Оркестр народных инструментов 25-26.pdf

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
Оркестр народных инструментов
возраст обучающихся: 10-14 летсрок реализации: 4 года

Автор-составитель:
Педагог дополнительногообразования
Дементьева Лариса Александровна

Екатеринбург, 2025 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Оркестр народных
инструментов» (практическое освоение русских народных инструментов)
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).

2

Направленность программы - художественная
Актуальность программы
Данная программа разработана на основе существующей программы
Б.Д.
Тихонова, Г.Е. Ларина «Оркестр русских народных инструментов» и
рассчитана на 4 года обучения.
Наряду с программой «Элементарное музицирование», эта программа
является частью комплексной системы по развитию исполнительских умений
детей и ориентирована на воспитание детей в традициях отечественной
народной культуры, формирования бережного отношения и любви к ней.
Особым видом творческой деятельности детей является изучение и
практическое освоение русских народных инструментов, приобщение к
истокам отечественной культуры, осознанного восприятия красоты и
гармонии народных произведений. Обучающиеся знакомятся с содержанием
народных произведений, в том числе созданных и для детей. Программа
позволяет овладеть элементарными навыками игры на нескольких
инструментах, определиться в творческой деятельности ансамбля и оркестра.
Необходимо отметить, что стремление музыкальных коллективов
интегрировать народные исовременные композиции является для учащихся
стимулом в понимании ценностей народной культуры и важности ее
сохранения.
Педагогическая целесообразность
Эта форма коллективного творчества, которое оказывает большое
влияние на различные стороны воспитания юных музыкантов, а именно,
улучшает дисциплинированность обучающихся усидчивость, чувство
сопереживания, эмоциональную отзывчивость.
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл,
являясь средством эстетического, нравственного и патриотического
воспитаниядетей и юношеств, способствует закреплению «ситуации успеха»
и даёт большие возможности для социальной адаптации учащихся.
Программа связана с цикличностью народного календаря, с
повторностью и периодичностью обрядовых песен, танцев, действ,
передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип даёт
возможность детям в течение обучения изучать и воспроизводить одни и те же
обряды, праздники, обряды и соответствующий им музыкальный материал.
Отличительной
особенностью
программы
является
её
интегративность, позволяющая объединить усилия педагога дополнительного
образования и преподавателей литературы, истории, мировой художественной
культуры. Это даёт возможность детям участвовать в совместных проектах,
связанных с народными праздниками, традициями, обрядами своего края.
Адресат программы. Программа предназначена для комплексного
изучения фольклора детьми от 10 до 11 лет. В группе от 15-20 обучающихся.
Набор осуществляется без предварительного конкурсного отбора по
желанию, т. к. программа рассчитана на учащихся без специальной подготовки
(в том числе и «трудных»).
3

Группы формируются разновозрастные. Возможно включения
обучающегося в программу первого года обучения в течение учебного года.
Настоящая программа составлена на основе достижений классической и
современной педагогики, построена с учётом возрастных и психологических
особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребёнка,
его эстетического чутья и на стимулирование творческой деятельности по
освоению народной культуры.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают
донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа.
Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к
старшим, забота о младших - заповеди народной педагогики, которые служат
своеобразным ориентиром данной программы, её духовным компасом.
Программа основана на дифференцированном подходе к каждому
обучающемуся с учетом его музыкальных способностей, индивидуальных
особенностей возраста.
В рамках обучения программа ориентирует учащихся на
общемузыкальное развитие
Режим занятий:
 освоение народных инструментов оркестром 2 раза в неделю по 2
занятия;
 освоение шумовых и духовых народных инструментов 1 раз в неделю
по одному занятию;
Продолжительность занятия 45 мин. Перерыв между занятиями 15 мин.
Объём общеобразовательной
программы:
Тематический
план рассчитанна 216 часов в год и должен быть освоен в течение 1
учебного года.
Срок освоения программы: 4 года
Уровни освоения программы:
«Стартовый»:
включает подготовительную группу
(преимущественно
из
Вновь записавшихся детей 10-11 лет).
Период обучения - 1 год. Минимальная сложностьосвоения материала.
«Базовый» включает группу (преимущественно из детей 10-12 лет.)
Период обучения 2 года. Средняя сложность освоения материала.
«Продуктивный» включает группу (преимущественно из детей 10-14
лет.) Период обучения 2 года. Высокая сложность освоения материала.
Форма проведения занятий. По своей форме обучение делится на:
 групповое;
 индивидуально-групповое
Формы подведения результатов.
Своеобразной формой итогового контроля является участие в
открытом занятии,творческом отчете.
Объекты
диагностики и развития личности в сфере
эстетического воспитания и музыкального образования:
4

