Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной
«Лаборатория творчества»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
Возраст обучающихся: 10-14 лет.
Объем программы: 216 ч.
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Закандыкина Екатерина Алексеевна
Екатеринбург, 2025 г.
2
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Лаборатория
творчества» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ;
3. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 № 809;
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года» от 7 мая 2024 года №309;
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» от 26.12.2017 № 1642 (ред.21.02.2025);
6. Постановление
Правительства
Свердловской области
«Об
утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года» от 18.09.2019 № 588-ПП;
7. Постановление
Правительства
Свердловской области
«Об
утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года» от
07.11.2019 № 761-ПП;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023
№ 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области
цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности
Министерства просвещения Российской Федерации и признании утратившим
силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р»;
11. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019
№ 375 «О разработке стратегий социально-экономического развития
административно-территориальных единиц муниципального образования
3
«город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов
(подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»;
12. Постановление Администрации города Екатеринбурга «Об
утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование –
стандарт «Пять звезд» от 07.06.2022 №1523;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
17. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года» от 30.03.2018 №
162-Д;
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации и
4
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ» от 5 августа 2020 г. № 882/391;
21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
27.07.2022 № 629;
23. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
24. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование» (Письмо Минпросвещения России от 19.01.2022 N
ДГ-2054/06);
25. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
26. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы – художественная.
Актуальность
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее
эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В
процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные
чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если
что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед
ними.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют
разностороннему развитию личности ребенка.
Данная образовательная программа, основываясь на государственном
образовательном стандарте, сориентирована на областную Концепцию
дополнительного образования и призвана обеспечить региональный
социальный заказ в сфере дополнительного образования детей.
5
Отличительные особенности
Творческая личность — это достояние всего общества. Рисуя, вырезая
и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для
себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но
субъективная ценность как средство творческого роста значима не только
для конкретного индивида, но и для общества.
Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного
образования помогают ребенку раскрыть в себе эту «творческую личность»,
открыть для себя разноцветье мира и способствуют формированию новых
способов взаимодействия с ним.
Основной спецификой настоящей программы является системное
объединение двух направлений: изобразительного и декоративноприкладного творчества обучающихся. Это обеспечивает единую
направленность и координацию деятельности педагога и воспитанников,
позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс и
дает большие возможности в самореализации и личностном развитии
каждого ребенка.
Адресат программы
Программа рассчитана на школьников 10-14 лет и реализуется в
течение одного года обучения в учреждении дополнительного образования –
Доме детского творчества.
В группу зачисляются все желающие, независимо от художественных
способностей.
Программа построена с учетом возрастных психофизических
особенностей.
Возраст 10-14 лет характеризуется проявлением активности, инициативы и самостоятельности в обогащении способов действий в целом, и
изобразительных в частности, дополнениями известных образов деталями на
основе новых впечатлений. Младший школьник активно интересуется
предметами живой и неживой природы, проявляет исследовательскую
любознательность. Он внимательно рассматривает окружающие ею объекты,
стремится узнать у взрослого больше новых интересных сведений о них.
Дети этого возраста могут устанавливать взаимосвязи между
природными явлениями, переход объекта из одного состояния в другое:
почему желтеют листья и зеленеет трава, почему плывут облака и т.п.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более
высокой степенью овладения различными видами художественно-изобразительной деятельности и проявлением художественных
6
способностей. Формируется восприятие ритма в рисунке, развивается
зрительная память детей, представление и воображение ребенка.
В изобразительной деятельности у ребенка развивается чувство цвета,
пространства, материала, закладываются предпосылки к развитию
художественно-образного мышления. Яркие впечатления от просмотра
картин, фильмов, прогулок по лесу дети могут отражать в живописнотворческих работах. Дети среднего школьного возраста обладают более
устойчивым вниманием к замыслу и реализации собственного проекта. В
этом возрасте они часто принимают на себя роль «мастера», «художника»,
«скульптора».
В рисунках дети свободно могут передавать характерные признаки
предметов: форму, цвет, части и детали, пропорции. Движения руки
становятся более уверенными, точными и осмысленными. Обучающиеся
среднего школьного возраста могут осознанно подбирать изобразительные
средства выражения для передачи настроения и состояния предметов и
явлений.
