Знайка 25-26.pdf

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
«ЗНАЙКА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
возраст обучающихся: 5-7 лет
срок реализации: 2 года
объем программы: 288 часов

Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Астраханцева Анастасия Николаевна

Екатеринбург, 2025 г.

2

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Программа «Знайка» способствует успешной подготовке ребенка к
вступлению в новую, школьную жизнь, более простому и естественному
переходу от дошкольного к школьному возрасту. Программа обеспечивает
развитие личности ребенка дошкольного возраста с учетом его возрастных,
индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Знайка» является составной частью процесса обучения и развития
дошкольников в условиях Дома детского творчества.
Ученые пришли к единому выводу о том, что первые годы жизни
ребенка – самые благоприятные для развития. Именно в дошкольный период
закладываются основы будущей личности. Психика ребенка до шести лет в
целом отличается особой восприимчивостью к развивающему и обучающему
воздействию со стороны взрослых. Важно использовать это период для
решения одной из важных задач – обеспечить социальную успешность
ребенка на следующей ступени развития.
Методы и приемы для реализации программы:
 игровые технологии, позволяющие активизировать детей, побуждать
и стимулировать их к учебной деятельности (сюжетно-ролевые игры,
дидактические, интеллектуальные и логические игры, игра-драматизация,
игровые путешествия),
 создание проблемной ситуации,
 интегрированные занятия, обеспечивающие разностороннее развитие
личности.
Дошкольное детство – период бурного интеллектуального развития.
Важным средством развития интеллектуальных способностей является
дидактическая игра, которая способствует концентрации внимания и
формированию интеллектуального мышления дошкольников.
Обучение по программе делится на два этапа: первый год обучения и
второй год обучения. Используются такие виды занятий:
 теоретические занятия (рассказ, беседа, слайд программа с
использованием интерактивной доски);
 практические занятия: игра, рисунок, загадки, тест, скороговорки,
мини-спектакль, просмотр тематических видеофильмов, работа с интернетресурсами, культурно-массовые мероприятия (викторины, конкурсы,
праздники, выставки и т.п.).

3

Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ;
3. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 № 809;
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года» от 7 мая 2024 года №309;
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» от 26.12.2017 № 1642 (ред.21.02.2025);
6. Постановление
Правительства
Свердловской области
«Об
утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года» от 18.09.2019 № 588-ПП;
7. Постановление
Правительства
Свердловской области
«Об
утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания
граждан в Свердловской области на период до 2035 года» от 07.11.2019 № 761ПП;
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от
18.10.2023 № 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области
цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности
Министерства просвещения Российской Федерации и признании утратившим
силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р»;
11. Постановление Администрации города Екатеринбурга от
27.02.2019 № 375 «О разработке стратегий социально-экономического
развития административно-территориальных единиц муниципального
образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов
(подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»;
12. Постановление Администрации города Екатеринбурга «Об
утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование –
стандарт «Пять звезд» от 07.06.2022 №1523;

4

13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
16. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
17. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года» от 30.03.2018 №
162-Д;
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ» от 5 августа 2020 г. № 882/391;
21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

5

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
27.07.2022 № 629;
23. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование» (Письмо Минпросвещения России от 19.01.2022 N ДГ2054/06);
24. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
25. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы социально-гуманитарная, так как она
ориентирована на развитие коммуникативных и интеллектуальных
способностей обучающихся.
Актуальность программы.
Программа составлена с учетом современных требований.
Разнообразные формы и приемы помогают ребенку ориентироваться в
большом потоке информации и вооружают грамотными приемами ее
обработки, запоминания и воспроизведения. Учат легко справляться с
увеличивающимся потоком знаний, необходимых для жизни современному
человеку.
Новизна программы заключается в том, что в дошкольном возрасте
ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для
психологического и личностного развития ребенка, является игра. Поэтому
данная программа ориентирована на использование развивающих игр как
основу ее практической реализации.
Однако необходимо отметить, что игровые приемы являются не
самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях
ситуации коллективной познавательной деятельности. Благодаря игровой
методике любой познавательный материал усваивается в доступной для детей
форме: они с удовольствием и успешно осваивают базовые математические
представления, развивают графические навыки, навыки начального чтения.
Игровые методики создают для дошкольников обстановку
непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает
естественно, как бы само собой. Общеобразовательная программа построена
таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый
познавательный интерес. Наряду с игрой существенное влияние на
психическое развитие детей старшего дошкольного возраста оказывает
продуктивная деятельность, например, рисование, штриховка, лепка,
вырезание. Названные виды работ систематически предлагаются для
выполнения детям, что помогает вырабатывать у дошкольников умение
добиваться нужного результата даже в случае малой привлекательности
процесса.
Программу также отличает то, что она строится с учетом возрастных
особенностей всех когнитивных процессов детей дошкольного возраста и на

