Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной
Песенно-танцевальный ансамбль «Калинка». Вокал
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
возраст обучающихся: 7-12 лет
срок реализации: 4 года
Автор – составитель:
Педагог дополнительного образования
Бочкарева Елена Владимировна
Екатеринбург, 2024 г.
1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
В соответствии с приложением к лицензии № 18136 от «29»
декабря 2015 года Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей Дом детского творчества
Ленинского района г. Екатеринбурга им. Е.Е.Дерягиной оказывает
дополнительные
образовательные
услуги
по
программам
дополнительного образования детей на базе образовательных
организаций Ленинского района. Программа реализуется в МАОУ
гимназия № 120.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Песенно-танцевальный ансамбль «Калинка». Вокал»,
художественной направленности разработана в соответствии с
основополагающими документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Актуальность программы.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования
духовного мира человека третьего тысячелетия. Эту задачу по
развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа.
Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о
качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии
способностей.
Творческая
деятельность
способна
оказать
преобразующее влияние на личность ребенка.
Теоретически основа толкования понятия детского творчества
строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые
независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей.
Источником музыкального творчества считают жизненные
явления, движения, слияние движения и музыки, которым овладел
ребенок во время общения с другими детьми. Сам процесс детского
творчества вызывает у детей желание действовать раскрепощенно в
непринуждённой обстановке во время игры, танца и инсценировке.
Отличительные особенности программы
Программа «Песенно-танцевальный ансамбль «Калинка». Вокал»
является самостоятельной составляющей частью деятельности
творческого коллектива – Песенно-танцевального ансамбля «Калинка».
Педагогическая
целесообразность
образовательной
программы
определена тем, что ориентирует на приобщение каждого ребенка к
хореографической и музыкальной культуре, применение полученных
знаний, умений и навыков исполнительского творчества в
повседневной деятельности, улучшение своего образовательного
результата, ориентирует на создание как индивидуального, так и
группового творческого продукта.
Музыкальное
образование
предоставляет
значительные
возможности для приобщения детей к богатству танцевального и
музыкального
творчества,
культурного
народного
наследия
человечества.
Благодаря совместному творчеству в песенно-танцевальном
коллективе, участвуя в различных концертах и конкурсах,
обучающиеся получают богатый социальный опыт, опыт решения
возникающих проблем в общении, учатся познавать себя и
окружающий мир.
Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа
«Песенно-танцевальный ансамбль «Калинка». Вокал», составленная на
основе личного опыта работы в детском песенно-танцевальном
ансамбле «Калинка», адресована детям 7-12 лет и рассчитана на курс
обучения – 4 года, в течение которых осуществляется развитие и
применение накопленных знаний в выступлениях на концертах и
конкурсах.
Адресность общеразвивающей программы:
Программа адресована детям в возрасте от 7 до 12 лет.
Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание
заниматься вокальным творчеством. Дети изъявляют желание
заниматься в ансамбле добровольно. Никаких специальных тестов для
поступления в ансамбль не проводятся.
Детей,
занимающихся
в
вокальных
группах,
можно
охарактеризовать следующим образом:
Дети 7-9 лет
Все еще слабо развита детская моторика, высокая утомляемость,
эмоциональная возбудимость, развитие образной памяти (через
красочный рассказ, яркие сравнения) – таковы особенности
психического развития детей 7-9 лет. Более продуктивна работа в
парах; желательно главную роль поручать менее уверенным в себе и не
склонным к лидерству детям, т. к. им необходимо повышать
самооценку.
Дети этого возраста могут сравнительно долго удерживать
внимание, но, тем не менее, они нуждаются в частой смене движений.
Внимание детей еще не устойчиво. Они легко отвлекаются, легче
воспринимают конкретный материал, живой образ для них ближе,
нежели отвлеченные понятия. Игра в процессе занятия представляется
естественной. Их эмоции ярки и проявляются открыто и
непосредственно. В этом возрасте дети жизнерадостны и доверчивы.
Считается, что эту возрастную группу можно разделить на две
подгруппы: 7-8 лет и 8-9 лет. Если с 7 летними детьми можно и нужно
использовать образы и игровые моменты для поддержания интереса, то
с 8 -9 летними детьми необходимость в этом отпадает. Но не забывать
про красочное описание мелодии и движения, яркие сравнения, точный
и эмоциональный показ. Не надо загружать ребенка мелкими
движениями и частой их сменой в композиции.
С этого возраста дети начинают видеть свои и чужие недостатки,
начинают сравнивать себя с другими. Активные, склонные к лидерству,
все больше проявляют себя, а дети более замкнутые, скромные
отодвигаются на второй план. Педагогу важно не допустить этого и
найти индивидуальный подход к ребенку. «Тихих» детей надо чаще
хвалить, ставить в пример, помогать им повышать самооценку,
становиться увереннее в себе.
Дети 10-12 лет
Этот возрастной период характеризуется бурным ростом ребенка
и физиологической перестройкой всего организма. У подростка
возникает чувство тревоги, повышенная возбудимость, резкая смена
настроения, быстрая утомляемость. Они обидчивы. Педагогу нужно
быть осторожным и деликатным в своих высказываниях, не
подчеркивать значение результата и не сомневаться в возможностях
ребенка. Еще большее значение приобретает индивидуальный подход.
Для ребенка это самый трудный, переломный возраст во всех
отношениях. Дети пытаются проявлять самостоятельность от
родителей, педагога, начинают осознавать себя как личность. Этот
возраст отличается активностью, восприимчивостью, им свойственно
стремление к действию, выполнению задания. Дети занимаются с
увлечением и настойчивостью, занятия проводятся более углубленно, с
этого возраста от детей начинают требовать точности исполнения. В
подростковом возрасте утрачена детская непосредственность, больше
внимания уделяется технике исполнения. Для подростков становятся
чуждыми конкретные приземленные образы, характеры, сюжеты. Это
учитывается при формировании репертуара.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 15-ти
человек,
зависит
от
материально-технического
обеспечения
(количество столов, материалов, учебных пособий и т.д.), а также от
размера учебных помещений. На основании Постановления Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»» была создана
таблица максимальной вместимости учебных помещений МБУ ДО ДДТ
им. Е.Е. Дерягиной (Приложение №2).
Режим занятий определяется в соответствии с санитарными
нормами и психофизическими особенностями детей.
