Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ «ЗНАЙКА» возраст обучающихся: 5-7 лет срок реализации: 1 год Автор–составитель: Педагог дополнительного образования Бердникова Надежда Николаевна Педагог дополнительного образования Астраханцева Анастасия Николаевна Екатеринбург,2023 г. Аннотация Программа « Знайка» способствует успешной подготовке ребенка к вступлению в новую, школьную жизнь, более простому и естественному переходу от дошкольного к школьному возрасту. Программа обеспечивает развитие личности ребенка дошкольного возраста с учётом его возрастных, индивидуальных, психологических и Дополнительная общеобразовательная физиологических особенностей. общеразвивающая программа «Знайка» является составной частью процесса обучения и развития дошкольников в условиях Дома детского творчества. Ученые пришли к единому выводу о том, что первые годы жизни ребенка – самые благоприятные для развития. Именно в дошкольный период закладываются основы будущей личности. Психика ребенка до шести лет в целом отличается особой восприимчивостью к развивающему и обучающему воздействию со стороны взрослых. Важно использовать это период для решения одной из важных задач – обеспечить социальную успешность ребенка на следующей ступени развития. Методы и приемы для реализации программы: игровые технологии, позволяющие активизировать детей, побуждать и стимулировать их к учебной деятельности (сюжетно ролевые игры, дидактические, интеллектуальные и логические игры, игра- драматизация, игровые путешествия), создание проблемной ситуации, интегрированные занятия, обеспечивающие разностороннее развитие личности. Дошкольное детство – период бурного интеллектуального развития. Важным средством развития интеллектуальных способностей является дидактическая игра,которая способствует концентрации внимания и формированию интеллектуального мышления дошкольников. Обучение по данной программе делится на два этапа: первый год обучения и второй год обучения. Используются такие виды занятий: теоретические занятия (рассказ, беседа, слайд программа с использованием интерактивной доски); практические занятия: игра, рисунок, загадки, тест, скороговорки, мини-спектакль, просмотр тематических видеофильмов, работа с интернет ресурсами, культурно-массовые праздники, выставки и т.п.). мероприятия (викторины, конкурсы, I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учётом нормативных документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность программы социально-гуманитарная, так как она ориентирована на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся. Актуальность программы . Согласно Указу Президента РФ от 30.12.2021 № 745 « О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» в 2022 году, в программу включены стихи, сказки, рассказы народов России. Литературные произведения Российских писателей и поэтов. Программа составлена с учетом современных требований. Разнообразные формы и приёмы помогают ребёнку ориентироваться в большом потоке информации и вооружают грамотными приёмами её обработки, запоминания и воспроизведения. Учат легко справляться с увеличивающимся потоком знаний, необходимых для жизни современному человеку. Новизна программы заключается в том, что её реализация позволяет комплексно решать все эти вопросы. Программа предусматривает развитие у детей не только предпосылок учебных умений и навыков (чтения, фонематического слуха, математических представлений, графики письма), но также особое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих возможностей детей. Ученые пришли к выводу, что первые годы жизни ребёнка – самые благодатные для развития. Именно в дошкольный период закладываются основы будущей личности. Психика ребенка до шести лет в целом отличается восприимчивостью к развивающему и обучающему воздействию со стороны взрослых. Программа способствует успешной подготовке ребенка к вступлению в новую, школьную жизнь, более простому и естественному переходу от дошкольного к школьному возрасту. Программа обеспечивает развитие личности ребёнка дошкольного возраста с учётом его возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» является составной частью процесса обучения и развития дошкольников в условиях Дома детского творчества. Отличительной особенностью данной программы обусловлены тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методов воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведение рисунков, схем и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, поиск закономерностей и.