Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
«ЗНАЙКА»
возраст обучающихся: 5-7 лет
срок реализации: 1 год
Автор–составитель:
Педагог дополнительного образования
Бердникова Надежда Николаевна
Педагог дополнительного образования
Астраханцева Анастасия Николаевна
Екатеринбург,2023 г.
Аннотация
Программа « Знайка» способствует успешной подготовке ребенка к
вступлению в новую, школьную жизнь, более простому и естественному
переходу от дошкольного к школьному возрасту. Программа обеспечивает
развитие личности ребенка дошкольного возраста с учётом его возрастных,
индивидуальных,
психологических
и
Дополнительная
общеобразовательная
физиологических
особенностей.
общеразвивающая
программа
«Знайка» является составной частью процесса обучения и развития
дошкольников в условиях Дома детского творчества.
Ученые пришли к единому выводу о том, что первые годы жизни
ребенка – самые благоприятные для развития. Именно в дошкольный период
закладываются основы будущей личности. Психика ребенка до шести лет в
целом отличается особой восприимчивостью к развивающему и обучающему
воздействию со стороны взрослых. Важно использовать это период для
решения одной из важных задач – обеспечить социальную успешность
ребенка на следующей ступени развития.
Методы и приемы для реализации программы:
игровые
технологии,
позволяющие
активизировать
детей,
побуждать и стимулировать их к учебной деятельности (сюжетно ролевые
игры,
дидактические,
интеллектуальные
и
логические
игры,
игра-
драматизация, игровые путешествия),
создание проблемной ситуации,
интегрированные
занятия,
обеспечивающие
разностороннее
развитие личности.
Дошкольное детство – период бурного интеллектуального развития.
Важным средством развития интеллектуальных способностей является
дидактическая
игра,которая
способствует
концентрации
внимания
и
формированию интеллектуального мышления дошкольников.
Обучение по данной программе делится на два этапа: первый год
обучения и второй год обучения. Используются такие виды занятий:
теоретические занятия (рассказ, беседа, слайд программа с
использованием интерактивной доски);
практические занятия: игра, рисунок, загадки, тест, скороговорки,
мини-спектакль, просмотр тематических видеофильмов, работа с интернет
ресурсами,
культурно-массовые
праздники, выставки и т.п.).
мероприятия
(викторины,
конкурсы,
I.
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учётом
нормативных документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10.Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы социально-гуманитарная, так как она
ориентирована
на
развитие
коммуникативных
и
интеллектуальных
способностей обучающихся.
Актуальность программы .
Согласно Указу Президента РФ от 30.12.2021 № 745 « О проведении в
Российской Федерации Года культурного наследия народов России» в 2022
году, в программу включены стихи, сказки, рассказы народов России.
Литературные произведения Российских писателей и поэтов.
Программа
составлена
с
учетом
современных
требований.
Разнообразные формы и приёмы помогают ребёнку ориентироваться в
большом потоке информации и вооружают грамотными приёмами её
обработки, запоминания и воспроизведения. Учат легко справляться с
увеличивающимся потоком знаний, необходимых для жизни современному
человеку.
Новизна программы заключается в том, что её реализация позволяет
комплексно решать все эти вопросы. Программа предусматривает развитие у
детей не только предпосылок учебных умений и навыков (чтения,
фонематического слуха, математических представлений, графики письма), но
также особое внимание уделяется развитию воображения, фантазии,
творческих возможностей детей. Ученые пришли к выводу, что первые годы
жизни ребёнка – самые благодатные для развития. Именно в дошкольный
период закладываются основы будущей личности. Психика ребенка до шести
лет в целом отличается восприимчивостью к развивающему и обучающему
воздействию со стороны взрослых.
Программа способствует успешной подготовке ребенка к вступлению в
новую, школьную жизнь, более простому и естественному переходу от
дошкольного к школьному возрасту. Программа обеспечивает развитие
личности ребёнка дошкольного возраста с учётом его возрастных,
индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Знайка» является составной частью процесса обучения и развития
дошкольников в условиях Дома детского творчества.
Отличительной особенностью данной программы обусловлены тем,
что в последние годы возросла потребность в эффективных методов
воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа
предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает
возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.