• мотивация (эстетические, музыкальные интересы, потребности);
• общие (универсальные) музыкальные способности;
• креативные свойства личности;
• специальные музыкальные способности.
Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся
через их собственную художественную деятельность в различных областях
народного искусства, подготовка юных музыкантов для игры в составе
оркестра, ансамбля.
Задачи
образовательные:
 изучение инструмента;
 формировать у детей исполнительские навыки в области
музицирования;
 владение элементарными сведениями по теории музыки, сольфеджио,
развивающих кругозор ребенка и способствующих освоению музыкальной
грамоты;
 помочь учащимся освоить музыкально-игровой, хороводный,
плясовой детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам
народного календаря;
 сформировать интерес детей к миру традиционной русской культуры
и культур других народов.
развивающие
 развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма,
ладовое чувство, музыкально-слуховые представление);
 совершенствовать
активное восприятие музыки
посредством музыкального фольклора;
 приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осознание ими
того, что русская культура – неотъемлемая часть мировой музыкальной
культуры
воспитательные:
 восприятия у детей навыков поведения и общения в группе,
коллективе;
 воспитать у детей чувство причастности к своему народу, к его
истории и культуре;
 развивать уважительное отношение к взрослым и сверстникам,
терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям различных
национальных и социальных культур;
 воспитывать творчески активную личность.
Учебный (тематический) план на 1 год.
Количество часов
Название темы
Всего
Теория
Практи
часов
ка

5

Формы
аттестации/
контроля

1.Вводное занятие

1

1

беседа

2.Правила игры
на
музыкальных
инструментах
3.Основы нотной
грамоты
4.Освоение
учебного
музыкальног
o материала
5.Основ
ные
способы
звукоизв
лечения
6.Работа над
пьесами
7.Игровые
упражнения
8.Культура родного
края
ИТОГО

10

5

5

Самостоятельная работа

30

20

10

Тест

55

20

35

Творческая работа

20

5

15

Творческая работа

50

20

30

Творческий отчет

30

Пед.наблюдения

30
20

10

10

216

81

135

6

Пед. наблюдение

Содержание учебного плана
I год обучения

1. Вводное занятие
Теория: вводный инструктаж, беседа о народных инструментах.
2. Обучение игре на музыкальных инструментах
Теория: Беседа. Правильная посадка, постановка левой и правой рук,
положениеинструмента.
Практика: Посадка. Постановка инструмента. Звукоизвлечение.
Основные способы звукоизвлечения (одинарные удары, удары сверху
и снизу,двойные удары, продолжительное тремоло, короткое тремоло).
3. Основы нотной грамоты.
Теория: скрипичный ключ, название и длительности нот, такт, звуки
высокие и низкие. Размер, паузы, знаки альтерации (диез, бемоль, бекар),
динамические оттенки.
4. Освоение музыкального материала.
Теория: Разбор и объяснение гамм в пределах одной октавы (фа мажор,
соль мажор, мимажор). Этюды.
Практика: Исполнение гамм, этюдов, упражнений левой и правой
руками.
5. Основные способы звукоизвлечения.
Теория: Понятие о темпе, терминология. Скрипичный ключ. Такт,
звуки высокие,низкие.
Практика: Одинарные удары, удары сверху и снизу на открытых
струнах.
6. Работа над пьесами.
Теория: Просмотр и разбор нотного материала. Сольфеджио.
Практика:
 Пьесы: Красев «Петушок».
 РНП «Как под горкой, под горой»,
 Красев «Топ-топ»,
 РНП «Под горою калина»,
 ЧНП «Аннушка»,
 РНП «Во поле береза стояла»,
 РНП «Как под яблонькой»,
 Будашкин «Родные просторы»,
 БНП «Перепелочка»,
 Филиппенко «Цыплятки»,
 Калинников «Тень-тень».
7. Игровые упражнения.
7

Практика: Упражнения на развитие левой руки и освобождение корпуса.
8. Культура родного края.
Теория: История Свердловской государственной филармонии.
Творческий путь ансамбля «Аюшка».
Практика:

Экспозиции

музыкальных

инструментов

в

Екатеринбургских музеях. Рождество на Урале. Концерты в Свердловской
государственной филармонии.

