Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ
возраст обучающихся: 9-17 лет
срок реализации: 3 года
Автор-составитель
педагог дополнительного образования
Климентов Д. В.
Екатеринбург, 2025 г.
2
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.2. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом
нормативных документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики
3
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
11. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е. Е. Дерягиной;
12. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы – техническая.
Занятия авиамоделизмом это, прежде всего и политехническое
образование, которое способствует формированию у обучающихся
универсальных методов познавательной, ценностно-ориентированной и
практической деятельности.
За последние десятилетия технический прогресс резко шагнул вперед в
различных областях человеческой деятельности. Современная наука и
промышленное производство летательных аппаратов впитали в себя все
лучшее и передовое, что накопило и разработало человечество за века своего
существования. Авиация прочно вошла в современную жизнь как самый
скоростной и удобный вид транспорта.
Авиамоделизм – один из видов технического творчества. Моделируя
летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и
технологиями изготовления, обучающиеся познают самые современные
передовые технические решения. Занятия техническим творчеством развивают
у школьников интерес к науке и технике, к исследованиям, помогают
сознательно выбрать будущую профессию. Авиамоделизм представляет собой
творческий, производительный труд, который способствует развитию
интеллектуальных способностей ребенка, формированию гражданскопатриотических качеств личности.
Актуальность занятий авиамодельным спортом со школьниками
обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически
грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной
технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального
самоопределения.
О профессиональном самоопределении молодежи говорят сегодня и
руководители нашего государства. «...Мы будем поощрять и стимулировать
4
научно-техническое творчество. Прежде всего, поддержим молодых ученых и
изобретателей…» (Владимир Путин, Президент России. Статья «Россия,
вперед!»).
В рамках традиционно реализуемых программ по авиамоделированию
детям, освоившим начальные навыки, предлагается постройка таймерных,
резиномоторных, кордовых и других специфических спортивных моделей.
Такие модели имеют сложную в изготовлении конструкцию, оснащены, как
правило, двигателями внутреннего сгорания, и механическими устройствами –
таймерами, сложными в настройке. Особые условия запуска создают
дополнительные трудности юному авиамоделисту в объединениях,
работающих по традиционным программам. Поэтому, каждая серия полетов тренировка, становится редким событием в спортивной жизни начинающего
авиамоделиста. Больше того, обучающимся приходится строго выполнять
указания педагога в работе над моделью, так как изменение технологии
изготовления или реализация творческих задумок ребенка в конструкции
модели приводит либо к значительному увеличению времени работы над
моделью, либо к созданию модели, высокий спортивный результат которой
оказывается под сомнением. Педагог, заботясь о высоких достижениях всего
объединения и каждого ребенка в отдельности, вынужден предлагать детям
чертежи и схемы моделей, летные качества которых проверены временем.
Поэтому, чем репродуктивнее оказывалась деятельность ребенка, тем
надежней и лучше летала модель, придуманная и разработанная педагогом.
Тем выше был и спортивный результат.
В предлагаемой программе на тренировочные полеты и соревнования
отводится почти половина времени, около 40% занятий. Такое деление
учебного времени достигается благодаря снижению трудозатрат на
изготовление летающих моделей за счет особенностей конструкции и
применения специальных технологических приемов. При таком подходе
занятия авиамоделизмом из монотонных и однообразных превращаются в
активные и динамичные, что в большей мере способствует развитию
устойчивого познавательного интереса к данной области и соответствует
возрастным и психологическим особенностям детей.
Важным условием прочности усвоения программы является
осуществление метапредметных связей с общеобразовательными предметами
– математика, ИЗО, история, технология, физика и черчение. На занятиях
некоторые теоретические сведения из курса физики потребуются раньше, чем
они изучаются в школе, поэтому их обучающиеся узнают в объеме,
необходимом для осмысленного выполнения намеченной практической
работы и понимания физических основ полета.
5
Отличительной особенностью программы является:
• вариативность (наличие альтернативных учебно-тематических планов,
учитывающих индивидуальные интересы и особенности обучающихся,
сочетание индивидуальных и групповых занятий);
• возможность использования на первом году обучения фронтальноиндивидуальной формы занятий и легко доступного, недорогого материала и
инструмента для изготовления моделей;
• практическая направленность, и особое внимание к спортивной
подготовке юного авиамоделиста;
• наличие
мотивирующего
фактора
в
виде
постройке
радиоуправляемых летающих моделей для участия в соревнованиях;
• разнообразие моделей для воспроизведения;
• возможность формирования у обучающихся устойчивого интереса к
поисковой
творческой
деятельности,
стремление
самостоятельно
разрабатывать модели;
• в совместных занятиях детей с родителями (преимущественно
папами).
Для формирования мотивации к занятиям программа построена таким
образом, чтобы обучающийся мог с первых занятий увидеть конкретный
результат своего труда. Изучение каждого раздела или темы программы
состоит из трехосновных этапов: мотивационного, операциональнопознавательного и рефлексивно-оценочного.
Содержание программы охватывает три категории авиамоделей: класс
нечемпионатных, свободнолетающих, кордовых (при наличии технических
возможностей радиоуправляемых) авиамоделей. Летающая модель незаметно
вводит ребят в круг авиамодельных понятий. Изготавливая летающие модели,
они учатся чертить, работать различным инструментом, знакомятся с
устройством летательных аппаратов. Запуская модели, обучающиеся изучают
основы теории полета, понимают явления, происходящие в атмосфере.
Программа составлена на основе: «Авиамодельный кружок: Пособие для
руководителей кружков» Рожков В. С., дополнительной общеобразовательной
программы «Авиамоделирование» Григорьева И. А. (г. Снежинск) и личного
опыта работы.
Адресат программы:
Объединение авиамодельного спорта – добровольное объединение
обучающихся, основанное на общем интересе. Большинство обучающихся, на
начальном этапе обучения имеют поверхностное представление об авиации.
6
Одни это сделали по совету родителей, другие пришли в объединение после
увиденных полетов моделей.
1. Первая ступень. Возраст обучающихся 9-11 лет, количество
обучающихся в группе – 15 человек.
Психологические особенности обучающихся:
В возрасте 9-11 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают
выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они
открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от
педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во
многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает
создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость,
красочность предлагаемых и демонстрируемых изделий вызывает высокий
эмоциональный отклик у ребенка. В этом возрасте ребята ищут «дело по
душе», где могли бы реализовать свои способности.
Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на
однообразной и мало привлекательной для них деятельности, требующей
умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы
применяются методы переключения внимания, что предупреждает
переутомление.
Особенности организации образовательного процесса:
На первой ступени (1 год обучения) главное внимание обращается на
формирование специальных знаний, умений, навыков – необходимого условия
творческого труда. Учебный процесс строится таким образом, что с первых
занятий ребята учатся творчески подходить к поставленной задаче, проявлять
инициативу и смекалку. На занятиях преобладает репродуктивный метод и
присутствуют элементы сотворчества с педагогом, инициатива в принятии
решений остается за обучающимся.
