Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Детский КВН» возраст обучающихся: 7-17 лет срокреализации: 1 год объем программы: 112 часов Разработчик: Машинкина Полина Андреевна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Детский КВН» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 14. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной 3 (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о); 15. Письмо Минпросвещения России от 29.09.2023 АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»). Направленность общеразвивающей программы – социально-гуманитарная. Предлагаемая программа призвана создать среду для творческого коллективного и индивидуального поиска путем организации творческих микрогрупп, коллективного планирования, а также совместной деятельность детей и взрослых. Основы общения и взаимоотношений в группе, соуправление и самоуправление являются базовыми принципами такой деятельности. На данных принципах отрабатывается социальнопозитивная модель поведения. Программа носит вариативный характер и может корректироваться с учетом материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, практической подготовленности ребят. Актуальность программы. В современном мире умение эффективно общаться и взаимодействовать с другими людьми становится все более важным, программа «Детский КВН» способствует развитию навыков публичного выступления, аргументации и ведения диалога, что особенно актуально для детей в условиях растущей социальной активности. Кроме того, КВН требует от участников креативности и нестандартного подхода к решению задач, что помогает детям развивать творческие способности, важные в быстро меняющемся мире, где инновации и креативность становятся ключевыми факторами успеха. Программа соответствует основным направлениям формирования нового содержания дополнительного образования детей (в соответствии с Письмом Минпросвещения России от 29.09.2023 АБ-3935/06 «О методических рекомендациях». В 2024 году данная программа претерпела изменение в структуре образовательных результатов, а именно в области формирования личностных качеств и социальноэмоционального интеллекта обучающихся. Также участие в КВН способствует формированию навыков работы в команде, что является важной особенностью при формировании навыков взаимодействия детей с социумом. Это развивает чувство ответственности, умение слушать и учитывать мнение других. Психологическое развитие детей является еще одним важным аспектом программы: участие в конкурсах и выступлениях помогает преодолевать страх публичных выступлений, развивает уверенность в себе и повышает самооценку, что особенно важно в подростковом возрасте, когда формируется идентичность. Кроме того, программа способствует ознакомлению детей с различными культурными традициями и ценностями, формируя у них уважение к многообразию. «Детский КВН» создает атмосферу дружбы и сотрудничества, что укрепляет социальные связи между детьми, способствует формированию дружеских отношений и развитию чувства общности. Программа «Детский КВН» отвечает на современные вызовы общества, способствуя всестороннему развитию детей и подготовке их к жизни в обществе. 4 Отличительной особенностью программы является ее уникальная комбинация развлекательного и образовательного подходов, направленная на развитие креативного мышления, навыков публичного выступления и командной работы у детей. Программа включает в себя элементы театрализации, юмора и импровизации, что позволяет участникам не только обучаться, но и получать удовольствие от процесса, развивая при этом уверенность в себе и социальные навыки. «Детский КВН» способствует формированию у детей чувства ответственности за команду и уважения к мнениям других участников, что важно для их социального и эмоционального развития. КВН обязывает быть веселым и находчивым не только на сцене, но и в жизни. Коммуникабельность, непосредственность, позитивное отношение к жизни, умение взглянуть на любую сложную жизненную ситуацию с определенной долей юмора – качества необходимые КВНщику. Именно на формирование этих качеств направлена данная программа. Программа является составительской, в основу программы легли следующие материалы: ДООП художественной направленности «Академия КВН», авторысоставители Сабин Е.Ю., Левина А.А. (ГАНОУ СО «Дворец молодежи»); ДООП социально-гуманитарной направленности «Мир КВН», автор-составитель Хабибуллина В.Р. (МАУ ДО ДДТ Октябрьского района). Адресат программы. Программа предназначена для учащихся в возрасте от 7 до 17 лет.