Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е. Е. Дерягиной
«Волшебная палитра»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
Возраст обучающихся: 7-10 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Закандыкина Екатерина Алексеевна
Екатеринбург, 2025 г.
2
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная палитра» разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ;
3. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 № 809;
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года» от 7 мая 2024 года №309;
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» от 26.12.2017 № 1642 (ред.21.02.2025);
6. Постановление
Правительства
Свердловской области
«Об
утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года» от 18.09.2019 № 588-ПП;
7. Постановление
Правительства
Свердловской области
«Об
утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года» от
07.11.2019 № 761-ПП;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от
18.10.2023 № 2894-р «Об утверждении стратегического направления в
области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере
деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и
признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021
№ 3427-р»;
11. Постановление Администрации города Екатеринбурга от
27.02.2019 № 375 «О разработке стратегий социально-экономического
развития административно-территориальных единиц муниципального
образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов
(подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»;
3
12. Постановление Администрации города Екатеринбурга «Об
утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование –
стандарт «Пять звезд» от 07.06.2022 №1523;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
17. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года» от 30.03.2018 №
162-Д;
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ» от 5 августа 2020 г. № 882/391;
4
21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
27.07.2022 № 629;
23. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование» (Письмо Минпросвещения России от 19.01.2022 N
ДГ-2054/06);
24. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
25. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы – художественная.
Актуальность
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее
эффективное средство для этого — изобразительная деятельность ребенка. В
процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные
чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если
что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед
ними.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют
разностороннему развитию личности ребенка.
Данная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа,
основываясь на государственном образовательном стандарте, ориентирована
на областную Концепцию дополнительного образования и призвана
обеспечить региональный социальный заказ в сфере дополнительного
образования детей.
Отличительные особенности
Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и
наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для
себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но
субъективная ценность как средство творческого роста значима не только
для конкретного индивида, но и для общества.
Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного
образования помогают ребенку раскрыть в себе эту «творческую личность»,
5
открыть для себя разноцветье мира и способствуют формированию новых
способов взаимодействия с ним.
Основной спецификой настоящей программы является системное
объединение двух направлений: изобразительного и декоративноприкладного творчества обучающихся. Это обеспечивает единую
направленность и координацию деятельности педагога и воспитанников,
позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс и
дает большие возможности в самореализации и личностном развитии
каждого ребенка.
Адресат программы
Программа рассчитана на младших школьников 7-10 лет и реализуется
в течение одного года обучения в учреждении дополнительного образования
– Доме детского творчества.
В группу зачисляются все желающие, независимо от художественных
способностей.
Программа построена с учетом возрастных психофизических
особенностей.
Возраст 7-10 лет характеризуется проявлением активности, инициативы и самостоятельности в обогащении способов действий в целом, и
изобразительных в частности, дополнениями известных образов деталями на
основе новых впечатлений. Младший школьник активно интересуется
предметами живой и неживой природы, проявляет исследовательскую
любознательность. Он внимательно рассматривает окружающие объекты,
стремится узнать у взрослого больше новых интересных сведений о них.
Дети младшего школьного возраста могут устанавливать взаимосвязи
между природными явлениями, переход объекта из одного состояния в
другое: почему желтеют листья и зеленеет трава, почему плывут облака и т.п.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более
высокой степенью овладения различными видами художественноизобразительной
деятельности
и
проявлением
художественных
способностей. Формируется восприятие ритма в рисунке, развивается
зрительная память детей, представление и воображение ребенка.
В изобразительной деятельности у ребенка развивается чувство цвета,
пространства, материала, закладываются предпосылки к развитию
художественно-образного мышления. Яркие впечатления от просмотра
картин, фильмов, прогулок по лесу дети могут отражать в живописнотворческих работах. Дети младшего школьного возраста обладают более
устойчивым вниманием к замыслу и реализации собственного проекта. В
6
этом возрасте они часто принимают на себя роль «мастера», «художника»,
«скульптора».
