ИГРиК, 2025-2026.pdf

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной

Творческое объединение «ИГРиК»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
возраст обучающихся: 9-15 лет
срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Толстова Елизавета Александровна

Екатеринбург, 2025 г.

2

Аннотация
Развивающемуся
социуму
необходимы
интеллектуальные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут сами принимать
самостоятельные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
результаты, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью,
конструктивностью и развитым чувством ответственности за собственные
действия.
Игра помогает в воспитании ребенка, начиная с рождения, это
универсальный язык, развивающий мышление, эмоции и волевые качества
личностей всех играющих сторон. При создании игры развиваются такие
способности
как
творчество,
кругозор,
управление
системами,
ответственность за людей и процессы. Для того чтобы разобраться в
устройстве игры и своей роли в игре группы, может понадобиться вся жизнь.
А вот для того, чтобы почувствовать игру своей средой, научиться
договариваться с участниками, менять и создавать правила, необходимо
системно и методично проиграть в разные игры и проанализировать каждую
из них, а также научиться ставить личные и групповые задачи, наблюдать
динамику развития себя и группового взаимодействия. Любая игра, особенно
групповая сталкивается с вопросами эмоционального и физического здоровья
и эту ответственность, актуализируя на ней внимание, берет на себя ведущий
игры (в данном случае педагог, осуществляющий программу, но
делегирующий отдельные полномочия по мере развития осознанности
участникам).

3

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ИГРиК» разработана с учетом нормативных документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ;
3. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 № 809;
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года» от 7 мая 2024 года №309;
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» от 26.12.2017 № 1642 (ред.21.02.2025);
6. Постановление
Правительства
Свердловской
области
«Об
утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года» от 18.09.2019 № 588-ПП;
7. Постановление
Правительства
Свердловской
области
«Об
утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания
граждан в Свердловской области на период до 2035 года» от 07.11.2019 № 761ПП;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от
18.10.2023 № 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области
цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности
Министерства просвещения Российской Федерации и признании утратившим
силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р»;
11. Постановление Администрации города Екатеринбурга от
27.02.2019 № 375 «О разработке стратегий социально-экономического
развития административно-территориальных единиц муниципального

4

образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов
(подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»;
12. Постановление Администрации города Екатеринбурга «Об
утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование –
стандарт «Пять звезд» от 07.06.2022 №1523;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
17. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года» от 30.03.2018 №
162-Д;
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации и

5

осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ» от 5 августа 2020 г. № 882/391;
21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
27.07.2022 № 629;
23. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование» (Письмо Минпросвещения России от 19.01.2022 N ДГ2054/06);
24. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
25. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы – социально-гуманитарная, так как она
ориентирована на развитие коммуникативных и интеллектуальных
способностей обучающихся, воспитание, развитие лидерских качеств,
организацию социализирующего досуга подростков.
Актуальность программы.
В настоящее время необходимой составляющей молодежной
деятельности считается работа с лидерами общественных объединений.
Актуальность дополнительной программы «ИГРиК» опирается на важность
подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских
объединений на современном этапе становления общества. Практика
современного образования демонстрирует, что не всякий раз детям удается
выступать в роли человека с активной жизненной позицией, необходимой для
успешной адаптации во взрослой жизни.
Программа «ИГРиК» органично аккумулировала научные разработки
классиков педагогики и современные способы формирования лидерских
способностей в процессе коллективной работы и укрепления навыка решения
сложных задач при содействии со сверстниками.
Новизна программы заключается в том, что у обучающихся есть
возможность овладеть достаточно широким спектром умений и навыков:
 умениями организатора игровой деятельности (в том числе сценарное
мастерство, режиссура игрового действия, музыкальное и художественное
оформление);

