Палитра 25-26.pdf

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной

«Палитра»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 72 часа

Автор-составитель:
Сенатор Евгения Сергеевна
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2025 г.

2

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Палитра»
(далее
Программа)
разработана
для
предоставления
образовательных услуг обучающимся младшего школьного возраста в
условиях муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования имени Дома Детского творчества им. Е. Е. Дерягиной.
Данная программа базового уровня сложности, предполагает
использование и реализацию таких форм организации материала, которые
допускают
освоение
специализированных
знаний,
гарантировано
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно- тематического направления программы.
Программа «Палитра» разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ;
3. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 № 809;
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года» от 7 мая 2024 года №309;
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» от 26.12.2017 № 1642 (ред.21.02.2025);
6. Постановление
Правительства
Свердловской области
«Об
утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года» от 18.09.2019 № 588-ПП;
7. Постановление
Правительства
Свердловской
области
«Об
утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания
граждан в Свердловской области на период до 2035 года» от 07.11.2019 № 761ПП;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);

3

9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023
№ 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой
трансформации образования, относящейся к сфере деятельности
Министерства просвещения Российской Федерации и признании утратившим
силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р»;
11. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019
№ 375 «О разработке стратегий социально-экономического развития
административно-территориальных единиц муниципального образования
«город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов)
Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»;
12. Постановление Администрации города Екатеринбурга «Об
утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование –
стандарт «Пять звезд» от 07.06.2022 №1523;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
17. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);

4

18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года» от 30.03.2018 №
162-Д;
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ» от 5 августа 2020 г. № 882/391;
21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
27.07.2022 № 629;
23. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование» (Письмо Минпросвещения России от 19.01.2022 N ДГ2054/06);
24. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
25. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Программа имеет художественную направленность. В ходе ее
освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других
стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и
воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного
мышления,
колористического
восприятия,
она
способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в
процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить

5

потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими
силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы
чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат
понимать прекрасное. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир
массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует
привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений
искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к
искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа, основанная на многолетнем личном педагогическом
опыте автора, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но
и создает условия для формирования таких личностных качеств, как
уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение
радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять
лидерские качества.
Также через занятия изобразительным творчеством появляются
реальные возможности решать психологические проблемы детей,
возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение
изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие
художественного творчества школьников через систему дополнительного
образования детей становится особенно актуальным.
Педагогическое кредо автора – разбудить в каждом ребенке
стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того,
чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. В студию
принимаются дети с разной степенью одаренности и различным уровнем
базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные
особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку.
Отличительные особенности и новизна программы прослеживаются
по нескольким направлениям:
Во-первых, данная программа, хотя и рассчитана на детей младшего и
среднего школьного возраста (от 7 до 10 лет), ориентирована на то, чтобы дать
им базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на
преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как
живопись, рисунок, графика. Автор осознанно уходит от популярного сегодня
у многих педагогов стремления охватить в программе работы изостудии,
рассчитанной на 1 год обучения, как можно больше направлений

6

изобразительной деятельности (от живописи и графики до скульптуры и
декоративно-прикладного искусства в многообразии его направлений).
Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определенные
знания теории изобразительного искусства, а также основополагающие
практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем
станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности,
которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребенка и
будут выбраны им для дальнейших углубленных занятий по
специализированным программам – таким как: «Цветоведение», «Рисунок»,
«Графика», «Скульптура» и т. д.
Тем самым программа «Палитра» не только дает основательную базу по
ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но
и создает для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного
развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо –
при особой одаренности ребенка – за его пределами в специализированных
художественных школах).
Во-вторых, программа рассчитана на достаточный объем учебных часов
по ИЗО. Продолжительность обучения – 72 часа. В программе предусмотрено
ознакомление детей с различными видами графики, обучение некоторым
приемам работы в технике рисунок, дающее понятие о различии между
станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по
основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных
практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов в
технике бумажной пластики.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной
программе позволяет детям не только освоить базовые основы
изобразительного творчества, но и достичь общего углубленного уровня
подготовки.
В-третьих, вся программа построена на использовании оригинальных
методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищноигровых приемов, способствующих систематическому формированию и
поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству.
Всевозможные игровые задания, театрализованные действия стимулируют
интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребенок,
независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом,
художником.
Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего,
возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребенка тесно связана с
игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают

