Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Киноверсия» Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 14-17 лет Срок реализации: 1 год Автор-разработчик: Дудин Александр Сергеевич, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 г. 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 2 13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 14. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность программы – социально-гуманитарная. Программа ориентирована на развитие и воспитание личностных качеств обучающихся, учитывает признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию. Данная программа направлена на раскрытие потенциала обучающихся в условиях развития современного общества, обретение коммуникативных навыков, навыков критического мышления. Сфокусирована на воспитании умения работать в команде и самостоятельно; формулировать, аргументировать и высказывать собственную точку зрения; анализировать и оценивать произведения экранных искусств. Программа реализуется через показательный пример российского кинематографа и его анализирование, способствующее формированию ценностей и нравственных качеств личности подростка. Актуальность программы. В современном обществе, с которым подростки взаимодействуют ежедневно, кинематограф занимает одну из ведущих ролей в формировании личности и мировоззрения человека. Ориентированный на массовую аудиторию, кинематограф проецирует определённые ценности, оказывающие влияние на формирование личности поколений. Для формирующейся личности подростка важно уметь правильно анализировать всю полученную информацию, чтобы продукты кинематографа стали не только способом развлечения, но и способствовали грамотному развитию человека. Важно не только и не столько вооружить подростка знаниями, но и важно сформировать умение самостоятельно определять свои истинные интересы, аргументировать и высказывать своё мнение, разделять для себя важное и вторичное. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Киноверсия» соответствует основным направлениям формирования нового содержания дополнительного образования детей (в соответствии с Письмом Минпросвещения России от 29.09.2023 АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»). В основе программы лежит системно-деятельностный подход, благодаря которому формируются базовые ценности и личностные качества. Программа нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р г., а именно: Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональное и интеллектуальное развитие. 3 Новизна программы. Инновационная система обучения, создаваемая в рамках программы, позволяет организовать образовательный процесс в увлекательной интерактивной форме, способствующей лучшему усваиванию и запоминанию информации. Здесь обучающиеся являются активными элементами формирования самого образовательного процесса. Программа выявляет и развивает коммуникативные, креативные способности; а также формирует навыки межличностного и делового общения, критического мышления и анализа. Современный кинематограф, занимающий одну из ведущих ролей в развитии подрастающего поколения, нуждается в качественном инструменте, способном раскрыть его с воспитательной стороны и сформировать в старших школьниках стремления к высоким идеалам, побудить к скорейшей реализации высоконравственных целей на практике. Специального набора или отбора в группы не происходит, каждый желающий может посещать занятия. В основном обучающиеся – воспитанники учреждения дополнительного образования, на базе которого реализуется программа, ранее посещающие иные программы дополнительного образования в том же образовательном учреждении. Новизна программы заключается в том, что в педагогическом процессе используются методы и методические приемы кинопедагогики, которые формируют у обучающихся навыки самостоятельного анализирования своих действий и действий героев кинематографа, умения в ходе обучения отбирать и использовать наиболее эффективные формы социальной деятельности, способствуют гармоничному развитию личности. Используются разнообразные формы творческой деятельности, интересные познавательные задания, развивающие любознательность, рефлексивное мышление, креативность. Киноуроки являются основополагающими в создании эмоционального отклика как движущей силы к осуществлению практических действий; развитии этических качеств личности средствами различных направлений культуры и искусства. Адресат программы. Программа ориентирована на подростков 14-17 лет – без предварительной подготовки. Количество обучающихся в одной группе: минимум 8, максимум 30 человек. При реализации программы необходимо учитывать специфические психологические характеристики возраста. Это возраст, когда и у мальчиков, и у девочек появляется стремление заявить о себе как о самостоятельной личности, понять и показать – чем же я отличаюсь, чем не похож на остальных. Они чувствуют и потребность, и страх быть увиденным, различимым. Именно в этом возрасте в группе начинает выстраиваться достаточно жесткая иерархия. Возникает стремление к лидерству, для его достижения порой задействуются все средства. Явные лидеры и их приближенные все более заметны. И конечно, вместе с этим появляются изгои – либо изолированные, которые «сами по себе», либо те, кого группа явно отвергает. Уровневость программы: содержание и материал программы организован по принципу дифференциации. Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается с учетом взросления школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала. Киноуроки и вводимые понятия могут быть 4 приурочены к тем или иным социально значимым событиям, акцентировать внимание учащихся на важные в данный момент проблемы, касающиеся их непосредственно. Срок реализации программы составляет 1 год, 68 часов. Общий объем программы: 68 часов: 30 часов теории, 38 часов практики. Режим занятий. Занятия проходят в очном формате. Занятия проходят один раз в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 2 часа. Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в мини-группах. Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, презентация, интерактив, игровая деятельность. Формы подведения результатов: создание творческих работ, практическое занятие, опрос, самоанализ, коллективная рефлексия, коллективный анализ. 1.2 Цели и задачи программы Цель программы: содействие развитию личности подростка посредством включения его в новую деятельность и формирование устойчивого интереса к киноискусству, способствующему созданию условий для самоопределения и социализации на основе духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе. Задачи: Обучающие: • Содействовать формированию представлений о кинематографе как о виде искусства, способствующему развитию личности; • Способствовать усвоению знаний норм, ценностей, традиций, которые выработало российское общество и которые активно освещаются через искусство; • Рассказать об основах междисциплинарных связей при интерпретации кинофильмов; • Создать условия для получения опыта выстраивания и анализирования междисциплинарных связей при интерпретации кинофильмов самостоятельно; • Организовать условия для формирования личностных качеств подростка через активную интерактивную деятельность на основе анализа кинофильма. Развивающие: • Создать условия для самореализации подростков через предъявление своих личностных качеств, творческих, интеллектуальных и лидерских способностей. • Способствовать формированию современной грамотности обучающихся; • Способствовать приобретению коммуникативных навыков общения, навыков планирования деятельности, развитию критического мышления, креативности, расширению кругозора; • Способствовать формированию у обучающихся интереса к российскому кинематографу, развитие навыков эстетической оценки произведений экранных искусств; • Создать условия для развития индивидуальных качеств, способностей и интересов учащихся. Воспитательные: • Способствовать созданию и сплочению коллектива учащихся на основе совместной деятельности; 5 • Воспитывать, формировать и развивать нравственные качества личности: толерантность, доброжелательность, человеколюбие, уважение и сострадание; • Воспитывать уважение к результатам личного и коллективного труда; • Создание условий для формирования у подростка своих идеалов и ценностей, на основе ценностей российского общества. Планируемые результаты: Предметные: • Сформированы представления о кинематографе как о виде искусства, способствующем развитию личности; • Усвоены знания норм, ценностей, традиций, которые выработало российское общество и которые активно освещаются через искусство; • Обучающиеся знают основы междисциплинарных связей при интерпретации кинофильмов; • Созданы условия для получения опыта выстраивания и анализирования междисциплинарных связей при интерпретации кинофильмов самостоятельно; • Сформированы личностные качества подростка через активную интерактивную деятельность на основе анализа кинофильма. Метапредметные: • Созданы условия для самореализации подростков через предъявление своих личностных качеств, творческих, интеллектуальных и лидерских способностей. • Сформирована современная грамотность обучающихся; • Приобретены коммуникативные навыки общения, навыки планирования деятельности, развития критического мышления, креативности, расширения кругозора; • Сформирован интерес к российскому кинематографу, развиты навыки эстетической оценки произведений экранных искусств; • Созданы условия для развития индивидуальных качеств, способностей и интересов учащихся. Личностные: • Создан и сплочен коллектив учащихся на основе совместной деятельности; • Сформированы и развиты нравственные качества личности: толерантность, доброжелательность, человеколюбие, уважение и сострадание; • Воспитано уважение к результатам личного и коллективного труда; • Созданы условия для формирования у подростка своих идеалов и ценностей, на основе ценностей российского общества. 