6

умением учитывать собственные индивидуальные особенности,
природные задатки и эффективно использовать их в ведении игровых и шоупрограмм (культура речи, пластика, музыкальность, владение аудиторией);
 навыками работы в команде.
Преобладают в учебно-воспитательном процессе игровые технологии.
Особенность данной программы в ее с одной стороны целостном, с
другой стороны диверсифицированном подходе к игре. На занятиях детям
будет дана возможность почувствовать, как радость и восторг от простого
нахождения в игре, так и возможность взглянуть со стороны и понять общие
принципы различных форм игр, начиная от подвижных и настольных игр,
заканчивая социально адаптационными. При этом программа не ставит перед
собой узкоспециализированной задачи по успешности и лидерству, а
способствует проявлению различных талантов, актуализируя и акцентируя их
у разных людей в разных ситуациях.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в
возрасте от 9 до 15 лет. Для детей и подростков, которые столкнулись с
трудностями общения в группе, своего позиционирования в коллективе и
хотят проявиться в своих талантах, способностях в различных сферах
деятельности. Для детей и подростков, у которых понятие игра вызывает
живой интерес и желание развиваться через игру. Программа рассчитана как
на групповое взаимодействие и работу с личностью как с частью коллектива,
так и на выработку индивидуальной стратегии и решение собственных задач,
комбинируемых с задачами группы.
Возраст от 9 до 15 лет считается переходным от детства к юности. Он
характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой
перестройкой всего организма: в своем развитии ребенок постепенно начинает
«уходить» от детей, но еще не «пристает» к взрослым. Период трудный как
для самого ребенка, так и для окружающих его людей.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 12 до 15 человек.
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40
мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество
часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических
часа.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объем программы –
144 часа.
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное


7

освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Уровень сложности программы.
Программа носит «стартовый» уровень сложности, так как предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания общеразвивающей программы.
Форма
обучения:
индивидуальная,
индивидуально-групповая,
групповая.
Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, тренинг, мастеркласс.
Формы подведения итогов: практическое занятие, семинар,
творческий отчет, отчетные мероприятия, открытые уроки.
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие социально-значимых качеств
обучающихся средствами вовлечения их в игровую деятельность.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Познакомить с различными видами и типами игр;
2. Познакомить с основами музыкальной грамоты, танцевальной азбуки,
воспитание чувства ритма;
3. Формировать умение проводить аттракционы на игровых праздниках.
Развивающие:
1. Развивать у обучающихся интерес к игре как части общечеловеческой
культуры;
2. Развивать музыкальные и танцевальные способности;
3. Развивать навыки сотрудничества;
4. Развивать личностные характеристики ребёнка: мобильность,
динамичность, толерантность, ответственность
Воспитательные:
1. Формировать гражданскую идентичность;
2. Создать условия для проявления инициативности, самостоятельности;
3. Формировать умение осознания ответственности перед временным
игровым коллективом за свои действия;
4. Формировать в ребёнке эмоциональную сферу, содействовать снятию
«зажимов», его внутреннему раскрепощению.

8

Учебный (тематический) план программы «ИГРиК»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Названия раздела, темы
Введение
История игры
Основные правила
проведения игр
Ритмика
Массовые танцы
Подвижные игры
Новогодние игры
Практическая работа на
массовых праздниках.
Проведение новогодних
праздников
Коллективные
подвижные игры
Русские народные игры
Практическая работа на
массовых праздниках.
Проведение Масленицы
Аттракционы
Эстафетные игры
Игры с мячом
Игры народов России
Подготовка к итоговому
занятию «Давайте,
поиграем!»
Практическая работа на
массовых праздниках.
Итоговое занятие
«Давайте, поиграем!»
Итого:

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

всего
2
2

теория
1
2

Практ.
1
-

Беседа, опрос
Педагогическое наблюдение

2

1

1

Педагогическое наблюдение

2
6
6
4

1
2
2
2

1
4
4
2

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

8

-

8

Отчетные мероприятия

8

2

6

Педагогическое наблюдение

4

2

2

Педагогическое наблюдение

4

-

4

Отчетные мероприятия

4
4
6
2

2
2
2
-

2
2
4
2

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

2

-

2

Беседа, опрос

4

-

4

Отчетные мероприятия

2

-

2

Педагогическое наблюдение

72

21

51

Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение.
Теория. Что такое игры? Зачем играть? Игра как способ поднять
настроение.
Практика. Участие в игровой программе.
2. История игры.
Теория. Игра у восточных славян. Традиционные игры в России.
3. Основные правила проведения игр.
Теория. Роль личности ведущего. Введение в игру. Темп как основное
условие успешного проведения игры. Необходимость точного соблюдения
правил игры. Краткое изложение правил игры.

