Соцветие

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественная направленности
Художественная студия «Соцветие»
возраст обучающихся: 11-17 лет;
срок реализации: 3 года;
объем программы: 318 час;

Автор составитель
Педагог дополнительного образования:
Прокопьева Ирина Александровна

Екатеринбург, 2023г.

1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Программа «Изобразительное искусство» предназначена для учреждений
дополнительного образования, ориентирована на детей среднего и старшего
школьного возраста любого уровня начальной подготовки, рассчитана на 3 года
обучения.
Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное
искусство» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О

направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
-направленность программы – художественная, так как она
ориентирована на художественный вид деятельности.
- актуальность:
При разработке общеобразовательной программы дополнительного
образования «Изобразительное искусство» были учтены тенденции развития
дополнительного образования. Приказ Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д «Об
утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года».
Программа учитывает социальный заказ потребителей услуг ДОД, так как
предоставляет
обучающимся
возможность
приобрести
навыки
изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Данное направление
изобразительной и декоративно-прикладной деятельности полностью
отсутствует в программах общеобразовательных ОУ и может быть реализовано
только в ДОД.
Комплексный подход программы позволяет в значительной мере
оптимизировать образовательный процесс и дает большие возможности в
самореализации и личностном развитии каждого ребенка.
Обязательной частью программы является экскурсионная и выставочная
деятельность, имеющая образовательное и просветительское назначение,
способствующая закреплению «ситуации успеха» через участие ребенка в
выставках.
Занятия изобразительным искусством занимают одну из ведущих позиций
в формировании социально-адаптированной активной творческой личности,
способной и стремящейся к познанию мира, к самопознанию, саморазвитию и
самовыражению.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В

процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство
цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и
руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее
развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Программа «Изобразительное искусство» имеет интеграционную связь с
деятельностью объединения «Батик», существующего в МБУ ДО ДДТ.
Обучающиеся в этих объединениях, участвуют в совместных творческих
проектах по созданию коллекций предметов быта. Учащиеся объединения
«Батик» имеют возможность посещать занятия в изостудии, где более глубоко
изучают теорию композиции, теорию формообразования, цветоведение,
приемы стилизации и применяют полученные знания для выполнения
художественно-изобразительных и декоративно-прикладных работ.
Дополнительное образование призвано восполнить то, что не всегда
может дать общеобразовательная школа, ограниченная обязательной учебной
программой. Прежде всего, это приобщение ребенка к мировой и
отечественной культуре, искусству, социально-культурным ценностям;
широкое культурно-эстетическое развитие необходимое для разностороннего и
гармоничного развития личности.
-отличительные особенности данной программы, от уже существующих
в этой области, заключается в том, что программа ориентирована не только на
художественно-изобразительную деятельность, но и на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по декоративноприкладному искусству. Программа «Изобразительное искусство» позволяет
подросткам освоить возможности художественно-творческой деятельности для
самовыражения.
Занятия в изостудии дают обучающимся возможность социальной
адаптации, дают почувствовать себя в среде единомышленников, связанных
общим интересным делом, развивают способность к сотрудничеству как со
взрослыми (педагогом), так и со сверстниками, к коллективной деятельности,
координации своих действий для достижения общей цели.
Кроме того, большое значение имеет выставочная деятельность –
переживание
успеха,
публичное
признание
приносит
моральное
удовлетворение и в то же время вырабатывает чувство ответственности за
результат своего труда, что побуждает ребенка стремиться к еще большим
высотам творчества, к развитию и самосовершенствованию.
- адресат общеразвивающей программы: обучающиеся 11-17 лет. Набор
детей в группы проводится без предварительного отбора.
Подростковый возраст – это возраст интенсивного интеллектуального
развития всех детей без исключения. Его спецификой является быстрое

развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбором
будущей профессии. Психологические особенности этого возраста
обуславливают стремление детей к «рукотворчеству», созиданию; к овладению
ремеслом, началами профессионального мастерства. Занятия изобразительным
и декоративно-прикладным искусством дают им возможность реализовать это
стремление.
Из всего сказанного следует, что в учебном процессе необходимо
учитывать
многозначность
соотношений
между
психическими
и
физиологическими особенностями подростков, сложность личностных
особенностей, специфику мыслительной деятельности, сказывающуюся в
разной обучаемости и усвоении знаний. Программа построена с учетом
возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе
9-10 человек. Форма занятий – групповая.
- режим занятий - продолжительность одного занятия составляет 40
минут с 10 минутным перерывом между занятиями, что соответствует
Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПин 2.4.4.31.72-14.1.
1занятие в неделю, 3 часа.
- объем
Тематический план рассчитан:
первый год обучения – 102часа,
второй год обучения – 108 часов,
третий год обучения – 108 часов.
- срок освоения
первый год обучения - 34 недели,
второй год обучения – 36 недель,
третий год обучения – 36 недель при условии 1 занятие в неделю по 3
часа. Программа рассчитана на три года обучения.
- уровневость: уровень программы «стартовый», так как она
ориентирована на детей любого уровня начальной подготовленности и
природных способностей, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей
не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается
возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя,
испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу,
изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Все это дает возможность даже самому неподготовленному и
сомневающемуся в своих способностях ребенку с первых же занятий
переживать ситуацию успеха, получая удовлетворение и от процесса, и от
результата собственной деятельности.
Программа построена таким образом, что теоретический материал и
практические задания чередуются, позволяя ребенку применять полученные
знания, параллельно осваивая технические приемы и приобретая необходимые
умения и навыки изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.

