Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
Города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Азбука футбола»
физкультурно-спортивной
направленности
Возраст обучающихся: 8-11 лет
срок реализации: 3 года
объем программы: 648 часов
Автор – составитель:
педагог дополнительного
образования,
Еремин Евгений Викторович
Екатеринбург
2025 г.
Содержание
1.
Комплекс основных характеристик программы
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель и задачи программы
6
1.3.
Содержание программы
7
1.4.
Планируемые результаты
10
2
Комплекс организационно-педагогических условий
10
2.1.
Календарный учебный график
10
2.2.
Условия реализации программы
11
2.3.
Формы аттестации и контроля. Оценочные материалы
14
3.
Список литературы
15
4.
Приложение № 1
16
5.
Приложение № 2
19
6.
Приложение № 3
21
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука футбола»
составлена в соответствии с нормативными актами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в действующей редакции;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18.11.2015 № 09-3242 (Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы));
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28.04.2017 № ВК-1232/09 (Методические рекомендации по организации
независимой оценки качества дополнительного образования детей);
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 04.03.2023 № 219-д «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГНАОУ СО «Дворец молодежи»
201.11.2021 № 934-д (вместе с методическими рекомендациями Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях»);
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований и
порядку оказания государственной услуги в сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества» Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной;
Иные локальные акты МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной.
3
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность
дополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной направленности «Азбука футбола» заключается в
том, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к
ухудшению показателей здоровья детей. Образ жизни детей, в настоящее
время, отличается сниженной физической активностью, агрессивностью
информационной среды. Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности «Азбука футбола» способствует
вовлечению детей в занятия физкультурой и спортом, что в свою очередь,
положительно сказывается на физическом развитии, формирует позитивную
психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует
повышению самооценки, положительно отражается на индивидуальной
ответственности и дисциплине ребенка.
Освоение программы расширяет двигательные возможности ребенка,
компенсирует дефицит двигательной активности. Кроме того, актуальность
программы определяет интерес родителей и детей именно к этому виду спорта
в настоящее время.
Данная программа позволяет детям с 8 до 11 лет познакомиться с
основами футбола, учитывая их возрастные особенности.
Отличительные особенности программы.
В основном в секцию футбола приходят мальчики, но в нашей школе
реализуются программы по футболу и для девочек. Данная программа
рассчитана как на мальчиков, так и на девочек, возможно комплектование
смешанных групп. А также, учитывая возрастные особенности данной
категории детей, занятия по программе проходят в игровой форме.
Данная программа расширяет возможности физического развития
двигательных способностей детей на основе спортивной игры – футбол,
построена по принципу изучения, углубления и повторения объема знаний,
умений и навыков. Отличительная особенность обучения игре в футбол - это ее
эмоциональная направленность, позволяющая поддерживать у детей интерес к
физической культуре, мотивировать ребенка к здоровому образу жизни.
Адресат программы.
Данная программа предназначена для детей с 8 до 11 лет и реализуется с
учетом психофизиологической характеристики детей. Условия зачисления на
программу: зачисляются все желающие, не имеющие медицинских
противопоказаний к занятиям футболом.
Минимальная наполняемость группы – 12 человек, максимальная – 15
человек.
Психофизиологические особенности учащихся,
определяющие выбор программы
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный
аппарат, мускулатура) ребёнка к 8 годам ещё не завершено. В этом возрасте
сила мышц-сгибателей больше силы мышц-разгибателей. Поэтому здесь
огромную роль играют занятия физической культурой, которые дают
соответствующую нагрузку.
4
Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Необходимо как можно
больше играть с детьми мячом.
Развивается сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Объём лёгких
развивается под влиянием физических нагрузок.
Артериальное давление у детей данного возраста ниже, чем у взрослого
человека. А физические нагрузки оказывают тренирующее воздействие на
сердечно-сосудистую систему. По мере тренировки реакция сердечнососудистой системы на физические нагрузки меняется, работа сердца
становиться более экономичной.
На 8 году жизни двигательный аппарат у детей достаточно развит для
того, чтобы они могли демонстрировать точные и скоординированные
движения с учетом возникающих условий и ситуаций, заинтересованы в
качестве выполнения движений, проявляют волю и прикладывают усилия,
когда необходимо выполнить трудное задание. В 8 лет дети способны
осознанно совершать отдельные движения разными частями тела, тренируя
ритмику, ловкость и грацию. Многие из них с удовольствием соревнуются в
умениях со сверстниками, развивая дух соперничества. Мышечная система
детей достигает определенного уровня зрелости, что позволяет показывать
высокие показатели быстроты и активности в целом. Дети этого возраста
хорошо справляются с теми заданиями, которые подразумевают комплексное
задействование мышечных групп, например, игры с мячом. Активное развитие
показателей силы и выносливости позволяет постепенно повышать уровень
физической подготовки. Дети способны выдерживать определенные
физические нагрузки, соблюдать правила игр, быть частью команды.
