Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ возраст обучающихся: 7-12 лет срок реализации: 1 год объем программы: 144 часа Авторы-составители: Педагоги дополнительного образования Вершинина Людмила Григорьевна, Кузьминых Анастасия Сергеевна Екатеринбург 2023 2 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Современные дети, умеющие решать логические задачи и хорошо разбирающиеся в компьютере, почти перестали восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать. Всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство, то есть, через занятия в театральной студии. Программа «Театральная мастерская» предлагает учащимся проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык сцены. Через живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения ребенок вовлекается в театрально-творческую деятельность, которая помогает целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 14. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность программы – художественная. Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на приобщение учащихся к культурному наследию и включению их в художественную деятельность, что является одним из основных приоритетов, изложенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. Программа отвечает на потребность общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать и принимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию Содержание программы отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания учащихся. Выбор профессии не является конечным результатом освоения программы, но она даёт возможность познакомить учащихся с миром творческих профессий, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской 4 Федерации от 31.04.2022 №678-р, одним из приоритетных направлений развития дополнительных программ художественной направленности является содействие эстетическому воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству. В учебном (тематическом) плане программы «Театральная мастерская» предусмотрена тема по изучению и популяризации народного творчества: сказки народов Урала. Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к обучению, развитию, воспитанию ребёнка средствами интеграции, т.е. учащиеся в течение обучения постоянно вовлечены в созидательную деятельность, позволяющую им с одной стороны – выступать в качестве исполнителя, а с другой – творца, что требует от юного актера самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Организация творческого процесса полностью зависит от педагога, который на всех этапах занятия является для ребенка соавтором и сотворцом. Определяющим направлением творческого процесса программы является педагогика сотрудничества. Создаётся особый психологический климат, способствующий раскрепощению учащихся, их сближению друг с другом и раскрытию их внутреннего мира. Основу актёрского творчества составляет принцип перевоплощения. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в неразрывном единстве. Актёр прибегает к помощи грима, костюма (в некоторых видах театра — к помощи маски), вырабатывает интонации, жесты, походку, мимику, передающие с той или иной степенью жизненной достоверности или театральной условности внешность и манеру поведения, изображаемого им лица. Но подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: актёр раскрывает духовный мир своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания. Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 12 лет. Группы формируются по возрастному принципу: 7-9 лет и 1012 лет. Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального отбора. В процессе освоения программы для каждой возрастной группы будет подбираться свой сценический материал. Возрастные особенности учащихся 7-9 лет Дети этого возраста отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Возрастные особенности учащихся 10-12 лет 5 У детей в этом возрасте происходит интенсивное формирование самосознания, развивается интеллект, ярче проявляется склонность к занятиям определённого вида: спорт, рисование, техника, музыка, театр, танцы и др. В этом возрасте почти каждый ребенок хочет быть лидером хоть в каком-нибудь деле. Воспитанники этой возрастной группы обычно уже владеют организаторскими умениями, опытом коллективной деятельности, поэтому им можно доверять самостоятельное проведение тех или иных дел. Ребята этого возраста эмоционально менее устойчивы, возможны неожиданные перепады настроения. Они любят соревноваться, фантазировать, устраивать вечера, концерты. Для них важно быть замеченным в коллективе сверстников и отмеченным похвалой старшего. Оптимальное количество обучающихся в группе: от 10 до 15 человек. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия - 4 академических часа с обязательными перерывами по 10 минут (1 академический час - 30 минут). Объём программы – 144 часа в год. Срок освоения – 1 год. Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы используется традиционная модель организации образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации. При необходимости ряд тем программы может быть вынесен в дистанционный формат, так как ранее уже были разработаны онлайн мастерклассы по следующим темам: «Дикция. Упражнения», «История театра», «Ритм и пластика». Онлайн занятия можно просматривать с любого девайса с выходом в интернет. Материалы, используемые в занятиях, общедоступны. Уровень программы – стартовый. Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая, работа в парах, мини-группах. Виды занятий: репетиция, беседа, практическое занятие, тренинг, мастер-класс, встреча, выход в театры, открытое занятие и др. Формы подведения итогов реализации программы: участие в спектаклях; участие в открытых занятиях; участие в театральных фестивалях и проектах районного и городского уровня. Цель и задачи программы Цель программы – развитие духовно-нравственной культуры, личности и художественно-эстетического вкуса ребёнка средствами театрального искусства и театральной педагогики. Задачи: Обучающие: − познакомить с театральным искусством, основными приемами игры на сцене; 6 − научить упражнениям на развитие координации; − познакомить с основами сценической речи; Воспитательные: − приобщать к театральному искусству и творческому взаимодействию в детском коллективе; − формировать устойчивый интерес к игре на сцене; − формировать интерес к фантазированию и импровизации; Развивающие: − развивать речевую выразительность; − развивать навык правильного дыхания и артикуляции; − развивать навык репетиционного процесса. Планируемые результаты Предметные Обучающиеся будут: − знать основные особенности театрального искусства, приемы игры на сцене; − владеть элементами упражнений на координацию; − знать основы сценической речи. Личностные: − у обучающихся будет сформирован интерес к театральному искусству; − у обучающихся будет сформирован устойчивый интерес к игре на сцене; − обучающиеся овладеют приёмами фантазирования и импровизации. Метапредметные Обучающихся будут демонстрировать: − улучшение навыка речевой выразительности; − улучшение навыка правильного дыхания и артикуляции; − развитие навыка репетиционного процесса. Воспитательный потенциал программы Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при освоении театрального искусства через изучение истории театра. Задачи воспитательной работы: − познакомить обучающихся с традициями театральной школы России; − формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины; − формировать потребность в изучении истории русского театра, произведений русских писателей. Ожидаемы результаты: Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с традициями театральной школы России, получат возможность попробовать 7 себя в театральных постановках, поставленных по мотивам произведений уральских писателей. Обучающиеся будут демонстрировать желание продолжить изучать культурное наследие Родины. Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка, экскурсия, открытое занятие. Методы воспитательного воздействия: • метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, пример); • метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания). Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, темы 1. Вводное занятие. Беседа о коллективе. Инструктаж по технике безопасности. Основы театральной культуры 2 1 1 6 2 4 Развитие координации, чувства пространства Развитие внимания, воображения и фантазии. Индивидуальные и массовые этюды. 15 3 12 15 1 14 15 1 14 6. Сценическая речь 15 2 13 7. Действие словом 15 3 12 8. Театральные импровизации на 15 1 14 2. 3. 4. 5. Количество часов всего теория практика Формы аттестации/ контроля Опрос, беседа Опрос, беседа, творческие задания, / наблюдение, Контрольные упражнения/ наблюдение Контрольные упражнения/ наблюдение Этюды, творческие задания, контрольные упражнения/ наблюдение Контрольные упражнения/ наблюдение Беседа, контрольные упражнения/ наблюдение Беседа, контрольные 8 заданную тему 9. Знакомство с искусством. Сказки народов Урала 9 3 6 10. Работа над драматургическим материалом 33 5 28 11. Показ спектакля 4 Итого 144 4 22 упражнения/ наблюдение Творческие задания, беседы, опрос/ наблюдение Беседа, опрос, творческие задания/ наблюдение Педагогическое наблюдение 122 1.2. Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Вводное занятие. Беседа о коллективе. Инструктаж по технике безопасности. Теория. Ознакомительная беседа о театральном искусстве, коллективе. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Игры на знакомство: «Ярмарка», «Снежный ком», «Общий признак». Тема 2. Основы театральной культуры Теория. История возникновения театра, основные отличительные особенности театрального искусства. Практика. Игра «Театральный ребус», просмотр мультфильма «История театра», викторина «Театральное искусство». Тема 3. Развитие координации, чувства пространства Теория. Понятия «координация», «межмышечная и внутримышечная координация», «пространственное ориентирование». Практика. Комплексы упражнений на напряжение и расслабление. Тренинг на удержание позы («замирание»). Упражнение на координацию и равновесие «Маятник». Пластический тренинг. Упражнение на точность движения «Полёт стрелы». Тема 4. Развитие внимания, воображения и фантазии Теория. Понятие «внимание», три круга внимания, внимание произвольное и непроизвольное. Отличительные особенности воображения и фантазии. Приёмы фантазирования Практика. Упражнения: «Хопки», «Мячи и числа», «Пишущая машинка», «Оркестр», «Птичий двор», «Не может быть!», «Три волшебных слова». Тема 5. Индивидуальные и массовые этюды Теория. Понятие «этюд». События и развитие действия в этюде. Практика. Темы для этюдов: «Встреча», «Однажды в парке», «После уроков», «Неожиданно». Тема 6. Сценическая речь 9 Теория. Правильная постановка гласных и согласных звуков, артикуляционная гимнастика, вербальные и невербальные средства выразительности. Практика. Упражнения: «Театральный теремок», «Снежки», «Эхо», «Цветочный магазин», «Свеча», «Язык-часовая стрелка», «Язык-жало змеи». Чистоговорки и скороговорки. Тема 7. Действие словом Теория. Природа словесного действия, его важность, как в жизни, так и на сцене. Практика. Этюды на тему: «Останься», «Отдай», «Нет или да» Тема 8. Театральные импровизации на заданную тему Теория. Понятия: «штамп», «наигрыш», «превращение», «проживание». Практика. Импровизации на заданную тему: «Оживление предмета», «Событие», «Что случилось в зоопарке». Этюды на вторжение сторонних актёров. Тема 9. Знакомство с искусством. Сказки народов Урала Теория. Театральная история Урала. Народное творчество. Театральная культура города, история основания театров города. Практика. Просмотр и обсуждение профессиональных драматических и кукольных спектаклей. Посещение театрализованных представлений, выставок, концертов и других культурных мероприятий города. Тема 10. Работа над драматургическим материалом Теория. Выбор материала для постановки, чтение по ролям, работа над ролью, биография персонажа. Практика. Процесс репетиций на сцене, простройка мизансцен, постановка спектакля. Тема 11. Показ спектакля Практика. Премьера. Показ спектакля зрителю, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего учащегося. Анализ показа спектакля. 