Вокальное искусство

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Вокальное искусство
возраст обучающихся: 7-17 лет
срок реализации: 3 года

Автор составитель:
Наумова Анжелика Андреевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.

2

Содержание
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ..............
1.1. Пояснительная записка .......................................................................................
1.2. Цель и задачи программы ...................................................................................
1.3. Планируемые результаты ...................................................................................
1.4. Воспитательный потенциал программы ...........................................................
1.5. Учебный (тематический) план ...........................................................................
1.6.

Содержание учебного (тематического) плана .................................................

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ .........
2.1. Календарный учебный график ..........................................................................
2.2. Условия реализации программы ........................................................................
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы ...................................
III.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................................

Перечень литературы для педагога .............................................................................
Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных
представителей) .............................................................................................................

3

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е.
Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).

4

Направленность программы – художественная, так как она
ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся,
художественных способностей, предусматривает возможность творческой
самореализации детей с учетом их потенциала и мотивации.
Актуальность
Программа актуальна, поскольку дает возможность каждому
воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир вокального
искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. В
последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья
детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и
обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие
голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение
представляет собой действенное средство снятия напряжения и
гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать
индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой
патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей
всех возрастов занятия в вокалом- это источником раскрепощения,
оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической
стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает
формирование умений певческой деятельности и совершенствование
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности
голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса
(звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским
указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за
качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью,
которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р, в качестве
приоритетов
обновления
содержания
программ
дополнительного
образования художественной направленности определяет, в том числе,
разработку программ вокального творчества, реализацию задач
этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества.
Адресат
Данная программа предназначена для детей 7-17 лет.
Программа построена с учетом возрастных психофизических
особенностей данного возраста, который характеризуется проявлением
активности, инициативы и самостоятельности в обогащении способов
действий в целом, и изобразительных в частности, дополнениями известных
образов деталями на основе новых впечатлений.

5

Дети школьного возраста активно интересуется предметами искусства,
проявляет исследовательскую любознательность. Они внимательно
рассматривает окружающие его объекты, стремятся узнать у взрослого
больше новых интересных сведений о них.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более
высокой степенью овладения различными видами деятельности и
проявлением художественных способностей. Формируется восприятие
ритма, развиваются творческие способности детей, представление и
воображение ребенка.
В 7-17 лет у детей активна функция воображения, это самый
сенситивный период для фантазии, развития речи, моторики, мышления,
внимания, памяти; ведущая деятельность – учебная, формируются новые
правила общественно-направленного поведения.
В группе одновременно могут находиться от 10 до 15 детей.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю –
4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем и срок освоения программы:
Объём программы –144 часа. Программа рассчитана на 3 года
обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Уровень сложности программы - стартовый. Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: очная, возможно дистанционное обучение.
Виды занятий: беседа, лекция, практические занятия.
Формы подведения итогов: открытое занятие.
Итогом освоения программы является выполнение творческих работ на
предложенную тему, в которой ребенок применяет полученные знания и
умения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческой индивидуальности
учащегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
посредством вокального искусства.
Задачи программы.
Обучающие:
– познакомить с историей вокального искусства России;
– обучить выразительному пению и певческим навыкам;
– сформировать устойчивый интерес к вокальному искусству;

6

– сформировать голосовой аппарат;
– научить творчески оформлять исполняемые произведения,
использовать полученные умения и навыки;
– приобщить к концертной деятельности (участие в конкурсах и
фестивалях детского творчества).
Развивающие:
−
развить
желание
к
самопознанию,
саморазвитию,
самовыражению через вокальное искусство;
−
развить навыки работы в команде, коммуникативные навыки;
−
развить слух и голос;
−
развить
музыкальные
способности:
ладового
чувства,
музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;
−
сохранить и укрепить психическое здоровье
Воспитательные:
−
развивать интересы ребенка, расширить его кругозор;
−
воспитывать уважение к мнению окружающих;
−
формировать
культуру
безопасной
и
экономически
целесообразной работы с материалами и инструментами;
−
воспитывать уважительное отношение к материальным и
духовным ценностям;
−
формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические
качества личности ребенка.
1.3.

