Кукольная мастерская Масяни Шишкиной 2025-2026.pdf

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ИМ. Е.Е. ДЕРЯГИНОЙ Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

Кукольная мастерская Масяни Шишкиной
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст обучающихся 9-11 лет.
Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:
Птичкина Ирина Александровна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2025 г.

2

Аннотация
Программа творческого объединения «Кукольная мастерская Масяни
Шишкиной» имеет художественную направленность и стартовый уровень
сложности. Программа ориентирована на детей 9-11 лет. В творческое
объединение принимаются дети без специального отбора и ограничений.
Педагогическая целесообразность в освоении программы способствует
полноценному личностному развитию обучающихся и оптимизирует процесс
их социализации, что положительно сказывается на результатах основного
образования. Тематическое разнообразие заданий, используемых при создании
кукол (плетение, вышивание, макраме, работа с разными материалами),
помогает расширить кругозор и сформировать интерес к художественной
культуре. Привлечение детей к совместному обсуждению и анализу работ,
рассказ о своём замысле способствуют гармоничному развитию личности. В
программу включены интегрированные занятия, которые позволяют ребёнку
активно включаться в разнообразные виды деятельности, эффективно
сотрудничать в коллективе в творческой обстановке.
Программа разработана на основе изучения интернет-ресурсов.
Использованы материалы мастеров современного искусства. Анны Ярун,
Александры Шнайдер, мастер-классов на платформе Панпина, ВКонтакте.

3

КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Калейдоскоп»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.09.2019 № 470 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
10. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
общеразвивающих программ в МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;

4

11. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной.
Направленность – художественная, так как она ориентирована на
художественный вид деятельности.
Актуальность. Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Кукольная мастерская Масяни Шишкиной» соответствует основным
направлениям
формирования
нового
содержания
дополнительного
образования детей (в соответствии с Письмом Минпросвещения России от
29.09.2023 АБ-3935/06), так как существует необходимость использования
исторического и культурного наследия для воспитания и образования
подрастающего поколения.
Сегодня от молодых людей, начинающих трудовую деятельность,
требуется не только наличие профессиональных навыков, но и способность к
творчеству, умение креативно мыслить, что позволяет находить оригинальные
решения сложных проблем. Декоративно-прикладное искусство обогащает
творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях
нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и
наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного
искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания
предметов прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов
формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о
предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Новизна программы в том, что в процессе изготовления игровой куклы
ребенок приобретает навыки работы с иголкой и ножницами, изучает разные
виды швов и техник, развивает творческое мышление и учится работать с
разными материалами.
В процессе изучения материала, дети имеют возможность
самостоятельно создать своего оригинального персонажа. Кроме того, смена
видов работы и материала исключает возможность уставания и
перенасыщения одним видом деятельности. В образовательный процесс
обучения для разработки творческих работ введено применение
информационных технологий.
Отличительные особенности
Данная программа включает в себя изучение различных видов
декоративно-прикладного творчества (аппликация, текстильные изделия,
вышивание, вязание крючком и спицами, бисероплетение, работа с кожей,
макраме, картонаж), что позволяет вовлечь обучающихся в активную
творческую жизнь. В группе могут обучаться дети разного года обучения. Для
создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания детей
педагог вправе по собственному выбору чередовать учебный материал.

5

Адресат программы
Дети возрастом от 9 до 11 лет.
Количество обучающихся в группе 12-15 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю 4 академических
часа (1 академический час равен 30 минут). Во время занятия предусмотрены
10 минутные перерывы для снятия напряжения и проветривания кабинета.
Объем программы. Общая продолжительность обучения составляет
76 часов.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Уровень сложности программы – стартовый. Формы обучения
В процессе проведения занятий используются: фронтальная, групповая,
индивидуальная формы организации деятельности. Содержание разделов и
тем подобрано таким образом, что на всех этапах обучения носит и
репродуктивный и творческий характер. В процессе самостоятельной учебнотворческой работы, обучающиеся не выполняют тренировочные упражнения,
а сразу работают над созданием законченной композиции. Для развития
творческих способностей используется метод творческого задания по
разработке композиции на заданную тему.
Виды занятий
Основной формой работы является
групповая
на
основе
индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
 Практическое занятие
 Выставка
 Конкурс
 Открытое занятие
 Беседа
 Экскурсии
 Дистанционное занятие
Формы подведения итогов реализации программы
- самостоятельная работа по пройденной теме;
- предоставление коллективной работы;
- творческая (конкурсная) работа;
- выставка.
Основными показателями результативности предметной деятельности
учащегося являются:
- участие в выставках;
- количество и качество выполненных работ за год.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы - создание условий для самовыражения и развития

