Волшебная керамика 25-26.pdf

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Волшебная керамика»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 72 часа

Автор-составитель:
Пушкарева Екатерина Дмитриевна
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2025 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ .......... 3
1.1 Пояснительная записка ......................................................................................... 3
1.2 Цель, задачи и планируемые результаты программы ...................................... 8
1.3. Учебный (Тематический) План ........................................................................ 10
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ .... 12
2.1 Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год ........................... 12
2.2 Условия реализации программы ....................................................................... 12
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................. 16
III СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................... 18
Приложение № 1................................................................................................. 20

3

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная керамика» разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ;
3. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 № 809;
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года» от 7 мая 2024 года №309;
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» от 26.12.2017 № 1642 (ред.21.02.2025);
6. Постановление
Правительства
Свердловской
области
«Об
утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года» от 18.09.2019 № 588-ПП;
7. Постановление
Правительства
Свердловской
области
«Об
утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания
граждан в Свердловской области на период до 2035 года» от 07.11.2019 № 761ПП;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023
№ 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой
трансформации образования, относящейся к сфере деятельности
Министерства просвещения Российской Федерации и признании утратившим
силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р»;
11. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019
№ 375 «О разработке стратегий социально-экономического развития
административно-территориальных единиц муниципального образования
«город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов)
Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»;

4

12. Постановление Администрации города Екатеринбурга «Об
утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование –
стандарт «Пять звезд» от 07.06.2022 №1523;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
17. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года» от 30.03.2018 №
162-Д;
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ» от 5 августа 2020 г. № 882/391;

5

21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
27.07.2022 № 629;
23. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование» (Письмо Минпросвещения России от 19.01.2022 N ДГ2054/06);
24. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
25. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).

6

Программа «Волшебная керамика» предназначена для учреждений
дополнительного образования, ориентирована на детей любого уровня
начальной подготовки.
В рамках программы происходит знакомство с материалом, освоение
базовых приемов и техник работы с глиной. Формирование творческой среды
в коллективе. В процессе обучения дети осваивают основные приемы лепки из
глины, а также различные способы декорирования изделий. В рамках
программы обучающиеся научатся создавать и передавать художественные
образы по средствам работы с пластичными материалами.
Направленность программы: художественная, так как она
ориентирована на художественный вид деятельности.
Актуальность
При разработке общеобразовательной программы дополнительного
образования «Волшебная керамика» были учтены тенденции развития
дополнительного
образования.
Согласно
Концепции
развития
дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.04.2022 №678-р,
одним из приоритетных направлений развития дополнительных программ
художественной направленности является содействие эстетическому
воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству,
художественным ремеслам и промыслам. Данная программа соответствует
данному приоритету.
Данное декоративно-прикладное направление отсутствует в программах
образовательных организаций и может быть реализовано только в
учреждениях дополнительного образования детей.
Комплексный подход программы позволяет в значительной мере
оптимизировать образовательный процесс и дает большие возможности в
самореализации, личностном развитии каждого ребенка.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной
и исторической самобытности России, национальных ремесел и промыслов,
незыблемых нравственных ценностей народа. Данная программа включает в
себя раздел по ознакомлению с традиционными керамическими промыслами
России и освоению практических приемов и навыков изготовления предметов
быта и украшений, что является особенно актуальным.
Актуальным компонентом данной программы так же является
применение и отражение в ней современных тенденций в использовании
глины как материала для декоративно-прикладного творчества.
Отличительные
особенности данной программы, от уже
существующих в этой области, заключается в том, что программа