Планируемые результаты

Предметные:
– познакомятся с историей вокального искусства России;
– обучатся выразительному пению и певческим навыкам;
– сформируется устойчивый интерес к вокальному искусству;
– сформируется голосовой аппарат;
– научатся творчески оформлять исполняемые произведения,
использовать полученные умения и навыки;
– приобщатся к концертной деятельности (участие в конкурсах и
фестивалях детского творчества).
Метапредметные:
−
разовьется
желание
к
самопознанию,
саморазвитию,
самовыражению через вокальное искусство;
−
разовьются навыки работы в команде, коммуникативные навыки;
−
разовьется слух и голос;
−
разовьются музыкальные способности: ладового чувства,
музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;
−
укрепится психическое здоровье
Личностные:

7

−
разовьются интересы ребенка, расширится его кругозор;
−
сформируется уважение к мнению окружающих;
−
сформируется
культура
безопасной
и
экономически
целесообразной работы с материалами и инструментами;
−
сформируется уважительное отношение к материальным и
духовным ценностям;
−
сформируются
и
разовьются
нравственные,
трудовые,
эстетические качества личности ребенка.
1.4. Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при
освоении вокального искусства
Задачи воспитательной работы:
− познакомить обучающихся с вокальным искусством народов России;
− сформировать мотивацию к изучению культурного наследия
Родины;
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с
вокальным искусством народов России, смогут демонстрировать желание
продолжить изучать культурное наследии Родины. Обучающиеся научатся
самостоятельно исполнять элементы вокального народного творчества.
Формы проведения воспитательных мероприятий: открытое
занятие.
Методы воспитательного воздействия:
• метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
• метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
1.5. Учебный (тематический) план 1 год обучения
№
Тема
Количество часов
Формы
п/п
контроля
Всего Теория Практика
Вводное занятие
2
2
Беседа
Мониторинг
1 Пение как вид музыкальной
20
4
16
Творческая
деятельности.
работа
2 Формирование детского голоса. 20
4
16
Творческая
работа
3 Слушание музыкальных
произведений, разучивание и
исполнение песен.
4 Игровая деятельность,
театрализация.

20

4

16

Творческая
работа

20

4

16

Творческая
работа

8

5 Расширение музыкального
кругозора и формирование
музыкальной культуры.
6 Концертно-исполнительская
деятельность
Итоговое занятие.

1.6.

20

4

16

Творческая
работа

40

4

36

Творческая
работа

2

-

2

Творческая
работа

итого 144
28
116
Содержание учебного (тематического) плана

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид
музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах,
вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете),
хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным
ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об
ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории
(общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в
одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное
ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников..
Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата,
техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и
заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки,
артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и
согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа
артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое
строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских
голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация
голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды
развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского
голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и
завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения
(использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям
детям определённого возраста), большая продолжительность занятий,
ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих
помещениях.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке.
Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и
«сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения.
Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за

9

ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький
маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука
(твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха;
образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо.
Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за
звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный,
брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация
дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания
дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры
звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами;
специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции.
Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение
положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата.
Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой
форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания.
Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической
концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию,
динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей
при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой,
жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление
радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого
голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения.
Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования
звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному
образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня
формирование певческих навыков:
мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании
гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата;
естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и
исполнение песен.

10

3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её
особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности,
ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение
своеобразия
народного
поэтического
языка.
Освоение
средств
исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых
песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение
обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента.
Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков.
Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств
исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных
типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных
композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа
над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.
Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской
игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых
произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития
голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного
эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и
звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных
моментов для создания образа песни
Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование
музыкальной культуры.
5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование
вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и
недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как
профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также
индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и
умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.
Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с
фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы
(дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также
с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

11

1. «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский
2. «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»
3. «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин
4. «Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов
5. «Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
6. «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая
7. «Песенка-чудесенка»
8. «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский
9. «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский
10. «Хомячок» сл и муз. Абелян Г..
11. Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка».
«Колыбельная».
«Медведи». «Танго».
12. Чичков Ю., сл. Пляцковского М. Мой щенок. Песня о волшебном цветке.
13. Шаинский В., сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг. Улыбка.
Учебный (тематический) план 2 год обучения
№
Тема
Количество часов
Формы
п/п
контроля
Всего Теория Практика
Вводное занятие

Беседа
Мониторинг
Творческая
работа
Творческая
работа

2

2

-

1 Пение как вид музыкальной
деятельности
2 Совершенствование вокальных
навыков

20

4

16

20

4

16

3 Слушание музыкальных
произведений, разучивание и
исполнение песен.
4 Слушание музыкальных
произведений, разучивание и
исполнение песен.
5 Элементы хореографии

20

4

16

Творческая
работа

20

4

16

Творческая
работа

20

4

16

Творческая
работа

6 Формирование музыкальной
культуры и художественного
вкуса.
7 Концертно-исполнительская
деятельность

20

4

16

Творческая
работа

20

4

16

Творческая
работа

2

-

2

Творческая
работа

30

114

Итоговое занятие.

