Азбука кинематографа, 2025-2026.pdf

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной

«Азбука кинематографа»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 144 ч.

Автор-разработчик:
Соломатина Людмила Леонидовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2025 г.

2

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная палитра» разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ;
3. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 № 809;
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года» от 7 мая 2024 года №309;
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» от 26.12.2017 № 1642 (ред.21.02.2025);
6. Постановление
Правительства
Свердловской области
«Об
утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года» от 18.09.2019 № 588-ПП;
7. Постановление
Правительства
Свердловской
области
«Об
утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания
граждан в Свердловской области на период до 2035 года» от 07.11.2019 № 761ПП;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023
№ 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой
трансформации образования, относящейся к сфере деятельности
Министерства просвещения Российской Федерации и признании утратившим
силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р»;
11. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019
№ 375 «О разработке стратегий социально-экономического развития
административно-территориальных единиц муниципального образования
«город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов)
Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»;

3

12. Постановление Администрации города Екатеринбурга «Об
утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование –
стандарт «Пять звезд» от 07.06.2022 №1523;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
17. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года» от 30.03.2018 №
162-Д;
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ» от 5 августа 2020 г. № 882/391;
21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

4

22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
27.07.2022 № 629;
23. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование» (Письмо Минпросвещения России от 19.01.2022 N ДГ2054/06);
24. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е. Е. Дерягиной;
25. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Актуальность программы состоит в том, что содержание программы
нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение
обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и
освоение опыта прошлого. Кино, как жанр искусства, всегда остается
популярным. Кино и общественная жизнь очень тесно переплетены. Фильм –
это наиболее доступное средство приобщения к «разумному, доброму,
вечному». Программа развивает обучающихся посредством кинотворчества и
предоставляет им возможность почувствовать, что они могут повлиять на
отдельные аспекты жизни общества через свои работы. Дети учатся
пользоваться видеокамерой, учатся создавать свои фильмы, в которых будет
важна моральная составляющая.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической
значимостью. Помимо профессиональных и теоретических знаний, которые
помогут ребенку сориентироваться в кинопространстве, ему предоставляется
возможность развить свои таланты, приобрести навыки организатора и
руководителя, научиться общаться, отстаивать свою точку зрения,
придумывать и разрабатывать свою идею.
Отличительные особенности: общеразвивающей программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что программа
ориентирована
на
применение
широкого
комплекса
различного
дополнительного материала по кинематографу.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами кинематографии, на приобщение обучающихся к
активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на
единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при
которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у обучающихся
развивается творческое начало.
Адресат программы: возраст обучающихся в творческом

5

объединении с 10 до 16 лет. Учебные группы комплектуются с учетом
возрастных особенностей детей 10-13 лет, 14-16 лет от 8 до 15 человек в
группе.
В возрасте 10-13 лет дети переходят от конкретного мышления к
начальным формам абстрактного рассуждения. Они уже понимают
причинно‑следственные связи, могут планировать небольшие проекты и
усваивают базовые понятия режиссуры и сценарной структуры, но
нуждаются в наглядных примерах и пошаговой инструкции. Внимание
растет, но остается переменным, поэтому уроки должны чередовать теорию
и практику.
Большое значение имеет мнение сверстников и эмоциональная
поддержка преподавателя. Дети стремятся к автономии и признанию,
реагируют чувствительно на критику. Групповые проекты мотивируют, но
важно распределять роли и учить конструктивной обратной связи.
В возрасте 14-16 лет дети находятся на этапе подросткового развития,
когда они начинают активно формировать свою идентичность и интересы.
Этот период характеризуется стремлением к самовыражению, глубоким
анализом окружающего мира и повышенной критичностью к информации. В
контексте обучения основам кинематографа это открывает уникальные
возможности.
Подростки становятся более восприимчивыми к сложным темам и
могут обсуждать моральные, социальные и культурные аспекты фильмов.
Они способны анализировать сюжеты, персонажей и визуальные стили, что
делает занятия более интерактивными и содержательными. Важно
использовать этот интерес для развития критического мышления и
творческих навыков.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 40
минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество
часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа.
Срок реализации программы: составляет 1 год
Общий объем программы: 144 часа
Уровень: стартовый уровень, который предполагает знакомство с
профессиями в кино, основам режиссуры, операторским и сценарным
мастерством.
Перечень форм обучения: групповая форма обучения с учетом
индивидуально-группового подхода.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, выставка,
мастер-класс, презентация, консультация, наблюдение, игровая деятельность,
открытое занятие.