Возможное количество обучающихся по программе:
Занятия проводятся на базе Дома Детского Творчества им. Е. Е.
Дерягиной.
Режим занятий
Занятия проходят два раза в неделю по три академических часа. Один
академический час – 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Общее
количество часов в неделю – 6 академических часов.
Объем программы
Учебный (тематический) план рассчитан на 216 часов и должен быть
освоен в течение 9 месяцев (36 учебных недель), при условии занятий: 2 раза
в неделю по 3 академических часа.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения. Основной формой
обучения являются учебные занятия. Процесс обучения строится с
использованием разнообразных форм и методов, что помогает вызвать и
сохранить живой интерес у детей.
Итогом обучения является выполнение творческих работ на
предложенную тему, в которой ребенок может применить полученные
знания и умения.
Уровень сложности программы
Уровень программы «стартовый», так как она ориентирована на детей
любого уровня начальной подготовленности, предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
7
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Формы обучения – индивидуальная деятельность, индивидуальногрупповая, участие в выставках, игровая деятельность, досуговая
деятельность.
Виды занятий – беседа, опрос, практической занятие, экскурсия,
открытое занятие.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении
необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий,
времени прохождения материала.
Цель и задачи программы
Цель программы
Целью данной программы является развитие творческих способностей
обучающихся среднего школьного возраста, посредством освоения базовых
техник живописи.
Задачи программы
Обучающие:
Знакомить обучающихся с различными видами изобразительной
деятельности, многообразием художественных материалов и приемами
работы с ними;
Обучать использованию выразительных возможностей цвета
сознательно;
Знакомить с универсальным «языком» искусства – средствами
художественно-образной выразительности.
Знакомить с правилами техники безопасности при работе с
инструментами.
Развивающие:
Развивать творческие способности обучающихся;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
Развивать способности ребенка к самовыражению;
Развивать навыки работы с различными инструментами;
Развивать взаимопонимание между участниками образовательного
процесса по решению конкретных задач;
8
Воспитательные:
Воспитывать у обучающихся стремление к активному познанию
жизни;
Воспитывать самостоятельность;
Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Основные принципы, положенные в основу образовательной
деятельности:
1. Природосообразности (образовательный процесс строится в
соответствии с логикой развития личности ребенка);
2. Индивидуализации (в образовательном процессе создаются условия
для наиболее полного проявления и развития индивидуальности ребенка и
педагога);
3. Гуманности (ребенок участвует в образовательном процессе как
субъект совместной с педагогом деятельности, основанный на
демократических и творческих началах).
В части упражнений преобладают репродуктивные методы обучения,
при выполнении эти упражнений идет формирование умений и навыков
художественной деятельности.
Часть заданий направлена на осознанный поиск образного решения, при
этом ребенок закрепляет старые и приобретает новые знания, умения и
навыки художественной деятельности и создает уникальные визуальные
образы.
Часть заданий требует максимального проявления творческой
индивидуальности ребенка: выбор способа изображения, если дана тема –
или, наоборот, темы, если в систему ограничений входит тот или иной
художественный прием.
На занятиях по данной программе используются:
Восприятие явлений действительности (репродукции, плакаты,
книги);
Изучение художественного наследия;
Обсуждение работ товарищей, результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;
Прослушивание музыкальных или литературных произведений
(народных, классических, современных).
При программировании
возрастные особенности детей.
деятельности
объединения
учитываются
9
Основным видом деятельности для обучающихся среднего школьного
возраста является групповая работа. Изобразительная деятельность
объединяет игровые, познавательные мотивы, способствует общению со
сверстниками. Роль педагога состоит в том, чтобы через групповую и
игровую деятельность поддерживать интерес ребенка к осмыслению
реальности, в которой он живет, и формировать потребность выражения
своего отношения к этой реальности.
В процессе творчества ребенок вживается в изображаемую ситуацию,
соединяет в сознании все со всем, переносит признаки одних предметов на
другие, выстраивает игровой мир по собственному усмотрению, налаживает
коммуникацию и развивает фантазию за счет общения со сверстниками.
