Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО «АРТЕ» возраст обучающихся: 9 - 13лет срок реализации: 1 год объем программы: 144 часа Автор- составитель: Грень Анна Александровна педагог дополнительного образования Екатеринбург 2023 2 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Программа Изобразительное искусство «Арте» имеет художественную направленность, образовательная область — изобразительное искусство (графика, живопись и композиция). Дети учатся создавать картины и получать при этом максимум удовольствия! В рисовании главное — процесс. Ребенку важно самому решать, каким будет следующий шаг, следующая линия, какой выбрать цвет. Именно это дает поразительный результат. Каждый ребенок — творческая личность, приобщиться к изобразительному творчеству могут все желающие. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О 3 методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 14. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность программы художественная. Актуальность обучения в дополнительном образовании определяется неограниченными возможностями изобразительного искусства в творческом развитии ребёнка. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р, стратегической направленностью в воспитании ребёнка XXI века становится подготовка человека, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания на практике. Изобразительное искусство требует предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, это необходимо каждому ученику сегодня и профессионалу в будущем. Занятия живописью воспитывают чувство формы, ритма, гармонии, цвета, погружают в мир творчества, предоставляют возможность самовыражения. На занятиях происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому. Программа отвечает потребностям современных детей и их родителей в творческой развивающей среде, ориентирована на эффективное решение задач формирования и становления креативной, самостоятельной личности ребенка и соответствует социальному заказу общества. На изучение изобразительного искусства в общеобразовательных организациях отводится ограниченное количество времени, поэтому развитие художественных способностей, выявление и поддержка талантливых детей школьников через систему дополнительного образования детей становится наиболее актуальным. 4 Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы в том, что она соединяет в себе основы традиционного рисования совместно с использованием нетрадиционных техник рисования. Дает возможность для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Программа помогает обучающимся в учебной деятельности, в теории предполагает углубление знаний по таким учебным дисциплинам, как история, литература, мировая художественная культура, помогает обучающимся думать и выражать свое отношение к истории родной страны и края, культуре и экологии. Практические занятия помогают обучающимся выстраивать связь изобразительного искусства с другими предметами. Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Адресат программы: программа рассчитана на широкую категорию обучающихся (дети младшего и среднего школьного возраста), не имеющих какой-либо подготовки, специальных навыков и базовых знаний. Возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы, от 9 до 13 лет. В этом возрастном периоде обучающиеся начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию конкретных предметов, явлений, способны создать и осмыслить воображаемый предмет и попытаться воссоздать его. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Детям свойственна повышенная активность, стремление к экспериментированию и склонность к фантазированию. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. В этом возрасте детям нравится выполнять сложную творческую работу, требующую глубоких знаний, высокого уровня навыков и компетенций, проявлять свою индивидуальность и мастерство. Условия формирования групп: группы разновозрастные, наполняемость от 12 до 15 человек. Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального отбора. Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия - 4 часа. Продолжительность одного академического часа - 30 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Объем программы: 144 часа Срок освоения программы: 1 год. Особенности организации образовательного процесса: При реализации программы используется традиционная модель организации образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Уровень программы - стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, 5 минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения: групповая. Виды занятий: выставка, конкурс, мастер-класс, беседа, игровые ситуаций, связанные с рефлексией мыслительной деятельности. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому обучающему. