Основы танцевальной импровизации

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
ОСНОВЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
возраст обучающихся: 7-17 лет
срок реализации: 2 года

Автор – составитель:
Педагог дополнительного образования
Васильева Мария Алексеевна

Екатеринбург, 2023г.

Оглавление
Комплекс основных характеристик программы .................................................. 3
Пояснительная записка..................................................................................... 3
Цель и задачи программы ................................................................................ 8
Содержание общеразвивающей программы .................................................. 10
Учебный (тематический) план - 1 ступень ................................................... 10
Содержание учебного (тематического) плана – 1 ступень ......................... 10
Учебный(тематический) план - 2 ступень .................................................... 17
Содержание учебного (тематического) плана – 2 ступень ......................... 17
Планируемые результаты освоения программы .......................................... 24
Комплекс организационно-педагогических условий ..................................... 26
Условия реализации программы ................................................................... 26
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 27
Список литературы ............................................................................................ 29

Комплекс основных характеристик программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Основы

танцевальной

художественную

импровизации

направленность

и

(далее

-

разработана

Программа)
в

имеет

соответствии

с

основополагающими документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10.Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12. Положение о дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о
Пояснительная записка
Актуальность программы обуславливается тем, что импровизация (от
лат. Improvises – неожиданный) – это исследовательское творчество в
хореографическом искусстве, которое создается в процессе исполнения или в
процессе его создания, где импровизация становится с одной стороны,
приемом творчества, а с другой обучением художественному творчеству.
Импровизация

помогает

раскрепощать

и

раскрыть

творческий

потенциал, творческую натуру ребёнка в любом его возрасте. Развивает
образное мышление и фантазию, музыкальность, ритмичность, актёрские
данные, помогает выводить на эмоциональную работу через пластику и
пантомиму.

Развивает

ассоциативное

мышление

к

музыкальному

произведению и помогает воплощать ассоциацию в движение и в постановку
сюжетной линии танцевальной композиции и образа героя танцевальной
сюжетной композиции.

Человек всегда находится в движении - внешнем и внутреннем. Наше
тело - это проводник наших чувств и эмоций. Танцевальная импровизация это особенное отношение к собственной личности, к своему телу, особенный
способ мыслить. Импровизация требует постоянного совершенствования,
глубокой душевной и физической работы над собой и своим «Я».
Техники танцевальной импровизации позволяют каждому ребёнку
получить:
 освобождение от внутренних зажимов тела и чувства;
 развитие и принятие собственного движения, пластичности и
выразительности данные телу от природы;
 гармоничное восприятие себя, целостность “Я”;
 источник позитивного состояния и энергии внутри себя.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что
она позволяет раскрыть эмоционально-телесную выразительность через
искреннее движение.
Адресат программы: обучающиеся 7 -17 лет. Набор детей в группы
проводится без предварительного просмотра. Программа построена с учётом
возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе 15 -25 человек.
Группы формируются по возрастному принципу и делятся на
следующие ступени:
1 ступень (7-10 лет)
Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень
быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с
его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной
деятельности.
Отличаются

большой

жизнерадостностью,

внутренней

уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической
деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им
подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко

вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать
оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их
увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно
выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при
этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных
определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача
вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает
эмоциональный подъем.
2 ступень (11-17 лет)
В этот период происходит переход от детства к взрослости, от
незрелости к зрелости. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.
Это период бурного и неравномерного физического развития. Происходит
ускорение роста, интенсивно происходит рост скелета и конечностей, а
грудная клетка и таз отстают, отсюда долговязость. Происходит увеличение
массы мышц, мышечной силы, но мышцы не способны к длительному
напряжению. Следите за тем, чтобы ребёнок не уставал при длительной
физической

нагрузке,

давайте

ему

отдохнуть.

Диспропорция

сердечнососудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда
появляются различные функциональные нарушения, например потемнение в
глазах, головные боли.
В этом возрасте у ребенка резко возрастает значение коллектива, его
общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его
поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять
достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к
самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной
личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы
мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для
него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом
возрасте дети склонны к индивидуальным номерам, где можно проявить
волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку.