10 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ № п/п 1 2 3 4 Календарный учебный график на 2023/2024 учебный год Основные характеристики образовательного процесса 5 6 7 8 9 Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов в учебном году Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни 10 11 12 Окончание учебного года Сроки проведения аттестации Режим занятий 36 36 4 144 16 20 1 сентября отсутствуют 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая 31 мая 15-30 декабря, 15-30 мая 1 раз в неделю по 4 академических часа Условия реализации программы Материально-технические условия 1) Помещение для занятий - просторный, хорошо проветриваемый класс со свободным центром и минимальным количеством мебели, пригодный для использования в качестве выгородки, в соответствии с санитарными нормами. 2) Элементы театральной декорации (ширмы, кубы, скамейки), костюмы. 3) Компьютер, проектор, экран. звуковая аппаратура (динамики, микрофоны). Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю театральной студии, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности ДООП «Театральная мастерская», и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. 11 Информационно-методические условия Учебный процесс организуется по принципу последовательного нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей. Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы: – обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся; – учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и изобразительные возможности каждого, которые реализуются за счет широкого выбора художественных средств и предлагаемых тем; – познакомить обучающихся с разными техниками и художественными средствами; – сформировать коллектив детского объединения. При реализации программы используются следующие образовательные ресурсы: дидактические − наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериалы, презентации, карточки с заданиями); медиаресурсы − музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр; − видеотека: записи спектаклей. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В процессе реализации программы на каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся. Вводный – проводится в начале учебного года в виде собеседования (уровень и объем знаний о театре), творческого задания (на фантазию и творческое мышление), викторины. Промежуточный – по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях внутри и за пределами учреждения). Итоговый – в конце учебного года (активность участия в творческих показах, участие в учебном спектакле и уровень освоения программ). Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль по освоению конкретной темы, упражнения, задания. Применяются следующие формы проверки усвоения знаний: − участие в дискуссии; − выполнение контрольных упражнений, этюдов; − показ самостоятельных работ; − участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях; − работа над созданием спектакля. 12 Критерии качества освоения программы (дидактические материалы указаны в Приложение №1): − владение теоретическими знаниями и специальной терминологией; − владение основами актерского мастерства (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи); − умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой, пластический, актерский); − активность участия в творческих проектах и разработках; − креативность в выполнении творческих заданий; − умение взаимодействовать с товарищами и педагогом; − умение организовать свое время и деятельность. Результаты мониторинга заносятся в таблицу (Приложения № 2). 13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». Перечень литературы для педагога 1. Андрачников С.Г. Импровизационный пластический тренинг / С.Г. Андрачников. – М.: МГИК, 2001. – 240 с. 2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 21 с. 3. Балакина Т.И. Хрестоматия по истории русской культуры / Т.И. Балакина. – М.: Центр А3,1996. – 360 с. 4. Ершова А.П. Актерская грамота – подросткам: Программы, советы и разъяснения по четырехлетнему курсу обучения в театральной школе, классах, студиях / А.П.Ершова. – М.: Педагогические мастерские по художественному воспитанию, 1994. – 160 с. 5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е.Захава. - М.: Лань, 2013. – 431 с. 6. Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 233 с. 7. Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зенкевич- 14 Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 170 с. 8. Иванов С.Ф. Специфика публичной речи / С.Ф.Иванов. – М.: Знание, 1978. – 126 с. 9. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса / И.П. Козлянинова, Э.М.Чарели. – Екатеринбург: Диамант,1992. – 320 с. 10. Кох И.Э. Основы сценического движения / И.Э. Кох. – СПб.: Лань, 2010. – 509 с. 11. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи / Н.