Продолжительность одного занятия (академического часа) – 40 минут;
Продолжительность перемены между занятиями (академическими
часами) составляет – 10 минут;
Максимальное количество число занятий (академических часов) в
неделю – 6;
Для слабовидящих обучающихся 5-10 лет при различных видах
учебной деятельности продолжительность непрерывной зрительной
нагрузки не должна превышать 10 минут;
При использовании электронных систем обучения во время занятий и
перемен должна проводиться гимнастика для глаз. При использовании
книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во
время перемен;
При использовании электронных систем обучения с демонстрацией
обучающих
фильмов,
программ
или
иной
информации,
предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися,
продолжительность непрерывного использования экрана не должна
превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут, для детей 8-10 лет - 10 минут,
для детей 11-18 лет - 15 минут;
Общая продолжительность использования электронных систем
обучения на уроке не должна превышать для интерактивной доски - для
детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут; компьютера - для
детей 7-8 лет - 20 минут, 9-10 лет - 25 минут, 11-15 лет - 30 минут, 1618 лет - 35 минут.
Общий объем часов - 864 ч.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения:
Вокал:
1 год обучения – 144ч.;
2 год обучения – 216ч.;
3 год обучения – 216ч;
4 год обучения – 288ч.
Хореография -36 часов.
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного
или нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа реализуется с использованием сетевого взаимодействия, в
которому участвуют МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной (методическое
сопровождение, оплаты работы педагога) и МАОУ гимназии № 120
(предоставление помещений для занятий).
Особенности организации образовательного процесса:
Программа «Песенно-танцевальный ансамбль «Калинка». Вокал.»
состоит из четырех модулей и дисциплины «Хореографии»:
1. Вокально-певческая установка (упражнения над постановкой дыхания,
звукообразованием, работа над дикцией и артикуляцией, речевые игры
и упражнения).
2. Работа: с хороводной русской народной песней; с произведениями
русских – композиторов - русских – композиторов -классиков, с
произведениями
современных
отечественных
композиторов
(практические занятия).
3. Игровая деятельность, театрализация песни.
4. Прослушивание аудио - и видеозаписей, концертная деятельность.
5. Хореография (дисциплина) – подготовка к концертной деятельности
Обучение в рамках программы направлено на развитие
интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой сферы детей,
а также раскрытие их творческого потенциала и коммуникативных
навыков. В процессе реализации программ решаются два аспекта:
познавательный (знакомство и обучение музыкальным произведениям
как народным. так и композиторским) и воспитательный (обучение
способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими
людьми).
Содержание программы «Развивающие игры» основано на играх,
которые способствуют получению определенной системы знаний о
музыкальной культуре русского человека ( народной и композиторской
музыкой), развитию познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, мышления, воображения), познавательных
способностей, а также овладению способами и приемами
познавательной деятельности.
Программа «Песенно-танцевальный ансамбль «Калинка».
Вокал.»
решает задачи творческого развития школьников.
Знакомясь с элементарными музыкально-звуковыми понятиями, дети
получают знания о музыкальном искусстве, у них развивается
абстрактное и критическое мышление, образная память. Слушая и
исполняя музыку, пытаясь выразить чувства, охватившие их при
исполнении, дети учатся доброте, душевной чуткости.
Основным направлением программы «Песенно-танцевальный
ансамбль «Калинка». Вокал.» является формирование вокально –
хоровых навыков, развитие эстетического вкуса, как основы
самостоятельной
художественной
деятельности.
Содержание
программы направлено на художественно-эстетическое развитие
обучающихся, выявление и развитие их творческих музыкальных
способностей в процессе концертной деятельности.
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой
линейное освоения содержания программы в течение одного года
обучения в одной образовательной организации.
При необходимости ряд тем программы может быть вынесен в
дистанционный формат, так как ранее уже были разработаны онлайн
мастер-классы по следующим темам:
«Работа: с хороводной русской народной песней; с
произведениями русских – композиторов - русских – композиторов классиков,
с
произведениями
современных
отечественных
композиторов».
Онлайн мастер-классы можно просматривать с любого девайса, у
которого есть выход в интернет. Материалы, используемые в мастерклассах, общедоступные, список материалов оглашается в начале
мастер-класса.
Занятия хореографией
направлены на освоения детей
особенностей танцевального искусства, как возможность подготовки
детей к концертным номерам .
Уровень освоения программы:
−
−
стартовый;
базовый.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 4 года
обучения.
Уровень освоения программы: «стартовый».
«Стартовый» уровень:
Стартовый уровень обучения предполагает познакомить обучающегося
со строением голосового аппарата, техникой дыхания и
звукоизвлечения, техникой безопасности, включающей в себя
профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Сформировать у обучающихся основу певческой культуры через
приобщение к вокальной музыке и вокально-исполнительской
деятельности. Развивать творческие и специальные способностей детей.
Познакомить с яркими произведениями русской народной музыки и
музыкой композиторов. А главное пробудить образно – эмоциональную
сферу восприятия музыкального искусства и жизни в целом.
Организация материала предполагает минимальную сложность для
освоения данной программы.
Формы обучения: очное, возможно дистанционное обучение.
Виды занятий: лекция, беседа, практическое занятие, открытое
занятие.
Формы занятий:
вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой
программой работы на текущий год;
ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми
вокальными упражнениями (обучающиеся получают преимущественно
теоретические знания);
техническая работа по подготовке выступлений; репетиционная
работа;
концертная и художественная деятельность;
тематическое занятие –
творческого воображения ребёнка;
занятие
содействует
развитию
занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся
получают полную свободу в выборе песенного материала и
использовании вокальной манеры исполнения (народной или
эстрадной). Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка,
раскрепощают его; пользуются популярностью у детей.
занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после
изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить
детей, которым нужна помощь педагога;
занятие-экскурсия – посещение концертов профессиональных
коллективов с последующим обсуждением;
комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач;
итоговое занятие – подводит итог работы детского объединения
за учебный год.
Формы
подведения
результатов:
беседа,
практическое задание, выступление на школьных
творческий отчет - концерт.
открытое
концертах,
«Базовый уровень»:
Этот уровень обучения адресован детям, которые прошли
первоначальную вокальную подготовку по программе стартового
уровня. Рассчитан на 2 года (2 и 3 год обучения), в течение которых
осуществляется развитие и применение накопленных знаний в
выступлениях на концертах и конкурсах.