Учебный (тематический) план на 2 год.
Название темы
1.Вводное занятие

Количество часов
Формы
Всего
Теор Практ аттестации/
контроля
ия
часов
ика
1
1
беседа

2.Правила игры на
музыкальных
инструментах
3.Основы нотной грамоты
4.Освоение
учебного
музыкального
материала
5.Основные
способы
звукоизвлечен
ия
6.Работа над пьесами

10

5

5

15
60

5
20

10
40

Тест
Творческая работа

20

5

15

Творческая работа

60

20

40

Творческий отчет

7.Игровые упражнения

30

30

Пед.наблюдения

8.Кoнцертная
деятельность

20

10

Творческая работа

ИТОГО

216

56

8

160

Самостоятельная работа

Содержание учебного плана
2 год обучения
1. Водное занятие.
Теория: Повторение и закрепление знаний полученных ранее.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Обучение игре на народных музыкальных инструментах.
Теория : Знакомство с репертуарным планом. Обсуждение работы
коллектива.
Практика: Работа над чистотой исполнения нотного текста, слаженной
игрой, отработка штрихов.
3. Основа нотной грамоты.
Теория: Повторение пройденного материала.
4. Освоение музыкального материала.
Теория: Повторение пройденного материала. Сильные, слабые доли.
Триоли.
Практика: Исполнение гамм, этюдов, упражнений.
5. Основные способы звукоизвлечения.
Теория: Повторение пройденного материала.
Практика: Освоение приёмов игры, тремоло, пиццикато и т.д.
6. Работа над пьесами.
Теория: просмотр и разбор нотного материала.
Практика: Р.Н.П. « Ах, вы сени мои сени»
Р.Н.П. «Как пошли наши подружки»
В.Андреев. Вальс
Р.Н.П. «Светит месяц»
7. Игровые упражнения.
Практика. Упражнения на развитие техники левой руки.
8. Концертная деятельность.
Практика. Концертные выступления. Участие в конкурсных
мероприятиях различного уровня.

Учебный (тематический) план на 3 год.
Количество часов
Название темы
Формы
Всего
Тео Практи аттестации/
контроля
часов
рия
ка
1.Вводное занятие
1
1
беседа
2.Правила игры на
музыкальных
инструментах
3.Основы нотной грамоты
4.Освоение
учебного
музыкального
материала

10

3

7

Самостоятельная
работа

10
75

4
10

6
65

Тест
Творческая работа

9

5.Основные
способы
звукоизвлечен
ия
6.Работа над пьесами

20

20

Творческая работа

70

70

Творческий отчет

7.Игровые упражнения

20

20

Пед.наблюдения

8.Кoнцертная
деятельность

10

10

Творческая работа

ИТОГО

216

18

198

Содержание учебного плана

3 год обучения
1.
Водное занятие.
Теория : Повторение и закрепление знаний полученных ранее.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Обучение игре на народных музыкальных инструментах.
Теория : Знакомство с репертуарным планом. Обсуждение работы
коллектива.
Практика: Диагностика. Повторение пройденного материала.
Прослушивание муз.произведений влючённых в репертуарный план
оркестра.Работа над чистотой исполнения нотного текста, слаженной игрой,
отработка штрихов.
3. Основа нотной грамоты.
Теория: Расположение нот на нотном стане. Длительности нот. Размер.
Ритм. .
4. Освоение музыкального материала.
Теория: Повторение пройденного материала. Строение мажорной
гаммы. Интервалы. Аккорды.
Практика: Работа нотной тетради. Запись нот первой и второй октаве
различными длительностями. Построение интервалов и аккордов.
Творческие задания.
5. Основные способы звукоизвлечения.
Практика: совершенствование навыков ансамблевой игры,
достижение унисона в исполняемой партии.
6. Работа над пьесами.
Теория: просмотр и разбор нотного материала.
Практика: Р.Н.П. « У ворот, ворот»
Р.Н.П. « А я по лугу»
В.Андреев. «Осенний вальс»
Р.Н.П. «Утушка луговая »
Аккомпанемент для вокальной группы и солистов фольклорного
ансамбля .
10

7. Игровые упражнения.