т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развития мышления и речи. Адресат программы Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа адресована для детей дошкольного возраста, от 5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст – это возраст психологического взросления. У ребенка изменяется социальный статус. Это период психологической готовности к школе. В этом возрасте ребенка все чаще привлекают задания учебного плана, но по-прежнему ведущей деятельностью в этом возрасте остаётся игра. Число детей, одновременно находящихся в группе от 12 до14 человек. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 30 минут. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Особенности организации образовательного процесса: Программа « Знайка» состоит из двух модулей: 1. «Развитие навыков чтения и речи». 2. «Развитие математических навыков». Обучение в рамках программы направлено на развитие интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, а также раскрытие их творческого потенциала и коммуникативных навыков. В процессе реализации программы решаются два аспекта: познавательный (обучение способам действия с предметами) и воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношения с другими людьми). Объём и срок освоения программы: Объём программы – 136 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Программа состоит из двух блоков: « Развитие навыков чтения и речи » и « Развитие математических навыков». «Развитие навыков чтения и речи» - 68 часов; «Развитие математических навыков» - 68 часов. Уровень сложности программы: «Стартовый», программа ориентирована на детей любого уровня подготовки и способностей, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала. Формы обучения: очная. Виды занятий: теоретическое занятие, практическое занятие, культурно-массовые мероприятия, работа с интернет ресурсами, открытое занятие. Формы подведения итогов: практическое занятие, беседа, тест, открытое занятие, праздник, викторина, конкурс. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям, формирование мотивации и интереса к познанию и творчеству. Задачи программы: Обучающие: формировать у детей познавательный интерес к чтению и математическим знаниям; развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; обогатить и расширить словарный запас, обучить умению составлять словосочетания и предложения, пересказ, рассказ на данную тему; обучить умению описывать картины, создавать инсценировки; обучить чтению без напряжения благодаря методике складового чтения педагога Зайцева Н.А.; формировать и совершенствовать математические навыки, начальные знания из геометрии; совершенствовать и обогатить знания об окружающем мире, о животных, явлениях природы, окружающей жизни, о родной стране; формировать начальные представления о некоторых видах спорта. Развивающие: развивать познавательные интересы и познавательные действия у ребенка; развивать память, внимание, образное и логическое мышление; создавать условия для формирования творческой, способной к поиску личности, развивать индивидуальные возможности ребенка; память развивать психические функции и познавательные процессы, и связную речь, умение сравнивать, выделять главное, классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь между явлениями; развивать у детей наглядно-образное и логическое мышление, произвольное внимание, зрительно-слуховое восприятие, воображение, мелкую моторику и координацию движения рук, умение ориентироваться в пространстве и времени. Воспитательные: формировать умения и навыки межличностных отношений, формы и способы поведения в обществе; воспитывать вежливость, внимательность, наблюдательность, организованность; отношения воспитывать навыки общения в группе, доброжелательного к людям, организованность и сознательную дисциплинированность; обучить взаимодействию друг с другом, умению вместе решать проблемные ситуации и прислушиваться к мнению друг друга; формировать умения анализировать свои поступки, признавать свои ошибки поведения и исправлять их, слушать собеседника, задавать вопросы, вести диалог; воспитывать любовь к животному миру, расширению кругозора; формировать потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности. 1.2. Учебный (тематический) план «Развитие навыков чтения и речи» 1 год обучения № Название темы п/п 1. 2. Введение. ТБ Обучение чтению складов на кубиках и по таблице. Чтение складовых картинок. Переход от зрительного восприятия к непосредственному чтению. Чтение слов. 4. Словосочетание и предложение. Знаки в конце предложения. Чтение предложений. 5. Формирование словаря. Развитие связной речи. Итого: 3. Количество часов всег теори практик о я а 2 1 1 22 8 14 Форма аттестации/ контроля Беседа Беседа, педагогическое наблюдение. Беседа, педагогическое наблюдение. 14 4 10 9 3 6 Беседа, педагогическое наблюдение. 21 6 15 Беседа, опрос. 68 22 46 1.2. Содержание учебного (тематического) плана «Развитие навыков чтения и речи» 1 год обучения 1. Введение. ТБ Теория: Знакомство с кубиками и таблицами по чтению. Кубики большие и маленькие, «имя» и «фамилия» кубиков. Практика: Игры «В трамвае», «мы строим дом». Знакомство с профессией строителя, водителя трамвая. 