итого 144

12

Содержание программы
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные
упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в
положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за
певческой установкой в процессе пения.
1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического
действия. Певческая установка и пластические движения: правила и
соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и
«стоя».
Максимальное
сохранение
певческой
установки
при
хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах.
Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»),
мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики»,
«Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой
маятник».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального
инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с
сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента
(фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального,
мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над
интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического
и гармонического строя при пении.
2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих
навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения
пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по
усилению резонирования звука при условии исключения форсирования
звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному
образцу. Упражнения второго уровня
закрепление певческих навыков у
детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном
выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное
движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного
удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими
движениями и мимикой лица.
2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и
согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука.
Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы
артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии
свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и
низкой певческой форманты.

13

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической
концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков.
Учить
детей
при
исполнении
упражнения
сопровождать
его
выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого
воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения,
тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание
чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные
дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и
формированием звука.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой
интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в
ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и
пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими
движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении
музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).
3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над
чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях.
Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками.
Работа над выразительностью исполнения классических произведений на
основе учёта их психологического подтекста.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных
композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа
над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.
Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской
игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых
произведениях современных композиторов.
3.4.
Работа
над
произведениями
западноевропейских
композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара
для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений
композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение
средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки,
различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с
сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение
соло и в ансамбле.
3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого
голосообразования как осознанного умения произвольно включать
отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их

14

на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение
музыкальной грамоты.
Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для
передачи образа песни.
Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного
вкуса.
5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов
профес-сиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их
способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса
профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое
исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского
мастерства при создании художественного образа профессиональными
артистами.
5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров.
Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение
кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных
народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для
выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.
5.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен
концертными программами. Формирование навыков общения со
сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью.
Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня
учащихся студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы
(дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а
также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1. «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов
2. «Балалайка» Татьяна Морозова
3. «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов
4. «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
5. «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова
6. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
7. «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
8. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
9. «Новый год» Ал. Ермолов
10.«Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.
11.«Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
12. «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
13. «Рождественская песенка»
14.«Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников

15

15.«Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов
16.«Ямальский вальс» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова
Учебный (тематический) план 3 года обучения
№
Тема
Количество часов
п/п
Всего Теория Практика
Вводное занятие
2
2
-

Формы
контроля
Беседа
Мониторинг
Творческая
работа

1 Организация певческой
деятельности учащихся в
условиях занятий сценическим
движением.
2 Совершенствование вокальных
навыков

20

4

16

20

4

16

Творческая
работа

3 Слушание музыкальных
произведений, разучивание и
исполнение песен.
4
Элементы хореографии

20

4

16

Творческая
работа

20

4

16

Творческая
работа

5

20

4

16

Творческая
работа

20

4

16

Творческая
работа

20

4

16

Творческая
работа

2

-

2

Творческая
работа

Актёрское мастерство

6 Формирование музыкальной
культуры и художественного
вкуса.
7 Концертно-исполнительская
деятельность
Итоговое занятие.

итого 144
30
114
Содержание программы
Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях
занятий сценическим движением.
1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании
художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между
сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его
создание. Специальные упражнения и этюды.
1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и
типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
1.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над

16

вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях
вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов).
Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных
произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка
фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и
сценическими движениями.
1.4 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»),
мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики»,
«Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой
маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по
совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго
уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки
звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при
сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение
вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания.
Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод
аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.
Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.
2.4. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции
Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков.
Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой,
жестами.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и
средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над
стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра.
Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением)
художественного образа путём использования элементов пластических и
сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением
музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных
инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических
движений к народной песне.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков.
Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических
произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных
особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации,
фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля
произведений русской классической музыки для детей в зависимости от
жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента
(фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму.