В 7-8 лет ускоренные темпы развития корковой части двигательного
анализатора создают оптимальные условия для формирования и шлифовки
двигательных навыков. Развитие физических качеств – силы, быстроты,
выносливости, гибкости и ловкости коррелирует с общим ростом и развитием
организма, морфологическим и функциональным созреванием ЦНС, опорнодвигательного аппарата и вегетативных систем. В связи с дифференцировкой
двигательных нервных окончаний в мышцах к 7-8 годам, улучшаются процессы
внутримышечной координации, что способствует повышению силовых
проявлений. Характеристика качества быстроты по времени двигательной
реакции сводится к прогрессивному ее укорочению. В данный период дети
отличаются выраженной гибкостью. Использование средств физической
культуры увеличивает темпы прироста физических качеств. Особенности
адаптации детей к физической нагрузке связаны с высокой возбудимостью
ЦНС. Дифференцировка двигательных нервных окончаний, прогрессирующая к
7-8 годам, совершенствование центрального механизма, программирующего
движения, повышает способность к длительной динамической работе.
Режим занятий: Недельная нагрузка – 6 часов. Занятия проводятся 3 раза
в неделю по 2 академических часа (1 ак. час – 40 мин.) с предусмотренной
переменой 10 мин. и перерывом между занятиями не менее 1 дня.
Реализация программы предусматривает занятия как на свежем воздухе
(не нарушая требования СанПиН), так и в спортивном зале. Форма обучения
очная.
5
Объем: 216 часов.
Срок освоения: 3 года.
Особенности организации образовательного процесса: данная
образовательная программа реализуется по традиционной модели, т.е.
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение трех лет обучения.
Предполагается использование и реализация общедоступных форм
организации учебного материала. Группы рассчитаны на массовое обучение
детей, безотносительно к их способностям, это привлекает к занимательному
досугу максимально допустимое количество учащихся, помогает с большей
пользой проводить свое свободное время.
Формы обучения: очная.
Формы и методы организации образовательного процесса, виды
занятий.
При реализации программы используются:
-формы организации деятельности - индивидуально-групповая,
групповая, фронтальная;
- методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия
– словесные (беседа, объяснение), наглядные (показ педагогом элементов,
приемов и способов их выполнения, наблюдение, работа по образцу),
практические (тренинг, тренировочные упражнения);
- методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности детей –
объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные,
частично-поисковые,
исследовательские;
- виды занятий – беседа, занятие-игра, открытое занятие, практическое
занятие, соревнование, турнир, фестиваль, эстафета.
Формы подведения результатов:
- беседа;
- открытые занятия;
- тестирование.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: укрепление физического и психического здоровья
детей через занятия футболом.
Задачи программы:
Воспитательные:
- формирование навыков взаимодействия в коллективе;
- приобщение к правилам взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми;
- воспитание навыков дисциплины, уважительного отношения к
окружающим.
Развивающие:
- развитие физических качеств (сила, выносливость, координацию),
внимания, умения концентрироваться;
- развитие внимания, умения концентрироваться;
6
- развитие навыков работы в команде;
- формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
- создание условий для самовыражения, самореализации;
- формирование навыка самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга.
- выявление и развитие спортивной одаренности.
Обучающие:
- обучение общеразвивающим и специальным двигательным навыкам;
- обучение основным правилам и приемам игры в футбол;
- обучение владению технико-тактическими навыками игры в футбол;
- знакомство с историей и достижениями российского и мирового
футбола.
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№ Название раздела,
блока программы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации,
контроля
1
Теоретические
основы физической
культуры и спорта
20
2
18
Наблюдение,
беседа
2
Общая физическая 79
подготовка (ОФП)
3
76
Наблюдение,
выполнение
контрольных
нормативов
3
Специальная
физическая
подготовка (СФП)
66
5
61
Наблюдение,
выполнение
контрольных
нормативов
4
Техническая
36
и
тактическая
подготовка
Аттестация (сдача 15
нормативов по ОФП
и СФП)
4
32
Наблюдение
2
13
Наблюдение,
выполнение
контрольных
нормативов
16
200
5
Всего:
216
7
Содержание курса
1 полугодие
Раздел 1. Теоретические основы физической культуры и спорта
Теория:
История возникновения футбола. Ведущие спортсмены и тренеры.