Режим

занятий:

занятия

проводятся

раз

1

в

неделю,

продолжительность занятия 1 ступени – 2 академических часа по 40 минут (с
перерывом в 10 минут между занятиями); продолжительность занятия 2
ступени – 1академический час по 40 минут.
Объем

программы

–

общее

количество

учебных

часов,

необходимыхдля освоения Программы – 108 часов:
1 ступень – 72 часа;2 ступень –36 часов.
Срок освоения – программа рассчитана на 2 года обучения.
Уровень освоения программы – «стартовый», так как предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации

материала,

минимальную

сложность

предлагаемого

для

освоения содержания программы.
Форма обучения: очная
Виды учебных занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности,

особенностями

организации

обучения

и

предлагаемой

программой работы на текущий год;
репетиционная работа;
комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач.
Формы

подведения

результатов:

формой

текущего

контроля

является наблюдение, беседа в процессе каждого занятия.
Формой итогового контроля и показом уровня подготовки детей
является участие в отчетном концерт.

Цель и задачи программы
Цель

программы:

развитие

гармонично

развитой,

духовно-

нравственной, творческой личности ребенка по средствам изучения предмета
– «Импровизация».
Задачи 1 ступени обучения:
Обучающие:


формирование творческих навыков и умений;



формирование умений соотносить образ, движение с музыкой;



овладение свободой движения, художественной жестикуляции;



формирование основ яркости и широты образных представлений;



формирование навыков коллективного общения, работы с

партнёром;


понимание детьми связи красоты движений с правильным

выполнением физических упражнений и др.
Развивающие


развитие разнообразных движений, укрепление мышц;



укрепление здоровья, развитие физических данных;



развитие эмоциональной отзывчивости, памяти;



развитие воображения.

Воспитательные:


социальная адаптация детей формирование основ духовно-

нравственных ценностей;


гармонизация внутреннего мира учащихся;



психологическое раскрепощение учащихся;



воспитание трудолюбия, музыкальных способностей;



воспитание любви и интереса к искусству хореографии.

Задачи 2 ступени обучения:
Обучающие:


формировать творческие навыки и умения детей;



формировать умение соотносить образ, движение с музыкой.

Развивающие


развить умение выражать эмоции через движение;



развивать воображения, фантазии;



развивать творческую индивидуальность, актёрское мастерство;

Воспитательные:


раскрепощать детей эмоционально;



социализировать, формировать навыки коллективного общения,

работы с партнёром;


снятие зажимов, комплексов, связанных с недооценкой или

боязнью собственного тела;


воспитывать музыкальный слух, чувство ритма, умение слушать

в музыку;

группе.

создавать и совершенствовать доверительные отношения в

Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план - 1 ступень
№

Названия разделов и

п/п

тем

Количество часов
всего

теория

Форма
практика аттестации/
контроля
3
Беседа

1.

Вводное занятие

5

2

2.

Образная

20

5

15

Беседа,
педагогическое
наблюдение

21

3

18

Педагогическое

импровизация
(сольная)
3.

Импровизация в
пространстве

4.

наблюдение

Импровизация

21

3

18

групповая (или в паре)
5.

Подготовка и

Педагогическое
наблюдение

5

1

4

Отчетный
концерт

проведение отчетного
концерта
Итого:

72

14

58

Содержание учебного (тематического) плана – 1 ступень
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с предстоящей работой на занятиях. Понятие
танцевальной импровизации.
Практика:
Упражнение «Знакомство» (автор Марина Лымарь)
Все участники сидят к кругу. Сначала произносят каждый свое имя,
затем своё имя произносит каким-то жестом или движением и замирает.
Когда последний называет свое имя, все быстро прячутся вниз. Повторяем то
же самое ускоряясь.