Группы формируются согласно возрастным особенностям. Группа – 7-12 лет и 1317 лет. Командная работа и развитие коммуникативных навыков: участие в «Детском КВН» способствует формированию навыков сотрудничества и ответственности за команду. Обе группы получают возможность преодолеть страх публичных выступлений, что помогает развить уверенность в себе. Возрастные особенности учащихся Младший школьный возраст характеризуется готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации ребенка. Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь. В 9-11 лет у ребенка одновременно с появлением способности к обучению возникает и комплекс некоторых трудностей: новый режим жизни, новые отношения с одноклассниками и педагогом. В это время у ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная поддержка родителей и педагогов, помощь в преодолении трудностей. При этом педагог обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами. В возрасте 12-14 лет у ребенка резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте дети склонны к индивидуальным номерам, где можно проявить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. 5 В возрасте 15-17 лет у подростков складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Оптимальное количество обучающихся в группе от 11 до 15 человек. Режим занятий. В первый месяц обучения (ознакомительный) занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (академический час - 40 минут). Со второго месяца обучения группы начинают подготовку концертных номеров, занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 академических часа (академический час – 30 минут). Объём общеразвивающей программы – 112 часов. Срок освоения – 1 год. Особенности организации образовательного процесса. Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных, индивидуальнопсихологических и физических особенностей обучающихся. Группы являются разновозрастными. Учитывая возрастные особенности обучающихся и специфику деятельности, а также для более эффективной организации процесса обучения допускается деление группы на подгруппы. На занятиях широко используется метод наставничества. Уровень программы – базовый, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения: групповые занятия Виды занятий: мастер-класс, лекция, просмотр, обсуждение, творческое задание, актерский тренинг, речевой тренинг, анализ игр и др. Формы подведения итогов реализации программы: тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала); выполнение импровизационных и творческих заданий, упражнений, ролевых игр (в соответствии с разработанными критериями); участие в муниципальных и районных мероприятиях и через оценку достигнутых результатов; анкетирование (Приложение 1). Цель и задачи программы Цель программы: развитие мотивации личности к познанию и творчеству посредством включения обучающихся в позитивную творческую деятельность в рамках работы детского клуба веселых и находчивых. Задачи: Обучающие: знакомить с основными правилами движения КВН; знакомить с различными жанрами сценического искусства и научить их использованию в игровых программах КВН; знакомить с методикой создания сценариев, миниатюр, шуток; формировать умение писать сценарий к выступлению; обучать навыкам импровизации; формировать мотивацию на поиск нового материала, необходимой информации; учить замечать интересные и острые моменты в повседневной жизни и переносить их в юмористической форме на сцену. Воспитательные: формировать такие личностные качества, как взаимопонимание, взаимовыручка, доброжелательность, уважительное отношение кокружающим, доверие, ответственность; 6 формировать положительную мотивацию к обучению, самодисциплину; формировать навыки работы в команде; Развивающие: развивать самостоятельность, ответственность, активность и аккуратность; развивать навыки работы с литературой и информацией в интернете; развивать личностные качества и социально-эмоциональный интеллект обучающихся; развивать речь, память, воображение, внимание, художественный вкус. Планируемые результаты Предметные Обучающиеся: • овладеют знаниями в области КВН; • овладеют различными жанрами сценического искусства; • познакомятся с методиками создания сценариев, миниатюр и шуток; научатся писать сценарии для выступлений; освоят навыки импровизации; приобретут мотивацию для поиска нового материала и информации; научатся замечать интересные и острые моменты в повседневной