В рисунках дети свободно могут передавать характерные признаки
предметов: форму, цвет, части и детали, пропорции. Движения руки
становятся более уверенными, точными и осмысленными. Старшие
дошкольники могут осознанно подбирать изобразительные средства
выражения для передачи настроения и состояния предметов и явлений.
Режим занятий
Занятия проходят два раза в неделю по три академических часа.
Продолжительность одного занятия – 40 минут (один академический час),
перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю – 6
академических часов.
Объем программы
Учебный (тематический) план рассчитан на 216 часов и должен быть
освоен в течение 36 учебных недель, при условии занятий: 2 раза в неделю по
3 академических часа.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 36 недель обучения. Основной формой
обучения являются учебные занятия. Процесс обучения строится с
использованием разнообразных форм и методов, что помогает вызвать и
сохранить живой интерес у детей.
Итогом обучения является выполнение творческих работ на
предложенную тему, в которой ребенок может применить полученные
знания и умения.
Уровень сложности программы
Уровень программы «стартовый», так как она ориентирована на детей
любого уровня начальной подготовленности, предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Формы обучения – индивидуальная деятельность, индивидуальногрупповая, участие в выставках, игровая деятельность, досуговая
деятельность.
Виды занятий – беседа, опрос, практическое занятие, экскурсия,
открытое занятие.
Формы подведения итогов реализации программы являются:
выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах. Данная
программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости
7
допускается корректировка
прохождения материала.
содержания
и
форм
занятий,
времени
Цель программы
Целью данной программы является развитие творческих способностей
обучающихся младшего школьного возраста, посредством освоения базовых
техник живописи.
Задачи программы
Обучающие:
Знакомить обучающихся с различными видами изобразительной
деятельности, многообразием художественных материалов и приемами
работы с ними;
Обучать использованию выразительных возможностей цвета
сознательно;
Знакомить с универсальным «языком» искусства – средствами
художественно-образной выразительности.
Знакомить с правилами техники безопасности при работе с
инструментами.
Развивающие:
Развивать творческие способности обучающихся;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
Развивать способности ребенка к самовыражению;
Развивать навыки работы с различными инструментами;
Развивать взаимопонимание между участниками образовательного
процесса по решению конкретных задач;
Воспитательные:
Воспитывать у обучающихся стремление к активному познанию
жизни;
Воспитывать самостоятельность;
Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Основные принципы, положенные в основу образовательной
деятельности:
1. Природосообразности (образовательный процесс строится в
соответствии с логикой развития личности ребенка);
8
2. Индивидуализации (в образовательном процессе создаются условия
для наиболее полного проявления и развития индивидуальности ребенка и
педагога);
3. Гуманности (ребенок участвует в образовательном процессе как
субъект совместной с педагогом деятельности, основанный на
демократических и творческих началах).
В части упражнений преобладают репродуктивные методы обучения,
при выполнении эти упражнений идет формирование умений и навыков
художественной деятельности.
Часть заданий направлена на осознанный поиск образного решения,
при этом ребенок закрепляет старые и приобретает новые знания, умения и
навыки художественной деятельности и создает уникальные визуальные
образы.
Часть заданий требует максимального проявления творческой
индивидуальности ребенка: выбор способа изображения, если дана тема –
или, наоборот, темы, если в систему ограничений входит тот или иной
художественный прием.
На занятиях по данной программе используются:
Восприятие явлений действительности (репродукции, плакаты,
книги);
Изучение художественного наследия;
Обсуждение работ товарищей, результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;
Прослушивание музыкальных или литературных произведений
(народных, классических, современных).
При планировании деятельности объединения учитываются возрастные
особенности детей.
Основным видом деятельности для младших школьников является
игра. Изобразительная деятельность объединяет игровые и познавательные
мотивы. Роль педагога состоит в том, чтобы через игровую деятельность
поддерживать интерес ребенка к осмыслению реальности, в которой он
живет, и формировать потребность выражения своего отношения к этой
реальности.