1.3 Воспитательный потенциал программы Цель: формирование у обучающихся интереса к развитию своих ценностей и личностных качеств на основе традиционных идей и ценностей российской культуры путем включения их в интерактивную деятельность через кинематограф. Задачи воспитательной работы: − Сформировать у обучающихся навыки эмоциональной и социальной компетентности для эффективной работы в команде и самостоятельно; − Познакомить обучающихся с основными принятыми в обществе ценностями, способствовать развитию собственных; 6 − Научить организовывать самостоятельно свою работу, ставить цели и задачи; − Стимулировать обучающихся к дальнейшему изучению и работе в данном направлении. Ожидаемы результаты: Обучающиеся в процессе реализации программы освоили необходимую теорию для анализирования художественного образа, обладают навыками и опытом для самоанализа и определения своих собственных нравственных ценностей. Обладают навыками эмоциональных и социальных компетенций. Обучающиеся имеют заинтересованность в продолжении дальнейшего изучения темы и развитии своих личностных качеств. Формы проведения воспитательных мероприятий: лекции, практические занятия, практикоориентированные мастер-классы. Методы воспитательного воздействия: • Метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, пример); • Метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха). • Методы самовоспитания (рефлексия, самонаблюдение). 7 1.4 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН. Вводное занятие. Инструктаж. 2 Роль кино в формировании 2 современного общества Единство и целостность. Культурный код страны Культурный код в 2 2 киноиндустрии. Традиции сквозь года 2 2 Единство и многообразие 2 2 народов. Детство и взросление.Становление личности Я – личность. Моя уникальность и 1 1 индивидуальность Самостоятельность как важная 1 1 часть личности. Школа в формировании 1 1 личности и характера Конфликты в обществе и их влияние на формирование 1 1 личности Внутренние страхи и их 1 1 влияние на жизнь Становление личности в условиях ограниченных 1 1 возможностей Ошибки как неотъемлемая 1 1 часть формирования личности Формирование личности от 1 1 детства к взрослению Кто и зачем меня окружает? Друзья, семья и близкие 2 Формы аттестации/контр оля Тест 2 Опрос 4 Презентация 4 Презентация 4 Презентация 2 Анализ, эссе 2 Анализ, эссе 2 Анализ, эссе 2 Анализ, эссе 2 Анализ, эссе 2 Анализ, эссе 2 Анализ, эссе 2 Анализ, эссе 5.1 Роль семьи в жизни 3 3 6 5.2 Роль друзей в жизни 3 3 6 6 Путь, который мы выбираем Призвание и профессия 4 4 8 Коллаж 7 Мои жизненные ориентиры и личностные качества 4 8 12 Эссе, презентация, анализ 8 Итоговое занятие 32 4 36 4 68 2 1 2 3 3.1 3.2 3.3 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 5 Название раздела, темы Итого Количество часов теория практика всего Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Содержание учебного (тематического) плана. Тема 1. Вводное занятие. Беседа о коллективе. Цели и задачи курса. Инструктаж по ТБ. Теория. Ознакомительная беседа о кинематографе в общих чертах. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Игры на знакомство, вводное тестирование. 8 Тема 2. Роль кино в формировании современного общества. Теория. История кинематографа в России, основные тенденции его развития и им проецируемые в общество ценности. Алгоритм общего анализа кинофильма. Практика. Работа в группах: анализ произведений кинематографа в разные периоды истории, выявление основных его направлений и идеалов в каждом из периодов. Тема 3. Единство и целостность. Культурный код страны. 3.1 Культурный код в киноиндустрии. Теория. Понятие Культурный код, его значение. Просмотр отрывков из мультфильма «Гора самоцветов» Практика. Коллективное обсуждение: влияние культурного кода на киноиндустрию и наоборот. Работа в группах: поиск ситуаций в киноиндустрии, в которых влияние было негативным, а в каких положительным. Создание таблицы и отслеживание видоизменений культурного кода со временем и как это влияло на изменения в кино. 3.2 Традиции сквозь года Теория. Просмотр короткометражного фильма «Старинная игра» («Ноль плюс») Практика. Коллективное обсуждение: почему сохранение народных традиций важно и чем грозит их полное исчезновение. Влияние традиций на общество и нашу жизнь. Работа в команде: поиск других подобных традиций. Их презентация. 