6

Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: создание творческих работ, практическое занятие, опрос,
самоанализ, коллективный анализ, просмотр итогового фильма, участие в
конкурсах разного уровня.
Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: формирование социальноориентированной творчески активной личности, посредством вовлечения в
кино-проектную деятельность.
Задачи
Обучающие
 Сформировать систему базовых знаний по технологии создания
экранных произведений
 Обучать написанию сценария
 Обучать базовым принципам монтажа

 Знакомить с техникой операторской съемки
 Учить самостоятельно создавать фильмы и видеоролики.
Развивающие
 Развивать умение самовыражаться
 Развивать творческие способности
 Развивать коммуникативные способности
 Развивать познавательные и профессиональные интересы
Воспитательные
 Воспитывать чувство коллективизма,
 Прививать ответственное отношение к делу
 Воспитывать стремление к взаимопомощи
 Воспитывать уважение к результатам личного и коллективного труда
 Формировать собственные идеалы и ценностей, на основе общих
ценностей Российского общества.

7

Учебный (тематический) план
№ п/п
1.

2.
3.
4.

Кол-во часов

Тема
Вводное занятие,
безопасность на
занятиях
Кинопроизводство.
Режиссура.
Профессии в кино.
Основы написания
сценария фильма.

Всего Теория Практика
4
4
0

40

24

16

Беседа, игра

10
10

4
4

6
6

Беседа, игра
Беседа, анализ
работ,
просмотры работ
Беседа,
практическая
работа, анализ
работ
Беседа,
практическая
работа, анализ
работ
Практическая
работа, анализ
работ
Участие в
конкурсах,
просмотр работ.
Открытое занятие

5.

Актерское
мастерство.

24

4

20

6.

Операторское
мастерство.

16

4

12

7.

Работа с группой на
съемочной
площадке.
Итоговая работа.
Съемки фильма.

16

4

12

24

8

16

Итого:

144

56

88

8.

Формы
аттестации/
контроля

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие, безопасность на занятии.
Теория: Знакомство с обучающимися, презентация программы, рассказ
о будущих занятиях. Техника безопасности на занятиях. Безопасность при
работе с оборудованием, правила обращения с камерами, светом и звуковым
оборудованием.
2. Режиссура. Кинопроизводство.
Теория: Определение и роль режиссера в кинопроизводстве.
Исторический аспект: развитие режиссуры от немого кино до современности.
Основные функции и задачи режиссера на разных этапах производства.
Практика: Групповая работа по обсуждению персонажей и сюжетных