На данном уровне обучающиеся получают углубленные знания
по вокальной технике. Полный курс теории по народному,
академическому и эстрадному вокалу. Знание терминологии. Развитие
и укрепление всех групп тела. Умение слышать музыку. Развитие
координации. Качественно и слаженно уметь работать в коллективе.
Формы обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая.
Виды занятий: лекция, беседа, практическое занятие, открытое
занятие.
Формы занятий:
вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой
программой работы на текущий год;
ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми
методами работы, вокальными упражнениями (обучающиеся получают
теоретические знания и практические умения);
техническая работа по подготовке выступлений; репетиционная
работа;
концертная и художественная деятельность;
тематическое занятие –
творческого воображения ребёнка;
занятие
содействует
развитию
занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся
получают полную свободу в выборе песенного материала и
использовании вокальной техники исполнения. Подобные занятия
пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются
популярностью у детей.
занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после
изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить
детей, которым нужна помощь педагога;
занятие-экскурсия – посещение концертов профессиональных
коллективов с последующим обсуждением;
комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач;
итоговое занятие – подводит итог работы детского объединения
за учебный год.
Формы
подведения
результатов:
беседа,
открытое
практическое задание, участие в конкурсах и фестивалях разного
уровня, творческий отчет - концерт.
Формы
подведения
результатов:
беседа,
открытое
практическое задание, участие в конкурсах и фестивалях разного
уровня, творческий отчет - концерт.
1.2. Цель общеразвивающей программы – формирование основ
певческой культуры через приобщение детей к вокальной музыке и
вокально-исполнительской
деятельности,
развитие
творческих
способностей детей, воспитание общей культуры обучающихся.
Задачи:
Обучающие (связаны с овладением детьми основ вокальной и
хореографической деятельности):
• познакомить с жанрами вокального искусства;
• познакомить
материала;
с
различными
техниками
исполнения
вокального
• познакомить с вокальными и хореографическими терминами, основами
классического, народного, современного исполнения.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей
обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и
навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
•
развить у детей чувственно-эмоциональные
внимание, память, фантазию, воображение;
•
развить координацию; улучшить
гибкость и точность владения голосом;
моторику,
проявления,
пластичность,
•
развить художественно-творческие, музыкально-двигательные
способности,
творческую
активность,
самостоятельность,
выносливость, упорство и трудолюбие;
•
развить художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств,
содействующих освоению содержания программы; выражаются через
отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
•
развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение
(адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать
помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);
•
сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и
занятиям вокалом и хореографией;
•
развить умение давать правильные с морально-этической точки
зрения оценки явлениям и событиям вокруг них;
•
воспитать терпение, волю, трудолюбие, стремление к
саморазвитию и самосовершенствованию, устойчивую потребность к
физическим нагрузкам и здоровому образу жизни.
Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при
освоении вокально навыков через изучение песенного репертуара.
Задачи воспитательной работы:
− познакомить обучающихся с лучшими образцами вокально
творчества и песенного жанра;
− формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины;
− формировать желание к исполнению произведений песенного жанра
на базе полученных знаний.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с
произведениями песенного жанра композиторов России, смогут
демонстрировать желание продолжать изучать культурное наследии Родины.
Обучающиеся смогут самостоятельно исполнять произведения песенного
жанра.
Формы проведения воспитательных мероприятий: посещение
концерта, экскурсия, открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:
• метод формирования сознания личности (беседа, дискуссия, рассказ,
объяснение, пример);
• метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
Учебный (тематический) план первого года обучения. Вокал.
№
Тема
Общее кол- во часов
все
го
n/n
1.
Вводное занятие.
тео
рия
пра
кти
ка
2
1
1
Беседа
–
лекция,
практическое задание
25
3
22
Беседа, практическое
задание, проверочное
занятие
84
Беседа
–
лекция,
практическое задание,
комбинированное
занятие, концертные
выступления
Инструктаж по технике
безопасности
2.
Вокально-певческая
установка (упражнения
над
постановкой
дыхания,
звукообразованием,
работа над дикцией и
артикуляцией, речевые
игры и упражнения).
3.
Работа:
с хороводной русской
народной песней;
с
произведениями
русских
–
композиторов
классиков,
Формы
аттестации/контрол
я
84
-
с
произведениями
современных
отечественных
композиторов
(практические
занятия).
4. Игровая деятельность,
театрализация песни
23
2
21
Беседа
–
лекция,
практическое задание,
занятие
–
импровизация,
5. Прослушивание аудио
и
видеозаписей
выступлений,
концертная
деятельность.
8
2
6
Беседа
–
лекция,
концертное
выступление,
итоговое занятие.
6
Итоговое занятие
2
-
2
6
Итого:
144
8
136
1.3 Содержание учебного (тематического плана)
Тема №1. Вводное занятие.
Теория: знакомство с педагогом. Требования к занятиям, беседа
по технике безопасности. Ознакомление с программой и режимом
работы группы. Беседа об ансамбле и его традициях. Организационные
вопросы.
Практика: беседа с детьми.
Тема №2. Вокально-певческая установка
Теория: рассказать что такое певческая установка и певческое
дыхание, показать упражнения по постановке дыхания, показать как
происходит звукообразование, рассказать что такое дикция и
артикуляция, показать и разучить речевые игры и упражнения.
а) Певческая установка:
-
сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула;
-
ноги твёрдо стоят на полу;
-
голову держать прямо, без напряжения;
-
рот открывать свободно, губы упруги, раздвинуты;
положение при пении целесообразно менять (сидя, стоя).
-
б) Работа над дыханием:
техника пользования дыханием: бесшумный короткий
вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать
дыхание, возобновлять его нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети
нередко перебирают дыхание и «запирают», занимая тем самым звук.
Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к
напряжённому звучанию, мешает точности интонации.
-
Практика:
Упражнения над дыханием:
а) сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при
этом фиксируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота)
б) сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через
приоткрытые губы медленно и равномерно выпускать воздух так,
чтобы выдох был полный.
в) сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения
регистре, каждую фразу пропевать на одном выдохе: то-то лю-лю, то-то
лю-люшки-мо-и!
Задача: естественная разговорная артикуляция, хорошая опора
звука, работа грудного и головного резонаторов, а отсюда – ровное
звучание голосов в соответствующих регистрах и на их соединении.
