Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ИЗОСТУДИЯ «СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»
художественной направленности;
возраст обучающихся: 7-15 лет;
срок реализации: 3 года;
объем программы: 318 часов.
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования,
Болтенкова Наталья Юрьевна
Екатеринбург, 2024 г.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
2
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной
(утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
имеет художественную направленность.
Актуальность программы определяется тем, что согласно Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р, стратегическим
приоритетом в воспитании в XXI веке становится подготовка человека, обладающего
опытом творческой деятельности, а среди важнейших задач следует назвать активизацию
творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений.
Исследования, проведенные среди детей, доказывают, что современный цифровой
ребенок не всегда видит разницу между реальным и виртуальным миром, и это вызывает
трудности в общении и личностной самореализации. Изобразительное искусство призвано
помочь ребенку не только познать мир, но и понять самого себя и своих сверстников.
Занятия в изостудии способствуют развитию у детей творческих способностей,
удовлетворяют потребности в самовыражении, помогают освоить первичные знания о
мире пластических искусств; овладеть умениями, навыками, способами художественной
деятельности. Также очень важен опыт эмоциональной отзывчивости и культуры
восприятия произведений изобразительного искусства. Кроме того, без понимания
прошлого невозможно построить полноценное будущее – здесь важно знакомить ребят с
героическим прошлым России, ее культурой, историей, воспитывать любовь к природе и
своей стране.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа соответствует
основным направлениям формирования нового содержания дополнительного образования
детей (в соответствии с Письмом Минпросвещения России от 29.09.2023 АБ-3935/06 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей,
связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран
мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений
научно-технологического и культурного развития страны»), так как существует
необходимость использования исторического и культурного наследия для воспитания и
образования подрастающего поколения.
Кроме того, содержание программы соответствует приоритетным направлениям
художественной деятельности, а именно арт-прогресс по видам искусств и жанрам
изобразительного
искусства;
сохранение
культурного
наследия:
фольклор,
этнокультурные традиции народов России.
Отличительные особенности. Занятия изобразительным искусством в объединении
«Солнечный круг» помогают вытеснить из сознания ребенка бездушный виртуальный
3
образ, заменяя насыщенной реальной творческой деятельностью. Ребенок может
непосредственно участвовать в создании визуального образа мира, связанного с
настоящими эмоциональными переживаниями. Это помогает становлению таких качеств
личности для будущей полноценной жизни, как творческое мышление, умение общаться с
людьми, целеустремленность и активность. Совместная деятельность педагога и детей
строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Новизна программы. Творческое объединение изостудия «Солнечный круг» – это
мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих
увлечений, своего «я». В процессе художественной деятельности ребенку предоставляется
возможность делать выбор, свободно проявлять свою волю, раскрываться как личность.
Отличительная особенность от существующих программ в этой области является
использование арт-терапевтических приемов, позволяющих не только познать ребенку
самого себя, но и тактично проникнуть в мир соучастников совместного творчества.
Кроме того, при проведении совместных выставок творческих работ с родителями,
проводится специальный вид взаимодействия. После каждого блока программы проходит
анонимная выставка детских работ, когда родителям предстоит найти рисунок своего
ребенка. Дети с трепетом относятся к такой выставке, а родители с особой заботой и
вниманием проникают во внутренний мир своих детей, что помогает установлению
детско-родительских отношений.
Таким образом, создается своеобразная эмоционально наполненная среда
увлеченных детей, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех
романтиков и творческих детей.
Особенности организации образовательного процесса.
При реализации программы используется традиционная модель организации
образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания
программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Адресат. Программа адресована мальчикам и девочкам в возрасте от 7 до 15 лет.
Воспитанники, поступающие в объединение, должны иметь желание заниматься
изобразительным творчеством. Дети изъявляют желание заниматься в изостудии
добровольно, так как имеют личные мотивы и интересы. Поэтому изначально проявляют
способности к рисованию и умение фантазировать. Никаких специальных тестов для
поступления в изостудию не проводятся.
По возрастным характеристикам детей, занимающихся в изостудии, можно
разделить на три группы:
– 7-9 лет, активна функция воображения, самый сенситивный период для фантазии,
развитие речи, моторики, мышления, внимания, памяти; ведущая деятельность – учебная,
формируются новые правила общественно-направленного поведения; количество детей в
группе от 15 до 18.
– 10-12 лет, предподростковый возраст, ребенок находится в поиске своей
самоидентификации, нестабильная самооценка, повышенная утомляемость, ребенок
становится конфликтным, в этом возрасте ярко выраженная эмоциональность, стремление
найти друга; количество детей в группе от 15 до 18.
– 13-15 лет, подростковый возраст, переходный период от детства к взрослости. У
подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость,
конфликтность, резкая смена настроений, депрессивные моменты, как следствие –
4
снижение самооценки. С другой стороны – возрастает самостоятельность, независимость
ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, чувство
взрослости. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Главная
потребность – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в обществе
сверстников; количество детей в группе 12-15.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 3 академических часа, один
академический час равен 40 минутам, между занятиями предусмотрен перерыв 10 минут.
Срок освоения
Программа объединения изостудия «Солнечный круг» рассчитана на 3 года
обучения:
Первая ступень – 108 часов (7-9 лет);
Вторая ступень – 108 часов (10-12лет);
Третья ступень – 108 часов (13-15 лет).
Объем общеразвивающей программы – 324 часа.
Фактический объем программы: 327 часов:
1 год обучения – 111 часов,
2 год обучения – 108 часов,
3 год обучения – 108 часов.
Уровневость: стартовый уровень – предполагает использование общедоступных и
универсальных форм организации материала в изобразительной деятельности; развитие и
совершенствование знаний и навыков.
Формы обучения – групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, экскурсии на выставку.
Формы подведения итогов: беседа, выставка, открытое занятие.
Итогом освоения программы является выполнение творческих работ на
предложенную тему, в которой ребенок применяет полученные знания и умения.
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование духовной и творческой личности через
художественно-изобразительную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
•формировать изобразительные навыки;
•обучать основам композиции.
Воспитательные:
•воспитывать чувство личной ответственности;
•воспитывать и развивать художественный вкус;
•воспитывать
нравственные качества по отношению
(доброжелательность, чувство ответственности, толерантность).
Развивающие:
•развивать
к
окружающим
творческие и эмоциональные качества у детей средствами
изобразительного искусства;
•развивать наблюдательность, внимательность, творческое воображение и фантазию
через системные занятия изобразительным искусством и знакомство с изобразительными
техниками.
5
Цель 1-го года обучения: развитие мотивации ребенка к познанию окружающего
мира через изобразительное творчество.
Задачи 1-го года обучения:
Обучающие:
•Формировать изобразительные навыки;
•Познакомить с основными понятиями, терминами и определениями в
изобразительной деятельности.
Развивающие:
•Развивать любознательность, наблюдательность, память, пространственные
представления;
•Формировать интерес к творческой деятельности;
•Активизировать творческую инициативу, воображение и фантазию;
•Формировать эстетические отношения к окружающему миру;
•Формировать навыки и умения работы в коллективе и определения своей роли в
коллективном творческом процессе.
Воспитательные:
•Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и потребность в
художественной организации своего жизненного пространства;
•Воспитывать уважительное отношение к творчеству другого человека.
Планируемые результаты 1-го года обучения
Предметные:
•Сформированы изобразительные навыки;
•Обучающиеся знакомы с основными понятиями, терминами и определениями в
изобразительной деятельности.