Кроме того, в учебном плане выделены часы на восприятие произведений
искусства (экскурсионная деятельность), на выполнение тематических работ к
выставкам и конкурсам (выставочная деятельность) и на оформление работ.
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности:
ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от
возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
– обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
– учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и
изобразительные возможности каждого, которые реализуются за счет
широкого выбора художественных материалов и предлагаемых тем;
– познакомить обучающихся с разными техниками и художественными
материалами;
– сформировать коллектив детского объединения.
В течение обучения приоритетной задачей является формирование
представления об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве как
искусстве «выразительном». Учебные задания нацелены на освоение «азбуки
выражения» и овладения «инструментом выражения» для создания
эмоционально-художественного образа. Ребенок осваивает метод «вхождения в
образ» переходит от интуитивной художественной деятельности к
сознательной и целенаправленной.
- формы обучения – очная.
- виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия.
- формы подведения результатов: творческий отчет, презентация.
Формой текущего контроля является анализ и оценка творческих работ
обучающихся в конце каждого месяца. По результатам обучения проводится
мониторинг творческих успехов учащихся и индивидуального творческого
роста.
Своеобразной формой итогового контроля является участие в фестивалях
и выставках-конкурсах.
Объекты диагностики и развития личности в сфере эстетического
воспитания и художественного образования:
– мотивация (эстетические, художественные интересы, потребности);
– общие (универсальные) художественные способности;
– креативные свойства личности;
– специальные художественные способности.
Как положительные результаты использования данной программы можно
отметить следующие моменты:
– формирование устойчивого интереса к занятиям в студии (посещаемость
занятий, мнение детей и родителей по результатам анкетирования);
– ощущение практически всеми детьми собственной успешности,
удовлетворенности
результатами
своей
деятельности
(анализ
психологического состояния детей в процессе занятий, активная и
успешная выставочная деятельность);

– выявление и развитие специальных способностей у одаренных детей,
формирование стремления к получению профессионального образования
(поступление детей в детские художественные школы, училища и
институты художественного профиля);
– раскрепощение эмоциональной сферы, преодоление эмоциональной
зажатости, психологической инерции, развитие творческого потенциала
(разнообразие и эмоционально-образная выразительность творческих
работ);
– развитие волевой сферы, умения координировать свои действия для
достижения цели, личной и коллективной;
– формирование устойчивого познавательного интереса к родной истории и
культуре, к культуре и искусству народов мира (по результатам
творческих работ теоретического и практического характера).
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы:
Цель –освоение живописной грамоты, изучение цветовых явлений и
областей их применения в прикладном и изобразительном искусстве.
Задачи общеразвивающей программы:
Образовательные:
–
формировать изобразительные навыки;
–
дать понятие об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве
как средстве особой коммуникации, несущем знаковую, эмоциональную и
мировоззренческую информацию;
–
познакомить с особенностями декоративной композиции как средства
выражения
эмоционально-психологического
состояния
и
создания
художественного образа;
–
дать необходимые знания о выразительных возможностях композиции,
формы и цвета, ознакомить с основными понятиями и терминами;
–
познакомить с историей, праздниками, обрядами, традициями и народным
творчеством родного края; с культурными традициями различных народов
мира.
Развивающие (метапредметные):
– развить способность к интимно-личностному общению в процессе
творческой деятельности в коллективе;
– развить эмоциональную сферу личности, способность эмоционально
воспринимать окружающий мир, нравственное отношение к миру и к себе через
чувственное восприятие и последующее осознание характера переживания,
события, художественного произведения.
– развить художественное восприятие и творческие способности,
способствовать осознанию творческого процесса, как перехода от интуитивной
к сознательной целенаправленной художественной деятельности;
– развить абстрактное и ассоциативно-образное мышление.
Воспитательные (личностные):

– воспитать потребность соотносить себя с историческим прошлым и
настоящим, со своим народом и миром, осознавать себя как часть и
представителя большого целого;
– воспитать любовь и бережное отношение к природе и потребности в
художественной организации своего жизненного пространства.
Основные дидактические принципы:
 доступность материала с учетом возраста;
 единство содержания и формы обучения;
 наглядность – принцип единства конкретного и абстрактного;
 активность детей в эстетическом восприятии;
 создание доброжелательного эмоционального настроя;
 опора на шедевры искусства как вершины человеческого творчества;
 сочетание теоретического материала с индивидуальной творческой
деятельностью.
Соотношение перечисленных выше видов деятельности изменяется по
годам обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
группа первого года обучения – 11 – 14 лет;
группа второго года обучения – 12 – 15 лет;
группа третьего года обучения – 14 – 18 лет;
1.3. Планируемые результаты
- метапредметные результаты:
- обучающийся проявляет способность к интимно-личностному общению в
процессе творческой деятельности в коллективе;
- обучающийся проявляет способность к эмоциональному восприятию
окружающего мира, нравственного отношения к миру и к себе через
чувственное восприятие и последующее осознание характера переживания,
события, художественного произведения.
- обучающийся проявляет способность к художественному восприятию, к
осознанию творческого процесса, как перехода от интуитивной к сознательной
целенаправленной художественной деятельности;
- обучающийся проявляет способность к развитию абстрактного и
ассоциативно-образного мышления.
- личностные результаты:
– обучающийся испытывает потребность соотносить себя с историческим
прошлым и настоящим, со своим народом и миром, осознавать себя как часть и
представителя большого целого;
– обучающийся проявляет бережное отношение к природе и потребности в
художественной организации своего жизненного пространства.
- предметные результаты:
–
обучающийся сформировал первоначальные изобразительные навыки;
–
обучающийся ознакомлен с понятиями об изобразительном и
декоративно-прикладном искусстве как средстве особой коммуникации,
несущем знаковую, эмоциональную и мировоззренческую информацию;

–
обучающийся ознакомлен с особенностями декоративной композиции как
средства выражения эмоционально-психологического состояния и создания
художественного образа;
–
обучающийся имеет необходимые знания о выразительных возможностях
композиции, формы и цвета, ознакомлен с основными понятиями и терминами;
–
обучающийся ознакомлен с историей, праздниками, обрядами, традициями
и народным творчеством родного края; с культурными традициями различных
народов мира.
1.4. Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при
освоении изобразительного искусства через изучение народных ремесел.
Задачи воспитательной работы:
 познакомить обучающихся с ремеслами и традициями народов России;
 формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины;
 формировать самостоятельную способность к созданию изображений с
использованием народной росписи на базе полученных знаний.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы с познакомились с
народными ремеслами и традициями народов России, демонстрируют желание
продолжить изучать культурное наследие Родины. Обучающиеся умеют
самостоятельно создавать изображения с использованием народной росписи в
своих творческих работах.
Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка,
экскурсия, открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:
 метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
 метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание
ситуации успеха, показ образцов для подражания).
1.4. Учебный (тематический) план
Первый год обучения (102 час)
«Учимся видеть и понимать»
№
п/п
1

Название раздела, темы.
Волшебный мир красок

2 Рисование с натуры или по памяти рыб
3

Рисование с натуры. Осенние листья

Всего
часов

3
6
6

В том числе
Форма
Теор. Практ. аттестации/контр
оля
Беседа
1
2
Педагогическое
наблюдение
Беседа
1
5
Педагогическое
наблюдение
Беседа
1
5