Упражнение "Знакомство", как вариант.
Дети выстраиваются в линию и по очереди говорят свои имя, при этом
делают какое то движение, например , поднять руку вверх. Когда последний
говорит своё имя, все садятся вниз. После нескольких кругов усложняем
задач. Дети разбегаются по залу и в том же порядке, котором стояли должны
назвать свои имена с поднятием руки и в конце вместе сесть.
2. Образная импровизация (сольная)
Теория.В этом разделе выполняются упражнения, которые направлены
на понятие позы, движения, и далее преобразование в хореографический
текст. Важно здесь раскрыть не только творческий потенциал человека, но и
внутренние помыслы, побуждения, страхи. Избавляет от скованности,
комплексов, фобий, неуверенности в себе, низкой самооценки и др.
Практика:Освоение упражнений на развитие образной импровизации.
1. Разогрев тела и подготовка к импровизации.
- разогрев с верха тела, от макушки, или наоборот — от стоп;
- разогрев тела в партере;
- изучение состояний тела;
- изучение точек опоры.
2. Упражнение «Движение –

поза».Педагог предлагает детям

прослушать определенную музыку, представить образ, которые каждый
ребенок будет отражать во время импровизации под эту музыку, затем дети
импровизируют. Педагог останавливает музыку – дети замирают в
определенной позе, соответствующей своему образу. Затем педагог включает
другой музыкальный фрагмент, и дети снова слушают, придумывают образ,
импровизируют, музыка выключается – дети замирают в позе.
3. Упражнение «Кисточка». Задача: Взять одну часть тела и начать ей
рисовать в пространстве, как кисточкой. В процессе менять части тела.
4. Кроссы (Ольга Веньяминова)
Перейти с одной стороны класса на другую, если вы:


стали полностью жидким,



класс наполнен медом (мышцы напряжены).

Задача: выполнить передвижение с полностью расслабленными
мышцами в первом варианте, и полностью напряженными мышцами во
втором варианте.
Кроссы можно разнообразить разными переходами:


пробираясь через лес,



прокрасться через линии сигнализации,



наступать только на определенные участки пола, иначе пол

обвалится,


проползти, как змея,



перекатиться, как мяч др.

5.

Упражнение

«Обнуление»

(Екатерина

Незванова,

курс

DH).Обнуление одновременно с физическим сбросом. Задача: Тряска в
течение 10 секунд и по хлопку — выход в случайную позу. Затем
достраиваем получившуюся позу до какого-то образа и окрашиваем ее —
начинаем двигаться. Главное, позволить телу действовать самому, не
«включая» мозг.
6. Упражнение «Животные».Дети стоят с закрытыми глазами. Педагог
называет животное, дети его представляют, затем по хлопку или под музыку
просыпаются и в свободном направлении начинают двигаться, изображая
этого животного. Как только музыка прерывается, дети останавливаются и
засыпают. Затем задаем настроение животным, а затем место ведущего
занимает кто-то из детей.
7. Упражнение «Состояние».Идем по кругу, меняя состояния и
ощущения, педагог задает образ детям изобразить под музыку:
- хрустальные ножки
-лизун
- тряпичная кукла
-малыш, который учится ходить
-старенький дедушка

-деревянные ноги и тряпичные руки и наоборот
- как вы идете на танцы
- как у вас болит мозоль на ноге
- тополиный пух, который катает ветер
- как вы увидели радугу и т.д.
8. Упражнение «образ музыки».Каждый урок педагог задает тему,
например, сегодня тема "морское царство", включается музыка и дети
импровизируют на заданную тему, музыка выключается и дети
останавливаются в позе своего героя.
9. Упражнение «Рисуем музыку"
Наши руки – длинные кисточки. Мысленно зачерпываем ими краски
(каждый выбирает свой любимый цвет) и рисуем музыку, чем ярче музыка,
тем "ярче" краски, т е амплитуднее движения.
3. Импровизация в пространстве.
Теория.В импровизации развивается не только внутреннее ощущения
себя, но и возможность ощутить себя со стороны. Идея — чувствовать свое
тело, чувствовать одежду на своем теле, чувствовать внутренние органы,
чувствовать пространство вокруг себя. Главная задача — ощущение процесса
работы своего тела, получение удовольствия от танца.
Практика.
1. Упражнение «Броуновское движение» (Светлана Кузнецова, курс

DH).
Дети свободно хаотично перемещаются в пространстве, «заполняя его
собой». При этом нельзя сталкиваться и ходить по кругу, а нужно обращать
внимание на свою внутреннюю свободу в теле (убрать зажимы, расслабиться,
расправить плечи, расслабить руки, челюсть и т.д.) и спокойно ходить по
залу, проходя через центр.
Усложнение упражнения:
- по хлопку – остановка,
- встреча взглядом с прошедшим мимо участником (+ улыбка),