В ходе реализации программы предусмотрены различные виды
деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведение
рисунков, схем и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и
двигательной
памяти,
поиск
закономерностей
и.т.д.
Необходимость
объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что
способствует развития мышления и речи.
Адресат программы
Набор детей в группы проводится без предварительного отбора.
Программа адресована для детей дошкольного возраста, от 5 до 7 лет.
Старший дошкольный возраст – это возраст психологического взросления. У
ребенка изменяется социальный статус. Это период психологической
готовности к школе. В этом возрасте ребенка все чаще привлекают задания
учебного плана, но по-прежнему ведущей деятельностью в этом возрасте
остаётся игра.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 12 до14 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 минут. Перерыв
между учебными занятиями - 10 минут. Общее количество часов в неделю –
4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа « Знайка» состоит из двух модулей:
1.
«Развитие навыков чтения и речи».
2.
«Развитие математических навыков».
Обучение
в
рамках
программы
направлено
на
развитие
интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, а
также раскрытие их творческого потенциала и коммуникативных навыков. В
процессе реализации программы решаются два аспекта: познавательный
(обучение способам действия с предметами) и воспитательный (обучение
способам сотрудничества, формам общения и отношения с другими людьми).
Объём и срок освоения программы:
Объём программы – 136 часов. Программа рассчитана на 1 год
обучения. Программа состоит из двух блоков: « Развитие навыков чтения и
речи » и « Развитие математических навыков».
«Развитие навыков чтения и речи» - 68 часов;
«Развитие математических навыков» - 68 часов.
Уровень сложности программы:
«Стартовый», программа ориентирована на детей любого уровня
подготовки и способностей, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала.
Формы обучения: очная.
Виды
занятий:
теоретическое
занятие,
практическое
занятие,
культурно-массовые мероприятия, работа с интернет ресурсами, открытое
занятие.
Формы подведения итогов: практическое занятие, беседа, тест,
открытое занятие, праздник, викторина, конкурс.
1.2
Цель и задачи программы
Цель программы: адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям, формирование мотивации и интереса
к
познанию и творчеству.
Задачи программы:
Обучающие:
формировать у детей познавательный интерес к чтению и
математическим знаниям;
развить связную, грамматически правильную диалогическую и
монологическую речь;
обогатить и расширить словарный запас,
обучить умению составлять словосочетания и предложения,
пересказ, рассказ на данную тему;
обучить умению описывать картины, создавать инсценировки;
обучить чтению без напряжения благодаря методике складового
чтения педагога Зайцева Н.А.;
формировать
и
совершенствовать
математические
навыки,
начальные знания из геометрии;
совершенствовать и обогатить знания об окружающем мире, о
животных, явлениях природы, окружающей жизни, о родной стране;
формировать начальные представления о некоторых видах
спорта.
Развивающие:
развивать познавательные интересы и познавательные действия у
ребенка;
развивать память, внимание, образное и логическое мышление;
создавать условия для формирования творческой, способной к
поиску личности, развивать индивидуальные возможности ребенка;
память
развивать психические функции и познавательные процессы,
и
связную
речь,
умение
сравнивать,
выделять
главное,
классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь между
явлениями;
развивать у детей наглядно-образное и логическое мышление,
произвольное внимание, зрительно-слуховое восприятие, воображение,
мелкую моторику и координацию движения рук, умение ориентироваться в
пространстве и времени.
Воспитательные:
формировать умения и навыки межличностных отношений,
формы и способы поведения в обществе;
воспитывать вежливость, внимательность, наблюдательность,
организованность;
отношения
воспитывать навыки общения в группе, доброжелательного
к
людям,
организованность
и
сознательную
дисциплинированность;
обучить взаимодействию друг с другом, умению вместе решать
проблемные ситуации и прислушиваться к мнению друг друга;
формировать умения анализировать свои поступки, признавать
свои ошибки поведения и исправлять их, слушать собеседника, задавать
вопросы, вести диалог;
воспитывать любовь к животному миру, расширению кругозора;
формировать потребность в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности.
1.2. Учебный (тематический) план
«Развитие навыков чтения и речи» 1 год обучения
№ Название темы
п/п
1.
2.
Введение. ТБ
Обучение чтению складов
на кубиках и по таблице.
