Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Школа активного гражданина» Возраст учащихся: 14-18 лет Срок реализации программы: 1 год Автор: Кузнецова Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа Активного Гражданина» разработана в соответствии с нормативноправовыми документами: 1.Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Мы живем в XXI веке – веке новых технологий, новых взглядов и систем, которые диктуют нам свои правила. Для того чтобы быть готовым к взрослой жизни, необходимо получить «базовый набор социальных компетенций». И сегодня именно от образовательных организаций в огромной степени зависит, приобретут ли их учащиеся, смогут ли они применить их на практике. Период детства и юности – это время становления личности, а неповторимая, яркая личность может проявиться только в процессе общения и самоутверждения в коллективе сверстников и единомышленников. Молодой человек очень часто испытывает недостаток в навыках, необходимых для делового и личного общения. Именно в этом возрасте возникают проблемы взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, и, следовательно, личные проблемы, такие как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни. На этом возрастном этапе очень важно, где молодой человек найдет себе применение, сможет реализовать свои желания и интересы. Деятельность, которой занимается подросток, может стать ориентиром при выборе будущей профессии. Поэтому очень важно, в какой деятельности подросток сможет найти приложение своим силам, найти возможность для самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах и глазах сверстников. Благодаря развитию личностных качеств у обучающегося формируются активная гражданская позиция, реализация инициатив, творчества, взаимопомощи и организаторские способности. Направленность программы социально-гуманитарная, так как она ориентирована способностей на развитие обучающихся, коммуникативных воспитание, и развитие интеллектуальных лидерских качеств, организацию социализирующего досуга подростков. Актуальность дополнительной программы «Школа активного гражданина» опирается на надобность подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских объединений на современном этапе становления общества. Практика современного образования демонстрирует, что не всякий раз детям удаётся выступать в роли человека с активной жизненной позицией, необходимой для успешной адаптации во взрослой жизни. Программа «Школа активного гражданина» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные способы формирования лидерских способностей в процессе коллективной работы и укрепления навыка решения сложных задач при содействии со сверстниками. Отличительные особенности программы. Данная программа ориентирована на практическую составляющую. Здесь обучающиеся являются активными элементами формирования самого образовательного процесса. Уже с первых занятий от них требуется активность и креативность. Программа формирует у старших школьников интерес к проявлению лидерских качеств в работе коллектива и развивает организаторские, коммуникативные, креативные способности; а также формирует навыки межличностного и делового общения. Содержание программы основано на многолетнем опыте работы составителей программы в качестве кураторов районного совета старшеклассников «Школа Активного Гражданина». Программа реализуется на базе учреждения дополнительного образования детей, что позволяет воспитанникам активно применять свои знания на практике (социальные акции, проекты, участие в районных, городских и муниципальных конкурсах, организация мероприятий и участие в них). Адресат программы. Программа ориентирована на подростков 14-18 лет без предварительной подготовки. Количество обучающихся в одной группе: от 15 до 30 человек. В этом возрасте у детей происходит интенсивное физиологическое и психическое развитие. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств. Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни. Режим занятий. Занятия проходят как в очном, так и в дистанционном формате. Занятия проходят два раза в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 2 академических часа. Объем программы составляет 144 часов. Срок освоения программы составляет 1 год. Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая, работа в парах, мини-группах. Особенности организации образовательного процесса: При реализации программы используется традиционная модель организации образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Уровень сложности программы. Программа носит «Стартовый уровень» сложности, так как предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Форма обучения: очная Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, мастер-класс, встреча, открытое занятие, презентация, интерактивное занятие, поход. Формы подведения результатов: участие в организации и проведении мероприятий, тестирование, участие в районных, городских, муниципальных проектах, практическое занятие, итоговая аттестация. 1.2 Цели и задачи программы Цель программы - воспитание в обучающихся личности, готовой к деловой активности, творческой самореализации, а также способной выражать собственную гражданскую позицию, как универсальный способ освоения действительности. Задачи программы: Обучающие: • Научить писать план подготовки мероприятия и проекта; • Научить писать план реализации мероприятия и проекта; • Научить самостоятельно организовывать рабочие группы по созданию и реализации проектов, мероприятий; • Научить проводить мероприятия разных уровней сложности; Развивающие: • Развивать лидерские качества; • Развивать навыки умения работать в команде; • Развивать навыки самомотивации; • Развивать коммуникативные навыки; • Развивать навыки ораторского мастерства; • Развивать навыки умения решать конфликты и выходить из сложных жизненных ситуаций. Воспитательные: • Пропагандировать социально значимую деятельность через реализацию социальных проектов; • Формировать активную жизненную позицию; • Сохранить лучшие традиции региона, поддержка духовных, нравственных и культурных ценностей страны для воспитания подрастающего поколения района. № Название темы Всего Теория Практика 1.3.