В образовательной работе по настоящей программе, в развитии
способностей ребенка не разделимы изобразительная, декоративная и
конструкторская деятельность. Эти виды деятельности способствуют
развитию зрения и руки как целостной системы (глаз – мозг – рука), т.е. как
системы мышления. Такой подход ведет к повышению интереса
обучающихся к творческой деятельности, большей результативности работы.
Основу образовательной деятельности в соответствии с настоящей
программой составляет практическая творческая деятельность обучающихся.
Практическая и теоретическая работа в большинстве случаев не выделяется в
рамки отдельных занятий творческого объединения, а встроена в единое
занятие. В учебно-тематическом плане указывается примерный расчет
времени, отводимого на теоретическую часть и объяснения педагога в рамках
практического в основном занятия. В программе представлены темы
полностью теоретического содержания, либо полностью практического
содержания деятельности.
Данная программа является составительской. Она разработана на
основе уникальных программ художественного воспитания и обучения О. Л.
Ивановой и Т. В. Калининой, авторской программы А. В. Шестаковой
«Росток», программы Меньщиковой Е. Л. «Лепесток», комплексной
программы «Планета искусств» ДДТ Ленинского района г. Екатеринбурга.
Учебный (тематический) план
№
п/п
1
2
3
Название раздела, темы.
Введение в живопись.
Основы композиции и
перспективы.
Техники работы с разными
материалами.
Теор.
Практ.
Всего
часов
12
3
9
18
3
15
24
6
18
Форма
контроля/аттестации
Беседа, творческая
работа
Беседа, творческая
работа
Беседа, творческая
работа
10
4
Натюрморт.
24
4
20
5
Пейзаж.
24
4
20
6
Животные и их пластика.
24
6
18
7
Современное искусство.
18
4
14
8
Иллюстрирование.
18
4
14
9
Опыт предков. Копирование
великих мастеров.
Выполнение работ к
конкурсам
Музеи искусств. Беседа об
искусстве.
Альтернативные материалы.
Монотипия.
Всего часов за год
18
6
12
9
2
7
9
8
1
18
4
14
216
54
162
10
11
12
Беседа, наблюдение,
творческая работа
Беседа, наблюдение,
творческая работа
Беседа, наблюдение,
творческая работа
Беседа, наблюдение,
творческая работа
Беседа, творческая
работа
Беседа, творческая
работа
Беседа, наблюдение,
творческая работа
Беседа
Беседа, творческая
работа
Содержание учебного (тематического плана)
Тема 1. Введение в живопись.
Теория: знакомство с группой. Виды красок. Обучение организации
рабочего места. Знакомство с материалами для работы, правила работы с
ними. Правила поведения в ДДТ, во время учебного процесса. Техника
безопасности.
Практика: создание градиентов, цветовых упражнений, этюдов.
Тема 2. Основы композиции и перспективы.
Теория: изучаем правило третей, золотое сечение, баланс и ритм.
Основы линейной и воздушной перспективы.
Практика: создаем творческие работы интерьера и пейзажа с
перспективой.
Тема 3. Техники работы с разными материалами.
Теория: изучаем техники различных красок. Акварель: по мокрому,
лессировка, солевые эффекты. Гуашь: фактуры, равномерное плотное
покрытие.
Практика: Акрил: работа мастихином и текстурной пастой.
Тема 4. Натюрморт.
Теория: постановка света и передача объема. Как передавать фактуры:
стекло, металл, дерево, ткань.
Практика: серия натюрмортов от простого к сложному. Минимум 2
натюрморта.
Тема 5. Пейзаж.
11
Теория: повторяем правила воздушной перспективы. Учимся
передавать время суток. Ищем отличия в написании городского и
природного пейзажа.
Практика: творческая работа «Утро в горах» и творческая работа
«Городской закат».
Тема 6. Животные и их пластика.
Теория: изучаем пропорции разных животных. Анализируем их
пластику. Узнаем основы стилизации иллюстраций.
Практика: творческая работа «Мое любимое животное» и творческая
работа «Стилизация животного для мультфильма».
Тема 7. Современное искусство.
Теория: изучаем основные способы передачи эмоций: фактуры, цвета,
композиции.
Практика: творческая работа «Любимая песня» и творческая работа
Коллаж «Мое настроение».
