Программа Изостудия Образ 2024-2025

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной

Изостудия «Образ»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
возраст обучающихся: 7-10лет
срок реализации: 3 года
объем программы – 636 часов.

Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Кукушкина Елена Николаевна

Екатеринбург, 2024 г.

Аннотация
Изостудия «Образ» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности.
Основной спецификой настоящей программы является изобразительное искусство.
Это обеспечивает возможности углубленном изучении изобразительного искусства,
обеспечивает единую направленность и координацию деятельности педагога и
воспитанников, позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс
и дает большие возможности в самореализации и личностном развитии каждого ребенка.
В образовательной работе по настоящей программе, в развитии способностей
ребенка не разделимы изобразительная, декоративная и конструкторская деятельность.
Эти виды деятельности способствуют развитию зрения и руки как целостной системы
(глаз – мозг – рука), т.е. как системы мышления. Учитывая это, на занятиях вводится
обязательная изобразительная деятельность с прикладкой направленностью. Для развития
творческих способностей и познавательной активности учащихся, развития потребности в
постоянном совершенствовании, формирования устойчивого интереса ребенка к
выбранному виду деятельности на занятиях используются методы развития воображения,
«метод комбинаторных игр», творческие мастерские, ИКТ – технологии. Использование
работ для украшения пространства кабинета, мини-выставки для родителей, участие в
конкурсах ведет к повышению интереса учащихся к творческой деятельности.
Художественная деятельность детей на занятиях находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости, в объеме, декоративное, конструктивное, работа с
натуры, по памяти и по наблюдению. Соотношение этих видов работы изменяется по
годам обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

1

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная, так как она ориентирована на
художественный вид деятельности.
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Изостудия
«Образ» разработана в соответствии с нормативными правовыми актам и
государственными программными документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых

2

образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной
(утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Согласно
региональным
социально-экономическим
и
социокультурным
потребностям и проблемам (социальный заказ муниципального образования)
современным детям, живущим в быстро меняющемся мире, находящимся в режиме
интенсивного развития, необходимо учиться планировать и организовывать свою
деятельность, развивать творческие способности, не потеряв при этом своей
индивидуальности. Художественная деятельность детей на занятиях способствует
активизации процессов мышления, понимания, чувствования, формирует устойчивый
гармоничный тип личности.
Согласно потребностям и проблемам детей и их родителей или законных
представителей при работе с одаренными и талантливыми детьми на занятиях создают
условия для обогащения, получения новых знаний и умений, способствующих
самореализации и всестороннему развитию детей, что обеспечивает большие
возможности для личностного развития каждого ребенка.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Изостудия
«Образ» соответствует основным направлениям формирования нового содержания
дополнительного образования детей (в соответствии с Письмом Минпросвещения России
от 29.09.2023 АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и
технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на
повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и
компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным,
духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число
десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»),
так как существует необходимость использования исторического и культурного наследия
для воспитания и образования подрастающего поколения.
Кроме того, содержание программы соответствует приоритетным направлениям
художественной деятельности, а именно арт-прогресс по видам искусств и жанрам
художественного творчества: изобразительное искусство, дизайн.
Отличительная особенность:
Основной спецификой настоящей программы является изобразительное искусство.
Это обеспечивает большие возможности углубленном изучении изобразительного
искусства, самореализации и личностном развитии каждого ребенка.
Занимаясь в объединении, ребенок не ставит себе цель создания какой-то
художественной ценности. Для него это процесс мышления, понимания, чувствования.
Самовыражение в детских работах приносит ребенку удовлетворение, рождает высокую

3

самооценку, в конечном итоге формирует более устойчивый гармоничный тип личности.
В образовательной работе по настоящей программе, в развитии способностей
ребенка неразделимы изобразительная, декоративная и конструкторская деятельность.
Эти виды деятельности способствуют развитию зрения и руки как целостной системы
(глаз – мозг – рука), т.е. как системы мышления. Учитывая это, на занятиях вводится
обязательная изобразительная деятельность с прикладкой направленностью. Такой подход
ведет к повышению интереса учащихся к творческой деятельности, большей
результативности работы.
Художественная деятельность детей на занятиях находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости, в объеме, декоративное, конструктивное,
прикладное, работа с натуры, по памяти и по наблюдению. Соотношение этих видов
работы изменяется по годам обучения в соответствии с возрастными особенностями
учащихся.
Адресат программы. Программа адресована детям в возрасте от 7 до 10 лет.
Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание заниматься
изобразительным творчеством. Дети изъявляют желание заниматься в изостудии
добровольно. Никаких специальных тестов для поступления в изостудию не проводятся.
У детей в этом возрасте происходит активное развитие познавательных
способностей, их воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает им
адаптироваться к миру. Игра остается основным способом познания окружающего мира.
Поэтому на занятиях, активно используется «метод комбинаторных игр», задания даются
в виде игры с художественными средствами. Метод «игры по правилам», в которой
складывается механизм управления поведением, проявляющийся затем и в других видах
деятельности. В этом возрасте дети стремятся к большей самостоятельности, желают
показать себя миру. Использование работ для украшения пространства кабинета, минивыставки для родителей, участие в конкурсах приносит ребенку удовлетворение, рождает
высокую самооценку.
Детей, занимающихся в изостудии, можно охарактеризовать следующим образом:
Возрастные особенности учащихся 7-8 лет:
Подвижность,
любознательность,
конкретность
мышления,
большая
впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать
свое внимание на чем-либо. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его
предложения принимаются и выполняются очень охотно.
Возрастные особенности учащихся 9-10 лет
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью,
постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают
важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого
возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение
начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и
сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно
выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом
выпадает. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает
эмоциональный подъем. В этом возрасте ребята готовы соревноваться буквально во всем.
Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую
деятельность ребят, и вызывает их активность.
У детей 7-10 лет активна функция воображения. Это самый сенситивный период для

4

фантазии, развитие речи, моторики, мышления, внимания, памяти. Ведущая деятельность
у ребенка этого возраста – учебная. В это время у ребенка формируются новые правила
общественно-направленного поведения.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 12 до 15 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв между
учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 6 часов. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа.
Объем и срок освоения программы:
Объем программы – 636 часов. Программа рассчитана на 3 года обучения: 1 год
обучения: 204 часа в год, 2 год обучения: 216 часов в год, 3 год обучения: 216 часов в год.
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используется традиционная модель организации
образовательного процесса, представляющая собой линейное освоения содержания
программы в течение трех лет обучения в одной образовательной организации.
При необходимости ряд тем программы может быть вынесен в дистанционный
формат, так как ранее уже были разработаны онлайн мастер-классы по следующим темам:
«Акварель. Закрепляем приемы работы», «Акварель. Оттачиваем мастерство»,
«Цветные карандаши. Приемы работы», «Цветные карандаши. Раскрываем потенциал»,
«Пасхальный натюрморт», «Открытка. Пасхальный натюрморт цветными карандашами»,
«Цветные карандаши. Весенний пейзаж», «Акварель. Букет цветов», «Акварель. Букет
цветов в стекле в технике по сухому», «Как приходит лето. Бумагопластика», «Я рисую
День Победы!», «Плоское и объемное конструирование. Подарок для самых любимых.
Топиарий «Морской», «Край, где мы живем».
Онлайн мастер-классы можно просматривать с любого девайса, у которого есть
выход в интернет. Материалы, используемые в мастер-классах, общедоступные, список
материалов оглашается перед мастер-классом.
Уровень сложности программы.
Программа носит «Стартовый уровень» сложности, так как предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы.
Формы обучения: групповая и индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, экскурсия, открытое занятие, мастеркласс, творческий проект и праздник.
Формы подведения итогов: беседа, наблюдение, мастер-класс, экскурсия,
выставка.
Цель и задачи программы:
Цель – развитие художественно-творческих способностей, личностно значимых
свойств и качеств детей.
Задачи
Образовательные

 Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;