2. Обучение чтению складов на кубиках и по таблице Теория: Составление слов из кубиков. Пояснение по работе с таблицами. Практика: Игры «Магазин игрушек», «Я принёс тебе подарок», «В лесу». 3. Чтение складовых картинок. Переход от зрительного восприятия к непосредственному чтению. Чтение слов. Теория: Дать представление об азбуке. Научит пользоваться азбукой. Практика: Чтение двух-трёхсложных слов. Игры «В библиотеке», «Птицелов», «Где мы побывали, что мы повидали», «Что на картинке?». 4. Словосочетание и предложение. Знаки в конце предложения. Чтение предложений. Теория: Ознакомить со словосочетанием. Раскрыть понятие о предложении: состав предложения, знаки в конце предложения. Большая буква в начале предложения. Практика: Игры «Земля, вода, огонь, воздух», «Путешественник». Составление предложений по опорным словам, на заданную тему, по картинкам. Составление и чтение предложений, разных по цели высказывания. Чтение текста, состоящего из 2-3 предложений, пересказ прочитанного. 5. Формирование словаря. Развитие связной речи. 5.1. Выразительные средства языка. Теория: Раскрыть понятие эпитета, антонима, синонима. Практика: Подбор к заданному слову эпитетов, синонимов, антонимов. 5.2. Текст. Работа над ним. Теория: Дать понятие о «тексте». Практика:Работа над текстом: прослушивание текста, умение ответить на поставленные вопросы, пересказать текст. 5.3. Сюжетные картинки. Теория: О создании иллюстраций, сюжетных картинок. Рассказ о художниках. Практика: Рассмотреть сюжетные картинки, определить их по порядку. Описание картинок. Составление рассказа по картинкам. 5.4. Составление рассказа. Теория:Работа над частями текста: вступление, основная часть, заключение. Практика: Составление рассказа на заданную тему: определение главной темы, работа над вступлением и заключением к рассказу. Составление рассказа о родном городе. 5.5. Знакомство с русскими народными сказками. Теория: Рассказать об особенностях жанра. Практика: Чтение сказок пересказ. 5.6. Чтение и заучивание наизусть стихотворений детских писателей: А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского. Теория: Научить распознавать особенности жанра: рифма, ритм, выразительность, музыкальность. Практика: Чтение стихотворений, повторение текста, заучивание наизусть. Выделение образных выражений. 1.3. Учебный (тематический) план «Развитие математических навыков» 1 год обучения Название темы 1. 2. 3. 4. 5. 6 Введение Числа первого десятка. Прямой и обратный счет. Сложение и вычитание чисел первого десятка. Сравнение чисел первого десятка. Знаки<> =. Из геометрии: геометрические фигурытреугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Линия и отрезок Итого: Количество часов всег теори практик о я а 4 2 2 14 4 10 Форма аттестации/конт роля Беседа. Беседа, опрос. 20 6 14 6 2 4 Беседа, педагогическое наблюдение. Беседа, опрос 14 4 5 10 Педагогическое наблюдение. 8 4 4 Беседа, самостоятельная работа. 68 22 46 1.4. Содержание учебного (тематического) плана «Развитие математических навыков» 1 год обучения 1. Введение. Теория: Беседа о математике как науке. Знакомство с таблицей по счету. Практика: Рассказы о книге «Занимательно о математике». Ответы на вопросы. Игра «Карлики и великаны», «Пожалуйста». 2. Числа первого десятка. Прямой и обратный счет Теория: Дать понятие о звуковой и графической стороне чисел до десяти. Прямой и обратный счет. Практика: Работа по таблице. Прямой и обратный счет до десяти. Запоминание графического изображения чисел до десяти. Игры «Волшебный столик», «Исчезнувший предмет», «Найди различия». 3. Сложение и вычитание чисел первого десятка. Теория: Ввести понятие математических знаков. Практика: Сложение и вычитание чисел до 10 по таблице. Составление примеров при помощи карточек и кубиков. Устное составление задачи, умение записать условие задачи и решить ее. Игры «В магазин», «Подарки». 4. Сравнение чисел первого десятка. Знаки<> =. Теория: Дать представление о знаках сравнения: <> =. Практика: Правильное Сравнение употребление предметов по прилагательных размеру, в по количеству. сравнительной степени. Сравнение чисел, введение знаков «больше», «меньше». Игра «Какое число я задала?». 5. Из геометрии: геометрические фигуры- треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Теория: Ознакомление с основными геометрическими фигурами. Определение общих признаков и различий геометрических фигур. Практика: Характеристика основных геометрических фигур. Стороны и вершины фигуры. Решение занимательных задач с использованием геометрических фигур. Определение предметов, имеющих форму. Игры «Геометрическое лото», «Отгадай, что в мешочке?», «Цветочное лото». 