6

основе дифференцированного, личностно-ориентированного подхода.
Необходимо учитывать, что поступающие в первый класс дети 6-7 лет, имея
одинаковый возраст, существенно различаются по уровню общего развития.
Причины
этого
могут
быть
разными: возрастная
специфика,
обуславливающая характерную для данного возрастного периода
неравномерность процессов развития, социальные условия, окружавшие
ребенка до поступления в школу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Знайка» является составной частью процесса обучения и развития
дошкольников в условиях Дома детского творчества.
Отличительной особенностью является то, что в процессе ее
реализации ребенок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые в
дальнейшем помогут ему легче адаптироваться в школьном коллективе, а
также создать собственное пространство для общения. Программа
ориентирована на гуманистические ценности, партнерское взаимодействие
детей и взрослых, на создание условий для развития личности ребенка,
повышение его уверенности в себе, в своих силах, на его свободное творческое
самовыражение.
Адресат программы/
Набор детей в группы проводится без предварительного отбора.
Программа адресована для детей дошкольного возраста, от 5 до 7 лет.
Старший дошкольный возраст – это возраст психологического взросления. У
ребенка изменяется социальный статус. Это период психологической
готовности к школе. В этом возрасте ребенка все чаще привлекают задания
учебного плана, но по-прежнему ведущей деятельностью в этом возрасте
остается игра.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 12 до14 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 минут. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4
часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа «Знайка» состоит из двух модулей:
1. «Веселая Азбука. Развитие навыков чтения и речи».
2. «Веселый счет. Развитие математических навыков».
Обучение в рамках программы направлено на развитие
интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, а
также раскрытие их творческого потенциала и коммуникативных навыков. В
процессе реализации программы решаются два аспекта: познавательный
(обучение способам действия с предметами) и воспитательный (обучение
способам сотрудничества, формам общения и отношения с другими людьми).
Объем и срок освоения программы:
Объем программы – 288 часов. Программа рассчитана на 2 года
обучения. Программа состоит из двух блоков: «Веселая Азбука. Развитие
навыков чтения и речи» и «Веселый счет. Развитие математических навыков».

7

Первый год обучения – 144 часа в год:
«Веселая Азбука. Развитие навыков чтения и речи» – 72 часа;
«Веселый счет. Развитие математических навыков» – 72 часа.
Второй год обучения – 144 часа в год:
«Веселая Азбука. Развитие навыков чтения и речи» – 72 часа;
«Веселый счет. Развитие математических навыков» – 72 часа.
Уровень сложности программы:
«Стартовый», программа ориентирована на детей любого уровня
подготовки и способностей, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: теоретическое занятие, практическое занятие,
культурно-массовые мероприятия, работа с интернет-ресурсами, открытое
занятие.
Формы подведения итогов: практическое занятие, беседа, тест,
открытое занятие, праздник, викторина, конкурс.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – формирование у детей предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих успешную адаптацию к школе, с учетом
индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
 формирование элементарных математических представлений и
развития логического мышления у дошкольников старшего возраста.
 разностороннее и целостное развитие дошкольника на основе
формирования
эмоционально-творческого
мышления
в
процессе
познавательно-речевой деятельности.
Развивающие:
 развитие познавательного интереса;
 развитие самосознания и самоконтроля;
 развитие вербального восприятия фонематического слуха;
 развитие внимания и памяти;
Воспитательные:
 формировать умение сотрудничать со сверстниками;
 развивать уверенность в себе и своих возможностях; активность,
инициативность, самостоятельность;
 формировать у детей уверенность в своих мыслительных и
интеллектуальных способностях и возможностях;
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
 формирование представлений об окружающем мире, знакомство с
элементарной целостной картиной мира

8

 формирование и развитие коммуникативных навыков;
Развивающие:
 развитие логического мышления как постепенного перехода от
наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
 обогащение эмоциональной сферы;
 развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия,
зрительно-моторных координаций.
Воспитательные:
 поощрять готовность и желание высказывать свою точку зрения,
приветствовать готовность ее отстаивать;
 учить детей слушать друг друга.
Планируемые результаты первого года обучения:
Предметные:
 обучающиеся имеют элементарные математические представления
 дошкольники разносторонне и целостно развиты
Метапредметные:
 развит познавательный интерес;
 развито самосознание и самоконтроль;
 развито вербальное восприятие фонематического слуха;
 развито внимание и память;
Личностные:
 сформировано умение сотрудничать со сверстниками;
 развита уверенность в себе и своих возможностях; активность,
инициативность, самостоятельность;
 у детей сформирована уверенность в своих мыслительных и
интеллектуальных способностях и возможностях;
Планируемые результаты второго года обучения:
Предметные:
 сформированы представления об окружающем мире,
 знакомы с элементарной целостной картиной мира
 сформированы и развиты коммуникативные навыки;
Метапредметные:
 развито логическое мышление;
 широкая эмоциональная сферы;
 развито зрительное и зрительно-пространственное восприятие,
зрительно-моторные координации.
Личностные:
 высказывают свою точку зрения, готовы ее отстаивать;
 дети слушают друг друга.
Воспитательный потенциал программы

9

Цель: воспитание у детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям, формирование мотивации и интереса к познанию
и творчеству. Программа направлена на воспитание чувства патриотизма и
бережного отношения к русской культуре, ее традициям; развитие
доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и критическое
отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности при
выполнении своей работы.
Задачи воспитательной работы:
 познакомить обучающихся с устным народным творчеством, с
произведениями русских писателей и поэтов, с картинами русских
художников;
 формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины;
 формирование мотивации и интереса к познанию.
Ожидаемый результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы с познакомились с
устным народным творчеством (сказки, пословицы, поговорки), с
произведениями русских писателей и поэтов (А.С. Пушкин, А.Л. Барто и др.),
с произведениями русских художников (И. Левитан и др.). Демонстрируют
желание продолжить изучать культурное наследие России. Сформировано
чувство ответственности при выполнении своей работы.
Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка,
экскурсия, открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:
 метод формирования сознания личности (беседа, рассказ, объяснение,
пример);
 метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).

№
п/п

1.3. Учебный (тематический) план.
Первый год обучения
«Развитие навыков чтения и речи»
Количество часов
Название темы
теория

практика

0,5

0,5

2.

Инструктаж по ПП и ТБ.
1
Введение.
Формирование словарного 22
запаса. Развитие связной
речи.

6

16

3.

Звуки и буквы.

10

19

1.