Значение всесторонней физической подготовки как важного фактора
укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей организма и
систем. Основы здорового образа жизни. Утренняя зарядка, ее значение.
Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: понятие «общая физическая подготовка» - цели, задачи. Беседа:
гигиенические основы режима учёбы, отдыха и занятий спортом; значение
всесторонней физической подготовки; техника безопасности на занятиях.
Практика: строевые упражнения; общеразвивающие упражнения без
предметов; прыжки; лазание; подвижные игры; эстафеты; комплексы
гимнастических упражнений - в положении стоя, сидя; упражнения с
применением гимнастических снарядов (скамейки, гимнастические стенки).
Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория: понятие «специальная физическая подготовка», цели, задачи.
Основные понятия – быстрота, ловкость, координация движений.
Практика: упражнения для развития быстроты, выносливости. Бег на
короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции.
Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в
движении. Прыжки в сторону.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля
мяча в ходьбе, беге, после поворота. Комбинированные упражнения.
Раздел 4. Техническая и тактическая подготовка.
Теория: понятие «техническая подготовка» - цели, задачи; основные
понятия – ведение мяча, передача мяча, дриблинг, финты, остановка мяча;
Практика: удары по мячу ногой, удары внутренней, средней, внешней
частями подъёма по неподвижному и катящемуся мячу. Выполнение ударов на
точность; удары по мячу головой. Остановка катящегося мяча подошвой,
внутренней частью стопы; ведение мяча (дриблинг). Обводка стоек; обманные
движения (финты); тактика нападения – индивидуальные действия (открывание
и выход на мяч); тактика защиты – индивидуальные действия (перехват мяча);
тактика игры вратаря.
Раздел 5. Сдача нормативов
Теория: Инструктаж по технике
нормативов.
8
безопасности.
Правила
сдачи
Практика: Тестирование по разделу - общая физическая подготовка.
2 полугодие
Раздел 1. Теоретические основы физической культуры и спорта
Теория:
Развитие футбола в России. Ведущие Российские спортсмены и
тренеры.
Значение систематических занятий спортом. Воспитание двигательных
качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена.
Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: техника безопасности на занятиях, сведения о строении и
функциях организма; влияние занятий физическими упражнениями на организм
занимающихся.
Практика: строевые упражнения; общеразвивающие упражнения с
предметами; опорные прыжки; подвижные игры; эстафеты; комплексы
гимнастических упражнений - в положении на коленях, лежа; упражнения с
применением гимнастических снарядов (скамейки, маты, перекладина).
Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория: значение «специальной физической подготовки».
Практика: упражнения на развитие координации движений, ловкости.
Бег на короткие и длинные отрезки с прыжками в конце, середине, начале
дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на
месте и в движении. Прыжки в сторону.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля
мяча после кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка. Броски мяча в стену
и последующей ловлей. Комбинированные упражнения.
Раздел 4. Техническая и тактическая подготовка.
Теория: Понятие «тактическая подготовка» - цели, задачи. «Тактика
нападения», «тактика защиты», индивидуальные и командные действия в игре.
Взаимодействие.
Практика: Удары средней и боковой частью лба без прыжка. Удары
головой на точность без сопротивления с места; остановка мяча, техника игры
вратаря - ловля мяча, отбивание мяча; техника передвижений вратаря: приставной шаг, перемещение спиной вперёд, бег. Тактика нападения –
индивидуальные действия (открывание и выход на мяч); тактика защиты –
индивидуальные действия (перехват мяча); тактика игры вратаря.
Раздел 4. Сдача нормативов
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Правила сдачи
нормативов.
Практика: Тестирование по разделу – общая и специальная физическая
подготовка.
9
1.4.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- сформируются навыки взаимоотношений в коллективе - со
сверстниками и педагогами, развито чувство ответственности, умение
сопереживать и ценить товарищей;
- усовершенствуются коммуникативные навыки посредством занятий в
команде;
- сформируется личная дисциплина, ответственность перед собой и
коллективом;
Метапредметные:
- будут развиты и усовершенствованы физические качества (сила,
выносливость, координация), внимание, умение концентрироваться;
- будут расширены двигательные навыки, сформирована потребность в
двигательной активности и физическом совершенствовании;
- будут получены навыки работы в команде;
- будут созданы условия для самовыражения и самореализации.