Необходимо учитывать, что у обучающихся младшего школьного
возраста не должно быть разрыва между замыслом и его реализацией. В
противном случае может появиться неуверенность в своих возможностях,
исчезнуть интерес к данному виду занятий. Обучающиеся этой группы еще не
имеют достаточных знаний и навыков практической работы. На занятиях они
получают знания из истории авиации, элементарные знания о конструкции и
устройстве авиационной техники. Фронтальная форма организации работы с
обучающимися является основной: все одновременно изготавливают одну и ту
же модель по готовому чертежу, шаблонам, заготовкам материалов, в
определенной последовательности. Предлагаемые модели очень просты в
изготовлении и посильны для всех. Изготавливая летающие модели, они
7
учатся чертить, работать различным инструментом, знакомятся с устройством
летательных аппаратов. Объяснения педагога воспринимаются обучающимися
одновременно, в случае затруднений оказывается индивидуальная помощь.
Кроме ножниц и клея, дети осваивают навыки работы с нитками, лобзиком,
наждачным бруском, шаблонами, а для изготовления грузика – и с молотком.
Изготавливают модели с применением пенопласта.
В течение первого года изготавливаются различные модели: простейшие
бумажные, воздушные змеи, планеры, самолеты, парашюты, вертолеты.
Привить воспитанникам культуру труда, задать качественный уровень
изготовления – главная задача педагога на первом году обучения.
По окончании каждой темы проводятся соревнования на качество,
дальность и продолжительность полета различных видов моделей. Победители
награждаются, в зависимости от занятого места. Результаты каждого
участника заносятся в таблицу рейтинга, которые суммируются в течение
года. В конце года подводится общий итог и проводится праздник
«Посвящение в авиамоделисты».
2. Вторая ступень. Возраст обучающихся 11-14 лет, количество
обучающихся в группе – 15 человек.
Психологические особенности обучающихся:
Особенности возрастного периода подростка 11-14 лет характеризуется
стабильным психическим развитием. На данном этапе происходит переход от
догматической правильности к критической оценке и выработке
индивидуальных норм поведения, и подростки способны занять
ответственную позицию в отношениях с педагогом и сверстниками. Именно в
это время необходимо формировать потребность в приобретении знаний,
обучать навыкам ответственной работы, ориентировать ребенка на
эффективную учебную деятельность. Основные задачи развития на этом
возрастном этапе - переориентация учебного процесса с передачи знаний на
развитие мышления обучающихся, а также обучение навыкам самоанализа.
Особенности организации образовательного процесса:
На второй ступени (2 год обучения) обучающиеся продолжают
систематически изучать устройство самолета, теорию полета модели,
технологию изготовления моделей средней сложности; закрепляют и
развивают умения и навыки в пользовании различными инструментами и
приспособлениями. На занятиях прививается интерес к новым знаниям в
области авиамоделирования, анализу и самостоятельности решения
технических задач; закрепляются и развиваются умения и навыки в
пользовании различными инструментами и приспособлениями, приобретаются
8
навыки работы на механических станках (сверлильном, шкурильном).
Модели отличаются от прошлогодних сложностью выполнения,
применением разнообразных материалов. Значительно возрастают требования
к качеству изготовляемых моделей. На этом этапе происходит знакомство с
технической эстетикой, новыми технологиями.
В работе используется как фронтальная, так и индивидуальная форма
обучения. Фронтальность достигается подбором моделей разных классов,
примерно одинаковой сложности для разных подгрупп обучающихся. При
этом каждый делает модель индивидуально. Теоретическая часть излагается
по мере изготовления тех или иных узлов моделей: геометрии крыла, центра
тяжести модели; по ходу занятий также проводятся беседы о подготовке
моделей к соревнованиям, о том, как проходят соревнования, о правилах
судейства, обязанностях и правилах поведения участника соревнований,
технике безопасности на тренировках и соревнованиях.
На этом этапе обучения педагог должен учитывать индивидуальный
интерес и уровень способностей каждого обучающегося.
По всем практическим темам проводятся соревнования. Результаты
заносятся в таблицу рейтинга. В конце года подводятся итоги. Победители
награждаются дипломами, грамотами и призами.
3. Третья ступень. Возраст обучающихся 12-17 лет, количество
обучающихся в группе – 12 человек.
Психологические особенности обучающихся:
В возрасте 12-17 лет подростки осознают себя как личность, у них
формируются самосознание, самооценка, что тесно связано с будущим
выбором профессии.
Особенности организации образовательного процесса:
Третья ступень – экспериментальная группа. Группа формируется из
детей, прошедших двух- или трехгодичное обучение, имеющих опыт
спортивной борьбы и навыки по изготовлению свободнолетающих кордовых
моделей.
Основной задачей является самостоятельное изготовление и запуск
моделей чемпионатных классов, экспериментальной авиационной техники,
выставочных экспонатов, а также участие в областных, региональных и
Всероссийских соревнованиях. Обучающиеся изучают летательные аппараты
необычных схем, создают модели самостоятельно рассчитанных конструкций.
С каждым годом, изготавливая модель технически более сложную, осваивая
новые технологии и добиваясь максимально высокого результата на
соревнованиях разного ранга, обучающийся достигает мастерства. Занятия
проходят по планам, составленным с учетом деловых качеств обучающихся,
9
для этого в начале постройки модели вместе с подростком определяется
категория сложности спортивной модели, которую он может сделать.
В целях развития творческой активности и самостоятельности на
занятиях предлагается решать познавательные задачи, связанные со способами
изготовления и сборки деталей. Так как в процессе спортивно- технического
моделирования обучающийся использует разнообразные материалы,
инструмент, приспособления, то при выполнении творческих работ
раскрываются и развиваются индивидуальные способности каждого
обучающегося в конструкции, художественном и технологическом
исполнении моделей.
Обучение идет не только по схеме педагог–обучающийся, но и
обучающийся–обучающийся. Как показала практика, такого рода общение
способствует лучшему усвоению знаний. Развитие наставничества является не
только коммуникативным направлением в воспитании, но и возможностью
расширять и углублять свои знания в изучаемом деле. Наставничество
старших над младшими и оказание им практической помощи на занятиях и в
организации соревнований способствуют формированию доброжелательных
отношений в коллективе. Из более опытных ребят готовятся инструкторы по
авиамоделизму (помощники). Они могут в любой момент заменить
руководителя и самостоятельно провести занятия с младшими школьниками.
Оказывают посильную помощь в подготовке и проведении соревнований и
конкурсов. Обучающиеся участвуют в соревнованиях, конкурсах,
конференциях согласно плану мероприятий. Результаты заносятся в таблицу
рейтинга.
Режим занятий. У первой ступени занятия проходят 2 раза в неделю
продолжительностью 2 академических часа. У второй и третьей ступени
проходят 3 занятия, из которых 2 продолжительностью 3 академических часа и
третье длится 2 часа. Во втором полугодии вторая ступень, начиная с февраля,
делится на два модуля: первый модуль: занятия проходят 2 раза в неделю по
2 академических часа, второй модуль: 2 раза в неделю по 1 академическому
часу и третье занятие длится 2 часа.