7

окружающий мир. Благодаря ей у ребенка можно развить внимание,
воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным
творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них
потребность к художественному самовыражению.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 7-10 лет
(младший школьный возраст). В творческое объединение принимаются все
желающие, без ограничения.
Важное значение при разработки программы имеют особенности
развития психики и познавательной деятельности школьников. Интенсивное
развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших
школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия
сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к
их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.
Задания для таких детей не должны быть особенно трудоемкими и
объемными, а для создания больших работ используется коллективная форма
организации труда, которая дает возможность формировать навыки и умение
работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи.
Учебная организация учебной работы младших школьников требует
постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании
волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении
знаниями.
Весьма важно развивать нравственное сознание и обогащать их яркими
нравственными представлениями по различным вопросам поведения и
закреплять у детей устойчивые формы поведения.
В воспитании и развитии школьников большое значение имеет личность
педагога. Его чуткость, внимание и умение стимулировать, организовывать
как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят в решающей
мере определяют успех воспитания.
Не менее существенной задачей является развитие навыков
самостоятельной работы, умения проявлять самостоятельность и творческий
подход при выполнении задания.
Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении. Они не
удовлетворяются внешними восприятиями изучаемых тем, а стремятся понять
их сущность. У них развивается абстрактное мышление и логическая память.
Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения
проблемного характера, учить самим формулировать проблемы, вырабатывать
аналитико-синтетические умения.
Существенной особенностью в воспитании является профессиональная
ориентация. Необходимо раскрывать перед ними красоту повседневного

8

труда, ориентировать на создание материальных ценностей в сфере
декоративно-прикладного творчества.
В процессе обучения необходимо также учитывать индивидуальные
различия и особенности детей. Весьма важно знать особенности
познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и
интересы. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный
подход в обучении: слабейшим ученикам нужно оказывать помощь, развивать
их память, сообразительность, познавательную активность; более сильные
нуждаются в дополнительных заданиях с тем, чтобы не потерять интерес к
работе.
Большое
внимание
нужно
уделить
изучению
чувственноэмоциональной сферы детей и своевременно выявлять тех, кто отличается
повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не
умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами.
Только глубокое знание особенностей каждого ребенка создает условия
для успешного проведения образовательного процесса.
Общий объем программы: 72 часа
Срок реализации программы: 1 год, включает в себя теоретическую,
практическую и творческую работы.
Наполняемость учебной группы: 8-15 чел.
Формы обучения и виды занятий. Форма обучения: очная. Для
реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой
программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие
родителей обучающихся.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми
методами работы в тех или иных техниках с различными материалами
(обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее
возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных
знаний в работе с натуры; оно дает ребенку возможность тренировать свою
зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над
иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует
развитию творческого воображения ребенка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают
полную свободу в выборе художественных материалов и использовании

9

различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребенка,
раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное (на повторение) – помогает педагогу после
изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить
детей, которым нужна помощь педагога.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим
обсуждением в кружке.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за
учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих
работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
В творческое объединение принимаются все поступающие.
Специального отбора не требуется. Обучающиеся знакомятся с правилами и
приемами работы рисования, приемами работы с гуашью, акварелью,
акварельными карандашами, пастелью.
Обучающиеся самостоятельно готовят индивидуальные творческие
работы для персональных выставок. В своих работах обучающиеся должны
воплотить свои замыслы и фантазию, показать творческое мастерство.
Режим занятий: Занятия проходят в группах 1 раз в неделю по 2
академических часа (1 академический час – 40 минут + 10 минут перемена).
Программа предполагает индивидуальную работу с детьми при выполнении
конкурсных работ в рамках учебного занятия.
Особенности организации образовательного процесса:
Данная программа содержит два образовательных модуля:
 Первый модуль (с сентября по декабрь) – 36 часов;
 Второй модуль (с января по май) – 36 часов.
Каждый модуль имеет полную законченность в обучении. Занятия
проводятся в группах до 12 человек. На занятиях предусматривается
деятельность, создающая условия для творческого развития обучающихся на
различных возрастных этапах, и учитывается дифференцированный подход,
зависящий от степени одаренности и возраста детей.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение
обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Важным
звеном программы является работа с натуры и по наблюдению – при этом
происходит обогащение замысла тематической композиции оригинальными
решениями.
Программа включает в себя задания с постепенным усложнением.