жизни и переносить их в юмористической форме на сцену. Личностные Обучающиеся: • разовьют культуру межличностного взаимодействия и сотрудничества, а также культуру поведения и общения; сформируют чувство социальной ответственности, организованности и дисциплины (включая самодисциплину); освоят навыки работы в команде, обучаются поведению и доверительному общению. Метапредметные Обучающиеся будут демонстрировать: • мотивацию к саморазвитию, самостоятельность, ответственность, активность и аккуратность; развитые личностные качества и социально-эмоциональный интеллект (способность к саморегулированию, ответственность, инициативность, осознанность); навыки работы с литературой и информацией в интернете. Содержание общеразвивающей программы Программа разделена на следующие блоки: I. Блок «Я – мы», предусматривающий работу по формированию сплоченной команды и предполагающий знакомство, освоение и активное использование тренингов и упражнений на создание благоприятного климата в коллективе. II. Блок «КВН и его история», являющийся углублённым экскурсом в историю развития движения КВН III. Блок «Формирование сценической компетенции», где осуществляется знакомство с жанрами сценического искусства, и формируются навыки, необходимые для реализации успешного и яркого выступления на сцене. IV. Блок «Культура речи» развивает навыки ораторского искусства и четкой подачи материала. V. Блок «Авторские задачи для команды», способствующий формированию умений и навыков, необходимых при создании сценариев и миниатюр. VI. Блок «Музыкально-техническая база команды», предполагающий знакомство с 7 процессом создания звукового сопровождения выступлений VII. Блок «Концертная деятельность», являющийся своеобразным итогом обучения по всем блокам программы, так как именно на фестивалях и турнирах КВН становится видно, чему научилась команда и как может представлять себя. VIII. Блок «Коллективная творческая деятельность», в рамках которого осуществляется и поддерживается связь с другими подобными коллективами, формируется эффективная работа внутри коллектива, организуются мероприятия, направленные на поддержание и развитие творческих способностей обучающихся и положительного эмоционального климата за счет досуговой деятельности. IX. Блок «Режиссура», в рамках которого осуществляется с основами режиссуры игр и конкурсов КВН. № п/п Блок I. 1.1 1.2 Учебный (тематический) план Наименование блоков и тем Общее В том числе кол-во Теория Практика часов «Я – мы» 4 2 2 Вводное занятие 1 1 0 Игра на знакомство. 1 0,5 0,5 Творческие упражнения 1.3 Командообразование, внеКВНовская деятельность 1 0,5 0,5 1.4 Тренинг на раскрепощение 1 0 1 Блок II. 2.1 «КВН и его история» 4 2 2 История игры КВН. Правила игры Этикет на сцене Кодекс корпоративной этики команды Формирование сценической компетенции Миниатюра – что за слово? Знакомимся и учимся писать миниатюры Актерское мастерство Сценическое движение команды Постановка миниатюры с реквизитом «Культура речи» 2 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 24 10 14 4 4 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2 8 2 6 6 2 4 1 1 0 2 3 32 1 0 7 1 3 25 4 1 3 2.2 2.3 Блок III 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Блок IV 4.1 4.2 4.3 Блок V 5.1 Как и зачем правильно говорить? Скороговорки Упражнения на развитие речи «Авторские задачи для команды» Составление сценария. Приветствие Форма контроля Опрос Наблюдение, опрос, творческие задания Творческие задания, наблюдение Творческие задания, наблюдение Творческие задания, наблюдение, беседа Творческие задания, наблюдение, беседа Творческие задания, наблюдение, беседа Творческие задания, наблюдение, беседа 8 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 Блок VI 6.1 6.2 6.3 Блок VII 7.1 Блок VIII 8.1 Блок IX 9.1 9.2 9.3 Составление сценария. Работа над Домашним Заданием КВН Теория разминки. Биатлон. Триатлон. Разминка Составление сценария. Работа над Музыкальным домашним заданием в КВН Музатлон Постановка общего сценария на сцене «Музыкально-техническая база команды» Музыкальное сопровождение Звуковое сопровождение выступления Работа с видео. Репетиции. «Концертная деятельность» 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 12 1 2 3 10 10 3 7 2 2 1 1 1 1 6 16 1 0 5 16 Фестивали команд и игры турнира КВН «Коллективная творческая деятельность» Коллективная творческая деятельность Режиссура 16 0 16 4 0 4 4 0 4 12 3 9 Формирование художественного образа в постановке Литературно-художественный