Учебный (тематический) план. 1. Вводное занятие. Знакомство. Проведение инструктажа по технике безопасности. «Лидер и порядок». Развитие самодисциплины, самомотивации. «Разбуди в себе лидера». Создание благоприятного социально-психологического климата в группе «Мужество». Обучение навыкам преодоления трудностей, развитие уверенности в себе 2 1 1 Беседа 16 6 10 Тест 14 2 12 Тест 14 2 12 5. Тренинг «Выход из зоны комфорта» 14 2 12 6. «Лидер-человек-действие». Развитие навыков 18 социальной ответственности Разработка и реализация социальной акции «В мире 18 нет чужих детей» 2 16 Беседа, практическая работа Педагогическо е наблюдение Рефлексия 2 16 8. «Выбор будущего» Закрепление приобретенных 18 знаний, ориентация на их использование в повседневной жизни 4 14 9. Разработка и реализация программы для советов старшеклассников школ Ленинского района 18 2 16 12 2 10 144 25 119 2. 3. 4. 7. 10. Участие в областном сетевом проекте «Уральская академия лидерства» Итого: Количество часов Форма аттестации Педагогическо е наблюдение, практическая работа Педагогическо е наблюдение, практическая работа Педагогическо е наблюдение, практическая работа Педагогическо е наблюдение 1.1. Содержание учебного (тематического) план Реализация программы «Школа активного гражданина» рассчитана на проведение занятий два раза в неделю (продолжительностью 2 академических часа), также программа предполагает развитие районного совета старшеклассников, по средствам активной деятельности в Ленинском районе города Екатеринбурга. Районный совет старшеклассников Ленинского района и Городской союз старшеклассников строит свою работу на основе принципов добровольности, самоуправления, равноправия, законности и гласности. РСС «ШАГ» взаимодействует с администрацией Ленинского района, районным педагогическим и родительским сообществом, администрацией района в целях создания в районе оптимальных условий для удовлетворения образовательных и общественных потребностей учащихся, соблюдений прав ребенка и развития личностного потенциала каждого учащегося. Тема 1. Вводное занятие. Знакомство. Проведение инструктажа по технике безопасности. Теория: Проведение инструктажа. Изучение исходных данных. Обсуждение планов на год. Практика: Проведение игр на знакомство коллектива. Тема 2.«Лидер и порядок». Развитие самодисциплины, самомотивации. Теория: Рассказ легенды о магическом треугольнике. Обращается внимание детей на «Магический треугольник», изображенный на доске - успех, труд, самосовершенство, ключевое слово – дисциплина. «Быть успешным значит быть дисциплинированным. Чтоб победить в соревнованиях, спортсмен должен обладать дисциплиной. Она необходима и капитану, и пианисту, и студенту. Это обязательное требование для человека, намеривающего реализовать свои цели и мечты. В жизни и в работебез дисциплины невозможно добиться значительных успехов, результатов. Великие лидеры не останавливаются на достигнутом. Они постоянно стремятся к достижениям более высокого уровня. Мы четко видим, как дисциплина, успех, труд и самосовершенство идут рука об руку. Мы можем мечтать. Размышлять, надеяться и даже молиться, но без дисциплины и упорства наша жизнь будет казаться пустой и не интересной» подвожу детей к формулированию 2-го закона лидера. Практика: Проведение упражнений. Упражнение «Тарелка». Цель: воспитание дисциплинированности. Дети, включая тренера, встают парами спиной друг к другу. Тарелку, наполненную водой, передают из рук в руки, стараясь не пролить воду. Упражнение «Встаньте вместе». Цель: сплоченность группы, выявление лидера. Участники должны встать вместе одновременно только с помощью невербального общения. Упражнение: «Да - может быть - нет». Цель: Учить отстаивать свое мнение, объяснять свой выбор. В разных местах класса вывешиваются ответы: «да», «может быть», «не знаю». Участникам зачитываются утверждения: Внешний вид лидера не имеет никакого значения. Лидер работает во благо других. Лидер управляет при помощи силы. Лидер должен уметь подчиняться. Каждый выбирает ответ на это утверждение. Объясняют свой выбор. Рефлексия. Что больше всего понравилось на занятии, какие чувства испытываем, с каким настроением уходим. Тема 3.«Разбуди в себе лидера». Создание благоприятного социальнопсихологического климата в группе. Теория: Ребятам объясняется цель работы лидера, её структура. Затем совместно вырабатываются правила группы. Ребята и ведущие могут под правилами расписаться, тем самым, символизируя их принятие. Практика: Проведение упражнений. Упражнение «Слепая геометрия». Участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Инструкция: «Сейчас ваша задача, держась за руки с закрытыми глазами, выстроиться в квадрат (треугольник, круг, овал). Затем проводится обсуждение: что помогло справиться с заданием, что мешало». Рефлексия по занятию. Что было легко, какие встретились трудности, самочувствие на данный момент. Тема 4.«Мужество». Обучение навыкам преодоления трудностей, развитие уверенности в себе. Теория: Знакомство с понятием мужество и его значение в лидерских качествах. Практика: Проведение упражнений. Упражнение-разминка «Японские машинки». Сидя в кругу, рассчитаться от 0 до числа участников. «0» - ведущий хлопает ладонями по коленям, затем, щелкая пальцами правой руки, называет свой номер, щелкая пальцами левой руки - «включает» любого участника группы (например: 0-3). Третий продолжает вместе с ведущим, «включает» следующего участника группы. И так до вовлечения всех ребят. Работа в группах. Ребята разбиваются на микрогруппы. Задание: составить вербальный портрет уверенного, неуверенного и самоуверенного человека. По окончанию выполнения задания проходит обсуждения. Упражнение «Поводырь и ведомый». Цель – выработка навыков уверенного поведения. Одному из участников (по желанию) завязывают глаза, ведущий является поводырем, проводит «слепого» по определенному пути с препятствиями. Затем ребята обмениваются ролями. В конце упражнения проводится обсуждение. Тема 5. Тренинг «Выход из зоны комфорта». Теория: Понятие «зона комфорта» и его значение в современном мире. Практика: Каждый вытягивает имя участника совета. Ребята должны будут отвести его в свое самое любимое место, открыть частичку себя, а также узнать многое о выбранном судьбой вам человека (его увлечения, хобби, черты характера и прочее), исходя из того, что они раскроют, им предстоит описать человека путем фотографий и картинок. Тема 6.