9

Практика. Тренинг по проведению известных игр. Варианты
представления одной и той же игры. Проведение любимых игр.
4. Ритмика.
Теория. Элементы музыкальной грамоты. Музыка и настроение.
Характер музыки. Понятие о весёлой, спокойной, грустной музыке. Темп:
медленный, умеренный, быстрый. Музыкальный размер: 2/4, 4/4.
Практика. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Начало
и окончание движения вместе с музыкой. Фигурная маршировка.
Перестроение. Определение характера танцевальной музыки.
5. Массовые танцы.
Теория. Требования, предъявляемые к исполнителям: музыкальность,
выразительность, согласованность. Движение по ходу танца. Круговые танцы.
Практика. Разучивание массовых танцев: «Полька – поздравление»,
«Лявониха», «Вальс по кругу», «Здравствуй – это я», «Полька-Хопушка».
6. Подвижные игры.
Теория. Движение – форма жизни. Площадка для игр. Игровой реквизит.
Правила игры и важность их соблюдения. Техника проведения подвижных
игр.
Практика. Разучивание игр.
7. «Новогодние игры»
Теория. Традиции новогодних праздников. Театрализация. Волшебство
и превращения.
Практика. Разучивание новогодних игр и затей.
8. Практическая работа на массовых праздниках. Проведение
новогодних праздников
Практика. Участие в новогодних представлениях в качестве
разводящего. Массовка у ёлки – особый жанр игровой программы.
9. Коллективные подвижные игры.
Теория. Многоплановость подвижных игр. Возможность участия в играх
большого количества детей. Движение как выражение внутреннего чувства.
Эмоциональный настрой в игре. Содержание подвижной игры: сюжет (тема,
идея), правила, двигательные действия.
Практика: Техника проведения игр.
10. Русские народные игры
Теория. Хороводы. Игры-единоборства. Русские посиделки как форма
общения. Игровое пространство. Правила игры. Атрибуты. Техника
проведения игр.
Практика. Разучивание русских хороводов: «Селезень», «А мы просо
сеяли», «Плетень», «Ткачиха». Игры-единоборства: «Бой петухов», «Толкни

10

спиной», «Самый сильный», «Салки», «Уголки», «Лапта», «Городки»,
«Горелки», «Цепи Кованые», «Золотые ворота», «Прятки» и др.
11. Практическая работа на массовых праздниках. Проведение
Масленицы
Практика. Участие в организации и проведении мероприятия
«Масленица».
12. Аттракционы.
Теория. Понятие «аттракцион». Игровые атрибуты. Оформление
площадки. Техника проведения аттракциона. Моделирование аттракционов.
Практика. Разучивание аттракционов: «Попади в цель», «Колпаки»,
«Капризная Ноша», «Кто скорее?», «Самый ловкий», «Проворные
мотальщики», «Рыбки» и др. Аттракционы придумываем сами.
13. Эстафетные игры
Теория. Разновидности эстафетных игр: спортивные, парные, круговые,
тематические, шуточные. Участие двух или более команд. Понятие –
комбинированная эстафета. Игровой реквизит. Техника проведения
эстафетных игр.
Практика. Разучивание эстафетных игр: «Эстафета с предметами»,
«Эстафета Парами», «Удивительные шаги», «Круговая эстафета», «Сказочная
эстафета» и другие. Тренинг по моделированию новых эстафет.
14. Игры с мячом
Теория. История возникновения игр с мячом. Мяч – первый и основной
атрибут спортивных игр. Разновидности мячей. Игры с мячом в России.
Особенности организации игр с мячом.
Практика. Разучивание игр: «Защита крепости», «Прокатись на мяче»,
«Вышибалы», «Охотники и утки», «Мяч через голову», «Крокодильчик»,
«Картошка», «Кенгуру» и другие.
15. Игры народов России
Теория. Игра как одна из сфер человеческой деятельности. Отражение в
игре характерных сторон труда и быта человека. Игры, построенные на
народных традициях, на особенностях культуры и быта нации, её
географического положения, на климатических особенностях местности.
Техника проведения игр.
Практика. Разучивание национальных игр:
Татарские народные игры: «Тимербай», «Чебанкуль», «Якши», «Скокперескок», «Лисички и курочки», «Хлопушки». Башкирские народные игры:
«Тирмэ», «Медный пень», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Палка-кидалка».
Удмуртские народные игры: «Водяной», «Серый зайка», «Игра с платочком»,
«Догонялки», «Охота на лося». Игры народов Коми: «Стой, олень!», «Охота