Предметные:
- расширяться представления об истории и достижениях российского и
мирового футбола.
- сформируются двигательные навыки;
- будут знать основные приемы и правила игры в футбол и использовать
их на практике;
- расширятся представление об основных технических и тактических
приемах и правилах игры в футбол;
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
1 сентября
Дата
окончания
обучения
31 мая
Количество
учебных
недель
36
2 год
1 сентября
31 мая
36
216
3 занятия
по 2 часа
в неделю
3 год
1 сентября
31 мая
36
216
3 занятия
по 2 часа
в неделю
10
Количество
Режим
учебных
занятий
часов
216
3 занятия
по 2 часа
в неделю
МАОУ ЛИЦЕЙ №109 организует работу с учащимися в течение
календарного года.
Начало учебного года: 1 сентября, окончание 31 мая.
Количество учебных недель: 36 недель.
Продолжительность занятий по дополнительной общеразвивающей
программе не может превышать 2 академических часа. В день проводится не
более одного занятия. Академический час равен 40 минутам.
После 40 минут занятий предоставляется возможность (10 мин) для
отдыха детей. При этом сам тренировочный процесс продолжается, данное
время может быть так же использовано для теоретической подготовки,
воспитательной работы и другой деятельности педагогической направленности.
Организация образовательного процесса регламентируется расписанием
занятий с учетом санитарно-гигиенических требований и норм. Расписание
составляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка
обучающихся, режимом работы школы и нормативными документами.
Режим работы учреждения с 8.00 до 20.00.
2.2.
Условия реализации программы
Информационно-методическое обеспечение
Общая характеристика педагогического процесса:
При организации двигательной активности детей целесообразно
использование методов:
наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного
восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у
ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении,
активизирующий развитие его сенсорных способностей;
словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий
осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим
сознательному выполнению двигательных упражнений;
практический метод, связанный с практической двигательной
деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности
восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях;
игровой
метод,
дает
возможность
одновременного
совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности
действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления
творческой инициативы;
соревновательный метод, используется в целях совершенствования
уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за
первенство).
Важными при организации двигательной активности детей являются
использованные при работе приёмы, в том числе:
Наглядные методические приемы:
11
зрительная наглядность заключается в правильной, четкой,
красивой демонстрации-показе педагогом образца движения или его отдельных
двигательных элементов;
в имитации, подражании образам окружающей жизни; в
использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства;
использовании наглядных пособий – видеоматериалов, иллюстраций,
фотографий, схем, картин и т. п.;
тактильно-мышечная наглядность, используется путем включения
физкультурных пособий в двигательную деятельность детей. Тактильномышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи
педагога, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях
возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например,
выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение
правильного мышечного тонуса);
слуховая наглядность, представляет собой звуковую регуляцию
движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она
вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и
регулирует его темп и ритм.
Указанные приемы содействуют правильному восприятию и
представлению ребенка о движении, возникновению самоконтроля при
выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию
сенсорных способностей ребенка.
Используются словесные приемы при обучении движениям, которые
выражаются:
в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на
имеющиеся у них жизненный опыт и представления;
в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений
или уточняет отдельные его элементы;
в указании, необходимом при воспроизведении показанного
воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения;
в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и
подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных
действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п.;
в вопросах к детям, которые задает педагог, до начала выполнения
физических упражнений в целях выяснения степени осознанности
последовательного выполнения действий, при проверке имеющихся
представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил,
игровых действий и т. п.
Кроме того, словесные приемы заключаются также в четкой,
эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов.
При организации двигательной активности детей используются
следующие средства обучения:
оборудование физкультурного зала, тренажёрного зала и
спортивной площадки (футбольное поле);
12
технические средства обучения;
учебно-наглядные и учебные пособия (экранно-звуковые средства,
инструкции, наставления);
речевые, невербальные, поведенческие средства самого педагога.
Рекомендуемая структура занятия:
Занятие состоит из 3-х частей: (вводная часть, основная часть,
заключительная часть). Структура занятий разработана в соответствии с
требованием физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена
закономерностям работоспособности и утомляемости организма ребенка при
физических нагрузках.
Цель вводной части – повысить эмоциональное состояние детей,
активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной
части, ознакомить с теоретической составляющей занятия. Содержанием
вводной части являются: теоретический инструктаж, строевые упражнения,
различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки.