17

Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в
процессе обучения в студии.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных и
зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и
ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие
вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука,
резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле.
Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых
произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под
фонограмму с использованием сценических движений.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторовклассиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более
сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле.
Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского
стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в
зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под
фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей,
сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для
самостоятельной работы.
3.5. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития
голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности,
развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха,
формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора,
формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего
перечисленного в эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со
специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный
музыкальный материал. Пение по нотам.
Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи
образа песни.
Тема V. Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики
и жестов эмоциональное содержание песни.
Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного
вкуса.
6.1.
Прослушивание
аудиои
просмотр
видеозаписей
профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов.
Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной
культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков
общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью.
Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений
профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для
архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений
участников студии (индивидуальные творческие задания).
6.2. Анализ музыкальных произведений.

18

Тема VII. Концертная деятельность. Выступление ансамбля и
солистов.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также
с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1. «Вызываю я их из бессмертия» Найля Мухамеджанова
2. «Гимн Салехарду» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова
3. «Главный праздник» Найля Мухамеджанова
4. «Дети Земли» сл. и муз. Виктор Ударцев
5. «Детство» сл. и муз. Татьяна Пархоменко
6. «Журавли» сл. и муз. Людмилы Фадеевой-Мокалёвой
7. «Новый день» сл. и муз. Александра Ермолова
8. «Полёт» сл. и муз. Жанна Колмогорова
9.«Полярная звезда» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова
9. «Расскажите» сл. Д.Майданов, муз. Л.Кудрявцев
10.«Рождество» сл. и муз. Андрей Варламов
11.«Святая Россия» сл. и муз. Жанна Колмогорова
12.«Ты цвети Ямал!» сл.Л.Савичевой , муз.Ю.Юнкерова
13.«Я взрослая» сл. и муз. Татьяна Пархоменко
14.«Ямальский вальс» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
№ Основные
характеристики
п/п образовательного процесса
1 Количество учебных недель
36
2 Количество учебных дней
3 Количество часов в неделю
4
4 Количество часов в учебном году
144
5 Недель в I полугодии
16
6 Недель во II полугодии
20
7 Начало занятий
2 сентября
8 Каникулы
9 Выходные дни
10 Окончание учебного года
31 мая
11 Сроки проведения аттестации
15-30 декабря, 15-30 мая
II.

19

2 раза в неделю по 2
академических часа
2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
1. Помещение для занятий – просторное, хорошо освященное и
проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
2. Оснащенность кабинета:
–
парты;
–
стулья;
–
доска;
–
шкафы для хранения пособий, реквизита, материалов;
–
компьютер;
–
осветительные приборы.
3. Технические средства обучения: компьютер, проектор.
4.
Материалы,
необходимые
для
реализации
программы
(предоставляются родителями):
Музыкальный центр
Синтезатор
Фортепиано
Микрофоны
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению
"Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия:
Подборка заданий развивающего и творческого характера, разработки
по занятиям;
Дидактические и демонстрационные материалы.
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней
сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в
зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–
обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
–
учесть интересы и предпочтения обучающегося, которые
реализуются за
12

Режим занятий

20

–
познакомить
обучающихся
с
разными
техниками
и
художественными материалами;
–
сформировать коллектив детского объединения.
В течение обучения приоритетной задачей является формирование
представления о музыкальном искусстве как искусстве «выразительном».
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала и закрепляется практическим освоением темы.
Занятия проводятся с включением различных видов деятельности:
− восприятие явлений действительности (слайды, репродукции,
плакаты, книги);
− обсуждение работ товарищей, результатов собственного участия в
коллективном творчестве и индивидуальной работы на занятиях;
− изучение художественного наследия;
− создание фонда объединения (лучшие индивидуальные и
коллективные работы);
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Программа
предполагает
проведение
мониторинга
развития
способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения
планируемых результатов освоения программы. Для этого у каждой группы
создаётся таблица отслеживания результативности обучения
Открытое занятие для родителей проводится в конце года.
Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме
творческого задания.
Цель – выявление первоначальных знаний и представлений о
музыкальном искусстве, вокале, построение индивидуальных траекторий
усвоения программы.
Оценка качества освоения предметной составляющей производится
после завершения каждой темы программы.
Оценка качества освоения личностных и метапредметных
составляющих программы проводится как в начале, так и в конце учебного
года. Используется метод педагогического наблюдения, беседа, опрос.
На основании мониторинга появляется возможность определить у
детей, впервые пришедших в творческое объединение, уровень
сформированности базовых знаний и умений, необходимых для обучения,
который позволяет определить ближайшие зоны развития обучающихся, а
также скорректировать образовательный процесс. Проведение в течение
всего учебного года оценки эффективности влияния форм и методов
обучения на уровень образовательных результатов позволяет определить
степень сформированности личности и профессионального самоопределения,
вектор нравственно-этической составляющей, а также уровень регулятивных,
коммуникативных и познавательных результатов учащихся.
Итоговый контроль знаний обучающихся проводится по окончанию
обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и