7

ориентирована
на
применение
широкого комплекса
различного
дополнительного материала по декоративно-прикладному творчеству.
Программа «Волшебная керамика» позволяет обучающимся освоить
возможности художественно-творческой деятельности для самовыражения.
Занятия в творческом объединении дают обучающимся возможность
социальной адаптации, дают почувствовать себя в среде единомышленников,
связанных общим интересным делом, развивают способность к
сотрудничеству, как с взрослым (педагогом), так и со сверстниками, к
коллективной деятельности, координации своих действий для достижения
общей цели.
Кроме того, большое значение имеет выставочная деятельность –
переживание успеха, публичное признание приносит моральное
удовлетворение и в то же время вырабатывает чувство ответственности за
результат своего труда, что побуждает ребенка стремиться к еще большим
высотам творчества, к развитию и самосовершенствованию.
Адресат программы. Программа адресована детям в возрасте 7-8 лет.
Обучающиеся, поступающие в объединение, должны иметь желание
заниматься лепкой. Дети изъявляют желание заниматься в студии керамики
добровольно. Никаких специальных тестов для поступления в объединение не
проводятся.
Детей, занимающихся в студии, можно охарактеризовать следующим
образом: в возрасте 7-8 лет дети активно познают мир, взаимоотношения
людей и уже готовы приобретать конкретные знания, которые будут помогать
адаптироваться в школе. У них появляется способность самостоятельно
регулировать свое поведение. Дети в этом возрасте способны усваивать
информацию, которую преподносит им педагог.
Число детей, одновременно находящихся в группе до 10 человек.
Режим занятий. Продолжительность одного академического у детей 78 лет – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее
количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2
академических часа.
Объем и срок освоения программы. Объем программы – 72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания в одной образовательной организации.
Уровень сложности программы.
«Стартовый уровень» сложности, так как предполагает использование и

8

реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы.
Форма обучения: очная
Виды занятий: практическое занятие, беседа, мастер-класс, открытое
занятие.
Формы подведения итогов: беседа.
Цель, задачи и планируемые результаты программы.
Цель программы – развитие творческих способностей детей и
формирование навыков работы с материалом путем изучения различных
техник работы с глиной.
Задачи:
Обучающие:
 сформировать навыки лепки из глины;
 познакомить с основным понятиям, терминам и определениям в сфере
лепки;
 обучить приемам и техникам выполнения работ из глины с помощью
наглядного метода – образца.
Развивающие:
 развить
любознательность,
наблюдательность,
память,
пространственные представления;
 формировать интерес к творческой деятельности;
 развить мелкую моторику рук, логическое мышление, воображение и
фантазию;
 формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Воспитательные:
 воспитать потребность в художественной организации своего
жизненного пространства;
 воспитать уважительное отношение к творчеству другого человека;
 формировать навыки и умения работы в коллективе;
 способствовать осознанию творческого процесса как перехода от
интуитивной деятельности к сознательной и целенаправленной.

9

Планируемые результаты реализации программы
Предметные:
 Овладелинавыками лепки
из
глины и способами ее
декорирования.
 Познакомились с основными понятиями, терминами и определениями
в сфере лепки.
 Познакомились с информацией об истории промысла в России.
 Обучились приемам и техникам выполнения работ из глины с
помощью наглядного метода – образца.
Личностные:
 Сформирована потребность в творческой деятельности
 Развито логическое мышление, мелкая моторика рук, фантазия и
воображение.
 Сформирована потребность в художественной организации своего
жизненного пространства.
Метапредметные:
 Развита эмоциональная сфера личности, способность эмоционально
воспринимать окружающий мир, нравственное отношение к миру и к себе
через чувственное восприятие.
 Развита художественное восприятие и творческие способности
 Развиты навыки умения работы не только в коллективе, но и
самостоятельно.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы ознакомились с
ремеслами и традициями народов России, а также изучили культуру других
стран, особенности технологий изготовления изделий. Продемонстрировали
усвоенный материал на практике, выполнив ряд работ по заданным темам.
Обучающиеся самостоятельно выполняют работы по средствам приема
различных изученных техник лепки.

1
0

Учебный (тематический) план
№
п/п

1.
2.
3.

Название раздела, темы

Количество часов
всего теория Практ.

Вводное занятие.
Беседа о коллективе.
Инструктаж по ТБ
Лепка из куска

Опрос, беседа
2

1

1

6

2

4

12

4

8

Лепка из пласта

4.

