Azbuka_teatra_1_stupen

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
АЗБУКА ТЕАТРА. 1 СТУПЕНЬ
возраст обучающихся: 5-7 лет
срок реализации: 1 год
объем программы: 144 часа

образования

Автор-составитель
Никитина Анастасия Валерьевна
педагог дополнительного

Екатеринбург
2023
1

2
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТКЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка
Программа «Азбука театра. 1 ступень» направлена на формирование,
развитие творческих способностей детей и удовлетворение их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья за рамками основного
образования.
Театральные занятия выполняют одновременно воспитательную,
познавательную и развивающую функции. Участвуя в них, дети знакомятся с
окружающим миром во всем его многообразии.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;

3

10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы: художественная.
Актуальность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Азбука театра. 1 ступень» в том, что
обучение театральному искусству, как искусству синтетическому, является
одним из средств воспитания детей через слово, движения, голос, отношение
к окружающему миру, что в результате характеризует действительно
культурного человека.
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29
мая 2015 года № 996-р, стратегической направленностью в воспитании
ребёнка XXI века становится подготовка человека, обладающего опытом
творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески
реализующего знания на практике.
Занятия театральным искусством
открывают возможность позитивной социализации ребенка, формирования у
него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного
развития, развития инициативы и творческих способностей в сотрудничестве
со взрослыми и другими детьми. формируют художественно-эстетический
вкус и духовно-нравственную культуру личности обучающегося.
Программа направлена, в том числе, на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до

4

2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31.04.2022 №678-р, одним из приоритетных направлений
развития дополнительных программ художественной направленности
является содействие эстетическому воспитанию детей путем приобщения к
искусству, народному творчеству. В учебном (тематическом) плане
программы «Азбука театра. 1 ступень» предусмотрены темы, посвященные
изучению и популяризации народного искусства.
Отличительные особенности программы в том, что она направлена на
создание социальной ситуации развития дошкольников, открывающих
возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него
доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного
развития, развития инициативы и творческих способностей в сотрудничестве
с взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и
безопасности детей.
Театральные занятия выполняют одновременно воспитательную,
познавательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся к
подготовке выступлений. Погружаясь в театральную деятельность, дети
знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы,
звуки, диалоги. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые берет
на себя ребенок в театральной деятельности, помогает ему
продемонстрировать сверстникам и взрослым свою позицию, умения, знания,
фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют
речевой аппарат ребенка. Театрализованные игры и спектакли позволяют
детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат
замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более
раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои
мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий
мир.
Адресат программы: дети дошкольного возраста (5-7 лет). В этот
период происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все
стороны развития ребёнка. У большинства детей появляются разнообразные
интересы. В данном возрасте активно развивается творческое мышление,
воспитывается чувство коллективизма и уважения к старшим.
Формирование учебных групп осуществляется на добровольной
основе, без специального отбора, по возрастному признаку - дошкольники.
Главным условием является желание ребенка заниматься театральным
искусством.
Оптимальное количество обучающихся в группе: от 10 до 15 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность
занятия – 2 академических часа. 1 академический час – 30 минут,
предусмотрен перерыв – 10 минут.
Объем программы: 144 часа в год.
Срок освоения: программа рассчитана на один год обучения.