Объем программы:
136 часа для первой ступени.
288 часов – вторая ступень. Первый период с сентября по февраль (8
академических часов в неделю), второй период: первый модуль (4
академических часов в неделю), второй модуль (4 академических часов в
неделю).
288 часов – третья ступень.
Общий объем программы – 712 часов.
10
Срок освоения программы составляет 3 года.
Уровневность программы состоит из 3 уровней:
1 ступень – «Стартовый уровень». Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
2 ступень – «Базовый уровень» – делится на два периода: первый
период с сентября по февраль; второй период с февраля по май и делится на
два модуля. Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно- тематического направления.
3 ступень – «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм
организации материала, обеспечивающих доступ к сложным и нетривиальным
разделам
в
рамках
содержательно-тематического
направления
общеразвивающей программы. Также предполагает углубленное изучение
содержания
общеразвивающей
программы
и
доступ
к
около
профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы.
Формы
обучения:
индивидуальная,
индивидуально-групповая,
групповая.
Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, тренинг,
тренировочные полеты.
Формы подведения результатов: контрольные задания,
тесты,
соревнования, выставки.
1.3. Цель и задачи общеразвивающий программы
Цель программы: раскрытие творческих способностей обучающихся
средствами спортивно-технического моделирования, активизации их
познавательной
деятельности,
возможности
самореализации
и
самоопределения.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
• формировать специальные знания, умения и навыки в области
авиамоделирования;
Развивающие:
• развить
творческие
способности
обучающихся,
навыки
самостоятельного моделирования и конструирования, воспроизводящего и
творческого воображения;
Воспитательные:
11
• воспитать нравственные, эстетические и ценностные личностные
качества обучающихся: доброжелательность, трудолюбие, честность,
порядочность, ответственность, аккуратность, терпение, предприимчивость,
патриотизм, чувство долга, желание доставлять своим творчеством радость
людям, а также культуру труда, культуру поведения, уважение к людям,
взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
• обучить приемам конструирования авиамоделей различных классов
через создание простейших летающих моделей;
Развивающие:
• раскрыть творческий потенциал каждого ребенка посредством
побуждения к самостоятельной творческой активности и развития моральноволевых качеств;
Воспитательные
• воспитать нравственные, эстетические и ценностные личностные
качества обучающихся: доброжелательность, трудолюбие, честность,
порядочность, ответственность, аккуратность, терпение, предприимчивость,
патриотизм, чувство долга, желание доставлять своим творчеством радость
людям, а также культуру труда, культуру поведения, уважение к людям,
взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Задачи третьего года обучения:
Обучающие:
• обучить технологической обработке различных конструкционных
материалов, принципам подготовки модельной техники и спортсменов к
соревнованиям;
• формировать умения планировать работу, рационально распределять
время, анализировать результаты, как своей деятельности, так и деятельности
других обучающихся.
Развивающие:
• развить элементы технического, объемного, пространственного,
логического и креативного мышления;
• развить
познавательную
активность,
внимание,
умение
сосредотачиваться, установки на достаточно долгий кропотливый труд и
способность к самообразованию.
Воспитательные:
• воспитать нравственные, эстетические и ценностные личностные
качества обучающихся: доброжелательность, трудолюбие, честность,
12
порядочность, ответственность, аккуратность, терпение, предприимчивость,
патриотизм, чувство долга, желание доставлять своим творчеством радость
людям, а также культуру труда, культуру поведения, уважение к людям,
взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Планируемые результаты
Планируемые результаты первого года обучения:
Предметные:
• сформированы специальные знания, умения и навыки в области
авиамоделирования;
Метапредметные:
• развиты
творческие
способности
обучающихся,
навыки
самостоятельного моделирования и конструирования, воспроизводящего и
творческого воображения;
Личностные:
• воспитаны нравственные, эстетические и ценностные личностные
качества обучающихся: доброжелательность, трудолюбие, честность,
порядочность, ответственность, аккуратность, терпение, предприимчивость,
патриотизм, чувство долга, желание доставлять своим творчеством радость
людям, а также культуру труда, культуру поведения, уважение к людям,
взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Планируемые результаты второго года обучения:
Предметные:
• обучены приемам конструирования авиамоделей различных классов
через создание простейших летающих моделей;
Метапредметные:
• раскрыт творческий потенциал каждого ребенка посредством
побуждения к самостоятельной творческой активности и развития моральноволевых качеств;
Личностные
• воспитаны нравственные, эстетические и ценностные личностные
качества обучающихся: доброжелательность, трудолюбие, честность,
порядочность, ответственность, аккуратность, терпение, предприимчивость,
патриотизм, чувство долга, желание доставлять своим творчеством радость
людям, а также культуру труда, культуру поведения, уважение к людям,
взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Планируемые результаты третьего года обучения:
Предметные:
• обучены технологической обработке различных конструкционных
материалов, принципам подготовки модельной техники и спортсменов к
13
соревнованиям;
• сформированы
умения
планировать
работу,
рационально
распределять время, анализировать результаты, как своей деятельности, так и
деятельности других обучающихся.
Метапредметные:
• развиты элементы технического, объемного, пространственного,
логического и креативного мышления;
• развиты:
познавательная
активность,
внимание,
умение
сосредотачиваться, установки на достаточно долгий кропотливый труд и
способность к самообразованию.
Личностные:
•
воспитаны нравственные, эстетические и ценностные личностные
качества обучающихся: доброжелательность, трудолюбие, честность,
порядочность, ответственность, аккуратность, терпение, предприимчивость,
патриотизм, чувство долга, желание доставлять своим творчеством радость
людям, а также культуру труда, культуру поведения, уважение к людям,
взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
14
Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план. 1 ступень обучения.
1.4.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Наименование раздела,
темы
Вводное занятие
Основы безопасности
труда
Инструменты и
материалы
Простейшие
модели из бумаги
Модели самолетов с
динамическим стартом
Модели
планеров
Модели
парашютов
Метательный
планер
Модели
вертолетов
Модели ракет
Воздушный
змей
Схематическая
модель планера
Организация и проведение
соревнований
выставок
Итоговая
аттестация
Итого:
Количество часов
Всего
Теория Практика
2
2
2
1
1
6
2
4
4
1
3
4
1
3
6
1
5
6
1
5
16
4
12
12
4
10
18
4
14
10
2
8
26
4
22
20
2
18
Формы
аттестации/контроля
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Соревнование
2
-
2
Соревнование
136
29
107
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Теория: История развития авиации и влияние ее на нашу жизнь.
Изготовление авиационных моделей - начальный путь к овладению
авиационной техникой. Авиамоделизм, как технический вид спорта.
Ознакомление ребят с достижениями учащихся в предыдущие годы. План и
порядок работы. Организационные вопросы.
2. Основы безопасности труда.
Теория: Правила техники безопасности при работе в аудитории, с
колющими и режущими инструментами. Правила пожарной безопасности.