4 «Осенний пейзаж»

6

1

5

5 Рисование с натуры или по памяти птиц

6

1

5

6 Форма и цвет предметов

6

1

5

7 «Моя любимая сказка». Иллюстрирование

6

1

5

8 Рисование на тему «Новогодний
праздник», Рождество. Выполнение работ
на конкурсы и выставки
9 Геометрический орнамент в полосе

9

2

7

3

1

2

10 Городец. Декоративное рисование

6

1

5

11 Растительный орнамент в полосе, круге.
Декоративное рисование

6

1

5

12 Букет для мамы. Рисование с натуры или
по представлению

6

1

5

13 Тагильская роспись. Выполнение работ на
конкурсы и выставки

9

14 Рисование на тему «Весна»

8

6

1
1

5

15 Герои любимых мультфильмов

6

1

5

16 Посещение тематических выставок.
Беседа об искусстве

3

3

17 День Победы. Рисунок на тему

3

1

2

18 Рисование на тему «Цветущий луг»

3

1

2

19 Урок-обобщение. Подведение итогов.
Выставка по итогам года

3

3

102

24

Всего часов за год

78

Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение

Второй год обучения (108 час)
«Профессия – художник»
№
п/п

Название раздела, темы.

Всего
часов

1

«Осенний лес». Выразительные
возможности материалов (пастель, мелки)

6

2

«Графика зимнего леса». Выразительные
возможности графических материалов

6

3

«Звери в лесу». Выразительные
возможности объема

6

4

«Снежинки». Выразительные
возможности бумаги

6

5

«Осень». Выставка для родителей

3

«Кружевные узоры», «Морозные узоры».
Украшения и фантазия. Выполнение работ
на конкурсы и выставки
7 «Замок Снежной королевы», «Ледовый
городок во дворе». Постройка и фантазия

6

8 Зимние виды спорта

6

Рисование на тему «Новогодний
праздник», Рождество Выполнение работ
9 на конкурсы и выставки
10 Новогодняя выставка для родителей,
посещение тематических выставок
11 Образ сказочного героя
12 Жанр пейзаж. Природа в разных
состояниях

В том числе
Форма
Теор. Практ. аттестации/контр
оля
Беседа
1
5
Педагогическое
наблюдение
Беседа
1
5
Педагогическое
наблюдение
Беседа
1
5
Педагогическое
наблюдение
Беседа
1
5
Педагогическое
наблюдение
Беседа
1
2
Педагогическое
наблюдение
Беседа
5
Педагогическое
наблюдение

6

1
1

5

6

1

5

6
3

1
3

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6
6

1
1

5
5

Выполнение работ на выставки и конкурсы
13
14 Жанр натюрморт. Выставка к 8 Марта
15 «Мозаика». Цвет как средство выражения

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа

16 Графические упражнения. Линия

1
3

17 «Дерево». Линия как средство передачи
выражения

3

18 «Поле цветов». Пятно как средство
передачи выражения

6

19 «Весна идет». Ритм пятен, линий,
пропорций

2
1
1

2

5

6
1

5

3

-

24

3
84

20 Музеи искусств
3
21 Выставка по итогам года
3
108

Всего часов за год

Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение

3 год обучения (108 час)
«Уроки искусства и мастерства»
№
п/п

Название раздела, темы.

Всего
часов

В том числе
Форма
аттестации/конт
Теор. Практ.
роля
Беседа
1
5
Педагогическое
наблюдение
Беседа
1
2
Педагогическое
наблюдение
Беседа
1
5
Педагогическое
наблюдение

1

Русская матрешка в осеннем уборе

6

2

Дары осеннего сада и огорода. Мы осенью
готовимся к зиме

3

3 Сказка в произведениях русских
художников.
Выполнение работ на конкурсы и выставки
4 «Осень». Выставка для родителей

6

5 Жанр натюрморт. Колорит в живописи. Тон
и тональные отношения. Композиция в
натюрморте
6 Декоративная живопись. Декоративный
натюрморт. Композиция

6

1

5

6

1

5

7 Посещение тематических выставок,
экскурсии

3

3

8 Древние образы в искусстве

3

1

3

3

2

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа

9 Сказочные темы в изобразительном
искусстве. Выполнение работ на конкурсы и
выставки
10 Традиции встречи Нового года в культуре
разных народов

3

1

2

3

1

2

11 Тема праздника в искусстве

3

1

2

12 Выполнение работ на выставки и конкурсы

6

1

5

13 Бытовой жанр. Народные праздники в
творчестве русских художников

6

1

5

14 Художник – творец - гражданин

3

1

2

15 Крупнейшие художественные музеи страны.
Ведущие художественные музеи мира

3

3

16 Художественная культура Древней Руси

3

1

2

17 Древние корни народного искусства,
специфика образно-символического языка

6

1

5

18 Искусство Древней Руси – фундамент
русской культуры

6

1

5

19 Масленица в произведениях русских
художников

6

1

5

20 Птица как символ весны в творчестве
русских художников. Выполнение работ на
конкурсы и выставки
21 Специфика художественного языка
графики. Плакат как вид графики

6

1

5

6

1

5

22 Композиция в плакате. Символика цвета

6

1

5

23 Изобразительное искусство как способ
познания и эмоционального отражения
многообразия окружающего мира, мыслей и
чувств человека
24 Урок-обобщение. Подведение итогов.
Выставка по итогам года