в работе над протяжностью хорового звучания следует
добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем
дыхании.
-
В народных песнях встречаются распевы на все гласные. И на
гласных вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр,
регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения, а
также - и это главное – протяжное дыхание.
«Маки»- песня-игра, «Заинька» - песня-игра.
-
Тема №3. Работа: с хороводной русской народной песней;
-
с произведениями русских – композиторов -классиков,
- с произведениями современных отечественных композиторов
(практические занятия).
Теория: познакомить с историей и происхождением этих песен,
познакомить
с композитором и его творчеством, составить
исполнительского плана песен. Научить как использовать дыхание и
звукоизвлечение в данном произведении.
Практика: разучивание мелодии песни, её ритма, эмоций,
которые она вызывает.
Тема №4. Игровая деятельность, театрализация песни.
Теория: показ и разучивание движений, создание игровых и
театрализованных моментов для создания образа песни.
Практика: сочинение и разучивание и исполнение танцевальных
движений, их соединение с вокальным исполнением, репетиции,
выступления.
Тема №5. Прослушивание аудио - и видеозаписей, концертная
деятельность.
Теория: рассказывать о различных исполнителях, учить
анализировать исполнение, слышать достоинства и недостатки
звучания голоса; учить анализировать качество пения, как
профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также
индивидуальное собственное исполнение).
Практика: слушание, обсуждение, анализ и умозаключение в
ходе прослушивания аудио- и видеозаписей, собственное исполнение и
исполнение ребят в своей группе.
1.4. Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
• овладение способностью к реализации собственных творческих
замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем
поискового характера;
планирование, контроль и оценка собственных учебных
действий, -понимание их успешности или причин неуспешности,
умение корректировать свои действия;
•
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества,
поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
•
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии.
•
Личностные результаты:
• формирование
культурной, этнической и гражданской
идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
формирование эмоционального отношения к искусству,
эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и
самобытном разнообразии;
•
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих музыкальнотворческих и хореографических возможностей;
•
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе
танцевальных.
•
Предметные результаты:
• развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к
музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
развитие художественного восприятия, умение эмоционально
оценивать произведения разных видов искусств;
•
использование элементарных умений и навыков при воплощении
художественно-образного содержания вокальных произведений в
различных видах музыкальной и творческой деятельности.
•
Учебно-тематический план
второго и третьего года обучения. Вокал.
№
Тема
Общее
часов
n/n
кол-
во
Формы
аттестации/контроля
всего теория практика
1.
Вводное
занятие.
Инструктаж
по
технике
безопастности
2
2
-
Пед/наблюдение,беседа
2.
Вокально-певческая
установка
(упражнения
над
постановкой
дыхания,
звукообразованием,
работа над дикцией
и
артикуляцией,
речевые игры и
упражнения).
40
-
40
Беседа
–
лекция,
практическое задание,
комбинированное
занятие,
концертные
выступления
3.
Работа:
140
-
140
с
хороводной
русской
народной
песней;
Пед/наблюдение,
беседа
с произведениями
русских
–
композиторов
классиков,
с произведениями
современных
отечественных
композиторов
(практические
занятия).
4.
Игровая
деятельность,
театрализация песни
24
2
22
Беседа
–
лекция,
практическое задание,
занятие
–
импровизация
5.
Прослушивание
аудио
видеозаписей,
концертная
деятельность.
10
2
8
Пед/наблюдение,беседа
Итого:
и
216
6
210
Содержание курса.
Тема №1. Вводное занятие.
Теория: знакомство с педагогом. Требования к занятиям, беседа
по технике безопасности. Ознакомление с программой и режимом
работы группы. Беседа об ансамбле и его традициях. Организационные
вопросы.
Практика: беседа с детьми.
Тема №2. Вокально-певческая установка
Теория: повторить что такое певческая установка и певческое
дыхание, вспомнить упражнения по постановке дыхания, показать как
происходит звукообразование, что такое дикция и артикуляция,
показать и разучить новые речевые игры и упражнения.
а) Певческая установка:
-
сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула;
-
ноги твёрдо стоят на полу;
-
голову держать прямо, без напряжения;
-
рот открывать свободно, губы упруги, раздвинуты;
-
положение при пении целесообразно менять (сидя, стоя).
б) Работа над дыханием:
техника пользования дыханием: бесшумный короткий
вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать
дыхание, возобновлять его нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети
нередко перебирают дыхание и «запирают», занимая тем самым звук.
Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к
напряжённому звучанию, мешает точности интонации.
-
Практика:
Упражнения над дыханием:
а) сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при
этом фиксируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота)
б) сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через
приоткрытые губы медленно и равномерно выпускать воздух так,
чтобы выдох был полный.
в) сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения
регистре, каждую фразу пропевать на одном выдохе: то-то лю-лю, то-то
лю-люшки-мо-и!
Задача: естественная разговорная артикуляция, хорошая опора
звука, работа грудного и головного резонаторов, а отсюда – ровное
звучание голосов в соответствующих регистрах и на их соединении.
в работе над протяжностью хорового звучания следует
добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем
дыхании.
-
В народных песнях встречаются распевы на все гласные. И на
гласных вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр,
регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения, а
также - и это главное – протяжное дыхание.
-
Тема №3. Работа: с хороводной русской народной песней;
-
с произведениями русских – композиторов -классиков,
- с произведениями современных отечественных композиторов
(практические занятия).
Теория: познакомить с историей и происхождением этих песен,
познакомить с композитором и его творчеством, научить составлять
исполнительский
план
разных тпесен. Научить пользоваться
брюшным, глубоким
дыхание и правильному звукоизвлечению в
данном произведении.
Практика: разучивание мелодии песни, её ритма, эмоций,
которые она вызывает.
Тема № 4. Игровая деятельность, театрализация песни.
Теория: показ и разучивание движений, создание игровых и
театрализованных моментов для создания образа песни.
Практика: сочинение и разучивание и исполнение танцевальных
движений, их соединение с вокальным исполнением, репетиции,
выступления.
Тема№ 5. Прослушивание аудио - и видеозаписей, концертная
деятельность.
Теория: рассказывать о различных исполнителях, учить
анализировать исполнение, слышать достоинства и недостатки
звучания голоса; учить анализировать качество пения, как
профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также
индивидуальное собственное исполнение).