Практика: Показ приемов работы колющими и режущими
инструментами. Закрепление навыков работы.
3. Инструменты и материалы.
15
Теория: Материалы, применяемые в авиамоделизме. Начальные сведения о
бумаге, картоне, древесине, пенопласте. Авиамодельная резина. Клеи и техника
склеивания. Инструменты для обработки материалов.
Практика: Пробная обработка материалов.
4. Простейшие модели из бумаги.
Теория: Основные методы и приемы при работе с бумагой. Способы
летания в природе. Конструкция и основные части планера и самолета.
Практика: Изготовление простейших моделей из бумаги техникой
Оригами. Регулировка и запуск моделей.
Соревнования на дальность и продолжительность полета.
5. Модели самолетов с динамическим стартом.
Теория: Динамический старт и его применение
Практика: Изготовление модели самолета с динамическим стартом.
Соревнование на продолжительность полета модели.
6. Модели планеров.
Теория: Планер – безмоторный летательный аппарат. Краткие
исторические сведения о создании планера О. Лилиенталем и полетах на нем.
Основные части планера. Органы управления. Классическая и экспериментальная
схема планера. Материал для изготовления модели. Правила запуска и
регулировки.
Практика: Изготовление модели. Регулировка и запуск модели.
Соревнования на дальность полета.
7. Модели парашютов.
Теория: Сведения из истории изобретения парашюта. Основные части,
назначение, устройство и принцип действия парашюта. Техника изготовления
моделей парашютов из различных материалов.
Практика: Изготовление модели. Регулировка и запуск моделей. У
Соревнования на продолжительность спуска модели.
8. Метательный планер.
Теория: Способы запуска планеров. Профиль крыла. Правила запуска
моделей планеров.
Практика: Изготовление модели. Регулировка и запуск модели.
Соревнования на продолжительность полета модели планера.
9. Модели вертолетов.
Теория: Краткие сведения из истории вертолетов. Архивные рисунки
Леонардо да Винчи. Основные части, назначение, устройство вертолета.
Первоначальные сведения о работе воздушного винта и создание им силы тяги.
Практика: Изготовление, регулировка и запуск модели. Соревнования
на продолжительность полета модели вертолета.
16
10. Модели ракет.
Теория: Краткие исторические сведения о первых запусках ракет. Труды
Циолковского о теории полета ракет. Понятие движения в безвоздушном
пространстве.
Практика: Изготовление, ракеты. Запуск моделей. Соревнования на
высоту полета модели.
11. Воздушный змей.
Теория: Знакомство учащихся с одним из древнейших летательных
аппаратов – воздушный змей. История его развития и применения. Виды
воздушных змеев. Техника изготовления и запуска плоского змея.
Практика: Изготовление плоского змея из бумаги и сосновых реек.
Изготовление леера. Регулировка и запуск змея. Участие в конкурсе.
12. Схематические модели планеров.
Теория: Основные модели и характеристики модели. Чтение чертежа.
Способы изготовления и сборки модели. Обтяжка модели. Балансировка модели.
Регулировка.
Практика: Изготовление, сборка, обтяжка, балансировка и регулировка
модели. Запуск моделей. Участие в соревнованиях.
13. Организация и проведение соревнований, выставок.
Теория: Правила соревнований по простейшим моделям. Особенности
запуска моделей на дальность и продолжительность полета. Выявление
лучших моделей и лучших учащихся.
Практика. Соревнования по классам моделей:
− Бумажные летающие модели.
− Модели планеров с динамическим стартом.
− Простейшие модели планеров.
− Модели парашютов с динамическим стартом.
− Модели метательных планеров.
− Модели вертолетов.
− Модели самолетов.
− Плоский воздушный змей.
− Простейшие кордовые модели.
14. Итоговая аттестация.
Практика: Подведение итогов за год (рейтинг), награждение
победителей. Посвящение в авиамоделисты. Планы на новый учебный год.
17
2 ступень обучения, 1 период (сентябрь-февраль)
№ Наименование раздела,
п/п темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Вводное занятие
Основы
безопасности труда
Инструменты и
материалы
Аэродинамика и
летающие модели
Изготовление
воздушных винтов
Стартовое
оборудование
Тренировочные
полеты
Организация и
проведение
соревнований выставок
Итоговая
аттестация
Итого:
Количество часов
Всего
Теория Практика
6
12
6
6
6
15
7
8
18
6
12
24
3
21
15
3
12
40
4
36
18
3
15
12
-
12
160
38
122
Формы
аттестации/контроля
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Соревнования,
выставки
Содержание программы: 2 ступень, 1 период
1. Вводное занятие.
Теория: Основные этапы развития авиамоделизма в России.
Достижения учащихся за прошедший год. План работы на год.
Организационные вопросы.
2. Основы безопасности труда.
Теория: Правила техники безопасности при работе со слесарным и
столярным инструментом, на сверлильном станке, электронагревательными
приборами. Правила пожарной безопасности.
Практика: Показ приемов работы со слесарным и столярным
инструментом, на сверлильном станке, электронагревательными приборами.
Закрепление навыков работы.
3. Инструменты и материалы.
Теория: Материалы, применяемые в авиамоделизме. Сведения о древесине,
пенопласте. Проволоке. Авиамодельная резина. Клеи и техника склеивания.
Инструменты для обработки материалов.
Практика: Пробная обработка материалов.
4. Аэродинамика и летающие модели.
Теория: Законы движения воздуха. Силы, действующие на модель в
полете.
Практика: Опыты с летающими моделями.
5. Изготовление воздушных винтов.
Теория: Краткая теория расчета воздушного винта. Зависимость диаметра
от шага.
18
Практика: Изготовление воздушного винта для тренировочной модели по
шаблонам.
6. Стартовое оборудование.
Теория: Оборудование необходимое для старта модели. Правила
эксплуатации.
Практика: Изготовление элементов стартового оборудования.
7. Тренировочные полеты.
Теория: Правила запуска двигателя внутреннего сгорания и
пилотирования кордовой модели самолета.
Практика: Пробные запуски двигателя и пилотирование модели.
8. Организация и проведение соревнований, выставок.
Теория: Правила соревнований по простейшим, схематическим и
учебно-тренировочным моделям. Особенности запуска моделей на дальность
и продолжительность полета, выполнения фигур простейшего пилотажа.
Выявление лучших моделей и лучших учащихся.
Практика: Соревнования по классам моделей:
− Бумажные летающие модели.
− Модели планеров с динамическим стартом.
− Простейшие модели планеров.
− Модели парашютов с динамическим стартом.
− Модели метательных планеров.
− Модели вертолетов.
− Модели самолетов.
− Воздушный змей.
− Схематические модели планеров.
− Учебно-тренировочные модели самолетов.
9. Итоговая аттестация.
Практика: Обзор важнейших событий за год. Подведение итогов за год
(рейтинг), награждение победителей. Планы на новый учебный год.