«Лидер-человек-действие». Развитие навыков социальной ответственности Теория: Знакомство обучающихся с тем, как правильно принимать решения. Мы являемся суммой всех отдельных решений, принятых нами в течение нашей жизни. Не принимать решения – значить решить ничего не предпринимать. Люди, добившиеся успеха, склонны быстро принимать решения и редко их менять, в то время как неудачники склонны медлить с принятием решений и часто их менять. Зачастую эта медлительность является результатом недостатка энергии. Но каждый из нас обладает правом и властью принимать решения. Эффективные лидеры обладают способностью находить элегантные, простые решения сложных проблем. Принимая решение по какой – либо проблеме, лидер несёт ответственность за результат. (Проводится работа в группах. Ребятам раздаются примеры рассуждений о лидерстве известных руководителей, проводится обсуждение). Практика: Проведение упражнений. Игра «Необитаемый остров». Учащимся предлагается ситуация: в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром. Есть на острове, и ядовитые растения и хищные животные. Помощи ждать не от кого. Игра начинается с распределения ролей: кто и что будет делать, за что отвечать, как будут приниматься решения, кто будет руководить жителями острова? Обращается внимание на распределение пищи и т.п. Разрабатывается нравственный кодекс. Предусматриваются санкции за нарушение правил. После игры проводится её обсуждение, подчеркиваются положительные стороны общения, удачные способы принятия решений и др. Цель игры – формирование навыков принятия конструктивных решений, развитие лидерских качеств. Упражнение «Спиной к спине» (способствует воодушевлению и расслаблению членов группы). Участники делятся по парам и становятся спиной к спине, плотно прикасаясь, друг к другу. Ведущий дает различные задания: присели, погладили по голове друг друга, наклонились, повернулись вокруг. Тема 7. Разработка и реализация социальной акции «В мире нет чужих детей». Теория: Знакомство с понятием социальный проект. В чем его отличие от других. Какие проблемы должен рассматривать тот или иной проект. Основные принципы работы над проектом. Вопросы и сложности в написании и защите социального проекта. Практика: Проведение упражнений. Деловая игра «Социальные партнеры. Взаимопомощь и взаимовыгодное сотрудничество» Цель: Предупреждение, минимизация или разрешение проблем, обусловленных дефицитами социально-культурной интеграции, адаптации, реабилитации, социализации, инкультурации и самореализации личности. Созданная на основе анализа ситуации последовательность взаимосвязанных мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении, должна обеспечить изменение ситуации и создать условия, способствующие разрешению противоречий и трудностей личного развития; оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека. Тема 8.«Выбор будущего». Закрепление приобретенных ориентация на их использование в повседневной жизни знаний, Теория: Подведение итогов работы в учебном году. Практика: Проведение упражнений. Упражнение-разминка «Сантики-фантики» Один участник группы выходит за дверь, в это время выбирается водящий, по команде которого по кругу выполняются разные движения со словами «сантики-фантики, лимпо-по». Задача другого – определить, кто в кругу является ведущим. Упражнение «Самопрезентация» (самораскрытие) Участники по кругу должны закончить фразу: «Никто не знает, что я…». Упражнение «Фото в середине» (навыки принятия решений) В центр круга ребят нужно положить их общую фотографию (например, с первого занятия) и объявить, что она достанется одному-единственному человеку, который может распорядиться ей как пожелает. После этого ничего больше не говорить. Группа должна самостоятельно принять решение, какимто образом выйти из проблемной ситуации. Обсуждение. Тема 9. Разработка и реализация программы для советов старшеклассников школ Ленинского района Теория: Виды мероприятий, формы проведения мероприятий Цель: Способствовать развитию ученического самоуправления через формирование основ ответственности и социальной личностной компетентности, инициативы в гражданской деятельности советов старшеклассников. Практика: Проведение и организация конкурса «Лучший совет». В Конкурсе могут принять участие советы старшеклассников всех образовательных учреждений района. 1 тур (заочный): презентация визитных карточек совета и структуры самоуправления. 2 тур (очный) – организация и проведение открытого мероприятия. Финал (очный) – творческаясамопрезентация советов, подведение итогов Конкурса. Тема 10. Участие в областном сетевом проекте «Уральская академия лидерства» Цель: создание информационных и организационно-методических условий для взаимодействия детских общественных объединений и развития лидерского движения путем использования инновационных и информационного - коммуникационных технологий в практике детского самоуправления. Теория: «мягкие» и «твердые» навыки, профориентация. Практика: участие в тренингах, семинарах, мастер-классах 1.2. Планируемые результаты Предметные После прохождения программы обучающиеся будут знать: • Формы и форматы мероприятий; • Способы планирования мероприятий и проектов; • Методы и способы работы с группой людей. Метапредметные После прохождения программы обучающиеся будут уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; • правильно взаимодействовать с другими людьми (терпимо, проявляя взаимовыручку и т.