5

Особенности организации образовательного процесса. При
реализации программы используется традиционная модель организации
образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение
содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Эффективность обучения и развития личности ребёнка достигается
благодаря интеграции теории и практики. Такой принцип снабжает
воспитанника театральной студии необходимым опытом и техническими
навыками для дальнейшего самосовершенствования.
При необходимости ряд тем программы может быть вынесен в
дистанционный формат, так как ранее уже были разработаны онлайн мастерклассы по темам «Пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная
гимнастика».
Онлайн мастер-классы доступны с любого девайса с выходом в
интернет, и, что важно, позволяют родителям (законным представителям)
включиться в образовательный процесс вместе с ребенком.
Материалы, используемые в мастер-классах, общедоступные, список
материалов озвучивается в начале мастер-класса.
Уровень общеразвивающей программы – стартовый, предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, индивидуальногрупповая, работа в парах и мини группах.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, мастер-класс,
экскурсия.
Формы подведения итогов: открытые занятия, творческие отчёты.
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование и развитие духовно-нравственной
культуры личности, художественно-эстетического вкуса ребёнка средствами
театрального искусства и театральной педагогики.
Задачи:
Обучающие:
−
познакомить с основными особенностями театра кукол;
−
научить практическим умениям и навыкам актёрского мастерства
и пальчиковой гимнастики;
−
познакомить с основами сценической речи.
Развивающие:
−
развить познавательные процессы: внимание, воображение,
память, образное и логическое мышление;
−
развить навыки пластической выразительности образа;
−
развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание,
артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику;

6

−
развить творческие и организаторские способности
репетиционного процесса.
Воспитательные:
−
приобщить обучающихся к театральному искусству;
−
воспитать творческую и самостоятельную личность
ориентацией на деятельность в коллективе.

с

Планируемые результаты

Предметные
Освоив программу, обучающиеся:
−
узнают основные особенности театра кукол;
−
овладеют элементами актерского мастерства и пальчиковой
гимнастики;
−
узнают основы сценической речи.
Метапредметные
Освоив программу, обучающиеся будут демонстрировать:
−
улучшение внимания, воображения, памяти, образного и
логического мышление;
−
улучшение навыка пластической выразительности;
−
улучшение навыка правильного дыхания и артикуляции, сила
голоса; мышечная свобода; фантазия, пластика;
−
улучшение навыка репетиционного процесса.
Личностные:
Освоив программу, обучающиеся:
−
будут демонстрировать интерес к театральному искусству;
−
смогут развить способность самоопределения личности в
условиях коллективного творческого процесса.
Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при
изучении народного театрального творчества.
Задачи воспитательной работы:
− познакомить обучающихся с основными понятиями русского
фольклорного театра;
− формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины;
− формировать способность к созданию пальчиковых кукол.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с русским
фольклорным театром, будут демонстрировать желание продолжить изучать
культурное наследии Родины. Обучающиеся после освоения программы
будут уметь создавать пальчиковые куклы.
Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка,
экскурсия, просмотр видео материалов, открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:

7

• метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
• метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

Вводное занятие.
Беседа о коллективе.
1
Инструктаж по технике
безопасности
Внимание,
память, воображение,
2
ассоциативное мышление
в творчестве актёра.
Знакомство с театром
3 кукол. История народного
театрального творчества

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Беседа.
Анкетирование
Тестирование

4

2

2

15

2

13

Творческое задание

12

2

10

Беседа, дискуссия

4 Пальчиковая гимнастика

12

1

11

5 Сценическая речь

14

2

12

6 Театральная кукла

15

2

13

7 Ритмопластика

16

1

15

Творческое задание

8 Игры – драматизации

20

2

18

Творческое задание

Работа над пьесой,
спектаклем

22

4

18

Творческое задание

9

10 Открытый урок

4

11 Путешествие в искусство

10

4

6

Всего: 144

22

122

4

Наблюдение,
упражнение, этюд
Наблюдение,
упражнение, этюд
Беседа, творческое
задание.

Итоговая творческая
работа
Педагогическое
наблюдение

Содержание учебного (тематического) тематического плана
Тема 1. Вводное занятие. Беседа о коллективе. Инструктаж по
технике безопасности.
Теория. Ознакомительная беседа о театральном искусстве, коллективе.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Игры на знакомство: «Ярмарка», «Снежный ком», «Общий