Практика: слушание, обсуждение, анализ и умозаключение в
ходе прослушивания аудио- и видеозаписей, собственное исполнение и
исполнение ребят в своей группе.
1.4. Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
• овладение способностью к реализации собственных творческих
замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем
поискового характера;
планирование, контроль и оценка собственных учебных
действий, -понимание их успешности или причин неуспешности,
умение корректировать свои действия;
•
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества,
поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
•
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии.
•
Личностные результаты:
формирование культурной, этнической и гражданской
идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
•
формирование эмоционального отношения к искусству,
эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и
самобытном разнообразии;
•
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих музыкальнотворческих и хореографических возможностей;
•
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе
танцевальных.
•
Предметные результаты:
• развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к
музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
развитие художественного восприятия, умение эмоционально
оценивать произведения разных видов искусств;
•
использование элементарных умений и навыков при воплощении
художественно-образного содержания вокальных произведений в
различных видах музыкальной и творческой деятельности.
•
Учебно-тематический план
четвёртого года обучения. Вокал.
№
Тема
Общее кол- во часов
n/
n
1.
2.
всег
о
теори
я
Вводное занятие.
Инструктаж
по
технике
безопастности
2
2
Вокальнопевческая
установка
60
Формы
аттестации/контрол
я
практик
а
Пед/наблюние,беседа
-
60
Беседа
–
лекция,
практическое
задание,
комбинированное
(упражнения над
постановкой
дыхания,
звукообразованием
,
работа
над
дикцией
и
артикуляцией,
речевые игры и
упражнения).
3.
Работа:
занятие,
концертные
выступления
192
-
192
Пед/наблюдение, беседа
26
2
24
Беседа
–
лекция,
практическое
задание,
занятие – импровизация
8
2
6
288
6
282
с
хороводной
русской народной
песней;
с
произведениями
русских
–
композиторов
классиков,
с произведениями
современных
отечественных
композиторов
(практические
занятия).
4.
Игровая
деятельность,
театрализация
песни
5.
Прослушивание
аудио
и
видеозаписей,
концертная
деятельность.
Итого:
Пед/наблюдение,беседа
Содержание курса.
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория: знакомство с педагогом. Требования к занятиям, беседа
по технике безопасности. Ознакомление с программой и режимом
работы группы. Беседа об ансамбле и его традициях. Организационные
вопросы.
Практика: беседа с детьми.
Тема № 2. Вокально-певческая установка
Теория: повторить что такое певческая установка и певческое
дыхание, вспомнить упражнения по постановке дыхания,показать как
происходит звукообразование, что такое дикция и артикуляция,
показать и разучить новые речевые игры и упражнения. Сформировать
понятие о певческой культуре, правильном положение корпуса, шеи и
головы. Научить петь в положении «стоя» и «сидя». Обращать
внимание на мимику лица и положение рук и ног в процессе пения.
Выработать систему выработке навыка певческой установки и
постоянного контроля за ней.
а) Певческая установка:
-
сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула;
-
ноги твёрдо стоят на полу;
-
голову держать прямо, без напряжения;
-
рот открывать свободно, губы упруги, раздвинуты;
-
положение при пении целесообразно менять (сидя, стоя).
б) Работа над дыханием:
техника пользования дыханием: бесшумный короткий
вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать
дыхание, возобновлять его нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети
нередко перебирают дыхание и «запирают», занимая тем самым звук.
Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к
напряжённому звучанию, мешает точности интонации.
-
Практика:
Упражнения на дыхание, звукообразование, развитие певческого
диапазона. Распевание. Элементарные представления не только о
строении голосового аппарата, но и о том, что такое:
- правильная постановка корпуса при пении;
- певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха
перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
- правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с
согласными, четкое произношение согласных;
- слуховое осознание чистой интонации.
Упражнения над дыханием:
а) сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при
этом фиксируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота)
б) сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через
приоткрытые губы медленно и равномерно выпускать воздух так,
чтобы выдох был полный.
в) сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения
регистре, каждую фразу пропевать на одном выдохе: то-то лю-лю, то-то
лю-люшки-мо-и!
Задача: естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука,
работа грудного и головного резонаторов, а отсюда – ровное звучание
голосов в соответствующих регистрах и на их соединении. В работе над
протяжностью хорового звучания следует добиваться мягкости,
напевности, ровности звука при хорошем дыхании
В народных песнях встречаются распевы на все гласные. И на
гласных вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр,
регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения, а
также - и это главное – протяжное дыхание.
Тема № 3. Работа: с хороводной русской народной песней;
-
с произведениями русских – композиторов -классиков,
- с произведениями современных отечественных композиторов
(практические занятия).
Теория: познакомить с историей и происхождением этих песен,
познакомить с композитором и его творчеством, научить составлять
исполнительский
план
разных песен. Научить пользоваться
брюшным, глубоким
дыхание и правильному звукоизвлечению в
данном произведении.
Практика: разучивание мелодии песни, её ритма, эмоций,
которые она вызывает.
Тема № 4. Игровая деятельность, театрализация песни.
Теория: показ и разучивание движений, создание игровых и
театрализованных моментов для создания образа песни.
Практика: сочинение и разучивание и исполнение танцевальных
движений, их соединение с вокальным исполнением, репетиции,
выступления.
Тема № 5. Прослушивание аудио - и видеозаписей, концертная
деятельность.
Теория: рассказывать о различных исполнителях, учить
анализировать исполнение, слышать достоинства и недостатки
звучания голоса; учить анализировать качество пения, как
профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также
индивидуальное собственное исполнение).
Практика: слушание, обсуждение, анализ и умозаключение в
ходе прослушивания аудио- и видеозаписей, собственное исполнение и
исполнение ребят в своей группе.
Учебно-тематический план
к дисциплине «Хореография»
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
№
1.
2.
3.
4.
5.
Вводное занятие
Азбука музыкального движения
Ритмика
Портерная гимнастика
Пространственные построения и передвижения
1ч.
4ч.
4ч.
3ч.
2ч.
6.
7.
8.
9.
10.
Танцевально-образные движения
Простые элементы танца
Танцевальные игры
Репетиционно- постановочная работа
Итоговое занятие
4ч.
4ч.
2ч.
11ч.
1 ч.
Итого:
36ч.
1 ч.
2ч.
3ч.