6

творческих способностей обучающихся посредством различных видов
прикладного творчества.
Задачи программы
Обучающие:
• знакомить с действительностью и художественным наследием, в
которых заложены корни национальной культуры, традиции,
• обучать созданию изделий в народных традициях;
• обучать умению строить сюжет, организуя смысловые и
композиционные связи между изображаемыми предметами, умению
сознательно использовать художественные материалы и возможности их
тонового и фактурного диапазона;
• обучать умению работать над сложными трудоемкими изделиями и
композициями, создавать своими руками интересные, необычные изделия;
• знакомить с приемами пространственного построения предметов;
• приобщать детей к выставочной деятельности.
Развивающие:
• развивать мелкую моторику;
• развивать творческий потенциал;
• развивать познавательную активность;
• развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
• воспитывать ребёнка – носителя и хранителя национальной
культуры средствами декоративно-прикладного искусства;
• формировать умения работать самостоятельно и в коллективе;
• воспитывать трудолюбие и усидчивость;
• формировать навыки общения и толерантности.
Планируемые результаты
К концу 1 года обучения обучающиеся должны быть компетентны в
следующем:
Предметные:
• знакомы с действительностью и художественным наследием, в которых
заложены корни национальной культуры, традиции,
• обучены созданию изделий в народных традициях;
• обучены умению строить сюжет, организуя смысловые и
композиционные связи между изображаемыми предметами, умению
сознательно использовать художественные материалы и возможности их
тонового и фактурного диапазона;
• обучены работать над сложными трудоемкими изделиями и
композициями, создавать своими руками интересные, необычные изделия;
• знакомы с приемами пространственного построения предметов;
• дети приобщены к выставочной деятельности.

7

Метапредметные:
• развита мелкая моторика;
• развит творческий потенциал;
• развита познавательную активность;
• развиты коммуникативные навыки.
Личностные:
• воспитан ребёнок–носитель и хранитель национальной культуры
средствами декоративно-прикладного искусства;
• сформировано умение работать самостоятельно и в коллективе;
• воспитаны трудолюбие и усидчивость;
• сформированы навыки общения и толерантности.
1.3. Учебный тематический план
№

Название раздела, темы

Всего
часов

Теор.

4
8

4
1

7

3.

Вводное занятие
Простая текстильная
игрушка «Веселые зверята»
Одежда для кукол

8

1

7

4.

Мебель и игрушки для кукол

8

1

7

5.

Подготовка к праздникам.

8

1

7

6.

Вышивка. Фелтинг.

8

1

7

7.

Кукла Масяня

12

2

10

8.

Кукла «Болтушка»

8

1

7

9.

Вальдорфская кукла

8

1

7

4

2

2

76

15

61

п
/
п
1.
2.

10. Итоговое занятие

Итого:

Практ.

Формы аттестации
контроля

Собеседование
Анализ выполненного
задания. Творческая работа.
Анализ выполненного
задания. Творческая
работа.
Анализ выполненного
задания. Творческая
работа.
Анализ выполненного
задания. Творческая работа.
Анализ выполненного
задания. Творческая
работа.
Анализ выполненного
задания. Творческая
работа.
Анализ выполненного
задания. Творческая работа.
Анализ выполненного
задания. Творческая работа.
Анализ
Выполненного задания.
Творческая
работа.

1.4. Содержание учебного (тематического) плана года обучения.
1. Вводное занятие.
Теоретическое занятие. Правила поведения в объединении.
Оборудование кабинета, организация рабочего места. Правила безопасности
при работе с инструментами. Правила дорожного движения.