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, помещений общего назначения, мероприятий. Формы подведения итогов: беседа, открытое занятие, выставка. Цель и задачи программы Цель программы: формирование познавательного интереса к художественному творчеству, развитие творческих способностей и личностного потенциала обучающихся средствами изобразительного искусства, увлеченности процессом рисования. Задачи программы: Обучающие: − познакомить с понятиями и терминами изобразительного искусства; − познакомить с методами, приемами рисования, с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; − познакомить с жанрами и видами изобразительного искусства; − обучить умению грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Развивающие: − развивать навыки самостоятельной работы; − развивать социально-значимые компетенции и установки. Воспитательные: − воспитывать потребность в художественной организации своего жизненного пространства; − активизировать внутренние потребности ребенка к саморазвитию; − воспитывать уважительное отношение к творчеству другого человека; − формировать навыки и умения работы в коллективе. Планируемые результаты Предметные: − обучающиеся овладеют изобразительного искусства; основными понятиями и терминами 6 − у обучающихся будут сформированы умения использовать различные художественные материалы и техники изобразительной деятельности; − обучающиеся ознакомятся с различными жанрами изобразительного искусства; − обучающиеся будут уметь компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ. Метапредметные результаты Обучающиеся: − будут демонстрировать навыки самостоятельной работы (умение подготовить рабочее место и поддерживать порядок во время работы, владеют умениями работать по правилам и по образцу, способны планировать свои действия, владеют навыками самообслуживания); − будут демонстрировать владение социально-значимыми компетенциями и установками (умение позиционировать себя; взаимодействовать с партнёрами: владеют умением слушать взрослого и выполнять его инструкции, способны к общению со взрослыми и сверстниками, основанному на понимании, знают и выполняют правила поведения, способны управлять своим поведением; способны к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию, проявляют интерес и уважение к творчеству других людей; прогнозировать эффекты своей деятельности. Личностные результаты: − обучающиеся будут демонстрировать осознание социальной значимости изобразительной деятельности для личностного саморазвития (владеют навыками наблюдения за явлениями жизни и природы, понимания красоты как ценности, имеют первичное представление о себе, семье, мире и природе); − обучающиеся будут иметь внутреннюю мотивацию для саморазвития и работы над личностными навыками и компетенциями; − обучающиеся будут демонстрировать уважение к чужому труду, желание к совместной деятельности (генерируют новые идеи в коллективе и воплощают их в совместных работах). Планируемые результаты Предметные: − обучающиеся овладеют основными понятиями и терминами изобразительного искусства; − у обучающихся будут сформированы умения использовать различные художественные материалы и техники изобразительной деятельности; − обучающиеся ознакомятся с различными жанрами изобразительного искусства; − обучающиеся будут уметь компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ. Метапредметные результаты 7 Обучающиеся: − будут демонстрировать навыки самостоятельной работы (умение подготовить рабочее место и поддерживать порядок во время работы, владеют умениями работать по правилам и по образцу, способны планировать свои действия, владеют навыками самообслуживания); − будут демонстрировать владение социально-значимыми компетенциями и установками (умение позиционировать себя; взаимодействовать с партнёрами: владеют умением слушать взрослого и выполнять его инструкции, способны к общению со взрослыми и сверстниками, основанному на понимании, знают и выполняют правила поведения, способны управлять своим поведением; способны к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию, проявляют интерес и уважение к творчеству других людей; прогнозировать эффекты своей деятельности. Личностные результаты: − обучающиеся будут демонстрировать осознание социальной значимости изобразительной деятельности для личностного саморазвития (владеют навыками наблюдения за явлениями жизни и природы, понимания красоты как ценности, имеют первичное представление о себе, семье, мире и природе); − обучающиеся будут иметь внутреннюю мотивацию для саморазвития и работы над личностными навыками и компетенциями; − обучающиеся будут демонстрировать уважение к чужому труду, желание к совместной деятельности (генерируют новые идеи в коллективе и воплощают их в совместных