6ч.
2ч
4ч
3ч
2ч
4ч
4ч
2ч
8ч
1 ч.
30ч.
Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
к дисциплине «Хореография»
модуль 1
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с предметом «Хореография». Хореография как вид искусства.
Правила Т.Б. в хореографии.
Практика:
Тема 2. Азбука музыкального движения
Теория: Что такое поклон-приветствие. Знакомство с 6 позицией. Роль головы в
хореографии. Элементарные знания по анатомии человека. Понятие осанки. Что такое
ритм. Показ иллюстраций.
Практика: Постановка рук, головы. Понятия: «птичка», «утюжок», «флажок». Наклоны
корпуса вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Выстукивание ритма в
ладоши под музыку. Соотнесение танцевальных движений и ритмических
хлопков.Упражнения для рук и кистей.
Тема 3. Ритмика
Теория: Понятие о координации. Понятие «опорная» и «рабочая нога». Что такое
правильная стопа. Что такое выворотная стопа. Особенности маршевого шага. Понятие о
прыжках. Беседа с прослушиванием музыкального материала.
Практика: Упражнения на координацию. Разучивание шагов. Шаг по кругу. Разучивания
маршевого шага. Перестроения: по кругу, в линиях. Разучивание прыжка по VIпозиции.
Тема 4. Партерная гимнастика
Теория: Понятие партерной гимнастики. Её значение в хореографии. Техника выполнения
упражнений. Рассказ, демонстрация видео отрывков о партерной гимнастике. Важность
тазобедренного сустава. Важность развития мышц. Значение подвижности и гибкости
коленного сустава в жизни человека.
Практика: Упражнение на развитие эластичности мышц стопы. Упражнения «Буратино»,
«Резинка». «Лягушка», «Бабочка», «Книжечка». Упражнения: «Ушастый заинька»,
«Колечко».
Тема 5. Пространственные построения и передвижения
Теория: Понятие о перестроении. Беседа с показом иллюстраций. Понятие о линии, круге,
колонне. Терминология: точки зала. Понятие исполнитель, сцена, зритель, ракурс.
Разновидность фигур (квадрат, круг, трапеция).
Практика: Ходьба по импровизированным квадратам. Игра «Шахматы», «Змейка».
Перестроения из свободного расположения в круг и обратно. Движения в колонне на
месте. Выполнение упражнения «волшебный квадрат».
Тема 6. Танцевально-образные движения
Теория: Что такое образ. Понятие «Звероритмика». Беседа о гусях, деревьях, цаплях,
змеях. Показ иллюстраций. Понятие Этюд.
Практика: Выполнения «Гусиный шаг», «Волна», «Веточки». Учимся стоять на одной
ноге.
Тема 7. Простые элементы танца
Теория: Понятие о пластике. Различие в видах движения (резкость и плавность).
Классификация сценических прыжков. Понятие о тройном шаге, приставном шаге,
синхронность. Правила выполнения «Подскоки», «Галоп». Понятие сценический бег.
Практика: Упражнения для развития тела. Танцевальные элементы. Танцевальный
прыжок «Галоп», «Подскоки». Практика выполнения бега. «Лошадки».
Тема 8. Танцевальные игры
Теория: Беседа с прослушиванием музыки. Классификация прыжков. Техника
исполнения. Правила Т.Б. Понятие о музыкальном ритме и темпе. Значимость о
расслаблении мышц.
Практика: Отбивания ритма под музыку. Разучивание движения «топотушки». Игра
«Матрешки».
Тема 9. Репетиционно – постановочная работа
Теория: Музыка и характер танца. Костюм и атрибутика танца. Беседа с прослушиванием
музыки. Эмоциональная выразительность при выполнении танцевальных движений.
Практика: Танец «Макарена», «Маленькая страна», «Ладошка». Отработка движений.
Постановка танцевальных комбинаций.
Тема 10. Итоговое занятие
Теория:
Практика: Отчетный концерт
•
•
Планируемые результаты
ритмически выполнять элементы танцевальных движений
уметь эмоционально выполнять танцевальные движения
1.4. Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
• овладение способностью к реализации собственных творческих
замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем
поискового характера;
планирование, контроль и оценка собственных учебных
действий, -понимание их успешности или причин неуспешности,
умение корректировать свои действия;
•
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества,
поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
•
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии.
•
Личностные результаты:
• формирование
культурной, этнической и гражданской
идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
формирование эмоционального отношения к искусству,
эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и
самобытном разнообразии;
•
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих музыкальнотворческих и хореографических возможностей;
•
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе
танцевальных.
•
Предметные результаты:
• развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к
музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
развитие художественного восприятия, умение эмоционально
оценивать произведения разных видов искусств;
•
использование элементарных умений и навыков при воплощении
художественно-образного содержания вокальных произведений в
различных видах музыкальной и творческой деятельности.
•
2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
танцевальный ансамбль «Калинка». Вокал.»
№
п/п
1
2
3
4
ДООП
«Песенно-
Основные
характеристики
образовательного процесс
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
34
Количество часов в неделю
Вокал
1 год обучения -4ч.
2-3 год обучения – 6 часов
4 год обучения – 8 часов
Хореография -1 час
Количество часов в учебном году Вокал
1 год обучения -144ч.
2-3 год обучения – 216 часов
4 год обучения – 288 часов
Хореография- 36 часов
5
6
7
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
8
9
10
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
16
20
1 неделя сентября
отсутствуют
31
мая
2.2 Условия реализации программы:
1.
2.
Материально-техническое обеспечение:
Помещение для занятий – просторное, хорошо освященное и
проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
Оснащенность кабинета:
– парты;
– стулья;
– доска;
– шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов;
– фортепиано, баян, шумовые инструменты;
– зеркала на стене,
– осветительные приборы;
– костюмерная: костюмы, обувь, бутафория.
3. Технические средства обучения: компьютер, монитор, CDдиски; магнитофон, аудиокассеты; видеомагнитофон, видеокассеты;
экран.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования реализующий программу
должен имеет высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка, секции, студии и иного детского объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям
и направлениям подготовки, соответствующим направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно
прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года
обучения.
Информационно-методические условия:
При
реализации
программы
используются
следующие
дидактические материалы: нотные сборники.