Метапредметные:
•Развиты
любознательность,
наблюдательность,
память,
пространственные
представления;
•Сформирован интерес к творческой деятельности;
•Обучающиеся проявляют творческую инициативу, воображение и фантазию;
•Сформировано эстетическое отношение к окружающему миру;
•Сформированы навыки и умения работы в коллективе и определения своей роли в
коллективном творческом процессе.
Личностные:
•Воспитаны любовь и бережное отношение к природе и потребность в
художественной организации своего жизненного пространства;
•Воспитано уважительное отношение к творчеству другого человека.
Цель 2-го года обучения: развитие личности ребенка, способному к творческому
самовыражению, через овладение изобразительными техниками.
Задачи 2-го года обучения:
Обучающие:
•Формировать умения в каждом задании видеть основную композиционную идею;
•Изучать цветовую палитру от простых цветов к составным, активно применять их в
своих сюжетах;
6
•Обучить приемам воздушной и центральной перспективы.
Развивающие:
•Развивать активный интерес к окружающему миру и событиям, происходящих в
нем;
•Формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
•Формировать навыки и умения работы в коллективе и определения своей роли в
коллективном творческом процессе.
Воспитательные:
•Воспитать любовь, бережное отношение к природе и потребность в
художественной организации своего жизненного пространства;
•Воспитать уважительное отношение к творчеству другого человека.
Планируемые результаты 2-го года обучения
Предметные:
•Сформированы умения в каждом задании видеть основную композиционную идею;
•Изучена цветовая палитра, обучающийся применяет разные цвета в своих сюжетах;
•Обучены приемам воздушной и центральной перспективы.
Метапредметные:
•Развит активный интерес к окружающему миру и событиям, происходящих в нем;
•Сформировано эстетическое отношение к окружающему миру;
•Сформированы навыки и умения работы в коллективе и определения своей роли в
коллективном творческом процессе.
Личностные:
•Воспитаны любовь, бережное отношение к природе и потребность в
художественной организации своего жизненного пространства;
•Воспитано уважительное отношение к творчеству другого человека.
Цель 3-го года обучения: развитие творческой мысли ребенка, способному к
творческому самовыражению через совершенствование изобразительных навыков и
художественных приемов.
Задачи 3-го года обучения:
Обучающие:
•Формировать умение в каждом задании видеть основную композиционную идею и
способы ее развития;
•Изучать цветовую палитру от простых цветов к составным, активно применяя их в
своих сюжетах;
•Изучать изобразительные техники в живописи и графике;
•Знать и применять приемы воздушной, угловой и центральной перспектив.
Развивающие:
•Развивать активный интерес к окружающему миру и событиям, происходящих в
нем;
•Формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
•Формировать навыки и умения работы в коллективе и определения своей роли в
коллективном творческом процессе.
7
Воспитательные:
•Воспитать любовь, бережное отношение к природе
художественной организации своего жизненного пространства;
и
потребность
в
•Воспитать уважительное отношение к творчеству другого человека.
Планируемые результаты 3-го года обучения
Предметные:
•Сформировано умение в каждом задании видеть основную композиционную идею и
способы ее развития;
•Изучена цветовая палитра от простых цветов к составным, активно применяя их в
своих сюжетах;
•Изучены изобразительные техники в живописи и графике;
•Знают и применяют приемы воздушной, угловой и центральной перспектив.
Развивающие:
•Развиты активный интерес к окружающему миру и событиям, происходящих в нем;
•Сформировано эстетическое отношение к окружающему миру;
•Сформированы навыки и умения работы в коллективе и определения своей роли в
коллективном творческом процессе.
Воспитательные:
•Воспитаны любовь, бережное отношение к природе и потребность в
художественной организации своего жизненного пространства;
•Воспитано уважительное отношение к творчеству другого человека.
Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при освоении
изобразительного искусства через изучение народных ремесел.
Задачи воспитательной работы:
•Познакомить обучающихся с ремеслами и традициями народов России;
•Формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины;
•Формировать самостоятельную способность к созданию изображений с
использованием народной росписи на базе полученных знаний.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомились с народными
ремеслами и традициями народов России, демонстрируют желание продолжить изучать
культурное наследии Родины. Обучающиеся умеют самостоятельно создавать
изображения с использованием народной росписи в своих творческих работах.
Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка, экскурсия,
открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:
метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ,
объяснение, пример);
метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание
ситуации успеха, показ образцов для подражания).
8
№
п/п
Учебный (тематический) план
«Учимся смотреть, переживать, изображать»
Первый год обучения
Наименование тем, разделов
Кол-во часов
I.
Чем и как работает художник?
33
Формы
аттестации/
Теория Практика
контроля
5,5
27,5
1.1
1.2
Введение. Кто такой художник?
Чем и как работают художники?
3
3
0,5
0,5
2,5
2,5
1.3
Учимся наблюдать, видеть,
примечать красоту вокруг себя.
3
0,5
2,5
1.4
Цветоведение (основные цвета и их
оттенки)
Изображать можно и пятном.
Изображать можно и пятном.
Волшебные краски осеннего дерева.
Изображать можно линией.
Изображать можно в объеме.
Разноцветные краски осени
«Волшебный ковер красок».
3
0,5
2,5
3
3
0,5
0,5
2,5
2,5
3
3
3
0,5
0,5
0,5
2,5
2,5
2,5
3
0,5
2,5
1.11
Художники и зрители.
Выставка работ.
Изображать можно то, что не видно.
3
0,5
2,5
II.
Красота окружающего мира.
30
5,5
24,5
2.1
2.2
Мир полон украшений.
3
Красоту надо уметь замечать: узоры 3
на крыльях.
0,5
1
2,5
2
2.3
Симметрия, симметричность.
Примеры из природы
0,5
2,5
2.4-2.5 Красоту надо уметь замечать: 6
красивые рыбы.
Аквариум.
2.6-2.7 Красоту надо уметь замечать: 6
украшения птиц.
Анималисты.
2.8
Как украшает себя человек.
3
1
5
Взаимоанализ
работ
1
5
0,5
2,5
2.92.10
III.
Анализ работ
Презентация
работ
Анализ работ
Презентация
работ
Презентация
работ
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
3.1
Всего
3
Создаем праздник сами. Проект.
6
1
5
Наследие предков.
9
1,5
7,5
Народные промыслы России.
Городецкая роспись, орнамент.
3
0,5
2,5
9
Презентация
работ
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Презентация
работ
Анализ работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Анализ работ
Презентация
работ
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
3.2
Идем в музей (виртуальная
экскурсия). Третьяковская галерея
3
0,5
2,5
Анализ работ
3.3
3
0,5
2,5
Презентация
работ
15
3
3
2,5
0,5
0,5
12,5
2,5
2,5
4.3
Народные промыслы: Филимоновская
игрушка, Дымковская, Богородская
игрушка.
Архитектурные тайны.
Искусство архитектуры
Домики, которые построила сама
природа.
Все имеет свое настроение.
3
0,5
2,5
4.4
«Город, в котором мы живем».
3
0,5
2,5
4.5
V.
5.1
«Город, в котором мы живем».
«Сказочная страна».
Создание панно.
3
21
3
0,5
3,5
0,5
2,5
17,5
2,5
5.2
0,5
2,5
1
2
5.4
Герои сказок в произведениях
3
художников и народных мастеров.
Творчество Ю.А.Васнецова.
Пропорции и форма различных 3
садовых цветов.
Занятие-любование. Умение видеть.
3
1
2
5.5
«Здравствуй, лето! »
3
0,5
2,5
Итого
102
18,5
86,5
IV.
4.1
4.2
5.3
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Взаимоанализ
работ
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Выставкапрезентация
Взаимоанализ
работ
Взаимоанализ
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Содержание учебного (тематического) плана
«Учимся смотреть, переживать, изображать»
Первый год обучения.