Народный промысел

16

4

12

5.
6.

Способы декорирования
Комбинированный способ
лепки
Итоговая работа.
Самостоятельная.

20

7

13

10

2

8

6

2

4

Итого

72

22

50

7.

Формы
аттестации/контроля

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа

Содержание учебного (тематического) плана.
Тема 1. Вводное занятие. Беседа о коллективе. Инструктаж по ТБ.
Теория. Ознакомительная беседа о материале, и лепке в целом.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Игры на знакомство. Первичное практическое знакомство с
глиной и ее подготовка к работе. Лепка геометрических фигур.
Первоначальные навыки передачи объема. Демонстрация наглядных пособий,
просмотр иллюстраций и фотографий.
Тема 2. Лепка из куска.
Теория. Ознакомительная беседа о материале, и лепке в целом.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Игры на знакомство. Первичное практическое знакомство с
глиной и ее подготовка к работе. Лепка геометрических фигур.
Первоначальные навыки передачи объема. Демонстрация наглядных пособий,
просмотр иллюстраций и фотографий
Тема 3. Лепка из пласта.
Теория. Знакомство со способом лепки из пласта. Анализ образцов.
Метод формирования объема из пласта глины. Изучение и обсуждение
наглядных пособий.
Практика. Объяснение принципов работы с пластом. Способ лепки
отдельных деталей. Соединение частей с использованием насечек и шликера.

1
1

Рассказ о конструктивном методе формирования объема. Объяснение
принципов лепки из модулей. Рассказ о видах рельефа (барельеф, горельеф и
контррельеф)
Тема 4. Народный промысел.
Теория. Изучение наглядных материалов. Знакомство с историей
возникновения русских народных игрушек.
Практика. Создание русских народных игрушек, роспись игрушек
(абашевская, дымковская филимоновская и т.д.)
Тема 5. Способы декорирования.
Теория. Изучение различных технологий выполнения декора, росписи.
Практика. Выполнение различных видов рельефа, художественной
росписи, русской народной росписи.
Тема 6. Комбинированный способ лепки.
Теория. Повторение изученных техник изготовления изделий.
Практика. Лепка по средствам совмещения способов лепки из глины.
Декорирование изделий.
Тема 7. Итоговая работа. Самостоятельная.
Практика. Самостоятельное выполнение работы по теме «Мир моими
глазами»

1
2

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
ДООП «Волшебная керамика» на 2025-2026 учебный год.
Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
36
Количество часов в неделю
2
72
Количество часов в учебном
году
Недель в I полугодии
16
Недель во II полугодии
20
Начало занятий
1 сентября
Выходные дни
3,4 ноября; 31 декабря-10 января; 23
февраля; 8,9 марта; 1 мая; 9, 11 мая
Окончание учебного года
31 мая
Режим занятий
1 раз в неделю по 2 академических часа.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый
кабинет в соответствии с санитарными нормами.
Оснащение кабинета:
1. парты;
2. стулья;
3. доска;
4. шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов;
5. осветительные приборы;
6. турнетки (10 шт.);
7. муфельная печь;
8. огнеупорное оснащение печи (полки, стойки).
Материалы, необходимые для реализации программы:
– глина (10 кг на ребенка в год);
– бумага А4 (10 листов на ребенка в год);
– картон А4 (1 упаковка на ребенка в год)
– пластилин (2 упаковки на ребенка в год)
– мука (1 кг на ребенка в год)
– соль мелкая (1 кг на ребенка в год)
– самозатвердевающая глина (2 упаковки на ребенка в год)