10

Практические занятия проходят как совместно с педагогом (поэтапное
выполнение работы), так и самостоятельно – для закрепления полученных
знаний и умений. Изучение нового материала чередуется лекциями, беседами,
просмотрами обучающих видеороликов.
Цели и задачи программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты
и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого
ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к
достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы
Обучающие:
 знакомить с жанрами изобразительного искусства;
 знакомить с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
 обучать основам перспективного построения фигур в зависимости от
точки зрения;
 получать умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
Развивающие
 развивать у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимание,
память, фантазию, воображение;
 развивать колористическое видение;
 развивать художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
 улучшать мелкую моторику, пластичность, гибкость руки, точность
глазомера;
 формировать организационно-управленческие умения и навыки
(планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины;
содержать в порядке свое рабочее место);
 развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные:
 формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 формировать уважительное отношение к искусству разных стран и
народов;

11

 воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
 воспитывать аккуратность.
Содержание программы Учебный план
№

Количество учебных
часов

Название раздела, темы

всего

теория

Формы контроля

практ.

Первый модуль
1 Введение в программу
1.1 Знакомство с рисованием

2

1

1

беседа

язык цвета,
2.1 Живопись, как
Цветовое изображение мира.

4

1

3

беседа

2.2 Королева
волшебные

2

0,5

1,5

просмотр работ,
обсуждение

2.3 Праздник теплых и холодных
цветов
2.4 Хоровод лесных растений
(ягоды, грибы, цветы)
форм на примере
2.5 Контраст
осенних листьев и деревьев

4

1

3

тест

4

1

3

2

0,5

1,5

минивыставка
просмотр работ,
обсуждение

2.6 Пейзаж на осеннюю тематику

2

0,5

1,5

конкурс

2.7 Натюрморт

2

0,5

1,5

просмотр
работ, обсуждение

4

1

3

Просмотр работ,
обсуждение

4.1 Основы рисунка.

2

0,5

1,5

беседа

4.2 Свет, тень, полутень

2

0,5

1,5

беседа

4.3 Зарисовки домашних
Животных (Рисунок)

2

0,5

1,5

просмотр
работ, обсуждение

5.1 Граттаж

2

0,5

1,5

просмотр
работ, обсуждение

5.2 Гризайль

2

0,5

1,5

выставка

1

1

2 Живопись

кисточка
и
превращения красок

в холодных оттенках

3 Декоративное рисование
3.1 Стилизация. Стилизация
растительных форм.
4 Рисунок

5 Графика

Второй модуль
1 Композиция
1.1 Азы композиции

2

беседа

12

1.2 Линия горизонта

2

0,5

1,5

беседа

1.3 Композиционный центр

2

0,5

1,5

просмотр работ,
обсуждение

1.4 Ритм и движение

2

0,5

1,5

1.5 Ассоциативная
композиция.
«Времена года».
1.6 «Городской пейзаж»,
Смешанная техника.
1.7 Морской пейзаж

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

просмотр работ,
обсуждение
просмотр работ,
обсуждение
минивыставка
мини-выставка

2 Выразительные средства графических материалов
2.1 Пастель, уголь (различные приемы
2
1
работы)
2.2 Пейзаж пастелью
2
0,5