- соприкосновение ладонью или легкие, аккуратные перекаты
предплечьем с прошедшим мимо участником.
- самостоятельная остановка - один участник останавливается,
остальные

должны

почувствовать

это

и

тоже

остановиться,

затем

одновременно снова начать двигаться. При этом инициатором остановки или
начала движения может быть любой участник.
2. Упражнение «Движение с закрытыми глазами».Все танцоры
закрывают глаза и поворачиваются вокруг своей осинесколько раз, чтобы
потерять ориентацию в пространстве. Затем танцоры двигаются

в

пространстве, исследуя пол, стены, мебель. Они могут исследовать
пространство через медленные движения, так чтобы безопасно чувствовать
себя с закрытыми глазами.Если два танцора сталкиваются друг с другом, они
могутвзаимодействовать
глазами.Даже

в

некоторое

знакомом

время,

оставаясь

пространстве

танцоры

с

закрытыми

могут

сделать

открытияотносительно размера или формы пространства, или расположения
объектов внутри него. Это упражнение также готовит их к упражнению на
доверие, приведенное ниже.
4. Импровизация групповая (или в паре)
Теория:В импровизационном процессе обучающиеся взаимодействуют,
вместе

решают

поставленные

задачи,

работают

над

фокусами

внимания.Упражнения на групповую импровизацию способствуют развитию
целостного понимания ситуации и определения своего места в ней. Многие
упражнения направлены на сохранение определенного состояния при
изменяющихся условиях.
Практика:

Упражнения,

направленные

на

взаимодействие

обучающихся между собой.
1. Упражнение «Цвет». Дети делятся на небольшие группы (4-5
человек), педагог задает каждой группе определенный цвет, и они пытаются
пластически изобразить его. Одна группа показывает, остальные –
отгадывают, какой это цвет. Затем следующая группа и т.д. Далее каждая

группа сама придумывает себе цвет, не говоря даже педагогу, остальные –
отгадывают.
2. Упражнение «Скульптор» (Виктория Арчая, курс DH).Один ребенок
стоит в центре круга, он - глина. Остальные по очереди подходят и лепят
скульптуру из глины. Ребенок-скульптура должен позволитьделать это, не
сопротивляясь и не добавляя своих движений.Затем всем необходимо
повторить ту позу, которую слепили. Можно также выполнять в парах.Дети
разбиваются по парам, один скульптор, второй глина(или пластилин).
Сначала глина твердая, чтобы начать лепить, нужно её согреть. Лепим
скульптуры, глина подчиняется, постепенно расслабляя мышцы.
3. Упражнение «Зеркало». Ставим детей друг напротив друга, даем
одному роль ведущего, другому ведомого "отражения", ведущий делает
медленные движения, "отражение" за ним повторяет зеркально. Затем
меняем роли.
4. Упражнение «Главный» (Андрей Разживин).Повторяем движения за
человеком, стоящим впереди.Участники делятся на группы по 4 человека, и
встают «ромбом». Начинает двигаться тот, кто стоит в вершине «ромба». Все
остальные повторяют его движения. Ведущий может передать свою роль
другому. Для этого ему нужно сменить ракурс. И тогда ведущим становится
тот участник, в сторону которого повернулся ведущий.
5. Упражнение «Магнит». Нужно работать в паре без телесного
контакта, но находясь в контакте эмоциональном. Правила такие: рука
одного человека является «магнитом», другой – «примагничивается»
определенной частью тела, и двигается за «магнитом» под музыку. Педагог
называет какой частью - центром тела вы должны примагничиваться. Затем
меняемся ролями. Части-центры тела – плечо, живот, голова.
6.Упражнение «Тяни-Толкай». Один партнер максимально пассивный,
он двигается только от импульса, задаваемого другим партнером. Задача
второго партнера: только толкать или только тянуть.Следите за «чистотой»

исполнения, чтобы «толкать» не сменилось «тянуть» - и наоборот. Участники
должны выполнять только одну задачу.
5. Подготовка и проведение отчетного концерта
Теория: Постановка номера. Подведение итогов обучения. Педагог
отмечает успехи детей, отмечает проблемы, недочеты в своей работе.
Практика: Репетиции номеров. Проводится два раза в год в форме
концертного выступления на сценической площадке с приглашением
родителей, гостей.