21

личностных качеств ребенка, их соответствия прогнозируемым результатам
программы.

22

III.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованной литературы
1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. –
М.: Музыка, 2007
2. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск:
ТетраСистемс, 2007.
3. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио
- СПб: Лань, 1997.
4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993.
5. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.:
Просвещение, 2006.
6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996.
7. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
8. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
9. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
10. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество - М.: Академия, 2004.
12. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия
развития, 2002.
13. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые
игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: КлассикаXXI, 2005.
14. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.:
Питер, 2007.
15Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для
детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.
16. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое
сольфеджио - СПб: Лань, 1997.
17. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.:
2002.
18. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС,
2000.
19. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.:
«Ария», 2000
Список литературы для учащихся и родителей
1. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. РИЦ
ТГАКИ, Тюмень,2008
2. Бархатова И.Б. Примерная программа обучения в эстрадной школестудии, Тюмень,2007
3. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста.
Методические рекомендации для руководителей и педагогов эстрадного
вокала. Тюмень,2007
4. Бархатова И.Б. Луценко И.К. Гигиена голоса. Тюмень,2010

23

5. Далецкий О.В. Школа пения (из опыта педагога): Учеб.пособие. –
М.: МГУКИ,2007
6. Карягина А.В. Джазовый вокал. Спб. Планета музыки,2008
7. Сет Риггз. Пойте, как звёзды. Спб.2007
8. Самые интересные сценарии для семейных праздников и
корпоративов. –М.: Эксмо,2009
9. Самые весёлые сценарии для детских праздников. – М.:Эксмо,2009
10. Суркова Л. Ребёнок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст.–
Москва: Издательство АСТ, 2015
Интернет – ресурсы
1. Детский голос. Методика постановки голоса у детей
https://infourok.ru/detskiy-golos-metodika-postanovki-golosa-u-detey-2402885.html
2. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса
https://www.emelyanov-fmrg.ru/
3. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. Учебное пособие.
https://www.studmed.ru/view/romanova-lv-shkola-estradnogovokala_6b25200ec5c.html
4. СэтРиггз. Школа пения в речевой позиции. 30 практических уроков
https://www.imbf.org/vokalistam/uroki-po-vokalu.html
Методические пособия:
1.БагадуровВ.А., Орлова Н.Д. «Начальные приемы развития детского
голоса».– М, 2007.
2. Билль А.М. «Чистый голос». Методическое пособие для педагогов,
руководителей детских вокальных коллективов (публикация в Интернете).
3. Велижанин Д.Н. «Записки хормейстера», Тюмень, «Вектор
Бук»,2002г.
4. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение»,1991г.
5. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»
Ростов на Дону. «Феникс», 2008г. Долматов Н.А. «Поем по нотам».
Методическое пособие для руководителей детских вокальных коллективов.
«Феникс». Ростов на Дону.2012г.
6. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению». М.1999г.
7. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей.
М.1997г.
8. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М.
«Просвещение», 1987г.
9. Отинова -Ордина Е.Э. «Вокальная техника как компонент
качественного звучания певческого голоса». Методическое пособие для
начинающих вокалистов и руководителей самодеятельных коллективов
эстрадного направления. Хабаровск. КНОТОК. 2012г. 10. Пекерская Е. М.
«Вокальный букварь».М.1996г.
10. Ригз Сетт. «Пойте, как звезды». М.: Музыка. 2001г.
11. Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором».
Москва. «Музыка», 2002г.
12. Феофанова И. «Актерский тренинг для детей». Москва.2011г.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».