Программа Арт-студия Секрет 2024-2025

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной

Арт-студия «Секрет»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
срок реализации: 1 год
возраст обучающихся: 6-10 лет

Автор-составитель:
Болтенкова Наталья Юрьевна, педагог
дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.

I.

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;
2.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3.
31.03.2022

Распоряжение
г.

№

678-р

Правительства
«Об

Российской

утверждении

Федерации

Концепции

от

развития

дополнительного образования детей до 2030 года»;
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

05.09.2019 № 470 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30

сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
2

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9.

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
10.

Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29 марта 2016 года

«Методические

рекомендации

дополнительных

общеобразовательных

социально-психологической

по

реализации

адаптированных

программ,

способствующих

реабилитации,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
11.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждении

общеразвивающих программ в МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12.

Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной.

Направленность программы – художественная. Кружковые арттерапевтические

занятия

направлены

на

воспитание

художественной

культуры детей, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а
также познанию самого себя, как целостной единицы.
Детский рисунок носит экспрессивный характер – ребенок изображает
не то, что видит, а то, что он чувствует, не только выражает своё отношение
к действительности, но и указывает, что для него является главным, а что
второстепенным.

В

рисунке

всегда

присутствует

эмоциональный

и

смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоциональносмысловым восприятием ребёнка.
Актуальность
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29
3

мая 2015 года № 996-р, стратегической направленностью в воспитании
ребёнка XXI века становится подготовка человека, обладающего опытом
творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески
реализующего знания на практике. Среди важнейших задач следует назвать
активизацию

творческой

деятельности,

развитие

теоретических

и

практических умений.
Программа выполняет социальный заказ родителей и детей на
обучение детей данному виду изобразительного и декоративно-прикладного
творчества.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
Арт-студия «Секрет» соответствует основным направлениям формирования
нового содержания дополнительного образования детей (в соответствии с
Письмом

Минпросвещения

России

от

29.09.2023

АБ-3935/06

«О

методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по

формированию

механизмов

обновления

содержания,

методов

и

технологий обучения в системе дополнительного образования детей,
направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в
том

числе

включение

функциональной

компонентов,

грамотности

и

обеспечивающих

формирование

компетентностей,

связанных

с

эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных

направлений

научно-технологического

и

культурного

развития страны»), так как существует необходимость адаптации в социуме
детей с ОВЗ через приобщение к культуре и раскрытие творческого
потенциала личности.
Кроме того, содержание программы соответствует приоритетным
направлениям художественной деятельности, а именно арт-прогресс по

4

видам

искусств

и

жанрам

художественного

творчества:

дизайн,

искусствознание, ДПИ.
Новизна программы состоит в продуктивности её познавательной и
творческой деятельности.
Школьная среда способствует созданию социально-психологических
условий для успешного обучения, но сложность программ и загруженность
детей

могут

стать

неблагополучных»

предпосылками
школьников.

для

Новизна

появления
в

том,

«психологически
что

программа

предусматривает различные формы работы с обучающим, начиная с
наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового
изделия, отображающего суть внутри личностного состояния.
В процессе реализации данной программы, педагог подходит к
каждому занимающемуся как к самобытной личности, обладающей своими
чертами характера и способностями, поэтому программа предусматривает
дифференцированное обучение детей.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней
органично

соединяются

изобразительное,

декоративно

–

прикладное

творчество, театральное искусство и психология. Практическая работа
занимает главное место в данной программе. Ребята не усваивают готовые
знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего
мира, прочувствование и познание самих себя, а также, создают изделия
изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с
технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания
обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной
жизни.
Адресат
Данная программа предназначена для детей 6-10 лет.

5

Программа

построена

с

учетом

возрастных

психофизических

особенностей. Данный возраст характеризуется проявлением активности,
инициативы и самостоятельности в обогащении способов действий в целом,
и изобразительных в частности, дополнениями известных образов деталями
на основе новых впечатлений.
Старший дошкольник активно интересуется предметами живой и
неживой природы, проявляет исследовательскую любознательность. Он
внимательно рассматривает окружающие его объекты, стремится узнать у
взрослого больше новых интересных сведений о них.
Дети младшего школьного возраста могут устанавливать взаимосвязи
между природными явлениями, переход объекта из одного состояния в
другое: почему желтеют листья и зеленеет трава, почему плывут облака и т.п.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более
высокой

степенью

изобразительной

овладения

различными

деятельности

и

видами

проявлением

художественно

-

художественных

способностей. Формируется восприятие ритма в рисунке, развивается
зрительная память детей, представление и воображение ребенка.
Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание
заниматься

изобразительным

творчеством.