В процессе творчества ребенок вживается в изображаемую ситуацию,
соединяет в сознании все со всем, переносит признаки одних предметов на
другие, выстраивает игровой мир по собственному усмотрению.
9
В изображениях для ребенка наиболее важными вопросами остаются
«что происходит?», «почему?» и «какой?».
В образовательной работе по настоящей программе, в развитии
способностей ребенка не разделимы изобразительная, декоративная и
конструкторская деятельность. Эти виды деятельности способствуют
развитию зрения и руки как целостной системы (глаз – мозг – рука), т.е. как
системы мышления. Такой подход ведет к повышению интереса
обучающихся к творческой деятельности, большей результативности работы.
Основу образовательной деятельности в соответствии с настоящей
программой составляет практическая творческая деятельность обучающихся.
Практическая и теоретическая работа чаще всего не разделяются по времени,
и теоретические объяснения преподавателя даются в ходе практических
занятий. В программе представлены темы полностью теоретического
содержания, либо полностью практического содержания деятельности.
Учебный (тематический) план
№
п/п
1
2
Название раздела, темы
Теор.
Практ.
Введение в живопись.
Цветоведение.
Всего
часов
6
12
2
4
4
8
3
Линия и форма.
6
2
4
4
Основы композиции.
12
3
9
5
Акварельная живопись.
18
4
14
6
Гуашь.
18
4
14
7
Рисуем с натуры.
12
2
10
8
12
2
10
9
Креативное мышление.
Абстракция и фантазия.
Анималистика.
12
4
8
10
Иллюстрирование.
18
4
14
11
Сезонные работы. Зимний
пейзаж, весенний ручей,
осенний натюрморт,
жаркий отпуск.
Групповая работа. Проект
«Город будущего» А1
Опыт мастеров.
Копирование великих
художников.
18
4
14
12
2
10
12
4
8
12
13
Форма
контроля/аттестации
Наблюдение, опрос
Опрос, беседа,
наблюдение
Беседа, творческая
работа
Опрос, творческая
работа
Беседа, творческая
работа
Беседа, творческая
работа
Опрос, наблюдение,
творческая работа
Наблюдение, творческая
работа
Беседа, творческая
работа
Опрос, творческая
работа
Беседа, творческая
работа
Беседа, наблюдение,
творческая работа
Беседа, творческая
работа
10
14
15
16
17
Выполнение конкурсных
работ.
Повторение и свободное
творчество.
Музеи искусств. Беседа об
искусстве.
Подведение итогов.
Выставка по итогам года
Всего часов за год:
12
2
10
18
4
14
12
11
1
6
2
4
216
60
156
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение в живопись.
Теория: Знакомство с группой. Виды красок. Обучение организации
рабочего места. Знакомство с материалами для работы, правила работы с
ними. Правила поведения в ДДТ, во время учебного процесса. Техника
безопасности.
Практика: Свободные эксперименты с цветами. Рисунок цветка
понравившейся краской.
Тема 2. Цветоведение.
Теория: Понятие основных и составных цветов. Что такое теплые и
холодные оттенки. Как смешивать краски и создавать градиенты.
Практика: Творческая работа «Волшебные кляксы». Упражнение
радуга и цветовые круги.
Тема 3. Линия и форма.
Теория: Понятие линии, формы и их выразительности в картине.
Практика: Творческая работа «Животные из геометрических фигур».
Тема 4. Основы композиции.
Теория: Понятие фон и передний план, как добиться баланса в
рисунке.
Практика: Творческая работа «Моя комната».
Тема 5. Акварельная живопись.
Теория: Изучаем техники: по мокрому, лессировка, солевая текстура.
Практика: Творческая работа «Морской пейзаж. Закат.»
Тема 6. Гуашь
Теория: Особенности работы с гуашью. Работа с непрозрачными
слоями, правильный алгоритм нанесения краски.
Практика: Творческая работа «Сказочный замок».
Тема 7. Рисуем с натуры.
Теория: Как измерять пропорции взглядом и улавливать главное.