 Обучить сознательному использованию изобразительных и выразительных

5

средств рисунка и живописи;
Развивающие

 Развить внимание, память и творческое воображение, мышление, умения
самостоятельно выражать свой замысел;

 Развить

эмоциональность,

эстетическое

восприятие

действительности;

 Развить изобразительные способности, мелкую моторику, глазомер;
 Развить лидерские качества, творческую активность, инициативу

и

ответственность обучающихся.
Воспитательные

 Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
 Формировать художественно-эстетический вкус детей, целостное представление о
природном и социальном окружении, как среде жизни;

 Воспитывать уважения к участникам образовательного процесса, бережное
отношение к результатам работы педагога и других обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные

 Знают виды и жанры изобразительного искусства;
 Знают теорию
цветоведения, линейной и воздушной перспективы, теорию
светотеневой передачи объема, правила построения сюжетной композиции;

 Имеют опыт работы различными художественными материалами и в разных
техниках;

 Умеют опыт работы различными инструментами, соблюдают правила техники
безопасности;

 Имеют представление

об истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре и изобразительном искусстве.
Метапредметные

 Владеют навыками наблюдения за явлениями жизни и природы, понимания
красоты как ценности; умеют самостоятельно подбирать художественный материал для
работы;

 Владеют методами проектной деятельности, решения творческих задач,
моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;

 Умеют планировать свои действия, следовать инструкциям учителя и алгоритмам,
описывающим стандартные действия.

 Умеют ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы,
самостоятельно выполнять и завершать ее, вносить необходимые коррективы в ходе
выполнения задания;

 Умеют анализировать

и оценивать результаты собственной и коллективной
художественно-творческой работы с учётом разных критериев;

 Умеют правильно организовать свое рабочее место и поддерживать порядок во
время работы;

 Знают и выполняют правила поведения и техники безопасности на занятиях.

6

Личностные

 Критично оценивают свой труд, понимают причины успеха в творческой
деятельности;

 Способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему
миру;

 Умеют сопереживать и ценить партнеров;
 Проявляют интерес и уважение к творчеству других людей;
 Имеют представление о роли искусства в жизни человека, потребности в
художественном творчестве и в общении с искусством;

 Осознают изобразительное искусство как способ познания и эмоционального
отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

 Проявляют стремление к получению новых знаний в данной области.
Воспитательный потенциал программы
Цель: расширение представлений детей о своей семье, приобщение обучающихся к
культурному наследию России при освоении изобразительного искусства и декоративноприкладного творчества через изучение народных промыслов.
Задачи воспитательной работы:
 Формировать понятие «семья», повышать роль семьи и семейных ценностей в
становлении личности ребенка;
 Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений;
 Познакомить с действительностью и художественным наследием, в которых
заложены корни национальной культуры, традиции России;
 Познакомить
с
трудами
ученых,
технологическими
достижениями,
историческими событиями Отечества;
 Познакомить с традициями празднования Нового года, Рождества, Пасхи, Дня
защитника Отечества и Дня Победы;
 Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей
семьи;
 Формировать чувство гордости за свою страну, своих земляков, уважение к
подвигу прадедов;
 Формировать умение видеть красоту окружающего мира, ценить и беречь ее;
 Формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины;
 Формировать самостоятельную способность к созданию изображений с
использованием разнообразных видов орнаментального, декоративно-прикладного и
изобразительного творчества.
 Содействовать развитию культуры семейного воспитания детей на основе
традиционных семейных духовно-нравственных ценностей.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы расширили представления о своей
семье и родственных отношениях, познакомились с народными ремеслами, традициями,
достижениями народов России, историческим прошлым Отечества, демонстрируют
желание продолжить изучать культурное наследии Родины. Обучающиеся на базе
полученных знаний умеют самостоятельно создавать изображения и декоративные
изделия.

7

Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка, экскурсия,
открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:
 метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ,
объяснение, пример);
 метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание
ситуации успеха, показ образцов для подражания).
1-ый год обучения
Цель – развитие личности каждого ребенка художественно- эстетическими
средствами с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей.
Задачи
Образовательные

 Познакомить детей с основами цветоведения, с различными видами
изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами
работы с ними;

 Обучить основам изображения, основам образного языка рисования, созданию
композиций на темы, с натуры, по памяти и по воображению;
Развивающие

 Развивать

эмоциональность,
творческую активность и инициативу;

эстетическое

восприятие

действительности,

 Развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое
воображение, мышление, внимание, память, моторику.
Воспитательные

 Воспитывать стремление к активному познанию жизни;
 Воспитывать терпение и трудолюбие;
 Воспитывать у детей нравственные чувства: дружелюбие, милосердие,
справедливость.
Планируемые результаты:
Предметные

 Обучающиеся ознакомлены с основами цветоведения, с различными видами
изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами
работы с ними;

 Обучены основам изображения, основам образного языка рисования, созданию
композиций на темы, с натуры, по памяти и по воображению;
Метапредметные

 Развита эмоциональность, эстетическое

восприятие

действительности,

творческую активность и инициативу;

 Развиты изобразительные способности, художественный вкус, творческое
воображение, мышление, внимание, память, моторику.
Личностные

 Воспитано стремление к активному познанию жизни;
 Воспитано терпение и трудолюбие;

8

 Воспитаны нравственные чувства: дружелюбие, милосердие, справедливость.
2-ой год обучения
Цель – самореализация личности каждого воспитанника в процессе освоения
художественно-эстетическими средств изобразительного искусства.
Задачи
Образовательные

 Обучить детей доступным их возрасту основам изобразительных умений:
строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми
предметами;

 Обучить приемам использования графических материалов;
 Познакомить с художественными традициями и промыслами уральского народа;
 Приобщить детей к выставочной деятельности.
Развивающие

 Развивать детские представления путем наблюдений;
 Развивать эмоциональность, эстетическое восприятие

действительности,

творческую активность и инициативность;

 Развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус,
творческое воображение, пространственное мышление, внимание, память, моторику.
Воспитательные

 Воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни;
 Воспитывать упорство и трудолюбие;
 Воспитывать у детей нравственные чувства: дружелюбие, милосердие,
справедливость.
Планируемые результаты:
Предметные

 Дети обучены доступным их возрасту основам изобразительных умений: строить
сюжет, организуя
предметами;

смысловые

и композиционные

связи

между

изображаемыми

 Обучены приемам использования графических материалов;
 Ознакомлены с художественными традициями и промыслами уральского народа;
 Дети приобщены к выставочной деятельности.
Метапредметные

 Развиты детские представления путем наблюдений;
 Развиты эмоциональность, эстетическое восприятие

действительности,

творческую активность и инициативность;

 У детей развиты изобразительные способности, художественный вкус,
творческое воображение, пространственное мышление, внимание, память, моторику.
Личностные

 В детях воспитано стремление к активному познанию жизни;
 Воспитано упорство и трудолюбие;
 У детей воспитаны нравственные чувства: дружелюбие, милосердие,

9

справедливость.
3-ий год обучения
Цель – развивать свойства и качества личности обучающегося, способствующие
социализации гражданина, жизненному и профессиональному самоопределению и
возможному продолжению художественного образования;
Задачи
Обучающие

 Обучить умению строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи
между изображаемыми предметами, умению сознательно использовать художественные
материалы и возможности их тонового и фактурного диапазона;

 Обучить пространственному построению предмета;
 Обучить умению сбору конкретного материала к задуманной теме и творческому
процессу работы над эскизами;

 Обучить изображению пейзажей,

познакомить
представлениями о предмете в световоздушной среде;

с

живописными

 Приобщить детей к выставочной деятельности.
Развивающие

 Развивать народные традиции в детском творчестве;
 Развивать детские представления путем наблюдений;
 Развивать эмоциональность, эстетическое восприятие действительности,
творческую активность и инициативу;

 Развивать

у детей художественный вкус, творческое
пространственное мышление, внимание, память, моторику, глазомер.
Воспитательные