8

линий. Ролевая игра: работа с актерами на репетициях. Режиссура короткой
сцены: выбор локации, раскадровка, подготовка.
3. Профессии в кино.
Теория: Вводное занятие. Знакомство с коллективом, с правилами
техники безопасности, обсуждение плана работы на год. Первое занятие
включает в себя повествование о функциях, обязанностях режиссера, о его
взаимодействии с коллегами, о формах его деятельности. (Почему все хотят
быть режиссерами). Представления о профессии режиссера: художественное
и документальное кино, театр, реклама, телевидение, музыкальное видео,
эстрада, мероприятия. Режиссерский замысел и его элементы. Работа
режиссера над постановочным проектом. Разработка концепции итогового
фильма. История кино. Просмотр первых в мире фильмов. Просмотр мультика
– «Как снять кино». Профессии в кино.
Практика: Рисунок-визуализация образа. Руководство подбором
актеров, выбор натуры, декораций, реквизита.
4. Основы написания сценария фильма.
Теория: Различие литературного и режиссерского сценария. Базовые
элементы структуры сценария. Атмосфера в кино, способы воздействия на
зрителя посредством деталей. Конфликт. Знакомство и видами конфликта в
кино. Определение видов и жанров киноискусства. Просмотр мультика
«Сказка о рыбаке и рыбке». Просмотр фильмов разных жанров и направлений
киноискусства.
Практика: Написать мини-рассказ «История вчерашнего дня». Завести
блокнот для ежедневных записей элементов окружающего мира,
характеризующих место/персонажа. Придумать все виды конфликта с одним
персонажем. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина через призму кино.
Раскадровка по А. С. Пушкину «Сказка о рыбаке и рыбке».
5. Актерское мастерство.
Теория: Художественный замысел в профессиональном творческом
коллективе. Применение на практике основных методов и принципов работы
режиссера с актером. Построение мизансцены. Знакомство с понятием сцена в
кино, мизансцена. Основы профессии актера, законы актерского творчества и
сценического мастерства, теоретическое наследие ведущих режиссеров и
актеров. Сценический образ, создаваемый актером. Работа по итоговому
фильму, обсуждения.
Практика: Построение мизансцены. Разнообразные приемы режиссуры
и основы актерского мастерства; работа на сценической площадке как в
качестве режиссера, так и в качестве актера; навыки режиссерского анализа
трактовки художественного образа и его актерской интерпретации; методики

9

работы с актерами. Применение на практике основных элементов актерской
«грамматики», умение четко сформулировать творческие задачи, стоящие
перед актером, уметь создавать актерские ансамбли и сделать их
единомышленниками в процессе работы над кинопроизведением. Этюд на
двоих участников. Создать анкету персонажа. Анализ выбранного персонажа
из текста произведения. Кастинг. Постановка итогового фильма. Репетиция
итогового фильма.
6. Операторское мастерство.
Теория: Роль оператора на съемочной площадке. Понятие кадр.
Крупность, длительность, значение. Знакомство с видами крупности в кино.
Композиция в кадре. Знакомство с основными техническими
характеристиками видеокамеры и фотоаппарата.
Практика: Знакомство с оборудованием оператора. Просмотр фильма,
описание значения кадров в соответствии с их крупностью. Найти все
основные композиционные решения по выбранному отрывку из фильма.
Настройка технических характеристик на видеокамере. Съемка этюда. Съемки
операторского этюда на выбранную тему.
7. Работа с группой на съемочной площадке.
Теория: Рассказ о взаимодействии на съемочной площадке из
собственного опыта и опыта коллег. Методы коммуникации с каждым
участником творческого процесса. Как добиться улучшения взаимопонимания
между участниками творческого процесса.
Практика: организовать съемочную группу, поставить задачи, найти
решение. Умение сотрудничать с окружающими, умение работать в команде,
проявление дисциплинированности и качеств лидера. Постановка сценария
«Расследование».
8. Итоговая работа. Съемки фильма.
Теория: Работа по итоговому фильму, обсуждения.
Практика: Репетиция и съемки итогового фильма.
Планируемые результаты
По итогам освоения программы учащиеся должны овладеть
следующими компетенциями:
Учебно-познавательная компетенция – пополнение знаний в области
киноискусства, ознакомление с разнообразными приемами и способами
творческого воплощения образа, обучение рациональным способам
организации творческой деятельности (целеполагание, планирование, анализ,
рефлексия), овладение креативными навыками при целенаправленном
изучении окружающей действительности;