6. Линия и отрезок Теория: Формирование умения работы с линейкой. Практика:Работа с линейкой: начертить отрезок определенной длины. Игры «Палочки», «Бирюльки», развивающие моторику руки. 1.5. Планируемые результаты обучения Предметные: обучающиеся умеют сравнивать и сопоставлять различные предметы и явления; сформированы навыки чтения и математических знаний, навыки работы с кубиками и таблицами, умения находить нужный склад, собирать слова, составление из кубиков цепочек. Чтение составленных из кубиков слов; сформированы навыки чтения и математических знаний, навыки работы с кубиками и таблицами, умения находить нужный склад, собирать слова, составление из кубиков цепочек. Чтение составленных из кубиков слов; сформированы навыки связной речи, используют выразительные средства в устной речи; сформированы умения понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал; сформированы и совершенствуются математические навыки, умения назвать последующее и предыдущее число, соседей названного числа; сформированы навыки определять и выделять форму предмета, ее отличительные признаки, умение выделить существенные признаки предмета, установить смысловые связи. Обучить работе по таблице; умеют разгадывать ребусы, кроссворды, составлять слова; имеют знания о животных, явлениях природы, окружающей жизни, о родной стране. Метапредметные результаты Обучающиеся владеют компетенциями: развитыми познавательными интересами и действиями; систематизируется познавательных процессов; развитие психических функций и развивается наглядно-образное произвольное внимание, зрительно-слуховое и логическое мышление, восприятие, воображение, мелкая моторика и координация движения рук; развивается память и связная речь; совершенствуются коммуникативные навыки: способность вступать в контакт, вести разговор с собеседником; развивается способность замечать красоту и богатство родного языка, звуковая культура детской речи. Личностные результаты Обучающиеся демонстрируют: вежливость, внимательность, умеют выслушивать собеседника в ходе общения; осуществляют контроль над своей деятельностью; свое отношение к родному языку; любовь к живой природе, своё отношение к истории своей страны, к родному краю, городу; уважительно и бережно относится к книге; доброжелательно относится к товарищам, находчив; умеет устанавливать определенные отношения в ходе игры; доброжелательно относится к животному миру; сформированы умения и навыки межличностных отношений, формы и способы поведения в обществе; работ. сформированы навыки выполнения коллективных творческих II.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 1.1. Календарный учебный график ДООП «Знайка». № Основные характеристики п/п образовательного процесса 1. Количество учебных недель 34 2. Количество учебных дней 68 3. 4. 4 136 5. Количество часов в неделю Количество часов в учебном году Недель в I полугодии 6. 7. Недель во II полугодии Начало занятий 20 11 сентября 14 отсуствуют 4-6 ноября, 31 декабря-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая. 10. Окончание учебного года 31 мая 2.1 Условия реализации программы 8. 9. Каникулы Выходные дни Материально-техническое обеспечение: 1. Помещение для занятий – просторное, хорошо освещенное и проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам. 2. Оснащенность кабинета: - парты; - стулья; - доска; - шкафы для хранения пособий; - осветительные приборы. 3. Технические средства обучения: компьютер, монитор, интерактивная доска. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Информационно - методические условия: При реализации программы используются следующие дидактические материалы: 1. Набор букв на магнитах, магнитная доска; 2. Альбомы, ручки и карандаши; 3. Сборники сказок; 4. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок; 5. Компьютер, принтер, мультимедиа презентации по различным темам; 6. Магнитофон, диски с аудиозаписями; 7. Интерактивная доска; 8. Деревянная доска и цветные мелки; 9. Мольберт; 10. Информационные стенды и папки-передвижки с информацией для родителей; Дидактические игры: 1. Игротека (игра для детей 5-7 лет); 2. Математический набор «Арифметика»; 3. Таинственные буквы (игра с буквами для детей 7-12 лет); 4. Проверь свои знания (игра для детей 6-8 лет); 5. Игры (пачка с сюжетно-ролевыми, подвижными играми); 6. Набор кубиков (для детей 3-5 лет); 7. Сказки. Набор кубиков; 8. Дидактический материал по счету; 9. Счетные палочки; 10. «Учись считать». (Цифры и знаки, геометрические фигуры); 11. Детское лото. Сказки (игра для детей 5-8 лет по развитию зрительной памяти, внимания, наблюдательности); 12. Точки. (Развивающая игра по Никитину Б.