воображение,

 Формировать у воспитанников навыка соотносить себя с историческим
прошлым и настоящим родного края, со своим народом, понимать себя как часть и
представителя большого целого;

 Формировать умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в
группы для сотрудничества;

 Воспитывать упорство и трудолюбие;
 Воспитывать у детей нравственные чувства: дружелюбие, милосердие,
справедливость.
Планируемые результаты:
Предметные

 Дети обучены строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи
между изображаемыми предметами, умению сознательно использовать художественные
материалы и возможности их тонового и фактурного диапазона;

 Обучены пространственному построению предмета;
 Обучены собирать конкретный материал к задуманной теме и творческому
процессу работы над эскизами;

 Обучены изображать пейзажи,

ознакомлены
представлениями о предмете в световоздушной среде;

10

с

живописными

 Дети приобщены к выставочной деятельности.
Метапредметные

 Развиты народные традиции в детском творчестве;
 Развиты детские представления путем наблюдений;
 Развита эмоциональность, эстетическое восприятие

действительности,

творческая активность и инициатива;

 У

детей развиты художественный вкус, творческое
пространственное мышление, внимание, память, моторика, глазомер.
Личностные

воображение,

 У воспитанников сформирован навык соотносить себя с историческим прошлым
и настоящим родного края, со своим народом, понимать себя как часть и представителя
большого целого;

 Сформировано умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться
в группы для сотрудничества;

 Воспитано упорство и трудолюбие;
 У детей воспитаны нравственные чувства: дружелюбие, милосердие,
справедливость.
Учебный (тематический) план. 1 год обучения.
№ Название раздела,
п\п темы

Количество часов
всего
теория
практика

Раздел I. «Осень
разноцветная»
1. Чем и как работает
художник

54

17

37

3

3

-

2.
3.
4.
5.

12
14
15
9

3
3
4
3

9
11
11
6

1

1

-

54
11
9
15
18

16
4
3
4
4

38
7
6
11
14

5. Живет в народе красота.

1

1

-

Раздел III. «Красота вокруг нас»
1. Народные промыслы. Гжель.

60
12

16
3

44
9

Летние цветы
Осенние листья. Осень золотая.
Осенний натюрморт
Подготовка к участию в
тематической выставке

6. Живет в народе красота.

1.
2.
3.
4.

Раздел II. «Краски зимы»
Как живут деревья
Подарок для мамы.
Зимние забавы
Подготовка к праздникам

11

Формы
аттестации
/контроля
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
мини-выставка
Конкурс,
Фестиваль,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
Мини выставка
Педагогическое
наблюдение,
мини выставка
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое

2.
3.
4.
5.

Цветы весны.
Нарядим куклу.
Подарок защитнику Отечества.
Подготовка к участию в
тематической выставке

12
17
6
12

3
5
2
2

9
12
4
10

6. Живет в народе красота.

1

1

-

Раздел IV. «Путешествие в сказку»
1. Любимые сказочные персонажи
2. Пасхальный сувенир.

36
12
9

11
3
3

25
9
6

3. Подготовка к участию в
тематической выставке

12

2

10

4. Живет в народе красота.

1

1

-

5. Праздник красок. Итоговая
выставка

2

2

-

204

60

144

Итого:

наблюдение,
мини выставка
Конкурс,
Фестиваль,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение мини
выставка
Конкурс,
Фестиваль,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
выставка

Содержание учебного плана 1-го года обучения
Тема года: «Учимся видеть и понимать».
Овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений, навыков.
Раздел I. «Осень разноцветная».
Освоение приемов работы, основ цветоведения. Знакомство с различными
материалами и инструментами.
1. Чем и как работает художник.
Теория: Знакомство с группой. Обучение организации рабочего места.
Знакомство с материалами для работы, правила работы с ними. Правила поведения в
ДДТ, во время учебного процесса. Техника безопасности.
2. Летние цветы.
Теория: Цвет в нашей жизни. Основы цветоведения: три основных цвета.
Практика: Работа фломастерами и маркерами. Освоение приемов графики.
3. Осенние листья. Осень золотая.
Теория: Освоение понятий: холодные и теплые цвета.
Практика: Закрепление понятий. Работа гуашью, цветными мелками, карандашами,
пастелью. Освоение приемов живописи и графики.
4. Осенний натюрморт.
Теория: Основы композиции. Знакомство с жанром живописи – натюрморт.
Практика: Изображение овощей. Работа акварелью.
5. Подготовка к участию в тематической выставке.
Практика: Создание и подготовка работ к участию в выставке. Оформление

12

выставки.
6. Живет в народе красота.
Теория: Виртуальное посещение выставочного зала Русского музея. Приобщение к
традициям народного творчества, к его историческим корням.
Раздел II. «Краски зимы».
Графика. Линия, штрих, пятно, простые геометрические формы. Основы
перспективы.
1. Как живут деревья.
Теория: Знакомство с понятием фон. Закрепление понятий графики: линия, штрих,
пятно.
Практика: Основы работы гелевой ручкой, линером, цветными мелками,
фломастерами, маркерами по цветному фону.
2. Подарок для мамы.
Теория: Традиции празднования Дня матери, история праздника. Закрепление
умения выгодно использовать выразительные возможности материала.
Практика: Формирование навыка составления объемной конструкции, используя
разнообразные виды крепления.
3. Зимние забавы.
Теория: Закрепление понятий: холодные цвета, фон, пропорция, план. Пропорции
фигуры человека.
Практика: Наброски фигуры человека. Введение в работу белил. Обучение
использованию кистей разных размеров. Индивидуальная техника исполнения.
4. Подготовка к праздникам.
Теория: Знакомство с традициями празднования Нового года. Закрепление умения
выгодно использовать выразительные возможности материала.
Практика: Работа с различными материалами. Формирование навыка составления
объемных конструкций, используя разнообразные виды крепления.
5. Живет в народе красота.
Теория: Виртуальное посещение выставочного зала Русского музея. Знакомство
с христианскими традициями, приобщение к культуре русского народа.
Раздел III. «Красота вокруг нас».
Декоративное рисование. Знакомство с русскими народными промыслами.
Рисование в технике народных промыслов.
1. Народные промыслы. «Гжель».
Теория: Знакомство с промыслом и техникой исполнения росписи.
Практика: Освоение растительного орнамента. Гуашь.
2. Цветы весны.
Теория: Работа с натуры, по памяти. Закрепление понятия натюрморт.
Практика: Техника исполнения – акварель по сырому.
3. Нарядим куклу.
Теория: Знакомство с историей костюма. Детали одежды: кокошник, рубаха,
душегрея. Закрепление понятий: форма, цвет, украшение. Знакомство с видами
украшений, их назначением, символикой.
Практика: Работа гуашью.

13

4. Подарок защитнику Отечества.
Теория: Закрепление знаний о праздновании 23февраля. Закрепление понятия
защитник Отечества.
Практика: Изготовление сувениров в смешанной технике.
5. Подготовка к участию в тематической выставке.
Практика: Создание и подготовка работ к участию в выставке. Оформление
выставки.
6. Живет в народе красота.
Теория: Виртуальное посещение выставочного зала Русского музея. Знакомство с
экспозицией. Анализ работ.
Раздел IV. «Путешествие в сказку».
Иллюстрации к сказкам. Введение понятий передний и задний план, линия
горизонта, симметрия, асимметрия.
1. Любимые сказочные персонажи.
Теория: Закрепление знаний и навыков в области рисунка и живописи. Пропорции
фигуры животных. Передача образа через цвет.
Практика: Закрепление навыка рисования животных. Выбор техники
исполнения предоставляется учащимся.
2. Пасхальный сувенир.
Теория: Приобщение к традициям народного творчества, к его историческим
корням. Традиции празднования Пасхи.
Практика: Изготовление сувенира в традиционных и современных техниках.
3. Подготовка к участию в тематической выставке.
Практика: Создание и подготовка работ к участию в выставке. Оформление
выставки.
4. Живет в народе красота.
Теория: Оформление работ для выставки. Виртуальное посещение
выставочного зала Русского музея. Обсуждение выставочных работ.
5. Праздник красок. Итоговая выставка
Теория: Обобщение тем занятий. Выставка работ.
Учебный (тематический) план. 2 год обучения
№
п\п

1
2.
3.
4.
5.