10

Коммуникативная компетенция – развитие навыков работы в парах, в
группах различного состава, умение представлять себя и вести диалог.
Ожидаемый результат по обучающему компоненту программы: у
обучающихся будет сформирована система базовых знаний по технологии
создания экранных произведений по направлениям: операторская работа;
техники видеосъемки; режиссуры кинофильма и телепрограммы; научаться
создавать сценарии для игровых и документальных фильмов.
Ожидаемый результат по развивающему компоненту программы: в
целом обучающиеся: будут знать терминологию кинематографа, его историю,
профессии, жанровую систему; практически сыграют разные роли.
В кино творчестве: разовьют внимательность, гибкое мышление,
нестандартный подход к типовым задачам съемки и монтажа;
В режиссуре: разовьют творческое воображение и фантазию;
В работе режиссера с артистом: получат опыт социального
взаимодействия и педагогические навыки;
В актерском мастерстве: разовьют актерские способности, технику речи,
внимательность и наблюдательность.
Ожидаемый результат по воспитательному компоненту программы:
обучающиеся познакомятся с классическими произведениями кинематографа,
научатся критически относиться к современной кинопродукции; научатся
отстаивать свою гражданскую позицию, ощущать чувство патриотизма; будут
применять и использовать в жизни чувства товарищества, командный дух;
будут мотивировать себя и других на достижение конкретных конечных
результатов, на поддержку семейных и нравственных ценностей; воспитают и
разовьют в себе художественный вкус, уважение и любовь к литературе,
чтению, музыке, театру; будут приобщены к здоровому образу жизни.
Обучение по программе обеспечивает достижение предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Предметные
 Сформирована система базовых знаний по технологии создания
экранных произведений;
 Способны написать сценарий
 Обучены базовым принципам монтажа

 Знакомы с техникой операторской съемки
 Способны самостоятельно создавать фильмы и видеоролики.

11

Метапредметные
 Обладают способностью к самовыражению
 Развиты творческие способности
 Коммуницируют со сверстниками и преподавателем
 Развиты познавательные и профессиональные интересы
Личностные
 Чувствуют себя частью коллектива
 Проявляют ответственное отношение к делу
 Воспитано стремление к взаимопомощи
 Воспитано уважение к результатам личного и коллективного труда
 Сформированы собственные идеалы и ценностей, на основе общих
ценностей Российского общества.

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель 36
Количество учебных дней
36
Количество часов в неделю 4
Количество часов в учебном 144
году
Недель в I полугодии
16
Недель во II полугодии
20
Начало занятий
1 сентября
Выходные дни
3,4 ноября; 31 декабря-10 января; 23
февраля; 8,9 марта; 1 мая; 9, 11 мая
Окончание учебного года
31 мая
Режим занятий
1 раз в неделю по 4 академических часа (1
академический час – 40 минут)
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Перечень оборудования, инструментов, материалов:
1. Учебные парты, соответствующие норам и требованиям доп.
образования – 15 шт.
2. Стулья – 15 шт.
3. Стол учительский – 2 шт.
4. Шкаф для хранения учебного материала – 3 шт.
5. Доска учебная – 1 шт.

12

6. Лампа дневного света – 6 шт.
7. Фломастеры.
8. Простые карандаши.
9. Ластик.
10. Гелиевая черная ручка.
11. Цветные карандаши.
12. Альбом для рисования (24 л.).
13. Видеокамера.
14. Штатив.
15. Компьютер.
16. Проектор.
Информационно-методическое обеспечение:
 Аудио и видеоматериалы для проведения теоретических и
практических занятий;
 Словесные: рассказ, беседа, объяснение; наглядные: иллюстрации,
демонстрации; наблюдение;
 Аудио- и визуальные (сочетание словесных и наглядных методов);
 Практические: упражнения; метод игры; методы стимулирования
интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации
занимательности, создание ситуации успеха.
 Наглядные пособия;
 Цветные иллюстрации;
 Фотографии;
 Схемы;
 Образцы;
 Необходимая литература.
Реализация программы предполагает использование интернетисточников, электронных дидактических материалов и цифровых
образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования,
реализующий
программу,
должен
соответствовать
требования
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования»,
утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».