3.3 Единство и многообразие народов. Теория. Просмотр документального фильма «Нация в фарфоре» («Ноль плюс»). Практика. Общий анализ кинофильма. Коллективное обсуждение: объединение противоположных понятий единства и многообразия. Важность сохранение многообразия культур. Работа в группах: представление одной из культур, особенностей их традиций и менталитета. Тема 4. Детство и взросление. Становление личности 4.1 Я – личность. Моя уникальность и индивидуальность Теория. Просмотр короткометражного мультфильма «Синий чулок» («Ноль плюс») Практика. Разбор мультфильма и представленной метафоры. Индивидуальность как важная часть нас. Ситуации из жизни, к которым может быть применима метафора. Как справляться с непринятием в обществе. 4.2 Самостоятельность как важная часть личности. Теория. Просмотр короткометражного фильма «Большой» («Ноль плюс»). Практика. Краткий анализ кинофильма; какие ещё качества в нём раскрываются. Почему самостоятельность – важная черта характера. Как развивать самостоятельность в ребёнке и во взрослом человеке. 4.3 Школа в формировании личности и характера Теория. Просмотр фрагментов полнометражного фильма «Доживём до понедельника». Краткий анализ кинофильма. Практика. Коллективное обсуждение: влияние школы на формирование личности. Влияние педагогов на развитие ребёнка. Взаимоуважение в школе. Разбор поступков учеников и преподавателя в представленном фильме. В творческой форме представление ситуации при иной стратегии поведения её участников. 4.4 Конфликты в обществе и их влияние на формирование личности 9 Теория. Просмотр фрагментов полнометражного фильма «Чучело». Краткая теория формирование личности и психики ребёнка в младшем школьном возрасте. Практика. Разбор и анализ личностей участников конфликта в кинофильме, выстраивание причинно-следственных связей поведения, его предпосылок и последствий. Что привело к тем или иным последствиям и чего можно было бы избежать. В творческой форме представление ситуации при иной стратегии поведения её участников. 4.5 Внутренние страхи и их влияние на жизнь Теория. Просмотр короткометражного фильма «Синий беркут и розовый кит». Практика. Краткий анализ фильма. Составление личностной характеристики мальчика и как она меняется в процессе. Коллективное обсуждение: как и насколько внутренние переживания способны влиять на нашу жизнь. Составление индивидуальных методик по избавлению от внутренних страхов и переживаний. 4.6 Становление личности в условиях ограниченных возможностей. Теория. Просмотр короткометражного фильма «Школа жизни» («Ноль плюс») Практика. Коллективное обсуждение: как влияют на развитие личности определённые физические ограничения. Какое влияние оказывается негативным, возможности его минимизировать. 4.7 Ошибки как неотъемлемая часть формирования личности Теория. Просмотр короткометражного мультфильма «Девочка, наступившая на хлеб» («Ноль плюс»). Практика. Краткий анализ мультфильма. Представление основных событий и идей мультфильма в художественной форме. Коллективное обсуждение: почему без ошибок и их исправления формирование личности невозможно. 4.8 Формирование личности от детства к взрослению Теория. Просмотр короткометражного мультфильма «Кораблик» («Ноль плюс»). Практика. Краткий анализ мультфильма. Коллективное обсуждение: почему со временем ценностные ориентиры могут меняться. Написание эссе на тему «Что я считаю самым важным в личности». Тема 5. Кто и зачем меня окружает? Друзья, семья и близкие 5.1 Роль семьи в жизни Теория. Просмотр короткометражного фильма «Ты идешь или нет?» («Ноль плюс») Практика. Краткий анализ кинофильма. Коллективное обсуждение: почему семья в жизни — это важно, как она влияет на нас. Индивидуальная работа: в творческой форме представить роль семьи в жизни и формировании своей личности. 5.2 Роль друзей в жизни Теория. Просмотр короткометражного мультфильма «Мальчик и лис» («Ноль плюс»). Практика. Анализ мультфильма. Коллективное обсуждение: почему дружба – важная часть жизни и как она влияет на нас. Действительно ли она необходима. Работа в парах: с чем вы можете сравнить дружбу; какие качества в человеке вы больше всего цените, а какие, наоборот, не принимаете. Тема 6. Путь, который мы выбираем. Признание и профессия. Теория. Просмотр полнометражного фильма «Человек труда» («Ноль плюс»). 