2 ступень, 2 период (февраль-май) 1 модуль
№ Наименование раздела,
п/п темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Количество часов
Всего Теория Практика
Вводное занятие
Основы
безопасности труда
Инструменты и материалы
2
4
2
2
2
6
2
4
Схематическая модель
радиоуправляемых
планеров
Схематическая модель
радио электролета
Изготовление
воздушных винтов
14
4
10
14
4
10
6
2
4
Формы
аттестации/контроля
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
19
7.
8.
Организация и проведение
соревнований выставок
Итоговая
аттестация
Итого:
14
4
10
4
-
4
64
20
44
Педагогическое
наблюдение
Соревнования,
выставки
Содержание программы: 2 ступень, 2 период, 1 модуль
1. Вводное занятие.
Теория: Основные этапы развития авиамоделизма в России.
Достижения учащихся за прошедший год. План работы на год.
Организационные вопросы.
2. Основы безопасности труда.
Теория: Правила техники безопасности при работе со слесарным и
столярным инструментом, на сверлильном станке, электронагревательными
приборами. Правила пожарной безопасности.
Практика: Показ приемов работы со слесарным и столярным
инструментом, на сверлильном станке, электронагревательными приборами.
Закрепление навыков работы.
3. Инструменты и материалы.
Теория: Материалы, применяемые в авиамоделизме. Сведения о древесине,
пенопласте. Проволоке. Авиамодельная резина. Клеи и техника склеивания.
Инструменты для обработки материалов.
Практика: Пробная обработка материалов.
4. Схематическая модель радиоуправляемых планеров
Теория: Основные модели и характеристики модели. Чтение чертежа.
Способы изготовления и сборки модели. Обтяжка модели. Балансировка модели.
Регулировка. Системы радиоуправления.
Практика: Изготовление модели. Регулировка и запуск модели.
Соревнования на дальность полета.
5. Схематическая модель радио электролета.
Теория: Основные размеры и характеристики модели. Чтение чертежа.
Способы изготовления и сборки отдельных деталей модели. Обтяжка модели.
Балансировка и регулировка модели.
Практика: Изготовление схематической модели планера. Сборка и
обтяжка модели. Балансировка и регулировка модели. Леер для запуска модели.
Участие в соревнованиях.
6. Изготовление воздушных винтов.
Теория: Краткая теория расчета воздушного винта. Зависимость диаметра
от шага.
Практика: Изготовление воздушного винта для тренировочной модели по
шаблонам.
7. Организация и проведение соревнований, выставок.
Теория: Правила соревнований по простейшим, схематическим и учебнотренировочным моделям. Особенности запуска моделей на дальность и
продолжительность полета, выполнения фигур простейшего пилотажа. Выявление
лучших моделей и лучших учащихся.
20
Практика: Соревнования по классам моделей:
− Бумажные летающие модели.
− Модели планеров с динамическим стартом.
− Простейшие модели планеров.
− Модели парашютов с динамическим стартом.
− Модели метательных планеров.
− Модели вертолетов.
− Модели самолетов.
− Воздушный змей.
− Схематические модели планеров.
− Учебно-тренировочные модели самолетов.
8. Итоговая аттестация.
Практика: Обзор важнейших событий за год. Подведение итогов за год
(рейтинг), награждение победителей. Планы на новый учебный год.
2 ступень, 2 период (февраль-май) 2 модуль
№ Наименование раздела,
п/п темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Вводное занятие
Основы
безопасности труда
Инструменты и
материалы
Аэродинамика и
летающие модели
Учебно-тренировочная
модель радио самолета
«Тренер»
Авиамодельные
двигатели
Стартовое
оборудование
Тренировочные
полеты
Организация и
проведение
соревнований выставок
Итоговая
аттестация
Итого:
Количество часов
Всего
Теория Практика
2
4
2
2
2
4
2
2
4
1
3
6
2
4
4
1
3
4
1
3
32
2
30
2
1
1
2
-
2
64
14
50
Формы
аттестации/контроля
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Соревнования,
выставки
Содержание программы: 2 ступень, 2 период, 2 модуль
1. Вводное занятие.
Теория: Основные этапы развития авиамоделизма в России.
Достижения учащихся за прошедший год. План работы на год.
Организационные вопросы.
2. Основы безопасности труда.
21
Теория: Правила техники безопасности при работе со слесарным и
столярным инструментом, на сверлильном станке, электронагревательными
приборами. Правила пожарной безопасности.
Практика: Показ приемов работы со слесарным и столярным
инструментом, на сверлильном станке, электронагревательными приборами.
Закрепление навыков работы.
3. Инструменты и материалы.
Теория: Материалы, применяемые в авиамоделизме. Сведения о древесине,
пенопласте. Проволоке. Авиамодельная резина. Клеи и техника склеивания.
Инструменты для обработки материалов.
Практика: Пробная обработка материалов.
4. Аэродинамика и летающие модели.
Теория: Законы движения воздуха. Силы, действующие на модель в
полете.
Практика: Опыты с летающими моделями.
5. Учебно-тренировочная модель самолета «Тренер».
Теория: Устройство кордовой учебно-тренировочной модели. Отличие
кордовой модели от свободнолетающей. Конструкция и кинематическая схема
управления. Простейший пилотаж.
Практика: Изготовление регулировка и запуск модели. Соревнования
согласно графику.
6. Авиамодельные двигатели.
Теория: «Классификация двигателей, устройство и принцип работы.
Основные компоненты топливной смеси. Навыки грамотной эксплуатации
двигателя.
Практика: Промывка двигателя. Разведение топливной смеси.
7. Стартовое оборудование.
Теория: Оборудование необходимое для старта модели. Правила
эксплуатации.
Практика: Изготовление элементов стартового оборудования.
8. Тренировочные полеты.
Теория: Правила запуска двигателя внутреннего сгорания и
пилотирования кордовой модели самолета.
Практика: Пробные запуски двигателя и пилотирование модели.
9. Организация и проведение соревнований, выставок.
Теория: Правила соревнований по простейшим, схематическим и учебнотренировочным моделям. Особенности запуска моделей на дальность и
продолжительность полета, выполнения фигур простейшего пилотажа. Выявление
лучших моделей и лучших учащихся.
Практика: Соревнования по классам моделей:
− Бумажные летающие модели.
− Модели планеров с динамическим стартом.
− Простейшие модели планеров.
− Модели парашютов с динамическим стартом.
22
− Модели метательных планеров.
− Модели вертолетов.
− Модели самолетов.
− Воздушный змей.
− Схематические модели планеров.
− Учебно-тренировочные модели самолетов.
10. Итоговая аттестация.
Практика: Обзор важнейших событий за год. Подведение итогов за год
(рейтинг), награждение победителей. Планы на новый учебный год.
3 ступень обучения
№
п/п
Наименование раздела,
темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/контроля
1.
2.