I. Чем и как работает художник?
1.1 Введение. Кто такой художник?
Теория: Роль изобразительного искусства в жизни человека. Рассматривание
репродукций работ художников разных эпох (первобытное искусство, ренессанс, готика,
современное искусство) и разных стилей (классицизм, реализм, модерн, импрессионизм).
Практическая работа: Творческое задание: Мое любимое летнее занятие?
(знакомство с интересами и с уровнем подготовленности детей).
1.2 Чем и как работают художники?
Теория: Знакомство с художественными материалами (акварель, гуашь, акрил,
пастель, графические материалы) и их разнообразием. Просмотр репродукций в разных
изобразительных техниках. Определение детских предпочтений.
Практическая работа: Техника правополушарного рисования. Морской пейзаж
(развитие воображения и фантазии, мелкой моторики).
1.3 Учимся наблюдать, видеть, примечать красивое вокруг себя.
Теория: Упражнения на внимательность и фантазирование. Демонстрируются
фрагменты рисунков, в которых имеются недостающие элементы.
10
Практическая работа: «Мой интересный мир». Работа выполняется фломастерами и
маркерами, используя разные виды линий.
1.4 Цветоведение (основные цвета и их оттенки)
Теория: Понятие основных цветов. Сказка про разноцветные моря. Понятие –
палитра.
Практическая работа: Выполнение упражнений на получение цветовых оттенков
основных цветов.
1.5 Изображать можно и пятном.
Теория: Понятие и приемы монотипии. Упражнения на развитие воображения и
ассоциативного мышления.
Практическая работа: Отражение в воде. Гуашь, прорисовка деталей.
1.6 Изображать можно и пятном. Волшебные краски осеннего леса.
Теория: Особенности осенней палитры. Приемы смешения цвета гуашевыми
красками. Понятие «пейзаж».
Практическая работа: Освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет
«от пятна», без использования палитры. Изображение осеннего пейзажа. Ближний,
средний и дальний планы.
1.7 Изображать можно линией.
Теория: Знакомство с приемом. Разные способы работы с нитью, добавление цвета.
Практическая работа: Изображение растений и деревьев с помощью приема
ниткографии. Частичная прорисовка, оформление работы.
1.8 Изображать можно в объеме.
Теория: Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей:
скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей.
Практическая работа: создание из однотонной бумаги отдельных предметов, цветов
и деревьев.
1.9 Разноцветные краски осени «Волшебный ковер красок».
Теория: Знакомство с техникой пуантилизм. Известные художники – пуантилисты.
Жорж Сера, Поль Синьяк, Писсаро, Ван Гог
Практическая работа: Используя осеннюю цветовую палитру, создать творческую
композицию в технике «пуантэ.»
1.10 Художники и зрители. Выставка работ.
Теория: Театрализованное занятие с использованием музыки на осеннюю тему (дети
подбирают сами), поэзии и выставкой работ на осеннюю тему.
Практическая работа: приглашаются родители и старшие родственники. Экскурсия
по выставке.
1.11 Изображать можно то, что не видно.
Теория: Мысли и чувства – Как художник может справиться с этим вопросом? Играэксперимент.
Практическая работа: Эксперименты с линиями и цветом по определению чувства
радости, грусти, страха, праздничного настроения.
II. Красота окружающего мира
2.1 Мир полон украшений.
Теория: Естественное и искусственное в природных украшениях вокруг нас.
Дискуссия – Что может природа и не может человек?
11
Практическая работа: Узоры на стекле. Паутинка. Смешанная техника – акварель и
восковые мелки
2.2 Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях
Теория: Узоры на крыльях. Человек издревле мечтал летать, восхищаясь не только
полетом, но и красотой крыльев бабочек и птиц. Закономерности создания узора.
Практическая работа: сочинить бабочку или птицу, придумывая причудливый узор
на крыльях (по желанию). Цветные карандаши.
2.3 Симметрия, симметричность. Примеры из природы.
Теория: Техника ЗЕН АРТ. Особенность техники. Знакомство с графическими
приемами, используемыми в технике ЗЕН АРТ.
Практическая работа: создание симметричной композиции природных элементов
или существ в технике ЗЕНАРТ. Акварель, фломастеры.
2.4-2.5 Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум.
Теория: Многообразие подводного мира, просмотр презентации на тему обитателей
Красного моря. Техника граттаж.
Практическая работа: Изображение аквариума с экзотическими рыбами. Техника
граттаж.
2.6-2.7 Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Анималисты.
Теория: Украшения птиц. Тропические птицы. Виртуальное путешествие в тропики
Практическая работа: Цветовое многообразие тропических птиц. Восковые мелки.
Пастель.
2.8 Как украшает себя человек.
Теория: Знакомство с символикой русского народного костюма 18 века. Символы в
одежде мужчины и женщины. Элементы украшения.
Практическая работа: изображение русской красавицы или богатыря (по выбору) с
использованием шаблона фигуры.
2.9-2.10 Создаем праздник сами. Проект
Теория: Масленица. Знакомство с русскими народными годовыми праздниками.
Значение Масленицы, порядок празднования.
Практическая работа: Коллективная работа по подготовке к празднику: изготовление
солнца, декоративных птичек, самовара и посуды.
III. Наследие предков.
3.1 Народные промыслы России. Городецкая роспись, орнамент.
Теория: История, материалы и цветовые характерные особенности городецкого
народного промысла. Приемы и элементы росписи.
Практическая работа: Упражнения. Выполнение росписи на деревянной дощечке.
3.2 Идем в музей (виртуальная экскурсия). Третьяковская галерея.
Теория: Домашняя утварь, посуда и украшения, символика и используемые
природные материалы, представленные в Сокровищнице Третьяковской галереи,
посвященной декоративно-прикладному искусству.
Практическая работа: викторина по материалам экскурсии.
3.3 Народные промыслы: Филимоновская игрушка, Дымковская, Богородская
игрушка.
Теория: Знакомство с представленными видами игрушек. Понимание используемого
материала и художественных приемов.
12
Практическая работа: изображение своей авторской игрушки по мотивам
понравившейся игрушки
IV. Архитектурные тайны
4.1 Искусство архитектуры.
Теория: Три принципа – польза, прочность, красота. Виртуальная экскурсия в
Древний Египет, античность и средневековье.
Практическая работа: викторина на узнавание стилей архитектуры.
4.2 Домики, которые построила сама природа.
Теория: «Домики», в которых живут насекомые (Улитки, пчелы, муравьи)
Практическая работа: Создание оригинального макета домика для осьминога.
Творческая работа. Цветные карандаши, фломастеры, маркеры.
4.3 Все имеет свое настроение.
Теория: Праздничная архитектура Антонио Гауди.
Практическая работа: Жилище из мозаики с определенным настроением. Цветная
бумага, ножницы, клей.
4.4 Город, в котором мы живем.
Теория: Архитектор Заха Хадид и ее архитектурные творения. Знакомство с
творчеством мастера.
Практическая работа: Рисунок города по воображению. Смешанная техника.
4.5 Город, в котором мы живем.
Теория: Просмотр фотографического материала архитектуры Екатеринбурга разных
времен.
Практическая работа: зарисовки любимых мест родного города.
V. Сказка вокруг нас.
5.1 Создание панно
Теория: зачем человек мечтает? На кого похожи сказочные герои? У каждого народа
на Земле свои сказки? Ответы на вопросы
Практическая работа: Создание панно из любимых сказочных героев в технике
коллаж.
5.2 Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров.
Творчество Ю.А.Васнецова.
Теория: Творчество Ю.А.Васнецова. Просмотр оригинальных произведений.