11

на оленей», «Тыв», «Ловля оленей» и другие народные игры.
Самостоятельный поиск игр разных народов.
16. Подготовка к итоговому занятию «Давайте, поиграем!»
Теория. Повтор изученного теоретического материала.
Практика. Повтор всех массовых танцев, разученных в течение года.
Разбор аттракционов и распределение среди обучающихся, кто какой
аттракцион продемонстрируем на итоговом занятии.
17. Практическая работа на массовых праздниках.
Практика. Проведение выпускных ТО «Знайка».
18. Итоговое открытое занятие «Давайте, поиграем!»
Практика. Демонстрация разученных игр и аттракционов с
объяснением правил. Показ массовых танцев и активное вовлечение
родителей.
Планируемые результаты
Предметные:
1. Обучающиеся знают различные виды и типы игр;
2. Знают основы музыкальной грамоты, танцевальной азбуки, воспитано
чувства ритма;
3. Сформировано умение проводить аттракционы на игровых
праздниках;
4. Сформированы необходимые знания, умения и навыки организатора
игровой деятельности.
Метапредметные:
1. Развит интерес к игре как части общечеловеческой культуры;
2. Развиты музыкальные и танцевальные способности;
3. Развиты навыки сотрудничества;
4. Развиты личностные характеристики ребёнка: мобильность,
динамичность, толерантность, ответственность;
5. Развиты коммуникативные навыки, необходимые организатору
игровой деятельности для успешного общения со сверстниками и младшими
детьми;
6. Развито умение работать в команде;
7. Созданы условия для самовыражения подростка и проявления им
своей творческой индивидуальности через различные виды игровой
деятельности, исполнение роли в игровой программе.
Личностные:
1. Сформировано чувство гражданской идентичности;
2. Обучающие проявляют инициативность, самостоятельность;
3. Сформировано умение осознания ответственности перед временным

12

игровым коллективом за свои действия;
4. Сформирована потребность в самореализации и самоутверждении;
5. Развито объективное отношение к результатам своей деятельности и
результатам труда своих товарищей.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
36
Количество часов в неделю
2
Количество часов в учебном году
72
Недель в I полугодии
16
Недель во II полугодии
20
Начало занятий
1 сентября
Выходные дни
3,4 ноября; 31 декабря-10 января; 23 февраля; 8,9
марта; 1 мая; 9 мая; 11 мая.
Окончание учебного года
31 мая

Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение для занятий – просторное, хорошо освященное и
проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
2. Оснащенность кабинета:
 парты;
 стулья;
 доска;
 шкафы для хранения пособий, реквизита, материалов;
 реквизиторная;
 телевизор;
 осветительные приборы.
3. Технические средства обучения: компьютер, телевизор, флешки.
4. Материалы, необходимые для реализации программы:
 Канцелярские материалы (в том числе: краски, фломастеры, маркеры,
клей ПВА, ножницы, нитки, самоклеящаяся бумага, картон);
 Грим;
 Костюмы.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и

13

дополнительное профессиональное образование по направлению
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия:
При реализации программы используются следующие дидактические
материалы:
1. Карточки со считалками, приговорками, скороговорками и другие.
2. Планшеты с викторинами, ребусами, кроссвордами.
3. Головоломки.
4. Разрезные картинки.
5. Настольно-печатные игры.
6. Карточки для игр со словами.
7. Сценарии игровых программ.
8. Методические разработки игровых праздников.
9. Методические разработки игровых форм.
10. Видеозаписи выступлений игровых коллективов России.
11. Библиотечка книг по игре.
12. Фонотека.
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности:
ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от
возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
 обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
 учесть интересы и предпочтения обучающегося;
 познакомить обучающихся с разными техниками проведения игр;
 сформировать коллектив детского объединения.
В течение обучения приоритетной задачей является формирование
представления об истории игр, об их организации и проведении. Учебные
задания нацелены на освоение «азбуки выражения» и овладения
«инструментом выражения» для создания эмоционального образа ребенка.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль и оценка качества подготовки обучающихся проводятся в
системе по средством педагогического наблюдения и заполнения
Индивидуального листа оценки развития ребенка (Приложение № 1).