Практика: Творческая работа «Моя любимая игрушка».
Тема 8. Креативное мышление. Абстракция и фантазия
11
Теория: Основные понятия цветовых смыслов. Учимся передавать
настроение.
Практика: Творческая работа «Мой сон».
Тема 9. Анималистика.
Теория: Пропорции разных животных, их пластика.
Практика: Творческая работа «Мой домашний любимец».
Тема 10. Иллюстрирование.
Теория: Что такое иллюстрация и как она создается.
Практика: Творческая работа «Иллюстрация к любимой сказке».
Тема 11. Сезонные работы. Зимний пейзаж, весенний ручей, осенний
натюрморт, жаркий отпуск.
Теория: Анализ выразительных средств для передачи состояния
окружающей среды. Времена года. Понятие натюрморта.
Практика: Творческая работа «Зимний пейзаж», «Весенний ручей»,
«Осенний натюрморт», «Жаркий отпуск».
Тема 12. Групповая работа. Проект «Город будущего» А1
Теория: Знакомство с искусством коллажа. Формирование умений
групповой деятельности.
Практика: Творческая работа «Город будущего» на формате А1.
Тема 13. Опыт мастеров. Копирование великих художников.
Теория: Изучаем шедевры мировой живописи. Рассматриваем манеру
письма, обсуждаем цветовые решения.
Практика: Творческая работа «Мой Ван Гог».
Тема 14. Выполнение конкурсных работ.
Теория: Консультация по теме конкурсной работы.
Практика: Выполнение конкурсных работ. Подготовка и оформление
имеющихся работ.
Тема 15. Повторение и свободное творчество.
Теория: Повторение изученного. Ответы на интересующие вопросы.
Отработка пробелов.
Практика: Творческая работа на свободную тему.
Тема 16. Музеи искусств. Беседа об искусстве.
Теория: Беседа об искусстве в картинной галерее, на театральной
постановке.
Тема 17. Подведение итогов. Выставка по итогам года
Теория: Оформление работ
Практика: Оформление творческих работ к просмотру.
12
Планируемые результаты
Предметные:
имеют представление о различных видах деятельности художника;
владеют специальной терминологией;
владеют
техникой
работы
различными
художественными
материалами;
имеют представление об основах композиции;
владеют правилами техники безопасности во время работы.
Метапредметные:
способны к общению со взрослыми и сверстниками, основанному на
понимании;
способны управлять своим поведением и планировать свои действия;
владеют умениями работать с различными инструментами по
правилам и по образцу;
владеют умением слушать взрослого и выполнять его инструкции.
способны создать собственное произведение опираясь на свою
фантазию и изобретательность.
имеют первичное представление о себе, семье, мире и природе, о
роли искусства в жизни и развитии человека.
Личностные:
проявляют интерес к своим способностям и возможностям;
владеют навыками самообслуживания;
способны к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию;
проявляют стремление к получению новых знаний в данной области.
Календарный учебный график
ДООП «Волшебная палитра» на 2025-2026 учебный год.
Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
72
Количество часов в неделю
6
Количество часов в учебном 216
году
Недель в I полугодии
16
Недель во II полугодии
20
Начало занятий
1 сентября
Выходные дни
3,4 ноября; 31 декабря-10 января; 23
февраля; 8,9 марта; 1 мая; 9, 11 мая
Окончание учебного года
31 мая
13
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Для реализации программы используются методическая продукция:
теоретические, дидактические и контрольные материалы на бумажных и
электронных носителях.
Для проведения занятий необходим кабинет, оборудованный партами и
стульями, доской, шкафами для хранения пособий и материалов,
осветительными приборами, проектором, компьютером/ноутбуком.
Материалы, необходимые для реализации программы:
Гуашевые и акварельные краски;
Акрил;
Кисти художественные разных номеров (натуральные и синтетика);
Восковые мелки, карандаши акварельные и чернографитовые;
Фломастеры, маркеры, линеры;
Уголь, пастель сухая и масляная;
Ватман, цветная бумага, картон, бумага для акварели, бумага для
маркеров, бумага для пастели;
Ластик;
Стаканы для воды;
Палитры;
Ножницы;
Клей-карандаш;
Пластилин;
Стеки.