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней
сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в
зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных
особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–
обеспечить
индивидуальный
подход
к
каждому
обучающемуся;
–
учесть интересы и предпочтения обучающегося,
технические и изобразительные возможности каждого, которые
реализуются за счет широкого выбора художественных материалов и
предлагаемых тем;
–
познакомить обучающихся с разными техниками и
художественными материалами;
–
сформировать коллектив детского объединения.
В течение обучения приоритетной задачей является
формирование представления об изобразительном и декоративноприкладном искусстве как искусстве «выразительном». Учебные
задания нацелены на освоение «азбуки выражения» и овладения
«инструментом
выражения»
для
создания
эмоциональнохудожественного образа. Ребенок осваивает метод «вхождения в образ»
переходит от интуитивной художественной деятельности к
сознательной и целенаправленной.
При
реализации
программы
используются
следующие
электронные образовательные ресурсы:
https://eom.edu.ru/,
http://school-collection.edu.ru, http://window.edu.ru/
https://alleng.org/edu/art4.htm, https://1сентября.рф)
Познавательные сайты и порталы
Цифровое ТВ, общедоступные каналы (Культура.рф, Наука
https://www.naukatv.ru/);
Открытые
электронные
библиотеки,
образовательное
видео,
интерактивное онлайн телевидение, энциклопедии, коллекции
(https://www.wdl.org/ru/,
http://univertv.ru/,
digital-edu.ru/,
https://openedu.ru);
Список электронных образовательных ресурсов на CD и DVD-дисках
http://nv-school30.ucoz.ru/off/mediateka.pdf
Сервисы и Интернет технологии WEB 2.0
http://robotix33.ru/servisyi-web-2-0/
https://www.sites.google.com/site/badanovweb2/home
https://learningapps.org – создание мультимедийных интерактивных
упражнений.
Данный сайт поддерживает обучение и процесс
преподавания с помощью интерактивных модулей;
Литература
для
обучающихся/родителей
(законных
представителей):
Цифровое ТВ, общедоступные каналы (Культура.рф, Наука
https://www.naukatv.ru/);
Открытые
электронные
библиотеки,
образовательное
видео,
интерактивное онлайн телевидение, энциклопедии, коллекции
(https://www.wdl.org/ru/,
http://univertv.ru/,
digital-edu.ru/,
https://openedu.ru);
Список электронных образовательных ресурсов на CD и DVD-дисках
http://nv-school30.ucoz.ru/off/mediateka.pdf
Литература для педагога:
При работе используются следующие методические пособия:
1.Долматов Н.А. Поём по нотам/Н.А.Долматов.- Методическое пособие
для руководителей детских вокальных коллективов. Ростов на Дону,
Изд – во 2-е, Феникс,2012.
2.Емельянов
Е.В.Развите
голоса,
координация
и
тренинг/Е.В.Емельянов. 5 -е Изд-во, стереотипное- СПб.: Изд – во
Лань, Изд –во Планета музыки,2007.
3.М.Т. Картавцева. Школа русского фольклора (обучение в младших
классах) под редакцией профессора М.Т.Картавцевой. Москва,2004.
4.Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкально
воспитания: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2000.
18.Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях.
Сост. Сахарова Л.А., Шахова А.И. Москва Просвещение , 2000.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Формы аттестации
Итоговый
контроль
обучающихся
осуществляется
при
проведении аттестации через индивидуальные отчеты, участие
обучающихся в концертах и мероприятиях, фестивалях и конкурсах.
Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 1-го
полугодия и предпоследняя учебная неделя 2-го полугодия)
устанавливаются администрацией образовательного учреждения и
фиксируются в его общем учебном плане.
Критерии оценки: интонация,
музыкальность, эмоциональность.
координация,
импровизация,
Программа предполагает проведение мониторинга развития
личности обучающегося, который отслеживает динамику развития
личности по следующим параметрам и критериям:
- мотивация (выраженность интереса к занятиям; самооценка
деятельности на занятиях; ориентация на общепринятые моральные
нормы и их выполнение в поведении);
-познавательная сфера (уровень
активности, самостоятельности);
развития
познавательной
- регулятивная сфера (произвольность деятельности; уровень
развития контроля);
- коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).
Формы контроля
1.
Наблюдение
2.
Опрос
3.
Концерты.
Оценка творческих мини-проектов (участие в тематических
концертах, музыкальных спектаклях)
4.
5.
Игровые программы
Контроль осуществляется
в следующих
вводный, текущий, тематический, итоговый.
видах:
Оценочные материалы
Оценочные
материалы
необходимы
для
установления
соответствующего уровня усвоения программного материала по итогам
текущего контроля образовательной деятельности обучающихся и
уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Песенно – танцевальный ансамбль» по итогам аттестации.
В соответствии с целью и задачами программы, используются
следующие
формы
определения
результативности
освоения
программы: проведение индивидуальных отчетов, тестирование,
демонстрация вокальных и танцевальных возможностей воспитанника;
участие в новогодних спектаклях, концертах, праздничных
мероприятиях, конкурсах.
Личнос
тные
результ
аты
Программа предполагает проведение мониторинга развития
способностей обучающегося, который отслеживает динамику
достижения планируемых результатов освоения программы.
У каждого обучающегося создается индивидуальная Карточка
успеха обучающегося (Приложение № 1).
Планируем
Критерии
Виды
Диагностическ
ые
оценивания
контроля/ ий
результаты
промежуто инструментари
чной
й
(формы,
аттестации методы,
диагностики)
выраженнос посещение
занятий, Текущий
Педагогическо
ть интереса качество
выполнения
е наблюдение,
к занятиям упражнений
ведение
журнала
посещаемости
Входящий,
текущий,
итоговый
контроль
Карточка
успеха
обучающегося
(Приложение
№ 1)
музыкально
–
ритмическа
я
координаци
я
Входящий,
текущий,
итоговый
контроль
Карточка
успеха
обучающегося
(Приложение
№ 1)
Входящий,
текущий,
итоговый
контроль
Карточка
успеха
обучающегося
(Приложение
№ 1)
Предметные результаты
Метапредм
етные
результаты
эмоциональ пластика,
мимика,
носюжетная композиция
творческое
развитие
развитие
физических
способносте
й
умение
согласовывать
движения частей тела во
времени и пространстве
под музыку, изменять
движения в соответствии
с фразами
гибкость,
выворотность,
растяжка, прыжок
Мониторинг личностного
развития ребенка в процессе
освоения им дополнительной образовательной программы.