8

Расписание занятий. Просмотр изделий учащихся. План и задачи
творческого объединения. Предварительная аттестация.
2. Простая текстильная кукла «Веселые зверята».
Теоретическое занятие. Введение в мир кукол, история создания
разных видов кукол, их значения для ребенка и взрослого человека.
Использование кукол в разных видах творчества, в модельном бизнесе и
украшении интерьера. Куклы игровые, интерьерные, сувенирные, ростовые,
театральные и подарочные. Знакомство с разными техниками изготовления
кукол, демонстрация кукол и текстильных изделий. Техника безопасности при
работе с клеем, иголками и ножницами. Зачем нужен наперсток, и как им
работать. Демонстрация фабричных кукол и кукол ручной работы.
Практическое занятие. Изготовление изделий в виде медвежат,
зайчиков и лисичек. Используется хлопчато-бумажная ткань. Обводим по
нарисованному картонному трафарету, прошиваем вручную, выварачиваем,
набиваем синтепоном, добавляем вышивку морочек и украшения.
3. Одежда для кукол.
Теоретическое занятие. Особенности изготовления одежды для кукол.
Правила кройки и шитья, соблюдение технических условий при работе с
материалами. Изучение выкроек и их построение. Работа с подкладом и
обработка швов. Демонстрация готовых изделий и кукол Паола-Рейна и Мия.
Практическое занятие. Изготовление одежды на кукол Паола-Рейна и Мия.
Пошивизделий на
кукол по
готовым
выкройкам, украшения и
дополнения в виде аксессуаров. Обувь, головные уборы, сумочки и предметы
быта для кукол.
4. Мебель и игрушки для кукол
Теоретическое занятие. Способы изготовления игрушек для кукол.
Кукольные домики, миниатюрные предметы интерьера . Работа с картоном в
технике картонаж.
Практическое занятие. Изготовление игрушек для куклы и предметов
быта, например, кресла для куклы. Работа с картоном, обтягивание тканью,
оформление грунтом с ПВА и красками.
5. Подготовка к праздникам.
Теоретическое занятие. Историческая справка о возникновении
праздников и их праздновании. Традиционные российские праздники и их
отражение в культуре народов России.
Практическое занятие. Изготовление подарков к календарным
праздникам (День Рождения, День Матери, День Пожилого Человека, Новый
год, Рождество, День Защитника Отечества, Международный Женский День,
День Победы).

9

6. Вышивка. Фелтинг
Теоретическое занятие. История возникновения и развития вышивки.
Схемы вышивки. Виды простых декоративных швов. Техника безопасности
при работе с иглой. Просмотр работ. Знакомство с техникой фелтинг или
валяние из шерсти для начинающих, с помощью иголочек. Техника
безопасности.
Практическое занятие. Освоение выполнения простых декоративных
швов. Шов « Вперед иголку», «Назад иголку», «Стебельчатый»,
«Петельный», «Тамбурный», «Французский узелок», «Петля в прикреп».
Валяние из шерсти с помощью иголочек для фелтинга.
7. Кукла Масяня
Теоретическое занятие. Знакомство с куклой. Изучение техники
изготовления и подбор необходимых материалов. Умение сочетания разных
стилевых и цветовых решений. Придумывание и создавание образа, эскиз
будущей модели.
Практическое занятие. Работа с готовыми деталями, предварительно
прошитыми учителем на машинке. Вырезание, выворачивание, набивание
синтепоном, формирование ручек, ножек, тела и головы будущей куклы.
Собирание деталей в куклу, необходимые утяжки для создания выражения
лица куклы, а также проработка формы ручек, ножек, анатомических
особенностей тела. Приклеивание волос, тонировка, роспись. Одежда,
аксессуары и образ куклы.
8. Кукла «Болтушка»
Теоретическое занятие. Особенности изготовления куклы
«Болтушка», и почему она так называется? Особенности лица куклы,
знакомство с техниками изготовления объемных лиц текстильных кукол.
Практическое занятие. Работа с готовыми деталями, предварительно
прошитыми учителем на машинке. Вырезание, выворачивание, набивание
синтепоном, формирование ручек, ножек, тела. Формирование лица куклы с
помощью техники валяние, либо использование лица из гипсовуй основы.
Приклеивание трикотажа на сформированное кукольное лицо. Собирание
деталей в куклу, необходимые утяжки для создания выражения лица куклы, а
также проработка формы ручек, ножек, анатомических особенностей тела.
Приклеивание волос, тонировка, роспись. Одежда, аксессуары и образ куклы.
9. Вальдорфская кукла
Теоретическое занятие. История возникновения Вальдорфской куклы и
особенности ее изготовления. Кем была придумана эта кукла, и для чего?
Технология и алгоритм выполнения куклы. Просмотр работ в этой технике.
Обучение работе по схемам.

10

Практическое занятие. Работа с готовыми деталями, предварительно
прошитыми учителем на машинке. Вырезание, выворачивание, набивание
синтепоном, формирование ручек, ножек, тела и головы будущей куклы.
Собирание деталей в куклу, необходимые утяжки для создания выражения
лица куклы, а также проработка формы ручек, ножек, анатомических
особенностей тела. Приклеивание волос, тонировка, роспись. Одежда,
аксессуары и образ куклы.
10. Итоговое занятие.
Теоретическое занятие. Подведение итогов за год.
Практическое занятие. Собеседование. Анализ выполненных заданий
по индивидуальному портфолио. Коллективный просмотр портфолио.