Практическая работа: используя приемы Ю.А. Васнецова, проиллюстрировать
сказку «Гуси-Лебеди», выбрав понравившегося героя.
5.3-5.4 Пропорции и форма различных садовых цветов.
Теория: Понятие пропорции. Как из реального цветка нарисовать сказочный образ?
Приемы и способы стилизации (упрощение, геометричность. очеловечивание и т.п.).
Практическая работа: Выполнение упражнений по способам стилизации.
«Сказочный цветок, на который я хочу быть похожим».
5.5-5.6 Занятие-любование. Умение видеть.
Теория: Обсуждение творческих результатов первого года обучения, учащиеся
определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.
Практическая работа: Занимающиеся в изостудии вспоминают темы, изученные в
течение года, демонстрируют свои работы.
5.7 «Здравствуй, лето!».
13
Теория: Подведение итогов за год, награждение.
Практическая работа: Композиция «Декоративное солнце». Смешанная техника:
акварель, фломастеры, тушь, перо.
Учебный (тематический) план
«Знакомимся с законами и правилами изобразительного искусства»
Второй год обучения
№
п/п
Наименование
тем, разделов
I.
1.1
Тайны и открытия живописи
Введение
12
3
2
0,5
10
2,5
Три основные краски, строящие
многоцветие мира.
1.3- 1.4 Теплые и холодные цвета в живописи.
«Краски осеннего листа».
II.
Графика цветная и черно-белая
2.1- 2.2 Пастель и цветные мелки, их
выразительные возможности «Живая
клякса».
2.3
Беседа «Родная природа в творчестве
русских художников»
2.4 -2.5 Выразительные возможности графических
материалов. «Осенний лес. Мы рисуем
осень».
2.6–
Рисование с натуры. Овощи и фрукты.
2.7
«Натюрморт в творчестве художников»
2.8
Беседа «Художники анималисты»
3
0,5
2,5
6
1
5
30
6
5
1
25
5
3
0,5
2,5
6
1
5
Взаимоанализ
работ
Выставка
6
1
5
Анализ работ
3
0,5
2,5
6
1
5
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
27
3
4,5
0,5
22,5
2,5
6
1
5
Взаимоанализ
работ
Выставка
6
1
5
Выставка
6
1
5
Анализ работ
Украшение в мире предметов.
6
1
5
Выставка
«Реальное и фантастическое вокруг
нас»
Постройка и реальность.
«Подводное царство»
Постройка и фантазия. «Необычные
здания».
«Город зла и королевство красоты и
доброты».
Изображаем характер (мужской и женский
образы)
Изображение
природы
в
разных
39
6,5
32,5
6
1,0
5
6
1,0
5
Взаимоанализ
работ
Выставка
6
1,0
5
Анализ работ
9
1,0
8
Выставка
9
2,5
6,5
Выставка
Кол-во часов
Всего Теория Практика
1.2
2.92.10
III.
3.1
3.23.3
3.13.5
3.63.7
3.83.9
IV.
4.14.2
4.34.4
4.54.6
4.7–
4.8
4.9-
Рисование с натуры животных. Заяц,
бабочка.
«Сказка творит чудеса».
Беседа «Художники –
сказочники».
Русские народные сказки (добрый и злой
образ).
Реальность в сказках.
Фантастические герои.
14
Формы
аттестации/
контроля
Беседа, анализ
работ
Анализ работ
Просмотр работ
Выставка
4.10
4.11
состояниях.
«Лето, ах, лето! «
Итого
3
108
18
3
90
Игра-конкурс
Содержание учебного (тематического) плана
«Знакомимся с законами и правилами изобразительного искусства»
Второй год обучения
I. Тайны и открытия живописи.
1.1 Введение.
Теория: дать представления об основах живописи, о многообразии цветовой
палитры, ее зависимости от образа и содержания творческого замысла. Знакомство с
живописными материалами и инструментами.
Практическая работа: Акварель, подмалевки к разным временам года.
1.2 Три основные краски, строящие многоцветье мира.
Теория: Развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных цветов.
Понятие - колорит.
Практическая работа: Используя только основные цвета, путем смешения изобразить
букет цветов. При подведении итогов посмотреть, у кого самая разнообразная палитра?
1.3-1.4. Теплые и холодные цвета. «Краски осеннего листа»
Теория: Развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и
холодных цветов.
Практическая работа: Творческая работа - изображение осеннего дерева в теплых
цветах на холодном фоне. Материал по выбору студийцев- акварель или гуашь.
II. Графика цветная и черно-белая.
2.1-2.2 Пастель и цветные мелки, их выразительные возможности «Живая
клякса».
Теория: История создания пастельных и восковых мелков, их выразительные
возможности, Приемы работы. Просмотр оригинальных работ.
Практическая работа: рассмотрев оригинальные фотографии, изобразить
разноцветную игуану. Игуана- восковыми мелками, фон – пастельными мелками.
2.3 Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».
Теория: Презентация по пейзажной живописи И. Шишкина, И. Левитана, А.
Куинджи, И. Грабаря¸ В. Саврасова. Понятие воздушной перспективы. Приемы работы
пастелью.
Практическая работа: Изображение любимого времени года. Пастельные мелки.
2.4-2.5 Выразительные возможности графических материалов «Осенний лес.
Мы рисуем осень».
Теория: Знакомство с техникой «Удивительный фломастер».
Практическая работа: Изображение осеннего сказочного леса, используя технику
«Удивительный фломастер», используя многообразие и многоцветье линии.
2.6-2.7 Рисование с натуры. Овощи и фрукты. «Натюрморт в творчестве
художников»
Теория: Овощи и фрукты. Натюрморт в творчестве художников. Понятие светотени.
Практическая работа: Зарисовки углем или сангиной овощей и фруктов.
2.8 Беседа «Художники-анималисты»
Теория: Приемы и закономерности рисования животных.
15
Практическая работа: Изображение любимого животного графическими
материалами (по выбору).
2.9-2.10 Рисование с натуры животных. Заяц, бабочка.
Теория: Домашние животные. Ответ на вопрос – Зачем человек «одомашнил»
животных?
Практическая работа: Рисунок восковыми мелками любимого домашнего
животного. Важно передать оттенки цвета шерсти животного.
III. «Сказка творит чудеса».
3.1 Беседа «Художники-сказочники».
Теория: Иван Билибин, Елена Поленова, Владимир Конашевич. Знакомство с их
творчеством и основными стилистическими приемами.
Практическая работа: Используя орнаментальную композицию, нарисовать русский
терем. Гуашь.
3.2-3.3 Русские-народные сказки (добрый и злой образ).
Теория: Добрый и злой образ. В сказках добро побеждает зло. Знакомство с жанром
портрета. Взаимосвязь характера и колорита.
Практическая работа: Портрет доброго или злого героя. Выделение характера
определенным цветом.
3.4-3.5 Реальность в сказках.
Теория: Лукоморье – выдумка или реальность?
Практическая работа: Изображение Лукоморья по представлению.
3.6-3.7 Фантастические герои.
Теория: Придуманные истории и их герои.
Практическая работа: придумать и нарисовать своего фантастического друга с
другой планеты. Кляксография. Монотипия. Прорисовка деталей.
3.8-3.9 Украшения в мире предметов.
Теория: Человека окружают множество предметов. Как выбор предметов определяет
характер человека?
Практическая работа: Творческая работа – Сервиз для моего Дня рождения.
IV. Реальное и фантастическое вокруг нас.
4.1-4.2 Постройка и реальность. «Подводное царство»
Теория: Человек строит здания, исходя из трех главных принципов – пользы,
прочности и красоты.