Основная часть включает упражнения общеразвивающего характера:
теоретический инструктаж, обучение основным видам движения, подвижные
игры. Такие упражнения развивают и укрепляют мышцы плечевого пояса,
живота, спины, ног. При выполнении используются разнообразные предметы
(обручи, мячи, флажки, скакалки). Упражнения выполняются из различных
исходных положений: лёжа на спине, животе, сидя.
Далее идет обучение основным движениям футбола.
Последний элемент основной части – подвижная игра или эстафеты.
Для восстановления частоты пульса и подведение итога занятие завершается
заключительной частью, включающей в себя физические упражнения с
постепенным снижением их темпа.
Методические материалы по программе:
1. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. – М.:
Терра-Спорт, 2012. – 508 с.
2. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей
старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная
педагогика.- 2007.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС,
2010. – 543 с.
4. Правила соревнований по футболу и мини-футболу: методическое
пособие/ ред. сост.Н.А. Городилова. – Екатеринбург, 2011
5. Футбол. Как подготовить команду: методическое пособие для
тренеров по футболу. – М.: РОО «Федерация футбола», 2015.-44 с.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Комплекс упражнений для занятий по футболу
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=69014c73644cf36da09f15b5e7b2589e-l&n=13
2. Элементы игры в футбол: «Приемы мяча»
http://www.studfiles.ru/html/2706/36/html_LNef_t3iLO.EGLC/img-1BVbXN.png
13
3. «Ведение мяча»
http://www.studfiles.ru/html/2706/36/html_LNef_t3iLO.EGLC/img-uPsyG.png
Материально-техническое обеспечение
1. Футбольное поле с искусственным покрытием стандартное – 1
2. Футбольные ворота (2х3, 2х5) – 4 штуки
3. Разметочные фишки – 30 штук
4. Футбольные мячи (№ 3,4,5) – 15 штук
5. Сетка для мячей – 2 штуки
6. Манишки двух цветов – 15 штук
7. Скакалки – 25 штук
8. Набивные мячи 1 кг (медбол) – 3 штук
9. Спортивный зал – 1
10. Гимнастическая стенка – 1
11. Гимнастические скамейки – 4 штуки.
Кадровое обеспечение
Сведения о педагоге, участвующем в реализации программы: высшее или
среднее специальное педагогическое образование, первая или высшая
квалификационная категория по должности «тренер-преподаватель». Педагог
должен обладать знаниями и специальными навыками по действиям в
чрезвычайных ситуациях, оказанию первой доврачебной помощи, владеть
методиками
адаптации
и
реабилитации,
создавать
атмосферу
благожелательности и гостеприимства, уметь разрешать конфликтные
ситуации.
2.3. Формы аттестации и контроля. Оценочные материалы
Промежуточная аттестация проводится в декабре.
Формы промежуточной аттестации: открытые занятия для родителей,
опросы, тестирование по ОФП.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в мае с целью выявления
уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их
соответствия
прогнозируемым
результатам
дополнительной
общеразвивающей программы. Для проведения итоговой аттестации
формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят
представители администрации образовательной организации, методисты,
тренеры-преподаватели, имеющие высшую квалификационную категорию.
Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой
аттестации обучающихся.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
- критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся (приложение 1);
14
- мониторинг ОФП (приложение 2);
- мониторинг СФП (приложение 3).
3. Список литературы
Литература для педагога:
1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа
жизни / О.С. Аранская. – М.: Педагогика, 2012.
2. Белкин А.С. Возрастная педагогика / А.С. Белкин. – Екатеринбург,
2009.
3. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников / Н.Н.
Васильева. – Ярославль, 2015.
4. Галанов А.С. Игры, которые лечат / А.С. Галанов. – М., 2009.
5. Глазырина Л.Д. Методика физвоспитания детей младшего школьного
возраста / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2010.
6. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5
классы / Н.И. Дереклеева – М.: ВАКО, 2007 г.
7. Казина О.Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей / О.Б.
Казина. – Ярославль, 2012.
8. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для
младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г.
9. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле –здоровый
дух. Учебное пособие для ученика и учителя / А.Н. Маюров. - М.:
Педагогическое общество России, 2014.
10. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице / С.А. Миняева. –
М., 2012.
11. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа / О.Н.
Моргунова. – Воронеж, 2009.
12. Останко Л.В. Футбол для детей / Л.В. Останко. – СПб., 2016.