работах). Воспитательный потенциал программы Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при освоении изобразительного искусства через изучение народных ремесел. Задачи воспитательной работы: − познакомить обучающихся с ремеслами и традициями народов России; − формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины; − формировать самостоятельную способность к созданию изображений с использованием народной росписи на базе полученных знаний. Ожидаемы результаты: Обучающиеся в процессе освоения программы с познакомились с народными ремеслами и традициями народов России, демонстрируют желание продолжить изучать культурное наследии Родины. Обучающиеся умеют самостоятельно создавать изображения с использованием народной росписи в своих творческих работах. Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка, экскурсия, открытое занятие. Методы воспитательного воздействия: 8 • метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, пример); • метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания). Учебный (тематический) план № Название раздела, темы. п/п 1 Возможности графических материалов, виды графических материалов 2 Выразительные возможности графических материалов. 3 Три основных цвета. «Листопад» 4 Понятие «оттенок». Контраст. Нюанс 5 Теплые и холодные цвета в живописи. Насыщенные и ненасыщенные цвета 6 Осенний пейзаж. «Осень золотая» 7 «Дождь в Екатеринбурге» всего часов 4 в том числе форма контроля/ теор. практ. аттестации 1 3 Опрос, наблюдение Беседа, наблюдение Опрос, творческая работа Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 2 2 4 2 2 8 Натюрморт с яблоком 4 1 3 9 Беседа «художникианималисты» 10 Линия – пятно «Подводный мир» 11 Рисование животных, птиц. 4 1 3 4 1 3 4 1 3 12 Работа карандашом, выразительные возможности карандаша. Понятие тона в графике. Упражнение «Тональная растяжка» 13 Музеи искусств. Теплые и холодные цвета, контрастные и родственно-контрастные. 14 «Рождественская сказка» 4 2 2 4 4 - Наблюдение 6 2 4 15 «Новогодняя история», 6 2 4 Беседа, наблюдение, выставка Беседа, Беседа, творческая работа Беседа, творческая работа Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, творческая работа Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение 9 композиция 16 Выполнение работ к выставкам и конкурсам 17 Посещение тематических выставок. Беседа об искусстве 18 Родная природа в творчестве русских художников 19 Изображение природы в разных состояниях 20 Иллюстрация к литературному произведению (сказка, басня и пр.). Линия 21 Равновесие (ветка растения + насекомое). Композиция 22 Портрет домашнего животного. Композиция 23 Натюрморт в тоне 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 2 2 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 2 2 24 Ритм. Городской пейзаж. 4 1 3 25 Посещение тематических выставок. Беседа об искусстве 26 Рисование на тему «Весна» 4 4 - 4 1 3 27 Весенний пейзаж 4 1 3 28 Равновесие (ветка растения и насекомое). 29 Мои любимые цветы. Рисование на тему 30 «Цветное настроение». Рисование на тему 31 Культура народов России 4 1 3 4 1 3 4 1 3 8 2 6 32 Выполнение работ к выставкам 33 Музеи искусств. Беседа об искусстве 34 Подведение итогов. Выставка по итогам года Всего часов за год 4 1 3 4 3 1 4 2 2 144 51 93 наблюдение, выставка Наблюдение, творческая работа Беседа, наблюдение Беседа Наблюдение, творческая работа Наблюдение, творческая работа Наблюдение, творческая работа Наблюдение, творческая работа Наблюдение, творческая работа Наблюдение, творческая работа Беседа Наблюдение, творческая работа Наблюдение, творческая работа Наблюдение, творческая работа Наблюдение, творческая работа Наблюдение, творческая работа Наблюдение, творческая работа Наблюдение, творческая работа Беседа Выставка, открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана 10 1.Тема. Возможности графических материалов, виды графических материалов. Теория: Организация рабочего места. Рассказ о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы. Введение. Принадлежности для рисования. Графические изобразительные средства: тушь, фломастеры и маркеры, цветные карандаши, плакатные перья, цветные мелки. Практика: Выполнение практического задания графическими материалами. 2.Тема. Выразительные возможности графических материалов. Теория: Знакомство с различными графическими техниками. Умение передавать настроение, фактуру при помощи линии и пятна при работе карандашом и углем. Практика: Выполнение практического задания графическими материалами. 