всего

29

Форма
аттестации/
контроля
Беседа
Беседа,
наблюдение,
игровые
упражнения.
Беседа,
наблюдение,

10

4.

Слоги и слова. Чтение
слогов и слов.

5.

Словосочетание и
7
3
4
предложение. Знаки в
конце предложения.
Чтение предложений.
Подготовка руки к письму. На всех занятиях.

6.

10

3

7

7.

Повторение пройденного
за год.

2

2

8.

Аттестация.

1

1

Итого:

игровые
упражнения.
Беседа,
наблюдение,
игровые
упражнения.
Беседа,
наблюдение,
игровые
упражнения.
Беседа,
наблюдение,
игровые
упражнения,
практическая
работа.
Беседа,
наблюдение,
игровые
упражнения,
практическая
работа.
Тест.
Викторина.

72
22,5
49,5
1.4. Содержание учебного (тематического) плана
«Веселая Азбука. Развитие навыков чтения и речи»
1. Инструктаж по ПП и ТБ. Введение.
Теория. Занятие-знакомство с детьми. Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения на занятии.
Практика. Игровые занимательные упражнения на развитие внимания,
мышления, памяти, воображения, графических навыков.
2. Формирование словарного запаса. Развитие связной речи.
Теория. Понятия: эпитет, антоним, синоним. Произведение из УНТ.
Практика. Игровые задания по подбору к заданному слову эпитетов,
синонимов, антонимов. Чтение и пересказ народных сказок.
3. Звуки и буквы.
Теория. Знакомство с гласными и согласными звуками. Способы их
образования. Знакомство с буквами и их графическим изображением.
Практика. Определение положения звука в слове (в начале, в середине
и в конце). Игровые упражнения «Собери слово», «Эхо». Заучивание коротких
стихотворений о буквах.
4. Слоги и слова. Чтение слогов и слов.

11

Теория. Чтение и составление слогов, слов с помощью условных
обозначений; слияние букв в слоги, составление слов из слогов, чтение слов
из одного слога, двух и трех слогов.
Практика. Чтение слогов и слов в «Букваре», работа в тетради.
5. Словосочетание и предложение. Знаки в конце предложения.
Чтение предложений.
Теория. Знакомство с словосочетанием, С предложением.
Практика. Игры «Земля, вода, огонь, воздух», «Путешественник».
Составление словосочетаний и предложений по опорным картинкам и
словам на заданную тему. Чтение словосочетаний и предложений.
6. Подготовка руки к письму.
Теория. Правильное расположение тела при письме, правильное
расположение карандаша в руке. Определение границ рабочей строки.
Практика. Упражнения для пальцев и кистей рук. Рисование прямые
вертикальных и горизонтальных линий, округлых линий, волнистых,
ломаных, штриховка простых и сложных предметов, письмо букв, слогов,
слов. Пальчиковая гимнастика без предметов, с предметами. Выполнение
практических упражнений.
7. Повторение пройденного за год.
Практика. Викторина «Мир Звуков и Букв», инсценировка русской
народной сказки.
8. Аттестация.
Практика: тестовые игровые задания.

1.
2.

3.

1.5. Учебный (тематический) план
Первый год обучения
«Веселый счет. Развитие математических навыков»
Количество часов
Название темы
Форма
всего теория практика аттестации/кон
троля
Введение.
1
0,5
0,5
Беседа.
Наблюдение.
Пространственные
10
3
7
Беседа.
представления.
Наблюдение.
Свойства предметов: цвет,
Игровые
форма, размер, материал.
упражнения.
Сравнение предметов по
цвету, форме, размеру,
материалу.
Геометрические фигуры:
треугольник,

9

2

7

Беседа.
Наблюдение.

12

4.

прямоугольник, квадрат,
овал, круг.
Числа первого десятка.
Прямой и обратный счет.

20

5

15

Сравнение предметов.
Понятия: «больше»,
«меньше», «столько же».

6

2

4

Точка. Линия. Отрезок.
Работа с линейкой.

11

4

7

7

Понятия: сложение и
вычитание. Числовой
отрезок

11

4

7

8

Повторение пройденного
за год материала.

3

3

9

Аттестация.

1

1

5.

Итого:

72

20,5

Игровые
упражнения.
Беседа.
Наблюдение.
Игровые
упражнения.
Беседа.
Наблюдение.
Игровые
упражнения.
Беседа.
Наблюдение.
Игровые
упражнения.
Беседа.
Наблюдение.
Игровые
упражнения.
Беседа.
Наблюдение.
Игровые
упражнения.
Тест.
Викторина.

51,5

1.6. Содержание учебного (тематического) плана
«Веселый Счет. Развитие математических навыков»
1. Введение.
Теория. Беседа о математике.
Практика. Игровые занимательные упражнения на развитие внимания,
мышления, памяти, воображения, графических навыков.
2. Пространственные представления. Свойства предметов: цвет,
форма, размер, материал. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру,
материалу.
Теория. Формировать умение выделять и выражать в речи признаки
сходства и различия двух предметов по цвету, форме и размеру, продолжить
ряд из предметов или фигур с одним-двумя изменяющимся признаками;
самостоятельно составлять подобные ряды.
Практика. Выполнение практических упражнений на отработку
теоретического материала.
2. Геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат,
овал, круг.