3

1

2

3

1

2

Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое

наблюдение

Всего часов за год

108

27

81

1.4. Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения
Знакомство с «выразительным искусством», овладение началами
изобразительного языка – основами знаний в области композиции, цвета,
формы. Осмысление эмоционально-образной выразительности декоративной
композиции. Освоение образного языка изобразительного искусства
посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
1. Волшебный мир красок
Теория: Познакомить с видами изобразительного искусства,
материалами, инструментами для работы. Развивать умение анализировать
форму, цвет предметов.
Учить технике акварельной живописи, выполнять изображения с натуры,
смешивать краски, различать оттенки красок.
Формирование навыков организации рабочего места, воспитывать
аккуратность, уважение к труду.
Практика: Освоение приемов работы основ цветоведения с различными
материалами и инструментами. Обучение организации рабочего места.
Знакомство с материалами для работы. Знакомство с цветовым кругом.
Выполнение практического задания: смешение цветов, получение вторичных
цветов путем смешения основных.
2. Рисование с натуры или по памяти рыб
Теория: Основные характеристики цвета. Три основных свойства цвета:
цветовой тон, насыщенность, светлота. Пространственное и механическое
смешение цветов. Колорит.
Практика: Рисование с натуры или по памяти рыб. Закрепление техники
«по-сырому».
3. Рисование с натуры. Осенние листья
Теория: Учить выполнять изображение с натуры. Формирование
графических умений. Развивать умение анализировать форму, развивать
наблюдательность. Основы композиции (статика, динамика, композиционный
центр, форма). Закрепление понятий «холодные» и «теплые» цвета.
Практика: Выполнение композиции на тему: рисование с натуры
осенних листьев различной формы.
4. «Осенний пейзаж»
Теория: Познакомить с пейзажем как жанром изобразительного
искусства. Расширить представление о красках осени. Умение работать в
группе. Воспитывать интерес к предмету, эстетическую восприимчивость.
Знакомство с техникой «по-сырому».
Практика: Выполнение практического задания: осенний пейзаж в
технике «по-сырому».
5. Рисование с натуры или по памяти птиц

Теория: Основные характеристики цвета. Три основных свойства цвета:
цветовой тон, насыщенность, светлота. Пространственное и механическое
смешение цветов. Колорит. Линия как средство выражения.
Практика: Выполнение практического задания: рисование с натуры или
по памяти птиц.
6. Форма и цвет предметов
Теория: Обучение основам цветоведения: три основных цвета. Цвет в
нашей жизни. Освоение понятий «холодные» и «теплые» цвета. Закрепление
понятий на практике.
Практика: Выполнение практического задания: «холодные» и «теплые»
цвета. Натюрморт.
7. «Моя любимая сказка». Иллюстрирование
Теория:
Художник-иллюстратор.
Познакомить
с
творчеством
художников-анималистов. Познакомить с творчеством художников В.
Васнецова, М. Врубеля, К.А. Коровина. Формировать графические навыки.
Развивать наблюдательность, творческую активность. Воспитание
бережного отношения к природе и экологического мышления. Способствовать
развитию воображения, эстетического восприятия.
Пространственное и механическое смешение цветов. Колорит. Линия как
средство выражения. Тон, ритм.
Практика: Выполнение композиции на тему «Моя любимая сказка».
8. Рисование на тему «Новогодний праздник», Рождество
Теория: Знакомство с христианскими традициями, приобщение к
культуре русского народа. «Сказание о Рождестве Христовом». Зарисовки на
новогоднюю тему. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов
для работы. Зима в произведениях русских и европейских художников.
Практика: Выполнение композиции на тему «Рождество Христово».
Новогодняя выставка для родителей. Оформление работ на выставку.
9. Геометрический орнамент в полосе
Теория: Знакомство с русскими народными промыслами. Рисование в
технике народных промыслов. Дать представления об узоре, орнаменте.
Познакомить с цветочными узорами в изделиях Городецкой росписи. Закрепить
знания об основных элементах цветочного узора. Способствовать развитию
интереса к народным промыслам. Формировать графические умения и навыки
изображения декоративных элементов. Развивать приемы свободной кистевой
росписи. Воспитывать интерес к традициям своего народа. Воспитание
бережного отношения к природе. Воспитывать аккуратность и творческое
воображение.
Первичные представления об узоре, орнаменте, сфере применения
орнамента. Освоение геометрического орнамента в полосе. Понятия: ритм,
симметрия, центр.
Практика: Выполнение практического задания: геометрический
орнамент в полосе.
10. «Городец». Декоративное рисование

Теория: Знакомство с промыслом. Техника росписи. Шаблон,
использование гуаши. Понятия: ритм, симметрия, центр.
Практика: Выполнение композиции на тему: «Городецкая роспись».
11. Растительный орнамент в полосе, круге. Декоративное рисование
Теория: Декоративное рисование. Знакомство с типовыми элементами
растительного орнамента. Освоение растительного орнамента в полосе.
Выполнение практического задания: растительный орнамент в полосе.
Декоративное рисование. Особенности выполнения. Понятия: ритм,
симметрия, центр.
Практика: Выполнение практического задания: растительный орнамент
в круге.
12. Букет для мамы. Рисование с натуры или по представлению
Теория: Рисование с натуры или по представлению. Жанр натюрморт.
Техника исполнения «по-сырому».
Практика: Выполнение практического задания «Букет».
Оформление работы «Букет для мамы». Способы оформления работы.
Выставка к 8 Марта. Обсуждение выставочных работ.
13. Тагильская роспись
Теория: Декоративное рисование. Знакомство с типовыми элементами
тагильской росписи, образцами тагильской росписи.
Практика: Освоение основных приемов росписи, разработка композиции
растительного орнамента в круге. Выполнение практического задания: роспись
деревянной дощечки.
14. Рисование на тему «Весна»
Теория: Пятно как средство передачи выражения образа. Овладение
выразительными возможностями пятна. Гармонические сочетания цветов
(пятен); доминанта. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов
для работы.
Практика: Выполнение практического задания: выполнение композиции
на тему «Весна».
15. Герои любимых мультфильмов
Теория: Анимационный жанр. Особенности стилизации изображаемых
форм. Специфика цветового решения.
Практика: Выполнение практического задания: выполнение композиции
на тему «Мой любимый мультфильм».
16. Восприятие произведений искусства. Беседа об искусстве
Теория: Познакомить с творчеством художников Ф. Васильева, И.
Левитана, И. Шишкина, В. Поленова. Развивать умение самостоятельно решать
композиционные задачи. Содействовать воспитанию чувства уважения к
старшему поколению, любви к Родине.
Знание ведущих музеев мира. Формирование понятия о важности
культурного наследия. Закрепить умение составлять описание любимой
картины.
Посещение тематической выставки.
Беседы; просмотр видеоматериала:

– Виды и жанры изобразительного искусства. Декоративное искусство, его
отличие от изобразительных искусств и значение в жизни человека.
– Времена года в живописных произведениях русских и европейских
художников. Образная выразительность цвета. Анализ произведений.
– Рассказы об искусстве. «Народное искусство и современное творчество»
Посещение галерей, выставок детского творчества – (знакомство с
народными промыслами, формирование чувства национальной гордости,
знакомство с различными жанрами декоративно-прикладного искусства,
формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству).
Синтетичность народного искусства, его связь с творчеством
современных художников.
– Декоративно-прикладное
искусство.
Художественный
текстиль.
Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.
17. «День Победы» Рисование на тему
Теория: Исторический и батальный жанры живописи. Индивидуальная
техника исполнения и выбор материалов для работы. Композиционное решение
рисунка. Цвет как передача эмоционального содержания смысла.
Практика: Выполнение композиции на тему «День Победы».
18. Рисование на тему «Цветущий луг», «Лето»
Теория: Развивать навыки композиционного решения рисунка. Жанр
пейзаж. Пространственное и механическое смешение цветов. Колорит.
Фантазия и реальность. Линия и пятно как средства выражения. Смешение
цветов. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы.
Практика: Выполнение композиции на тему «Цветущий луг», «Лето».
19. Урок – обобщение
Теория: Этот удивительный и неповторимый мир живописи. Жанры
живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Композиционное и колористическое
решение. Передача пространства. Эмоциональное содержание.
Практика: Выполнение композиции по своему замыслу. Выставка по
итогам года. Подведение итогов, награждение.
Второй год обучения
Знакомство с разновидностями профессии: художник – живописец,
график, декоратор, архитектор. Направленность их деятельности. Обучение
практическим основам живописи. Цвет как выражение чувств и мыслей,
символика цвета.
Виды изобразительного искусства. Техника акварельной живописи,
гуашь, пастель. Развивать умение анализировать форму, цвет предметов,
смешение цветов, умение различать оттенки красок. Материалы и инструменты
для работы. Формирование навыков организации рабочего места, воспитывать
аккуратность, уважение к труду.
1. «Осенний лес»
Теория: Выразительные возможности материалов (пастель, мелки).
Знакомство с материалами для работы, особенности работы в технике пастель.
Закрепление понятий «теплые» и «холодные» цвета.

Практика: Выполнение практического задания «Осенний лес». Передача
эмоционального состояния с помощью цвета.
2.
«Графика зимнего леса»
Теория: Выразительные возможности графических материалов. Линия и
пятно как средства выражения.
Практика: Освоение техники рисования тушью. Выявление плановости с
помощью линии. Выполнение композиции на тему «Зимний лес».
3. «Звери в лесу»
Теория: Выразительные возможности объема. «Теплые» и «холодные»
цвета. Способы моделирования объема с помощью цвета.
Практика: Выполнение композиции на тему «Звери в лесу».
Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы.
4. «Снежинки»
Теория: Выразительные возможности бумаги. Основы композиции.
Симметрия зеркальная и центрально-осевая. Украшения и реальность.
Украшения в природе.
Практика: Выполнение практического задания на тему «Украшения в
природе».
5.
«Осень»
Выставка для родителей. Оформление работ на выставку. Обсуждение
работ.
6.
«Кружевные узоры», «Морозные узоры».
Теория: Украшения и фантазия. Понятие о стилизации. Принципы
трансформации природной формы в декоративную. Достижение пластического
и стилистического единства образа.
Практика: Выполнение декоративной композиции «Кружевные
узоры»,«Морозные узоры».
7.
«Замок Снежной королевы», «Ледовый городок во дворе»
Теория:
1) Постройка и фантазия. Освоение приемов построения пейзажного
пространства с учетом знаний линейной перспективы. Передача цветом
эмоционального отношения к героям.
2) Постройка и фантазия. Рисование на тему «Новогодний праздник».
Знакомство с христианскими традициями, приобщение к культуре русского
народа. Зима в произведениях русских и европейских художников. Зарисовки
на новогоднюю тему. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов
для работы. Освоение приемов построения пейзажного пространства с учетом
знаний линейной перспективы.
Практика: Выполнение композиции по выбору обучающегося:
1) «Замок Снежной королевы»,
2) «Ледовый городок во дворе».
8.
Зимние виды спорта
Теория: Зимние виды спорта, игры на свежем воздухе. Пропаганда
здорового образа жизни.
Практика: Выполнение композиции на тему «Зимний спорт».

Новогодний праздник, Рождество
Теория: Знакомство с христианскими традициями, приобщение к
культуре русского народа. «Сказание о Рождестве Христовом». Зарисовки на
новогоднюю тему. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов
для работы. Зима в произведениях русских и европейских художников.
Практика: Выполнение композиции на тему «Рождество Христово».
Оформление работ на выставку.
10. Новогодняя выставка для родителей. Посещение тематических
выставок.
11. Образ сказочного героя
Теория: Формирование представления о пропорциях фигуры человека в
разные исторические периоды. Пропорции фигуры человека на современном
этапе. Модульная сетка. Умение использовать модульную сетку при работе над
наброском фигуры. Формирование представления о связи красоты, пользы,
гармонии. Формирование представления об изображении архитектурных форм
(линейная перспектива, изображение объема). Развитие наблюдательности.
Умение применять полученные знания на практике. Укрепление
межпредметных связей.
Выражение характера человека (положительный и отрицательный
персонаж), создание образа с помощью формы и цветового решения. Знание
пропорций лица и тела. Индивидуальная техника исполнения и выбор
материалов для работы.
Практика: Выполнение композиции на тему «Сказочный герой».
12. Жанр пейзаж
Теория: Природа в разных состояниях в картинах русских художников.
Жанр пейзаж. Формирование представления о неразрывной связи человека с
природой. Умение строить пространство с учетом перспективы. Включение
человека в пейзаж.
Практика: Пейзаж. Время года, по выбору обучающегося.
Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы.
13. Выполнение работ на выставки и конкурсы
14.
Жанр натюрморт
Теория: Жанр «Натюрморт». Натюрморт в картинах русских
художников. Особенности композиционного построения.
Практика: Выполнение композиции на тему «Букет для мамы».
Выставка к 8 Марта. Оформление работ на выставку.
15.
«Мозаика»
Теория: Цвет как средство выражения. Закрепление знаний о цветовом
круге; спектральные цвета; гармонические сочетания цветов.
Практика: Выполнение декоративной композиции на тему «Мозаика».
16.
Графические упражнения
Теория: Линия. Виды линий. Знание выразительных возможностей
линии. Умение определять красоту линии.
Практика: Выполнение практического задания.
17.
«Дерево»
9.