Чтение складовых
картинок. Переход от
зрительного восприятия к
непосредственному
чтению. Чтение слов.
4.
Словосочетание и
предложение. Знаки в
конце предложения.
Чтение предложений.
5.
Формирование словаря.
Развитие связной речи.
Итого:
3.
Количество часов
всег теори практик
о
я
а
2
1
1
22
8
14
Форма
аттестации/
контроля
Беседа
Беседа,
педагогическое
наблюдение.
Беседа,
педагогическое
наблюдение.
14
4
10
9
3
6
Беседа,
педагогическое
наблюдение.
21
6
15
Беседа, опрос.
68
22
46
1.2. Содержание учебного (тематического) плана
«Развитие навыков чтения и речи» 1 год обучения
1.
Введение. ТБ
Теория: Знакомство с кубиками и таблицами по чтению. Кубики
большие и маленькие, «имя» и «фамилия» кубиков.
Практика: Игры «В трамвае», «мы строим дом». Знакомство с
профессией строителя, водителя трамвая.
2.
Обучение чтению складов на кубиках и по таблице
Теория: Составление слов из кубиков. Пояснение по работе с
таблицами.
Практика: Игры «Магазин игрушек», «Я принёс тебе подарок», «В
лесу».
3.
Чтение
складовых
картинок.
Переход
от
зрительного
восприятия к непосредственному чтению. Чтение слов.
Теория: Дать представление об азбуке. Научит пользоваться азбукой.
Практика: Чтение двух-трёхсложных слов. Игры «В библиотеке»,
«Птицелов», «Где мы побывали, что мы повидали», «Что на картинке?».
4.
Словосочетание и предложение. Знаки в конце предложения.
Чтение предложений.
Теория: Ознакомить со словосочетанием. Раскрыть понятие о
предложении: состав предложения, знаки в конце предложения. Большая
буква в начале предложения.
Практика: Игры «Земля, вода, огонь, воздух», «Путешественник».
Составление предложений по опорным словам, на заданную тему, по
картинкам.
Составление и чтение предложений, разных по цели высказывания.
Чтение текста, состоящего из 2-3 предложений, пересказ прочитанного.
5.
Формирование словаря. Развитие связной речи.
5.1. Выразительные средства языка.
Теория: Раскрыть понятие эпитета, антонима, синонима.
Практика: Подбор к заданному слову эпитетов, синонимов, антонимов.
5.2. Текст. Работа над ним.
Теория: Дать понятие о «тексте».
Практика:Работа над текстом: прослушивание текста, умение ответить
на поставленные вопросы, пересказать текст.
5.3. Сюжетные картинки.
Теория: О создании иллюстраций, сюжетных картинок. Рассказ о
художниках.
Практика: Рассмотреть сюжетные картинки, определить их по порядку.
Описание картинок. Составление рассказа по картинкам.
5.4.
Составление рассказа.
Теория:Работа над частями текста: вступление, основная часть,
заключение.
Практика: Составление рассказа на заданную тему: определение
главной темы, работа над вступлением и заключением к рассказу.
Составление рассказа о родном городе.
5.5.
Знакомство с русскими народными сказками.
Теория: Рассказать об особенностях жанра.
Практика: Чтение сказок пересказ.
5.6.
Чтение и заучивание наизусть стихотворений детских писателей:
А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского.
Теория: Научить распознавать особенности жанра: рифма, ритм,
выразительность, музыкальность.
Практика: Чтение стихотворений, повторение текста, заучивание
наизусть. Выделение образных выражений.
1.3. Учебный (тематический) план
«Развитие математических навыков» 1 год обучения
Название темы
1.
2.
3.
4.
5.
6
Введение
Числа первого десятка.
Прямой и обратный счет.
Сложение и вычитание
чисел первого десятка.
Сравнение чисел первого
десятка. Знаки<> =.
Из геометрии:
геометрические фигурытреугольник,
прямоугольник, квадрат,
круг.
Линия и отрезок
Итого:
Количество часов
всег теори практик
о
я
а
4
2
2
14
4
10
Форма
аттестации/конт
роля
Беседа.
Беседа, опрос.
20
6
14
6
2
4
Беседа,
педагогическое
наблюдение.
Беседа, опрос
14
4
5 10
Педагогическое
наблюдение.