13

Методические материалы.
В ходе реализации данной программы используется личностноориентированное обучение и современные педагогические технологии:
развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение;
коллективная систему обучения; ТРИЗ; технологию использования в
обучении игровых методов; обучение в сотрудничестве (командная, групповая
работа); информационно- коммуникационные технологии; технология
коллективной творческой деятельности.

1.

2.

Название
раздела, темы

Материально
техническое
оснащение, дидактикометодический материал

Формы, методы
приемы
обучения,
Педагогические
технологии
Словесный

Формы
учебного
занятия

Вводное
занятие,
безопасность на
занятиях
Кинопроизводст
во. Режиссура.

-

ПК, наглядные
пособия; цветные
иллюстрации;
фотографии;
ПК, наглядные
пособия; цветные
иллюстрации;
фотографии

Словесный,
наглядный,
практический

Беседа, игра

Словесный,
наглядный,
практический

Беседа, игра

Беседа

3.

Профессии в
кино.

4.

Основы
написания
сценария
фильма.

ПК, наглядные
пособия; цветные
иллюстрации;
фотографии

Словесный,
наглядный,
практический

Беседа,
анализ работ,
просмотры
работ

5.

Актерское
мастерство.

ПК, наглядные
пособия; цветные
иллюстрации;
фотографии

Словесный,
наглядный,
практический

Беседа,
практическая
работа, анализ
работ

6.

Операторское
мастерство.

ПК, наглядные
пособия; цветные
иллюстрации;
фотографии

Словесный,
наглядный,
практический

Беседа,
практическая
работа, анализ
работ.

7.

Работа с
группой на
съемочной
площадке.
Итоговая
работа. Съемки
фильма.

ПК, наглядные
пособия; цветные
иллюстрации;
фотографии
ПК, наглядные
пособия; цветные
иллюстрации;
фотографии

Словесный,
наглядный,
практический

Практическая
работа, анализ
работ

Словесный,
наглядный,
практический

Участие в
конкурсах,
просмотр
работ.

8.

14

Открытое
занятие

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Общеразвивающая программа предусматривает следующие формы
контроля:
Входной контроль применяется при поступлении обучающегося в
коллектив, на вводном занятии в форме анкетирования (Приложение 1).
Главный критерий на этом этапе диагностики – это интерес ребенка к данному
виду деятельности. Анкетирование на начальном этапе проводится для того,
чтобы наметить план работы с учетом индивидуальных личностных качеств и
творческих данных детей.
Текущий контроль проводится по завершении разделов и тем.
Формами текущего контроля являются: педагогическое наблюдение,
самостоятельная работа, творческое задание, конкурс, показ медиапроектов.
Промежуточный контроль проводится 1 раз в полугодие. Формами
промежуточного контроля являются: опрос.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.
Формой итогового контроля является опрос, отснятые этюды, готовая идея
сценария.

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
7. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).

III.

Список литературы для педагога:
1. Аджиева Е. М. 50 сценариев классных часов / Е. М. Аджиева, Л. А.
Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина, Н. А. Жокина, Н. В. Мартишина.
– М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
2. Безымянная О. Школьный театр // – Москва: Айрис Пресс Рольф,
2001.
3. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей
детских театральных коллективов / Под ред. А. Б. Никитиной. – М.: Гуманит.
изд-центр ВЛАДОС, 2001.
4. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение / Р. И. Аванесов.
– М.: Просвещение, 1982.
5. Аксенов В. Искусство художественного слова / В. Аксенов. – М.: АК,
1989.
6. Буров А. Об искусстве перевоплощения / А. Буров. – М., 1989.