Дети

изъявляют

желание

заниматься в арт-студии добровольно. Никаких специальных тестов для
поступления в арт-студию не проводятся.
Число детей. В группе одновременно могут находиться от 10 до 15
детей.
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 30
мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество
часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа.
Форма занятий – групповая
Объем программы – 136 часов.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса:
6

При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоения содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Уровень сложности программы – «стартовый». Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации

материала,

минимальную

сложность

предлагаемого

для

освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Виды занятий: беседа, лекция, практические занятия.
Формы подведения результатов: беседа, выставка.
Итогом

обучения

является

выполнение

творческих

работ

на

предложенную тему, в которой ребенок может применить полученные
знания и умения.
1.2.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала
ребенка

и

гармонизации

личности

посредством

применения

арт-

терапевтических методов при обучении изобразительному искусству.
Задачи программы
Обучающие:
 Обучить основам изобразительного искусства;
 Обучить способам самопознание, саморазвитие, самовыражение через
изобразительное искусство;
 Выработать умение фокусироваться на своих эмоциях и ощущениях.
Развивающие:
 Развить желание к самопознанию, саморазвитию, самовыражению
через изобразительное искусство;
 Развить навыки работы в команде, коммуникативные навыки;
 Развить творческое и креативное мышление.
Воспитательные:
7

 Развить интересы ребенка, расширить его кругозор;
 Воспитать уважение к мнению окружающих;
 Воспитать уважительное отношение к материальным и духовным
ценностям;
 Сформировать и развить нравственные, трудовые, эстетические
качества личности ребенка.
1.3.
№
п/п

Учебный (тематический) план
Тема

Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
1 Введение в программу
4
2
2беседа
2 Познай себя в искусстве
24
6
18
Педагогическое
наблюдение
3 Мир вокруг нас
20
5
15
беседа
4 Работа с песком и манкой
12
3
9
Педагогическое
наблюдение
5 Путешествие в волшебный
16
5
11
Педагогическое
мир
наблюдение
6 Леплю себя сам
12
3
9
беседа
7 Сказка в нашей жизни
16
5
11
беседа
8 Рисуем вместе!
16
4
12
Педагогическое
наблюдение
9 Я и моя жизнь
12
3
9
беседа
10 Выставочная деятельность
4
1
3
беседа
итого
136
37
99
1.4. Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение в программу
Теория: Цель и задачи работы объединения. Организация рабочего
места. Правила техники безопасности. Правила работы с акварельными
красками.
Практика: Упражнения по цветоведению, по понятиям «форма»,
«конструкция», «пропорции» предмета; геометрические тела; теплые и
холодные цвета в живописи.
2. Познай себя в искусстве
8

Теория: История развития художественного творчества со времен
античности до наших дней. История развития изобразительного искусства.
Знакомство с различными видами изобразительного искусства.
Практика: Темы занятий: «Радуга эмоций». «Дерево – это я», «Рисуем
чувство: страх/гнев». «Талисман удачи», «Моя семья» «Дорога», в процессе
которых дети осваивают основы изобразительного языка: рисунок, цвет,
композиция, пропорции, передают настроение в творческой работе с
помощью цвета, композиции при использовании различных художественных
техник и материалов: акварель, гуашь, восковые мелки.
3. Мир вокруг нас
Теория: История развития художественного искусства в отображении
мира

человеческих

взаимоотношений.

Знакомство

с

творчеством

художников- иллюстраторов детской литературы.
Практика: Темы творческих работ «День и ночь», «Добро и зло»,
«Я.ТЫ.МЫ!», «Нарисованная сказка», «Радость».
Особенности художественного творчества: художник и зритель.
Рисование с натуры и рисование по памяти. Основы изобразительного языка:
рисунок, цвет, пропорции, композиция. Произведения живописи, их связь с
жизнью.
Использование различных художественных техник и материалов:
акварель, гуашь, восковые мелки.
4. Работа с песком и манкой
Теория: История развития декоративно-прикладного искусства.
Практика: Темы творческих работ: «Здравствуй, песок человечков!»,
«Царство песчаных городов», Необыкновенные следы. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в организации материального
окружения

человека

(вторая

природа),

его

повседневной

жизни.