11

II.
КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Основные
характеристики
образовательного процесс
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные и праздничные дни

19
19
4
76
0
19
20 января
отсутствуют
4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8
марта, 1 мая, 9 мая
Окончание учебного года
31 мая
2.2.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Техническое оснащение
Просторное, хорошо освещённое помещение, оборудованное:
- столами;
- стеллажами, стенд для размещения работ;
- шкафами для размещения материалов.
Материалы и инструменты
- ткань бязь х/б однотонная светло-бежевая;
- ткань трикотаж для кукол однотонный бежевый;
- ткань х/б цветная, мелкий принт;
- носки цветные для изготовления кукольной одежды;
- ткань сетка для кукольной юбочки;
- волосы кукольные искусственные;
- кожа натуральная разных цветов
- клей ПВА, клей ТИТАН;
- синтепон, можно обрезки
- ножницы;
- шило;
- иглы штопальные, иглы для шитья и большую иглу 8-12см;
- булавки;
- наперсток;

12

- иглы для фелтинга;
- нитки № 40, нотки джинс, прочные;
- нитки мулине;
- проволока синельная;
- кисточки тонкие;
- краски акриловые или гуашь;
- мелки пастельные;
- лак акриловый;
- палочки деревянные для утрамбования синтепона;
- картон для кукольной мебели и ткань для обтяжки;
- бусины, бисер, пайетки, пуговки для глаз и украшения;
Ткань любой фактуры и качества, искусственный мех, флис, различные
бусинки и мелкие декоративные элементы для украшения кукол.
Информационно-методическое обеспечение
При обучении по данной программе применяется технология
коллективного взаимоотношения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко, А. С. Соколов),
которая позволяет продуктивно организовать работу в разновозрастных
группах. Основные принципы предложенной системы – самостоятельность и
коллективизм: все учат каждого и каждый учит всех.
Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучающихся
самостоятельность, коммуникативные умения каждый чувствует себя
раскованно, работает в индивидуальном темпе, в процессе общения
развиваются речь, память, логическое мышление; формируется адекватная
оценка личности.
Так же используется технология полного усвоения (Б. Блум, М.В.
Кларин, Дж. Кэрролл), где способности обучающихся определяются при
оптимально подобранных для данного ребенка условий, поэтому необходима
адаптивная система обучения, позволяющая всем обучающимся усвоить
программный материал. Технология задает единый для всех детей уровень
знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого
обучающегося время, методы, формы, условия труда.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической
частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической
творческой деятельности. Подведение итогов может происходить в форме
коллективного обсуждения, а также индивидуальной консультации, беседы с
обучающимися.

13

К программе прилагается большое количество дидактического и
наглядного материала, выставка готовых изделий, наборы инструментов.
- Оформлены наглядные пособия: различные куклы и мягкие игрушки.
- Оформлены альбомы, папки с информационным и дидактическим
материалом;
В процессе работы по настоящей программе можно использовать
информационно-методические материалы, имеющиеся в библиотеке
творческого объединения:
- литература по разделам «Текстильная композиция»,
«Аппликация», методическая литература из прилагаемого к программе
списка.
- Подготовлен набор дидактического материала для проведения учебных
занятий (схемы изготовления изделий, иллюстрированные альбомы, карточки
и другое.)
Методические рекомендации
Значимым моментом при работе с детским объединением является
воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и
укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, подготовка и
проведение общих праздников.
Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа
способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и
формированию нравственных качеств ребят. Дружный творческий коллектив
не только помогает детям обогащать себя знаниями, но и чувствовать себя
единым целым.
Важно, чтобы старшие учащиеся чувствовали ответственность за себя
и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и
помощников в деятельности.
Большое значение придаётся на занятиях играм. В игре нередко
возникают достаточно сложные ситуации, требующие от детей нравственных
решений и действий. Воспитательное значение игры трудно переоценить.
Другая функция игры – физическое развитие, в игре совершенствуются
двигательные навыки.
Главная задача в работе над бумажной пластикой – развитие у детей
пространственного воображения.
Кадровое обеспечение

14

Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Отслеживание динамики освоения образовательной программы
осуществляется предварительным, текущим, промежуточным и итоговым
контролем (Приложение №1).
◻ собеседование
◻ творческие, практические, проверочные работы
◻ выставки;
◻ конкурсы;
◻ итоговые занятия;
◻ защита творческих, практических работ, проектов.