3. Тема. Три основных цвета. «Листопад». Теория: Беседа об акварели, гуаши, масленых красках. Анализ произведений художников. Основы цветоведения. Знакомство с цветовым кругом. Практика: Выполнение практического задания: смешение цветов, получение вторичных цветов путем смешения основных. Знакомство со спектрами цвета и вспомогательные тона. 4. Тема. Понятие «оттенок». Контраст. Нюанс. Теория: Развитие воображения, умения смешивать и получать нужный цвет. Смешение основных цветов. Практика: Выполнение работы по теме без использования зеленого цвета. Техника выполнения – гуашь. 5.Тема. Теплые и холодные цвета в живописи. Насыщенные и ненасыщенные цвета. Теория: Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работ учащихся. Знакомство с жанрами произведений изобразительного искусства (натюрморт). Умение различать основные, составные цвета, теплые и холодные цвета. Практика: Выполнение работы по теме, техника выполнения – гуашь. 6.Тема. Осенний пейзаж. «Осень золотая». Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж. Практика: Выполнение работы по теме, техника выполнения – гуашь. 7.Тема. «Дождь в Екатеринбурге». Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж. Теплые и холодные цвета, теплый и холодный колорит. Практика: Выполнение работы по теме, техника выполнения – гуашь. 11 8.Тема. Натюрморт с яблоком. Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Знакомство с мягким графическим материалом (углем). Практика: Выполнение 2-3 практических упражнений мягким графическим материалом, для формирования практических умений работы с материалом. Выполнение практического задания графическими материалами. 9.Тема. Беседа «художники-анималисты». Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Реалистичное и стилизованное изображение. Основные принципы и приемы стилизации. Практика: Выполнение 2-3 практических упражнений графическим материалом. 10.Тема. Линия – пятно «Подводный мир». Теория: Реалистичное и стилизованное изображение животных. Практика: Эскизный поиск (2-3 варианта), выбор наиболее удачного. Выполнение практического задания графическими материалами. 11.Тема. Рисование животных, птиц. Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Умение использовать адекватные графические средства в творческой работе. Практика: Задание выполняется маркером (белый по черной бумаге и черный по белой бумаге). Умение решать поставленные творческие задачи на уровне импровизаций. 12.Тема. Работа карандашом, выразительные возможности карандаша. Понятие тона в графике. Упражнение - «Тональная растяжка». Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Умение использовать графические возможности графитного карандаша. Практика: Знакомство с разными видами штриховки, тоном. 13.Тема. Музеи искусств. Теплые и холодные цвета, контрастные и родственно-контрастные. Теория: Знакомство с произведениями изобразительного искусства. 14.Тема. «Рождественская сказка». Теория: Народные суеверия, предания, приметы связанные с традициями встречи Рождества. Обряды и обычаи, связанные с персонажами суеверий. Практика: Выполнение тематических композиций с одним из Рождественских персонажей. Выставка для родителей. Оформление работ на выставку. 15.Тема. «Новогодняя история», композиция. Теория: Народные суеверия, предания, приметы связанные с традициями встречи Нового года. Обряды и обычаи, связанные с персонажами суеверий. Практика: Выполнение композиции с одним из Новогодних персонажей. Выставка для родителей. Оформление работ на выставку. 16.Тема. Выполнение работ к выставкам и конкурсам. 12 Теория: Основы выставочной и конкурсной деятельности. Требования к работам. Практика: Выполнение работы по теме выставки/конкурса. 17.Тема. Посещение тематических выставок. Беседа об искусстве. Теория: Посещение выставки. Практика: Беседа об искусстве. 18.Тема. Родная природа в творчестве русских художников. Теория: знакомство с творчеством художников Ф. Васильева, В. Поленова. Развивать умение самостоятельно решать композиционные задачи. Содействовать воспитанию чувства уважения к старшему поколению, любви к Родине. Практика: Обсуждение творчества русских художников, значение каждого элемента в картине. 19.Тема. Изображение природы в разных состояниях. Теория: развитие навыка композиционного решения рисунка. Жанр пейзаж. Пространственное и механическое смешение цветов. Колорит. Фантазия и реальность. Линия и пятно как средства выражения. Смешение цветов. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы. Практика: Выполнение композиции на тему. 20.Тема. Иллюстрация к литературному произведению (сказка, басня и пр.). Линия. Теория: Художник-иллюстратор. Познакомить с творчеством художников-анималистов. Познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, К.А. Коровина. Формировать графические навыки. Развивать наблюдательность, творческую активность. Воспитание бережного отношения к природе и экологического мышления. Способствовать развитию воображения, эстетического восприятия. Пространственное и механическое смешение цветов. Колорит. Линия как средство выражения. Тон, ритм. Практика: Выполнение композиции на тему «Моя любимая сказка». 