Информационно-методическое обеспечение:
При реализации программы используются следующие дидактические
материалы:
№
Название
Количество
п/п
Информационно-дидактические материалы
1
Муляжи овощей и фруктов (более 20 разных)
25
2
Искусственные цветы (более 7 разных)
15
3
Засохшие цветы и травы (более 20 разных)
23
4
Натюрмортный фонд (вазы, горшки, чаши,
43
кружки, корзины, деревянные ложки и пр.)
5
Однотонные драпировки
10
14
6
7
Драпировки с рисунком
Трафареты для орнамента
7
13
В части упражнений преобладают репродуктивные методы обучения,
при выполнении эти упражнений идет формирование умений и навыков
художественной деятельности.
Часть заданий направлена на осознанный поиск образного решения,
при этом ребенок закрепляет старые и приобретает новые знания, умения и
навыки художественной деятельности и создает уникальные визуальные
образы.
Часть заданий требует максимального проявления творческой
индивидуальности ребенка: выбор способа изображения, если дана тема –
или, наоборот, темы, если в систему ограничений входит тот или иной
художественный прием.
На занятиях по данной программе используются:
Восприятие явлений действительности (репродукции, плакаты,
книги);
Изучение художественного наследия;
Обсуждение работ товарищей, результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;
Прослушивание музыкальных или литературных произведений
(народных, классических, современных).
Художественная
деятельность
детей
на
занятиях
находит
разнообразные формы выражения: изображение на плоскости, в объеме,
декоративное, конструктивное, прикладное.
В декоративно-прикладных работах развивается декоративное и
эстетическое чувство, приобретаются практические навыки выполнения
работ, умение пользоваться материалами, применяемыми в живописи и в
графике. В прикладных работах могут применяться самые различные
материалы: цветная и фактурная бумага, пластилин, фольга, обрезки ткани,
проволока и нитки, камешки, а также клей и гуашевые краски, графические
материалы. Могут применяться засушенные растения, ветки и корни
деревьев и кустарников.
Данная программа является составительской. Она разработана на
основе уникальных программ художественного воспитания и обучения О. Л.
Ивановой и Т. В. Калининой, авторской программы А. В. Шестаковой
«Росток», программы Меньщиковой Е. Л. «Лепесток», комплексной
программы «Планета искусств» ДДТ Ленинского района г. Екатеринбурга.
15
Кадровое обеспечение:
Педагог,
реализующий
программу,
должен
иметь
высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного
детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Беседа;
Педагогическое наблюдение;
Выставка;
Конкурс;
Самооценка обучающихся своих знаний и умений;
Групповая оценка работ;
Экскурсия.
Для оценки результативности занятий применяется входной,
текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений
ребят, их способностей. Формы оценки: устный.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения
материала. Формы оценки: творческие задания.
В практической деятельности результативность оценивается
количеством и качеством выполнения поделок и творческих работ.
Итоговый контроль – выставка творческих работ, оформление
кабинета.
За время освоения программы, обучающиеся должны приобрести
практические навыки:
Знать технологию изображения фонов и объектов природы;
16
Распознавать очередность выполнения этапов при рассмотрении
любой работы;
Демонстрировать гармоничное композиционное решение рисунка,
верные способы передачи объёма и перспективы;
Правильно выполнять технологические операции;
Аккуратно выполнять работу гуашью;
Демонстрировать высокую скорость выполнения работы;
Соблюдать правила техники безопасности на занятиях.
Также для оценки знаний и умений обучающихся и их способностей
используется «диагностика наблюдений индивидуального художественноэстетического развития детей» (Приложение № 1)
17
Приложение № 1
Диагностическая карта наблюдений индивидуального художественно-эстетического развития обучающихся
Дата проведения
№
Разделы
Приобщение к искусству
Знает виды
народного,
изобразит.
