Методическая разработка Конспект открытого занятия по театральным дисциплинам Основы сценической речи.pdf

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Методическая разработка
Конспект открытого занятия по театральным дисциплинам
“Основы сценической речи”

Разработали:
педагоги дополнительного образования,
Панфилова Анастасия Сергеевна,
Суслова Ксения Вячеславовна

Екатеринбург, 2024 г.

ВВЕДЕНИЕ
Отношение к языку и слову действительно является важным индикатором
цивилизованности как государства, так и культуры каждого отдельного
человека. Развитые коммуникативные навыки – это не просто умение говорить,
а ключ к успеху во многих сферах жизни, от личных отношений до карьерного
роста. Грамотная и четкая речь – это мощный инструмент, позволяющий
строить крепкие взаимосвязи, создавать позитивный образ и влиять на
окружающих.
Для актёра владение речью – это не просто умение говорить, а
фундаментальный инструмент профессионального мастерства, сравнимый по
значимости с пластикой тела или мимикой. Красивая и чёткая дикция – это
ключ к сердцу зрителя, способность донести до него не только слова, но и всю
глубину переживаний персонажа. Через речь актер передает
сложный
коктейль
информации: социальный статус героя, его психологические
особенности, национальную принадлежность, манеры поведения, даже его
малейшие внутренние колебания.
Невнятная, тихая речь,
искаженная
проглатыванием слогов и неразборчивым произношением, не только не
зацепит внимание аудитории, но и погубит самое яркое и талантливое
исполнение.
Чёткая артикуляция и выразительный голос – это залог успеха. Они
помогают актеру захватить внимание зрителя, заинтересовать его историей,
вызвать эмоциональный отклик. Более того, профессиональное владение
речью способствует созданию доверительных отношений между актером и
аудиторией. Зрителю становится легче поверить в правдивость
изображаемых переживаний, если речь актера уверенна, лаконична и
лишена паразитических слов («э-э-э», «ну», «значит»).
Однако важно понимать, что чёткий голос – это не только работа
артикуляционного аппарата. Красота и плавность звучания голоса в
огромной мере зависят от правильного дыхания. Диафрагмальное дыхание,
основа сценической речи, позволяет актеру контролировать силу и тембр
голоса, избегать зажатости и перенапряжения голосовых связок.
Правильное дыхание также способствует выразительности пауз, которые
играют ключевую роль в передаче эмоций и подчеркивании важных
моментов в диалоге. Мастер сценической речи умеет использовать паузы с
такой же виртуозностью, как и самые яркие фразы. Неправильное дыхание
может привести к быстрой утомляемости голоса, потере выразительности
и даже к профессиональным заболеваниям.
Тема: «Основы сценической речи»
Цель: языковое и речевое развитие детей младшего школьного возраста
средствами театральной педагогики.
Задачи:
Обучающие:
дать понятия артикуляция и дикция;

формировать способность правильно воспроизводить звуки речи.
Развивающие:
развивать голосовой диапазон, акустические возможности голоса;
Воспитательные:
воспитывать культуру межличностного общения.
Планируемые результаты:
Предметные. Обучающиеся будут:
понимать что такое артикуляция и дикция, осознавать их важность в
театральной деятельности;
знать, как правильно воспроизводить звуки речи, получат возможность
это сделать на занятии.
Метапредметные:
дети
будут
владеть упражнениями по расширению голосового
диапазона, акустических возможностей голоса.
Личностные:
будет наблюдаться улучшение межличностной коммуникации в группе
(обучающиеся способны к конструктивному общению, совместному созданию
групповых проектов).
Сценарий открытого занятия «Основы сценической речи»
Приветствие: Всем здравствуйте! Рада вас приветствовать на открытом
занятии по основам сценической речи. Сегодня мы выполним базовые задания
и тренинги, которые необходимы юным артистам не только на сцене, но и в
повседневной жизни.
Владение речью для актера действительно является одним из ключевых
инструментов его профессии. Это своего рода "инструмент", который помогает
создать полноценный образ, передать эмоции и характер персонажа.
Красивая и четкая дикция позволяет зрителю не только услышать текст, но
и почувствовать глубину эмоций, вложенных в роль. Ведь именно через голос
можно выразить тончайшие нюансы настроения, внутреннего состояния героя, его
намерений и мотивов. Голос может быть мягким и нежным, грубым и резким,
задумчивым или уверенным — все эти оттенки помогают сделать персонаж
живым и реальным.
Невнятное
произношение,
проглоченные
звуки
и
отсутствие
выразительности могут испортить даже самый талантливый спектакль или фильм.
Актер должен уметь управлять своим голосом так же, как музыкант управляет
инструментом, чтобы каждый звук был точен и уместен.
Таким образом, работа над речью — это важная часть подготовки любого
актера, без которой невозможно достичь настоящего успеха в этой профессии.
Начинаем наше занятие с упражнений дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика (выполнение упражнений из Приложения
1).
1. «Свечка»;
2. «Погреем руки».