21.Тема. Равновесие (ветка растения + насекомое). Композиция. Теория: Рисование на тему. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы. Композиционное решение рисунка. Использование полученных знаний о равновесии: соотношение предметов / объектов / элементов композиции в пространстве. Пятно как передача эмоционального содержания смысла. Практика: Выполнение композиции на заявленную тему. 22. Тема. Портрет домашнего животного. Композиция. Теория: Рисование с натуры или по представлению. Жанр Анималистический жанр. Продолжение темы: реалистичное и стилизованное изображение животных. Практика: Выполнение композиции на заявленную тему. 23. Тема. Натюрморт в тоне. 13 Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Умение использовать графические возможности графитного карандаша. Продолжение знакомства с разными видами штриховки, тоном. Учиться видеть и составлять тоновую шкалу натюрморта, владеть штрихом. Практика: Выполнение композиции на заявленную тему. 24. Тема. Ритм. Городской пейзаж. Теория: Анимационный жанр. Особенности стилизации изображаемых форм. Специфика цветового решения. Практика: Выполнение практического задания: выполнение композиции на тему «Ритм. Городской пейзаж». 25. Тема. Посещение тематических выставок. Беседа об искусстве. Теория: Посещение выставки. Практика: Беседа об искусстве. 26. Тема. Рисование на тему «Весна». Теория: Ритм пятен, линий, пропорций, колорит, доминанта. Закрепление понятий. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы. Практика: Выполнение композиции на тему «Весна». 27. Тема. Весенний пейзаж. Теория: Пятно как средство передачи выражения образа. Овладение выразительными возможностями пятна. Гармонические сочетания цветов (пятен); доминанта. Понятия плановость и пространство. Практика: Выполнение композиции на заявленную тему. 28. Тема. Равновесие (ветка растения + насекомое). Теория: Рисование на тему. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы. Композиционное решение рисунка. Цвет как передача эмоционального содержания смысла. Практика: Выполнение композиции на тему «Равновесие (ветка растения + насекомое)» 29. Тема. Мои любимые цветы. Рисование на тему. Теория: Развитие навыков композиционного решения рисунка. Пространственное и механическое смешение цветов. Колорит. Фантазия и реальность. Линия и пятно как средства выражения. Смешение цветов. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы. Практика: Выполнение композиции на тему: «Мои любимые цветы». 30. Тема. «Цветное настроение». Рисование на тему. Теория: Изучение ритмического строя в композиции, анализ композиции произведений мастеров (равновесие, ритм тональных и цветовых пятен) Развивать навыки композиционного решения рисунка. Пространственное и механическое смешение цветов. Колорит. Фантазия и реальность. Линия и пятно как средства выражения. Смешение цветов. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы. Практика: Выполнение композиции на заявленную тему. 31. Тема. Культура народов РоссииТеория: Традиции народов России. Ремесла народов России. Изучение традиционных росписей 14 (Гжельская роспись, Жостовская роспись, Хохлома, Городецкая роспись, Мезенская роспись). Практика: Создание творческих работ по образцу. Самостоятельное создание творческих работ с использованием традиционных росписей. 32. Тема. Выполнение работ к выставкам. Теория: Основы выставочной деятельности. Требования к работам. Практика: Выполнение работы по теме выставки. 33. Тема. Музеи искусств. Беседа об искусстве Теория: посещение музея искусств. Практика: беседа об искусстве. 34. Тема. Подведение итогов. Выставка по итогам года. Теория: Этот удивительный и неповторимый мир живописи. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Композиционное и колористическое решение. Передача пространства. Эмоциональное содержание. Практика: Выставка по итогам года. Открытое занятие для родителей. Подведение итогов, награждение. 15 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарный учебный график на 2023/2024 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесс Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов в учебном году Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни 10 Окончание учебного года 11 Сроки проведения аттестации 12 Режим занятий 36 36 4 144 16 20 1 сентября отсутствуют 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая 31 мая 15-30 декабря, 15-30 мая 1 раз в неделю по 4 академических часа Условия реализации программы Материально-технические условия Кабинет для занятий, соответствующий санитарным требованиям Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор. Оборудование: стулья, парты, мольберты, доска, шкафы для хранения