10 Практика. Коллективное обсуждение: почему каждая профессия – это важно. Какие личностные качества важны для разных профессий. Обсуждение в парах: какую профессию я хочу для себя выбрать. Какие личностные качества для неё важны. Индивидуальная работа: представить в творческой форме – как я могу развить в себе необходимые качества. Тема 7. Мои жизненные ориентиры и личностные качества. Теория. Просмотр полнометражного фильма «Покоряя мечты». Практика. Анализ кинофильма. Коллективное обсуждение: нужна ли человеку мечта. В чём отличие цели и мечты. Индивидуальное задание: эссе на тему «Моя жизненная цель; мои качества, помогающие в её достижении» Тема 8. Итоговая аттестация Теория. Инструктаж по форме аттестации и требованиям к выполнению. Просмотр полнометражного фильма «Сто дней после детства». Практика. Выполнение творческого задания по просмотренному кинофильму и индивидуального задания. Подведение итогов. Рефлексия. II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: • Помещение для занятий - просторный, хорошо проветриваемый актовый зал из расчета не менее 2,0 м² на одного обучающегося, отвечающее требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14, с возможностью организации подвижной деятельности. • Оснащенность зала: столы, стулья. • Электронно-образовательные ресурсы: компьютер, проектор, интернет-ресурсы. • Сопутствующие материалы: канцтовары (ручки, карандаши, ножницы, гуашь, кисти, ватманы, цветная бумага и др.). Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса 10 11 12 Окончание учебного года Сроки проведения аттестации Режим занятий Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов в учебном году Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни 11 Для групп первого года обучения 34 34 2 68 14 20 9 сентября 1-8 января 4 ноября, 24-31 декабря, 1-8 января, 23 февраля, 8-9 марта, 1 мая, 8-9 мая 28 мая 15-25 декабря, 15-30 мая 1 раз в неделю по 2 академических часа Информационное обеспечение: Информационно-справочные и поисковые системы для педагога 1. Образовательный детский онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс». URL: https://zeroplus.tv/compilation (дата обращения 23.08.2024); 2. Кинопедагогика – актуальный образовательный тренд. URL: https://repit.online/blog/post/kinopedagogika-v-obrazovanii.html (дата обращения: 24.08.24); 3. Информационная грамотность и медиаобразование для всех. URL: http://www.mediagram.ru (дата обращения: 24.08.24). Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, реализующий программу, должен соответствовать требования профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования», утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Методические материалы. В ходе реализации данной программы используется личностно-ориентированное обучение и современные педагогические технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная систему обучения; ТРИЗ; технологию использования в обучении игровых методов; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационнокоммуникационные технологии; технология коллективной творческой деятельности. 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы аттестации и контроля. Почти на каждом занятии обучающиеся получают различные формы заданий, как письменных, так и устных: создание творческих коллажей, эссе, устная рефлексия, презентация, анализ. На протяжении учебного года происходит мониторинг посредством наблюдения педагога и промежуточных тестирований в конце каждого учебного блока. По окончании программы обучающиеся проходят общее итоговое тестирование, определяющее общее понимание и умение обучающихся раскрывать произведения. Программа предполагает проведение мониторинга развития способностей обучающегося, который отслеживает динамику развития по следующим параметрам и критериям: • Предметные: обладают основами знаний и умений согласно программе обучения; умеют самостоятельно находить необходимую информацию, анализировать ее и применять на практике. • Метапредметные: способность организовать работу в команде и самостоятельно; имеют навык анализирования и определения главной идеи произведения, обладают навыками эмоциональных и социальных компетенций. • Личностные: выступают в качестве исполнителя, организатора, инициатора; имеют высокий уровень осознанности и самодисциплины; обладают сформированными коммуникативными компетенциями; имеют устойчивую жизненную позицию; обладают способностями критического мышления. Способ оценивания: Оценка деятельности обучающихся педагогом посредством наблюдения; проведение занятия в форме просмотра работы всей группы. 12 Низкий уровень - развитие качества или навыка только начинается; Средний уровень - качество или навык находится в развитии; Высокий уровень - можно говорить о хорошем развитии для данного возраста качества или навыков. (см. приложение 1) Оценочные материалы для входного контроля Вопросы для анкетирования: 1. Изучал(а) ли ранее сферу кино и российского кинематографа? а) нет б) изучал(а) поверхностно в) изучал(а) углублённо 2. Рассматривал(а) ли кинофильмы как инструмент для обучения? а) нет б) да. Как именно: _______________ 3. Причина, по которой я записался(ась) на Киноверсию: 4. Как я могу реализовать себя благодаря этому: 5. Мои достоинства: 6. Мои недостатки: (обидчивость, лень и т.