Практика. Упражнения на развитие техники левой руки.
9.
Концертная деятельность.
Практика. Концертные выступления. Участие в конкурсных
мероприятиях различного уровня.
Учебный (тематический) план на 4 год.
Название
темы
1.Вводное занятие

Количество часов
Всего
Теори Практи
часов
я
ка
1
1

Формы
аттестации/
контроля
беседа

2.Правила игры на
музыкальных
инструментах
3.Основы нотной
грамоты
4.Освоение
учебного
музыкального
материала
5.Основны
е способы
звукоизвле
чения
6.Работа над пьесами

5

2

3

Самостоятельная
работа

8

4

4

Тест

80

10

70

Творческая работа

15

15

Творческая работа

77

77

Творческий отчет

7.Игровые
упражнения
8.Кoнцертная
деятельность
ИТОГО

10

10

Пед.наблюдения

20
216

20
17

Творческая работа

199

Содержание учебного плана
4 год обучения
1. Водное занятие.

Теория: Повторение и закрепление знаний полученных ранее.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Обучение игре на народных музыкальных инструментах.
Теория : Знакомство с репертуарным планом. Обсуждение работы
коллектива.
Практика: Диагностика. Повторение пройденного материала.
11

Прослушивание муз.произведений влючённых в репертуарный план
оркестра.Работа над чистотой исполнения нотного текста, слаженной игрой,
отработка штрихов.
3. Основа нотной грамоты.
Теория: минорные гаммы. Знаки альтерации. Главные трезвучия лада и
их обращения . Формы музыкальных произведений.
Практика. Работа в нотных тетрадях. Пение с дирижированием в
размераз 2/4,3/4, 4/4. Пение гамм.
4. Освоение музыкального материала.
Теория: Повторение пройденного материала. Строение мажорной
гаммы. Интервалы. Аккорды.
Практика: Работа нотной тетради. Запись нот первой и второй октаве
различными длительностями. Построение интервалов и аккордов. Творческие
задания.
5. Основные способы звукоизвлечения.
Практика: совершенствование навыков ансамблевой игры, достижение
унисона в исполняемой партии.
6. Работа над пьесами.
Теория: просмотр и разбор нотного материала.
Практика: Р.Н.П. « Гуляй, Настя в саду»
Р.Н.П. « Восходило красно солнышко»
Ю.Воронищев «Матушка - России»
Р.Н.П. «Тимоня»
Аккомпанемент для вокальной группы и солистов фольклорного
ансамбля .
7. Игровые упражнения.

Практика. Упражнения на развитие техники левой руки.
10. Концертная деятельность.
Практика. Концертные выступления. Участие в конкурсных
мероприятиях различного уровня. Посещение концертов уральских
профессиональных коллективов и отдельных исполнителей.

12

Планируемые результаты
Образовательные:
 первоначальные представления о роли музыкального искусства в
жизничеловека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
 основы художественной и музыкальной культуры, понимание красоты
какценности; потребности в музыкальном творчестве и в общении с музыкой;
 знакомство с различными музыкальными жанрами, с творчеством
композиторов, с лучшими исполнителями и оркестровыми коллективами;
 владение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах музыкальной деятельности.
умение самостоятельно разбирать и читать нотный материал.
 Развивающие :
 творческое отношение к музыкальной культуре;
 развитие музыкальных способностей;
 освоение нотной грамоты и музыкальной терминологии;
 освоение приёмов игры посредством выразительного исполнения;
 обретение навыков коллективного музицирования и исполнительства
в составе оркестра; развитие эстетического вкуса.
 Воспитательные (личностные):
 интерес к творческой деятельности, позитивное отношение к труду.
 После завершения обучения каждый обучающийся должен знать:
 народные праздники и обряды календарного цикла;
 быт, уклад жизни русского народа;
 жанры фольклора.
 Формирование творческой личности посредством концертной
конкурсной деятельности;

и

Оценочные материалы.
Систематическая оценка усвоенных воспитанниками знаний, умений
навыков

в

области

теории

музыкального

фольклора,

исполнения

хореографических элементов, музицирования даёт возможность не только
13

определить уровень освоения программы каждым ребёнком, но и обнаружить
наиболее трудные для усвоения её разделы и адаптировать их с учётом
возможностей детей.
В течение учебного года педагоги коллектива проводят поэтапную
диагностику успешности усвоения программного материала:
 Начальный (в начале года)– собеседование для определения
начального уровняразвития ребёнка.
 Промежуточный
результатов.