14

Открытое занятие для родителей проводится в конце года, на котором
дети исполняют массовые танцы и демонстрируют разученные игры.
Оценивается знание правил игры и умение их выполнять. При исполнении
массовых
танцев
оценивается
музыкальность,
техничность
и
эмоциональность.
При проведении новогодних праздников, «Масленицы» и выпускных
обучающие проводят аттракционы со зрителями, демонстрируя свои умения.
Формы аттестации/контроля
Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме
беседы с элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и
представлений об игровой деятельности, построение индивидуальных
траекторий усвоения дополнительной общеобразовательной программы.
Оценка качества освоения предметной составляющей производится
после завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит:
 самостоятельная работа – это целенаправленное восприятие какоголибо педагогического явления в естественных условиях, когда обучающиеся
не знают, что за ними наблюдают.
 оценка образовательных результатов обучающихся. Проводится анализ
результатов деятельности обучающихся. Для подтверждения положительной
динамики развития творческих способностей можно использовать результаты
участия обучающихся в различных творческих мероприятиях.
Оценка качества освоения личностных и метапредметных оставляющих
проводится как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод
педагогического наблюдения, беседа, опрос.
На основании мониторинга появляется возможность определить у детей,
впервые пришедших в творческое объединение, уровень сформированности
базовых знаний и умений, необходимых для обучения, который позволяет
определить ближайшие зоны развития обучающихся, а также скорректировать
образовательный процесс. Проведение в течение всего учебного года оценки
эффективности влияния форм и методов обучения на уровень
образовательных
результатов
позволяет
определить
степень
сформированности личности и профессионального самоопределения, вектор
нравственно-этической составляющей, а также уровень регулятивных,
коммуникативных и познавательных результатов обучающихся.
Итоговый контроль знаний обучающихся проводится по окончании
обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка, их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы. Если обучающийся

15

полностью освоил дополнительную общеобразовательную программу, ему
выдаётся Сертификат об успешном окончании программы.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и
метапредметных результатов (Приложение 1).

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Список литературы для педагога:
1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития : инновац. курс:
учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по социал.-гуманит. спец. и
группе спец. «Образование» / В. И. Андреев. – Казань: Казан. ун-та, 2006. –
317с.
2. Апшева
А. М. Психолого-педагогическое сопровождение
дополнительного образования детей. Опыт и практические рекомендации / А.
М. Апшева. - М.: МД ЭБЦ, 2011. - 180 с.
3. Богоудинова Р. З. Основные технологии культурно-досуговой
деятельности: монография / Р. З. Богоудинова и др.; науч. ред. Р. З.
Богоудинова, Ю. Н. Дрешер, Д. В. Шамсутдинова. – Казань : Каз. гос. ун-та,
2005. – 264с.
4. Вараксин В. Н. Организация отдыха и досуговой деятельности детей:
Пособие для работников детских оздоровительных центров / В.Н. Вараксин. –
М.: Школьная Пресса, 2006. – 96с.

17

Григорьев С. В., Фролов А. С. Игра и праздник: тезаурус по
празднично-игровой культуре/ С. В. Григорьев, А. С. Фролов. – Москва:
Московия, 2006. – 204 с.
6. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное
образование детей: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф.
Образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. – М.: Гуманит. мизд. Центр
ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
7. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие / И. Ю. Исаева.
– Москва: Флинта, 2010. – 193 с.
8. Куприянов Б. В. Организация и методика проведения игр с
подростками. Взрослые игры для детей: учеб. – метод. пособие / Б. В.
Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. – М.: Гуманитар. изд. Центр
ВЛАДОС, 2004. – 215 с.
9. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие
для системы высш., послевуз. и доп. проф. образования при реализации
программы «Преподаватель высш. шк.», а также студентам вузов,
обучающихся по пед. направлениям и специальностям / А. В. Морозов, Д. В.
Чернилевский. 2-е изд., испр. и доп. Киров : Дом печати – Вятка. - 559 с.
Список литературы для детей и родителей
1. Жарков А. Д., Чижикова В. М. Культурно-досуговая деятельность:
Учебное пособие / А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. – М.: Издательство МГУК,
2004. – 461 с.
2. Щукин П. А., Уваева Э. В., Новикова С. Т. Калейдоскоп летних игр:
сборник игр / П. А. Щукин, Э. В. Уваева, С. Т. Новикова. – Бийск: Бийский
педагогический гос. Университет им. В. М. Шукшина, 2004. –134 с.
3. Шмаков С. А. Игра и дети/ С.А. Шмаков. – М.: Просвещение, 1998г. –
64 с.
5.