После того как выполнили упражнения на дыхание, мы переходим к
артикуляции. Артикуляция — это процесс формирования звуков речи при
помощи органов артикуляционного аппарата (губ, зубов, языка, нёба, гортани).
Каждый звук имеет свою уникальную позицию этих органов, которая
называется артикуляторной позой. Например, при произнесении звука [м] губы
смыкаются, а воздух проходит через нос; при звуке [с] язык поднимается к
верхним зубам, создавая узкую щель для прохождения воздуха.
Почему важно работать над артикуляцией?
1.Четкость речи: хорошая артикуляция делает речь разборчивой и понятной.
Если звуки произносятся четко, зритель или слушатель легко воспринимает
информацию, что особенно важно в театре, кино или публичных выступлениях.
2.Эмоциональная окраска: правильная артикуляция помогает передавать
эмоциональные оттенки речи. С помощью изменения положения губ, языка и
других органов можно подчеркнуть гнев, радость, удивление и другие чувства.
3.Устойчивость голоса: когда артикулируемые звуки формируются
правильно, нагрузка на голосовые связки уменьшается, что способствует
сохранению здоровья голоса и предотвращает усталость.
4.Гибкость и разнообразие интонаций: развитие артикуляции расширяет
возможности варьирования интонации, что делает речь более живой и
интересной.
Артикуляционная гимнастика (выполнение упражнений из
Приложения 2).
Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для языка, губ, щек,
нижней челюсти.
Разогрев мышц лица:
•
«Назойливый комар»;
•
«Обезьянка».
Упражнения для губ:
•
«Веселый пятачок»;
•
«Лошадка фырчит».
Упражнения для языка:
1. Покусываем язычок (кончик языка, серединку и корень языка);
2. «Уборка в домике»;
3. «Шпага» – острым, крепким языком изнутри колем щеки;
4. «До носа, до подбородка» – кончиком языка достать до носа, затем до
подбородка;
5. «Лошадка» – имитация цокота.
Упражнения для челюсти:
1. «Корова»;
2. «Шкатулка»;
3. «Удивленный бегемот».
Молодцы, после того как разогрели
переходим к упражнениям на дикцию.

артикуляционный

аппарат,

Дикция — это ясность и точность произношения слов, когда каждый звук и
слог слышится отчетливо. Она играет важную роль в общении, будь то
театральное выступление, публичное выступление или повседневный разговор.
Хорошая дикция позволяет избежать недопонимания и делает речь более
убедительной и привлекательной.
Для начала используем звукоряд, проговариваем каждый звук медленно
(нарачито).
Дикционная разминка (выполнение упражнений из Приложения 3).
1.
Использование звукоряда: У О А Э И Ы. Произношение звуков
отдельно, вместе, по очереди;
2.
Соединение звукоряда с гласными звуками, слогосочетаниями;
3.
«Скороговорки в образе».
Творческая работа
Творческое задание заключается в том, чтобы ученики проявили свои
творческие способности в актерском мастерстве и в умении применить
выполненные упражнения по сценической речи (перечисленные выше), в
действии на сцене.
Ученикам требуется прочесть данный ниже материал, исполняя
режиссерскую инсценировку.
Для этого упражнения мы берем стихотворение Даниила Хармса «Врун»
(Приложение 4):
Подведение итогов
Сегодня на открытом занятии каждый ученик узнал, что такое
артикуляция и дикция, потренировал свой речевой аппарат и
продемонстрировал свои творческие способности.
Все ребята большие молодцы, хочу похвалить за командную работу и
сказать спасибо каждому, кто принял участие в нашем открытом занятии!
Работа над речью – это не просто умение говорить, а фундаментальный
инструмент профессионального мастерства актера, сравнимый по значимости с
пластикой тела или мимикой. Красивая и чёткая дикция – это ключ к сердцу
зрителя. Желаю каждому из вас терпения и упорства в овладении красивой и
правильной речью!

Приложение 1
Дыхательная гимнастика (выполнение упражнений).
1.
«Свечка»:
Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается
правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так
чтобы «пламя свечи» не колыхнулось;
2.
«Погреем руки»:
Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно
выпускают воздух на ладошку.