Н.Кохтев. – М.: МГУ, 1992. – 238 с. 12. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам / А. Пиз. – Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. – 262 с. 13. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия / А. Пиз, Б.Пиз. – М.: Эксмо, 2010. – 93 с. 14. Почикаева Н.М. Искусство речи / Н.М. Почикаева. – М.: МарТ, 2005. – 348 с. 15. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2005. – 219 с. 16. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования / В.П. Голованов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 239 с. Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных представителей) 1. Вархолов Ф. М. Грим / Ф. М.Вархолов. - М.: Просвещение, 2005.– 120 с. 2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки) / Т. И. Васильева. - М.: ГИТИС, 1988. – 94 с. 3. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ / И. П.Козлянинова. – М.: Просвещение, 2003. – 135 с. 4. Невский Л. А. Ступени мастерства / Л. А.Невский. - М.: Искусство, 2005. – 91 с. 15 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 При диагностике результативности освоения программы «Театральная мастерская» в качестве основных выделяется пять показателей: − Качество знаний, умений, навыков. − Особенности мотивации к занятиям. − Творческая активность. − Эмоционально-художественная настроенность. − Достижения. Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырём уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью: − Первый уровень - подготовительный; − Второй уровень - начальный; − Третий уровень - освоения; − Четвертый уровень - совершенствования. Критерии оценки. Творческий интерес. Ведущие мотивы: познавательный процесс к общению, умение добиться высоких результатов. Творческая активность. − Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит операции по заранее данному плану. Нет навыка самостоятельного решения проблем. − Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен разрешить проблемную ситуацию, но при помощи педагога. − Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но часто не способен оценить выполнить действия и оценить их. − Инициативу проявляет постоянно и способен выполнить и оценить собственные действия. Эмоционально-художественная настроенность. − Подавленный, напряженный, бедные и маловыразительные мимика, жесты, голос. − Не может четко выразить свое эмоциональное состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда. − Замечает разные эмоциональные состояния, пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда. 16 − Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи, включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии или исполнении произведения искусства. − Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи, включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии или исполнении произведения искусства. Достижения: − Пассивное участие в делах объединения. − Активное участие в делах объединения, отдела. − Значительные результаты на уровне района, города и т.д. Параметры, оценивая результативности: 1 балл - низкий уровень 2 балла - средний уровень 3 балла - высокий уровень 17 Приложение 2 Индивидуальная карта диагностики процесса и результата творческой деятельности Фамилия, имя ребенка__________________________________ Показатели процесса 1. Проявление коммуникативных способностей 2. Потребность в самовыражении через работу 3. Самостоятельность в постановке проектно-творческой задачи 4. Творческая инициатива в формировании и воплощении замысла 5. Потребность в эмоциональной оценке процесса работы Всего по процессу Показатели результата 6. Владение теоретическими знаниями и специальной терминологией 7. Владение основами актерского мастерства 8. Умение самостоятельно проводить различные тренинги 9. Активность участия в творческих проектах и разработках 10. Креативность в выполнении творческих заданий 11. Умение взаимодействовать с товарищами и педагогом 12. Умение организовать свое время и деятельность. Всего по результату Контрольные позиции Учебный год Конец года Начало года Середина Контрольные позиции Учебный год Начало года Середина Конец года Начало обучения Всего суммарно Параметры, оценивая результативности: 1 балл - низкий уровень 2 балла - средний уровень 3 балла - высокий уровень Конец обучения 18 АННОТАЦИЯ Программа «Театральная мастерская» предлагает учащимся проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык сцены. Через живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения ребенок вовлекается в театрально-творческую деятельность, которая помогает целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии. Выбор актерской профессии не является конечным результатом освоения программы, но «Театральная мастерская» даёт возможность учащимся познакомиться с миром творческих профессий, уточнить направление дальнейшего развития и самосовершенствования. ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ-СОСТАВИТЕЛЯХ Кузьминых Анастасия Сергеевна Педагог дополнительного образования Образование: среднее специальное, ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры», народное художественное творчество, руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель, 2020. Повышение квалификации: Искусство педагогики. Этика работы при постановке спектакля с детьми и подростками в театральном коллективе, 2022. Вершинина Людмила Григорьевна Педагог дополнительного образования Образование: высшее Повышение квалификации: Семинар-практикум по режиссуре и театральной педагогике для руководителей творческих коллективов, ГАН ОУ Свердловской области «Дворец молодежи», 16 часов, дата окончания, 01.02.2022 Рабочий телефон: 8 (343) 210-19-84 E-mail: len_ddt@mail.ru