◻ анализ выполненных заданий по выполненному портфолио
◻ коллективный (совместно с учащимися) просмотр портфолио
учащихся
◻ анализ итогового авторского проекта учащегося
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого
учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по
изучаемой теме и на формирование практических умений.
◻ беседа;
◻ практикум.
Предметная диагностика проводится в форме:
◻ самостоятельной работы по пройденной теме;
◻ предоставления коллективной работы;
◻ творческой (конкурсной) работы;
◻ выставок.
Основными показателями
результативности предметной деятельности
учащегося являются:

15

◻ участие в выставках;
◻ количество и качество выполненных работ за год.
Педагогическая диагностика предполагает:
◻ собеседование;
◻ выполнение практических изделий;
◻ анализ выполненных заданий учащихся.
Система контроля знаний будет осуществляться после каждого года
обучения, а также после прохождения основных блоков программы с целью
проверки знаний, умений, навыков.
Оценка уровня и качества освоения программы фиксируется
В протоколе результатов аттестации учащихся через прохождение
аттестации. (Приложение № 2)

16

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. Городкова Т. В., Нагибина М. И. Мягкие игрушки – мультяшки и
зверюшки. Пособие для родителей и педагогов / Т. В. Городкова, М. И.
Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
2. Калинич М. М., Павловская Л. М., Савиных В. П. Рукоделие для детей
/ М. М. Калинич, Л. М. Павловская, В. П. Савиных. – М.: Полымя, 1997. – 201
с.
3. Кузьмина М. А. Макраме / М. А. Кузьмина. – М.: Орбита, 1996. – 143 с.
4. Кузьмина М. А., Максимова М. В. Послушные узелки / М. А.
Кузьмина. – М.: ЭКСМО, 1997. – 96 с.
5. Левина М. С. 365 кукол со всего света / М. С. Левина. – М.
РОЛЬФ, 2000. – 256 с.
6. Ольшанская
Ю. Е. Макраме. Техника Кавандоли / Ю.
Е. Ольшанская. – М.: Культура и традиции, 2000. – 55 с.
7. Соколовская М. М. Знакомьтесь с макраме / М. М. Соколовская. – М.:
Просвещение, 1986. – 111 с.
Интернет-ресурсы
8. Митрофанова В. Как научиться плести фенечки для начинающих:
способы плетения. [Электронный ресурс]: Интернет-сайт «Рукоделкино»
Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей:
9. Городкова Т. В., Нагибина М. И. Мягкие игрушки – мультяшки и
зверюшки. Пособие для родителей и педагогов / Т. В. Городкова, М. И.
Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
10. Левина М. С. 365 кукол со всего света / М. С. Левина. – М. РОЛЬФ,
2000. – 256 с.
11. Калинич М. М., Павловская Л. М., Савиных В. П. Рукоделие для
детей / М. М. Калинич, Л. М. Павловская, В. П. Савиных. – М.: Полымя, 1997.
– 201 с.

17

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Срок проведения: Октябрь
Цель: исследование имеющихся навыков и умений у учащихся.
Форма проведения: собеседование
Содержание:
Что такое аппликация? Какие виды бумаги вы знаете? Свойства
бумаги.
Цветовой круг: основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные
цвета.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Критерии оценки уровня:
Положительный или отрицательный ответ на вопросы.
Методика определения результата.
Положительный ответ на три вопроса – высокий уровень, на два вопроса
– средний уровень, на один вопрос или при отсутствии ответа на все три
вопроса – низкий уровень.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Срок проведения: декабрь (1 год обучения)
Цель:
оценка
качества
усвоения
учащимися
содержания
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Кукольная мастерская Масяни Шишкиной» к указанному этапу
учебного года.
Форма проведения: анализ выполненных заданий по индивидуальному
портфолио.
Портфолио.
Одним
из
наиболее
эффективных
методов
исследовательской работы в области контроля знаний учащихся является
создание личного портфолио ученика. Портфолио – это набор работ
учащихся, выполненных в течение учебного года (практические работы по
темам программы), дополненный поисковым материалом (зарисовки, эскизы,
разработки макетов, проектов и т. д.). Портфолио используется в качестве
развития у детей умения анализировать и оценивать процесс собственного
развития. Позволяет отследить личностный рост, наглядно видеть все
достижения ученика, его авторские разработки, эскизы, последовательность в
процессе выполнения задания. Приучает ученика к бережливому отношению
к своему труду, повышает его самооценку, позволяет вести сравнительную
характеристику наряду с работами других учеников, обмениваться
полученным и собственным опытом.