Учебный (тематический) план - 2 ступень
№

Названия разделов и

п/п

тем

Количество часов
всего

теория

Форма

практика

аттестации/
контроля

1.

Вводное занятие

2

1

1

Беседа

2.

Образная

11

2

9

Беседа,
педагогическое
наблюдение

11

2

9

Педагогическое

импровизация
(сольная)
3.

Импровизация в
пространстве

4.

наблюдение

Импровизация

10

1

9

групповая (или в паре)
5.

Подготовка и

Педагогическое
наблюдение

2

1

1

Отчетный
концерт

проведение отчетного
концерта
Итого:

36

7

29

Содержание учебного (тематического) плана – 2 ступень
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с предстоящей работой на занятиях. Понятие
танцевальной импровизации.
Практика:
Упражнение «Знакомство» (автор Марина Лымарь)
Все участники сидят к кругу. Сначала произносят каждый свое имя,
затем своё имя произносит каким-то жестом или движением и замирает.
Когда последний называет свое имя, все быстро прячутся вниз. Повторяем то
же самое ускоряясь.
Упражнение "Знакомство", как вариант.

Дети выстраиваются в линию и по очереди говорят свои имя, при этом
делают какое то движение, например , поднять руку вверх. Когда последний
говорит своё имя, все садятся вниз. После нескольких кругов усложняем
задач. Дети разбегаются по залу и в том же порядке, котором стояли должны
назвать свои имена с поднятием руки и в конце вместе сесть.
2. Образная импровизация (сольная)
Теория.В этом разделе выполняются упражнения, которые направлены
на понятие позы, движения, и далее преобразование в хореографический
текст. Важно здесь раскрыть не только творческий потенциал человека, но и
внутренние помыслы, побуждения, страхи. Избавляет от скованности,
комплексов, фобий, неуверенности в себе, низкой самооценки и др.
Практика:Освоение упражнений на развитие образной импровизации.
1. Разогрев тела и подготовка к импровизации.
- разогрев с верха тела, от макушки, или наоборот — от стоп;
- разогрев тела в партере;
- изучение состояний тела;
- изучение точек опоры.
2. Упражнение «Движение

–

поза».Педагог предлагает детям

прослушать определенную музыку, представить образ, которые каждый
ребенок будет отражать во время импровизации под эту музыку, затем дети
импровизируют. Педагог останавливает музыку – дети замирают в
определенной позе, соответствующей своему образу. Затем педагог включает
другой музыкальный фрагмент, и дети снова слушают, придумывают образ,
импровизируют, музыка выключается – дети замирают в позе.
3. Упражнение «Кисточка». Задача: Взять одну часть тела и начать ей
рисовать в пространстве, как кисточкой. В процессе менять части тела.
4. Кроссы (Ольга Веньяминова)
Перейти с одной стороны класса на другую, если вы:


стали полностью жидким,



класс наполнен медом (мышцы напряжены).

Задача: выполнить передвижение с полностью расслабленными
мышцами в первом варианте, и полностью напряженными мышцами во
втором варианте.
Кроссы можно разнообразить разными переходами:


пробираясь через лес,



прокрасться через линии сигнализации,



наступать только на определенные участки пола, иначе пол

обвалится,


проползти, как змея,



перекатиться, как мяч др.

5.

Упражнение

«Обнуление»

(Екатерина

Незванова,

курс

DH).Обнуление одновременно с физическим сбросом. Задача: Тряска в
течение 10 секунд и по хлопку — выход в случайную позу. Затем
достраиваем получившуюся позу до какого-то образа и окрашиваем ее —
начинаем двигаться. Главное, позволить телу действовать самому, не
«включая» мозг.
6. Упражнение «Животные».Дети стоят с закрытыми глазами. Педагог
называет животное, дети его представляют, затем по хлопку или под музыку
просыпаются и в свободном направлении начинают двигаться, изображая
этого животного. Как только музыка прерывается, дети останавливаются и
засыпают. Затем задаем настроение животным, а затем место ведущего
занимает кто-то из детей.
7. Упражнение «Состояние». Идем по кругу, меняя состояния и
ощущения, педагог задает образ детям изобразить под музыку:
- хрустальные ножки
- лизун
- тряпичная кукла
-малыш, который учится ходить
-старенький дедушка
-деревянные ноги и тряпичные руки и наоборот