Показатели (оцениваемые Критерии
параметры)
Степень
Методы
выраженностио диагности
цениваемого
ки
качества
1.Организационноволевые качества:
Способность
переносить
1.1.Терпение
(выдерживать)
известные
нагрузки
в
течение
определенного
времени, преодолевать
трудности
терпение хватает Наблюден
меньше чем на ие
½ занятия
терпение хватает
больше чем на ½
занятия
терпение
хватает на все
занятия
1.2. Воля
Способность
активно побуждать себя к
практическим
действиям
волевые усилия
ребенка
побуждаютсяизв
не
иногда – самим
ребенком
всегда
самим ребенком
1.3. Самоконтроль
Умение
контролироват
ь
свои
поступки
(приводить к
должному свои
действия)
ребенок
постоянно
находится под
воздействием
контроля извне
периодически
контролиру
ет себя сам
постоянно
контролирует
себя сам
Ориентационные
качества:
Способностьо
завышенная
ценивать
заниженная
2.1.Самооценка
себя адекватно
нормальная
реальным
достижениям
Анкетиров
ание
2.2.Интерес к
занятиям
в
объединении
Осознанное
участие
детском ребенка
в
освоении
образовательно
й программы
интерес
к
занятиям
продиктован
ребенку извне
Тестирован
ие
интерес
периодически
поддерживается
самим ребенком
интерес
постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно
3.Поведенческие качества: Способность
периодически
Тестирован
ие,
занять опреде- провоцирует
конфликты
ленную
метод
позицию
в сам
в незакончен
конфликтной
конфликтах не ного
ситуации
участвует,
предложен
старается
их ия
избежать
пытаетсясамосто
ятельно уладить
возникающие
конфликты
избегает участие
в общих делах
участвует
при
побуждении
извне
3.1Конфликтность
(отношение ребенка к
столкновению интересов
(спору)
в
процессе
взаимодействия)
Умение
воспринимать
общие
дела,
как
свои
собственные
Наблюден
инициативен в ие
общих делах
3.2.Тип
сотрудничества
(отношение ребенка
общим
делам
объединения)
к
детского
Индивидуальная карточка учёта результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
Фамилия,имя ребенка
Возраст
Вид и название детского объединения
Ф.И.О.педагога
Дата начала наблюдения
Сроки диагностики
показатели
Начало
Середина
Конец
уч. года
уч. года
уч. года
1.Организационноволевые качества:
1.1.Терпение
1.2.Воля
1.3.Самоконтроль
2.Ориентационные
качества:
2.1.Самооценка
2.2.Интерес к
занятиям
в
объединении
детском
3.Поведенческие
качества:
3.1.Конфликтность
3.2.Тип
сотрудничества
4.Личностные
достижения
учащегося
2. Список
литературы для педагога:
1.Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг,
2001. - 39 с.
2.Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос.
Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - СПб.: Стаункантри, 2001. - 94 с.
3.Балясина
Л.К.Воспитание
школьников
время/Л.К.Балясина. - Москва, 2000.
во
внеурочное
4.Гончаренко Н.Б.Сольное пение: секреты вокального мастерства/ Н.Б.
Гончаренко.-Ростов на Дону,Изд–во 2 –е, Феникс, 2007.
5.Долматов Н.А. Поём по нотам/Н.А.Долматов.- Методическое пособие
для руководителей детских вокальных коллективов. Ростов на Дону,
Изд – во 2-е, Феникс,2012.
6.Емельянов
Е.В.Развите
голоса,
координация
и
тренинг/Е.В.Емельянов. 5 -е Изд-во, стереотипное- СПб.: Изд – во
Лань, Изд –во Планета музыки,2007.
7.Кулаковская Н.Н. За народной мудростью/ Н.Н.Кулаковская Рассказы о русском фольклоре,2000.
8.М.Т. Картавцева. Школа русского фольклора (обучение в младших
классах) под редакцией профессора М.Т.Картавцевой. Москва,2004.
9.Лихачёва Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного
подхода/Б.Т.Лихачёв - Москва,2000.
10.Матвеева К.П. Музыкальное образование детей и юношества:
проблемы и поиски / Подред.К.П.Матвеевой. – Екатеринбург,2003.
11.Морозов В.П. Резонансная теория искусства пения и вокальная
техника выдающихся певцов/В.П.Морозов. – Москва,2001.
12.РигзСетт. Пойте как звёзды/СеттРигз. Москва: Музыка,2001.
13.Сунегина Т.Г. Детский музыкальный фольклор/Т.Г.Сунегина.
Авторская программа, 2000
14.Феофанова И. Актёрский тренинг для детей/И.Феофанова.
АСТ,Астрель; Москва,2011.
15.Ширяева Н.С.Праздники народного творчества в школе(воспитание
музыкой)/Н.С. Ширяева – Москва,2003.
16.Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкально
воспитания: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2000.
18.Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях.
Сост. Сахарова Л.А., Шахова А.И. Москва Просвещение , 2000.
Интернет-ресурсы:
1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим
доступа :Ь11р://ги.у/ИаресНа.ог§/\У1к1.
2. Ирина Феофанова. Актерский
тренинг для детей http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=502032
3.Ссылки на различные музыкальныесайты:
Распевание - https://www.youtube.com/watch?v=gG36vd99DY4,
Мастер- класс по эстрадному вокалу П.Гагариной
https://www.youtube.com/watch?v=kbTkOItJMFc
https://www.youtube.com/watch?v=W2qKAfQApp8
Артикуляционная гимнастика от студии актёрского мастерства
https://www.youtube.com/watch?v=XI1UwLLoKVA
Список литературы для обучающегося:
1. Емельянов Е.В.Развите голоса, координация и тренинг/Е.В.Емельянов.
5 -е Изд-во, стереотипное- СПб.: Изд – во Лань, Изд –во Планета
музыки,2007.
2. Кулаковская Н.Н. За народной мудростью/ Н.Н.Кулаковская - Рассказы
о русском фольклоре,2000.
3. РигзСетт. Пойте как звёзды/СеттРигз. Москва: Музыка,2001.
4. Феофанова
И. Актёрский
АСТ,Астрель; Москва,2011.
тренинг
для
детей/И.Феофанова.
5. Ширяева Н.С.Праздники народного творчества в школе(воспитание
музыкой)/Н.С. Ширяева – Москва,2003.