Приложение 2
Артикуляционная гимнастика (выполнение упражнений).
Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для языка, губ, щек,
нижней челюсти.
Разогрев мышц лица:
•
«Назойливый комар» (Представьте, что у вас нет рук и ног, а есть
только лицо, на которое постоянно садится комар. Вы можете отогнать его
только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется,
главное — гримасничать как можно более активно);
•
«Обезьянка» (Растянуть углы рта и собрать их вместе, оставляя
мышцы губ мягкими. Поднять и опустить верхнюю губу, оскалив верхние
резцы (нижнюю губу). Поднять и опустить правую и левую скулу. Чередовать
движение губ и скул).
Упражнения для губ:
«Веселый пятачок»:
1.
На счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у
поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;
2.
Сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и
вниз, затем вправо и влево;
3.
Пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом
в другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить
мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
«Лошадка фырчит» – это упражнение выполняют несколько раз во
время артикуляционной разминки, для того чтобы речевой аппарат отдохнул.
Упражнения для языка:
1. Покусываем язычок (кончик языка, серединку и корень языка);
2. «Уборка в домике»:
Язычок жил в чудесном домике – ротике. В домике были волшебные
красные двери – губы, которые менялись и дружили с ветром и голосочком: то
широко открывались, и получалась песенка «А», то вытягивались почти как
туннель, и звучала песенка «У», то становились круглыми, и слышно было звук
«О», то вдруг улыбались «И» или грустили «Ы». За красными дверями
прячутся белые и крепкие – зубы. Язычок их часто протирает – снаружи и
изнутри, проверяет, не пора ли ремонтировать… Язычок подкрашивает потолок
в домике – нёбо. Затем он проверяет стены – они могут надуваться или,
наоборот, сдуваться. Язычок их красит или приклеивает новые обои. Конечно,
Язычок не забывает вымыть пол в домике, а потом, уставший, ложится
отдыхать;
3. «Шпага» – острым, крепким языком изнутри колем щеки;
4. «До носа, до подбородка» – кончиком языка достать до носа, затем до
подбородка;
5. «Лошадка» – имитация цокота.
Упражнения для челюсти:

1. «Корова»:
Приходилось ли вам когда-либо наблюдать, какие движения совершает
корова, жующая сено? Выполняйте круговые движения нижней челюстью
справа налево, а затем наоборот;
2. «Шкатулка»:
Просвет между верхними и нижними зубами не более 1 - 2 миллиметров.
Нижняя челюсть медленно выдвигается вперед. Достигнув возможного
переднего положения, возвращается в исходное положение. Повторите
упражнение, энергично подталкивая челюсть языком. Выполняйте движения
нижней челюстью вперед, затем назад. Повторите 4 – 5 раз;
3.
«Удивленный бегемот»:
Дети отбросывают резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом
открывается широко и свободно.

Приложение 3
Дикционная разминка (выполнение упражнений).
1.
Использование звукоряда: У О А Э И Ы. Произношение звуков
отдельно, вместе, по очереди;
2.
Соединение звукоряда с гласными звуками, слогосочетаниями:
П-б;
Г-к;
З-с;
Ш-ж;
Р;
Шсту-шстро-шстра-шстэ-шстри-шстры;
Бгу-бго-бга-бгэ-бги-бгы;
Рлу-рло-рла-рлэ-рли-рлы;
Слогосочетания можно придумать и подобрать любые;
3.
«Скороговорки в образе»:
Участники по одному произносят одну и ту же скороговорку, но в разных
образах. Например, сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Бык
тупогуб, тупогубенький бычок» в образе:
•
учительницы русского языка, читающей диктант;
•
обиженного ребенка;
•
робота;
•
рассерженного человека.
Второй этап упражнения: ученики делятся на группы. Каждая группа
выбирает себе любую скороговорку и разыгрывает ее в самостоятельно
придуманных предлагаемых обстоятельствах.

Даниил Хармс
«Врун»
— Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно знаете!
— Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!
— А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных —
И не двадцать,
И не тридцать, —
Ровно сорок сыновей!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Еще двадцать,
Еще тридцать,
Ну еще туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок, —
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились точно птицы, —
Не как звери,
Не как рыбы, —
Точно ястребы летать!

Приложение 4

— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну еще туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы, —
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что НА?
А вы знаете, что НЕ?
А вы знаете, что БЕ?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет колесо?
Скоро будет золотое —
Не тарелка,
Не лепешка, —
А большое колесо!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, тарелка,
Ну, лепешка,
Ну еще туда-сюда,
А уж если колесо —
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО?
А вы знаете, что РЕМ?
Что под морем-океаном
Часовой стоит с ружьем?
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, с дубинкой,
Ну, с метелкой,
Ну еще туда-сюда,
А с заряженным ружьем —
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что ДО?
А вы знаете, что НО?
А вы знаете, что СА?
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не достать,
Что до носа

Ни руками,
Ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, доехать,
Ну, допрыгать,
Ну еще туда-сюда,
А достать его руками —
Это
Просто
Ерунда!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».