- как вы идете на танцы
- как у вас болит мозоль на ноге
- тополиный пух, который катает ветер
- как вы увидели радугу и т.д.
8. Упражнение «образ музыки».Каждый урок педагог задает тему,
например, сегодня тема "морское царство", включается музыка и дети
импровизируют

на

заданную

тему,

музыка

выключается

и

дети

останавливаются в позе своего героя.
9. Упражнение «Рисуем музыку"
Наши руки – длинные кисточки. Мысленно зачерпываем ими краски
(каждый выбирает свой любимый цвет) и рисуем музыку, чем ярче музыка,
тем "ярче" краски, т е амплитуднее движения.
Самостоятельные задания:
Упражнение 1

1.

Создать движенческую фразу. Превратить ее в прыжки, поначалу очень
большие, потом все меньше и быстрее, и довести до очень быстрых и мелких,
и закончить падением.
Упражнение 2

2.

Придумать движения, отражающие четыре слова, затем на основе этих
движений создать танцевальную фразу, с которой произвести следующие
вариации:
а)

исполнить

движения

в

различном

порядке;

б)

включить

повторы;

в)

изменить

скорость;

г) исполнить в обратном порядке.
3.

Упражнение

3

«Шаг

и

звук»

Выбрать постоянную форму шага, и каждый шаг соединить со звуком,
слогом или словом. Возможно, рассказывать какую-то историю, совершенно
несвязную и парадоксальную.Главное, чтобы каждый шаг четко сливался со
звуком. Добавить голосовые обертоны и интонацию, паузы, остановки,

ускорение темпа речи и замедление. Отобразить это в шаге. То же самое
сделать, используя жестикуляцию.
3. Импровизация в пространстве.
Теория.В импровизации развивается не только внутреннее ощущения
себя, но и возможность ощутить себя со стороны. Идея - чувствовать свое
тело, чувствовать одежду на своем теле, чувствовать внутренние органы,
чувствовать пространство вокруг себя. Главная задача — ощущение процесса
работы своего тела, получение удовольствия от танца.
Практика.
1. Упражнение «Броуновское движение» (Светлана Кузнецова, курс
DH).
Дети свободно хаотично перемещаются в пространстве, «заполняя его
собой». При этом нельзя сталкиваться и ходить по кругу, а нужно обращать
внимание на свою внутреннюю свободу в теле (убрать зажимы, расслабиться,
расправить плечи, расслабить руки, челюсть и т.д.) и спокойно ходить по
залу, проходя через центр.
Усложнение упражнения:
- по хлопку – остановка,
- встреча взглядом с прошедшим мимо участником (+ улыбка),
- соприкосновение ладонью или легкие, аккуратные перекаты
предплечьем с прошедшим мимо участником.
- самостоятельная остановка - один участник останавливается,
остальные

должны

почувствовать

это

и

тоже

остановиться,

затем

одновременно снова начать двигаться. При этом инициатором остановки или
начала движения может быть любой участник.
2. Упражнение «Движение с закрытыми глазами».Все танцоры
закрывают глаза и поворачиваются вокруг своей осинесколько раз, чтобы
потерять ориентацию в пространстве. Затем танцоры двигаются

в

пространстве, исследуя пол, стены, мебель. Они могут исследовать
пространство через медленные движения, так чтобы безопасно чувствовать

себя с закрытыми глазами.Если два танцора сталкиваются друг с другом, они
могутвзаимодействовать
глазами.Даже

в

некоторое

знакомом

время,

оставаясь

пространстве

танцоры

с

закрытыми

могут

сделать

открытияотносительно размера или формы пространства, или расположения
объектов внутри него. Это упражнение также готовит их к упражнению на
доверие, приведенное ниже.
Самостоятельные задания:
1.