Использование различных художественных техник и материалов: песок,
манка, акварель, гуашь, клей.
5. Путешествие в волшебный мир
9

Теория: История развития устного народного творчества. История
развития декоративно-прикладного искусства. Знакомство с отдельными
произведениями выдающихся русских и зарубежных художников
Практика:

Темы

для

выполнения

творческих

работ:

«Несуществующее животное», «Рисуем волшебный мир». «Пугающая
маска», «Танец радости» «Волшебные зеркала»
Выбор

и

применение

выразительных

средств

для

реализации

собственного замысла в аппликации. Основы изобразительного языка:
рисунок, цвет, пропорции, композиция.
6. Леплю себя сам
Теория:

История

развития

декоративно-прикладного

искусства.

Знакомство с великими мастерами скульптуры от античности до наших дней.
Практика: Темы для творческих работ: «Наши любимые игрушки»,
«Мой пушистый друг», «Подарок».
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета,
композиции, объёма, материала. Лепка по памяти и по представлению.
Правила работы с пластилином, правила лепки. Использование
различных материалов: пластилин, картон, бисер.
7. Сказка в нашей жизни
Теория:

Знакомство с творчеством российских и зарубежных

сказочников.
История развития взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой,
литературой. Рисование с натуры и рисование по памяти. Знакомство с
отдельными

произведениями

выдающихся

русских

и

зарубежных

художников, писателей.
Практика:

Темы

для

творческих

работ:

«Снежная

сказка»,

«Волшебные превращения», «Любимые сказочные герои», «Волшебный
город» Передача настроения в творческой работе с помощью цвета,
композиции, пространства, линии, пятна. Отражение в произведениях
10

пластических искусств человеческих чувств и идей: отношения к природе,
человеку и обществу.
8. Рисуем вместе!
Теория:

История

развития

декоративно-прикладного

искусства,

мозаичного творчества. Использование в индивидуальной и коллективной
деятельности различных художественных техник и материалов.
Практика: Темы для коллективного творчества: «Что такое мечта?»,
«Рисуем

точками»,

«Люди

вокруг

меня»,

«Чего

я

боюсь?»

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного
замысла. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции,
композиция.
Отработка техники коллективной работы над произведением.
9. Я и моя жизнь
Теория: История развития изобразительного искусства, автопортреты
художников.
Практика: Темы для творческих работ «Какой Я?». «Я в будущем
мире». Использование различных художественных техник и материалов:
акварель, гуашь, восковые мелки. Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета, композиции.
10. Выставочная деятельность
Теория: Основы выставочной деятельности. Требования к работе.
Практика: Создание выставочной работы. Оформление работы
согласно требованиям. Обсуждение работ.
1.5.

Планируемые результаты

Предметные:
- узнав основы изобразительного искусства, уметь самостоятельно
компоновать сюжетный рисунок, передавать в тематических рисунках
пространственные

отношения,

правильно

разводить

и

смешивать

акварельные и гуашевые краски, последовательно вести линейный рисунок
на тему;
11

- осознавая свои чувства, уметь выражать настроение с помощью цвета,
насыщенности оттенков; выражать свое отношение к произведению,
обыгрывать выбранную роль.
Метапредметные:
-сформировать

мотивацию

на

самопознание,

саморазвитие,

самовыражение, развитие мышления, умения сравнивать, анализировать;
-развить коммуникативные навыки работы в команде;
-развитие двигательной сферы: моторика, двигательная
сноровка и т.д.
Личностные:
- развить интересы ребенка, расширить его кругозор;
-сформировать и развить нравственные, трудовые, эстетические
качества личности ребенка;
-формирование уважительного отношения к мнению окружающих;
-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

12

II.

КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ
2.1.