Название
раздела, темы
Раздел I. «Художник –
живописец»
Радуга после дождя
Земля и небо с облаками
Осенний натюрморт.
Пластилинография.
Живет в народе красота.

Количество часов
всего
теория
практика
52
14
38

Формы аттестации/
контроля

12
12
15

4
4
4

8
8
11

Педагогическое
наблюдение,
мини выставка

1

1

-

Подготовка к участию в
тематической выставке

12

1

11

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Конкурс,
фестиваль,
педагогическое
наблюдение

Раздел II «Художник –

73

21

52

14

6.

график»
Ветка.
Книжная графика.
Иллюстрация к книге.
Подарок для мамы.
Прикладная графика.
Экслибрис.
Букет для Снежной
королевы.
Живет в народе красота.

7.

Подготовка к праздникам

15

4

11

Раздел III. «Художник –
декоратор»
Урало-сибирская роспись.
Роспись деревянной заготовки.
Подарок для самых
любимых.
Витраж.
Живет в народе красота.

43

10

33

9

2

7

12

4

8

9
1

2
1

7
-

Подготовка к участию в
тематической выставке

12

1

11

Раздел IV.
«Художник -архитектор»
Город-крепость
Пасхальный сувенир.
Сказочная избушка
Живет в народе красота.

48

12

36

15
6
12
1

4
2
2
1

11
4
10
-

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3
4.
5.

1.
2.
3.
4.

9
18

3
4

6
14

6
12

1
4

5
8

12

4

8

1

1

-

5.

Подготовка к участию в
тематических выставках

12

1

11

6.

Праздник красок.
Итоговая выставка

2

2

-

216

57

159

Итого:

Педагогическое
наблюдение,
мини выставка

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
мини выставка
Педагогическое
наблюдение,
мини выставка

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Конкурс,
фестиваль,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
мини выставка
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Конкурс,
фестиваль,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение

Содержание учебного плана 2-го года обучения
Тема года: «Профессия – художник».
Знакомство с разновидностями профессии, художник – живописец, график,
декоратор, архитектор.
Раздел I. «Художник – живописец».
Обучение практическим основам живописи. Цвет как выражение чувств и
мыслей, символы цвета.
1. Радуга после дождя.

15

Теория: Организация рабочего места. Правила поведения в ДДТ, во время учебного
процесса. Техника безопасности. Теплый и холодный цвет. Борьба теплого и холодного
цвета. Основные, составные, дополнительные цвета. Пейзаж. Закрепление понятий
передний и дальний план, линия горизонта.
Практика: Пейзаж гуашью.
2. Земля и небо с облаками.
Теория: Основные характеристики цвета. Понятия звонкий и приглушенный цвета.
Три основных свойства цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота. Пространственное
смешение цветов. Механическое смешение цветов.
Практика: Смешанная техника: мелки, акварель, гуашь. Особенности смешанной
техники (фактура).
3. Осенний натюрморт. Пластилинография.
Теория: Повторение свойств пластилина, основных приемов рисования
пластилином. Знакомство с техникой пластилинография. Закрепление правил техники
безопасности при работе стекой.
Практика: Отработка приемов лепки и рисования пластилином. Работа над сложной
композицией, насыщенной мелкими деталями.
4. Живет в народе красота.
Теория: Виртуальное посещение выставочного зала Пушкинского музея.
Знакомство с работами. Анализ работ.
5. Подготовка к участию в тематической выставке.
Практика: Создание и подготовка работ к участию в выставке. Оформление
выставки.
Раздел II. «Художник-график».
Знакомство с направлениями деятельности художника – графика, книжная графика,
прикладная графика, станковая графика.
1. Ветка.
Теория: Линия как средство выражения. Тон, ритм.
Практика: Закрепление графических навыков. Работа линером.
2. Книжная графика. Иллюстрация к книге.
Теория: Знакомство с элементами внешнего оформления книги: суперобложка,
переплет или обложка, форзац и различное оформление книги, иллюстрации.
Практика: Эскизы обложки, иллюстрации для книги. Выбор сюжета. Цветные
карандаши, фломастер, маркер. Закрепление графических навыков.
3. Подарок для мамы.
Теория: Повторение знаний о традициях празднования Дня матери, истории
праздника. Закрепление умения выгодно использовать выразительные возможности
материала.
Практика: Выполнение работы в смешанной технике. Формирование навыка
декорирования созданного изделия по своему замыслу.
4. Прикладная графика. Экслибрис.
Теория: Знакомство с историей развития.
Практика: Обучение технике выполнения: линер, гелевая ручка. Закрепление
графических навыков.

16

5. Букет для Снежной королевы.
Теория: Знакомство с понятием натюрморт. Анализ формы замерзших предметов.
Передача ощущения холода и неподвижности через создание большого количества
«холодных» оттенков. Контраст светлого и темного.
Практика: Создание композиции с усложненным изображением.
6. Живет в народе красота.
Теория: Виртуальное посещение выставочного зала Пушкинского музея.
Знакомство с работами. Анализ работ.
7. Подготовка к праздникам.
Практика: Знакомство с традиционными рождественскими украшения: Вифлеемская
звезда, ангелочки, снежинки. Открытка-коллаж, декоративная композиция в смешанной
технике.
Раздел III. «Художник – декоратор».
Знакомство с направлениями деятельности: художник – монументалист, художник –
прикладник, художник – оформитель.
1. Урало-сибирская роспись. Роспись деревянной заготовки.
Теория: История возникновения и техника исполнения росписи. Приемы работы.
Материалы и оборудование. Элементы росписи. Традиции обустройства жилого
помещения. Красный угол, печь, скамья, лавки.
Практика: Разработка эскиза. Выполнение практической работы в технике уралосибирской росписи акрилом или гуашью.
2. Подарок для самых любимых.
Теория: Закрепление знаний о праздновании 23февраля и 8 Марта. Закрепление
понятия защитник Отечества.
Практика: Изготовление сувениров в смешанной технике.
3. Витраж.
Теория: Введение понятий локальный цвет, стилизованный рисунок, орнамент,
украшение интерьера.
Практика: Смешанная техника исполнения. Обучение работе с чертежным
инструментом
4. Живет в народе красота.
Теория: Виртуальное посещение выставочного зала Пушкинского музея. Знакомство
с творчеством. Обучение умению составлять выставочную экспозицию по одной теме.
5. Подготовка к участию в тематической выставке.
Практика: Обмен творческими идеями. Закрепление умения анализировать работы.
Создание и подготовка работ к участию в выставке.
Раздел IV. «Художник — архитектор».
Знакомство с деятельностью художника – архитектора. Пластика объемов,
масштабность, ритм, пропорциональность. Фактура, цвет.
1. Город-крепость.
Теория: Закрепление знаний о сюжетно-композиционном центре. Введение понятия
ландшафтная архитектура, архитектурные каноны строительства. Перспектива.
Практика: Создание композиции. Гуашь.
2. Пасхальный сувенир.

17

Теория: Повторение знаний о традициях народного творчества, его
исторических корнях, традиции празднования Пасхи. Знакомство с техникой росписи
яиц воском.
Практика: Изготовление сувенира в традиционных и современных техниках.
3. Сказочная избушка.
Теория: Введение понятия ландшафтная архитектура, архитектурные каноны
строительства русской избы, сопутствующих построек, знакомство с элементами
украшений. Перспектива. Закрепление основ композиции.
Практика: Создание композиции. Гуашь.
4. Живет в народе красота.
Теория: Виртуальное посещение выставочного зала Пушкинского музея.
Знакомство с творчеством художников. Закрепление навыка оформления работ к
выставкам.
5. Подготовка к участию в тематической выставке.
Практика:
Отработка навыка создания выставочных экспозиций. Оформление
работ к выставке.
6. Праздник красок. Итоговая выставка
Теория: Обобщение тем занятий. Выставка работ.
Учебный (тематический) план. 3 год обучения
№ п\п

Название
раздела, темы

всего

Количество часов
теория
практика

Раздел I. «Рисунок»
Построение куба. Рисунок
коробок. Композиция
«Исполнение желаний»
Круг в перспективе.
Рисунок вазы
Рисунок интерьера
Живет в народе красота.