д.); • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для человека видах деятельности. Личностные После прохождения программы, обучающиеся должны знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; • правила игрового общения, собственным ошибкам, к победе, поражению. о правильном отношении к КОМПЛЕКС 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график № Основные характеристики п/п образовательного процесс 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 72 3 Количество часов в неделю 4 4 Количество часов в учебном году 144 5 Недель в I полугодии 15 6 Недель во II полугодии 21 7 Начало занятий 04 сентября 8 Каникулы отсутствуют 9 Выходные дни 4 - 6 ноября, 31 декабря - 8 января, 23 - 25 февраля, 8 марта, 1 мая, 8 - 9 мая 10 Окончание учебного года 2.2. 31 мая Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: • Помещение для занятий - просторный, хорошо проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам, а также дополнительное помещение для организации подвижной деятельности; • Оснащенность кабинета: столы, шкаф для хранения учебных материалов, стулья, телевизор, компьютер, принтер, фотоаппарат, проектор; • Сопутствующие материалы: реквизит для мероприятий, настольные игры, мячи, скакалки, книги, журналы, сценарии игровых программ и др., канцтовары (ручки, карандаши, ножницы, гуашь, кисти, ватманы, цветная и белая бумага, и тд). Информационное обеспечение: Аудио, фото и видео материалы для тренинговых упражнений. Фильмотека. Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Методические материалы. В ходе реализации данной программы используется личностно-ориентированное обучение и современные педагогические технологии: • развивающее обучение; • проблемное обучение; • разноуровневое обучение; • коллективная систему обучения; • ТРИЗ; • технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); • информационно-коммуникационные технологии; • технология коллективной творческой деятельности. 2.1. Формы аттестации/контроля Формы аттестации и контроля. Почти на каждом занятии обучающиеся получают различные формы домашних заданий, например: подготовка презентации по пройденному материалу, подготовка мероприятия и ролевые игры. После практических занятий в группе обучающиеся проводят рефлексию. Основной способ контроля выполнения задания со стороны педагога – педагогическое наблюдение. Занятия по программе ежегодно заканчиваются финалом проекта «Лучший совет» У каждого обучающегося создается индивидуальная отслеживания уровня освоения программы (Приложение № 1). карточка Список литературы Перечень литературы для педагога 1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 1993. - 20 с. 2. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование / Г.В. Бурменская. - М.: МПСИ, 1991. – 10с. 3. Еремин В.А. Улица-подросток-воспитатель / В.А. Еремин. - М.: Просвещение, 1991. – 70 с. 4. Кипнис М.Ш. Энциклопедия игр и упражнений для любого тренинга / М.Ш. Кипнис. М.: АСТ, 2019 – 210 с. 5. Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка / В.Т. Кондратенко, А.Г. Чернявская. Минск.: ВШШ, 1991. – 85 – 120 с. 6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. М.: УРАО, 1999. – 93 -110 с. 7. Махов Ф.С. Подросток и свободное время / Ф.С. Махов. - Л.: Лениздат, 1982. – 69 -75 с. 8. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. 85 – 99 с. 9. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики / Н.М. Платонова. - СПб.: С.-Петерб. Гос. Ун-т, 1997. 77 – 85 с. 10. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. - СПб.: Речь, 1997. 74 – 110 с. 11. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. Учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и Ко, 2010. 66 – 82 с. Перечень литературы для обучающихся 1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога / А.Г. Грецов.- Спб.: Питер, 2007. 224с 2. Добротворский И.Л. Технологии успеха. 1001 совет школьнику / И.Л. Добротворский. - М.: ВЛАДОС, 2006.186 с. 3. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А.В. Жуганов. - Л.: Лениздат, 1991. 4. Козловский О.В. Выбор професии: методики, тесты, рекомендации / О.В. Козловский. – Ростов-на-Дону: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2006. 800 с. 5. Кудашев Г.Н. Игровое конструирование и моделирование / Г.Н. Кудашев. - М.: ЛитРес, 2018. 6. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени / Ю.А. Стрельцов. - М.: АСТ, 1991. Приложение № 1 Лист оценки освоения программы. ФИО (ребенка) Планируемые Критерии оценивания результаты Виды Диагностический контроля/ инструментарий промежуточн (формы, методы, ой диагностики) результаты Личностные аттестации стремление к 0-10 баллов – Входной, Тест личностному и низкийур-нь; итоговый (Приложение № профессиональному 11-15 баллов – контроль 2) саморазвитию среднийур-нь; 16-20 баллов – Метапредметные результаты высокий уровень. умение подготовить 0-10 баллов – Итоговый Бланк оценки проект низкийур-нь; контроль проектов 11-15 баллов – (Приложение среднийур-нь; №3) 16-20 баллов – высокий уровень. умение 0-10 баллов – Входной, Тест прогнозировать низкийур-нь; итоговый (Приложение № эффекты 11-15 баллов – контроль 4) деятельности среднийур-нь; 16-20 баллов – высокий уровень. Предметные результаты умение 0-10 баллов – Текущий, Тест характеризовать низкийур-нь; итоговый (Приложение организационную 11-15 баллов – контроль №5), деловая структуру среднийур-нь; игра предприятия с 16-20 баллов – (Приложение № указанием процесса высокий уровень. 6) распределения полномочий и ответственности между различными организационными единицами владеют основными 0-10 баллов – Входящий, Тест терминами, низкийур-нь; текущий, (Приложение № связанными с 11-15 баллов – итоговый 7) предпринимательско среднийур-нь; контроль й деятельностью 16-20 баллов – высокий уровень. Приложение № 2 Вопросы для беседы: 1. Какие чувства вызвала у вас необходимость наиболее сложным? составления автохарактеристики? 