монтаж Особенности режиссуры конкурсов КВН Итого часов: 4 1 3 4 1 3 4 1 3 112 29 83 Творческие задания, наблюдение, беседа Творческие задания, наблюдение, беседа Творческие задания, наблюдение, беседа Творческие задания, наблюдение, беседа Содержание учебного (тематического) плана Блок I. Я - мы Тема 1.1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с Домом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной и Свердловской областной юниор-лигой КВН. Правила поведения на занятиях. Беседа по антикоррупционному просвещению. Тема 1.2. Игра на знакомство. Творческие упражнения. Теория: Игры на знакомство. Практика: Упражнения: «Снежный ком», «Интервью», «Ассоциация», «Бумажка», «Интуиция», «Динь-Динь», «Покрывало», «Эволюция», «Часы». Тема 1.3. Командообразование, внеКВНовская деятельность. Теория: Лекция «Мы – одна команда!» (основы командообразования). Практика: упражнения «Свечка», «Полет в космос», «Свободное падение», «Бревно дедушки Ленина», «Остров», «Выбрось предмет», «Бип», «Залип», «Коробок», «Пылесос», «Выкинь число», «Сосчитай до 10 командой», «90 градусов», «Переправа», 9 «Капитошки», «Мешок с крупой», «Паутина», «4 острова», «Олимпийский огонь», «ДаНет-Не знаю», «Конец света», «Посудомоечная машина», «Мост», «Себе, соседу», «Равновесие», «Стоп!стена», «Падение в парах». Тема 1.4. Тренинг на раскрепощение. Практика: Внутренняя свобода, освобождение от зажимов – основа для творческого процесса, выполнение упражнений: «Птичка, пискни», «Мигалки», «Крокодил», «Ниндзя», «Мафия», «Механизм», «Руки», «Апельсин», «С миру по нитке», «Сказочники», «Зверюшка», «Слепой и поводырь», "Слепая змейка", «Аплодисменты», «Обед в зоопарке», «Тишина», «Делимся по признаку», «Хочу сказать, что…», «Тайный единомышленник», «Новость одной строкой», «Синестезия», «Атомы и молекулы», «Старичок-профессор», «Мафия», «Ноты», «Таможня и контрабандист», «Звери», Крокодил», «Людмила Прокофьевна» Блок II. «КВН и его история» Тема 2.1. История игры КВН. Правила игры Теория: Лекция «Истории игры КВН». Просмотр видеоматериала «Как все начиналось». Лекция «Правила игры», «Конкурсы КВН». Просмотр видеоматериала «Краткий курс по конкурсам КВН». Тема 2.2. Этика на сцене Теория: Молодёжное движение КВН. Лекция «Как продуктивно работать в команде», «Роли в команде. Фронтмен. Конферансье. Звукарь. Реквизитор.»,«Кто играет в КВН», «Сцена - дом второй». Практика: Упражнение «Я могу», «Я должен быть в команде, потому что…», «Упражнение Джефа», КТД на эффективное взаимодействие в группе. Тема 2.3 Кодекс корпоративной этики команды Теория: Лекция «Команда – наша семья». Практика: Упражнение «Воздушный Шар», «Необитаемый остров», «Бункер» Блок III.Формирование сценической компетенции Тема 3.1 Миниатюра - что за слово? Теория: Лекция «Миниатюра в КВН». Просмотр видеоматериала выступления команд Высшей и Премьер-лиг. Практика: Анализ выступлений команд КВН. Тема 3.2 Знакомимся и учимся писать миниатюры Теория: Просмотр видеоролика «Миниатюры известных команд КВН». Лекция «На какие темы можно шутить, а на какие – нельзя». Лекция «Актуальность». Практика: пишем материал с помощью методов «Солнышко», «Мозговой Штурм», «Свободная болтовня», «Гармошка». Тема 3.3 Актерское мастерство Теория: Лекция «КВН и Актерское мастерство? Как это связано?». Практика: Упражнения «Снимаем зажимы», «Мама, я умираю», «Дааа-Нееет», «Ролевка-экспромт», «Зеркало», «Ругаемся в парах», «Глаза в глаза», «Испорченный видеомагнитофон», «Стулья под хлопки», «Рукопожатие», «График комфорта», «Коридор любви», «Командир и исполнитель», «Ну, вот и все!», «Танцуем эмоции», «Попугай в клетке», «Гладим животное». Учимся пародировать. Скороговорки. Учимся реалистично драться. Танцы различных народов. Угадай мелодию. Обыгрываем жизненные ситуации. Тема 3.4 Сценическое движение команды Теория: Лекция «Сцена». «Знай свое место». «Выход-Уход». Практика: учимся правильно стоять, правильно смотреть, правильно двигаться. Тема 3.5 Постановка миниатюры с реквизитом. Теория: Особенности постановки миниатюр с реквизитом. Практика: Отбор подходящих миниатюр, распределение ролей, подготовка реквизита. Итоговое задание: показ миниатюры 10 Блок IV.