Теория: Линия как средство передачи выражения образа. Овладение
выразительными возможностями линии. Характер, одушевленность природных
форм.
Практика: Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для
работы. Выполнение композиции на тему «Дерево».
18.
«Поле цветов»
Теория: Пятно как средство передачи выражения образа. Овладение
выразительными возможностями пятна. Гармонические сочетания цветов
(пятен); доминанта.
Практика: Выполнение практического задания на тему «Поле цветов».
19. «Весна идет»
Теория: Ритм пятен, линий, пропорций, колорит, доминанта.
Закрепление понятий.
Практика: Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для
работы. Выполнение композиции на тему «Весна идет».
20. Музеи искусств
Знакомство с произведениями изобразительного искусства.
Рассказы об искусстве. «Народное искусство и современное творчество»
Посещение галерей, выставок детского творчества – (знакомство с народными
промыслами, формирование чувства национальной гордости, знакомство с
различными жанрами декоративно-прикладного искусства, формирование
интереса к декоративно-прикладному творчеству). Синтетичность народного
искусства, его связь с творчеством современных художников.
21. Выставка по итогам года
Оформление работ на выставку. Обсуждение работ. Подведение итогов
работы за год
Третий год обучения
Рисунок с натуры и теория рисунка. Символизм композиции. Законы
световоздушной перспективы, цветовые отношения, колорит. Декоративноприкладные композиции.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Обучение
умению анализировать произведения искусства. Знание особенностей
декоративно-прикладного искусства. Воспитание интереса к традициям своего
народа. Закрепление значения труда в жизни человека. Побуждение интереса к
оформительской графике. Развитие наблюдательности, логического мышления
при изучении формы предметов. Систематизация первоначальных
представлений о деревьях и листьях. Развитие умения сравнивать цвет и форму
натуры с рисунком. Развитие навыков согласования цвета и рисунка узора с
формой украшаемой вещи. Развитие образного мышления.
1. Русская матрешка в осеннем уборе
Теория: Понимание красоты как неотъемлемой части рукотворного
изделия. Единство духовного содержания и материального воплощения
изделия. Растительный орнамент. Принципы организации орнамента.

Практика: Построение орнамента с использованием модуля. Стилизация
растительных форм. Выполнение практического задания «Матрешка».
2. Дары осеннего сада и огорода. Мы осенью готовимся к зиме
Теория: Тема труда в произведениях русских художников. Закрепление
значения труда в жизни человека. Воспитание интереса к традициям своего
народа. Стилизация растительных форм.
Практика:
Выполнение
практического
задания
по
выбору
обучающегося:
1) Композиция на тему «Дары осени»;
2) Композиция на тему«Труд человека осенью».
3. Сказка в произведениях русских художников
Теория: Тема труда в сказках. Закрепление значения труда в жизни
человека. Воспитание интереса к традициям своего народа.
Практика:
Самостоятельный
выбор
сказочного
персонажа.
Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы.
Выполнение практического задания на тему «Труд красит человека».
4. «Осень»
Выставка для родителей. Оформление работ на выставку. Обсуждение
работ.
5. Жанр натюрморт
Теория:
Натюрморт
в
произведениях
русских
художников.
Композиционное и колористическое решение натюрморта.
Практика: Выполнение живописного натюрморта на заданную тему.
6. Декоративная живопись
Теория: Стилизация форм в декоративной живописи, роль линии и пятна.
Степень условности и степень выразительности.
Практика: Выполнение декоративной композиции.
7. Посещение тематических выставок
8. Древние образы в искусстве
Теория: Искусство в истории славян. Храмы, поселения, иконопись.
Архитектура славянских поселений. Связь русского искусства с религией.
Практика: Выполнение композиции на заданную тему.
9. Сказочные темы в изобразительном искусстве
Теория: Урал в произведениях П.П. Бажова (беседа-семинар).
Практика: Иллюстрация к произведениям П.П. Бажова. Коллективная
работа. (Иллюстрации к отдельным сказам выполняются индивидуально или в
парах, затем монтируются в единую композицию).
10.Традиции встречи Нового года
Теория: Народные суеверия, предания, приметы связанные с традициями
встречи Нового года и Рождества. Обряды и обычаи, связанные с персонажами
суеверий.
Практика: Выполнение композиции с одним из Новогодних или
Рождественских персонажей.
11.Тема праздника в искусстве

Теория: Тема праздника в искусстве русских художников. Народные
традиции празднования Нового года.
Практика: Выполнение композиции.
12. Выполнение работ на выставки и конкурсы
13. Бытовой жанр в искусстве
Теория: Бытовой жанр в искусстве русских художников. Реалистическая
подача быта и уклада жизни простого народа, освещение острых бытовых тем.
Практика: Выполнение композиции.
14. Художник – Творец – Гражданин
Теория: Роль воздействия художественного произведения в воспитании
личности и гражданской позиции человека. Освещение социальных проблем в
творчестве русских и советских художников.
Практика: Выполнение композиции на тему «Я гражданин».
15. Крупнейшие художественные музеи страны
Теория: Знание ведущих музеев России. Формирование понятия о
важности культурного наследия.
16. Художественная культура Древней Руси
Теория: Знакомство с храмовой архитектурой Руси. Деревянное и
каменное зодчество, особенности конструкции, символика. Знакомство с
традициями постройки русской избы, сопутствующих построек, элементами и
символическим значением декора. Предметы домашней утвари русского
крестьянского быта.
Практика: Натюрморт из предметов домашней утвари.
17. Древние корни народного искусства
Теория: Народные суеверия, предания, приметы. Обряды и обычаи,
связанные с персонажами суеверий. «Лубочные сказки».Лубок - яркий образец
народного искусства. Темы, персонажи, стилистика.
Практика: Иллюстрация к русской народной сказке в стилистике
лубочной картинки «И домовой, и леший».
18. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры
Теория: «Северные сказания». Эпос народов Урала. Знакомство с
эпическими произведениями народов Урала: сказаниями, преданиями,
легендами (беседа-семинар).
Практика: Иллюстрация к эпическому произведению (по выбору).
19. Масленица
Теория: Народные праздники. Обряды, традиции, обычаи празднования
Масленицы.
Практика: Выполнение композиции «Широкая масленица» с
применением изученного ранее материала: народный костюм, архитектура,
утварь, декор, стилистика народного рисунка.
20. Птица как символ весны в творчестве русских художников
Теория: Символическое значение птицы в культуре славян. Образ птицы
в творчестве П.П. Бажова, сказаниях коренных народов уральских гор.
Практика: Выполнение композиции на тему «Сказ о птице».
21, 22. Специфика языка графики. Плакат. Композиция плаката