Вводное занятие
Основы
безопасности труда
Инструменты
и
материалы
Категории и классы
авиамоделей
Радиопланер F5J
3
6
3
6
-
6
2
4
3
3
-
57
9
48
Конструкция и технология
изготовления авиамоделей
классов F3А, F3В, q500
Доработка двигателя
114
21
93
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
3
-
3
Изготовление
воздушных винтов
Стартовое
оборудование
Тренировочные
полеты
Организация и проведение
соревнований выставок
Итоговая
аттестация
Итого:
9
3
6
3
1
2
72
2
70
9
3
6
3
-
3
288
53
235
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тренировка
Соревнования,
выставки
Соревнования,
выставки
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Теория: Правила соревнований, утвержденные ФАИ. Обсуждение графика
соревнований и годового плана.
2. Основы безопасности труда.
Теория: Правила техники безопасности при работе с инструментом и
оборудованием. Правила пожарной безопасности. Показ приемов работы с
23
инструментом и оборудованием.
3. Инструменты и материалы.
Теория: Расширение спектра материалов, применяемых в авиамоделизме.
Инструменты для их обработки.
Практика: Пробная обработка материалов.
4. Категории и классы авиамоделей.
Теория: Знакомство учащихся с категориями и классами авиамоделей: F-1,
F-2, F-3, F-4.
5. Радиопланер F5J.
Теория: Современные модели планеров, особенности конструкций. Угол
атаки крыла. Понятие о парящем полете. Классификация парашютов по
назначению. Влияние площади парашюта на скорость приземления. Автомат
перекоса. Управление полетом вертолета. Типы современных самолетов и их
назначение. Силы, действующие на самолет в полете. Режимы полета модели.
Технология изготовления моделей. Создание моделей с учетом предыдущих
образцов.
Практика: Изготовление, регулировка и запуск модели. Соревнования на
дальность и продолжительность полета.
6. Конструкция и технология изготовления моделей классов F3А, F3В, FSJ,
q500.
Теория: Знакомство обучающихся с конструкцией и технологией
изготовления авиамоделей классов: F2А, F2В, F2С, F2D, F4 – «Юниор». Выбор
модели. Технические требования к моделям. Особенности изготовления крыла,
стабилизатора, киля, фюзеляжа, шасси, системы управления. Особенности сборки,
отделки и покраски модели. Подготовка к запуску.
Практика: Изготовление контрольных и рабочих шаблонов. Заготовка
материалов. Сборка крыла, изготовление стабилизатора, киля, фюзеляжа шасси и
топливного бака. Изготовление системы управления. Сборка модели, установка
системы управления. Отделка и покраска модели. Установка шасси, топливного
бака, двигателя. Балансировка модели. Подготовка модели к полету.
Соревнования согласно графику.
7. Доработка двигателя.
Практика: Закрепление ранее полученных
знаний
о
ДВС.
Методы улучшения работы ДВС и топливной смеси. Опыты с ДВС и топливной
смесью.
8. Изготовление воздушных винтов.
Теория: Геометрические характеристики воздушного винта. Теоретический
шаг винта. Расчет воздушного винта для модели.
Практика: Изготовление шаблонов воздушного винта. Изготовление
24
воздушного винта из древесины. Испытание воздушного винта с ДВС.
9. Стартовое оборудование.
Теория: Правила пользования аккумулятором и его подзарядка.
Практика: Изготовление заправочной колбы. Изготовление ручки
управления, корд.
10. Тренировочные полеты.
Теория: Правила запуска модели. Особенности пилотирования различных
моделей.
Практика: Совершенствование мастерства управления кордовой моделью.
11. Организация и проведение соревнований, выставок.
Теория: Изучение правил ФАИ. Особенности запуска простейших
моделей и кордовых класса «Юниор». Выявление лучших моделей и лучших
учащихся.
Практика: Соревнования по классам моделей:
− Бумажные летающие модели.
− Модели планеров с динамическим стартом.
− Простейшие модели планеров.
− Модели парашютов с динамическим стартом.
− Модели метательных планеров.
− Модели вертолетов.
− Модели самолетов.
− Кордовые модели класса «Юниор».
11. Итоговая аттестация.
Практика: Обзор важнейших событий за год. Подведение итогов за год
(рейтинг), награждение победителей. Планы на новый учебный год.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график:
№
п/п
1
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
Первый год обучения – 34 недели
Второй год обучения:
1 период – 20 недель
2 период – 16 недель
Третий год обучения – 36 недель
Первый год обучения – 68
Второй год обучения:
1 период – 60
2 период: 1 модуль – 32; 2 модуль – 48
Третий год обучения - 108
Первый год обучения – 4
Второй год обучения:
25
4
Количество часов в учебном году
5
Недель в I полугодии
6
Недель во II полугодии
7
Начало занятий
8
9
Каникулы
Выходные дни
10
Окончание учебного года
1 период – 8
2 период: 1 модуль – 4; 2 модуль - 4
Третий год обучения – 8
Первый год обучения – 136
Второй год обучения:
1 период – 160
2 период – 128
Третий год обучения – 288
Первый год обучения – 14
Второй год обучения – 20
Третий год обучения – 16
Первый год обучения – 20
Второй год обучения – 16
Третий год обучения – 20
Первый год обучения – 9 сентября
Второй год обучения:
1 период – 2 сентября
2 период – 2 февраля
Третий год обучения – 2 сентября
Отсутствуют
4-6 ноября, 24 декабря-9 января, 23-25
февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая
31 мая
Материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в
специально оборудованном помещении по расписанию. В кабинете
присутствуют реальные и натуральные объекты моделей (модели планеров,
самолетов, парашютов, вертолетов.
Станки:
1. Токарный;
2. Фрезерный (универсальный);
3. Сверлильный;
4. Эл. точило;
5. Эл. пила;
6. Компрессор.
Эл. приборы:
1. Эл. выпрямитель;
2. Радиоуправление моделями;
3. Тесторы
Информационное обеспечение.
Журналы – «Крылья Родины»,
«Моделист-конструктор»,
техник».
• Таблицы по авиамоделированию: «Аэродинамика и
установки» (18 таблиц).
«Юный
силовые
26
• Таблицы по авиамоделированию: «Конструкции моделей» (18
таблиц).
Тематические стенды:
• Простейшие летающие модели;
• Авиамодельные материалы;
• Авиамодельные двигатели;
• Воздушные винты и профили летающих моделей;
• Конструкции элементов летающих моделей.
• Стенды-«Разрядные нормы».
• Стенд-«Разрядники кружка».
• Плакаты – «Самолеты и вертолеты гражданской авиации».
• Стенды «Технические требования на модели».
• Фотографии «Из жизни кружка».
Стенды:
• «Чемпионы и призеры соревнований»;
• «Итоги работы за учебный год».
Кадровое
обеспечение.
Программа
реализуется
педагогом
дополнительного образования. Образование: средне - техническое,
профессиональная переподготовка «Педагог дополнительного образования».
Педагог является членом президиума Федерации авиамодельного спорта
Свердловской области и судьей 1-ой категории авиамодельного спорта.
Методические материалы.
Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый
обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект
работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Занятия в объединении
организованы на доступном для ребят уровне, учитывают их возможности и
способности, содержат большой потенциал для реализации метапредметных
связей.