пособий и материалов, осветительные приборы. Материалы и оборудование: № Наименование На обучающегося в год 1. Папка Акварельная бумага 280 г/м2 формата А3 1 пачка 20 листов 2. Папка для работ гуашью и акварелью формата А4 1 пачка 10 листов 3. Планшет для пастели «Palazzo» 160 г/м2теплые 1 пачка цветаформатаА3 15 листов 5 цветов 4. Бумага «Гознак» 200 г/м2 формат А1 5 листов 5. Картон грунтованный «Vista-artista»10х15 см 1 штука 6. Палитра пластиковая 1 штука 7. Точилка пластиковая 1 штука 8. Кисти синтетика круглая № 4, 6 по 1 штуке 9. Кисть щетина «ХМ» плоская/короткая ручка № 6 1 штука 10. Стакан-непроливайка 1 штука 11. Линер «Vista-artista» черный цвет 0,2-0,8 мм 1 штука 16 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Ручка гелевая «Vista-artista» черный цвет 10мм Набор угля натурального «Сонет»10 шт 3-6 мм Карандаш чернографитовый HB Ластик для карандашей «Cretacolor» мягкий Ластик-клячка «Vista-artista» Карандаши чернографитовые2В, 4В, 6В, 8В Краски гуашь «Сонет» набор 12 цветов (40 мл) Краска гуашь №1 100 мл белая Краски темперные 6 цветов (46 мл) Матерчатые салфетки 5 штук 1 набор 5 штук 5 штук 5 штук 4 штуки 2 набора 1 банка 1 набор 1 упаковка Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Информационно-методические условия Информационно-дидактические материалы: − Репродукции выдающихся произведений искусства; − Подборки работ студийцев прошлых лет; − Муляжи грибов, фруктов, овощей; − Предметы быта для постановки натюрмортов; − Изделия, образцы устного народного творчества. Педагогические принципы: на занятиях созданы условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Методы и приёмы: 1. Словесные: − беседу; − рассказ, искусствоведческий рассказ; − использование образцов педагога; 17 − художественное слово. 2. Информативно – рецептивный: − рассматривание; − наблюдение; − экскурсия; − образец педагога; − показ педагога. 3. Практические; 4. Репродуктивный: − прием повтора; − работа на черновиках; − выполнение формообразующих движений рукой. 5. Исследовательский; 6. Эвристический. Предполагается дать основы теории живописи, графики, научить различать жанры изобразительного искусства. Обучающиеся будут работать над освоением различных художественных материалов, овладевать новыми техниками и приёмами, научатся создавать свои цветовые сочетания, видеть цветовое многообразие. Используемые методы: − дают возможность почувствовать многоцветного изображения предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; − формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; − способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей; − созданию увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия; − созданию ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Формы аттестации и контроля Результатом реализации программы является создание обучающимися своего оригинального произведения, творческой работы. Главным критерием оценки является, не столько талантливость, сколько его способность трудиться и упорно добиваться нужного результата, овладевая всеми секретами изобразительного искусства. Используется самоанализ и коллективный анализ работ обучающихся. Формы самоанализа и коллективного анализа – беседа во время выставки работ учащихся. Выставка проводится после завершения тематического раздела, итоговая выставка проводится внутри объединения и внутри ДДТ. Обучающие рассказывают о своей работе, анализируют и обсуждают работы сверстников. Одной из форм подведения итогов, является составление обучающимися 18 альбома художественных работ, в котором виден результат и динамика его творческого развития. Виды, формы контроля, сроки их проведения указаны в таблице ниже. Педагог фиксирует результаты по каждому обучающемуся в индивидуальной «Карточке успеха обучающегося» (Приложение № 1), осуществляет диагностику личностного развития ребенка в процессе освоения программы (Приложение №2). Вид, сроки Содержание Формы/методы контроля контроля Входной (сентябрь) Выявление уровня знаний и Беседа, педагогическое умений, способностей наблюдение Текущий Выявление ошибок и Просмотр практических и (в течение учебного успехов в освоении творческих работ, групповая года) материала оценка работ, педагогическое наблюдение Итоговый/ Отслеживание динамики, Выставки, просмотр промежуточная прогнозирование практических и творческих аттестация результативности работ, педагогическое (декабрь) дальнейшего обучения наблюдение Итоговый/ Определение уровня Выставки, детский мастер – аттестация сформированности знаний, класс на открытом занятии, (май) умений и навыков творческие работы, педагогическое наблюдение 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». Перечень литературы для педагога 1. Алексеев Е.П. Образы Северного мира / Е.