Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Студия современного танца «Каприэль» Возраст учащихся: 4 - 8 лет Срок реализации – 1 год обучения Автор-составитель Костромитина Ирина Владимировна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 Содержание 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.............................................................. 3 1.1. Пояснительная записка ................................................................................ 3 1.2. Цель и задачи программы ................................................................................................ 5 1.3. Содержание программы ..................................................................................................... 6 1.4. Планируемые результаты................................................................................................. 7 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ............................. 8 2.1. Календарный учебный график ..................................................................................... 8 2.2. Условия реализации программы:............................................................... 8 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................ 8 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................. 11 Приложение 1 ....................................................................................................... 14 Приложение 2 ....................................................................................................... 15 2 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в мир танца» предоставила возможность детям дошкольного возраста реализовать потребность в приобретении и развитии танцевальных навыков. Освоение содержания программы дает возможность детям в раннем возрасте приобщиться к азам танцевального искусства, заложить основы дальнейшего продвижения в этой области, почувствовать себя артистом. Направленность художественная. В наши дни танец является одним из самых популярных видов искусства среди детей. Занятия танцами способствуют формированию у ребенка позитивного самоощущения, раскрепощенности, уверенности в себе, эмоционального благополучия, значимости в среде сверстников, положительной самооценки. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении 3 информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Актуальность. Обучение по программе приобщает детей к области танцевального искусства, вырабатывает начальные танцевальные навыки, которые так необходимы для гармоничного воспитания дошкольников. Кроме того, занятия танцем способствуют укреплению здоровья ребенка и закладывают основу его правильному физическому развитию, развивают фантазию, память, эстетический вкус, воспитывают культуру поведения и общения, расширяют кругозор учащихся. Отличительная особенность и новизна: творческие занятия хореографией в группах настраивают ребенка на созидание, раскрывают природный потенциал, формируют понимание прекрасного, активизируют внимание и ассоциативное восприятие, воспитывают художественный вкус, раскрепощают и в то же время дисциплинируют, приучают к трудолюбию, вырабатывают волю, чувство ответственности, помогают социализироваться. Таким образом, танец является многофункциональным инструментом для разностороннего развития личности ребенка с ранних лет. Условия набора и формирования групп: В реализации программы принимают участие учащиеся от 4 до 8 лет на основе добровольного вступления в объединение, имеющие хорошие способности к занятиям танцами, которые проверяются на предварительном просмотре. Также для обучения могут быть приняты учащиеся, не имеющие хороших физических данных, но обладающие высокой мотивацией к занятиям. Учащиеся объединяются в группу до 15 человек по уровню начальной подготовки. Адресат программы: учащиеся возраста 4-8 лет. Возрастные особенности: данный возрастной этап психического развития характеризуется игрой, как ведущим видом деятельности. 4 Содержание игры, в частности в рамках учебных занятий, направлено на развитие психофизиологических особенностей, высших психических функций, способствует развитию коммуникативных умений в межличностном общении со сверстниками и взрослыми. Данный период онтогенеза связан со становлением личности и личностных механизмов поведения, осуществляется значительный рост физиологических особенностей и физических качеств личности, коррекция и развитие которых возможна в рамках творческих занятий хореографического коллектива. Объем и срок освоения программы: 108 часа. Срок освоения программы: 1 год обучения, 36 недель. Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: 3 раза в неделю 1 учебному часу. Форма обучения – очная. Уровень освоения программы: стартовый и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддержать интерес, увлечённость процессом, вызвать у учащегося положительные эмоции, способствуя его самовыражению и повышению самооценки. Форма обучения – коллективная, групповая, индивидуальногрупповая. Формы занятий: беседа, практические занятия, комбинированные занятия, итоговые. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение; открытый урок. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: развитие личности учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в творческом самовыражении, гармоничном физическом развитии путем овладения танцевальным искусством. Задачи программы: Обучающие: 1. Сформировать начальную мотивацию к обучению. 2. Сформировать начальные эстетические потребности. 3. Обучить начальным навыкам коллективного исполнения композиций в простейших рисунках танца. 4. Познакомить с элементарными знаниями танцевальной теории. Развивающие: 5 1. Развить самооценку учащихся. 2. Развить начальные танцевальные способности (растяжка, пластичность, выразительность). 3. Развить танцевальную память, внимание, мышление. 4. Развить артистические качества. Воспитательные: 1. Воспитать трудолюбие, ответственность, дисциплину, коммуникативность. 2. Воспитать волевые качества: способность добиваться результата, совершенствовать свое мастерство. 1.3. Содержание программы Учебный тематический план № Наименование тем 1. Введение в танец 2. Интервалы 3. Партерная гимнастика 4. Акробатические упражнения Итого Количество часов всего 4 16 теория 2 4 44 8 44 8 108 22 Формы аттестации/ контроля практика 2 Наблюдение, беседа 12 Наблюдение Наблюдение, 36 открытый урок Наблюдение, 36 открытый урок 86 Содержание Тема 1. Введение в танец. Теория: правила поведения на занятиях. Изучение требований к занятиям. Время начала занятий. Форма репетиционной одежды. Санитарногигиенические требования. Практика: знакомство. Игра-знакомство в кругу, «Чем мы похожи», «Интервью», «Снежный ком», «Расскажи, игрушка». Тема 2. Интервалы. Теория: понятие – «рисунок танца», перестроения в рисунках танцев, основные принципы ориентации в пространстве: точки класса, коллективное взаимодействие. Практика: игры и этюды на ориентацию в пространстве, перестроения в рисунках: «Строим дом», «Найди себя», «Паровозик», «Змея», «Танец в кругу». Тема 3. Партерная гимнастика. Теория: последовательность выполнения упражнений для развития выворотности, гибкости, растяжки, подъема. 6 Практика: упражнения для развития выворотности. Упражнения: «Лягушка», «Черепашка», «Бабочка». Упражнения для развития гибкости из положений: сидя, лежа, на боку, «Кошечка», «Лодочка», «Рыбка». Упражнения для развития растяжки, шпагаты. Упражнения для развития подъема, «Вытянутые стопы». Упражнения для развития шага, «Броски». Упражнения для укрепления мышц пресса, «Скамеечка», «Горка». «Повороты корпуса», махи в сторону на боку. Упражнение «Складочка». Упражнения на гибкость с лентам. Упражнения для развития выворотности с мячами. Упражнения с использованием эластичной ленты, жгута. Упражнения в развитии с добавлением координации головы и рук. Расслабление и дыхание, «Надуй мяч». Тема 4. Акробатические упражнения. Теория: последовательность и техника выполнения акробатических упражнений: «Шпагаты», «Колесо», «Мостик», «Стойка на лопатках», «Стойка на руках» у стенки, «Кувырок вперед». Практика: «Шпагаты» (с правой, с левой, поперечный); «Мостик». «Стойка на лопатках». «Стойка на руках» у стенки. «Кувырок вперед». Силовые упражнения: «отжимания». Приседания, упор лежа. Упражнения с использованием скакалки. Упражнения на развитие устойчивости «Цапля».. Прыжки с разножкой. Упражнения на развитие силы голеностопа. Упражнения на равновесие. Игровые образы в акробатике, «Обезьянка». Открытый урок. 1.4. Планируемые результаты Предметные: • будет сформирована начальная мотивация к обучению; • будут сформированы начальные эстетические потребности; • овладение начальными навыками коллективного исполнения композиций в простейших рисунках танца; • владение элементарными знаниями танцевальной теории. Метапредметные: • будет развита самооценка учащихся; • будут развиты начальные танцевальные способности (растяжка, пластичность, выразительность); • будет развита танцевальная память, внимание, мышление; • будут развиты артистические качества. Личностные: • будет воспитано трудолюбие, ответственность, дисциплину, коммуникативность. 7 • будут воспитаны волевые качества: способность добиваться результата, совершенствовать свое мастерство. 