18

В создании портфолио могут принимать участие и родители ученика. В
портфолио могут отражаться способы оценки деятельности ученика его
соучениками. Выделяться достоинства работ, отражаться возникшие вопросы
и пожелания. Портфолио дает нам представление об уровне деятельности
ученика (высокий, средний, низкий).
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий)
Параметры и критерии оценки портфолио:
№ Параметры
оценки
1. Количество
практических
работ

2.

3.

4.

Наличие
дополнительных
разработок и
эскизов,
самостоятельны
х работ
Аккуратность
исполнения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Наличие в портфолио
более 70%
практических работ по
программе.

Наличие в
портфолио более от
50% до 70%
практических работ
по
программе.
Недостаточно
эскизов, отсутствие
самостоятельны х
работ

Наличие в
портфолио менее
50% практических
работ по
программе.

Имеются некоторые
погрешности в
исполнении
Стандартность
исполнения

Небрежное
исполнение
работ
Отступление от
заданной темы
работы

Наличие в портфолио
дополнительных
разработок и эскизов,
наличие
самостоятельных
работ.
Аккуратно выполнены
работы,
оформленные работы
Оригинальность Оригинальный замысел
идеи
композиции

Отсутствие в
портфолио эскизов
и самостоятельны
х работ

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Срок проведения: май (1 год обучения)
Цель: оценка роста качества исполнительского мастерства за учебный
год
Форма проведения: коллективный (совместно с учащимися) просмотр
портфолио учащихся.
Содержание. Сравнительный анализ качества выполненных работ
начала и конца учебного года (выявление роста качеств исполнительского
мастерства).
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Параметры и критерии оценки портфолио:
№

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

Параметры
оценки
Качество
исполнения
работ

Наблюдается
заметный рост
профессионализма
учащегося

Наблюдается рост
профессионализм
а учащегося

2.

Аккуратность
исполнения

Имеются некоторые
погрешности в
исполнении

3.

Авторские
разработки

Аккуратно
выполнены
работы,
оформленные
работы
В портфолио
присутствуют
авторские разработки,
выполненные
самостоятельно

Наблюдается
малозаметный рост
учащегося или
отсутствие
роста
Небрежное
исполнение
работ

Авторские
разработки
выполнены с
помощью педагога

Отсутствуют
авторские
разработки (работа
по заданию
педагога)

20

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Срок проведения: май (2 год обучения)
Цель:
оценка
усвоения
материала
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Калейдоскоп» (далее
программа) в целом, умения работать самостоятельно как автора идеи.
Форма проведения: анализ итогового авторского проекта учащегося.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Параметры и критерии оценки авторского проекта:
№ Параметры
оценки
1
Идея проекта

2

Наличие
дополнительно
го материала к
проекту

3

Исполнение
проекта

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Создание
оригинального
авторского
проекта,
выполненного в
определенном
стиле.
Наличие
авторских
разработок
(эскизы,
зарисовки,
поиски,
наброски,
варианты и т.
д.).
Наличие
цветового
решения,
аккуратность
построения,
перспективы,
отсутствие
ошибок.

Создание
авторского
проекта, не
имеющего
конкретного
стиля.

Проект, не
имеющий
авторской
разработки

Недостаточно
дополнительного
материала (всего
один вариант
проекта, мало
эскизов,
набросков, нет
поискового
материала).
Наличие
цветового
решения,
аккуратность
построения,
перспективы,
допущены
некоторые
ошибки

Нет
дополнительного
материала

Отсутствие
цветового
решения,
неаккуратность
построения,
перспективы,
много ошибок.

21

Приложение № 2
Протокол результатов аттестации учащихся творческого объединения
«Кукольная мастерская Масяни Шишкиной»
учебный год/
год обучения
Ф.И.О. учащегося
/ вид аттестации

202_/202_
1 год обучения
предварительная текущая

промежуточная

202_/202_
2 год обучения
текущая

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
подпись педагога
высокий уровень
(кол-во человек)
средний уровень
(кол-во человек)
низкий уровень
(кол-во человек)
кол-во человек переведено на следующий год
обучения
кол-во чел. оставлено для продолжения обучения на этом
же году обуч-я
кол-во человек выпущено в связи с окончанием обучения по программе
всего человек

итоговая


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».