13

Теория. Ознакомление с основными геометрическими фигурами.
Определение общих признаков и различий геометрических фигур.
Практика. Характеристика основных геометрических фигур. Стороны
и вершины фигуры. Решение занимательных задач с использованием
геометрических фигур. Определение предметов, имеющих форму. Игры
«Геометрическое лото», «Отгадай, что в мешочке?», «Цветочное лото».
3. Числа первого десятка. Прямой и обратный счет.
Теория. Дать понятие о звуковой и графической стороне чисел до
десяти. Прямой и обратный счет.
Практика: Работа по числовой прямой от 1 до 10. Прямой и обратный
счет до десяти. Запоминание графического изображения чисел до десяти.
Игры «Волшебный столик», «Исчезнувший предмет», «Найди различия».
4. Сравнение предметов. Понятия: «больше», «меньше», «столько
же».
Теория. Дать представление о понятиях сравнения: «больше»,
«меньше», «столько же».
Практика: Сравнение предметов по размеру, по количеству.
Правильное употребление прилагательных в сравнительной степени.
Сравнение чисел, введение знаков «больше», «меньше».
Игра «Какое число я задала?».
5. Точка. Линия. Отрезок. Работа с линейкой.
Теория. Знакомство с понятиями: точка, линия, отрезок. Формирование
умения работы с линейкой.
Практика. Работа с линейкой: начертить отрезок определенной длины.
Игры «Палочки», «Бирюльки», развивающие моторику руки.
6. Понятия: сложение и вычитание. Числовой отрезок .
Теория. Ввести понятие математических знаков.
Практика: Сложение и вычитание чисел до 10. Составление примеров
при помощи карточек и кубиков. Устное составление задачи, умение записать
условие задачи и решить ее. Игры «В магазин», «Подарки».
7. Повторение пройденного за год материала.
Практика. «Математическая викторина».
8. Аттестация.
Практика. Тестовые игровые задания.
1.7. Планируемые результаты первого года обучения
Предметные:
 обучающиеся умеют сравнивать и сопоставлять различные предметы
и явления;
 сформированы навыки чтения и математических знаний, навыки
работы с кубиками и таблицами, умения находить нужный склад, собирать
слова, составление из кубиков цепочек. Чтение составленных из кубиков слов;

14

 сформированы навыки чтения и математических знаний, навыки
работы с кубиками и таблицами, умения находить нужный склад, собирать
слова, составление из кубиков цепочек. Чтение составленных из кубиков слов;
 сформированы навыки связной речи, используют выразительные
средства в устной речи;
 сформированы умения понятно, четко, связно, последовательно
излагать свои мысли без опоры на наглядный материал;
 сформированы и совершенствуются математические навыки, умения
назвать последующее и предыдущее число, соседей названного числа;
 сформированы навыки определять и выделять форму предмета, ее
отличительные признаки, умение выделить существенные признаки предмета,
установить смысловые связи. Обучить работе по таблице;
 умеют разгадывать ребусы, кроссворды, составлять слова;
 имеют знания о животных, явлениях природы, окружающей жизни, о
родной стране.
Метапредметные результаты
Обучающиеся владеют компетенциями:
 развитыми познавательными интересами и действиями;
 систематизируется развитие психических функций и познавательных
процессов;
 развивается
наглядно-образное
и
логическое
мышление,
произвольное внимание, зрительно-слуховое восприятие, воображение,
мелкая моторика и координация движения рук;
 развивается память и связная речь;
 совершенствуются коммуникативные навыки:
способность вступать в контакт, вести разговор с собеседником;
 развивается способность замечать красоту и богатство родного языка,
звуковая культура детской речи.
Личностные результаты
Обучающиеся демонстрируют:
 вежливость, внимательность, умеют слушать собеседника в ходе
общения;
 осуществляют контроль над своей деятельностью;
 свое отношение к родному языку;
 любовь к живой природе, свое отношение к истории своей страны, к
родному краю, городу;
 уважительно и бережно относится к книге;
 доброжелательно относится к товарищам, находчив;
 умеет устанавливать определенные отношения в ходе игры;
 доброжелательно относится к животному миру;
 сформированы умения и навыки межличностных отношений, формы
и способы поведения в обществе;
 сформированы навыки выполнения коллективных творческих

15

работ.
1.7. Учебный (тематический) план
Второй год обучения
«Веселая Азбука. Развитие навыков чтения и речи»
Количество часов
№ Название темы
Форма
всего
теория
практика
п/п
аттестации/
контроля
1.
Инструктаж по ПП и ТБ.
1
0,5
0,5
Беседа
Введение.
2.
Формирование словарного 20
4
16
Беседа,
запаса. Развитие связной
наблюдение,
речи.
игровые
упражнения.
3.
Звуки и буквы.
29
10
19
Беседа,
наблюдение,
игровые
упражнения.
4.
Алфавит.
2
1
1
Беседа,
наблюдение,
игровые
упражнения.
5.
Слоги и слова. Ударение.
5
2
3
Беседа,
наблюдение,
Чтение слогов и слов.
игровые
упражнения.
6.
Предложение. Знаки в
12
4
8
Беседа,
конце предложения.
наблюдение,
Чтение предложений.
игровые
Составление
упражнения.
предложений.
Составление сюжетных
рассказов.
7.
Подготовка руки к письму. На всех занятиях.
Беседа,
наблюдение,
игровые
упражнения,
практическая
работа.
8.
Знакомство
с 2
2
Беседа,
произведениями
наблюдение,
художественной
игровые
литературы. Сказки А.С.
упражнения,
Пушкина.
практическая
работа.

16

9.

Аттестация.

Итого:

1
72

1
21,5

Тест.
Викторина.