2. Что показалось Насколько вы довольны результатом своей работы? 3. Что не удалось? 4. Что вы чувствовали во время представления характеристик? 5. Что вас удивило в услышанных описаниях? 6. Какие различия вы увидели между разными подходами к описаниям человеческой личности? 7. С кем из участников тренинга вам, после того что вы услышали о нем, захотелось установить более дружеские, глубокие отношения? 8. Как вы чувствуете себя после упражнения? Какие изменения произошли? 9. Считаете ли вы новый опыт полезным? В чем? 10. Дало ли это упражнение вам что-то в плане понимания вашего направления движения, укрепления уверенности в том, что успех достижим? Вопросы для рефлексии: 1. Кто в начале игры взял на себя роль ведущего? Как чувствовал себя ведомый? 2. На протяжении упражнения вы испытывали сотрудничество или борьбу? Кто вел, кто подстраивался? Менялись ли эти роли в ходе игры? 3. Кто большую часть работы проработал своей ведущей рукой? Как ему удалось это? 4. Каждое задание отличалось по содержанию. Какой этап вам показался наиболее сложным? Наиболее легким? 5. Когда возникли противоречия? 6. Какой опыт, знания о себе и другом вы приобрели в ходе короткого эксперимента? 7. Что говорит этот опыт о вас? 8. О вашей готовности «вы ходить из зоны комфорта», рисковать, экспериментировать, пробовать? 9. Чем понравилось задание? 10. В чем оно оказалось сложным? 11. Что я открыл в себе в ходе работы с партнером и над материалом, полученным от товарища? 12. Что чувствовали вы, проходя в группе свой «жизненный путь»? Какие эмоции вызвал у вас этот опыт? 13. Как бы вы охарактеризовали свой жизненный путь, пользуясь метафорой, коротким образом в одно-два слова? 14. Те, кто был свидетелем этой «жизненной дороги», как вы можете прокомментировать увиденное и услышанное? Какие «маршруты» показались вам наиболее запоминающимися, трогательными, интересны ми и почему? 15. С каким «послевкусием» вы заканчиваете эту игру? Что дала она вам? Приложение № 3 Правила интерактивной игры: Интерактивная игра «Выход из зоны комфорта». Каждому участнику достается имя другого участника. Задачи ребят: 1. Назначить встречу с человеком в ближайшее время. 2. Сделать фото и выложить пост в закрытой группе. 3. Познакомиться и Пообщаться на любые темы 4. Скидывайте вместе с фото три супер необычных факта об этом человеке 5. И мероприятие, которое вы мечтаете провести (не важно, а в шаге или нет просто). Приложение № 4 Вопросы для теста: На первом этапе используются методики и графические тесты, позволяющие определить особенности самооценки каждого ученика, атмосферу в классном сообществе, выявить лидера с целью развития самоуправления в классе. Тест эмоционального состояния Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения. На втором этапе целью является выявление направленности интересов школьников, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классномколлективе. Рисуночный тест «Психологическая атмосфера в коллективе» Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе. Ход проведения: Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используярисунки: o Дружелюбие o Согласие o Удовлетворённость o Увлечённость o Теплота взаимоотношений o Взаимная поддержка o Занимательность o Скука o Успешность Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой. На третьем этапе целью диагностических исследований является определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных удовлетворённости своим коллективом. отношений, определение степени Приложение № 5 Диагностика актива ученическогосамоуправления Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» (М.И. Рожков) Параметр: уровень развития ученического самоуправления Критерий: деятельность ученического самоуправления Показатель: уровень развития самоуправления в ученическом коллективе Цель: определить уровень развития ученического самоуправления Возраст: 10 - 16 лет Инструкция: оцените предлагаемые 24 высказывания. Для ответов используйте следующие оценки: 5 – «да»; 4 – «скорее да, чем нет»; 3 – «трудносказать»; 2 – «скорее нет, чем да»; 1 –«нет». Текст анкеты 1. Считаю для себя важным участвовать в самоуправлении, чтобы коллектив моего класса работаллучше. 2. Вношу предложения по совершенствованию работыкласса. 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия вклассе. 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайшихзадач. 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельнымдействиям. 6. У нас в классе обязанности чётко и равномерно распределяются междуучащимися. 7. Выбранный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членовколлектива. 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями. 9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активомкласса. 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены. 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своихтоварищей. 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективомшколы. 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в opгaнизации разнообразных мероприятий всего коллективашколы. 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива в органах самоуправления школы в решении задач, стоящихпередними. 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективомшколы. 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать с другими классами и объединениями и решать задачи, стоящие перед всемколлективом. 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другимклассам. 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих передними. 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженнымавторитетом. 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправленияшколы. 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высокихрезультатов. 23. Готовотстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьногоколлектива. Обработка и интерпретация данных При обработке результатов 24 высказывания разбиваются на шесть групп: 1 группа - 1, 2, 3, 4 высказывания (включенность учащихся в самоуправленческую деятельность); 2 группа – 5, 6, 7, 8 высказывания (организованность классногоколлектива); 3 группа - 9, 10, 11, 12 высказывания (ответственность членов первичного коллектива за его дела); 4 группа - 13,14, 15, 16 высказывания (включенность класса в дела общешкольного коллектива); 5 группа - 17, 18, 19, 20 высказывания (отношения класса с другимиклассами); 6 группа - 21, 22, 23, 24 высказывания (ответственность учащихся класса задела общешкольногоколлектива). По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 (максимальное количество баллов, которое может указать респондент по каждой группе). Уровень развития самоуправления определятся по следующей шкале: - если результат < 0,5 балла - низкий уровень; - если результат > 0,5, но < 0,8 - среднийуровень; - если результат > 0,8 - высокийуровень. Приложение № 6 Карта-схема характеристики личности школьника как организатора (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов, Н.П. Фетискин) Параметр: уровень социализированности учащихся. Критерий: уровень сформированности личности лидеров ученического самоуправления. Показатель: психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы. Цель: выявление лидеров, определение интегральных организаторских способностей. Инструкция к тесту: в форме таблиц представлены наиболее значимые организаторские способности личности и их составляющие. Пользуясь пятибалльной системой, вам необходимо произвести оценку каждого качества либо в форме самооценки, либо в виде оценки независимого эксперта. Желательно давать объективные и искренние ответы, не допуская пропусков. Значения пятибалльнойоценки: 5 – черта ярко выражена, проявляется зримо ипостоянно. 4 – черта проявляется довольночасто. 3 – эпизодически проявляется черта, иногда в заметной или слабойформе. 2 – качество проявляется очень редко ималозаметно. 1 – качество полностьюотсутствует. В колонке «б» отмечаются изменения качеств в последнее время. В случаях усиления оно обозначается знаком (+), ослабления (-) и неизменяемости (=). В графе «в» отмечаются возможные изменения оцениваемых качеств в ближайший временной период. Позитивно усиливающиеся изменения обозначаются знаком (+), знаком (-) – угасающие, ослабевающие изменения и знаком (=) – отсутствие каких-либо изменений в обозримом периоде. ТЕСТ: Профиль личностных качеств, составляющих структуру организаторских способностей. 1) Психологическая избирательность (способность наиболее полно и глубоко отражать психологию другихлюдей): 1. Способность быстро увидеть психологические особенности и состояния другогочеловека. 2. Способность переживать то, что переживают, чувствуют другие люди (эмоциональная синхронность). 3. Способность выделять психологические особенности людей по произведениям искусства и литературы (в кинофильмах, книгах,картинах). 4. Способность давать меткие характеристикилюдям. 5. Повышенный интерес и внимание к другим людям как к товарищам по совместной деятельности. 6. Видит ли важные (существенные) психологические особенности другихлюдей. 7. Склонность и способность анализировать поведение и поступки другихлюдей. 8. Глубокая вера в силы, возможности и способностиколлектива. 9. Способен ли мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другогочеловека. 2) Практически-психологический ум (ум «практика-психолога», владение практической психологией): 1. Способность распределять обязанности, поручения при коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностейлюдей. 2. Способность быстро ориентироваться во взаимоотношенияхлюдей. 3. Способность учитывать психологические состояния людей в конкретных жизненных ситуациях. 4. Способность заинтересовывать людей делом, найти моральные и материальные стимулы заинтересованности. 5. Учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий людей при их группировке для выполнения общейзадачи. 6. Способность обучаться организаторским знаниям, навыкам и умениям: • быстро •прочно 7. Способность быстро и легко усваивать опыт лучших организаторов (сверстников и старших) и обучаться организаторскойдеятельности. 8. Способность мысленно «прикидывать», «взвешивать», находить соответствие между возникающими задачами практики и количеством возможныхисполнителей. 9. Тенденции ставить на первое место в решении практических задач наличие людских возможностей (а не материальных идругих). 3) Психологический такт (способность находить меру подхода к людям при установлении взаимоотношений и взаимодействий с ними): 1. Способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми в состоянии возбуждения, бурной радости,гнева. 2. Способность находить верный тон, если возбужденное состояние возникло у другого человека. 3. Умениенаходитьобщийязыксразнымилюдьмивразныхобстоятельствах(отсутств ие «речевого шаблона»). 4. Способность находить индивидуальный подход к людям в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей. 5. То же, но в зависимости от временныхсостояний. 6. То же, но в зависимости от обстоятельств, влияющих на взаимоотношения людей друг с другом. 7. Готовность прийти на помощь другим, чуткость, внимательность, участливость по отношению клюдям. 8. Естественность в обращении с людьми, способность всегда оставаться самим собой (без наигранности, нарочитости поведения). 9. Выраженное чувство справедливости в подходе к другимлюдям. 4) Социальная воздейственность (способность «заражать» и «заряжать» энергией других людей, способность воздействовать наних): 1. Способность речью воздействовать на других, побуждать их кдействию. 2. Способность к волевому воздействию надругих. 3. Способность «заражать» и «заряжать» других своейэнергией. 4. Способность «заражать» других своим отношением к людям,событиям. 5. Способность воздействовать на других убедительностьюдоводов. 6. Способность «заражать» и «заряжать» других своими эмоциями,чувствами. 7. Способность воздействовать на других личностей деятельностью (действием, включенным в работу). 8. Способность создавать в группе уверенность в успехедела 9. Способность правильно выбирать момент решающеговоздействия. 