1,5

2.3 Натюрморт углем

1

просмотр работ,
обсуждение
минивыставка
минивыставка

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

просмотр работ,
обсуждение

5.1 Фигура человека

6

1

5

беседа

5.2 Зарисовки частей лица (глаза, губы,
нос)
5.3 Портрет человека

6

1

5

беседа

2

0.5

1,5

минивыставка

72

18,5

53,5

3 Рисунок
3.1 Перспектива
5 Фигура и портрет человека

ИТОГО

13

Содержание учебного плана
Первый модуль (36 часов)
1. Введение в программу
1.1. Знакомство с рисованием.
Теория: Значение и роль рисования в жизни человека. История развития
изобразительного искусства и основные направления.
Практика: Демонстрация различных материалов и их особенностей.
Практика работы с карандашами, ручками и простыми материалами.
2. Живопись
2.1. Живопись, как язык цвета, цветовое изображение мира.
Теория: Знакомство со свойствами цвета, понятия цветового круга,
основных, составных цветов, дополнительного цвета.
Практика: Смешивание цветов и получение дополнительных.
2.2. Королева кисточка и волшебные превращения красок.
Теория: Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы
кистей: жесткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила
работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при
разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звездочка», «кирпичик», «волна».
Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, желтая),
секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем
смешивания главных красок.
Практика: Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга»,
«Праздничный букет», «Салют».
2.3. Праздник теплых и холодных цветов.
Теория: Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных
явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на
теплые и холодные. Особенности теплых цветов (ощущение тепла, согревания).
Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимно дополнения
теплых и холодных цветов.
Практика: Выполнение заданий: упражнение на зрительную и
ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая
рыбка», «Морское дно».
2.4. Хоровод лесных растений (ягоды, грибы, цветы)
Теория: Для проведения занятия составлена слайд – презентация, при
просмотре которой происходит изучение нового материала. В соответствии
возрастными особенностями детей на занятии используются объяснительно иллюстративный, групповые задания. Развивать эстетический вкус и
познавательную активность обучающихся, умение работать в группе.

14

Практика: поэтапное выполнение работ по новой теме (ягоды, грибы,
цветы)
2.5. Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев.
Теория: Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа
–самая талантливая художница (разнообразие растительного мира, различные
природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между
собой различных контрастных форм. Изучение плоской формы, ее
особенности. Показ детских работ из фонда. Закрепление понятия тон,
использование его в работе. Развитие умения наблюдать с натуры.
Практика: Примерные задания: «Ковер из осенних листьев»
2.6. Пейзаж на осеннюю тематику.
Теория: Формирование целостного колористического видения пейзажа,
его особенностей в разное время года.
Практика: Примерные задания: «Царство осеннего леса», формат А3.
Материалы: гуашь или акварель.
2.7. Натюрморт в холодных оттенках.
Теория: Знакомство с передачей изменения цвета предмета в
зависимости от окружающей среды и освещенности. Научить анализировать
цветовые отношения в натюрморте: влияние одного цвета на другой;
изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера
освещенности; смело наносить цветные рефлексы от соседних предметов;
лепить форму цветом; последовательно вести работу; углублять знания в
области цветоведения; развивать цветовосприятие; воспитывать интерес к
живописи.
Практика: выполнение работы на заданную тему, бумага формата А3,
гуашь, кисти, палитра, тряпочка.
3. Декоративное рисование
3.1. Стилизация. Стилизация растительных форм.
Теория: Стилизация как упрощение и обобщение природных форм.
Особенности художественного видения мира детьми: яркость восприятия,
плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ
детского рисования. Стилизация растительных форм. Изучение растительных
мотивов в декоративном искусстве.
Практика: Примерные задания: «Древо жизни», «Чудо цветок».
Зарисовки растений, цветов и трансформация их в декоративное изображение.
4. Рисунок
4.1. Основы рисунка.
Теория: Знакомство учащихся с понятием «рисунок», его видами,