Культура речи Тема 4.1 Как и зачем правильно говорить? Теория: Лекция «Правильная речь», просмотр видеоматериалов с примерами команд КВН Тема 4.2 Скороговорки Теория: Лекция «Зачем нужны скороговорки?», «История скороговорок» Практика: упражнения «110 скороговорок для тренировки дикции», «Буквенные связи», «Дикция» Тема 4.3 Упражнения на развитие речи Практика: Упражнения «Играем со словом», «Путаница», «Кружок», «Придумай новое слово», «Отработка букв» Блок V. Авторские задачи для команды Тема 5.1. Составление сценария. Приветствие. Теория: Лекция «Что такое Приветствие». Просмотр видеоматериалов приветствий известных команд, анализ литературы, интернет-ресурсов. Практика: Написание сценария с помощью метода «Мозговой штурм», «Ромашка», «Добей шутку друга». Репетиции. Тема 5.2. Составление сценария. Работа над Домашним Заданием КВН Теория: Лекция «Что такое Домашнее задание в КВН». Просмотр видеоматериалов Домашних заданий известных команд, анализ литературы и интернет-ресурсов. Практика: Написание сценария с использованием методов «Мозговой штурм», «Ромашка», «Добей шутку друга». Репетиции. Тема 5.3 Теория разминки. Биатлон. Триатлон. Разминка Теория: Лекция «Что такое разминка в КВН», «Биатлон», «Триатлон». Просмотр видеоматериалов разминок, биатлонов, триатлонов известных команд, анализ литературы и интернет-ресурсов. Практика: Написание шуток с помощью методов «Мозговой штурм», «Ромашка», «Добей шутку друга». Репетиции. Тема 5.4. Составление сценария. Работа над Музыкальным домашним заданием в КВН Теория: Лекция «Что такое Музыкальное Домашнее задание в КВН». Просмотр видеоматериалов Музыкальных Домашних заданий известных команд, анализ литературы и интернет-ресурсов. Практика: Написание сценария с помощью методов «Мозговой штурм», «Ромашка», «Добей шутку друга». Репетиции. Тема 5.5. Музатлон Теория: Лекция «Что такое Музатлон». Просмотр видеоматериалов известных команд, анализ литературы и интернет-ресурсов. Практика: Написание сценария с помощью методов «Мозговой штурм», «Ромашка», «Добей шутку друга». Репетиции. Тема 5.6 Постановка общего сценария на сцене Теория: Правила реализации сценария на сцене Практика: Отработка всего выступления. Репетиции. Прогоны. Блок VI.Музыкально-техническая база команды Тема 6.1. Музыкальное сопровождение Теория: Лекция «КВН и музыка». Основные правила работы с микрофоном. Практика: Поиск известных песен, подборка актуальных, работа с минусами, написание текстов к песням. Песня на выход. Финальная песня. Работа с микрофоном. Тема 6.2. Звуковое сопровождение выступления Теория: Лекция «Понятие отбивка». Практика: Анализ музыкальной базы, поиск звуков для совершаемых действий на сцене. Отработка. Работа с микрофоном. 11 Тема 6.3. Работа с видео. Репетиции. Теория: Соединение сценария и музыкального сопровождения. Знакомство с приложениями и программами для монтажа видео. Практика: Операторское мастерство. Компьютерные программы и мобильные приложения для обработки видео. Монтаж отснятого видео материала. Блок VII. Концертная деятельность Тема 7.1. Фестивали команд и игры турнира КВН. Практика: Выступление на муниципальных, региональных и федеральных мероприятиях КВН. Блок VIII. Коллективная творческая деятельность Тема 8.1. Коллективная творческая деятельность Практика: Организация группового общения в различных предложенных ситуациях. Капустники. Экскурсии. Творческие концерты в подгруппах. Сборвсего материала, наработанного за год. Анализ и саморефлексия. Обсуждение. Репетиции. Настольные игры. Блок XI.Режиссура Тема 7.1. Формирование художественного образа в постановке Теория: Создание художественного образа Театрализация постановок. Рисунок выступления. Темпо ритм. Паузы. Практика: Упражнения на развитие художественного образа. Тема 7.2. Литературно-художественный монтаж. Теория: что такое литературно-художественный монтаж. Логика текстовой нарезки фраз. Практика: Сценарный тренинг. Составление осмысленных текстов. Тема 7.3. Особенности режиссуры конкурсов и игр КВН Теория: Особенности режиссуры конкурсов «Приветствие», «Домашнее задание», «СТЭМ», «Конкурс одного номера», «Сказка». Практика: Самостоятельная постановка конкурсов «Приветствие», «Домашнее задание», «СТЭМ», «Конкурс одного номера», «Сказка». 