Упражнение 1

«Движение в одном измерении». Перемещаться, используя только одно
измерение (вперед-назад, из стороны в сторону, вверх-вниз). Следить за тем,
чтобы все части тела одновременно передвигались только в одном
измерении. При этом это должна быть танцевальная фраза.
2. Упражнение 2
Двигаться, сохраняя как можно больший контакт (центром, головой,
руками, ногами) со стеной. Рисовать на стене линии, кривые различными
частями тела. Стена является сагиттальной плоскостью, если центр тела
касается ее боком, и вертикальной - если спереди или сзади.
4. Импровизация групповая (или в паре)
Теория:В импровизационном процессе обучающиеся взаимодействуют,
вместе решают поставленные задачи, работают над фокусами внимания.
Упражнения

на

групповую

импровизацию

способствуют

развитию

целостного понимания ситуации и определения своего места в ней. Многие
упражнения направлены на сохранение определенного состояния при
изменяющихся условиях.
Практика:

Упражнения,

направленные

на

взаимодействие

обучающихся между собой.
1.

Упражнение

1«Групповое

зеркало»

Линия, пересекающая центр пространства, обозначает зеркало. Ее можно
нарисовать

мелом

или

положить

ленту

для

наглядности.

Половина танцоров - зрители. Остальные делятся на пары. Один из танцоров

в каждой паре - ведущий. Все ведущие начинают с одной стороны зеркала, а
их

партнеры

-

на

противоположной.

Ведущие двигаются, их партнеры «отзеркаливают» так точно, как могут.
Ведущие могут взаимодействовать друг с другом, обращая особое внимание
на

пространственную

согласованность

группы

в

целом.

Ведущий может меняться ролями с партнером всякий раз, когда захочет,
приблизившись к зеркалу, дотронувшись ладонью до ладони партнера и
поменявшись местами через зеркало. Таким образом, все ведущие всегда
остаются по одну сторону зеркала.
2.

Упражнение

«Цепочка

имен»

Каждый танцор составляет короткую танцевальную фразу, которую нужно
сопроводить называнием своего имени. Имя может быть произнесено во
время движения, до него или после. Танцоры могут играть с ритмом и
громкостью, произнося свое имя. Они не должны шептать его застенчиво.
Все танцоры стоят в круге. Танцор, назначенный ведущим, начинает. Он или
она представляет свою фразу, сопровождая ее своим именем, скажем,
«Пегги», и повторяет ее еще раз. Затем вся группа повторяет движение и звук
в

унисон.

Второй танцор повторяет фразу Пегги со звуком и добавляет его собственное
движение и имя, например, «Мосс». Он повторяет обе фразы. Затем все
повторяют звук и движение в унисоне. Этот процесс продолжается: Пегги,
Мосс,

Филипп,

Холли…

Ведущий может прервать цикл и начать снова со следующего человека, если
последовательность становится слишком длинным для запоминания.
5. Подготовка и проведение отчетного концерта
Теория: Постановка номера. Подведение итогов обучения. Педагог
отмечает успехи детей, отмечает проблемы, недочеты в своей работе.
Практика: Репетиции номеров. Проводится два раза в год в форме
концертного выступления на сценической площадке с приглашением
родителей, гостей.

Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные:
•

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

•

умение

осуществлять

контроль

своей

деятельности,

корректировать свои действия в соответствии с ситуацией; понимать
причины успеха и неуспеха;
•

умение работать индивидуально и в группе;

•

умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Личностные:
•

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;стремление к саморазвитию;
•

формирование

навыков

проявления

инициативы

и

самостоятельности;
•

формирование

навыков

проявления

эмоциональной

отзывчивости;
•

приверженность принципам здорового образа жизни.

Предметные
в результате освоения программы дети должны научиться:
•

двигаться и исполнять

различные

упражнения

в

соответствии сконтрастным характером музыки;
•

реагировать на начало музыки и её окончание;

•

исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом

музыки;
•

уметь сохранять интервалы в движении;

•

иметь определенные танцевальные навыки;

•

выполнять танцевальные движения;

•

запоминать и исполнять танцевальные композиции;

•

передавать игровые образы различного характера;

•

иметь большой запас исполнительской выразительность.

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет
рабочими

для

обучения:

станками,

хореографический

зеркалами,

с

класс,

оснащенный

достаточным

освещением,

профессиональным половым покрытием, гимнастическими ковриками.
Требования к форме: танцевальная обувь, тренировочная форма,
концертные костюмы.
№ Оборудование

Количество /шт.