Тема 8. Иллюстрирование
Теория: изучаем основы сторителлинга в картинках: раскадровка,
персонаж и оформление.
Практика: создаем разворот комикса по любимому произведению
(сказка, мультфильм, комикс).
Тема 9. Опыт предков. Копирование великих мастеров.
Теория: рассматриваем работы великих мастеров. Анализируем
выразительные средства.
Практика: создаем копию работы/фрагмента Клод Моне «Кувшинки».
Тема 10. Выполнение работ к конкурсам
Теория: консультация по теме конкурсных работ.
Практика: создание или оформление конкурсных работ по темам.
Тема 11. Музеи искусств. Беседа об искусстве.
Теория: беседа об искусстве.
Практика: поход в музей, картинную галерею и театр.
Тема 12. Альтернативные материалы. Монотипия.
Теория: изучаем технику монотипия.
Практика: создаем групповой коллаж на тему цветения. Объединяем
работы учащихся на один большой плакат.
Планируемые результаты
Предметные:
имеют представление о различных видах деятельности художника;
владеют специальной терминологией;
12
владеют
техникой
работы
различными
художественными
материалами;
имеют представление об основах композиции;
владеют правилами техники безопасности во время работы.
Метапредметные:
способны к общению со взрослыми и сверстниками, основанному на
понимании;
способны управлять своим поведением и планировать свои действия;
владеют умениями работать с различными инструментами по
правилам и по образцу;
владеют умением слушать взрослого и выполнять его инструкции.
способны создать собственное произведение опираясь на свою
фантазию и изобретательность.
имеют первичное представление о себе, семье, мире и природе, о
роли искусства в жизни и развитии человека.
Личностные:
проявляют интерес к своим способностям и возможностям;
владеют навыками самообслуживания;
способны к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию;
проявляют стремление к получению новых знаний в данной области.
Календарный учебный график
ДООП «Лаборатория творчества» на 2025-2026 учебный год.
Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
72
Количество часов в неделю
6
Количество часов в учебном 216
году
Недель в I полугодии
16
Недель во II полугодии
20
Начало занятий
1 сентября
Выходные дни
3,4 ноября; 31 декабря-10 января; 23
февраля; 8,9 марта; 1 мая; 9, 11 мая
Окончание учебного года
31 мая
13
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Для реализации программы используются методическая продукция:
теоретические, дидактические и контрольные материалы на бумажных и
электронных носителях.
Для проведения занятий необходим кабинет, оборудованный партами и
стульями, доской, шкафами для хранения пособий и материалов,
осветительными приборами, проектором, компьютером/ноутбуком.
Материалы, необходимые для реализации программы:
гуашевые и акварельные краски, акрил;
кисти художественные разных номеров (натуральные и синтетика);
восковые мелки, карандаши акварельные и чернографитовые;
фломастеры, маркеры, линеры;
уголь, пастель сухая и масляная;
ватман, цветная бумага, картон, бумага для акварели, бумага для
маркеров, бумага для пастели;
ластик;
мастихины
текстурная паста
стаканы для воды;
палитры;
ножницы;
клей-карандаш;
пластилин;
стеки.
Информационно-методическое обеспечение
При реализации программы используются следующие дидактические
материалы:
№
Название
Количество
п/п
Информационно-дидактические материалы
1
Муляжи овощей и фруктов (более 20 разных) 25
2
Искусственные цветы (более 7 разных)
15
3
Засохшие цветы и травы (более 20 разных)
23
4
Натюрмортный фонд (вазы, горшки, чаши,
43
кружки, корзины, деревянные ложки и пр.)
14
Однотонные драпировки
10
Драпировки с рисунком
7
Трафареты для орнамента
13
В части упражнений преобладают репродуктивные методы обучения,
при выполнении эти упражнений идет формирование умений и навыков
художественной деятельности.
Часть заданий направлена на осознанный поиск образного решения,
при этом ребенок закрепляет старые и приобретает новые знания, умения и
навыки художественной деятельности и создает уникальные визуальные
образы.
Часть заданий требует максимального проявления творческой
индивидуальности ребенка: выбор способа изображения, если дана тема –
или, наоборот, темы, если в систему ограничений входит тот или иной
художественный прием.