открытое

занятие

споследующим

анализом

 Итоговый (в конце года) – итоговое занятие, творческий отчет
 Виды, формы и методы контроля,
Виды контроля,

Содержание

Формы/
методы контроля

Определение начального уровня
подготовленности;

наблюдение

сроки
Вводный
(входящий)
(для вновь
поступивших
обучающихся)
Текущий (в
течение всего
учебного года)

Освоение музыкального материала;

наблюдение

Итоговый
(аттестация):
конец 1-го полугодия

отслеживание динамики,

Наблюдение, открытое

прогнозирование результативности

занятие

дальнейшего обучения
конец 2-го полугодия

определение

уровня сформированности

знаний, умений и навыков по окончании

Наблюдение, открытое
занятие.

курса обучения года)
конец всего
курса обучения

определение

уровня сформированности

знаний, умений и навыков по окончании

Наблюдение, открытое
занятие , творческий отчет

курса обучения.

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
аттестации черезмеханизм открытого занятии.
Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 1-го
полугодия ипредпоследняя учебная неделя 2-го полугодия).
14

В процессе итогового контроля отслеживается усвоение знаний и
динамика развитияобучающихся по основным критериям. Критериями оценки
результатов освоения программы служат:
 осмысленность
и
свободное использование
специальной терминологии;
 соответствие уровня подготовки программным требованиям;
 определение учебных результатов по программе дополнительного
образования.
 Владение музыкальным инструментом.
 Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
 Креативность в выполнении практических заданий
 Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности
программнымтребованиям
Таблица № 1.
Диагностика результатов обучения по программе
Показате
ли
(оценива
ющего
параметр
а)
I.Теоретическая
подготовка
ребенка:
1.1.Теоретическ
ие знания (по
основым
разделам
учебно- тематического плана
программы)

Критерии

Оценка

Степень выраженности
начало

сере конец
дина

учебного года

Соотве
тствие
теорет
ических
знаний
ребенка
програм
мным
требова
ниям

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем
½объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных знаний
составляетболее ½);
- максимальный уровень
(ребенок освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программойза конкретный
период);

15

1.2.Владе
ние
специаль
ной
терминол
огией

II.Практическ
ая подготовка
ребенка:
2.1.Практичес
кие умения и
навыки,
предусмотренн
ые
программой
(по основным
разделам
учебнотематического
плана
программы)

2.2.Влад
ение
специал
ьным

Осмысле
нностьи
правильн
ость
использо
вания
специаль
ной
термино
логии

- минимальный уровень
(ребенок, как правило,
избегаетупотреблять
специальные термины);
- средний уровень
(ребеноксочетает
специальную
терминологию с
бытовой);

- максимальный
уровень (специальные
термины употребляет
осознано и вполном
соответствии с их
содержанием).
- минимальный уровень
Соответс (ребенок овладел менее чем
½предусмотренных
твие
практичес умением и навыков);
ких
- средний уровень (объем
умений и
усвоенных умений и
навыков
программ навыковсоставляет долее
½);
ным
требовани
- максимальный уровень
ям
(ребенок овладел
практическивсеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретныйпериод);

Отсут
ствие
затруд
нений
в

- минимальный уровень
умений
(ребенок испытывает

16

оборудован
ием и
оснащение
м

2.3.Твор
ческие
навыки

использ
овании
специал
ьного
оборудо
вания и
оснаще
ния

серьезные затруднения приработе с
оборудованием);
- средний уровень (работает с
оборудованием с помощью педагога);
- максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не испытываетособых
трудностей);
- начальный (элементарный)уровень
развития креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания педагогов);

Креатив
ность в
выполне
нии
практич
еских
заданий

- репродуктивный уровень
(выполняет в основном заданияна основе
образца);
- творческий уровень
(выполняет практическиезадания с
элементами творчества).