Реализация данной программы основывается на следующих принципах:
• от простого к сложному;
• доступности и последовательности: соответствие учебного материала
индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• наглядности: широкое использование наглядных и дидактических
пособий, технических средств обучения, делающих образовательный процесс
более эффективным;
• творчества: каждое дело, занятие – совместное творчество
обучающихся и педагога;
27
• свободы: предусматривает самостоятельный поиск неординарных
решений в системе ограничения учебной темой;
• научности: учебный курс основываться на современных научных
достижениях.
Книги по моделированию:
1. Ермаков А. М. Простейшие авиамодели / А. М. Ермаков. – М.:
Просвещение, 1999. – 164 с.
2. Зуев И. И., Камышев М. В. Модельные двигатели / И. И. Зуев, М. В.
Камышев. – М.: Просвещение, 1973. – 238 с.
3. Мерзликин В. Е. Радиоуправляемые модели планеров / В. Е.
Мерзликин. – М.: ДОСААФ, 1982. – 160 с.
4. Павлов А. П. Твоя первая модель! / А. П. Павлов. – М.: ДОСААФ,
1979. – 143 с.
5. Пантюхин С. П. Воздушные змеи / С. П. Пантюхин. – М. ДОСААФ,
1984. – 88 с.
6. Тарадеев Б. В. Летающие модели-копии / Б. В. Тарадеев. – М.
ДОСААФ, 1983. – 159 с.
2.2. Формы аттестации /контроля и оценочные материалы.
Аттестация обучающихся включает в себя:
• «Входящую аттестацию» - перед началом учебного года.
• «Поурочную аттестацию» - результат усвоения предложенного
материала.
• «Промежуточную аттестацию» - проводится
по окончании 1
полугодия контрольные задания, тесты, соревнования.
• «Итоговую аттестация» - в конце учебного года.
Учет и проверка уровня освоения образовательной программы
производится путем текущих наблюдений за обучающимися. Они
осуществляются на протяжении всего процесса обучения. Текущие
наблюдения проводятся на любом этапе процесса усвоения. В ходе текущих
наблюдений постепенно накапливаются данные о каждом, характеризующие
как его достижения, так и упущения в работе.
Эффективность
образовательного
процесса
оценивается
по
сформированности базовых компетенций
Оценка результативности образовательного процесса осуществляется с
использованием разнообразных форм:
• Анализ
участия
в
соревнованиях,
конкурсах,
выставках,
показательных выступлениях.
28
Для подведения результатов используется порядковая шкала измерения
– рейтинговая. Цель рейтинговой системы контроля состоит в том, чтобы
создать условия для мотивации и самоконтроля познавательной деятельности
обучающихся средствами своевременной и систематической оценки
результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. В таблице
фиксируются результаты каждого обучающегося как в отдельном
мероприятии, так и в целом за год.
Внедрение рейтинговой системы контроля в учебный процесс по
данному направлению создает следующие преимущества в обучении:
• расширяется
компетентность
обучающихся в данном виде
творчества;
• повышается познавательная культура обучающихся;
• снижается стрессовая ситуация в процессе контроля;
• обучение становится личностно-ориентированным;
Итоговая аттестация обучающихся.
Цель итоговой аттестации – выявление уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
образовательной программы.
Итоговая аттестация выполняет целый ряд функций:
• учебную, которая создает дополнительные условия для обобщения и
осмысления обучающимся полученных теоретических и практических знаний,
умений и навыков;
• воспитательную, которая является стимулом к расширению
познавательных интересов и потребностей ребенка;
• развивающую, которая позволяет детям осознать уровень их
актуального развития и определить перспективы;
• коррекционную, которая помогает педагогу своевременно выявить и
устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного
процесса;
• социально-психологическую, которая дает каждому обучающемуся
возможность пережить «ситуацию успеха».
Каждый ребенок имеет свои отличительные особенности и педагог
должен их знать. Поэтому, наряду с мониторингом образовательной
деятельности, педагогом ведется систематическая работа по изучению
личностных качеств обучающихся.
В качестве метода диагностики личностных изменений ребенка
29
используется метод наблюдения — наиболее доступный способ получения
информации об обучающихся.
Показателем результативности воспитания рассматривается не степень
приближения ребенка к единому для всех стандарту, а отслеживание
динамики изменений его самого – каким был, каким стал.
27
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Для педагога:
1. Вагнер Л. А., Мухина В. С. Психология / Л. А. Вагнер, В. С. Мухина.
– М.: Просвещение, 2004. – 335 с.
2. Волков И. П. Учим творчеству / И. П. Волков. – М.: Педагогика,
2002. – 86 с.
3. Горский В. А., Кротов И. В. Программы для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ / В. А. Горский, И. В. Кротов. –
М.: Просвещение, 2004. – 351 с.
4. Ермаков А. М. Простейшие авиамодели / А. М. Ермаков. – М.:
Просвещение, 1999. – 164 с.
5. Заворотов В. А. От идеи до модели / В. А. Заворотов. – М.:
Просвещение, 2004. – 275 с.
6. Корчак Я. А. Воспитание личности / Я. А. Корчак. – М.:
Просвещение, 2004. – 285 с.
7. Моляков В. А. Техническое творчество и трудовое воспитание / В. А.
Моляков. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
8. Новоселов С. А., Горнова Г. Н. Педагогическая система развития
технического творчества в учреждениях дополнительного и начального
профессионального образования (Методическое пособие). – Екатеринбург:
УрГППУ, 1999. – 47 с.
9. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. –М.:
Просвещение, 1991. – 286 с.
10.
Рождественская Н. А. Как понять подростка / Н. А.
Рождественская. М.: Роспедагенство, 1995. – 74 с.
11.
Рожков В. С. Авиамодельный кружок / В. С. Рожков. – М.:
Просвещение, 1978. – 144 с.
12.
Тарадеев Б. В. Летающие модели – копии / Б. В. Тарадеев. – М.:
ДОСААФ, 1989. – 159 с.
13.
Фридман Л. М., Кулачик И.Ю. Психологический справочник
учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулачик. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
Для обучающихся:
1. Ермаков А. М. Простейшие авиамодели / А. М. Ермаков. – М.:
Просвещение, 1999. – 164 с.
2. Зуев И. И., Камышев М. В. Модельные двигатели / И. И. Зуев, М. В.
Камышев. – М.: Просвещение, 1973. – 238 с.
3. Мерзликин В. Е. Радиоуправляемые модели планеров / В. Е.
Мерзликин. – М.: ДОСААФ, 1982. – 160 с.
4. Павлов А. П. Твоя первая модель! / А. П. Павлов. – М.: ДОСААФ,
31
1979. – 143 с.
5. Пантюхин С. П. Воздушные змеи / С. П. Пантюхин. – М. ДОСААФ,
1984. – 88 с.
6. Тарадеев Б. В. Летающие модели-копии / Б. В. Тарадеев. – М.
ДОСААФ, 1983. – 159 с.
32
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Входящая аттестация
Правильный вариант – 1 балл.
4-5 баллов – высокий уровень знаний;
2-3 балла – средний уровень знаний;
0-1 балла – низкий уровень знаний.