8
4
4
Беседа,
самостоятельная
работа.
68
22
46
1.4. Содержание учебного (тематического) плана
«Развитие математических навыков» 1 год обучения
1.
Введение.
Теория: Беседа о математике как науке. Знакомство с таблицей по
счету.
Практика: Рассказы о книге «Занимательно о математике». Ответы на
вопросы. Игра «Карлики и великаны», «Пожалуйста».
2.
Числа первого десятка. Прямой и обратный счет
Теория: Дать понятие о звуковой и графической стороне чисел до
десяти. Прямой и обратный счет.
Практика: Работа по таблице. Прямой и обратный счет до десяти.
Запоминание графического изображения чисел до десяти. Игры «Волшебный
столик», «Исчезнувший предмет», «Найди различия».
3.
Сложение и вычитание чисел первого десятка.
Теория: Ввести понятие математических знаков.
Практика: Сложение и вычитание чисел до 10 по таблице.
Составление примеров при помощи карточек и кубиков. Устное
составление задачи, умение записать условие задачи и решить ее.
Игры «В магазин», «Подарки».
4.
Сравнение чисел первого десятка. Знаки<> =.
Теория: Дать представление о знаках сравнения: <> =.
Практика:
Правильное
Сравнение
употребление
предметов
по
прилагательных
размеру,
в
по
количеству.
сравнительной
степени.
Сравнение чисел, введение знаков «больше», «меньше».
Игра «Какое число я задала?».
5. Из
геометрии:
геометрические
фигуры-
треугольник,
прямоугольник, квадрат, круг.
Теория: Ознакомление с основными геометрическими фигурами.
Определение общих признаков и различий геометрических фигур.
Практика: Характеристика основных геометрических фигур. Стороны и
вершины
фигуры. Решение занимательных
задач
с использованием
геометрических фигур. Определение предметов, имеющих форму. Игры
«Геометрическое лото», «Отгадай, что в мешочке?», «Цветочное лото».
6.
Линия и отрезок
Теория: Формирование умения работы с линейкой.
Практика:Работа с линейкой: начертить отрезок определенной длины.
Игры «Палочки», «Бирюльки», развивающие моторику руки.
1.5. Планируемые результаты обучения
Предметные:
обучающиеся умеют сравнивать
и сопоставлять различные
предметы и явления;
сформированы навыки чтения и математических знаний, навыки
работы с кубиками и таблицами, умения находить нужный склад, собирать
слова, составление из кубиков цепочек. Чтение составленных из кубиков
слов;
сформированы навыки чтения и математических знаний, навыки
работы с кубиками и таблицами, умения находить нужный склад, собирать
слова, составление из кубиков цепочек. Чтение составленных из кубиков
слов;
сформированы навыки связной речи, используют выразительные
средства в устной речи;
сформированы умения понятно, четко, связно, последовательно
излагать свои мысли без опоры на наглядный материал;
сформированы и совершенствуются математические навыки,
умения назвать последующее и предыдущее число, соседей названного
числа;
сформированы навыки определять и выделять форму предмета,
ее отличительные признаки, умение выделить существенные признаки
предмета, установить смысловые связи. Обучить работе по таблице;
умеют разгадывать ребусы, кроссворды, составлять слова;
имеют знания о животных, явлениях природы, окружающей
жизни, о родной стране.
Метапредметные результаты
Обучающиеся владеют компетенциями:
развитыми познавательными интересами и действиями;
систематизируется
познавательных процессов;
развитие
психических
функций
и
развивается
наглядно-образное
произвольное внимание, зрительно-слуховое
и
логическое
мышление,
восприятие, воображение,
мелкая моторика и координация движения рук;
развивается память и связная речь;
совершенствуются коммуникативные навыки:
способность вступать в контакт, вести разговор с собеседником;
развивается способность замечать красоту и богатство родного
языка, звуковая культура детской речи.
Личностные результаты
Обучающиеся демонстрируют:
вежливость, внимательность, умеют выслушивать собеседника в
ходе общения;
осуществляют контроль над своей деятельностью;
свое отношение к родному языку;
любовь к живой природе, своё отношение к истории своей
страны, к родному краю, городу;
уважительно и бережно относится к книге;
доброжелательно относится к товарищам, находчив;
умеет устанавливать определенные отношения в ходе игры;
доброжелательно относится к животному миру;
сформированы умения и навыки межличностных отношений,
формы и способы поведения в обществе;
работ.