17

III.
Учебнокоммуникати
вные
умения:
3.1.Умение
слушать и
слышать
педагога

Адеква
тност
ь
воспри
ятия
инфор
мации,
идущей
от
педагог
а.

- минимальный уровень (обучающийся не
умеет, нопытается использовать
информацию, идущую от педагога);
- средний уровень (работает с
информационным материаломс помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень (работает с
информационным материалом
самостоятельно, неиспытывает особых
трудностей)
- минимальный уровень (пассивность,
испытывает затруднения при постановки
вопросов или ответов);
- средний уровень (заинтересованность
учащегося, требуется помощь педагога при
формулированиивопроса, ответа);
- максимальный уровень
(активность,
самостоятельность в суждении,

3.2 Умение
вести
беседу

Самостоя
тельно
сть
суждений,
четкость
форму
лировк
и
вопрос
ов,
ответ
ов.

18

постановка проблемных
вопросов, высказывание своего
мнения по какой-либо теме)

3.3. Умение

выступать перед
аудиторией

- минимальный уровень
(неуверенность, нуждается в
постоянной помощи педагога);

Свобода
владения и
подачи обучающимся подготовленной
информации

- средний уровень
(выступает
перед
аудиторией при поддержке
педагога);
- максимальный уровень

(уверенность,
самостоятельность
выступления, способность
заинтересовать
обучающихся)
3.4. Умение вести

полемику,
участвовать в
дискуссии

3.5. Учебно-орга-

низационные умения
и навыки:
3.5.1.Умение
организовывать свое
рабочее (учебное)
место

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
объема навыков соблюдения
правил безопасности,
предусмотренных
программным требованиям);

Самостоятельность в
построении
дискуссионного
выступления,
логика в
построении
доказательств

- средний уровень (объем
усвоенных
навыков
составляет более ½ );
- максимальный уровень
(ребенок
освоил
практически весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный
период).

Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой

Удовлетворительно
Хорошо
отлично

3.5.2.Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности правил
безопасности

Соответствие
реальных навыков соблюдения
правил безопасности программным требованиям

3.4.3.Умение
аккуратно
выполнять работу

Аккуратность и
ответственност
ь в работе

19

Таблица № 2.
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы.
Показатели
(оцени
ваемые
параме
тры)

Критерии

1.Организаци
онноволевые
Способно
качества:
сть
1.1.Терпение переноси
ть
(выдержи
вать)
известны
е
нагрузки
В течение
определе
нного
времени,
преодоле
вать
трудности
1.2. Воля

Способно
сть
активно
побуждат
ьсебя к
практиче
ским
действия
м

Степень
Методы
выраженнос диагностики
ти
оцениваемо
го
качества
Наблюдение
- терпен
ие
хватает
меньше
чем на ½
занятия
- терпен
ие
хватает
больше
чем на ½
занятия
- терпение
хватает на
все занятия

- волевые
усилия
ребенка
побужда
ются
извне
- иногд
а–
самим
ребенк
ом
- всегд
а–
самим
ребенк
20

ом

1.3.
Самоконтро
ль

2. Ориентаци

Умение
контроли
ровать
свои
поступки
(приводи
ть к
должному
свои
действия)

Спос
онные
обнос
качества:
ть
2.1. Самооце оцени
нка
вать
себя
адекв
атно
реаль
ным
дости
жени
ям

- ребенок
постоянно
находится
под
воздейств
ием
контроля
извне
- период
ически
контрол
ирует
себясам
- постоянно
контрол
ирует
себясам
- завышенна Анкетирование
я
- заниженная
- нормальная

21

2.2.
Интере
ск
заняти
ям в
детско
м
объеди
нении

Осознан
ное
участие
ребенка
в
освоени
и
образов
ательно
й
програм
мы

- интерес к
занятиям
продиктова
н ребенку
извне
- инте
рес
перио
дическ
и
подде
ржива
ется
самим
ребенк
ом