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Дата Дата начала Период окончания обучения по обучения обучения по программе программе 1 полугодие 10 сентября 30 декабря 2 полугодие 09 января 28 мая Всего Количеств учебных о учебных недель часов 16 20 48 60 Режим занятий 3 раза в неделю по 1 учебному часу 2.2. Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение программы: • просторный зал с зеркалами; • музыкальный центр; • CD с записью танцевальной музыки; • прорезиненные коврики; • мячи, ленты, скакалки; • репетиционная форма, танцевальная обувь. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Информационное обеспечение: Для проведения занятий понадобятся: сказки, стихи; подборка музыкальных произведений; подборка упражнений и этюдов. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Система контроля освоения содержания программы включает в себя: • входной контроль проводится в начале обучения в форме наблюдения, просмотра; • тематический контроль проводится в форме наблюдения педагога за усвоением учащимися теоретических понятий, практических танцевальных навыков; • итоговый контроль проводится в форме открытого урока. Педагогом проверяется усвоение теоретических понятий и практических навыков. 8 Результаты определяются по трем уровням освоения программы: низкий, средний, высокий. Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в конце года в соответствии с разработанными критериями оценки результатов в форме открытого урока. Оценочные материалы: 1. Карта выявления уровня хореографических способностей (Приложение 1). 2. Карта предварительного контроля (Приложение 2). Методические материалы: Методическое обеспечение программы № Тема программы Форма занятия Введение в танец Занятие – игра. 2 Интервалы Практическая работа с элементами беседы и игры. 3 Партерная гимнастика Практическая работа элементами беседы и игры. 4 1 Акробатические Практическая Методы и приемы, технологии Словесный (беседа), игровой; выполнение упражнений. Игровые технологии. Технология сотрудничества. Словесный (объяснение); игровой; наглядный (показ педагога); репродуктивный (повторение упражнений). Игровые технологии. Дидактический материал Фотографии детских танцевальных коллективов Санкт – Петербурга. Потапчук А.А., Т.С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников», СПб «Речь», 2009 г. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г., «Са Фи Дансе» танцевально-игровая гимнастика для детей, СПб «Детство-пресс», 2001 г. Смирнова Т.А. « Словесный Конорова Е.В. «Занятия (объяснение); игровой; по ритмике в I и IV наглядный (показ классах музыкальной педагога); практический школы». Выпуск 2; (выполнение Руднева С.Д. Фиш 3. упражнений). «Ритмика. Музыкальное Технологии движение». здоровьесбережения. Словесный, игровой, «Гармоничное развитие 9 упражнения работа с элементами беседы и игры. наглядный, повторение упражнений. детей средствами гимнастики». Физическая культура, Москва «Просвещение», 2005г. Формы организации образовательного процесса: В преподавании используются технологии и методы активного обучения: командная работа (работа в малых группах), индивидуальная работа (сольные партии). Ведущими методами обучения учащихся танцевальному искусству являются: • показ движений; • объяснение методики исполнения движений современного танца; • задания на импровизацию; • танцевальная игра; • постановка танцевальных композиций; • просмотр видео материалов. Такая организация учебного процесса дает обучающемуся комплекс знаний и умений по хореографии, культурно обогащает, прививает любовь к искусству, к творчеству, прививает способность понимать сущность хореографической деятельности, самостоятельно решать разнообразные задачи, готовит к выбору профессионального образования в среднеспециальных и высших учебных заведениях. Методы мотивации учащихся: • создание игровой ситуации, наличие общения; • использование ассоциативного восприятия в процессе обучения; • состязательности - наличие проблемного поля; • создание ситуации успеха; • соблюдение соревновательных деятельности; правил, определение оценок • сотрудничество и сотворчество - отношение доверия и уважения, использование совета, умение выслушать мнение. Методы контроля достижений учащихся 10 Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет учащимся, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе. Педагогические технологии 1. Технология здоровьесберегающего обучения. Для занятий хореографией мною принимаются учащиеся с различными физическими данными, поэтому возникает необходимость на уроках заниматься как общим физическим развитием, так и исправлением (коррекцией) физических недостатков. Формирование правильной техники исполнения движений создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В процессе обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. 2. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. Данная технология позволяет организовать обучение учащихся в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу Занятие состоит из трёх частей: • I часть включает построение, приветствие, разогрев мышц, дыхания, подготовку к основной деятельности и занимает 1/3 урочного времени. • II часть, самая длительная, состоит из повторения, закрепления пройденного материала, разучивания новых упражнений, движений и танцевальных комбинаций, занимает 1/2 времени от урока; • III часть состоит из танцевально-музыкальных игр и занимает 1/6 времени от урока. • Занятия проводятся в игровой форме. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. - М.: Издательство «Гном и Д», 2004. - 120 с. 2. Деникаева О.В. Развитие ребёнка средствами хореографии: Сборник учебных программ: Выпуск. 3; Объединение «Дворец молодёжи». Екатеринбург, 2000. - 50 с. 3. Калашникова Т. И. Программа музыкально-ритмического воспитания. – ИГПК №1, 2007. 11 4. Конорева Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1. - М.: Музыка, 1972. 5. Конорева Е.В. Занятия по ритмике в I и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. - М.: Музыка, 1973. 6. Костровицкая В. Сто уроков классического танца, СПб., 2009. 7. Лисицкая Т. Пластика, ритм. — М.: Физкультура и спорт, 2005. 8. Лифшиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. — М.: Академия, 2009. 9. Потапчук А.А., Т.С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников», СПб «Речь», 2009 г. 10. Руднева С. и Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение М., «Просвещение», 1972. - 334 с. 11. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие, Москва, Владос, 2008) 12. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевальноигровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие, СПб, Детствопресс, 2001. Литература для учащихся и родителей: 1. Барышникова Т. Азбука хореографии, Москва: Айрис Пресс, 2009. 2. Портнов Г. «Ну-ка, дети, встаньте в круг! Танцы народов мира» Пособие для преподавателей ритмики и хореографии, Москва, «Просвещение», 2011 г. 3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать» Для средних специальных учебных заведений, Москва «Просвещение», 2013г. 4. Я вхожу в мир искусств. Этика и воспитание: от самооценки к самосовершенствованию. Методическое пособие. – 10 (62)/2002, М. Список электронных ресурсов сети Интернет № Ссылка сайта Краткое описание 1. www.yandex.ru.video Видеоролики по темам Информационные материалы по 2. www.encyclopaedia.biga.ru темам Материалы по современному 3. www.alldanceworld.ru танцу Материалы по классическому 4. www.golbis.com танцу Материалы на тему народных 5. www.costumer.narod.ru костюмов и традиций Материалы по классическому 6. www. dic.academic.ru танцу 12 7. 8. www. encyclopaediarussia.ru www.ololo.fm http://dream-and-dance.com. 13 Энциклопедические материалы по темам Материалы о современных танцевальных направлениях Приложение 1 Карта выявления уровня хореографических способностей № 1 2 3 4 Описание составляющих Шкала оценки Качеств о отсутств ует Качество выражен о очень слабо на уровне первично го знания Качество выражен о очень слабо на уровне знаний Качество выражен ов средней степени на уровне первично го навыка Качество выражено в средней степени на уровне навыка (применяе т на практике) Качество выражено в высокой степени на уровне уверенног о применени я на практике 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов Развитие физических данных гибкость выворотность прыжок растяжка выносливость равновесие шаг Средний балл: Знание основных хореографических навыков и умение их применять на практике постановка корпуса понятие "втянутое колено" понятие "вытянутый подъем", "птичка" Понятие «лягушка, бабочка», «шпагат» основные позиции ног основные позиции рук термины различных техник танца, согласно году обучения Средний балл: Пространственная ориентация понятия "ближний круг", "дальний круг" интервал ракурс умение держать рисунок точность перестроения чувство партнёра Средний балл: Психофизиологическое развитие развитие чувства ритма 14 Приложение 2 Карта входного контроля Фамилия имя Сколько полных лет, месяцев Рост Вес Строение тела Осанка Выворотность Стопа Балетный шаг Гибкость тела Прыжок Координация движений Музыкально-ритмическая координация Устойчивость Темперамент Особые отметки 15