сформированы навыки выполнения коллективных творческих
II.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.1. Календарный учебный график ДООП «Знайка».
№ Основные характеристики
п/п образовательного процесса
1. Количество учебных недель
34
2.
Количество учебных дней
68
3.
4.
4
136
5.
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном
году
Недель в I полугодии
6.
7.
Недель во II полугодии
Начало занятий
20
11 сентября
14
отсуствуют
4-6 ноября, 31 декабря-8
января, 23 февраля, 8 марта, 1
мая, 8-9 мая.
10. Окончание учебного года
31 мая
2.1 Условия реализации программы
8.
9.
Каникулы
Выходные дни
Материально-техническое обеспечение:
1.
Помещение для занятий – просторное, хорошо освещенное и
проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
2.
Оснащенность кабинета:
- парты;
- стулья;
- доска;
- шкафы для хранения пособий;
- осветительные приборы.
3. Технические средства обучения: компьютер, монитор, интерактивная
доска.
Кадровое обеспечение:
Педагог
дополнительного
образования
должен
иметь
высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного
детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование
и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно - методические условия:
При реализации программы используются следующие дидактические
материалы:
1.
Набор букв на магнитах, магнитная доска;
2.
Альбомы, ручки и карандаши;
3.
Сборники сказок;
4.
Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
5.
Компьютер, принтер, мультимедиа презентации по различным
темам;
6.
Магнитофон, диски с аудиозаписями;
7.
Интерактивная доска;
8.
Деревянная доска и цветные мелки;
9.
Мольберт;
10.
Информационные стенды и папки-передвижки с информацией
для родителей;
Дидактические игры:
1.
Игротека (игра для детей 5-7 лет);
2.
Математический набор «Арифметика»;
3.
Таинственные буквы (игра с буквами для детей 7-12 лет);
4.
Проверь свои знания (игра для детей 6-8 лет);
5.
Игры (пачка с сюжетно-ролевыми, подвижными играми);
6.
Набор кубиков (для детей 3-5 лет);
7.
Сказки. Набор кубиков;
8.
Дидактический материал по счету;
9.
Счетные палочки;
10.
«Учись считать». (Цифры и знаки, геометрические фигуры);
11.
Детское лото. Сказки (игра для детей 5-8 лет по развитию
зрительной памяти, внимания, наблюдательности);
12.
Точки. (Развивающая игра по Никитину Б.П.);
13.
Обучающая игра «Азбука»;
14.
Домино «Геометрические фигуры»;
15.
Развивающая игра «Собирай-ка»;
16.
Дидактическая игра «Сложи узор»;
17.
Развивающая игра «Кубики»;
18.
Набор кубиков «Волшебная радуга»;
19.
Игра «Слоги» из серии «Учись играя»;
20.
Игра «Алфавит» из серии «Учись играя»;
21.
Кубики «Учимся считать»;
22.
Дидактическая игра «Что лишнее?»;
Наглядные пособия:
1.
«Сосчитай-ка» (набор цифр и математических знаков);
2.
Набор из четырех книг «Чудеса природы»;
3.
Набор из четырех книг «Чудеса познания»;
4.
Раевский Ю. Веселая азбука;
5.
Парные сюжетные картинки (для детей 4-5 лет);
6.
Парные картинки (сюжеты из мультфильмов для детей 4-6 лет);
7.
Азбука – раскраска;
8.
Сложи квадрат. СК (развивающая игра по Никитину Б.П.);
9.
Внимание В. Внимание ВУ. (серия заданий по Никитину Б.П.);
10.
Таблицы по чтению Зайцева Н.А.;
11.
Таблицы по счету Зайцева Н.А.;
12.
Кубики Зайцева Н.А.;
13.
Великан (рисунки к стихам С. Маршака);
14.
Сюжетные картинки (методическая разработка по развитию речи
детей дошкольного возраста);
15.
Алфавит (таблички);
16.
Таблички по счету;
17.
Серия «Окружающий мир» (бытовая техника, музыкальные
инструменты, дикие животные, лесные ягоды, домашние птицы);
18.
