла»,
конкурс на оригинальный эскиз или завязывания узла вслепую и т.д.
16
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Литература для педагога:
1. Евладова Е.Б., Логинова А.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное
образование детей. – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004. – 96
с.
2. Зидениус Ф.А. 20 плетений для вашего дома. – М: Манн, Иванов и Фебер,
2019. – 144 с.
3. Инновационные процессы в образовании. – Сборник научных работ. –
Екатеринбург, 2014. – часть 3, стр. 94-96.
4. Козлов Н. Простая правильная жизнь. – М: Эксмо, 2015. – 288 с.
5. Краузе А. Макраме. – Ташкент: ЦК Компартии Узбекистана, 1999. – 68 с.
6. Кавецкий И.Т., Рыжковская И.Л., Коверзнева И.А., Игнатович В.Г., Лобан
Н..А., Старовойтова С.В. Основы психологии и педагогики. – Минск: МИУ, 2011.
– 220 с.
17
Литература для обучающихся/родителей:
1. Жеглова Ю. Г., Малитиков П. Н. Искусство макраме. – Ростов н/Д:
Феникс, 2015. – 64 с.
2. Зидениус Ф. А. 20 плетений для вашего дома. – М: Манн, Иванов и
Фебер, 2019. – 144 с.
3. Локшина М. Л. Чудо-узелки. – М: Слава Форт-Профи, 2009. – 120 с.
4. Медведева В. В. Занимательные узелки макраме для детей. – Ростов н/Д:
Фегикс, 2015. – 63 с.
5. Чудиловская Н. А. Я умею плести макраме. – Минск: АСТ Харвест, 2014.
– 125 с.
18
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Оценочные материалы по курсу
Знают названия
Критерий
основных
оценки
материалов и
ФИ
обучающегося инструментов
В
Т
И
Способны
самостоятельно
планировать
работу
Развитие
мелкой
моторики
рук
Развитие
внимания и
концентрац
ии
В
В
В
Т
В – высокий уровень знаний и умений
С – средний уровень знаний и умений
Н – низкий уровень знаний и умений
И
Т
И
Т
И
Развитие
творческог
о
мышления
и
воображен
ия
В Т И
Стремление
довести дело
до конца
В
Т
И
Демонстрируют Проявляют
навыки
самостоятель
сотрудничества
ности и
инициативно
сть
В
Т
И
В
Т
И