искусства,
архитектуры,
умеет выделять
особенности,
передавать их в
худож.
деятельности
Ф.И. обучающегося
н/г
к/г
Изобразительная деятельность
Знаком с
произведениями
живописи,
художникам и
иллюстраторами
детской книги
н/г
к/г
Знает приемы работы
с бумагой и
картоном, с
природным
материалом
н/г
к/г
Создает
индивидуальные и
коллективные
рисунки, сюжетные и
декоративные
композиции,
используя разные
материалы и способы
создания в т.ч. по
мотивам народноприкладного
творчества
н/г
к/г
Владеет навыками
рисования, лепки
предметов, передавая
форму, величин у,
пропорции частей;
правильно держит
карандаш, кисть
н/г
Правильно держит
ножницы, использует
разнообразные
приемы вырезания
к/г
н/г
к/г
Итоговый
показатель по
каждому
обучающемуся
(среднее
значение)
н/г
к/г
1
2
3
4
5
6
7
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Всего %
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)
Уровневые показатели: Высокий уровень – 24-19 баллов; средний уровень – 18-8 баллов; низкий уровень – 7-0 баллов
Преподаватель:
/
/
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
III.
Перечень литературы для педагога
1. Беда Г. И. Основы изобразительной грамоты / Г. И. Беда. – М.:
Просвещение, 2000. – 188 с.
2. Белютин Э. М. Начальные сведения по живописи / Э. М. Белютин. –
М.: Искусство, 2005. – 78 с.
3. Жегалова С. К. Русская народная живопись / С. К. Жегалова. – М.:
Просвещение, 2005. – 192 с.
4. Карлов Н. Г. Изображение птиц и зверей / Н. Г. Карлов. – М.:
Просвещение, 2006. – 192 с.
5. Козлов Н. Как относиться к себе и людям или практическая
психология на каждый день / Н. Козлов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. –
336 с.
6. Кузин В. С. Психология / В. С. Кузин. – М.: Высшая школа, 2002. –
256 с.
7. Прасолова Е. Л. В союзе с красотой / Е. Л. Прасолова. – М.:
Просвещение, 2007. – 238 с.
19
8. Порудоминский В. Счастливые встречи / В. Порудоминский. – М.:
Малыш, 2000. – 79 с.
9. Популярная художественная энциклопедия. – Москва: Советская
энциклопедия, 2006. – 431 с.
10. Сиповский В. Д. Родная старина / В. Д. Сиповский. - Нижний
Новгород: Нижполиграф, 2005. – 253 с.
11. Стасевич В. Н. Искусство портрета / В. Н. Стасевич. – М.:
Просвещение, 2012. – 80 с.
12. Шевчук Л. Б. Дети и народное творчество / Л. Б. Шевчук. – М.:
Просвещение, 2005. – 128 с.
13. Шматова О. В. Самоучитель по рисованию гуашью. Экспресс-курс.
Учимся рисовать с нуля шаг за шагом / О. В. Шматова. – М.: Эксмо, 2014. –
80 с.
14. Энциклопедия для малышей. Царство животных. – М.: Оникс, 2005.
– 256 с.
Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных
представителей)
1. Гибсон Р. Наши руки не для скуки / Р. Гибсон. – М.: Росмэн, 2007. –
64 с.
2. Карлов Н. Г. Изображение птиц и зверей / Н. Г. Карлов. – М.:
Просвещение, 2006. – 192 с.
3. Лоури А. Техника акварельной живописи для начинающих. Ты–
художник! / А. Лоури. – М.: Контэнт, 2017. – 96 с.
4. Сокольникова Н. М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для
детей Натюрморт. Портрет. Пейзаж. / Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов. – М.:
АСТ. Астрель, 2010. – 141 с.
5. Шматова О. В. Самоучитель по рисованию гуашью. Экспресс-курс.
Учимся рисовать с нуля шаг за шагом / О. В. Шматова. – М.: Эксмо, 2014. –
80 с.