На занятиях по данной программе используются:
Восприятие явлений действительности (репродукции, плакаты,
книги);
Изучение художественного наследия;
Обсуждение работ товарищей, результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;
Прослушивание музыкальных или литературных произведений
(народных, классических, современных).
5
6
7
При программировании деятельности объединения учитываются
возрастные особенности детей.
Основным видом деятельности для школьников является игра.
Изобразительная деятельность объединяет игровые и познавательные
мотивы. Роль педагога состоит в том, чтобы через игровую деятельность
поддерживать интерес ребенка к осмыслению реальности, в которой он
живет, и формировать потребность выражения своего отношения к этой
реальности.
В процессе творчества ребенок вживается в изображаемую ситуацию,
соединяет в сознании все со всем, переносит признаки одних предметов на
другие, выстраивает игровой мир по собственному усмотрению.
В изображениях для ребенка наиболее важными вопросами остаются
«что происходит?», «почему?» и «какой?».
В образовательной работе по настоящей программе, в развитии
способностей ребенка не разделимы изобразительная, декоративная и
конструкторская деятельность. Эти виды деятельности способствуют
15
развитию зрения и руки как целостной системы (глаз – мозг – рука), т.е. как
системы мышления. Такой подход ведет к повышению интереса
обучающихся к творческой деятельности, большей результативности работы.
Художественная
деятельность
детей
на
занятиях
находит
разнообразные формы выражения: изображение на плоскости, в объеме,
декоративное, конструктивное, прикладное.
В декоративно-прикладных работах развивается декоративное и
эстетическое чувство, приобретаются практические навыки выполнения
работ, умение пользоваться материалами, применяемыми в живописи и в
графике. В прикладных работах могут применяться самые различные
материалы: цветная и фактурная бумага, пластилин, фольга, обрезки ткани,
проволока и нитки, камешки, а также клей и гуашевые краски, графические
материалы. Могут применяться засушенные растения, ветки и корни
деревьев и кустарников.
Основу образовательной деятельности в соответствии с настоящей
программой составляет практическая творческая деятельность обучающихся.
Практическая и теоретическая работа в большинстве случаев не выделяется в
рамки отдельных занятий творческого объединения, а встроена в единое
занятие. В учебно-тематическом плане указывается примерный расчет
времени, отводимого на теоретическую часть и объяснения педагога в рамках
практического в основном занятия. В программе представлены темы
полностью теоретического содержания, либо полностью практического
содержания деятельности, такие, например, как вводная тема, подготовка
выставочного материала и участие в выставке.
Данная программа является составительской. Она разработана на
основе уникальных программ художественного воспитания и обучения О. Л.
Ивановой и Т. В. Калининой, авторской программы А. В. Шестаковой
«Росток», программы Меньщиковой Е. Л. «Лепесток», комплексной
программы «Планета искусств» ДДТ Ленинского района г. Екатеринбурга.
Кадровое обеспечение:
Педагог,
реализующий
программу,
должен
иметь
высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного
детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы.
16
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Беседа;
Педагогическое наблюдение;
Выставка;
Конкурс;
Самооценка обучающихся своих знаний и умений;
Групповая оценка работ;
Экскурсия.
Для оценки результативности занятий применяется входной,
текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений
ребят, их способностей. Формы оценки: устный.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения
материала. Формы оценки: творческие задания.
В практической деятельности результативность оценивается
количеством и качеством выполнения поделок и творческих работ.
Итоговый контроль – выставка творческих работ, оформление
кабинета.
Контрольные требования на разных этапах обучения. За время
обучения обучающиеся должны приобрести практические навыки:
Знает технологию изображения фонов и объектов природы;
Распознает очередность выполнения этапов при рассмотрении любой
работы;
Гармоничное композиционное решение рисунка, верные способы
передачи объема и перспективы;
Правильно выполняет технологические операции;
Аккуратно выполняет работу гуашью;
Высокая скорость выполнения работы;
Соблюдаются правила техники безопасности на занятиях.
17
Также для оценки знаний и умений обучающихся и их способностей
используется «диагностика наблюдений индивидуального художественноэстетического
развития
детей»
(Приложение
№1).