16

7. Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ: за кадром и в кадре / Р.,
Борецкий; Г., Кузнецов. – М., 1990.
8. Вербовая Н. П., Головина О. М. Искусство речи / Н. П. Вербовая, О.М.
Головина; 2-е изд. – М.: Искусство, 1987.
9. Голядкин Н. Анализ аудитории / Н. Голядкин. – М., 2000.
10. Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим / В. Егоров. – М.,
1999.
11. Дикий А. Д. О режиссерском замысле / А. Д. Дикий. – М.: ВТО, 1982.
12. Зубков Г. Искусство разговаривать и получать информацию / Г.,
Зубков. – М., 1999.
13. Кузнецов Г., Цвик В., Юровский А. Телевизионная журналистика /
Г., Кузнецов; В., Цвик; А., Юровский. – Москва: Изд-во Московского
университета, 2002.
14. Леокарди Е. Н. Дикция и орфоэпия / Е. Н. Леокарди. – М.:
Просвещение, 1989.
15. Моисеев М. Дыхание и голос драматического актера / М. Моисеев, –
М.: Искусство, 1990.
16. Медынский С. Компонуем кинокадр / С. Медынский. – М., 1992.
19. Mитта А. Н. Кино между адом и раем / А. Н. Митта. – М.: Подкова,
1999.
20. Мейерхольд В. Статьи, письма, речи, беседы (в 2 т.) / В. Мейерхольд.
– М.: Искусство, 1988.
21. Немирович-Данченко В. О творчестве актера: Хрестоматия / В. О
Немирович-Данченко. – М., 1983.
22. Норштейн Ю. Снег на траве // – Москва: Красный пароход, 2016.
24 Розенталь Алан. Создание кино и видеофильмов от А до Я // –Москва:
Триумф, 2003.
25.Савкова З. Как сделать голос сценическим // – Москва: ВТО, 1990.
26.Скип Пресс. Как пишут и продают сценарии в США для видео, кино
и телевидения // – Москва: Триумф, 2003.
Список литературы для обучающихся:
1. Кудрявцев С. В. 3500 = Три тысячи пятьсот: книга кинорецензий /
Сергей Кудрявцев представляет авт. кн. кинорецензий. – Москва : [б. и.], 2008
– М.: «Печатный двор», 2008. – 687 с.
2. Анашкин С. О фильмах дальней и ближней Азии: Разборы, портреты,
интервью / С. О. Анашкин. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – 296
с.: ил. – (Серия «Кинотексты»).
3. Марголит Е. Я. Живые и мертвое заметки к истории советского кино
1920-1960-х годов / Е. Я. Марголит. – Санкт-Петербург : Мастерская «Сеанс»

17

[и др.], 2012. – 557 с.
4. Туровская М. И. 7½, или Фильмы Андрея Тарковского / М. И.
Туровская – М.: «Искусство», 1991. – 253 с.
5. Мусский, И. А. Сто великих отечественных кинофильмов / И. А.
Мусский. – М.: Вече, 2006. – 480 с.: ил.
6. Сеанс Guide: Российские фильмы 2012 / Сост. В. Степанов, К.
Шавловский. – СПб.: Мастерская «Сеанс», 2013. – 240 с.
7. Фрейлих, С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учебник
для
вузов / С. И. Фрейлих – М.: Академический Проект, 2008. – 512 с.

18

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Анкета для обучающихся по выявлению интереса
к кинематографии
Дорогой друг!
Предлагаем тебе ответить на вопросы данной анкеты.
1. Чем любишь заниматься дома?
2. За что ты любишь кино или мультфильмы?
3. Какое влияние на тебя оказывает кино или мультфильм?
4. Важна ли для тебя музыка в кино или в мультфильмах?
5. С какими жанрами кино ты знаком?
6. Напиши название любимого кинофильма или мультфильма?
7. Чему бы новому ты хотел научиться на занятиях кинематографии?
8. Твои пожелания?


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».