8

признак».
Тема 2. Внимание, память, воображение, ассоциативное мышление
в творчестве актёра
Теория. Три круга внимания. Развитие эмоциональной памяти и
сюжетного мышления. Особенности актёрского воображения.
Практика. Игры и упражнения на развитие словесно-логической и
эмоциональной памяти: «Кто во что одет», «Посади на место», «Снежный
ком», «Я сегодня вот такой»; произвольного внимания: «Круги внимания»,
«Повтори движение», «Пол, нос, потолок»; воображения: «Кто на что
похож», «Превращение предмета»; ассоциативного мышления: «Мешок
сюрпризов», «Угадай по костюму».
Тема 3. Знакомство с театром кукол. История народного
театрального творчества.
Теория. Зарождение кукольного театра. Театр «Петрушки». Братья
Петрушки. Виды кукол. Ширма – сцена для пальчиковых, перчаточных и
тростевых кукол.
Практика. Основы кукловождения. Изучение общих правил
кукловождения. Основные принципы последовательности выступления на
сцене: выход на сцену, выступление (танец, стих, строчка будущей роли),
поклон, уход со сцены. Просмотр и обсуждение спектакля театра кукол.
Тема 4. Пальчиковая гимнастика
Теория. Инсценировка рифмованных историй, стихотворений при
помощи пальцев.
Практика. Заучивание стихов и с одновременными движениями
пальцами. Упражнения: «Ипподром», «День рождения у меня», «Бабушка
приехала», «Мы делили апельсин».
Тема 5. Сценическая речь
Теория. Правильная постановка гласных о согласных звуков,
артикуляционная гимнастика, вербальные и невербальные средства
выразительности.
Практика: Упражнения: «Театральный теремок», «Снежки», «Эхо»,
«Цветочный магазин», «Свеча», «Язык-часовая стрелка», «Язык-жало змеи».
Чистоговорки и скороговорки.
Тема 6. Театральная кукла
Теория. Что мы знаем о театральной кукле. Виды театральной куклы.
Куклы разных народов мира. Навык работы с перчаточной куклой.
Практика. Придумывание и изготовление театральной куклы:
пальчиковая, планшетная, настольная, варежковая, перчаточная, тростевая.
Этюды с куклой.
Тема 7. Ритмопластика
Теория. Гимнастические упражнения. Характер музыки и пластическая
выразительность. Укрепление различных групп мышц и осанки.
Практика. Упражнения: «Запрещенное движение», «Танцевальное
соло», «Музыкальный мяч», «Танцевальный круг», «Котята», «Дерево»,

9

«Роза», Танцы-импровизации.
Тема 8. Игры – драматизации
Теория. Основные этапы развития истории.
Практика. Разыгрывание ситуаций придуманных историй, рассказов
по картинкам. Спонтанная игра. Темы: «Не может быть», «Этюд на три
слова», «Сказка с другим концом».
Тема 9. Работа над пьесой, спектаклем.
Теория. Анализ по эпизодам. Отбор действий.
Практика. Чтение материала для постановки: пьесы, сказки,
инсценировки и т.п. Репетиции в творческих подгруппах. Определение
действия героев, выстраивание мизансцен.
Тема 10. Открытый урок
Практика. Показ открытого занятия зрителю (родителям, законным
представителям несовершеннолетнего учащегося). Анализ открытого урока.
Тема 11. Путешествие в искусство
Практика. Посещения театров, как профессиональных, так и детских.
Групповые мероприятия, направленные на улучшение атмосферы в группе:
праздник осени, международный день театра, день матери Масленица и др.

10
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график на 2023/2024 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном
году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10
11
12

Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

36
72
4
144
16
20
1 сентября
отсутствуют
4 ноября, 1-8 января, 23 февраля,
8 марта, 1 мая, 9 мая
31 мая
15-30 декабря, 15-30 мая
2 раза в неделю по 2 академических
часа

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1)
Помещение для занятий - просторный, хорошо проветриваемый
кабинет со свободным центром и минимальным количеством мебели,
пригодной для использования в качестве выгородки, в соответствии с
санитарными нормами;
2)
Элементы театральных декораций (ширмы, кубы), костюмы;
3)
Оснащенность кабинета:
−
столы, стулья, шкафы для хранения костюмов, инструментов;
−
осветительные
приборы
(фонарики,
проектор-фонарь,
светодиодные светильники);
− компьютер, проектор, экран, магнитофон;
− звуковая аппаратура (динамики, микрофоны);
4)
Реквизит:
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Название
Муляжи овощей и фруктов (более 20 разных)
Пальчиковые куклы
Варежковые куклы
Перчаточные куклы
Куклы БиБаБо
Куклы марионетки