Календарный учебный график ДООП Арт-студия «Секрет» на

2024-2025 учебный год
№

Основные

характеристики

п/п

образовательного процесс

1

Количество учебных недель

34

2

Количество учебных дней

34

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов в учебном году

136

5

Недель в I полугодии

14

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

12 сентября

8

Каникулы

отсутствуют

9

Выходные дни

4-6 ноября, 31 декабря-8 января,
23-25 февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9
мая

10

Окончание учебного года

31 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:
- помещение с хорошим освещением;
- рабочие столы, стулья, доска;
-материалы и инструменты, приобретаемые за счёт родителей:
акварельные краски, гуашевые краски, художественная пастель масляная и
сухая, набор фломастеров 24 цвета, разноцветные маркеры, линеры черные и
белые, листы ватмана и бумаги для акварели формата А3, пластилин, цветная
бумага и картон, ножницы ученические, клей, крупа, песок.
13

Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, реализующий программу,
должен

иметь

высшее

профессиональное

образование

в

области,

соответствующей профилю студии без предъявления требований к стажу
работы,

либо

высшее

профессиональное

профессиональное

образование

и

образование

дополнительное

или

среднее

профессиональное

образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления
требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям

подготовки,

соответствующим

направленности

дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия:
- Наглядные таблицы по ИЗО (основные цвета, цветоведение, тёплые
и холодные цвета, рисование лица и фигуры человека, центральная и угловая
перспектива, воздушная перспектива, натюрморт, портрет, пейзаж);
- пособия по художественному творчеству из списка литературы.
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Программа

предполагает

проведение

мониторинга

развития

способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения
планируемых

результатов

освоения

Приложение № 2, Приложение № 3).

14

программы

(Приложение

№

1,

Список литературы для педагога
1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой
судьбы/ Э. Берн. – СПб: Лениздат, 2004. – 378 с.
2. Выготский Л. С. Психология искусства/ Л. С. Выготский. – М:
Искусство, 1986. – 480 с.
3. Киселёва М. В. Арт-терапия в психологическом консультировании/
М. В. Киселёва. – СПб: Речь, 2012. – 64 с.
4. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми/ М. В. Киселёва. –
СПб: Речь 2020. – 160 с.
5. Колягина В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика. Учебно-методическое
пособие/ В. Г. Колягина. – М: Прометей,2016. – 164 с.
6.Копытин А. И. Арт-терапия –новые горизонты/ А. И.Копытин. – М.:
Когито-Центр, 2006. – 336 с.
7.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система
занятий/ Л.Д. Лебедева. – СПб: Речь, 2008. – 256 с.
8.Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской
психотерапии/ В. Оклендер. – М.: Класс, 2005. – 334 с.
9. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых/
М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 2007 – 277с
Список литературы для родителей
1. Дженингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арттерапии/ С. Дженингс, А. Минде. – М: Эксмо, 2003. – 377 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству, Теория и практика
сказкотерапии/ Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Златоуст, 2005. – 352 с.

15

Приложение № 1
Карта отслеживания
Освоения предметных результатов программы
Ф.И.ребенка
№

Основы
художеств.
средств
выразител
ьности

Н

С

К

Умение
распознавать и
называть чувства

Основы
изобразит.
грамоты

Н

Н

С

К

С

К

1
2
3
…
Н-начало учебного года
С-середина учебного года
К-конец учебного года
Зеленый цвет - высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем
развитии для данного возраста качества или навыка;
Желтый цвет - средний уровень. Качество или навык находится в
развитии;
Красный цвет - низкий уровень. Развитие качества или навыка только
начинается.

16

Приложение № 2
Карта отслеживания
Освоения метапредметных результатов программы
Ф.И.ребенка
№

Умение
рассказать
про
замысел

Н

С

К

Умение
Умение сравнить и
проанализировать

Творческий
подход к
заданию

Н

Н

С

К

С

К

1
2
3
…
Н-начало учебного года
С-середина учебного года
К-конец учебного года
Зеленый цвет - высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем
развитии для данного возраста качества или навыка;
Желтый цвет - средний уровень. Качество или навык находится в развитии;
Красный цвет - низкий уровень. Развитие качества или навыка только
начинается.

17

Приложение № 3
Карта отслеживания
Освоения личностных результатов программы
Ф.И.ребенка
№

Интерес к
выполнени
ю работы

Н

С

К

Умение
Задавать вопросы
и отвечать на них

Умение
работать
группе

Н

Н

С

К

С

К

1
2
3
…
Н-начало учебного года
С-середина учебного года
К-конец учебного года
Зеленый цвет - высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем
развитии для данного возраста качества или навыка;
Желтый цвет - средний уровень. Качество или навык находится в развитии;
Красный цвет - низкий уровень. Развитие качества или навыка только
начинается.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».