15

техникой работы над рисунком, понятие о наброске, его значении.
Практика: зарисовки с натуры и по памяти, или представлению с
помощью простого карандаша.
4.2. Свет, тень, полутень.
Теория: Дать определение свет, тень, полутень. Закрепить теорию на
практике.
Практика: Работа простыми карандашами.
4.3. Зарисовки домашних животных (рисунок)
Теория: Особенности строения домашних животных – кошка и
птицы. Графический этюд. Просмотр образцов.
Практика: Конструктивное поэтапное построение животных.
Выполнение графического этюда.
5. Графика
5.1. Граттаж.
Теория: Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание
линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью
процарапывания.
Практическое занятие: Примерные задания: «Праздничный город»,
«Цирк».
5.2. Гризайль.
Теория: Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой
растяжки. Знакомство с различными приемами работы в этой технике для
получения тоновых отношений.
Практика: Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна»,
«Садовник».
Второй модуль (36 часов)
1. Композиция
1.1. Азы композиции.
Теория: Знакомство с основными правилами композиционного
построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).
Практика: закрепление теории на практике.
1.2. Линия горизонта.
Теория: Линия горизонта – граница между небом и землей. Изменение
горизонта и его высоты от точки зрения.
Практика: Примерные задания: «Восход солнца», «Полет птиц».
1.3. Композиционный центр.
Теория: Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может
менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

16

Практика: Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря»,
«Ночной город».
1.4. Ритм и движение.
Теория: Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты
ритмических пятен для передачи движения в композиции.
Практика: Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по
кругу», «Догонялки».
1.5. Ассоциативная композиция. «Времена года».
Теория: знакомство с новым понятием– ассоциативная композиция.
Просмотр презентации «Пейзажи природы в картинах русских художников».
Физиологические воздействия цвета на человека, символика цвета.
Практика: работа над сюжетом, который раскрывает в ассоциативной
композиции заданную тему «Времена года» (гуашь, акварель).
1.6. «Городской пейзаж», смешанная техника.
Теория: Расширить представление о развитии жанра городского
пейзажа. Закрепление знаний законов линейной и воздушной перспективы,
познакомить учащихся с ритмической организацией изображения. Учить
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображений предмета и группы предметов. Учить
создавать творческие композиционные работы с натуры, по памяти и по
воображению; способствовать развитию творческих способностей. развитие
пространственного представления зрительной памяти.
Практика: выполнение работы, «Город, где я был»
1.7. Морской пейзаж
Теория: способствовать формированию умения изображать море,
используя законы композиции; развитию пространственного воображения
детей, образного восприятия мира, эстетического отношения к
действительности.
Практика: выполнение работы на заданную тему.
2. Выразительные средства графических материалов
2.1. Пастель, уголь (различные приемы работы).
Теория: Изучение технических приемов и совершенствование навыков
работы над созданием рисунков мягким материалом. Изучение выразительных
возможностей мягких материалов.
Практика: закрепление различных приемов на практике.
2.2. Пейзаж пастелью.
Теория: Знакомство с пастель. Развитие навыков работы с пастелью.
Практика: выполнение работы на заданную тему.

17

2.3. Натюрморт мягкими материалами. (Уголь)

Теория: Знакомство с техническими приемами рисования мягким
материалом.
Практика: рисование наброска и построение предметов натюрморта.
3. Рисунок
3.1. Перспектива.

Теория: Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
передача пространства на плоскости изображения.
Практика: изображение пейзажа по законам перспективы с передачей
глубины пространства.
4. Фигура и портрет человека
4.1. Фигура человека (построение).

Теория: пропорции фигуры человека, фигура человека в движении.
Практика: наброски и зарисовки фигуры человека.
4.2. Зарисовки частей лица человека (глаз, губ, носа).
Теория: Познакомить со строением глаз, носа, губ. Развивать
графические навыки. Развивать творческое воображение, наблюдательность,
память, умение анализировать пропорциональные отношения.
Практика: выполнение работы в карандаше, развитие умения работать
самостоятельно, правильно пользоваться поэтапным планом работы.
4.3. Портрет человека.
Теория: расширение представления о портрете как об одном из жанров
изобразительного искусства, представление о пропорциях головы человека;
Овладевание графическими и живописно-декоративными навыками в
создании портрета.
Практика: рисование портрета близкого человека
Планируемые результаты
Предметные:
 знакомы с жанрами изобразительного искусства;
 знакомы с художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
 обучены основам перспективного построения фигур в зависимости от
точки зрения;
 способны
грамотно
строить композицию
с выделением
композиционного центра.
Метапредметные:
 развиты чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память,

18

фантазию, воображение;
 развито колористическое видение;
 развит художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
 улучшены: мелкая моторика, пластичность, гибкость руки, точность
глазомера;
 сформированы организационно-управленческие умения и навыки
(планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины;
содержать в порядке свое рабочее место);
 развиты коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Личностные:
 сформирован устойчивый интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 сформировано уважительное отношение к искусству разных стран и
народов;
 проявляют терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
 демонстрируют аккуратность.