12 Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год № п/п 1 2 3 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю 4 5 6 7 8 9 Количество часов в учебном году Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни 10 11 12 Окончание учебного года Сроки проведения аттестации Режим занятий 26 26 первый месяц – 2 академ. часа последующие месяцы – 4 академ. часа 112 6 20 20 октября отсутствуют 4 ноября, 1-8 января,23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая 31 августа 15-30 декабря, 15-30 мая 1 раза в неделю по 2 / 4 академических часа Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: -Помещение для обучения: учебный кабинет, оснащенный доступом в Интернет, зал со сценой. Перечень оборудования: 1. Музыкальный центр – 1 2. Ноутбук – 1 3. Телевизор – 1 4. Микрофон концертный – 5 5. Доска магнитно-маркерная/флипчарт – 1 6. Принтер – 1 7. Акустическая система – 1 8. Проектор – 1 9. Экран напольный – 1 Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное 13 профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Информационно-методические условия Программа направлена на создание среды для творческого развития через организацию микрогрупп, совместное планирование и взаимодействие детей и взрослых. Методы работы включают: Словесные: лекции, объяснения, дискуссии. Наглядные: демонстрация видеоматериалов. Практические: упражнения, отработка навыков, репетиции (например, сценическая речь, движение, актёрское мастерство, хореография, вокал). Эвристические: поиск информации, подготовка сообщений на заданные темы (работа над сценарием). Проблемные: мозговой штурм (групповая работа над шутками, миниатюрами). Репродуктивные: повторение (отработка навыков). Творческие: индивидуальные и коллективные задания (написание сценариев выступлений). Создание ситуации успеха. На занятиях активно используются методы стимулирования, такие как поощрение, похвала, соревнования, постановка перспектив и формирование общественного мнения. Обучение сочетает теоретические и практические методы работы, где теоретический материал отрабатывается на практике в ходе подготовки выступлений. После каждого выступления проводится анализ результатов и саморефлексия, а при подготовке следующих выступлений учитываются ошибки и успешные моменты предыдущих. Такой цикличный подход поддерживает интерес участников. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Программа предполагает проведение мониторинга развития способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения планируемых результатов освоения программы. Для отслеживания результативности образовательного процесса используют такие методы, как педагогическое наблюдение, беседа. Виды, формы контроля, сроки их проведения указаны в таблице ниже. Виды контроля, Содержание сроки Вводный Определение уровня знаний, Формы/методы Кастинг творческих 14 (входящий) Текущий (в течение всего учебного года) Итоговый (аттестация) конец 1-го полугодия конец всего курса умений, творческих способностей Выявление ошибок и успехов в освоении материала способностей Отслеживание динамики, прогнозирование результативности дальнейшего обучения Выступление на сцене, защита проектов, механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала Защита творческого проекта, выступление на городском фестивале КВН, сдача авторского собственного сценария приветствия. Определение уровня сформированности знаний, умений и навыков по окончании всего курса обучения по программе Наблюдение, анализ Оценочные материалы. Оценочные материалы необходимы для установления соответствующего уровня усвоения программного материала по итогам текущего контроля образовательной деятельности обучающихся и уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы «Детский КВН» по итогам аттестации. В соответствии с целью и задачами программы, используются следующие формы определения результативности освоения программы: посредством механизма устного опроса (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала); через выполнение импровизационных и творческих заданий, упражнений (в соответствии с разработанными критериями); посредством метода наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий; через участие в муниципальных/районных мероприятиях и оценку достигнутых результатов; через защиту творческих проектов по заданной теме (в соответствии с критериями); мониторинг развития творческих способностей обучающихся; При аттестации отслеживается усвоение знаний и динамика развития обучающихся по следующим основным критериям оценки результативности: уровень развития творческого воображения (умение писать тексты шуток и миниатюр); раскрепощенность в коллективе и на сцене; умение импровизировать. 