П. Алексеев. Екатеринбург: ИГНЫПС, 2017. – 100 с. 2. Баррингтон Б. Рисуем натюрморты / Б. Баррингтон. – Москва: Эксмо, 2017. – 48 с. 3. Блейк М. Как рисовать.Пастель.: Пошаговое руководство для начинающих / М. Блейк. - Москва: Астрель, АСТ, 2013. – 96 с. 4. Бутенко Н.В. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности ребёнка / Н.В. Бутенко. – г. Челябинск: Цицеро, 2013. – 67 с. 5. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Башня, растущая в небо / Т.В. Калинина. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2019. —64 с. 6. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Большой лес/Т.В. Калинина. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2019. — 64 с. 7. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Птицы, звери, комары и 20 мухи / Т.В. Калинина. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2019. —64 с. 8. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Цветы и травы/Т.В. Калинина. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2019.— 64 с. 9. Керликовски К. Основы рисования. Цветы и бутоны / К. Керликовски. – Москва: Арт- родник, 2012. – 46 с. 10. Пауэлл У. Разберемся в цветовой гамме / У. Пауэлл. - Москва: АСТ: Астрель, 2011. – 31 с. 11. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве / П.К. Сензюк. – Киев: Рад шк, 2018. – 78 с. 12. Сокольникова И.М. Основы рисунка/ И.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996. – 96 с. 13. Сокольникова И.М. Основы композиции/ И.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996. – 64 с. 14. Сокольникова И.М. Основы живописи / И.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996. – 82 с. 15. Литвиненко В.И. Учимся рисовать/ В.И. Литвиненко. – СанктПетербург: Кристалл, 2008. – 160 с. 16. Ушакова О.Д. Великие художники/ О.Д.Ушакова. – СанктПетербург: Литера, 2008. – 120 с. 17. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс: учимся рисовать с нуля шаг за шагом/О.В. Шматова. - Москва: Эксмо, 2014.– 80 с. Перечень литературы для обучающихся/родителей (законных представителей): 1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография/ Н.А. Алексеев. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1996. –216 с. 2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выгодский. –Санкт-Петербург: Союз, 1997. –96 с. 3. Джелберт В. Нарисуй цветы акрилом по схемам: Ты – художник! / В. Джелберт. – Москва: Контэнт, 2017. – 32 с. 4. Даглдиян К. Декоративная композиция/ К. Даглдиян. – Ростов-наДону: Феникс, 2010.–216 с. 5. Карлов Н.Г. Изображение птиц и зверей / Н.Г. Карлов. – Москва: Просвещение, 2016. – 192 с. 6. Лоури А. Техника акварельной живописи для начинающих. Ты – художник! / А. Лоури. – Москва: Контэнт, 2017. – 95 с. 7. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение/ М.К. Претте, А. Капальдо. – Москва: Советский художник, 1985. – 166 с. 8. Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж / Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов. – Москва: АСТ. Астрель, 2010. –141 с. 21 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение №1 Карточка успеха ______________________________________________________ № Показатели Критерии 1. Теоретическая подготовка 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебного (тематического) плана) Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям 1.2. Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии 2. Практическая подготовка 2.1. Практические умения и навыки (по основным разделам учебного (тематического) плана) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения фамилия, имя обучающегося Степень выраженности - минимальный уровень - ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой - средний уровень - объем усвоенных знаний составляет более ½ - максимальный уровень - ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за период - минимальный уровень - ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины - средний уровень - ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой - максимальный уровень -специальные термины употребляет осознано и в полном соответствии с их содержанием - минимальный уровень - ребенок овладел менее чем ½ умений и навыков - средний уровень - объем усвоенных умений и навыков составил более ½ - максимальный уровень - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период - минимальный уровень умений - ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием - средний уровень - работает с оборудованием с помощью педагога - максимальный уровень - работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений 2.3. Творческие навыки - начальный (элементарный) уровень Креативность в ребенок выполняет лишь простейшие выполнении практических практические задания педагогов); заданий - репродуктивный уровень – выполняет, в основном задания, по образцу - творческий уровень - выполняет задания с элементами творчества 3. Учебно-коммуникативные умения 3.1. Умение слушать и - минимальный уровень– обучающийся нач сер кон учебного года 22 слышать педагога Адекватность восприятия Умение слушать и слышать педагога Адекватность восприятия 3.2. 