19

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
ДООП «Палитра» на 2025-2026 учебный год.
Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
36
Количество часов в неделю
2
72
Количество часов в учебном
году
Недель в I полугодии
16
Недель во II полугодии
20
Начало занятий
1 сентября
Выходные дни
3,4 ноября; 31 декабря-10 января; 23
февраля; 8,9 марта; 1 мая; 9, 11 мая
Окончание учебного года
31 мая
Режим занятий
1 раз в неделю по 2 академических часа
(1 академический час – 40 минут).
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий необходим кабинет, оборудованный партами и
стульями, доской, шкафами для хранения пособий и материалов,
осветительными приборами, проектором, компьютером/ноутбуком.
Материалы, необходимые для реализации программы:
 Гуашевые и акварельные краски;
 Акрил;
 Кисти художественные разных номеров (натуральные и синтетика);
 Восковые мелки, карандаши акварельные и чернографитовые;
 Фломастеры, маркеры, линеры;
 Уголь, пастель сухая и масляная;
 Ватман, цветная бумага, картон, бумага для акварели, бумага для
маркеров, бумага для пастели;
 Ластик;
 Стаканы для воды;
 Палитры;

20

Методические материалы:
№
Пособия, оборудование, приборы, дидактический
Модуль
и методический материал
программы (по
учебному плану)
1 Первый модуль
Предметы для натюрмортов. Муляжи овощей и
фруктов.
Выставка «Лучшие творческие работы». Конспекты
учебных занятий. Обучающие презентации по
разделам.
2 Второй модуль Фонд работ учащихся. Фонд методических разработок
педагогов. Методическая литература по рисунку и
композиции. Наглядные пособия и таблицы
(цветовой спектр, пропорции фигуры человека).
Натурный фонд (различные предметы, драпировки,
муляжи, гипсы, керамическая посуда и др.). Муляжи
овощей и фруктов. Презентации и обучающие
видеоролики по разделам.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала
у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие
условия для проведения образовательного процесса, при которых
познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищноигровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей,
для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие
способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка,
ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным
уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка,
создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная
личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами,
увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Дети школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. Они,
как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу.
Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный
интерес, желание работать.
Для активизации детей используются разработанные автором заданияигры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудобабочка», «Образ из пятна».
При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Малышам
8лет предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и
другие. Обучающиеся 7-10 лет любят игры-импровизации, где каждый может

21

стать «великим художником».
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса
организации образовательной деятельности и форм проведения занятий.
Предложена методика структурирования занятий по ИЗО.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения
учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия,
задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения.
Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала,
иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции
работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству,
изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические
материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную
почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления
творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми
переходит к практической деятельности. Методом непосредственного показа
очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными
художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, карандаш). Педагог
демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть,
карандаш, палитра). При этом используется для показа учебная доска или лист
бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает
творческие возможности работы над определенным заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая
деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных
упражнений построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно
провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После
подведения итогов занятия педагог может дать учащимся рекомендации. На
первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребенка за выполненную
работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях
музыка. Перед началом занятий, а также, когда дети устают, полезно
проводить игровую разминку для кистей рук. Игровая гимнастика в виде
упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребенку быстрее освоить основы
изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету,
полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических
приемов с игровыми заданиями. Например, любой акварельный «подмалевок»

22

может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть
использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и
др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых
приемов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он
может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него
можно вырезать различные элементы для коллажа.
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой,
рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных
возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу. В
условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить
легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его
способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное
образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к
изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические
материалы
(таблицы,
наглядные
пособия,
демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.)
используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии,
воображения и проверочных занятий.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:








Беседа;
Педагогическое наблюдение;
Выставка;
Конкурс;
Самооценка обучающихся своих знаний и умений;
Групповая оценка работ;
Экскурсия.