45
9

12
3

33
6

9

3

6

14
1

4
1

10
-

Подготовка к участию в
тематической выставке

12

1

11

66
12

14
4

52
8

9
18

3
5

6
13

15

1

14

5.

Раздел II. «Тоновой рисунок»
Законы светотени.
Пропорциональность тоновых
отношений
Подарок для мамы.
Пейзаж. Ближний и дальний
план
Изготовление подарков и
сувениров к Новому году.
Живет в народе красота.

1

1

-

6.

Подготовка к участию в

11

-

11

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.

18

Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение,
мини выставка

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Творческий
проект,
выставка,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
мини выставка

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Творческий

тематической выставке

1.
2.
3.
4.

5.

1.
2.
3.
4.

проект,
выставка,
педагогическое
наблюдение

Раздел III. «Живопись»
Теория живописной грамоты.
Практические упражнения в
живописи с натуры. Пейзаж
Подарок для самых
любимых.
Голова и фигура человека
Подготовка к участию в
тематической выставке

57
15

15
5

42
10

12

3

9

18
11

5
1

13
10

Живет в народе красота.

1

1

-

Раздел IV. «Композиция»
Композиция «Ночной город»,
«Непогода».
Пасхальный сувенир.
Композиционный центр.
Равновесие картины.
Контрасты в композиции
Подготовка к участию в
тематической выставке

48
12

13
3

35
9

9
12

3
3

6
9

12

1

11

-

5.

Живет в народе красота.

1

1

6.

Праздник красок. Итоговая
выставка

2

2

216
636

54
171

Итого:
Итого часов по программе:

-

Педагогическое
наблюдение,
мини выставка

Творческий
проект,
выставка,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
мини выставка

Творческий
проект,
выставка,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение

162
465

Содержание учебного плана 3-го года обучения
Тема года. «Уроки искусства и мастерства».
Рисунок с натуры и теория рисунка, символика композиции. Законы воздушной
перспективы, цветовых отношений, колорит. Техника акварели, гуаши, маркеров, цветных
карандашей. Технические основы светотени. Декоративно-прикладные композиции.
Раздел I. «Рисунок».
Форма и построение предметов в перспективе. Рисунок с натуры.
1. Построение куба. Рисунок коробок. Композиция «Исполнение желаний».
Теория: Организация рабочего места. Правила поведения в ДДТ, во время учебного
процесса. Техника безопасности. Закрепление понятия: перспектива. Возникновение
перспективы как науки. Линия горизонта.
Практика: Построение куба ниже линии горизонта, выше линии горизонта, на линии
горизонта. Выполнение рисунка с перспективным построением прямоугольных предметов
в вертикальном и горизонтальном положении.

19

2. Круг в перспективе. Рисунок вазы.
Теория: Закрепление понятия: перспектива. Цилиндр в вертикальном и
горизонтальном положении.
Практика: Изображение круга по отношению к линии горизонта. Зарисовка вазы,
стоящей вертикально, лежащей на боку.
3. Рисунок интерьера.
Теория: Построения предмета в перспективе с одной и двумя точками схода.
Практика: Выполнение рисунка на заданную тему графическими материалами.
4. Живет в народе красота.
Теория: Виртуальное посещение выставочного зала Третьяковской галереи.
Знакомство с экспозицией. Анализ представленных работ.
5. Подготовка к участию в тематической выставке.
Практика: Подготовка и оформление работ для участия в выставке.
Раздел II. «Тоновой рисунок».
Изображение плоских и объемных предметов, передача пространства, глубины.
Светлый и темный фон. Передача светотени.
1. Законы светотени. Пропорциональность тоновых отношений
Теория: Знакомство с натюрмортами, созданными мастерами. Введение понятия
светотень.
Практика: Рисунок с натуры. Рисование натюрморта из нескольких предметов
домашнего обихода с передачей тоновых отношений. Пастель, угольные карандаши.
2. Подарок для мамы.
Теория: Повторение знаний о традициях празднования Дня матери, истории
праздника. Знакомство с новым материалом – пластика, приемы работы с ним, правила
обработки, техника безопасности при обжигании.
Практика: Обучение работе с новым материалом. Формирование навыка лепки
объемной конструкции, навыка декорирования созданного изделия по своему замыслу.
3. Пейзаж. Ближний и дальний план.
Теория: Закрепление понятий воздушная и линейная перспектива.
Практика: Рисование элементов пейзажа с тоновой проработкой. Карандаш, цветные
карандаши, фломастеры.
4. Изготовление подарков и сувениров к Новому году.
Теория: Закрепление знаний о традициях празднования Нового года и Рождества.
Обучение творческому подходу к изготовлению подарков и сувениров с отражением в
поделках задуманного образа. Закрепление умения придумывать образ и реализовывать
его в соответствующем материале. Знакомство с техниками квиллинг и оригами
(модульное оригами). Развитие пространственного мышления и воображения.
Практика: Выполнение элементов – модулей, соединение их между собой.
Отработка навыков работы с бумагой и картоном. Создание тематических композиций.
Закрепление понимания взаимосвязи формы, размера и декоративной отделки изделия,
выразительные возможности сочетания материалов.
5. Живет в народе красота.
Теория: Виртуальное посещение выставочного зала Третьяковской галереи.
Знакомство с творчеством художников, работающих в разных жанрах декоративно-

20

прикладного искусства.
6. Подготовка к участию в тематической выставке.
Практика: Подготовка работ к выставке. Оформление выставки.
Раздел III. «Живопись».
Живопись как вид изобразительного искусства, средство художественного
отражения. Введение в теорию и практику живописи. Техника живописи. Жанры
живописи.
1. Теория живописной грамоты. Практические упражнения в живописи с натуры.
Пейзаж.
Теория: Шкала насыщенности. Воздушная перспектива.
Практика: Изображение шкалы насыщенности для каждого цвета (гуашь).
Практическое закрепление умения пейзажной зарисовки. Рисунок части двора: «Вид из
окна», «Дерево у входа в подъезд», «Кусты за скамьей».
2. Подарок для самых любимых.
Теория: Закрепление знаний о праздновании 23февраля и 8 Марта. Закрепление
понятия защитник Отечества.
Практика: Изготовление сувениров в смешанной технике.
3. Голова и фигура человека.
Теория: Пропорции головы, лица, фигуры.
Практика: Закрепление навыка выполнения набросков, эскизов. Выполнение
рисунка головы и фигуры человека в разных положениях. Изображение человека.
4. Подготовка к участию в тематической выставке.
Практика: Создание работ для выставки, оформление работ.
5. Живет в народе красота.
Теория: Виртуальное посещение выставочного зала Третьяковской галереи.
Знакомство и обсуждение экспонатов, анализ представленных работ.
Раздел IV. «Композиция».
Знакомство с единством и целенаправленностью, расположением деталей, пятен,
цвета, света. Закрепление понятий: перспектива, ритм. Обучение характерным приемам и
принципам композиции.
1. Композиция «Ночной город», «Непогода».
Теория: Закрепление понятий элементы композиции: формат холста и размер
изображения, точка зрения в композиции.
Практика: Выполнение рисунка на заданную тему. Выбор материалов и техники
исполнения предоставляется учащимся.
2. Пасхальный сувенир.
Теория: Повторение знаний о традициях народного творчества, о традициях и
символах празднования Пасхи.
Практика: Выполнение украшений и сувениров с пасхальной символикой в
традиционных и современных техниках.
3. Композиционный центр. Равновесие картины. Контрасты в композиции.
Теория: Закрепление приемов и принципов композиции в рисунках. Закрепление
понятий ритм, повторение отдельных элементов, расположение цветовых и световых
пятен, движение, динамика.