15 Программа предполагает проведение мониторинга развития творческих способностей обучающегося, который отслеживает динамику развития личности по следующим параметрам и критериям: мотивационно-творческая активность и направленность личности (любознательность, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, личная значимость творческой деятельности, чувство долга, ответственности, проявляемое в процессе занятий); интеллектуально-логические способности (способность анализировать, способность выделять главное, способность описывать явления, процессы, способность давать определения, способность доказывать); интеллектуально-эвристические способности (способность генерировать идеи, ассоциативность мышления, способность видеть потребности, противоречия, проблемы, способность преодолеть инерцию мышления); мировоззренческие свойства личности (убежденность личности в социальной значимости творчества, гуманистическая направленность творческой деятельности); способности к самоуправлению в творческой деятельности (целеполагание и целеустремленность, способность к планированию, способность к рефлексии и коррекции в творческой деятельности); коммуникативно-творческие способностей личности (способность аккумулировать и использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству в процессе творчества, способность избегать конфликтов и разрешать их). 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». Перечень литературы для педагога 1. Афанасьев С.П., Триста творческих конкурсов / С.П. Афанасьев. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2010. – 111 с. 2. Бутаев О.С. КВН - его величество! Пособие для играющих и не только / О.С. Бутаев. – М.: Феникс, 2010. – 249 с. 3. Вохмина Н.В. Сделай шаг навстречу! / Н.В. Вохмина. – Новосибирск: АСМ, 2011. – 321 с. 4. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств/ С.В. Гиппус. - СПб.: Речь, 2010. – 346 с. 5. Кугач А.Н. КВН: методика проведения и сценарии для школ и колледжей / Кугач А.Н. – Москва: Феникс, 2004. – 224 с. 6. Марфин М.Н., Чивурин А.П. Планета КВН / М.Н. Марфин, А.П. Чивурин. – М.: Международный союз КВН, 2013. – 151 с. 7. Марфин М.Н., Чивурин А.П. Что такое КВН / М.Н. Марфин, А.П. Чивурин. – Киров: Международный союз КВН, 2002. – 173 с. 8. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для студ. вузов / И.П. Подласый. – М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. – 365 с. Перечень литературы для детей и родителей 1. Воронова Е.А. Мы начинаем КВН Сб. авторских сценариев для команд КВН / Е.А. Воронова. – М.: Феникс, 2008. – 352 с. 2. Масляков А.В. Мы начинаем КВН / А.В. Масляков. – М.: Москва. – 479 с. 17 3. Юношев А.Т., Коломейский А.М. Мы играем в КВН. Шутки, пародии, миниатюры, сценарии / Юношева А.Т., Коломейский А.М. – М.: Феникс, 2010 г. – 120 с. 18 Приложение № 1 АНКЕТА для оценки и самооценки творческих способностей обучающихся. 1.Дата заполнения (число, месяц, год) 2. Ф.И.О. 3.Пол, Возраст 4.Группа Уважаемый обучающийся! С помощью этой анкеты изучаютсятворческие способности личности. Ваши наиболее сильные качества и те недостатки, которые можно и нужно целенаправленно преодолевать. Понятно, что все это очень важно узнать и Вам. В анкете использована 9-бальная шкала. Поэтому, вначале выбрав оценку какого-либо качества, например, в 7-8 баллов, Вы должны остановить свой окончательный выбор только на одной оценке (например, 7 баллов) и обвести ее кружком. 1а. Как часто в процессе выполнения задания Вы ищете ответ на заинтересованный Вас вопрос в дополнительной познавательной литературе? Очень редко 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Очень часто 1 б. Как часто Вы задаете преподавателям вопросы, связанные с выполнением творческого задания? Очень редко 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Очень часто 2а. Как часто Вы испытываете чувство увлечения, эмоциональный подъем в процессе выполнения творческого задания? 1 – 2 – такого что-то не припомню; 3 – 4 – очень редко; 5 – 6 – когда как; 6 – 7 – часто; 8 –9 – практически всегда 2б. Считают ли преподаватели, родители, что Вы увлечены творчеством Думаю, что нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Думаю, что да 3а. Характерно ли для Вас стремление к созданию оригинальных продуктов (сценариев, шуток)? 1 – 2 – думаю, что нет; 3 – 4 – очень незначительное; 5 – когда как; 6 – 7 – достаточно часто; 8 –9 – постоянно испытываю 3б. К каким результатам Вы стремитесь, занимаясь творчеством? 