Практическая работа: «Подводное царство». В технике аппликации создать
подводный дворец для морских обитателей.
4.3-4.4 Постройка и фантазия. «Необычные задания»
Теория: Необычные здания. Фантазийные приемы.
Практическая работа: разработка и рисунок необычного здания школы или детского
сада. Смешанная техника.
4.5-4.6 «Город зла и королевство красоты и доброты».
Теория: Понятия «добро» и «зло», способы и приемы изображения.
Практическая работа: Студийцы совместно придумывают и изображают фон для
города зла и королевства красоты и доброты. Далее индивидуально работают над
персонажами для города и королевства. Техники исполнения: фон – живописный,
персонажи – графические. Результат – создание города и королевства коллективно.
16
4.7-4.8 Изображение характера (мужской и женский образы).
Теория: Разнообразные характеры людей. Поведение и отношения между людьми.
Использование колорита, элементов украшения, окружающий мир персонажа при
изображении и выявлении характера человека.
Практическая работа: Творческая работа по исследованию характера выбранного
сказочного персонажа из сказок Ханса Кристиана Андерсена.
4.9-4.10 Изображение природы в разных состояниях.
Теория: Понятие пейзажа. Передача цветом выразительности пейзажа.
Практическая работа: Лирический пейзаж. Драматический пейзаж. Умиротворенный
пейзаж. Акварельный подмалевок, проработка гуашевыми красками.
4.11 «Лето! Ах, Лето!».
Теория: Подведение итогов за год, награждение призеров и победителей выставок и
конкурсов изобразительного искусства.
Практическая работа: Каждый ребенок придумывает летний символ в технике
отрывной аппликации с прорисовыванием мелких элементов, создает свою летнюю
фантазию. Все работы помещаются в коробку и достаются оттуда по очереди.
Обучающиеся, доставая работы, проговаривают ассоциации, связанные с конкретным
символом.
Занимающиеся в изостудии вспоминают темы, изученные в течение года,
представляют свои работы. При обсуждении творческих результатов второго года
обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить,
чем они им нравятся.
Учебный (тематический) план
«Уроки искусства и мастерства»
Третий год обучения
№
Наименование
Кол-во часов
Форма
п/п
тем, разделов
аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
1.
3
1
2
6
1
5
6
3
1
0,5
5
2,5
3
0,5
2,5
8- 9.
Характер линии. Заполнение
таблицы
Перспектива твоей комнаты
6
1
5
10.
Композиция на тему «Праздник»
3
0,5
2,5
11 –
12.
Наследие предков: памятники
архитектуры (виртуальная
экскурсия).
6
1
5
2-3.
4-5.
6.
7.
Введение. Пейзаж. Гармония жилья
и природы.
Создание осенней
Композиции из заданных объектов
(зонтик и листья)
Оригинальная посуда. Натюрморт
Мамина мечта.
17
педагогическое
наблюдение
выставка
выставка
педагогическое
наблюдение
Обсуждение
работ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Беседа
13 – Витражи и витрины. Коллаж
14.
15 - Угловая перспектива.
16.
17-18 Каслинское литье
Ажурные ограды. Фонари
19 Транспорт будущего
20
21 - Художник и театр. Театральный
22.
герой
23 - Театральные маски (злые и
24.
добрые).
25.
Театр кукол.
6
1
5
выставка
6
1
5
6
1
5
педагогическое
наблюдение
выставка
6
1
5
6
1
5
6
1
5
3
0,5
2,5
26 27.
28.
Афиша.
6
1
5
Музеи моего города (виртуальная
экскурсия).
Картина-натюрморт, картинапортрет, картины-пейзаж, картины
исторические и бытовые.
3
0,5
2,5
12
2
10
Моя семья
6
1
5
29 32.
33.
34.
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Выставка
педагогическое
наблюдение
Выставка
педагогическое
наблюдение
Открытая
выставка
Художественная выставка
6
1
5
достижений.
Итого
108
18,5
89,5
Содержание учебного (тематического) плана
«Уроки искусства и мастерства»
Третий год обучения
1.Введение. Пейзаж. Гармония жилья и природы.
Теория. Разновидности пейзажной живописи. В. Поленов, И. Левитан, А. Куинджи.
передача пространства. Колорит
Практическая работа. Творческая, фантазийная работа на тему- Дом, в котором
провел лето
2-3. Создание осенней Композиции из заданных объектов (зонтик и листья)
Теория. Центральная, линейная, круговая, угловая композиция.
Практическая работа. Цветные фломастеры и маркеры, Цветной картон. Создание
стилизованной композиции из фантазийных листьев и зонтика, украшенного в одном стиле.
4-5. Оригинальная посуда. Натюрморт
Теория. Разновидности натюрморта - учебный, бытовой, парадный, обманный.
Практическая работа. Из предложенных элементов (предметы, фрукты, овощи,
посуда, драпировки) составить натюрморт и написать его, используя гуашевые краски.
6. Мамина мечта.
Теория. Мама – самый главный человек в нашей жизни.
Практическая работа. Создание коллажа на заданную тему.
18
7. Характер линии. Заполнение таблицы
Теория. Разновидности линий и зависимость композиционного решения.
Практическая работа. Заполнение таблицы разными линиями и определение характера
линий
8-9. Перспектива твоей комнаты
Теория. Законы и правила построения центральной перспективы
Практическая работа. Используя правила построения нарисовать свою комнату.
Графические материалы
10. Композиция на тему «Праздник»
Теория.
Правила создания коллективной композиции. Зависимость цвета и
настроения. Выбор техники. Торцевание
Практическая работа. Создание коллективного панно из фрагментов, выполненных
индивидуально по заранее оговоренному плану
11-12. Наследие предков: памятники архитектуры (виртуальная экскурсия).
Теория. Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу России. Правила постройки
православных храмов.
Практическая работа. Творческие зарисовки понравившихся храмов. Па
13-14. Витражи и витрины. Коллаж
Теория. История создания витражей. Просмотр презентации.
Практическая работа Калька, черный картон, акварель. Технология изготовления
стилизованного витража.
15-16. Угловая перспектива.
Теория. Правила и законы построения угловой перспективы
Практическая работа.1. Упражнения на построение коробки с разных ракурсов. 2.
Рисунок стула.
17-18. Каслинское литье. Ажурные ограды. Фонари
Теория. Виртуальная экскурсия в музей Каслинского литья. История промысла.
Практическая работа. По мотивам Каслинского литья в графической технике
разработать ограду и группу фонарей для школы искусств.
19-20. Транспорт будущего
Теория. Роль конструктора-дизайнера в создании транспорта. Форма и назначение.
Влияние цвета.
Практическая работа. Работа-фантазия на заданную тему. Техника граттаж.
21-22. Художник и театр. Театральный герой
Теория. Роль художника в театре. Знаменитые театральные художники. Театральный
костюм.
Практическая работа. Разработка театрального костюма для любимого театрального
героя.
23-24. Театральные маски (злые и добрые).
Теория. История театра масок. Примеры различных подходов в изготовлении масок.
Практическая работа.
В зависимости от характера создать маску, используя
смешанную технику и определенный колорит
19
25.Театр кукол.
Теория. История кукольного театра. Петрушка. Кукла- очеловеченная. Кукла- символ,
кукла-стилизованная.
Практическая работа. Создание творческой куклы в технике «коллаж»
26-27. Афиша.
Теория. Понятие «афиша», назначение и разновидности афиш.
Практическая работа. Разработка афиши для концерта любимой музыкальной группы.
28. Музеи моего города (виртуальная экскурсия).
Теория. Роль музея в жизни общества. Разновидности музеев. Понятие интерьера.
Просмотр презентации о музее изобразительного искусства в Екатеринбурге.