Теория: Специфика языка графики, символика и особенности
колористического решения, выбор тем и образов.
Особенности
композиционного построения плаката. Роль плаката в искусстве 19-20 веков.
Практика: Разработка и выполнение плаката на тему «Я за здоровый
образ жизни».
23. Изобразительное искусство как способ познания окружающего мира
Теория: Беседа-диалог об искусстве, просмотр слайдов. Посещение
тематической выставки.
Практика: Выполнение зарисовок по полученному материалу.
24. Урок-обобщение. Подведение итогов за год, награждение.
Требования к уровню подготовки учащихся
По завершению 1 года обучения обучающиеся будут:
– способны к общению, основанному на понимании;
– способны к эмоциональному восприятию и выражению в художественной
деятельности;
– способны к переходу от интуитивной к сознательной целенаправленной
художественной деятельности;
– иметь представление об искусстве как средстве особой коммуникации,
несущем знаковую, эмоциональную и мировоззренческую информацию;
– иметь представление о выразительных возможностях композиции,
формы, цвета;
– грамотно
использовать
теорию
композиционной
организации
пространства, формообразования, цветовой гармонизации для создания
художественного образа;
По завершению 2 года обучения обучающиеся будут:
– способны к интимно-личностному общению и продуктивному
взаимодействию в коллективе;
– способны к абстрактному и ассоциативно-образному мышлению;
– иметь представление о культуре древних славян, о русских народных
обрядах и обычаях, о православных традициях и праздниках;
– иметь понятие о символике народного орнамента, его значении и месте в
народной жизни и культуре;
– знать законы построения орнамента, принципы и способы стилизации
природной формы и уметь применять их для преобразования ее в
декоративную форму;
По завершению 3 года обучения обучающиеся будут:
– способны к нравственному отношению к миру и к себе;
– способны соотносить себя с историческим прошлым и настоящим, со
своим народом и миром, осознавать себя как часть и представителя
большого целого;
– иметь понятие об изобразительном и декоративном искусстве как
выражении представления о мироздании.

После освоения программы обучающиеся
должны знать:
 основы цветоведения (основные и дополнительные цвета, теплые и
холодные цвета);
 инструменты и материалы, используемые в рисунке, живописи, графике,
ДП изобразительной деятельности;
 основы композиции (пространство, пропорции, ближний и дальний
планы);
 средства выразительности графики;
 работы мастеров-живописцев;
 понятия «форма», «образ».
должны уметь:
 пользоваться плоской палитрой с углублением, смешивать цвета в
палитре;
 пользоваться приемами работы кистью: тонкие, жирные линии, «сухая
кисть»;
 разводить краску до нужной густоты или насыщенности;
 передавать выразительный образ с помощью формы и цвета;
 применять нетрадиционные техники в живописи;
 применять графические приемы в своих работах;
 составлять натюрморты;
 передавать в неживом объекте характер и своеобразие;
 делать фоновые работы акварелью и гуашью;
 работать в группе.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Основные
характеристики
образовательного
процесса
Первый год обучения
Количество учебных недель
34
Количество учебных дней
34
Количество часов в неделю
3
Количество часов в учебном году
102
Недель в 1 полугодии
14
Недель во 2 полугодии
20
Начало занятий
12 сентября
Каникулы
Отсутствуют
Выходные дни
4-6 ноября, 31-8
января,
23-25
февраля, 8 марта, 1
мая, 8-9 мая

10
11

Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации

12

Режим занятий

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Второй год обучения
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10
11

Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации

12

Режим занятий

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Третий год обучения
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10
11

Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации

12

Режим занятий

31 мая
15-30 декабря, 15-30
мая
1 раз в неделю по 3
академических часа
36
36
3
108
16
20
1 сентября
Отсутствуют
4-6 ноября, 31-8
января,
23-25
февраля, 8 марта, 1
мая, 8-9 мая
31 мая
15-30 декабря, 15-30
мая
1 раз в неделю по 3
академических часа
36
36
3
108
16
20
1 сентября
Отсутствуют
4-6 ноября, 31-8
января,
23-25
февраля, 8 марта, 1
мая, 8-9 мая
31 мая
15-30 декабря, 15-30
мая
1 раз в неделю по 3
академических часа

2.2. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение:
1. Репродукции выдающихся произведений искусства.
2. Подборки лучших работ студийцев прошлых лет.
3. Наглядные пособия – таблицы по теории композиции, формообразованию,
цветоведению, стилизации.
4. Технические средства обучения: компьютер, CD-диски; магнитофон,
аудиокассеты; видеомагнитофон, видеокассеты; телевизор.
5. Оборудование:
– столы;
– стулья;
– доска;
– шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов;
– осветительные приборы.
6. Материалы и инструменты, необходимые для реализации программы:
– карандаши простые (В – один карандаш, на четверть, на каждого ребенка,
2В - один карандаш, на четверть, на каждого ребенка);
– резинки стирательные (один ластик, на четверть, на каждого ребенка);
– фломастеры черные (один фломастер на каждого ребенка);
– кисти круглые разного размера (пони № 4, 5, 6 – по 5 штук на группу на
полгода, искусственное волокно – синтетика № 1, 2, 3, 4 - по 5 штук на
группу на полгода);
– палитра с ванночками-углублениями (одна палитра на каждого ребенка в
год).
– ватман формата А3 (один лист на каждое занятие для каждого ребенка, 34
листа в год);
– деревянные заготовки (3 шт. на каждого ребенка);
– лак акриловый (4 аэрозольных баллончика);
– акварельная бумага формата А3 (один лист на каждое занятие для
каждого ребенка, 34 листа в год);
– краски художественные акварельные Невская палитра 24 цвета в кюветах
(один набор на каждого ребенка в год);
– краски гуашевые «Гамма» 12 цветов (один набор на каждого ребенка в
год);
– баночки (одна на каждого ребенка в год);
– предметы для гигиены (жидкое мыло, салфетки, полотенце).
- кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования
реализующий программу должен иметь высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю творческого объединения.
- информационное обеспечение:
интернет ресурсы:

1. Виртуальный визит в Государственный Эрмитаж [Электронный ресурс].
Режим
доступа:
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama;
2. Посещение онлайн-лекций в Государственном Эрмитаже [Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/learn/tourprograms/l
ect_21_fzoom/?lng=ru;
3. Виртуальный визит в Третьяковскую галерею [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://my.tretyakov.ru/app/gallery
- методические материалы
Методическое обеспечение
№ п/п
Название
Количество
Информационно-дидактические материалы
1
Муляжи овощей и фруктов (более 20 разных)
25
2
Искусственные цветы (более 7 разных)
15
3
Засохшие цветы и травы (более 20 разных)
23
4
Натюрмортный фонд (вазы, горшки, чаши,
43
кружки, корзины, деревянные ложки и пр.)
5
Однотонные драпировки
10
6
Драпировки с рисунком
7
7
Трафареты для орнамента
13
8
Шаблоны разных животных и птиц
24
Контрольные и проверочные пособия
9
Проверочный тест «Индивидуальная карта
25
диагностики»
10
Мониторинг предъявления результатов
25
индивидуального творческого роста
Цифровые образовательные ресурсы
11
Видео курс «Учебные занятия»
2
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценочные материалы
Изучаемый параметр

Формы и методы
Инструментарий
диагностики
Нулевой этап (15-20 сентября)
Теоретическая
Проверочный тест
Приложение № 1
подготовка: проявление «Индивидуальная карта
коммуникативных
диагностики»
способностей;
потребность в
самовыражении через

изображение
Практические навыки:
Проверочный тест
Приложение № 1
творческая инициатива «Индивидуальная карта
в формировании и
диагностики»
воплощении замысла
Развитие эстетического
Проверочный тест
Приложение № 1
потенциала: проявление «Индивидуальная карта
ощущения
диагностики»
сопричастности
природному и
культурному миру;
потребность в
эмоциональной оценке
и понимании его
рисунка
Промежуточный этап (10-20 января)
Теоретическая
Проверочный тест
Приложение № 1
подготовка: проявление «Индивидуальная карта
коммуникативных
диагностики»
способностей;
потребность в
самовыражении через
изображение
Практические навыки:
Проверочный тест
творческая инициатива «Индивидуальная карта
в формировании и
диагностики»
воплощении замысла
Развитие эстетического
Проверочный тест
потенциала: творческие «Индивидуальная карта
способности,
диагностики»
воображение, фантазия;
проявление ощущения
сопричастности
природному и
культурному миру;
потребность в
эмоциональной оценке
и понимании его
рисунка
Итоговый этап (15-25 мая)
Теоретическая
Проверочный тест
подготовка: проявление «Индивидуальная карта

Приложение № 1

Приложение № 1

Приложение № 1

коммуникативных
способностей;
потребность в
самовыражении через
изображение

диагностики»

Практические навыки:
Проверочный тест
творческая инициатива «Индивидуальная карта
в формировании и
диагностики»
воплощении замысла
Развитие эстетического
Мониторинг
потенциала: творческие
предъявления
способности,
результатов
воображение, фантазия;
индивидуального
проявление ощущения
творческого роста.
сопричастности
Проверочный тест
природному и
«Индивидуальная карта
культурному миру;
диагностики»
потребность в
эмоциональной оценке
и понимании его
рисунка

Приложение № 1

Приложение № 1

3. Список литературы
Перечень литературы для педагога:
1.
Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Кн. Для
учителя. В 3 ч. Ч.2. Искусство Западной Европы XVII-XX веков/Сост. М.В.
Алпатов, Н.Н. Ростовцев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2012. – 286
с.: ил.
2.
Мировая художественная культура. В 2т. Т. 1. Учеб. пособие/Б.А.
Эренгросс, Е.А. Ботвинник, В.П. Комаров и др.; Под ред. Б.А. Эренгросс. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2017. – 447 с.: ил.
3.
Мировая худождественная культура. В 2т. Т.2: Учеб. Пособие/Б.А.
Эренгросс, В.Р. Арсеньев, Н.Н. Воробьев и др.; Под ред. Б.А. Эренгросс. – М.:
Высш. шк., 2017. – 511 с.: ил.
Перечень литературы для обучающихся, родителей, законных
представителей:
1. Даглдиян К. Декоративная композиция/К. Даглдиян. - Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2017. – 211 с.
2. Каршинова Л.В. Русский народный костюм/Л.В. Каршинова. - М.: «Белые
альвы», 2015. – 157 с.
3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки/А.А. Фатеева. – Ярославль, Академия
развития, 2006. – 96с.

4.
5.

Флетчер А. Акварель. Рисуем цветы/А. Флетчер. - М.: «АРТ-РОДНИК»,
2018. – 112 с.: ил.
Фокина Л.В. Орнамент/Л.В. Фокина. - Ростов-на Дону: «Феникс», 2010. –
150 с.: ил.
Приложение 1

Индивидуальная карта диагностики
Фамилия, имя ребенка__________________________________
Результат
Показатель

Контрольные позиции
Учебный год
Начало года
Середина
Конец года
года
Личностные результаты

– обучающийся испытывает потребность
соотносить себя с историческим прошлым
и настоящим, со своим народом и миром,
осознавать себя как часть и представителя
большого целого
– обучающийся проявляет бережное
отношение к природе и потребности в
художественной
организации
своего
жизненного пространства.
Метапредметные результаты
- обучающийся проявляет способность к
интимно-личностному
общению
в
процессе творческой деятельности в
коллективе;
- обучающийся проявляет способность к
эмоциональному
восприятию
окружающего
мира,
нравственного
отношения к миру и к себе через
чувственное восприятие и последующее
осознание
характера
переживания,
события, художественного произведения.
- обучающийся проявляет способность к
художественному
восприятию,
к
осознанию творческого процесса, как
перехода от интуитивной к сознательной
целенаправленной
художественной
деятельности;
- обучающийся проявляет способность к
развитию абстрактного и ассоциативнообразного мышления.
Предметные результаты

–
обучающийся
сформировал
первоначальные изобразительные навыки;
- обучающийся ознакомлен с понятиями
об изобразительном и декоративноприкладном искусстве как средстве
особой коммуникации, несущем
знаковую, эмоциональную и
мировоззренческую информацию
–
обучающийся
ознакомлен
с
особенностями декоративной композиции
как средства выражения эмоциональнопсихологического состояния и создания
художественного образа;
–
обучающийся имеет необходимые
знания о выразительных возможностях
композиции, формы и цвета, ознакомлен с
основными понятиями и терминами;
–
обучающийся
ознакомлен
с
историей,
праздниками,
обрядами,
традициями и народным творчеством
родного края; с культурными традициями
различных народов мира.
Всего по результату
0-10 баллов – низкий уровень;
11-15 баллов – средний уровень;
16-20 баллов – высокий уровень.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».