1 – я этим не занимаюсь, не хочу и не буду; 2 – я этим не занимаюсь; 3 – я пока только собираюсь заняться творчеством; 4. – я стремлюсь к участию в творчестве; 5. – я стремлюсь к самостоятельному творчеству; 19 6 – я стремлюсь к тому, чтобы создавать творческие продукты в течение всего периода учебы; 7. – я стремлюсь к тому, чтобы сценарии, созданные с моим творческим участием, использовались другими обучающимися; 8. – я стремлюсь к тому, чтобы продукты, созданные при моем творческом участии, занимали призовые места; 9 – я стремлюсь к тому, чтобы продукты, созданные при моем творческом участии, участвовали в конкурсах «Лучшая творческая работа». 4а. Всегда ли Вы стремитесь получить высокую оценку Вашей творческой деятельности со стороны преподавателя? 1 – 2 – скорее нет; 3 – 4 – иногда стремлюсь; 5 – когда как; 6 – 7 – очень часто; 8 –9 – практически всегда. 4б. Переживаете ли Вы, если получаете оценку ниже той, которую. Вы заслуживаете? Нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да 5. Вам поручили найти материал для создания творческой модели, но Вы встретились с трудностями при подборе литературы или какие-то личные дела мешают Вам сделать это. Как Вы поступите в данной ситуации? 1 – 2 – сделаю это в следующий раз; 3 – 4 – объясню товарищам, что не смог найти необходимую литературу; 5 – проконсультируюсь дополнительно с друзьями, знакомыми или преподавателями; 6 – 7 – скорее всего, постараюсь преодолеть трудности самостоятельно; 8 –9 – сделаю, что обещал, во что бы то ни стало. 6а. Среди названых ценностей расставьте коэффициенты от 1 до 9, характеризующие их значимость для Вас (9 соответствует наибольшей ценности) а) хорошая семья б) материальный достаток в) работа, связанная с творчеством г) интересные друзья д) престижная должность е) возможность путешествовать ж) возможность совершенствовать свое мастерство з) возможность заниматься спортом 6б. Стремитесь ли Вы, в перспективе заняться творческой деятельностью в данном направлении, другими видами творчества? 1 – 2 – нет; 3 – 4 – скорее нет; 5 – как получится 6 – 7 – скорее да; 20 8 –9 – да. 7а. Испытываете ли Вы потребность развивать, воспитывать в себе какиелибо качества, свойственные известным творческим личностям? 1 – 2 – нет; 3 – 4 – редко; 5 – периодически; 6 – 7 – часто; 8 –9 – почти постоянно. 7б. Имеете ли Вы программу самообразования, самовоспитания? 1 – 2 – пока нет; 3 – 4 – были попытки; 5 – успехи в этом направлении весьма скромные; 6 – 7 – да, но недостаточную конкретную; 8 – 9 – да имею хорошо продуманную программу, которую периодически корректирую. 8. Часто ли Вас терзают мысли о том, что время идет впустую. Очень часто 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Практически никогда 9. Способны ли Вы организовать и мобилизовать себя в случае временной неудачи в процессе творчества? Чаще всего нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Чаще всего да 16 Легко ли Вы входите в работу по преобразованию своего творческого продукта, легко ли Вам начать решение новой творческой задачи, или нужно время на «раскачку»? Начинаю без раскачки 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Очень трудно 17. Легко ли Вам подкорректировать свою творческую деятельность, перестроить ее с учетом изменения обстоятельств, появления новой информации. Чаще всего трудно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Достаточно легко 18. Вам сделали справедливое замечание, легко ли Вы перестраиваете свою творческую деятельность с учетом этого замечания? Очень легко 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Очень трудно 19. Стремитесь ли Вы к общению с педагогом или человеком, опыт творческой деятельности которого Вам хотелось изучить перенять? Часто 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Редко 20. Испытываете ли Вы потребность перенять опыт, секреты творческой деятельности у своих товарищей, друзей? 1 – 2 – скорее нет; 3 – 4 – редко; 5 – периодически; 6 – 7 – часто; 8 –9 – очень часто 21. Как часто Вам приходится оказывать помощь друзьям в процессе выполнения творческого задания по разработке сценария? Очень редко 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Очень часто 21 22. Как часто Ваши товарищи обращаются к Вам за советом, помощью в процессе выполнения задания? Редко 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Часто 23. Стремитесь ли Вы избегать конфликтных ситуаций или умышленно идете на конфликт, чтобы доказать свою правоту в процессе выполнения задания? 1 – 2 – чаще всего иду на конфликт и не думаю о последствиях; 3 – 4 – считаю, что добрая ссора лучше, чем невыясненные отношения; 5 – когда как; 6 – 7 – стремлюсь избегать конфликта; 8 –9 – мне почти всегда удается избежать конфликта, либо корректно разрешить в свою пользу. Благодарим за ответы!