50,5

1.8. Содержание учебного (тематического) плана
«Веселая Азбука. Развитие навыков чтения и речи»
второй год обучения
1. Инструктаж по ПП и ТБ.
Введение.
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на
занятии.
Практика. Игровые занимательные упражнения на развитие внимания,
мышления, памяти, воображения, графических навыков.
2. Формирование словарного запаса. Фразеологические обороты.
Развитие связной речи.
Теория. Понятия: эпитет, антоним, синоним. Ввести понятие
«фразеологический оборот». Знакомство с детскими писателями и поэтами (К.
Чуковский, А. Барто, С. Михалков, С. Маршак).
Практика. Игровые задания по подбору к заданному слову эпитетов,
синонимов, антонимов. Чтение предложений с фразеологическими оборотами.
Чтение и пересказ произведений.
3. Звуки и буквы.
Теория. Знакомство с гласными и согласными звуками. Способы их
образования. Знакомство с буквами и их графическим изображением.
Практика. Определение положения звука в слове (в начале, в середине
и в конце). Игровые упражнения «Собери слово», «Эхо». Заучивание коротких
стихотворений о буквах.
Повторение знаний о слове и предложении, о выразительных средствах
языка.
Практика: Чтение текстов, выделение из них предложений, повторение
знаков в конце предложения. Выразительное чтение предложений, разных по
цели высказываний. Составление предложений с использованием
выразительных средств языка. Скороговорки, считалки.
4. Алфавит.
Теория. Рассказать о русском алфавите (лексическое значение слов
«азбука» или «алфавит»). Алфавиты разных стран.
Практика. Чтение русского алфавита. Загадки о буквах. Заучивание
алфавита.
5. Слоги и слова. Ударение. Чтение слогов и слов.
Теория. Значение слова «слог». Познакомить с условным обозначением
слога. Объяснить роль ударения в слове.
Практика. Деление слов на слоги, определение количества слогов в
слове, выделение голосом ударного слога. Обозначение на схеме ударного

17

слога. Составление схемы, отражающей состав слова. Обозначение на схеме
ударного слога.
6. Предложение. Знаки в конце предложения. Чтение предложений.
Составление предложений. Составление сюжетных рассказов.
Теория. Знакомство с предложением. Составление предложений из
двух, трех, четырех слов. Чтение предложений. Какие бывают знаки в конце
предложений Формирование опыта чтения предложений.
Практика. Выполнение практических упражнений на отработку
теоретического материала. Игровые упражнения: «Закончи предложение»,
«Предложение рассыпалось». Чтение и пересказ с простых текстов.
Составление рассказов по сюжетным картинкам.
7. Подготовка руки к письму.
Теория. Правильное расположение тела при письме, правильное
расположение карандаша в руке. Определение границ рабочей строки.
Практика. Упражнения для пальцев и кистей рук. Рисование прямые
вертикальных и горизонтальных линий, округлых линий, волнистых,
ломаных, штриховка простых и сложных предметов, письмо букв, слогов,
слов. Пальчиковая гимнастика без предметов, с предметами. Выполнение
практических упражнений.
8. Знакомство с произведениями художественной литературы.
Сказки А.С. Пушкина.
Теория. Беседа о поэте.
Практика. Чтение сказок, выявление идейного содержания, заучивание
отрывков из сказок наизусть. Инсценирование.
9. Аттестация.
Практика. Тестовые игровые задания.

1.
2.

3.

1.9. Учебный (тематический) план
«Веселый счет. Развитие математических навыков»
второй год обучения
Количество часов
Название темы
Форма
Всего Теория Практика аттестации/контроля
Повторение.
2
2
Беседа. Наблюдение.
5
11
Беседа. Наблюдение.
Числа от 0 до 10. 16
Игровые
Прямой и обратный
упражнения.
счет. Состав чисел
первого десятка.
Сравнение чисел от 0
4
1
3
Беседа. Наблюдение.
Игровые
до
10.
Понятия:
упражнения.
«больше», «меньше»,
«равно». Знаки: < > =.

18

4.

5.

6.

7.

8.

Сложение и вычитание
чисел от 0 до 10.
Решение задач.
Линия. Луч. Угол.
Виды
углов.
Знакомство
с
линейкой.
Числа второго десятка.
Прямой и обратный
счет чисел второго
десятка.
Объемные
геометрические тела:
шар,
куб,
параллелепипед,
конус, пирамида.
Временные понятия:
сутки, неделя, год.

9.

Знакомство
календарем.

10.

Повторение.

с

Беседа. Наблюдение.
Игровые
упражнения.
Беседа. Наблюдение.
Игровые
упражнения.

5

1

4

6

2

4

16

4

12

Беседа. Наблюдение.
Игровые
упражнения.

6

2

4

Беседа. Наблюдение.
Игровые
упражнения.

6

2

4

6

1

5

4

4

Беседа. Наблюдение.
Игровые
упражнения.
Беседа. Наблюдение.
Игровые
упражнения.
Беседа. Наблюдение.
Игровые
упражнения.
Тест. Викторина.

Аттестация.
1
1
ИТОГО:
72
18
54
1.10. Содержание учебного (тематического плана)
«Веселый счет. Развитие математических навыков»
второй год обучения
1. Повторение.
Практика. Игровые занимательные упражнения на развитие внимания,
мышления, памяти, воображения, графических навыков. Пространственные
представления. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.
Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
2. Числа от 0 до 10. Прямой и обратный счет. Состав чисел первого
десятка.
Теория. Формирование представления о числе 0 и цифре 0. Получение
числа «0» и обозначение цифрой. Решение примеров и простых задач с
использованием нуля. Прямой и обратный счет. «Числовые домики»- состав
чисел первого десятка.
Практика: Работа по числовой прямой от 0 до 10. Прямой и обратный
счет до десяти. Запоминание графического изображения чисел до десяти.
11.