Практическая работа. Фрагмент интерьера музея изобразительного искусства
29-32. Картина-натюрморт, картина-портрет, картины-пейзаж, картины
исторические и бытовые.
Теория. Станковая и монументальная живопись. Особенности. Жанровая картина.
Понятие. Просмотр работ импрессионистов.
Практическая работа. Выбор любимого жанра и выполнение в любимой
изобразительной технике творческой работы
33.Моя семья
Теория. Групповой портрет. Разновидности композиции и особенности колорита.
Практическая работа. Выполнение творческой работы на заданную тему. Работа над
композицией. Техника исполнения – цветная графика.
34.Художественная выставка достижений.
Теория. Подведение итогов за год, награждение призеров и победителей выставок и
конкурсов изобразительного искусства.
Практическая работа. Занимающиеся в изостудии вспоминают темы, изученные в
течение года, представляют свои работы. При обсуждении творческих результатов третьего
года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются
объяснить, чем они им нравятся.
20
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график ДООП Изостудия «Солнечный круг»
на 2024-2025 учебный год
№
Основные характеристики
п/п образовательного процесса
1
Количество учебных недель
34 – 1 год обучения
36 – 2 и 3 год обучения
2
Количество учебных дней
34 – 1 год обучения
36 – 2 и 3 год обучения
3
Количество часов в неделю
3
4
Количество часов в учебном году
102 – 1 год обучения
108 – 2 и 3 год обучения
5
Недель в I полугодии
14 – 1 год обучения
16 – 2 и 3 год обучения
6
Недель во II полугодии
20
7
Начало занятий
12 сентября – 1 год обучения
1 сентября – 2 и 3 год обучения
8
Каникулы
Отсутствуют
9
Выходные дни
4-6 ноября, 31 декабря-8 января, 23-25
февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая
10
Окончание учебного года
31 мая
11. Сроки проведения аттестации
15-30 декабря, 15-30 мая
12. Режим занятий
1 раз в неделю по 3 академических часа
Условия реализации программы:
Материально- техническое обеспечение
1. Помещение для занятий – просторное, хорошо освященное и проветриваемое
помещение, отвечающее санитарным нормам.
2. Оснащенность кабинета:
– парты;
– стулья;
– доска;
– шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов;
– осветительные приборы;
– мойка.
3. Технические средства обучения: компьютер, проектор, магнитофон.
4. Материалы, необходимые для реализации программы:
Материалы и инструменты (обеспечивают родители):
Акварельная бумага формата А3, А4;
Белый картон А 4, цветной картон;
Восковые мелки или масляная пастель Гофрированная (креповая) бумаги;
Кисти круглые пони №№ 1, 2, 3, 5 или 6. Плоские щетинные кисти № 10,12,14,16;
Краски: гуашь, акварель (12 и более цветов);
Ластик Маркеры, фломастеры и гелевые ручки;
Мелованная, бархатная бумага;
Палитра плоская и с углублением. Пластмассовая доска для лепки;
Природный материал (листья кустарников и деревьев, сухоцветы);
Простые карандаши: Т, ТМ, М. (Н, НВ, В), цветные акварельные карандаши;
21
Сангина, уголь. Тушь черная, красная;
Фартук Хозяйственная губка для посуды.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю детского объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и
педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным
программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки,
соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и
успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методическое обеспечение:
Наглядные таблицы по ИЗО (Основные цвета, Цветоведение, Теплые и холодные
цвета, рисование лица и фигуры человека, центральная и угловая перспектива, воздушная
перспектива, натюрморт, портрет, пейзаж);
Муляжи фруктов и овощей;
Натурный фонд.
№п/п
Название
Кол-во, шт
Информационно-дидактические материалы
1.
Шаблоны листьев разных деревьев
20
2.
Разные виды образцов (22 разновидности)
20
3.
Дидактическая игра «Составь натюрморт»
20
4.
Динамические таблицы по способам рисования овощей
20
5.
Динамические таблицы по способам рисования животных
20
6.
Динамические таблицы по способам рисования
20
человека
7.
Разнообразные трафареты (5 разновидностей)
20
8.
Дидактическая игра «Далеко-близко»
1
9.
Дидактическая игра «Скульптура или рельеф»
1
10. Дидактическая игра «Угадай вид ДПИ»
1
11. Дидактическая игра «Составь пейзаж»
1
12. Дидактическая игра «Законы композиции»
1
13. Дидактическая игра «Тепло - холод - звонко-приглушенно»
1
14. Дидактическая игра «Русские художники-пейзажисты»
1
15. Дидактическая игра «Русские художники-портретисты»
1
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
1. Первоначальная диагностика. На первом занятии детям предлагается нарисовать
свои летние впечатления. Материал выполнения работы – на выбор. Цель – познакомиться
с уровнем художественной грамотности и выявить наклонности ребенка.
2. Мониторинг результативности освоения изобразительных навыков, основных
понятий, терминов и определений в изобразительной деятельности производится после
завершения каждого блока программы. В систему мониторинга входит анализ продуктов
творческой деятельности обучающихся (проводятся выставки, где в роли экскурсоводов
выступают сами обучающиеся). Цель - выявить проблемные моменты и скорректировать
индивидуальную работу с обучающимся. Педагог ставит перед собой задачу «увидеть
22
личность ребенка» в выполненной работе, помочь детям увидеть достоинство и слабости
своей работы, укрепить желание заниматься.
3. Мониторинг личностных и предметных достижений проводится в начале и в
конце учебного года, используя метод педагогического наблюдения. Цель наблюдения –
определить, как реализуются в творческом процессе поставленные программой задачи.
4. Итоговая аттестация проводится в конце обучения по программе в форме
праздничного творческого отчета. Цель – выявить уровень развития способностей
обучающихся и их соответствия с прогнозируемым результатом.
Оценочные материалы. Первый год обучения
Изучаемый параметр
Формы и методы
Инструментарий
диагностики
Нулевой этап (сентябрь)
Сводный лист оценки
1. Теоретическая
Проверочное задание:
подготовка:
«Виды искусства»
результатов
- виды искусства
Проверочный
тест теоретической
-инструменты художника.
«Инструменты
деятельности
(Приложение № 1)
художника».
2.Практические навыки:
Методика «Анализ
Сводный лист оценки
-умение работать графическими продуктов творческой
результатов
материалами
деятельности»
практической
- умение работать живописными Творческая работа: «Как подготовки.
материалами
я провел это лето?»
3. Развитие эстетического
Методики: «Рисунок»,
Аналитические
потенциала:
«Скульптура».
материалы.
Творческие способности:
воображение, фантазия.
Итоговый этап (май)
1. Теоретическая подготовка:
Зачетная
работа Сводный лист оценки
Жанры
живописи,
основы «Познаем искусство».
результатов
композиции, работы мастеров
теоретической
живописи,
инструменты
и
деятельности.
материалы, техники.
2.Практические навыки
Анализ
продуктов Сводный лист оценки
Умение
передать
цветом деятельности.
результатов
выразительность образов
Творческая работа на теоретической
Использование фоновых техник.
тему «Как я проведу деятельности.
Основы композиции.
лето?».
3.Развитие
эстетического Тесты П. Торранса
Приложение № 2
потенциала
Творческие способности:
воображение, фантазия
Мотивация,
эстетическое
отношение к окружающему миру.
Оценочные материалы. Второй год обучения
Изучаемый параметр
Формы и методы
Инструментарий
диагностики
Нулевой этап (сентябрь)
1. Теоретическая
Собеседование
Сводный лист оценки
подготовка:
по работам художников.
(Приложение № 1)
23
- жанры и виды искусства
- Материалы и инструменты
художника.