Опорные картинки для пересказа текста;
19.
Наглядный материал: насекомые; птицы; цветы; деревья; овощи;
фрукты; профессии; летние виды спорта; зимние виды спорта; распорядок
дня; осень; лето; весна; зима; защитники Отечества;
20.
Интерактивный плакат «Говорящий Букваренок»;
21.
Наборы
детской
мебели
«Мягкая
мебель»,
«Столовая»,
«Детская»;
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания
сложности
задач.
Задания
имеют
несколько
уровней
сложности: ребёнку может быть предложен тот или иной вариант в
зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
2.3.Формы аттестации/контроля
Программа
предполагает
проведение
мониторинга
развития
способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения
планируемых результатов освоения программы.
Диагностика проводится во всех группах и состоит из нескольких
этапов:
-Первоначальная диагностика, которая проводится в начале учебного
года. Выполняется в форме беседы. Диагностика проводится методом
включенного наблюдения с целью определения базового уровня обученности
учащихся.
- Промежуточная диагностика – в середине учебного года проводится
тестирование, по результатам которого педагог проводит анализ уровня
обученности. Кроме того, учитываются результаты текущей диагностики –
выполнение творческих заданий, проектов, ответы на занятиях, участие в
конкурсах и выставках творческих работ внутри объединения.
-Итоговая диагностика осуществляется по окончанию учебного года –
анализ проводится с учетом результатов промежуточной диагностики и
выявляется динамика уровня обученности каждого учащегося.
III.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1.
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному
языку дошкольников/ М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2008. – 400 с.
2.
Белая К.Ю. От сентября до сентября / К.Ю. Белая. - М.: АСТ,
2008. – 140 с.
3.
Болотова Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотова. - М.:
Академия, 2007. – 238 с.
4.
Ванюхина
Г.А.
Речецветик:
занимательное
пособие
для
дошкольников / Г.А. Ванюхина. – Екатеринбург: Старсо, 1993. – 134 с.
5.
Герасимова
А.С.
Энциклопедия
развития
и
обучения
дошкольника / А.С.Герасимова. - М.: ОЛМА Медиа Грпупп, 2010. – 272 с.
6.
Гибсон Р. Обучающие игры / Р. Гибсон. - М.: РОСМЭН, 2006. 63
7.
Городилова В.И. Чтение и письмо / В.И. Городилова. – СПб:
с.
Аквариум, 1995. – 48 с.
8.
Данилова В.В. Обучение математики в детском саду / В.В.
Данилова. М.: Академия, 2008. - 160 с.
9.
Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать / Н.В. Елкина.
– Ярославль: Академия, 2010. – 224 с.
10.
Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста / В.В.
Зайцев. – М.: Владос, 2001. – 58 с.
11.
Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счет / Н.А. Зайцев. СПб: Лань, 2010.
– 198 с.
12.
Ильина М.Н. Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе? /
М.Н. Ильина. – СПб: Дельта, 2012. – 382 с.
13.
Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши / Е.Н. Корнеева. –
Ярославль: Академия развития, 2001. – 222 с.
14.
Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка /
М.Р. Львов. – Тула: Астрель, 2010. – 126 с.
15.
Никитин Б.П. Ступень творчества, или развивающие игры / Б.П.
Никитин. – М.: Просвещение, 2004. – 160 с.
Литература для обучающихся ( родителей):
1.
Бажяева С.В. Большой альбом по развитию речи / С.В. Бажяева. –
М.: РОСМЭН, 2014. – 280 с.
2.
Гаврина С.Е. Готов ли Ваш ребенок к школе? Сборник тестов для
детей 6-7 лет / С.Е. Гаврина. - М.: РОСМЭН, 2009. – 79 с.
3.
Дмитриев В.Г. Умный букварь с крупными буквами / В.Г.
Дмитриев. – М.: Эксмо, 2010. – 127 с.
4.
Дмитриева В.Г. Альбом по развитию навыков чтения / В.Г.
Дмитриев. – М.: АСТ, 2014. – 80 с.
5.
Павленко Э.В. Развитие речи. Поступаем в первый класс / Э.В.
Павленко. – М.: Стрекоза, 2012. – 64 с.