1

Мультимедийное устройство

1

2

Аудиомагнитофон

1

или музыкальный центр
3

Фортепиано

1

Коврик
4
гимнастический

30

4
Информационное обеспечение:
Нотный материал, фонотека, видеотека, наглядные пособия по
хореографии.
Кадровое обеспечение:
Педагог
должен

иметь

дополнительного
высшее

образования

профессиональное

реализующий
образование

программу

или

среднее

профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка, секции, студии и иного детского объединения без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления
требований к стажу работы.

К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям

подготовки,

соответствующим

направленности

дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Методическое обеспечение:
Программа основана на комплексе исследований следующих авторов:
Баскаков В.Ю., Гиршон А., Запора Р., Рунин Б.М., Мухина В.С.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды
контроля,
сроки
Текущий (в
течение всего
учебного года)

Итоговый
(конец
полугодия)

Оценочные материалы

Выявление успехов и
ошибок
в
освоении
материала

Отслеживание динамики,
прогнозирование
результативности
дальнейшего обучения

Формы/методы
контроля
Подведение итогов
каждого занятия,
оценкадеятельности
педагогом посредством
наблюдения;
проведение занятия в
форме просмотра
работы всей группы;
оценка
выразительности,
музыкальности и
артистизма
исполнения.
Проведение
индивидуальных
отчетов, демонстрация
танцевальных
возможностей
воспитанника; участие
в
отчетном концерте.

Программа

предполагает

проведение

мониторинга

развития

способностей обучающегося, который отслеживает динамику развития по
следующим параметрам и критериям:
Параметр
эмоционально–
творческое развитие

Критерии

Способ оценки

пластика,

мимика,

сюжетнаякомпозиция

оценкадеятельности
обучающихся
педагогом

музыкально–
ритмическаякоордин
ация

умение

согласовывать

движения частей тела во
времени и пространстве под
музыку, изменять движения
в соответствии с фразами

развитиефизическихс гибкость,выворотность,растя
пособностей

жка,прыжок

личностныекачества

выраженностьинтересакзаня

наблюдения;проведен
ие

занятиявформе

просмотраработывсей
группы.
Низкий

уровень

и на занятиях; ориентация на
общепринятые

моральные

иихвыполнениев

-

развитие качества или
навыка

тиям;самооценкадеятельност

нормы

посредством

только

начинается;
Средний уровень качество или навык
находится в развитии;

поведении,способностьк

Высокий

сотрудничеству

можно

уровень
говорить

о

хорошем развитии для
данного

возраста

качества или навыка.

Список литературы
Для педагогов:
1.

Баскаков

психотерапии

и

В.Ю.

Хрестоматия

психотехнике.

по

телесно-ориентированной

Свободное

тело.

М.:

Институт

общегуманитарных исследований, 2010. 224 с.
2.

Гиршон

А.

Импровизация

и

хореография.

Контактная

импровизация. СПБ.: Альманах 1, 2012.
3.

Гришон А. Танцевальная импровизация. М., 2014.

4.

Запора Р. Импровизация присутствует. СПБ.: Альманах 1, 2012.

5.

Ивлева

самодеятельном

Л.Д.

Руководство

хореографическом

воспитательным

коллективов.

процессом

Учебное

в

пособие.

Челябинск: ЧГАК, 2009.
6.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,

детство, отрочество. М.: Академия, 2010.
7.

Рунин Б.М. Танцевальный клондайк (12). Декабрь. М.: Век

информации, 2014.
8.

Фельденкрайз М. Искусство движения. Уроки мастера. М.:

ЭКСМО, 2013. 148 с.
9.

Фомин А.С. Танец: понятие, структура, функции. М.: Книга,

2019.
Для обучающихся:
1.

Курс лекций и видеоматералов от DANCEHELP Импровизация. II

поток. Оптимальный// URL:https://dancehelp.ru/lp/L1027/ (дата обращения
20.08.2021)
2.

Моргенрот Д. Структурная танцевальная импровизация//URL:

http: // biblioteka.teatr-obraz.ru / stati / psikhologiya – i - tantsevalnaya –
improvizatsiya (дата обращения 20.08.2021)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».