2.Практические навыки:
Основы композиции
Пропорции
Пространство
Ближний и дальний план.
3. Развитие эстетического
потенциала:
Творческие способности:
воображение, фантазия.
Итоговый этап (май)
1. Теоретическая подготовка:
Жанры
живописи,
основы
композиции,
работы
мастеров
живописи,
инструменты
и
материалы, техники.
2. Практические навыки:
Умение передать цветом
выразительность образов.
Использование фоновых техник.
3. Развитие эстетического
потенциала:
Творческие
способности,
воображение,
фантазия,
эстетического
отношения
к
окружающему миру, мотивация.
Ролевая игра «Поход с
магазин для художника».
Методика «Анализ
продуктов творческой
деятельности»
Творческая работа: «Как я
провел это лето».
Методика
«Рисунок»,
«Скульптура»
Проверочная
«Искусство!
понимаю!»
Я
Сводный лист оценки
(Приложение № 1)
Аналитические
материалы.
работа Сводный лист оценки
тебя (Приложение № 1)
Анализ
продуктов
деятельности. Творческая
работа «Я и мир вокруг
меня»
Тесты П. Торранса
Результаты
участия
в
конкурсах и выставках.
Сводный лист оценки
(Приложение № 1)
Приложение № 2
Дипломы
Грамоты
Оценочные материалы. Третий год обучения
Изучаемый параметр
Формы и методы
Инструментарий
диагностики
Нулевой этап (сентябрь)
1. Теоретическая
Собеседование
Сводный лист оценки
подготовка:
по работам художников.
(Приложение № 1)
- жанры и виды искусства
Ролевая игра «чем и как
- изобразительные техники.
работает художник».
2.Практические навыки:
Методика «Анализ
Сводный лист оценки
Основы композиции
продуктов творческой
(Приложение № 1)
Пропорции
деятельности»
Пространство
Творческая работа: «Дом,
Ближний и дальний план.
где я провел лето».
3. Развитие эстетического
Методика
«Рисунок», Аналитические
потенциала:
«Скульптура»
материалы.
Творческие способности:
воображение, фантазия.
Итоговый этап (май)
Проверочная
работа Сводный лист оценки
1. Теоретическая подготовка:
Я
тебя (Приложение № 1)
Жанры
живописи,
основы «Искусство!
композиции,
работы
мастеров понимаю и узнаю!»
и
живописи,
инструменты
24
материалы, техники.
2. Практические навыки:
Умение передать цветом
выразительность образов.
Использование законов перспективы
3. Развитие эстетического
потенциала:
Творческие
способности,
воображение,
фантазия,
эстетического
отношения
к
окружающему миру, мотивация.
Анализ
продуктов
деятельности. Творческая
работа «Я и мир вокруг
меня»
Тесты П. Торранса
Результаты
участия
в
конкурсах и выставках.
25
Сводный лист оценки
(Приложение № 1)
Приложение № 2
Дипломы
Грамоты
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»;
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»»;
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».
Перечень литературы для педагога
1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн.
– СПб: Лениздат, 2004. – 378 с.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в психологическом консультировании / М.В.
Киселева. – СПб: Речь, 2012. – 64 с.
3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселева. – СПб: Речь, 2020.
– 160 с.
4. Колягина В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика. Учебно-методическое пособие / В. Г.
Колягина. – М: Прометей, 2016. – 164 с.
5. Копытин А. И. Арт-терапия – новые горизонты / А. И.Копытин. – М.: КогитоЦентр, 2006. – 336 с.
6. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.
Д. Лебедева. – СПб: Речь, 2008. – 256 с.
7. Лоури А. Техника акварельной живописи для начинающих. Ты – художник! / А.
Лоури. – Москва: Контэнт, 2017. – 95 с.
8. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В.
Оклендер. – М.: Класс, 2005. – 334 с.
9. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В.
Осорина. – СПб.: Питер, 2007. – 277 с.
26
10. Пауэлл У. Разберемся в цветовой гамме / У. Пауэлл. – М.: АСТ: Астрель, 2011. –
31 с.
11. Сензюк П. К. Композиция в декоративном искусстве / П. К. Сензюк. – Киев: Рад
шк, 2018. – 78 с.
Перечень
литературы
для
обучающихся
и
родителей
(законных
представителей)
1.
1. Гибсон Р. Наши руки не для скуки / Р. Гибсон. – М.: Росмэн, 2017. – 64 с.
2. Дженингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии/ С.
Дженингс, А. Минде. – М.: Эксмо, 2003. - 377 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству, Теория и практика сказкотерапии/
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Златоуст, 2005. – 352 с.
4. Лоури А. Техника акварельной живописи для начинающих. Ты – художник! / А.
Лоури. – М.: Контэнт, 2017. – 95 с.
27
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Сводный лист оценки
учебный год/
год обучения
Ф.И.О.
учащегося / вид
аттестации
202_/202_
предварительная
текущая
промежуточная
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
подпись
педагога
высокий
уровень (кол-во
человек)
средний
уровень (кол-во
человек)
низкий уровень
(кол-во
человек)
кол-во человек переведено на следующий год
обучения
кол-во человек оставлено для продолжения
обучения на этом же году обучения
Кол-во человек, выпущенных в связи с
окончанием обучения по программе
Всего человек
28
итоговая
Приложение № 2
Указатель оценки теста
Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур.
Максимальный балл равен 10.
Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для
определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что
иногда не совпадает). Далее приведен список № 2, включающий 99% ответов. Для тех
ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует
применять новые категории с обозначением их «XI», «Х2» и т.д. Однако это требуется
очень редко.
Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно
удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.
Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с
частотой менее 2%, минимальная – 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл
засчитывается за ответы, встречающиеся в 2–4,9% случаев. Данные об оценке категории и
оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности.
Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.
Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет
несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого
уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс
считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность при
объединении в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков – 2 балла;
объединение 3–5 рисунков – 5 баллов; объединение 6–10 рисунков – 10 баллов. Эти
29
премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему
заданию.
Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за
каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в
границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший
ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.
Один балл дается за:
каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей
оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь
отмечается точкой или крестиком один раз;
цвет, если он дополняет основную идею ответа; специальную штриховку (но не за
каждую линию, а за общую идею); тени, объем, цвет;
украшение, если оно имеет смысл само по себе; каждую вариацию оформления
(кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу.
Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;
поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за
рамки задания большей части рисунка;
каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия
разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и
суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет – шов, пояс, шарф и т. д., то
она оценивается 1 баллом.
Список № 1.
Ответы на задание с указанием номеров категории и оценок по оригинальности
Фигура 1
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (37) Лицо, голова человека. (1) Очки. (38) Птица (летящая),
чайка.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(10) Брови, глаза человека. (33) Волна, море. (4) Животное (морда). (4) Кот, кошка.
(21) Облако, туча; (58) Сверхъестественные существа. (10) Сердце («любовь»). (4) Собака.
(8) Сова. (28) Цветок. (37) Человек, мужчина. (31) Яблоко.
Фигура 2
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (64) Дерево и его детали. (67) Рогатка. (28) Цветок.
1 балл (от 2% до 4,99%)
(41) Буква: Ж, У и др. (13) Дом, строение. (42) Знак, символ, указатель. (8) Птица,
следы, ноги. (45) Цифра. (37) Человек.
Фигура 3
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (53) Звуковые и радиоволны. (37) Лицо человека. (9)
Парусный корабль, лодка. (31) Фрукты, ягоды.