22

Тестирование

- интерес
постоянно
поддержи
вается
ребенком
самостоятел
ьно
3.Поведенчес
кие
качества:
3.1.
Конфликт
ность
(отношен
ие
ребенка к
столкнове
нию
интересов
(спору)в
процессе
взаимоде
йствия)

3.2.Тип
сотрудни
чества
(отношен
ие
ребенка к
общим
делам
детского
объединени
я)

Спос
обнос
ть
занят
ь
опред
еленн
ую
позиц
ию в
конф
ликт
ной
ситуа
ции

Умени
е
воспр
инима
ть
общие
дела,
как
свои
собств
енные

- пер
иоди
чески
пров
оцир
ует
конф
ликт
ы
- сам в
конфлик
тахне
участвуе
т,
старается
их
избежать
- пыт
ается
самос
тояте
льно
улади
ть
возни
кающ
ие
конф
ликты
- избегает
участия в
общих
делах
- участв
ует при
побужде
нии
23

Тестирование, метод
незаконченного предложения

Наблюдение

извне
- иниц
иатив
ен в
общи
х
делах











Индивидуальная карточка
учета результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
Фамилия, имя ребенка
_
Возраст
_
Вид и название детского объединения
Ф.И.О. педагога
_
Дата начала наблюдения
_

Сроки
диагно
стики
показатели

_

Первый год
обучения

Второй год
обучения

Третий год
обучения

Начало
уч.
года

Начало Конец
уч.
уч.
года
года

Начало
уч. года

Конец
уч.
года

24

Конец
уч.
года

1.Организаци
онноволевые
качества:
1.1.Терпение
1.2.Воля
1.3.Самокон
троль
2.Ориентаци
онные
качества:
2.1.Самооце
нка
2.2.Интерес
к занятиям в
детском
объединении
3.Поведенче
ские
качества:
3.1.Конфликт
ность
3.2.Тип
сотрудничес
тва
4.Личностны
е
достижения
учащегося

Методическое обеспечение:
 специально оборудованный кабинет для занятий;
 музыкальные инструменты
 пульты для обеспечения чтения нотных текстов
 - технические средства обучения: аудио, видео аппаратура, CD/DVD

диски и т. д.;
 зал для проведения праздников и концертов;
 дидактический и раздаточный материал; нотный материал (партитура,
25

партии);
 пособия, таблицы;
 комплект методической и теоретической литературы в соответствии с

направлениями деятельности.
Список литературы
1. Бублей С. Детский оркестр.- Л., 1983.
2. Васильев Ю., Широкова А. Рассказы о русских народных
инструментах.- М.,1986.
3. Гардеева И. Ступени мастерства домриста. Екатеринбург, 2000.
4. Дорожкин
А.В. Программа работы оркестра русских
народныхинструментов. М.: 1995.
5. Каргин
А.С. Работа с самодеятельным оркестром
русских народныхинструментов. -М.: Музыка, 1982.
6. Круглов В.П. Искусство игры на домре. М.: Композитор, 2001.
7. Лаптев И. Оркестр в классе. Вып.3 – М.,1994.
8. Мироманов В. И. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на
трехструнной домре. М.: Кифара, 2003
9. Прошко
Н. Методические рекомендации для оркестров и
ансамблейнародных инструментов. Минск, 2000.
10. Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: аудиокассеты.
– М.:1997.
Список литературы, рекомендуемый родителям и детям
1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.: 2000.
2. Буурыкина М. Хрестоматия домриста. 1-3 класс. М.:, 2003 г.
3. Васильев Ю., Широкова А. Рассказы о русских народных
инструментах.-М., 1986.
4. Глейхман В. Хрестоматия балалаечника. М.: 1997 г.
5. Григорьева Н.. Русские народные песни, игры, загадки. Для детских
фольклорных ансамблей. – С., 1996.
6. Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. М.: 1995г.
7. Евдокимова В. «Хрестоматия домриста». М.: 1984г.
8. Колпакова Н. На Буяне, славном острове. – М.: Детская литература,
1976.
9. Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: аудиокассеты. –
М.:1997.
10. Радынова О. Музыкальное развитие детей: аудиокассеты. – М.,
1997.
11. Репертуарная тетрадь домриста (выпуск 1). М.: 1982 г.
12. Потапова А. Домра. Учебное пособие». М.: 2003.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».