19

Составление «числовых домиков» чисел первого десятка. Заучивание состава
чисел первого десятка.
3. Сравнение чисел от 0 до 10. Понятия: «больше», «меньше»,
«равно». Знаки: <, >, =.
Теория. Дать представление о понятиях сравнения: «больше»,
«меньше», «столько же». Знаки <, >, =.
Практика: Сравнение предметов по размеру, по количеству.
Правильное употребление прилагательных в сравнительной степени.
Сравнение чисел, введение знаков <, >, =.
Игра «Какое знак поставить?».
4. Сложение и вычитание чисел от 0 до 10. Решение задач.
Теория. Представление о сложении и вычитании. Сложение и
вычитание, как математическое действие. Взаимосвязь между сложением и
вычитанием. Прямой и обратный счет в пределах 10. Образование следующего
числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и
обозначение чисел от 0 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав
чисел первого десятка. Решение простых задач на сложение и вычитание с
использованием наглядного материала.
Практика. Решение простых примеров на сложение и вычитание в
пределах 10. Устный счет. Игровые упражнения на развитие внимания,
мышления и вычислительных навыков.
5. Линия. Луч. Угол. Виды углов. Знакомство с линейкой.
5.1. Линия прямая, кривая, ломаная, замкнутая.
Теория. Ввести понятие: линия, ее характеристика. Виды линий.
Практика. Работа в тетради, работа с линейкой. Начертить линию,
прямую, кривую, ломаную, замкнутую. Нарисовать картинку, используя все
виды линий.
5.2. Луч.
Теория. Ввести понятие «луч», его характеристика.
Практика. Работа в тетради с линейкой. Начертить луч. Сколько лучей
можно провести через одну точку. Сравнительная характеристика линии и
луча.
5.3. Угол.
Теория. Характеристика угла. Угол прямой, острый, тупой.
Практика. Из чего состоит угол. Знакомство с острым, тупым, прямым
углом, умение чертить угол на бумаге. Задание с использованием знаний о
линии, луче, отрезке, угле.
5.4. Знакомство с линейкой.
Теория. Знакомство с линейкой. Сантиметр.
Практика. Работа в тетради с линейкой. Умение измерять различные
фигуры.
6. Числа второго десятка. Прямой и обратный счет чисел второго
десятка.
Теория: Образование чисел второго десятка.

20

Практика: Знакомство с графическим изображением двузначного
числа, их количественным составом. Работа в тетради.
7. Объемные геометрические тела: шар, куб, параллелепипед,
конус, пирамида.
Теория. Повторение плоских геометрических фигур: круг,
прямоугольник, квадрат, треугольник, овал. Знакомство с объемными
геометрическими фигурами: шар, цилиндр, конус, пирамида, куб,
параллелепипед (коробка). Составление фигур из частей и деление фигур на
части.
Практика. Выполнение практических упражнений в учебнике на
отработку теоретического материала. Игровые упражнения на развитие
внимания. мышления и вычислительных навыков.
8. Временные понятия: сутки, неделя, год.
Теория. Ознакомление с терминами, обозначающими временные
понятия.
Практика. Чтение загадок, стихотворений о времени. Решение задач:
«Из чего состоят сутки?», «Какое время суток описывается в стихотворении?»,
«Сколько дней в неделе?» и т.д.
9. Знакомство с календарем.
Теория. Рассказ из истории возникновения календаря.
Практика. Работа с календарем.
10. Повторение.
Практика. Игровые упражнения на развитие внимания, мышления и
вычислительных навыков.
11. Аттестация.
Практика. Тестовые игровые задания.
1.10. Планируемые результаты второго года обучения
Предметные результаты
 сформировано правильное звукопроизношение, звуковая культура
речи, продолжается развитие речи и расширение словарного запаса;
 сформировано умения составлять рассказы на заданную тему,
грамматически и фонетически правильно строить фразы;
 сформировано
умение
определять
лексическое
значение
фразеологических оборотов, использовать их в устной речи, знакомство с
выразительными средствами языка, введение их в практику общения;
 сформированы навыки хорошей дикции, умение выразительно читать
и выразительно рассказывать, работа над правильным произношением букв,
умение передать четко и последовательно свои мысли, в связном
повествовании;
 сформированы умения сравнивать и сопоставлять; выделение общего и
различного; осуществление классификации; установление аналогии;
самостоятельный выбор способов решения конкретных задач в зависимости

21

от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме;
 сформированы умения формирующие умение прислушиваться,
сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности.
Воспитание звуковой культуры речи;
 умеют осуществлять действия по образцу и заданному правилу, умеют
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
 владеют навыками устного счета;
 сформированы навыки работы с линейкой, развитие мелкой моторики,
умение сравнивать различные фигуры;
 сформированы умения работать с календарем;
 совершенствуются навыки познания об окружающем мире;
 сформированы умения правильно воспринимать, чувствовать
настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его в своих
высказываниях. Подбор определений и сравнений, синонимов, антонимов при
описании картины;
 читают небольшой текст, умеет пересказать прочитанное, отвечать на
вопросы.
Метапредметные результаты
Обучающиеся владеют навыками:
 развития памяти, внимания, образного и логического мышления;
 развития
наглядно-образного
и
логического
мышления,
произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения,
мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в
пространстве и во времени;
 развитие психических функций и познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного
поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии;
 сформировано
умение
сравнивать,
выделять
главное,
классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь между
явлениями;
 совершенствуется умение рассуждать, анализировать и сравнивать,
обобщать и выделять существенные признаки предметов;
 совершенствование математических навыков: счет до 20, сложение и
вычитание чисел второго десятка. Начальные знания геометрии: отрезок, луч,
линия, угол.
Личностные результаты
Обучающиеся демонстрируют:
 навыки внимания, наблюдательности, организованности;
 адекватно понимают оценку взрослого и сверстника;