1
3

– акриловые краски (1 упаковка (12 цветов) на ребенка в год)
– ангобы «Лаборатория керамики» (Набор по 50 гр. из 6 цветов на
ребенка в год, на коллектив – черный и белый ангоб по 5 кг.)
– глазури «Лаборатория керамики» (разных цветов (белая, черная,
желтая, красная, синяя, зеленая и т.д.) по 500 гр. на ребенка в год. На коллектив
- по 5 кг прозрачной и белой глазури в год. Температура обжига глазурей-9501080 градусов);
– гипс (1 кг на ребенка в год);
– набор стеков (деревянные – 2шт, металлические – 2шт, петли – 2шт
 губки (5 шт. на ребенка в год);
– полотенца (1 штука на ребенка в год, + 2 на группу);
– клеенки;
– стаканы под воду;
– стаканы под воду;
– кисти (На ребенка в год – 1 круглая кисть синтетическая (№2), средняя
круглая натуральная (№4), большая натуральная (№7,8,9), плоская
синтетическая (№ 10));
– доски пластиковые (1 на ребенка в год);
– лопаточки деревянные (1 на ребенка в год);
– скалки (1 на ребенка в год);
– сеточки для шлифовки (набор на группу в год);
– сито мелкое (1 на коллектив);
– ножницы.
Наглядные пособия – таблицы по формообразованию и декорированию.

14

Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия:
При реализации программы используются следующие дидактические
материалы:
Название
Количество
№
п/п
Информационно-дидактические материалы
1
2
3

4

5
6
7

Специальная литература и методические
пособия, указанные в списке литературы
Таблицы по лепке из пластилина:
«Основные приемы лепки»
Схемы по лепке из соленого теста:
«Приемы и методы лепки из соленого
теста»
Таблицы полепке из глины: «Способы
лепки», «Способы декорирования»
Тематические стенды: Основные способы
формообразования из глины
Тематические стенды: Основные способы
декорирования керамики
Тематические стенды: Роспись керамики

10
15
7

15

3
2
2

15

Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности:
ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от
возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
– обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
– учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и
изобразительные возможности каждого;
– познакомить обучающихся с разными техниками лепки и
декорирования керамики;
– сформировать коллектив детского объединения.
В течение обучения приоритетной задачей является формирование
представления о декоративно-прикладном искусстве как искусстве
«выразительном». Учебные задания нацелены на освоение «азбуки
выражения» и овладения «инструментом выражения» для создания
эмоционально-художественного образа. Ребенок осваивает метод «вхождения
в образ» переходит от интуитивной художественной деятельности к
сознательной и целенаправленной.

16

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации. Педагогическое наблюдение, анализ и изучение
результатов продуктивной деятельности.
Формы подведения итогов: беседа, опрос
В рамках реализации программы проводится мониторинг освоения
программы по следующим параметрам:
Изучаемый параметр
Формы и методы Инструментарий
диагностики
Нулевой этап (15-20 сентября)
Теоретическая подготовка:
Проверочный тест Приложение № 1
проявление коммуникативных
«Индивидуальная
способностей; потребность в
карта
самовыражении через творчество
диагностики»
Практические навыки: творческая
инициатива в формировании и
воплощении замысла

Проверочный тест Приложение № 1
«Индивидуальная
карта
диагностики»
Развитие эстетического потенциала: Проверочный тест Приложение № 1
потребность в эмоциональной
«Индивидуальная
карта
оценке и понимании предмета
диагностики»
своего творчества
Промежуточный этап (15-30 декабря)
Теоретическая подготовка:
Проверочный тест Приложение № 1
проявление коммуникативных
«Индивидуальная
способностей; потребность в
карта
самовыражении через творчество
диагностики»
Практические навыки: творческая
инициатива в формировании и
воплощении замысла

Проверочный тест Приложение № 1
«Индивидуальная
карта
диагностики»
Проверочный тест Приложение № 1
«Индивидуальная
карта
диагностики»

Развитие эстетического потенциала:
творческие способности,
воображение, фантазия; потребность
В эмоциональной оценке и
понимании предмета своего
творчества
Итоговый этап (15-30 мая)
Теоретическая подготовка:
Проверочный тест Приложение № 1
проявление коммуникативных
«Индивидуальная
способностей; потребность в
карта
самовыражении через творчество
диагностики»