13. Подвижные игры: 1–4 классы / Авт.-сост. Патрикеев А.Ю. – М.:
ВАКО, 2017.
14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
работе учителя и Школы / Н.К. Смирнов - М.: АРКТИ, 2013.
Литература для учащихся и родителей:
1. Волошина Л.Н. Игры с элементами спорта / Л.Н. Волошина, Т.В.
Курилова. – М., 2004.
2. Фатеева Л.П. Подвижные игры, эстафеты / Л.П. Фатеева. –
Ярославль, 2005.
3. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек / С.О.
Филиппова – СПб., 2001.
Приложение 1
15
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
№ Критерии
Показатели
Проявляется/
не
проявляется
1 Взаимодействие в
1. Вступает во взаимодействие с
команде. Умение
детьми
учащегося продуктивно 2. Вступает во взаимодействие с
общаться, готовность
педагогом
помочь при
3. Отстаивает свое мнение
коллективном решении
аргументировано и
задач
спокойно
4. Оказывает помощь
сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь
сверстников
Среднее значение
2
1.Интересуется темой занятия,
Познавательная
задает дополнительные
активность
Желание узнавать
вопросы педагогу по теме
новое
занятия/темы/программы
2. Воспроизводит информацию
по итогам занятия
3. Умеет вычленять главное из
полученной информации.
4. Охотно делится
информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи
взрослого) выполняет
дополнительные задания
Среднее значение
3
1. Выполняет задания педагога
Ответственность
Проявляется при
в указанный срок и без
напоминания
выполнении
функциональных
2. Своевременно приходит на
заданий, известных,
занятие, другие мероприятия
повторяющихся
3. Доводит начатую работу до
конца
4. Адекватно реагирует на
оценку своего труда,
полученного результата.
5. Выполняет взятые на себя
обязательства
Среднее значение
16
4
Социальная
идентичность
Индивидуальное
чувство принадлежности
К секции.
Убежденность в
собственной значимости
для развития среды, к
которой принадлежит
сам ребенок
1. Принимает правила и
традиции группы
2. Охотно (без давления
педагога) принимает
участие в мероприятиях,
важных для группы
(соревнованиях, конкурсах,
фестивалях, социальных
акциях)
3. Предлагает свою помощь
при проведении важных для
группы дел (мероприятий)
4. Положительно
высказывается об отношении
к группе, школе.
5. Положительно оценивает
свою роль и место в детском
творческом коллективе.
Среднее значение
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
шести критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося,
на развитие которых направлена данная программа.
Применяемые
методы
оценки:
педагогическое
наблюдение,
анкетирование, беседа, соревнования. Принята 100-бальная шкала, на которой
определены 4 интервала, которые соответствуют:
высокому
(продвинутому)
уровню
результатов
освоения
дополнительной общеразвивающей программы от 80 до 100 баллов и
характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности
обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный
характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила,
новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых)
ситуациях, условиях.
- средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется
осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью,
умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
- низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов характеризуется
умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на
описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности
коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или
потребность) к занятиям деятельностью по программе.
17
- недопустимый уровень от 40 баллов и ниже характеризуется
отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом
признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и
другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех.
Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в
течение учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются
начальные данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае итоговые. На основании сводных данных о достижениях каждого
обучающегося наблюдается динамика освоения программы дополнительного
образования и производится ее корректировка на дальнейший период.
18
Приложение 2
Мониторинг ОФП
Дата
№
ФИО
Тренер-преподаватель
Быстрота
(бег на 30 м.)
Ловкость
(бег на 10 м.
между
предметами)
19
Гибкость
Скоростно-силовые качества
Прыжок Метание Метание
В длину с мешочка мешочка
места
вдаль
вдаль
правой
левой
рукой
рукой
Уровень
Быстрота
(бег на 30 м.)
Ловкость
(бег на 10 м.
между
предметами)
Высокий (количество/%)
Средний ( количество/%)
Низкий ( количество/%)
20
Гибкость
Скоростно-силовые качества
Прыжок Метание Метание
в длину с мешочка мешочка
места
вдаль
вдаль
правой
левой
рукой
рукой
Приложение 3
Мониторинг СФП
Дата
№
ФИО
Тренер-преподаватель
Координация
движений
Соблюдение
темпа и ритма
при
выполнении
упражнений
21
Удар по мячу
ногой на
точность
(число
попаданий)
Ведение мяча,
обводка стоек
и удар по
воротам (сек.)
Жонглирование
мячом
(количество
раз)