22

 сформированы умения анализировать свои поступки, признавать свои
ошибки и исправлять их, слушать собеседника, задавать вопросы, вести
диалог;
 самостоятельность при выполнении задания, умения доказывать свою
точку зрения, обосновывать ее;
 сформировано
чувство
потребности
в
саморазвитии,
самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
 чувство коллективизма и ответственности, навыка выполнения
коллективных творческих работ;
 навык овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения;
 чувство любви к родному языку, чувства прекрасного на
произведениях известных писателей и художников;
 сформированы навыки интересного рассказчика и внимательного
слушателя; уважительно относятся к книге и знают ее назначение.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график ДООП «Знайка».
Первый год обучения
№ Основные характеристики
п/п образовательного процесса
1. Количество учебных недель
35
2. Количество учебных дней
72
3. Количество часов в неделю
4
4. Количество часов в учебном
144 часа
году
5. Недель в I полугодии
16
6. Недель во II полугодии
20
7. Начало занятий
11 сентября
8. Каникулы
отсутствуют
9. Выходные дни
4 ноября, 25 декабря-8 января,
23-24 февраля, 8-9 марта, 28
апреля- 1 мая, 9-11 мая.
10. Окончание учебного года
31 мая
2.2. Календарный учебный график ДООП «Знайка».
Второй год обучения
№ Основные характеристики
п/п образовательного процесса
1. Количество учебных недель
36
2. Количество учебных дней
72
3. Количество часов в неделю
4
4. Количество часов в учебном
144 часа
году

23

5.
6.
7.
8.
9.

Недель в I полугодии
Недель воII полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10. Окончание учебного года

16
20
4 сентября
отсуствуют
4 ноября, 25 декабря-8 января,
23-24 февраля, 8-9 марта, 28
апреля-1 мая, 9-11 мая.
31 мая

2.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение для занятий – просторное, хорошо освещенное и
проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
2. Оснащенность кабинета:
 парты;
 стулья;
 доска;
 шкафы для хранения пособий;
 осветительные приборы.
3. Технические средства обучения: компьютер, монитор, интерактивная
доска.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно - методические условия:
При реализации программы используются следующие дидактические
материалы:
1. Набор букв на магнитах, магнитная доска;
2. Альбомы, ручки и карандаши;
3. Сборники сказок;
4. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
5. Компьютер, принтер, мультимедиа презентации по различным темам;
6. Магнитофон, диски с аудиозаписями;
7. Интерактивная доска;

24

8. Деревянная доска и цветные мелки;
9. Мольберт;
10. Информационные стенды и папки-передвижки с информацией для
родителей;
Дидактические игры:
1. Игротека (игра для детей 5-7 лет);
2. Математический набор «Арифметика»;
3. Таинственные буквы (игра с буквами для детей 7-12 лет);
4. Проверь свои знания (игра для детей 6-8 лет);
5. Игры (пачка с сюжетно-ролевыми, подвижными играми);
6. Набор кубиков (для детей 3-5 лет);
7. Сказки. Набор кубиков;
8. Дидактический материал по счету;
9. Счетные палочки;
10. «Учись считать». (Цифры и знаки, геометрические фигуры);
11. Детское лото. Сказки (игра для детей 5-8 лет по развитию зрительной
памяти, внимания, наблюдательности);
12. Точки. (Развивающая игра по Никитину Б.П.);
13. Обучающая игра «Азбука»;
14. Домино «Геометрические фигуры»;
15. Развивающая игра «Собирай-ка»;
16. Дидактическая игра «Сложи узор»;
17. Развивающая игра «Кубики»;
18. Набор кубиков «Волшебная радуга»;
19. Игра «Слоги» из серии «Учись, играя»;
20. Игра «Алфавит» из серии «Учись, играя»;
21. Кубики «Учимся считать»;
22. Дидактическая игра «Что лишнее?»;
Наглядные пособия:
1. «Сосчитай-ка» (набор цифр и математических знаков);
2. Набор из четырех книг «Чудеса природы»;
3. Набор из четырех книг «Чудеса познания»;
4. Раевский Ю. Веселая азбука;
5. Парные сюжетные картинки (для детей 4-5 лет);
6. Парные картинки (сюжеты из мультфильмов для детей 4-6 лет);
7. Азбука – раскраска;
8. Сложи квадрат. СК (развивающая игра по Никитину Б.П.);
9. Внимание В. Внимание ВУ. (серия заданий по Никитину Б.П.);
10. Таблицы по чтению Зайцева Н.А.;
11. Таблицы по счету Зайцева Н.А.;
12. Кубики Зайцева Н.А.;
13. Великан (рисунки к стихам С. Маршака);
14. Сюжетные картинки (методическая разработка по развитию речи
детей дошкольного возраста);
15. Алфавит (таблички);