18
Приложение № 1
Диагностическая карта наблюдений индивидуального художественно-эстетического развития обучающихся
Дата проведения
№
Разделы
Приобщение к искусству
Знает виды
народного,
изобразит.
искусства,
архитектуры,
умеет выделять
особенности,
передавать их в
худож.
деятельности
Ф.И. обучающегося
н/г
к/г
Изобразительная деятельность
Знаком с
произведениями
живописи,
художникам и
иллюстраторами
детской книги
н/г
к/г
Знает приемы работы
с бумагой и
картоном, с
природным
материалом
н/г
к/г
Создает
индивидуальные и
коллективные
рисунки, сюжетные и
декоративные
композиции,
используя разные
материалы и способы
создания в т.ч. по
мотивам народноприкладного
творчества
н/г
к/г
Владеет навыками
рисования, лепки
предметов, передавая
форму, величин у,
пропорции частей;
правильно держит
карандаш, кисть
н/г
Правильно держит
ножницы, использует
разнообразные
приемы вырезания
к/г
н/г
к/г
Итоговый
показатель по
каждому
обучающемуся
(среднее
значение)
н/г
к/г
1
2
3
4
5
6
7
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Всего %
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)
Уровневые показатели: Высокий уровень – 24-19 баллов; средний уровень – 18-8 баллов; низкий уровень – 7-0 баллов
Преподаватель:
/
/
19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
III.
Перечень литературы для педагога
1. Беда Г. И. Основы изобразительной грамоты / Г. И. Беда. – М.:
Просвещение, 2000. – 188 с.
2. Белютин Э. М. Начальные сведения по живописи / Э. М. Белютин. –
М.: Искусство, 2005. – 78 с.
3. Жегалова С. К. Русская народная живопись / С. К. Жегалова. – М.:
Просвещение, 2005. – 192 с.
4. Карлов Н. Г. Изображение птиц и зверей / Н. Г. Карлов. – М.:
Просвещение, 2006. – 192 с.
5. Козлов Н. Как относиться к себе и людям или практическая
психология на каждый день / Н. Козлов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. –
336 с.
6. Кузин В. С. Психология / В. С. Кузин. – М.: Высшая школа, 2002. –
256 с.
7. Прасолова Е. Л. В союзе с красотой / Е. Л. Прасолова. – М.:
Просвещение, 2007. – 238 с.
20
8. Порудоминский В. Счастливые встречи / В. Порудоминский. – М.:
Малыш, 2000. – 79 с.
9. Популярная художественная энциклопедия. – Москва: Советская
энциклопедия, 2006. – 431 с.
10. Сиповский В. Д. Родная старина / В. Д. Сиповский. - Нижний
Новгород: Нижполиграф, 2005. – 253 с.
11. Стасевич В. Н. Искусство портрета / В. Н. Стасевич. – М.:
Просвещение, 2012. – 80 с.
12. Шевчук Л. Б. Дети и народное творчество / Л. Б. Шевчук. – М.:
Просвещение, 2005. – 128 с.
13. Шматова О. В. Самоучитель по рисованию гуашью. Экспресс-курс.
Учимся рисовать с нуля шаг за шагом / О. В. Шматова. – М.: Эксмо, 2014. –
80 с.
14. Энциклопедия для малышей. Царство животных. – М.: Оникс, 2005.
– 256 с.
Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных
представителей)
1. Гибсон Р. Наши руки не для скуки / Р. Гибсон. – М.: Росмэн, 2007. –
64 с.
2. Карлов Н. Г. Изображение птиц и зверей / Н. Г. Карлов. – М.:
Просвещение, 2006. – 192 с.
3. Лоури А. Техника акварельной живописи для начинающих. Ты–
художник! / А. Лоури. – М.: Контэнт, 2017. – 96 с.
4. Сокольникова Н. М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для
детей Натюрморт. Портрет. Пейзаж. / Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов. – М.:
АСТ. Астрель, 2010. – 141 с.
5. Шматова О. В. Самоучитель по рисованию гуашью. Экспресс-курс.
Учимся рисовать с нуля шаг за шагом / О. В. Шматова. – М.: Эксмо, 2014. –
80 с.