П.); 13. Обучающая игра «Азбука»; 14. Домино «Геометрические фигуры»; 15. Развивающая игра «Собирай-ка»; 16. Дидактическая игра «Сложи узор»; 17. Развивающая игра «Кубики»; 18. Набор кубиков «Волшебная радуга»; 19. Игра «Слоги» из серии «Учись играя»; 20. Игра «Алфавит» из серии «Учись играя»; 21. Кубики «Учимся считать»; 22. Дидактическая игра «Что лишнее?»; Наглядные пособия: 1. «Сосчитай-ка» (набор цифр и математических знаков); 2. Набор из четырех книг «Чудеса природы»; 3. Набор из четырех книг «Чудеса познания»; 4. Раевский Ю. Веселая азбука; 5. Парные сюжетные картинки (для детей 4-5 лет); 6. Парные картинки (сюжеты из мультфильмов для детей 4-6 лет); 7. Азбука – раскраска; 8. Сложи квадрат. СК (развивающая игра по Никитину Б.П.); 9. Внимание В. Внимание ВУ. (серия заданий по Никитину Б.П.); 10. Таблицы по чтению Зайцева Н.А.; 11. Таблицы по счету Зайцева Н.А.; 12. Кубики Зайцева Н.А.; 13. Великан (рисунки к стихам С. Маршака); 14. Сюжетные картинки (методическая разработка по развитию речи детей дошкольного возраста); 15. Алфавит (таблички); 16. Таблички по счету; 17. Серия «Окружающий мир» (бытовая техника, музыкальные инструменты, дикие животные, лесные ягоды, домашние птицы); 18. Опорные картинки для пересказа текста; 19. Наглядный материал: насекомые; птицы; цветы; деревья; овощи; фрукты; профессии; летние виды спорта; зимние виды спорта; распорядок дня; осень; лето; весна; зима; защитники Отечества; 20. Интерактивный плакат «Говорящий Букваренок»; 21. Наборы детской мебели «Мягкая мебель», «Столовая», «Детская»; Учебный процесс организуется по принципу последовательного нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности: ребёнку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей. 2.3.Формы аттестации/контроля Программа предполагает проведение мониторинга развития способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения планируемых результатов освоения программы. Диагностика проводится во всех группах и состоит из нескольких этапов: -Первоначальная диагностика, которая проводится в начале учебного года. Выполняется в форме беседы. Диагностика проводится методом включенного наблюдения с целью определения базового уровня обученности учащихся. - Промежуточная диагностика – в середине учебного года проводится тестирование, по результатам которого педагог проводит анализ уровня обученности. Кроме того, учитываются результаты текущей диагностики – выполнение творческих заданий, проектов, ответы на занятиях, участие в конкурсах и выставках творческих работ внутри объединения. -Итоговая диагностика осуществляется по окончанию учебного года – анализ проводится с учетом результатов промежуточной диагностики и выявляется динамика уровня обученности каждого учащегося. III.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2008. – 400 с. 2. Белая К.Ю. От сентября до сентября / К.Ю. Белая. - М.: АСТ, 2008. – 140 с. 3. Болотова Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотова. - М.: Академия, 2007. – 238 с. 4. Ванюхина Г.А. Речецветик: занимательное пособие для дошкольников / Г.А. Ванюхина. – Екатеринбург: Старсо, 1993. – 134 с. 5. Герасимова А.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / А.С.Герасимова. - М.: ОЛМА Медиа Грпупп, 2010. – 272 с. 6. Гибсон Р. Обучающие игры / Р. Гибсон. - М.: РОСМЭН, 2006. 63 7. Городилова В.И. Чтение и письмо / В.И. Городилова. – СПб: с. Аквариум, 1995. – 48 с. 8. Данилова В.В. Обучение математики в детском саду / В.В. Данилова. М.: Академия, 2008. - 160 с. 9. Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать / Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия, 2010. – 224 с. 10. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста / В.В. Зайцев. – М.: Владос, 2001. – 58 с. 11. Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счет / Н.А. Зайцев. СПб: Лань, 2010. – 198 с. 12. Ильина М.Н. Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе? / М.Н. Ильина. – СПб: Дельта, 2012. – 382 с. 13. Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши / Е.Н. Корнеева. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 222 с. 14. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка / М.Р. Львов. – Тула: Астрель, 2010. – 126 с. 15. Никитин Б.П. Ступень творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 2004. – 160 с. Литература для обучающихся ( родителей): 1. Бажяева С.В. Большой альбом по развитию речи / С.В. Бажяева. – М.: РОСМЭН, 2014. – 280 с. 2. Гаврина С.Е. Готов ли Ваш ребенок к школе? Сборник тестов для детей 6-7 лет / С.Е. Гаврина. - М.: РОСМЭН, 2009. – 79 с. 3. Дмитриев В.Г. Умный букварь с крупными буквами / В.Г. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2010. – 127 с. 4. Дмитриева В.Г. Альбом по развитию навыков чтения / В.Г. Дмитриев. – М.: АСТ, 2014. – 80 с. 5. Павленко Э.В. Развитие речи. Поступаем в первый класс / Э.В. Павленко. – М.: Стрекоза, 2012. – 64 с.