21

Практика: Выполнение рисунка на заданную тему «Букет цветов - подсолнухи».
Выбор материалов и техники исполнения предоставляется учащимся.
4. Подготовка к участию в тематической выставке.
Практика: Создание работ для выставки, оформление работ.
5. Живет в народе красота.
Теория: Виртуальное посещение выставочного зала Третьяковской галереи.
Знакомство и обсуждение экспонатов, анализ представленных работ.
6. Праздник красок. Итоговая выставка
Теория: Обобщение тем занятий. Выставка работ.

22

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Календарный учебный график ДООП Изостудия Образ
на 2024-2025 учебный год
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

36
72
6
216
16
20
2 сентября
24 декабря-8 января
8-10 мая
31 мая
15-30 декабря, 15-30 мая
2 раз в неделю по 3 академических
часа

Условия реализации программы:
Материально- техническое обеспечение
1. Помещение для занятий – просторное, хорошо освещенное и проветриваемое
помещение, отвечающее санитарным нормам.
2. Оснащенность кабинета:
– парты;
– стулья;
– доска;
– шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов;
– осветительные приборы;
– мойка.
3. Технические средства обучения: компьютер, монитор, принтер, CD-диски;
магнитофон, аудиокассеты.
4. Материалы, необходимые для реализации программы:







Краски гуашь «Сонет» набор 12 цветов. 40 мл (2 набора на 1 ребенка в год)
Краска гуашь №1 100 мл белая (1 банка на 1 ребенка в год)
Краски акриловые 6 цветов 40 мл (1 набор на 1 ребенка в год)
Краска акриловые золото 50 мл (1 штука на 1 ребенка в год)
Папка Акварельная бумага 280 г/м2 формата А3 20 листов (1 пачка на 1 ребенка в

год);

 Папка для работ гуашью и акварелью формата А4 10 листов (1 пачка на 1 ребенка
в год).

 Планшет для творчества «Калейдоскоп» 200 г/м2 формата А3 20 листов (2 пачки
на 1 ребенка в год).

 Планшет для пастели «Palazzo» 160 г/м2теплые цветаформатаА3 15 листов 5
цветов (1 пачка на 1 ребенка в год)

23

 Планшет для пастели «Palazzo» 200 г/м2 формат А2 20 листов 2 цвета (1 пачка на
1 ребенка в год)

 Альбом на спирали «Blackbook» 250 г/м2 формата А330 листов черный цвет (1
штука на 1 ребенка в год)

 Планшет для работы маркерами 75 г/м 2 формата А4 40 листов (1 пачка на 1
ребенка в год)
 Бумага для пастели «Tiziano» 160 г/м 2формата А4 5 листов 5 цветов: темносиний, сиреневый, голубой, темно-шалфейный, морской (5 листов на 1 ребенка в год).






Бумага «Гознак» 200 г/м2 формат А1 (5 листов на 1 ребенка в год).
Бумага цветная А4 - 16 листов 16 цветов (1 пачка на 1 ребенка в год)
Картон цветной А4 - 12 листов 12 цветов (1 пачка на 1 ребенка в год)
Бумага для квиллинга «Mr. Painter» 5-7 мм 325 мм микс (2 пачки на 1 ребенка в

год)

 Бумага для квиллинга гофрированная «Mr. Painter» 13 мм 325 мм микс (1 пачка на
1 ребенка в год)
 Набор № 02 цветная двухсторонняя мелованная бумага А4 10 листов 20 цветов (1
набор на 1 ребенка в год)








Бумага цветная «Index Color» 80 г/м2 А4 100 листов (1 набор на 1 ребенка в год)






Клей-карандаш «ErichKrause» 15 г (1 штука на 1 ребенка в год)






Маркер «Edding» белый 2-5 мм (1 штука на 1 ребенка в год)

Карандаш чернографитовый HB (1 штука на 1 ребенка в год)
Карандаши чернографитовые 2В, 4В, 6В, 8В (по 1 штуке на 1 ребенка в год)
Ластик для карандашей «Cretacolor» мягкий (1 штука на 1 ребенка в год)
Ластик-клячка «Vista-artista» (1 штука на 1 ребенка в год)
Набор акварельных карандашей «Koh-i-noor» 12 цветов (1 набор на 1 ребенка в

год)
Клей ПВА 500 мл (1 штука на 1 ребенка в год)
Набор маркеров «Edding» золото/серебро (1 набор на 1 ребенка в год)

Набор маркеров «Touch»Twin 1-8 мм 24 цвета перо круглое/скошенное (1 набор
на 1 ребенка в год)
Ручка гелевая «Sakura»GellyRoll 10мм (1 штука на 1 ребенка в год)
Линет «Vista-artista» черный цвет 0,2-0,8 мм (1 штука на 1 ребенка в год)

Пастель художественная профессиональная квадратная «Mungyo»(gallery) набор
36 цветов (1 набор на 1 ребенка в год)

 Пастель масляная профессиональная мягкая «Mungyo» набор 36 цветов (1 набор
на 1 ребенка в год)






Набор угля натурального «Сонет»10 шт 3-6 мм (1 набор на 1 ребенка в год)
Набор пастельных карандашей «Derwent» 12 цветов (1 набор на 1 ребенка в год)
Сизалевое волокно «Blumentag» 20 г (1 набор на 1 ребенка в год)
Набор бусин «Zlatka» пластик 8 мм – 10 мм (1 набор на 1 ребенка в год)

24

 Лента атласная 12 мм «Gamma», цвета: желтый, зеленый, синий, красный,
розовый, фиолетовый (6 штук на 1 ребенка в год)

 Картон грунтованный «Vista-artista»10х15 см (1 штука на 1 ребенка в год)
 Двусторонний скотч «Mr.Painter» (квадратные подушеки) (1 набор на 1 ребенка в
год)

 Пластичная замша «Mr.Painter» Foam-2 2мм 50х50 см, цвет: синий, голубой,
зеленый, красный, желтый (5 штук на 1 ребенка в год)

 Пластичная замша Foam-eva «Глиттер» 2мм 30х40 см (1 набор на 1 ребенка в год)
 Пластичная замша Foam-eva «Текстурный» 2мм 62х42см (1 штука на 1 ребенка в
год)








Пластилин «Луч»36 цветов (1 набор на 1 ребенка в год)
Набор полимерной глины «Craft&Clay»5 цветов (1 набор на 1 ребенка в год)
Глаза для игрушек 10-15 мм с бегающим зрачком (4 штуки на 1 ребенка в год)
Свеча восковая (1 штука на 1 ребенка в год)
Красители пищевые 6 цветов (1 набор на 1 ребенка в год)

Декоративные элементы стразы клеевые, цвета: белый, молочный, золото,
серебро, розовый, сиреневый (6 листов на 1 ребенка в год)

 Декоративные элементы «Розочки» клеевые, цвета: желтый, зеленый, синий,
красный, розовый, фиолетовый (6 листов на 1 ребенка в год)

 Декоративные элементы «Бабочки» клеевые, цвета: белый, красный, розовый (3
листа на 1 ребенка в год)





















Декоративные элементы «Ягоды» 24 шт (1 набор на 1 ребенка в год)
Декоративные элементы «Веточки» 12шт (1 набор на 1 ребенка в год)
Декоративные элементы «Фрукты» (1 набор на 1 ребенка в год)
Декоративные элементы «Листья» (1 набор на 1 ребенка в год)
Декоративные элементы «Цветы» (1 набор на 1 ребенка в год)
Ракушки «Zlatka»/«Blumentag» (1 набор на 1 ребенка в год)
Стеклянные камни 340 г (1 набор на 1 ребенка в год)
Песок кварцевый 200 г (1 набор на 1 ребенка в год)
Декоративный наполнитель «Мох» «Blumentag»(1 набор на 1 ребенка в год)
Шишки еловые, сосновые (по 10 штук на 1 ребенка в год)
Пенопластовые шарикиd 10-17 см (1 штука на 1 ребенка в год)
Пенопластовая заготовка «Яйцо» d 6 см (1 штука на 1 ребенка в год)
Деревянная заготовка «Яйцо» d6 см (1 штука на 1 ребенка в год)
Деревянная заготовка «Кубик» 3х3х3 см (1 штука на 1 ребенка в год)
заготовка для декорирования «Лопатка» или «Ложка» (1 штука на 1 ребенка в год)
Клеевой пистолет малый(1 штука на 1 ребенка в год)
Клей для маленького пистолета 30 см (15 штук на 1 ребенка в год)
Шпажка для шашлыка 25см 100шт. (1 набор на 1 ребенка в год)
Стакан-непроливайка (1 штука на 1 ребенка в год)