5) Требовательность к другим людям (следует заметить, что это качество личности не всегда в равной мере сочетается с требовательностью ксебе): 1. Способность быстро принимать решения о предъявлениитребования. 2. Постоянство в предъявлениитребований. 3. Самостоятельность втребованиях. 4. Гибкость втребованиях. 5. Настойчивость втребовательности. 6. Способность выражать требования в разной форме (от приказа дошутки). 7. Способность находить наилучшую форму требования в зависимости от индивидуальных особенностейчеловека. 6) Критичность (способность анализировать отклонения от принятых организатором норм в деятельности и поведении других людей. Это качество не всегда сочетается с самокритичностью): 1. Способность увидеть и выделить у людей существенные, но мало заметные для других положительные или отрицательныестороны. 2. Самостоятельность в оценках недостатков и недостатки и положительныхособенностей. 3. Способность легко анализировать положительныеособенности. 4. Прямота и смелость, критичность безпридирчивости. 5. Логичность и аргументированность критических замечаний. 6. Глубина и существенность критическихзамечаний. 7. Постоянствокритичности. 8. Доброжелательность критичности. 7) Склонность к организаторской деятельности (в отличие от стремления командовать, стать над другими,главенствовать): 1. Потребность в организаторской деятельности. 2. Самостоятельность в оценке недостатков и положительныхособенностей. 3. Способность легко анализировать недостатки и положительныеособенности. 4. Смелость и готовность принимать на себя роль организатора и ответственного задругих. 5. Неутомимость в организаторскойработе. 6. Чувство удовлетворенности (положительное самочувствие) в процессе организаторской работы. 7. Легкость и свобода в выполнении организаторской деятельности (чувствует себя в организаторской деятельности как рыба вводе). 8. Пониженное настроение при отсутствии организаторскойдеятельности. 8) Индивидуальные различия в организаторских способностяхличности: 1. Проявляет организаторские способности во многих видахдеятельности. 2. Проявляет организаторские способности в каком-то одном сравнительно узком виде деятельности (например, не в художественной самодеятельности, а только втанцах). 3. Способность хорошо организовывать и сверстников, имладших. 4. Способен хорошо организовать преимущественносверстников. 5. Способен хорошо организовать преимущественномладших. 6. Уровень выраженности организаторских способностей в зависимости от пола организуемых: - одинаково хорошо организует и мальчиков, идевочек; - преимущественномальчиков; - преимущественнодевочек. 7. Уровень выраженности организаторских способностей в зависимости от того, руководит ли характеризуемый другими организаторами или непосредственноисполнителями: - одинаково хорошо руководит и организаторами, иисполнителями; - организаторами лучше, чем исполнителями (сверстниками, одноклассниками идр.); - исполнителями лучше, чем другимиорганизаторами. 8. Ведущие, преобладающие формы воздействия на организуемых (если различные формы сочетаются, то характеризуйтекаждую): - словесно-логическая форма воздействия (склонен воздействовать логикойдоказательств); - практически-активная форма воздействия (склонен воздействовать показом,действием); - эмоциональная форма воздействия («заражает» других своими чувствами,эмоциями). 9. Проявляет себя в организаторскойдеятельности: - настойчиво, напористо, энергично,активно; - склонен организовать других порывами; - в организаторской деятельности быстро переключаем (действует «и скоро, испоро»); - организаторскую деятельность не снижают, не задерживают сильные жизненные воздействия, резкое неодобрение, неудачи; - в организаторской деятельности проявляет себя как чувствительный, но ломкийприбор. Обработка и интерпретация результатов После каждого из 8 пунктов (исследуемых качеств) высчитывать по формуле: Общий балл (Σ), Средний балл (М); М =Σ/n, где n – количество качеств. По каждому из исследуемых качеств определяется общий (Σ) и усредненный показатель (М) в баллах. На основе этих данных необходимо сделать обобщение либо в форме таблицы, либо «личностного профиля». О степени выраженности того или иного качества можно судить по содержательной характеристике приведенной выше пятибалльной системы. Если при обобщении независимых характеристик встречаются случаи, когда по одному и тому же показателю разные люди дают разные оценки, превышающие два и более балла (например, один характеризующий ставит 5 баллов, а другой – 3, или соответственно 4 и 2, 3 и 1, тем более 5 и 1, 5 и 2, 4 и 1), то среднюю арифметическую оценку выводить неправомерно. Здесь необходимо дополнительное изучение характеризуемой личности по данному показателю. Во всяком случае, подобное несовпадение должно быть специально отмечено при обобщении. Обобщение завершается указанием на наиболее значимые для данной личности индивидуальные различия в организаторских способностях, а также тенденций их развития. Психологическую характеристику организаторских способностей необходимо дать на основе обобщения данных таблицы (психологической избирательности, практически- психологическому уму, психологическому такту и др.). На основе указанного выше материала делается общий краткий вывод об изучаемой личности с точки зрения ее организаторских возможностей: не способен к самостоятельной организаторской деятельности, проявляет слабые или средние организаторские способности, проявляет хорошие способности, очень способный организатор. Приложение № 7 Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности) (В.Синявский и Б. А. Федоришин) Параметр: уровень социализированностиучащихся Критерий: деятельностно-практическийкомпонент Показатель: уровень развития коммуникативных и организаторских компетентностей Метод диагностики: КОС Цель: изучение коммуникативных и организаторских склонностей Методика предназначена для подростков и старшеклассников 14 – 17 лет. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Коммуникативные и организаторские способности являются и по своему содержанию связаны с активным взаимодействием между людьми. Они являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа "человек - человек". Коммуникативные и организаторские способности являются ведущими в образовании межличностных отношений, в сплочении членов коллектива, в организации учебных, спортивных, игровых и других групп, в привлечении к себе людей, в умении организовать и направить их деятельность. Описание методики: учитывая, что способности тесно связаны с потребностями личности, ее интересами и избирательным эмоциональноволевым отношением к деятельности, была разработана психодиагностическая методика опосредованного выявления коммуникативных и организаторских способностей - через выявление и оценку соответствующих склонностей. Диагностике подвергаются потенциальные возможности личности в развитии ее коммуникативных и организаторскихспособностей. Методика базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте, отношения. При построении опросника были учтены различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие - к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос. В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы: а) проявляет ли личность стремление к общению, много ли у нее друзей; б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; в) быстро ли привыкает к новым людям, к новомуколлективу; г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях; е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми; ж) легко ли ему даются выступления в аудиториислушателей. В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов. Программа изучения организаторских склонностей включает вопросы: а) быстрота ориентации в сложных ситуациях; б) находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность; в) склонность к организаторской деятельности; г) самостоятельность, самокритичность; д) выдержка; е) отношение к общественной работе. Стимульный материал методики КОС Инструкция: Вам нужно ответить на все вопросы этого бланка. Свободно выразите свои мысли по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте против него знак «+»,если же не согласны – знак «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Текст опросника 1. Много ли у Вас другой, с которыми Вы постояннообщаетесь? 2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашегомнения? 3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из ваших товарищей? 4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критическойситуации? 5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различнымилюдьми? 6. Нравиться ли Вам заниматься общественнойработой? 7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем слюдьми? 8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своихнамерений? 9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту? 10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры иразвлечения? 11. Трудно ли для Вас включиться в новые для Васкомпании? 12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня? 13. Легко ли Вам удаётся установить контакты с незнакомыми людьми? 14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашиммнением? 15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новомколлективе? 16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей,обязательств? 17. Стремитесь ли Вы при удобном случае побеседовать и познакомиться с новым человеком? 18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу насебя? 19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побытьодному? 20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Васобстановке? 21. Нравиться ли Вам постоянно находиться средилюдей? 22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатоедело? 23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новымчеловеком? 24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения стоварищами? 25. Любите ли Вы участвовать в коллективныхиграх? 26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Вашихтоварищей? 27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомыхлюдей? 28. Верно ли, что Вы стремитесь к доказательству своейправоты? 29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию? 30. Принимали ли Вы участие в общественной работе вшколе? 31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количествомлюдей? 32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно было не сразу принято Вашимитоварищами? 33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в малознакомуюкомпанию? 34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группелюдей? 36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи,свидания? 37. Верно ли, что у Вас многодрузей? 38. Часто ли оказываетесь в центре внимания у своихтоварищей? 39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми? 40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своихтоварищей? КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ Двадцать вопросов методики дают возможность оценить наличие ли отсутствие коммуникативных способностей (высокий, средний или низкий уровень их развития). Один балл получает ответы «да» на следующие вопросы № 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 и ответы «нет» на вопросы № 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Двадцать вопросов оценивают организаторские способности и уровень их развития. Один балл получают ответы «да» на вопросы № 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 34, 38 и ответы «нет» на вопросы № 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 30, 32, 36, 40. Высчитывается коэффициент (К) отдельно для коммуникативных и организаторских способностей. К=м\20, м – количество совпавших ответов. Уровни способностей: Коммуникативные Организаторские 0,10 - 0, 45 Низкий 0,20 - 0,55 0,46 - 0, 55 ниже среднего 0,56 - 0,65 0,56 - 0,65 Средний 0,66 - 0,70 0,66 - 0,75 Высокий 0,71 - 0,80 0,76 - 1,00 очень высокий 0,81 - 1,00