3.3. 3.3.1 3.3.2 3.3.3 не умеет, но пытается использовать информацию, идущую от педагога - средний уровень - работает с информационным материалом с помощью педагога или родителей - максимальный уровень - работает с информационным материалом самостоятельно, без затруднений Умение вести беседу - минимальный уровень - дает Самостоятельность односложные ответы, в основном суждений, четкость отвечая на поставленные вопросы, формулировки вопросов, испытывает напряжение при беседе ответов - средний уровень - внимательно слушает собеседника, если ему знакома тема, может самостоятельно начать, поддержать и закончить разговор со знакомым собеседником - максимальный уровень - слушает внимательно, может поддержать, начать и закончить разговор с незнакомым собеседником, проявляет самостоятельность в суждении, высказывает свое мнение Учебно-организационные умения и навыки Умение организовать - минимальный уровень - иногда рабочее (учебное) место - средний уровень - частично Самостоятельность при подготовке рабочего места к деятельности и - максимальный уровень - всегда уборке за собой Навыки соблюдения в - минимальный уровень - ребенок процессе деятельности овладел менее чем ½ объема навыков правил безопасности соблюдения правил безопасности, Соответствие реальных предусмотренных программой навыков соблюдения - средний уровень - объем усвоенных правил безопасности навыков составляет более ½ программным - максимальный уровень - ребенок требованиям освоил практически весь объем навыков, предусмотренных за конкретный период Умение аккуратно - минимальный уровень - иногда выполнять работу - средний уровень - частично Аккуратность и ответственность - максимальный уровень - всегда в работе Оценивание по уровням в баллах: минимальный уровень – 1-3 балла средний уровень — 4-6 баллов максимальный уровень – 7-10 баллов 23 № 1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 3. 3.1. Диагностика личностного развития ребенка в процессе освоения программы Показатели Степень выраженности Критерии Организационно-волевые качества Терпение - терпения хватает меньше, Способность переносить чем на ½ занятия (выдерживать) известные - терпения хватает больше, нагрузки в течение чем на ½ занятия определенного времени, - терпения хватает на все занятия преодолевать трудности Воля - волевые усилия ребенка всегда Способность активно побуждаются извне побуждать себя к - иногда – самим ребенком практическим действиям - всегда – самим ребенком Самоконтроль - ребенок постоянно находится под Умение контролировать свои воздействием контроля извне поступки (приводить к - периодически контролирует должному свои действия) себя сам - постоянно контролирует себя сам Ориентационные качества Самооценка (педагогическое - завышенная наблюдение) Способность оценивать себя - заниженная адекватно реальным - нормальная достижениям Интерес к занятиям в детском - интерес к занятиям продиктован объединении (педагогическое ребенку извне наблюдение) - интерес периодически Осознанное участие ребенка в поддерживается самим ребенком освоении образовательной - интерес исходит от ребенка, программы постоянно поддерживается им самостоятельно Поведенческие качества Конфликтность –(отношение - участвует в конфликтах, ребенка к столкновению периодически их провоцирует интересов (спору) в процессе - сам в конфликтах не взаимодействия) участвует, старается их избежать Способность занять - пытается самостоятельно уладить определенную позицию в возникающие конфликты конфликтной ситуации 3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) Умение воспринимать общие дела, как свои собственные - избегает участия в общих делах - участвует в общих делах при побуждении извне - активно участвует в общих делах, проявляет инициативу Приложение №2 нач сер кон учебного года 24 АННОТАЦИЯ Программа Изобразительное искусство «Арте» имеет художественную направленность, образовательная область — изобразительное искусство (графика, живопись и композиция). Дети учатся создавать картины и получать при этом максимум удовольствия! В рисовании главное — процесс. Ребенку важно самому решать, каким будет следующий шаг, следующая линия, какой выбрать цвет. Именно это дает поразительный результат. Каждый ребенок — творческая личность. Приобщиться к изобразительному творчеству, могут все желающие! СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ Грень Анна Александровна Педагог дополнительного образования. Образование: высшее Рабочий телефон: 8 (343) 210-19-84 E-mail: len_ddt@mail.ru