17

Практические навыки: творческая Проверочный тест Приложение № 1
инициатива в формировании и
«Индивидуальная
воплощении замысла
карта диагностики»
Развитие эстетического потенциала:
Мониторинг
Приложение № 1
творческие способности,
предъявления
воображение, фантазия, потребность
результатов
в эмоциональной оценке и
индивидуального
понимании предмета своего
творческого роста.
творчества
Проверочный тест
«Индивидуальная
карта
диагностики»

18

III СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Перечень литературы для педагога
1. Брайан С. Керамика. Путеводитель по традиционным техникам мира
/ С.Брайан. – М.: АСТ. Астрель, 2005. – 216 с.
2. Буббико Д. Керамика: техники, материалы, изделия / Д. Буббико. – М.:
Никола-Пресс, 2009. – 128 с.
3. Бурдейный М. А. Искусство керамики / М. А. Бурдейный. – М.:
Профиздат, 2009. – 104 с.
4. Комарова Т. С., Савенкова А. И. Коллективное творчество детей / Т.
С. Комарова, А. И. Савенкова. – М.: Юрайт, 2019. – 96 с.
5. Лельчук А. М. Глина с характером / А. М. Лельчук. – СПб.: Речь, 2011.
– 154 с.
6. Николаева Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. –
СПб.: Речь, 2006. – 220 с.
7. Ращупкина С. Ю. Лепка из глины для детей / С. Ю. Ращупкина. – М.:
Риполд Классик, 2010. – 264 с.
8. Фишер Д. Расписываем керамику / Д. Фишер. – М.: Астрель, 2010. –
64 с.

19

9. Чаварра Х. Ручная лепка / Х. Чаварра. – М.: Аст. Астрель, 2006. – 64
с.
Перечень литературы для обучающихся, родителей (законных
представителей)
1. Величкина Г. А. Народное искусство детям. Дымковская игрушка.
Альбом для творчества / Г. А. Величкина. – М.: Мозаика-синтез, 2021. – 24 с.
2. Гончарова Е. В., Гукало Л. Н. Пластилиновые игрушки / Е. В.
Гончарова, Л. Н. Гукало. – Харьков: Аргумент Принт, 2013. – 45 с.
3. Лобанова В. Волшебная глина / В. Лобанова. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2012. – 64 с.
4. Лыкова И. А. Морская лепилка / И. А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2006. –
64с.
5. Лыкова И. А. Лепим сказку / И. А. Лыкова. М.: Карапуз, 2007. – 82 с.
6. Кол М. 110 творческих заданий для детей по лепке и моделированию
/ М. Кол. – М.: Попурри, 2009. – 144 с.
7. Носова Т. В. Искусство – детям. Каргопольская игрушка. Альбом для
творчества / Т. В. Носова. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 16с.
8. Ращупкина С. Ю. Лепка из глины для детей / С. Ю. Ращупкина. – М.:
РИПОЛ классик, 2010. – 264с.
9. Соломенникова О. А. Искусство – детям. Филимоновские свистульки.
Альбом для творчества / О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика-синтез, 2019. –
16с.

20

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1

Индивидуальная карта диагностики процесса
и результата творческой деятельности
Фамилия, имя ребенка
Процесс
Показатель

Контрольные позиции
Учебный год
начало года
середина конец года
года

1. Проявление коммуникативных
способностей
2.Владение навыками лепки из пластилина,
соленого теста и глины.
3. Развивается логическое мышление, мелкая
моторика рук
4. Владение терминами, понятиями и
определениями в сфере лепки
5. Творческая инициатива в формировании и
воплощении замысла
6. Потребность в эмоциональной оценке
процесса работы
Всего по процессу

Результат
Показатель

Контрольные позиции
Учебный год
начало года середина
конец года
года

7. Способность синтезировать полученные
теоретические знания
8. Способность перевести теоретические
знания в практические умения и навыки
9. Способность соотнести себя с окружающим
миром.
10. Способность к осознанному
использованию выразительных и технических
средств
11. Индивидуальность воплощения замысла
Всего по результату
Начало обучения
Всего суммарно

Конец обучения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».