1 балл (от 2 до 4,99%)
30
(21) Ветер, облака, дождь. (7) Воздушные шарики. (64) Дерево и его детали. (49)
Дорога, мост. (4) Животное или его морда. (48) Карусели, качели. (68) Колеса. (67) Лук и
стрелы. (35) Луна. (27) Рыба, рыбы. (48) Санки. (28) Цветы.
Фигура 4
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (33) Волна, море. (41) Вопросительный знак. (4) Змея. (37)
Лицо человека. (4) Хвост животного, хобот слона.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(4) Кот, кошка. (32) Кресло, стул. (36) Ложка, половник. (4) Мышь. (38) Насекомое,
гусеница, червь. (1) Очки. (8) Птица: гусь, лебедь. (27) Ракушка. (58) Сверхъественные
существа. (1) Трубка для курения. (28) Цветок.
Фигура 5
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (36) Блюдо, ваза, чаша. (9) Корабль, лодка. (37) Лицо
человека. (65) Зонт.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(33) Водоем, озеро. (47) Гриб; (10) Губы, подбородок. (22) Корзина, таз. (31) Лимон,
яблоко. (67) Лук (и стрелы). (33) Овраг, яма. (27) Рыба. (25) Яйцо.
Фигура 6
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (15) Лестница, ступени. (37) Лицо человека.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(33) Гора, скала. (36) Ваза. (64) Дерево, ель. (19) Кофта, пиджак, платье. (66)
Молния, гроза. (37) Человек: мужчина, женщина. (28) Цветок.
Фигура 7
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (18) Автомашина. (36) Ключ; (62) Серп.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(47) Гриб. (36) Ковш, черпак. (43) Линза, лупа. (37) Лицо человека. (36) Ложка,
половник. (62) Молоток. (1) Очки. (18) Самокат. (60) Символ: серп и молот. (48)
Теннисная ракетка.
Фигура 8
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (37) Девочка, женщина. (37) Человек: голова или тело.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(41) Буква: У и др. (36) Ваза. (64) Дерево. (11) Книга. (19) Майка, платье. (2) Ракета.
(58) Сверхъестественные существа. (28) Цветок. (67) Щит.
Фигура 9
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (33) Горы, холмы. (4) Животное, его уши. (41) Буква М.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(4) Верблюд. (4) Волк. (4) Кот, кошка. (37) Лицо человека. (4) Собака. (10) Человек:
фигура.
Фигура 10
0 баллов (5% и более ответов)
31
(24) Абстрактный узор. (8) Гусь, утка. (64) Дерево, ель, сучья. (37) Лицо человека.
(4) Лиса.
1 балл (от 2% до 4,99%)
(63) Буратино. (37) Девочка. (8) Птица. (58) Сверхъестественные существа. (45)
Цифры. (37) Человек, фигура.
Список № 2.
Категории ответов, оригинальность которых оценивается 2 баллами с указаниями
категории.
(18) Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор.
(3) Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья. (1) Аксессуары:
браслет, корона, кошелек, монокль, ожерелье, очки, шляпа. (20) Бельевая веревка, шнур.
(41) Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания. (7) Воздушные шары: одиночные
или в гирлянде (39) Воздушный змей. (33) Географические объекты: берег, волны, вулкан,
гора, озеро, океан, пляж, река, утес. (34) Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг,
куб, прямоугольник, ромб, треугольник. (24) Декоративная композиция: все виды
абстрактных изображений, орнаменты, узоры. (64) Дерево: все виды деревьев, в том числе
новогодняя ель, пальма. (49) Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и
указатели, мост, перекресток, эстакада. (4) Животное, его голова или морда: бык,
верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень,
свинья, слон, собака. (5) Животное: следы. (53) Звуковые волны: магнитофон,
радиоволны, радиоприемник, рация, камертон, телевизор. (65) Зонтик; (63) Игрушка:
конь-качалка, кукла, кубик, марионетка. (62) Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток,
топор. (46) Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь.
(11) Книга: одна или стопка, газета, журнал. (68) Колеса: колесо, обод, подшипник, шина,
штурвал. (50) Комната или части комнаты: пол, стена, угол. (22) Контейнер: бак, бидон,
бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик. (9) Корабль, лодка:
каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник. (12) Коробка: коробок, пакет, подарок,
сверток. (54) Космос: космонавт. (16) Костер, огонь. (23) Крест: Красный крест,
христианский крест, могила. (40) Лестница: приставная, стремянка, трап. (2) Летательный
аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолет, спутник. (32) Мебель: буфет,
гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта. (43) Механизмы и приборы:
компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот. (44) Музыка: арфа,
барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы. (6) Мячи:
баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки. (59)
Наземный транспорт – см. «Автомобиль», не вводить новую категорию. (38) Насекомое:
бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок,
червяк. (35) Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение Луны, звезда, Луна,
метеорит, комета, Солнце. (21) Облако, туча: разные виды и формы. (30) Обувь: ботинки,
валенки, сапоги, тапки, туфли. (19) Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка,
пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка. (67) Оружие: винтовка, лук и стрелы,
пулемет, пушка, рогатка, щит. (48) Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная
вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис. (29) Пища: булка, кекс,
конфета, леденец, лепешка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб. (66) Погода:
дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган. (36) Предметы домашнего
обихода: ваза, вешалка, зубная щетка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щетка.
32
(8) Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка,
фламинго, цыпленок. (26) Развлечения: певец, танцор, циркач. (47) Растения: заросли,
кустарник, трава. (27) Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог.
(58) Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма,
Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт. (42) Светильник: волшебный фонарь,
лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа. (60) Символ: значок,
герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема. (52) Снеговик. (57) Солнце и другие планеты: см.
«Небесные тела». (55) Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки,
спортивная площадка, футбольные ворота. (13) Строение: дом, дворец, здание, изба,
конура, небоскреб, отель, пагода, хижина, храм, церковь. (15) Строение, его части: дверь,
крыша, окно, пол, стена, труба. (14) Строительный материал: доска, камень, кирпич,
плита, труба. (17) Тростник и изделия из него. (51) Убежище, укрытие (не дом): навес,
окоп, палатка, тент, шалаш. (31) Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами,
вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко. (28) Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух,
роза, тюльпан. (45) Цифры: одна или в блоке, математические знаки. (61) Часы:
будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер. (37) Человек, его голова,
лицо или фигура: девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определенная
личность, старик. (56) Человек из палочек: см. «Человек». (10) Человек, части его тела:
брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык. (25) Яйцо: все
виды, включая пасхальное, яичница.
Интерпретация результатов тестирования
Беглость, или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для
творческого мышления и полезен, прежде всего тем, что позволяет понять другие
показатели КТТМ. Данные показывают, что большинство детей 1—8 классов выполняют
от 7 до 10 заданий, а старшеклассники — от восьми до десяти заданий. Минимальное
количество выполненных заданий (менее пяти) встречается чаще всего у подростков (5—8
классы).
высокий уровень – 8-10 баллов;
средний уровень – 5 – 7 баллов;
низкий уровень – 3 – 5 баллов.
Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность
переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с
показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на
показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет
низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком
уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или)
низкой мотивации.
высокий уровень – 20-15 баллов;
средний уровень – 14 - 10 баллов;
низкий уровень – 9 – 5 баллов.
Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи,
отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо
установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность
решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.
33
Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с
помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.
высокий уровень – 20-15 баллов;
средний уровень – 14 - 10 баллов;
низкий уровень – 9 – 5 баллов.
Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с
высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности.
Низкие — для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель
разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в
определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в
зависимости от того, как это качество проявляется.
высокий уровень –более 40 баллов;
средний уровень – 30 - 20 баллов;
низкий уровень –20 баллов и менее.
34