25

 Ножницы «Mared» школьные 130 мм security 3D с закругленными концами (1
штука на 1 ребенка в год)







Палитра пластиковая (1 штука на 1 ребенка в год)
Точилка пластиковая(1 штука на 1 ребенка в год)
Кисти синтетика круглая № 4, 6 (по 1 штуке на 1 ребенка в год)
Кисть щетина «ХМ» плоская короткая ручка № 6 (1 штука на 1 ребенка в год)
Клейкая лента малярная «OfficeSpace» 38 мм х 25 м белый (1 штука на 1 ребенка в

год)

 Рама «Gamma» 30х40 см или 40х50 см пластик с оргстеклом белый (2 штуки на 1
ребенка в год)

 Салфетки бумажные 50 штук (1 набор на 1 ребенка в год)
 Средства личной гигиены: мыло (1 штуке на 1 ребенка в год), салфетки (по 3
набора на 1 ребенка в год)
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, реализующий программу, должен иметь
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и
педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным
программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки,
соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и
успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия:
При реализации программы используются следующие дидактические материалы:
№ п/п
Название
Количество
Информационно-дидактические материалы
1
Муляжи овощей и фруктов, грибов
35
2
Куклы в национальных русских костюмах
4
3
Куклы в национальных костюмах стран мира
3
4
Натюрмортный фонд (вазы, горшки, чаши, кружки, корзины)
10
5
Игра «Мир на ладошке. Такие разные дома»
1
6
Игра «Мир на ладошке. Россия расписная»
1
7
Игра «Мир на ладошке. Культурное наследие»
1
8
Игра «Мир на ладошке. Многоликая Россия»
1
9
Демонстрационный комплект «Зима»
1
10
Демонстрационный комплект «Зимние виды спорта»
1
11
Демонстрационный комплект «Садовые цветы»
1
12
Демонстрационный комплект «Луговые цветы»
1
13
Демонстрационный комплект «Символы страны»
1
14
Демонстрационный комплект «Военно-морской флот РФ»
1
15
Демонстрационный комплект «Деревня»
1
16
Учебное издание «Урало-сибирская роспись»
1

26

17
18
19
20
21
22

Учебное издание «Хохломская роспись»
1
Учебное издание «Гжель»
1
Наглядно-дидактическое пособие «Фрукты»
1
Наглядно-дидактическое пособие «Овощи»
1
Наглядно-дидактическое пособие «Деревья»
1
Наглядно-дидактическое пособие «Дикие животные»
1
Учебный процесс организуется по принципу последовательного нарастания
сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности: ребенку может быть
предложен тот или иной вариант в зависимости от возраста, уровня подготовки и
личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
– Обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
– Учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и изобразительные
возможности каждого, которые реализуются за счет широкого выбора художественных
материалов и предлагаемых тем;
– Познакомить обучающихся с разными техниками и художественными
материалами;
– Сформировать коллектив детского объединения.
В течение обучения приоритетной задачей является формирование представления
об
изобразительном
и
декоративно-прикладном
искусстве
как
искусстве
«выразительном». Учебные задания нацелены на освоение «азбуки выражения» и
овладения «инструментом выражения» для создания эмоционально-художественного
образа. Ребенок осваивает метод «вхождения в образ» переходит от интуитивной
художественной деятельности к сознательной и целенаправленной.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала
и закрепляется практическим освоением темы.
На занятиях по данной программе используются:

 Восприятие явлений действительности (слайды, репродукции, плакаты, книги);
 Обсуждение
работ
товарищей,
результаты
собственного
коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;

 Изучение художественного наследия;
 Создание художественного фонда в объединении (лучшие индивидуальные и
коллективные работы);
Для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся,
развития потребности в постоянном совершенствовании, формирования устойчивого
интереса ребенка к выбранному виду деятельности на занятиях используются следующие
методы:
Методы развития воображения:
 Метод метафор – перенос свойств одного объекта (явления) на другой по
принципу их сходства в каком-либо отношении;
 Метод гипотез – предлагается нарисовать картину о том, что произойдёт, если в
мире что-нибудь изменится;
 Ассоциативно-синектический метод – превращение поэтических миниатюр в
визуальные образы.

27

 Метод «мозговой атаки» – сбор как можно большего количества идей,
освобождении их от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при
решении творческой задачи.
 Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств:
игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает
опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания,
формирует ценности, культуру.
 ИКТ-технологии. Это создает на занятии эмоциональный настрой, помогает
разнообразить формы проведения занятий, расширяет спектр используемого педагогом
дидактического материала и т.д.
При реализации программы используются следующие электронные образовательные
ресурсы:
Электронная книга «Удовольствие рисования»;
«История живописи»
«Разнообразие искусства – стили и типы живописи»
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Программа предполагает проведение мониторинга развития способностей
обучающегося, который отслеживает динамику достижения планируемых результатов
освоения программы:

 Творческий отчет (выставка);
 Педагогическое наблюдение;
 Групповая оценка работ.
У каждого обучающегося создается индивидуальная «Карточка
обучающегося» (Приложение № 1)
Виды, формы и методы контроля, а также цель и время их проведения:
Виды контроля, сроки
Содержание
Входной (начало
Выявление уровня имеющихся
учебного года)
знаний и умений ребят, их
способностей
Текущий (в
Выявление ошибок и
течение всего
успехов в освоении
учебного года)
материала

Итоговый:
конец 1-го
полугодия

конец 2-го
полугодия

отслеживание динамики,
прогнозирование
результативности
дальнейшего обучения
Определение уровня
сформированности знаний,
умений и навыков по
окончании курса обучения

28

успеха

Формы/методы контроля
Беседа, педагогическое
наблюдение
Просмотр практических и
творческих работ, групповая
оценка работ,
педагогическое
наблюдение
Выставки,
просмотр практических и
творческих работ,
педагогическое
наблюдение
Выставки, детский мастеркласс, творческие работы,
педагогическое
наблюдение

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».
Литература для педагога
1. Алексеев Е. П. Образы Северного мира / Е. П. Алексеев – Екатеринбург :
ИГНЫПС, 2017. – 100 с.
2. Баррингтон Б. Рисуем натюрморт / Б. Баррингтон [пер. с англ. Т. Платоновой] –
Москва : Эксмо, 2017. – 48 с.
3. Блейк М. Как рисовать. Пастель: Пошаговое руководство для начинающих / М.
Блейк – Москва : Астрель, АСТ, 2013. – 96 с.
4. Калинина Т. В. Башня, растущая в небо: первые успехи в рисовании / Т. В.
Калинина – СПб : Творческий Центр Сфера, 2019. – 64с.
5. Калинина Т. В. Большой лес: первые успехи в рисовании / Т. В. Калинина – СПб
: Творческий Центр Сфера, 2009. – 60 с.
6. Калинина Т. В. Птицы, звери, комары и мухи: первые успехи в рисовании / Т. В.
Калинина. – СПб : Творческий Центр Сфера, 2009. – 62 с.
7. Калинина Т. В. Цветы и травы: первые успехи в рисовании / Т. В. Калинина. –
СПб : Творческий Центр Сфера, 2009. – 62 с.
8. Пауэлл У. Разберем в цветовой гамме : учеб. пособие / У. Пауэлл [пер. с англ. И.
Древаль]. – Москва : АСТ, 2011. – 31 с.
9. Паятелева О. С. Мягкие игрушки: ниточки-моточки : учеб.-метод. пособие для
чтения взрослыми детям / О. С. Паятелева – Дмитров : Карапуз, 2008. – 14 с.
10. Лучшие уроки. Пейзажи и натюрморты в разных техниках. Пейзажи и
натюрморты в разных техниках: масло, акварель, акрил : учебное пособие / отв. ред. А. В.
Чудова, [пер. с англ. А. Степановой]. – Москва : АСТ, 2017. – 79 с.
11. Тюрина Н. Е. Чудо-кожа. Основы художественного ремесла / Надежда Тюрина. –