25

16. Таблички по счету;
17. Серия «Окружающий мир» (бытовая техника, музыкальные
инструменты, дикие животные, лесные ягоды, домашние птицы);
18. Опорные картинки для пересказа текста;
19. Наглядный материал: насекомые; птицы; цветы; деревья; овощи;
фрукты; профессии; летние виды спорта; зимние виды спорта; распорядок дня;
осень; лето; весна; зима; защитники Отечества;
20. Интерактивный плакат «Говорящий Букваренок»;
21. Наборы детской мебели «Мягкая мебель», «Столовая», «Детская»;
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности:
ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от
возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
2.3. Формы аттестации/контроля
Программа
предполагает
проведение
мониторинга
развития
способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения
планируемых результатов освоения программы.
Диагностика проводится во всех группах и состоит из нескольких
этапов:
 Первоначальная диагностика, которая проводится в начале учебного
года. Выполняется в форме беседы. Диагностика проводится методом
включенного наблюдения с целью определения базового уровня обученности
учащихся.
 Промежуточная диагностика – в середине учебного года проводится
тестирование, по результатам которого педагог проводит анализ уровня
обученности. Кроме того, учитываются результаты текущей диагностики –
выполнение творческих заданий, проектов, ответы на занятиях, участие в
конкурсах и выставках творческих работ внутри объединения.
 Итоговая диагностика осуществляется по окончанию учебного года –
анализ проводится с учетом результатов промежуточной диагностики и
выявляется динамика уровня обученности каждого учащегося.
При оценивании результатов используется «Уровневая система».
Данные, полученные при диагностировании детей, заносятся в таблицу.
4 балла – высокий уровень, получают дети, которые качественно без
ошибок выполняли задание;
2-3 балла – средний уровень, при выполнении заданий допускали
неточности и погрешности;
1 балл – низкий уровень, не выполнили задание вообще.

26

Диагностическая карта
(Н – в начале, С – середине, К – в конце года)
Базовые Графич
математич еские
Развитие
Навыки
Ф.И. ребенка
еские
навыки
речи
начального
представле
чтения
ния
н

с

к

н

с

к

н

с

к

н с

к

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тестирование и диагностика в начале года.
Развитие речи ребенка проверяется по самостоятельно составленному
рассказу по картинке, тесту «Четвертый лишний» с развернутым
обоснованием, по ответам на вопросы о прочитанных стихах.
Навыки начального чтения проверяются по знанию алфавита, слоговому
чтению несложных слов.
Базовые математические представления проверяются по умению
считать в пределах 5, знанию плоских фигур.

27

Графические навыки проверяются на основе задания, выполняемого по
образцу: «воздушные петли», «копирование», «рисунок человека».
Тестирование и диагностика в середине года.
Развитие речи – проверяются навыки аудирования, связной речи,
правильной формулировки мысли, развернутого ответа на вопрос,
воспроизведения по памяти 10 слов.
Навыки начального чтения – проверяются умение определять звуки в
начале, середине и конце слова, называть слова с заданными звуками,
составлять слова из букв.
Базовые математические представления – проверяются прямой и
обратный счет в пределах 10; правильное употребление знаков «+», «-», «=»,
«<», «>»; предыдущие и последующие числа; ориентировка в пространстве и
во времени; основные геометрические формы.
Графические навыки – проверяются графические навыки в изображении
различных линий: волнистых, ломаных, диагональных, комбинированных;
выполнение графических заданий по образцу.
Тестирование и диагностика в конце года.
Развитие речи – пересказ небольших произведений: сказок, стихов.
Навыки начального чтения – осмысленное чтение небольших текстов.
Базовые математические представления – решение элементарных
арифметических и логических задач; составление по аналогии собственных
задач; проверка и обоснование правильности решения задач.
Графические навыки – написание печатных букв, графическое
изображение основных геометрических фигур, комбинированная штриховка.

28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Литература для педагога:
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучение родному языку
дошкольников/ М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2008. – 400 с.
2. Белая К. Ю. От сентября до сентября / К. Ю. Белая. – М.: АСТ, 2008.
– 140 с.
3. Болотова Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотова. – М.:
Академия, 2007. – 238 с.
4. Ванюхина Г. А. Речецветик: занимательное пособие для
дошкольников / Г. А. Ванюхина. – Екатеринбург: Старсо, 1993. – 134 с.
5. Герасимова А. С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника /
А. С. Герасимова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 272 с.
6. Гибсон Р. Обучающие игры / Р. Гибсон. – М.: РОСМЭН, 2006. 63 с.
7. Городилова В. И. Чтение и письмо / В. И. Городилова. – СПб:
Аквариум, 1995. – 48 с.
8. Данилова В. В. Обучение математики в детском саду / В. В. Данилова.
– М.: Академия, 2008. – 160 с.
9. Елкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать / Н. В. Елкина. –
Ярославль: Академия, 2010. – 224 с.
10. Зайцев В. В. Математика для детей дошкольного возраста / В. В.
Зайцев. – М.: Владос, 2001. – 58 с.

III.

29

11. Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счет / Н. А. Зайцев. – СПб: Лань, 2010.
– 198 с.
12. Ильина М. Н. Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе? / М.
Н. Ильина. – СПб: Дельта, 2012. – 382 с.
13. Корнеева Е. Н. Эти загадочные малыши / Е.Н. Корнеева. –
Ярославль: Академия развития, 2001. – 222 с.
14. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка / М.
Р. Львов. – Тула: Астрель, 2010. – 126 с.
15. Никитин Б. П. Ступень творчества, или развивающие игры / Б. П.
Никитин. – М.: Просвещение, 2004. – 160 с.
Литература для обучающихся (родителей):
1. Бажяева С. В. Большой альбом по развитию речи / С. В. Бажяева. –
М.: РОСМЭН, 2014. – 280 с.
2. Гаврина С. Е. Готов ли Ваш ребенок к школе? Сборник тестов для
детей 6-7 лет / С. Е. Гаврина. – М.: РОСМЭН, 2009. – 79 с.
3. Дмитриев В. Г. Умный букварь с крупными буквами / В. Г. Дмитриев.
– М.: Эксмо, 2010. – 127 с.
4. Дмитриева В. Г. Альбом по развитию навыков чтения / В. Г.
Дмитриев. – М.: АСТ, 2014. – 80 с.
5. Павленко Э. В. Развитие речи. Поступаем в первый класс / Э. В.
Павленко. – М.: Стрекоза, 2012. – 64 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».