п.) 7. Как я могу избежать проявление своих недостатков: а) постараюсь преобразовать в достоинства б) постраюсь не допускать ситуации для их проявления 8. Обычно мне проще работать: а) в команде:(подчеркнуть) разделяя обязанности; делая все вместе б) одному: (по причине?) ____________________________________ 9. Темп работы является для меня комфортным, если я: а) чередую дела и отдых б) сначала заканчиваю дела, потом отдыхаю 10. В работе с командой мне важно: 11. В работе с командой я не приемлю: 12. Я считаю, что во время киноуроков: 1. я научусь: 2. я получу: Вопросы для итоговой аттестации 1 блок. АНАЛИЗ КИНОФИЛЬМА «СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА» состоит из 15 вопросов. Здесь тебе необходимо проанализировать фильм и вписать ответ, который ты считаешь правильным. 1. Что тебя зацепило в истории? 13 2. Какие главные темы поднимались в произведении, какие из них для тебя ближе и почему? 3. собой? 4. Какие жанры задействованы в фильме, как они взаимодействуют между Какой герой тебе показался наиболее цепляющим, почему? 5. Какая главная миссия этого героя в произведении? Для чего он появляется, какую идею несёт за собой? 6. Разбери деформацию героя на протяжении произведения, каким он был в начале, его убеждения и ценности, и как изменился к концу произведения? 7. Чем этот фильм может быть полезен широкой аудитории? 8. Какие основные ценности, по твоему мнению, заложены в этот фильм? 9. Как эти ценности соотносятся с ценностями, принятыми в российском обществе? 10. Мог бы ты порекомендовать этот фильм другим и почему? 2 блок. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. В этом блоке тебе необходимо выбрать один из просмотренных ранее кинофильмов и проанализировать его. Ответить на вопросы из блока 1 и написать небольшое эссе почему ты выбрал(а) именно этот фильм и чем он тебя заинтересовал. 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». Перечень литературы для педагога 1. Баранов О. А. Кино во внеклассной работе в школе / О. А. Баранов – М.: Изд-во ВБПК, 1980. – 48 с. 2. Баранов О. А. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании Старшеклассников / О. А. Баранов : Автореф. дис. канд. искусств. – М.: 1968. – 21 с. 3. Божков Ю. И. Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема / Ю. И. Божков. : Автореф. дис. канд. пед. наук. – М.:, 1984. – 22 с. 4. Гращенкова И. Н. Кино как средство эстетического воспитания / И. Н. Гращенкова – М.: Высшая школа, 1986. – 224 с. 5. Захарова О. Е., Васильев И. В. Школьный киноклуб: возрождение традиций на базе современных ИКТ / О. Е. Захарова, И. В. Васильев // Открытое и дистанционное образование.: 2009 – С. 34-38 6. Кириллова Н. Б. Медиа культура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова – М.: Академический проект, 2005. – 448 с. 7. Омон, Ж., Бергала А., Мари, М., Верне, М. Эстетика фильма / Пер. с французского И. И. Челышевой. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 248 с.: ил. (Серия «Кинотексты»). 15 Перечень литературы для обучающихся 1. Кудрявцев С. В. 3500 = Три тысячи пятьсот: книга кинорецензий / Сергей Кудрявцев представляет авт. кн. кинорецензий. – Москва : [б. и.], 2008 – М.: «Печатный двор», 2008. – 687 с. 2. Анашкин С. О фильмах дальней и ближней Азии: Разборы, портреты, интервью / С. О. Анашкин. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – 296 с.: ил. – (Серия «Кинотексты»). 3. Марголит Е. Я. Живые и мертвое заметки к истории советского кино 1920-1960-х годов / Е. Я. Марголит. – Санкт-Петербург : Мастерская «Сеанс» [и др.], 2012. – 557 с. 4. Туровская М. И. 7½, или Фильмы Андрея Тарковского / М. И. Туровская – М.: «Искусство», 1991. – 253 с. 5. Мусский, И. А. Сто великих отечественных кинофильмов / И. А. Мусский. – М.: Вече, 2006. – 480 с.: ил. 6. Сеанс Guide: Российские фильмы 2012 / Сост. В. Степанов, К. Шавловский. – СПб.: Мастерская «Сеанс», 2013. – 240 с. 7. Фрейлих, С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учебник для вузов / С. И. Фрейлих – М.: Академический Проект, 2008. – 512 с. 16 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Карта отслеживания освоения результатов программы. ФИО (ребенка)____________________________________ № п/н Критерии оценки 1 Метапредметные 2 Предметные 3 Личностные Уровень освоения Вводны Текущи Итоговы й й й Обладают основами знаний и умений согласно программе обучения; Умеют самостоятельно находить необходимую информацию, анализировать ее и применять на практике. Способность организовать работу в команде и самостоятельно Имеют навык анализирования и определения главной идеи произведения Обладают навыками эмоциональных и социальных компетенций Выступления в качестве исполнителя; Выступления в качестве организатора; Выступления в качестве инициатора; Уровень осознанности и самодисциплины; Овладение сформированными коммуникативными компетенциями; Наличие устойчивой жизненной позиции; Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении; Способности критического мышления. 17