18

Приложение № 1
Индивидуальный лист оценки сформированности предметных,
метапредметных и личностных результатов
Для оценки качества результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ИГРиК» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде
(умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при
коллективном решении задач), познавательная активность (желание
обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность
(проявляется при выполнении функциональных заданий, известных,
повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное чувство
принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению
своей стране. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к
которой принадлежит сам ребенок).
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
Проявляется
№
Критерии
Показатели
/не
проявляется
1. Вступает во взаимодействие с
Взаимодействие в
детьми
команде
(обучающимися)
2. Вступает во взаимодействие с
Умение учащегося
педагогом
продуктивно
3. Отстаивает свое мнение
общаться,
аргументировано и спокойно
1
готовность помочь
4. Оказывает помощь сверстникам
при коллективном
при выполнении какой-либо
решении
работы
творческих
5. Просит и принимает помощь
задач
сверстников
Среднее арифметическое
1.Интересуется темой занятия,
задает дополнительные вопросы
Познавательна я
педагогу по теме
активность
занятия/темы/программы
2
2. Воспроизводит информацию по
Желание узнавать
итогам учебного занятия
новое
3. Умеет вычленять главное из
полученной информации.

19

3

4

5

4. Охотно делится информацией
по итогам самостоятельной
работы
5. Самостоятельно (без помощи
взрослого) выполняет
дополнительные (творческие)
задания
Среднее арифметическое
1. Выполняет задания педагога в
указанный срок и без
напоминания
Ответственность
2. Своевременно приходит на
занятие, другие мероприятия
Проявляется при
выполнении
3. Доводит начатую работу до
конца
функциональны х
заданий,
4. Адекватно реагирует на оценку
известных,
своего труда, полученного
повторяющихся
результата.
5. Выполняет взятые
обязательства
Среднее арифметическое
1. Принимает правила и традиции
группы
Социальная
2. Охотно (без давления педагога)
идентичность
принимает участие в
мероприятиях, важных для
Индивидуальное
группы
чувство
(конкурсах, фестивалях,
принадлежности
социальных акциях)
к творческому
объединению.
3. Предлагает свою помощь при
Убежденность в
проведении
собственной
важных для группы дел
значимости для
(мероприятий)
развития среды, к
4. Положительно высказывается
которой
об отношении к группе.
принадлежит сам
5. Положительно оценивает свою
ребенок
роль и место в детском
творческом коллективе.
Среднее арифметическое
1. Знает составляющие
компоненты игрового
Предметные
действия
знания
2. Знает жанры игровых программ

20

6

3. Знает теорию создания игровых
программ
различных жанров
4. Знает принципы формирования
игрового
материала
5. Знает принципы работы с
временным
детским коллективом
Среднее арифметическое
1. Владеет методикой создания
игровых
программ различных жанров
2. Умеет самостоятельно
создавать и
реализовывать игры и игровые
Предметные
замыслы
умения
3. Умеет организовывать игровую
деятельность
4. Умеет придумывать и
реализовывать новые
танцевальные флешмобы
Среднее арифметическое

В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направленна программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, беседа,
опрос, анализ творческих продуктов.
Для сопоставления и интерпретации полученных результатов
обучающихся, выявления степени достижения качества образования
применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам,
объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в
отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к
измерению), которая служит для фиксации количественной оценки результата
обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4
интервала, которые соответствуют:
высокому
уровню
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер

21

деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые
творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых)
ситуациях, условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью
желания
заниматься
экспериментальной
деятельностью,
умением
самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых при этом действия обучающегося расценивается как
репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты
работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы
команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже
которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о
ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень
(интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется
отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом
признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом
и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать
всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке содержательной части программы, методического обеспечения
программы и применяемых технологий и форм работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».