Для оценки результативности занятий применяется входной,
текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений
ребят, их способностей. Формы оценки: устный.
 Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения
материала. Формы оценки: творческие задания.

23

 В практической деятельности результативность оценивается
количеством и качеством выполнения поделок и творческих работ.
 Итоговый контроль – выставка творческих работ, оформление
кабинета.
(Приложение 1 – Диагностическая карта)
Кадровое обеспечение:
Педагог,
реализующий
программу,
должен
иметь
высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.

24

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Перечень литературы для педагога
1. Беда Г. И. Основы изобразительной грамоты / Г. И. Беда. – М.:
Просвещение, 2000. – 188 с.
2. Белютин Э. М. Начальные сведения по живописи / Э. М. Белютин. –
М.: Искусство, 2005. – 78 с.
3. Жегалова С. К. Русская народная живопись / С. К. Жегалова. – М.:
Просвещение, 2005. – 192 с.
4. Карлов Н. Г. Изображение птиц и зверей / Н. Г. Карлов. – М.:
Просвещение, 2006. – 192 с.
5. Козлов Н. Как относиться к себе и людям или практическая
психология на каждый день / Н. Козлов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. –
336 с.
6. Кузин В. С. Психология / В. С. Кузин. – М.: Высшая школа, 2002. –
256 с.
7. Прасолова Е. Л. В союзе с красотой / Е. Л. Прасолова. – М.:
Просвещение, 2007. – 238 с.

25

8. Порудоминский В. Счастливые встречи / В. Порудоминский. – М.:
Малыш, 2000. – 79 с.
9. Популярная художественная энциклопедия. – Москва: Советская
энциклопедия, 2006. – 431 с.
10. Сиповский В. Д. Родная старина / В. Д. Сиповский. - Нижний
Новгород: Нижполиграф, 2005. – 253 с.
11. Стасевич В. Н. Искусство портрета / В. Н. Стасевич. – М.:
Просвещение, 2012. – 80 с.
12. Шевчук Л. Б. Дети и народное творчество / Л. Б. Шевчук. – М.:
Просвещение, 2005. – 128 с.
13. Шматова О. В. Самоучитель по рисованию гуашью. Экспресс-курс.
Учимся рисовать с нуля шаг за шагом / О. В. Шматова. – М.: Эксмо, 2014. – 80
с.
14. Энциклопедия для малышей. Царство животных. – М.: Оникс, 2005. –
256 с.
Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных
представителей)
1. Гибсон Р. Наши руки не для скуки / Р. Гибсон. – М.: Росмэн, 2007. –
64 с.
2. Карлов Н. Г. Изображение птиц и зверей / Н. Г. Карлов. – М.:
Просвещение, 2006. – 192 с.
3. Лоури А. Техника акварельной живописи для начинающих. Ты–
художник! / А. Лоури. – М.: Контэнт, 2017. – 96 с.
4. Сокольникова Н. М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для
детей Натюрморт. Портрет. Пейзаж. / Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов. – М.:
АСТ. Астрель, 2010. – 141 с.
5. Шматова О. В. Самоучитель по рисованию гуашью. Экспресс-курс.
Учимся рисовать с нуля шаг за шагом / О. В. Шматова. – М.: Эксмо, 2014. – 80
с.

26

Приложение 1
Диагностическая карта отслеживания результатов освоения программы

Критерий
оценки
ФИ
обучающегося

Знает
жанры
изобразит
ельного
искусства
В Т И

Знает
Грамотно строит
разновидности
композицию с
художественны
выделением
х материалов композиционного
центра
В
Т
И
В
Т
И

В – высокий уровень знаний и умений
С – средний уровень знаний и умений
Н – низкий уровень знаний и умений

Развито
колористическо
е видение
В

Т

И

Развита
мелкая
моторика
В

Т

И

Способен
планировать
свою
деятельность
В

Т

И

Содержит рабочее
место в чистоте и
порядке

Проявляет
интерес к
искусству

В

В

Т

И

Т

И


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».