29

Москва : АСТ-Пресс, 2018. – 110 с.
12. Федотов Г. Я. Сухие травы: Плетение из соломы. Инкрустация соломкой. Декор.
скульптура. Аппликация из мешковины / Г. Я. Федотов. – Москва : АСТ, 1999. – 205 с.
13. Шматова О. В. Самоучитель по рисованию гуашью. Экспресс курс: обучение с
нуля шаг за шагом / О. В. Шматова. – Москва : Эксмо, 2007. – 80 с.
Литература для обучающихся/родителей (законных представителей):
1. Гибсон Р. Поделки: Папье-маше. Бумаж. цветы: для мл. и сред. шк. возраста /
Р/ Гибсон; [пер. с англ. Л. Я. Гальперштейна] – Москва : РОСМЭН, 1998. – 64 с.
2. Карлов Н. Г. Изображение птиц и зверей / Г. Н. Карлов. – Москва :
Просвещение, 1976. – 192 с.
3. Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры : популярное
пособие для родителей и педагогов / М. И. Нагибина. С Ярославль : Акад. развития, 2017.
– 220 с.
4. Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей : Популяр. пособие для
родителей и педагогов / М. И. Нагибина. – Ярославль : Акад. развития [и др.], 2017. – 189
с.
5. Рудакова И. Г. Подарки к новому году ; рис. И. Рудаковой, Л. Грушиной и Т.
Журавлевой. – Москва : АСТ, 2015. – 123 с.,
Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж :
книга для семейного чтения и творческого досуга / Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов. –
Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 142 с

30

Приложение № 1
Карточка успеха обучающегося
Фамилия, имя ребенка ________________________________________
Показатели
(оценивающего
параметра)
I.Теоретическая
подготовка
ребенка:
1.1.
Теоретические
знания (по
основным
разделам учебнотематического
плана программы

Критерии

Степень выраженности

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

- минимальный уровень (ребенок
овладел менее чем ½ объема
знаний, предусмотренных
программой);
- средний уровень
(объем усвоенных знаний
составляет более ½);
- максимальный уровень (ребенок
освоил практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный период)
1.2. Владение
Осмысленность и - минимальный уровень (ребенок,
как правило, избегает употреблять
специальной
правильность
специальные термины);
терминологией
использования
специальной
- средний уровень (ребенок
терминологии
сочетает специальную
терминологию с бытовой);
- максимальный уровень
(специальные термины употребляет
осознано и в
полном соответствии с их
содержанием).
- минимальный уровень (ребенок
II.Практическая Соответствие
подготовка
практических умений овладел менее чем ½
предусмотренных умений и
ребенка: 2.1.
и навыков
навыков);
Практические
программным
умения
и требованиям
- средний уровень
навыки,
(объем усвоенных умений и
предусмотренные
навыков составляет более
программой (по
½);
основным
- максимальный уровень (ребенок
разделам учебноовладел практически всеми
тематического
умениями и навыками,
плана
предусмотренными программой за
программы
конкретный период)
- минимальный уровень умений
Отсутствие
2.2. Владение
(ребенок испытывает серьезные
затруднений в
специальным
затруднения при работе с
использовании
оборудованием
оборудованием);
специального
и
оборудования и
оснащением
- средний уровень
оснащения
(работает с оборудованием с
помощью педагога);
- максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей);
2.3. Творческие
Креативность в
- начальный (элементарный)
навыки
выполнении
уровень развития креативности

31

Оценка
нач сер кон
учебного года

практических
заданий

III. Учебнокоммуникативны
е умения:
3.1. Умение
слушать и
слышать
педагога

3.2 Умение
вести беседу

3.3. Учебноорганизационны
е умения и
навыки: 3.3.1.
Умение
организовывать
свое рабочее
(учебное)
место
3.3.2. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности

(ребенок в состоянии
выполнять лишь простейшие
практические задания педагогов);
- репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания на
основе образца);
- творческий уровень (выполняет
практические
задания
с
элементами творчества).
- минимальный уровень
Адекватность
восприятия
(обучающийся не умеет, но
пытается использовать
информации,
информацию, идущую от
идущей от
педагога);
педагога.
- средний уровень (работает
с информационным
материалом с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
(работает с информационным
материалом самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)
Самостоятельность - минимальный уровень
суждений,
(дает односложные ответы,
четкость
в основном отвечая на
формулировки
поставленные вопросы,
вопросов, ответов. испытывает напряжение
при беседе);
- средний уровень
(внимательно слушает
собеседника, если ему
знакома тема, может
самостоятельно начать,
поддержать и закончить
разговор со знакомым
собеседником);
- максимальный уровень
(слушает внимательно,
может поддержать, начать
и закончить разговор с
незнакомым собеседником,
проявляет самостоятельность в
суждении, высказывает свое
мнение)
- минимальный уровень
(иногда)
Способность
самостоятельно
- средний уровень
готовить свое
(частично)
рабочее место к
- максимальный уровень
деятельности и
(всегда)
убирать его за
собой
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
объема навыков соблюдения
правил безопасности,

32

правил
безопасности

программным
требованиям

3.5.3. Умение
аккуратно
выполнять
работу

Аккуратность
и
ответственность в
работе

предусмотренных
программными
требованиями);
- средний уровень (объем усвоенных
навыков
составляет более ½);
- максимальный уровень (ребенок
освоил практически весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный период)
- минимальный уровень
(иногда);
- средний уровень
(частично);
- максимальный уровень
(всегда)

Прим.:
 Минимальный уровень – 1-3 балла
 Средний уровень — 4-6 баллов
 Максимальный уровень – 7-10 баллов
Диагностика личностного развития ребенка в процессе освоения программы.
Показатели
(оцениваемыеп
араметры)
1.Организац
ионно- волевые
качества: 1.1.
Терпение

1.2. Воля

1.3.
Самоконтроль

2.Ориентационны
е качества:
2.1. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

Критерии
Способность
переносить
(выдерживать)
известные
нагрузки в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности
Способность
активно побуждать
себя к
практическим
действиям
Умение
контролировать свои
поступки (приводить
к должному свои
действия)

Осознанное
участие ребенка в
освоении
образовательной
программы

Степень выраженности
оцениваемого качества

- терпение хватает меньше чем на ½
занятия
- терпение хватает больше
чем на ½ занятия
- терпение хватает на все занятия

- волевые усилия ребенка
побуждаются извне
- иногда – самим ребенком
- всегда – самим ребенком
- ребенок постоянно находится под
воздействием контроля
извне
- периодически
контролирует себя сам
- постоянно контролирует
Себя сам
- интерес к занятиям продиктован
ребенку извне
- интерес периодически
поддерживается самим
ребенком
- интерес постоянно
поддерживается ребенком

33

Оценка
нач
сер
кон
учебного года

самостоятельно
3.
Поведенческие
качества:
3.1.
Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов
(спору) в
процессе
взаимодействи
я)
3.2. Тип
сотрудничеств
а (отношение
ребенка к
общим делам
детского
объединения)

Способность занять
определенную
позицию в
конфликтной
ситуации

- периодически провоцирует
конфликты
- сам в конфликтах не
участвует, старается их избежать
- пытается самостоятельно уладить
возникающие конфликты

Умение
воспринимать
общие дела, как
свои собственные

- избегает участие в общих делах
- участвует при
побуждении извне
- инициативен в общих делах

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».