Тест № 1
1. Что такое самолет?
а) ракета с крыльями;
б) летающая машина;
в) воздушное судно.
2. Для чего нужна линейка?
а) для игры;
б) для измерений;
в) для постройки самолета.
3. Что нужно делать в мастерской?
а) бегать и веселиться;
б) кричать и громко смеяться;
в) внимательно слушать педагога.
4. Из чего состоит самолет?
а) крыло, фюзеляж, киль, стабилизатор;
б) крыло, нос, хвост;
в) крыло, двигатель, кабина пилота.
5. Для чего применяется парашют?
а) для плавания;
б) для прыжков из летательных аппаратов;
в) для красоты.
Тест № 2
1. Самый древний летательный аппарат?
а) воздушный змей;
б) дирижабль;
в) воздушный шар;
2. Первый человек, поднявшийся в воздух на вертолете?
а) американец;
б) француз;
в) русский.
3. Первый человек, полетевший в космос?
а) Терешкова;
б) Гречка;
в) Гагарин.
4. Безмоторный планирующий летающий аппарат?
а) парашют;
б) планер;
в) «автожир».
5. К какому типу относится самолет АН-2?
а) военный;
б) пассажирский;
в) грузовой.
Тест № 3
1. В каком году появился авиамоделизм в России?
а) 1910г.;
б) 1990г.;
в) 2005г.
2. Каким документом регламентируется постройка летающих моделей?
33
а) Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту;
б) Журнал техники безопасности;
в) Журнал «Моделист-конструктор».
3. Наука о законах движения воздуха и о силовом воздействии воздушной среды на
движущиеся в ней тела?
а) статика;
б) аэродинамика;
в) динамика.
4. Из каких деталей состоит планер А-1?
а) киль, стабилизатор, двигатель;
б) крыло, двигатель, киль;
в) крыло, фюзеляж, киль, стабилизатор.
5. С помощью чего можно выполнить чертеж планера?
а) бумага, линейка, карандаш, циркуль;
б) бумага, линейка, карандаш, лекало;
в) бумага, циркуль, фломастер.
Тест № 4
1. Авиамоделизм – это…
а) постройка самолетов и вертолетов для запуска парашютистов;
б) конструирование и постройка моделей летательных аппаратов, в том числе ракет, в
технических и спортивных целях;
в) изготовление моделей кораблей.
2. Кто организовал первые соревнования летающих моделей 2 января 1910г. В Москве?
а) Ломоносов М.В.;
б) Можайский А.Ф.;
в) Жуковский Н.Е.
3. Основные формы крыла?
а) прямоугольная, трапециевидная, стреловидная;
б) треугольная, овальная, квадратная;
в) прямая, изогнутая, сложная.
4. Какой материал применяется для изготовления фюзеляжа?
а) железо, пластмасса, резина;
б) дерево, стеклоткань, пенопласт;
в) бумага, полиэтилен, картон.
5. Чем отличаются модели самолетов F3A и F2B?
а) ничем не отличаются;
б) радиоуправляемая и кордовая;
в) гоночная и свободнолетающая.
34
Приложение № 2
Промежуточная аттестация
Практическая работа «Построение чертежа»
Цель: определение уровня способностей учащихся на начальном этапе обучения
Условия проведения:
1. Время выполнения – 45 мин.
2. Самостоятельное выполнение практической работы по инструкционной карте.
Критерии оценки чертежа:
3 балла - соблюдены требования; выдержаны толщина и размеры элементов линий;
элементы линий и их толщина одинаковы; задание выполнено аккуратно и в полном объеме;
2 балла - требования соблюдены частично; имеются в ряде случаев неточности в
начертании линий: неодинаковая толщина линий и длина элементов линий; задание выполнено
небрежно и/или не в полном объеме;
1 балл - не соблюдены требования; имеются значительное число неточностей в начертании
линий: неодинаковая толщина у большинства линий и не выдержана длина элементов линий;
задание выполнено небрежно, линии нечеткие и/или задание выполнено не в полном объеме;
0 баллов – задание не выполнено.
Оборудование: дидактический материал «Рабочий чертеж»; листы формата А4, карандаш
простой, ластик, линейка.
Порядок выполнения:
1. По размерам построить чертеж на формат А4 с «Рабочего чертежа».
2. Наметить на листе чертеж при помощи линейки, соизмеряя размеры с «Рабочим
чертежом».
3. Измерить и перенести мелкие элементы с «Рабочего чертежа».
4. Недочеты исправить при помощи ластика.
5. Проверить.
6. Обвести чертеж четкой линией.
Приложение № 3
Итоговая аттестация
Индивидуальный и групповой творческий проект «Кордовая авиамодель»
Цель: определение уровня способностей учащихся по завершению обучения.
Условия проведения:
Самостоятельное и групповое выполнение проекта.
Критерии оценки проекта:
3 балла - соблюдены требования; задание выполнено аккуратно и в полном объеме;
2 балла - требования соблюдены частично; задание выполнено небрежно и/или не в полном
объеме;
1 балл - не соблюдены требования; задание выполнено небрежно, линии нечеткие и/или
задание выполнено не в полном объеме;
0 баллов – задание не выполнено.
Порядок выполнения:
1. Выбрать тип кордовой авиамодели для изготовления проекта.
2. Разработать рабочий чертеж авиамодели.
3. Отобрать необходимые для выполнения проекта материалы и оборудование.
4. Разделить выполнение проекта на основные этапы:
- изготовление базовых элементов конструкции, по рабочему чертежу;
- сборка базовых элементов авиамодели;
- дополнение авиамодели завершающими конструкцию элементами.
5. Презентация готового проекта.
35
Приложение № 4
Мониторинг отслеживания освоения программы
Показатели процесса
Контрольные позиции
кол-во человек – кол-во баллов
Учебный год
Начало года
Середина
Конец года
1. специальные знания, умения и навыки в
области авиамоделирования
2. знания
приемов
конструирования
авиамоделей различных классов
3. знания технологической обработки
материалов, принципов подготовки модельной
техники и спортсменов к соревнованиям
4. умения планировать работу, рационально
распределять время, анализировать
результаты
5. навыки самостоятельного моделирования и
конструирования, воспроизводящего и
творческого воображения
6. техническое, объемное, пространственное,
логическое и креативное мышление
7. нравственные, эстетические и ценностные
личностные качества
8. культура труда и поведения, работа в
команде
Всего
Оценка происходит по следующим критериям:
3 балла – высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем развитии для данного возраста
качества или навыка;
2 балла – средний уровень. Качество или навык находится в развитии;
1 балл – низкий уровень. Развитие качества или навыка только начинается.
36
Приложение № 5
Критерии оценки соревнований
Изготовление модели:
- полнота выполнения технического задания (1-5 баллов);
- качество выполнения модели (1-5 баллов);
- аккуратность изготовления деталей и планера в целом (1-5 баллов).
Испытательный запуск:
- дальность полета модели (1-5 баллов).
Место
Протокол
ФИО
Сумма баллов