Количество
25
20
10
17
12
4

11

7
8
9
10
11
12
13

Куклы прыгунки
Натюрмортный фонд (вазы, горшки, чаши, кружки,
корзины, деревянные ложки и пр.)
Однотонные драпировки
Драпировки с рисунком
Трафареты для мастер–класса «Кукольный театр»
Теннисные мячики
Вертушки для дыхательной гимнастики

7
23
7
5
15
10
15

Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю театральной студии без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности ДООП
«Азбука театра. 1 ступень», и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические материалы.
При реализации программы используются следующие информационнометодические материалы:
−
Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал,
презентации, фонограммы, карточки для заданий);
−
Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка,
театральные шумы и звуки, звуки природы, аудио театр;
−
Видеотека: записи спектаклей.
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней
сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в
зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–
обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
–
учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и
изобразительные возможности каждого, которые реализуются за счет
широкого выбора художественных материалов и предлагаемых тем;
–
познакомить
обучающихся
с
разными
техниками
и
художественными материалами для создания образа героя;
–
сформировать коллектив детского объединения.

12

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы подведения итогов: участие в постановках и показе
спектаклей, литературно-музыкальных композиций, конкурсно-игровых
программ; концертная, проектная и социально творческая деятельность.
Критерии и формы оценки качества знаний
Программой предусмотрены:
−
анкетирование детей (Приложение № 1);
−
мониторинг освоения программы (Приложение № 2).
В процессе реализации программы на каждом этапе обучения
проводится мониторинг знаний, умений и навыков:
Входной – проводится в начале учебного года в виде собеседования
(уровень и объем знаний о театре, Приложение № 1), творческого задания (на
фантазию и творческое мышление), анкета для родителей (Приложение № 3);
Промежуточный – по итогам первого полугодия: усвоение
программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в
новогоднем театрализованном представлении, творческих показах на
мероприятиях в Доме детского творчества, других организаций (Приложение
№ 2);
Итоговый – в конце учебного года: активность участия в творческих
показах, участие в учебном спектакле и уровень освоения программы
(Приложение № 1).
Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль по
освоению конкретной темы, упражнения, задания. Применяются следующие
формы проверки усвоения знаний:
−
Участие в дискуссии.
−
Выполнение контрольных упражнений, этюдов.
−
Показ самостоятельных работ.
−
Участие в играх, викторинах, конкурсах.
−
Работа над созданием спектакля.
Эффективным способом оценки уровня освоения программы является
итоговая творческая работа каждого учащегося (проза, стихотворение,
монолог). Обучающиеся готовят творческую работу в конце учебного года и
презентуют ее на открытом занятии для родителей.

13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Перечень литературы для педагога
1.
Андрачников С. Г. Теория и практика сценической школы / С. Г.
Андрачников. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. - 59 с.
2.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе:
Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А. Алябьева.
— М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88с.
3.
Ершова А.П. Уроки театра в школе / А.П. Ершова. - М.:
Просвещение, 1992. – 71 с.
4.
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: Учебное пособие. 5е изд / Б. Е. Захава. — М.: РАТИ - ГИТИС, 2008. - 432 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками /
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 235 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д.
Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 317 с.
7.
Кохтев Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция / Н.Н. Кохтев.
– М.: Изд-во МГУ, 1992. – 176 с.
8.
Пиз А. Язык жестов: Пер.с англ. / сост. В.В. Шарпилло. - Минск:

14

Парадокс, 1995. - 414 с.
9.
Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширинная версия /
А. Пиз, Б. Пиз.- М.: Эксмо,2006. – 416 с.
10. Почикаева Н.М. Искусство речи : учеб. пособие для училищ
искусств и культуры / Н. М. Почикаева. - М.: МарТ, 2005. - 348 с.
11. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии / Н. А. Сакович.— СПб.:
Речь, 2004.— 224 с.
12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина.
— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 288 с.
13. Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению:
научное издание / Ю.А. Стромов. - М.: Просвещение, 1980. - 79 с.
Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных
представителей)
1.
Васильева Т.И. Упражнения по дикции (согласные звуки).
Учебное пособие по курсу Сценическая речь / Т.И. Васильева. - М.: ГИТИС,
2004. – 94 с.
2.
Генералова И.А. Мастерская чувств / И.А. Генералова. – М.:
ФЦРСДОД, 2006. – 61 с.
3.
Козлянинова И.П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное
пособие для театральных и культурно-просветительных училищ / И.П.
Козлянинова. - М.: Просвещение, 2003. – 135 с.
4.
Невский Л.А. Ступени мастерства / Л.А. Невский. - М.:
Искусство, 2005. – 91 с.
5.
Петрова А.Н. Сценическая речь / А.Н. Петрова. - М.: Искусство,
1981. – 191 с.

15
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Анкета обучающегося программы «Азбука театра. 1 ступень»
ФИО обучающегося
Дата рождения
Адрес
Данные родителей
Входная
Итоговая
№
диагностика диагностика
1 Знает основные особенности театра кукол.
Владеет элементами актерского мастерства
2
и пальчиковой гимнастики
3 Знает основы сценической речи
4 Развиты познавательные процессы
Развит навык пластической
5
выразительности
Развит навык правильного дыхания и
6
артикуляции
7 Нравственные качества личности
8 Развит навык командной работы
9 Развит навыки эмоционального интеллекта
10 Интерес к театральному искусству
Речевое заключение
Актёрское мастерство
Ритмопластика
Внимание
Воображение
Память
Образное мышление
Логическое мышление
Общий балл
Каждый пункт оценивается в баллах:
Высокий уровень (3 балла) – яркое творческое начало
Средний уровень (2 балла) – наличие актёрских способностей
Низкий уровень (1 балл) – небольшое проявление актёрских данных
По результатам диагностики, баллы суммируются:
12-15 – продвинутый уровень
8- 11 – базовый уровень
1 – 7 – начальный уровень

16

Приложение № 2
Критерии усвоения программы:
теоретическими
знаниями
и

−
Владение
специальной
терминологией;
−
Владение основами актерского мастерства (творческое
воображение, логика действий, органичность и выразительность,
способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность
речи);
−
Умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой,
пластический, актерский);
−
Активность участия в творческих проектах и разработках;
−
Креативность в выполнении творческих заданий;
−
Умение взаимодействовать с товарищами и педагогом;
−
Умение организовать свое время и деятельность.
Диагностический материал
Диагностика результативности воспитательного образовательного
процесса по программе театральной студии выделяются в качестве основных,
пять показателей:
−
Качество знаний, умений, навыков;
−
Особенности мотивации к занятиям;
−
Творческая активность;
−
Эмоционально-художественный устойчивый интерес;
−
Достижения.
Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по
четырём уровням в соответствии со следующей моделью:
Первый уровень - подготовительный;
Второй уровень - начальный;
Третий уровень - освоения;
Четвертый уровень - совершенствования.
Критерии оценки.
1)Творческий интерес.
Ведущие мотивы: познавательный процесс к общению, умение
добиться высоких результатов.
2) Творческая активность.
− Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не
испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий.
Производит операции по заранее данному плану. Нет навыка
самостоятельного решения проблем.
− Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении
новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности.
Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен разрешить
проблемную ситуацию, но при помощи педагога.
− Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и

17

коллектива. Проявляет инициативу, но часто не способен оценить их и
выполнить.
− Инициативу проявляет постоянно и способен оценить и выполнить
их.
− Эмоционально-художественная настроенность.
− Подавленный, напруженный, бедные и маловыразительные мимики,
жесты, голос.
− Не может четко выразить свое эмоциональное состояние, не
проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или
воспринимать произведения искусства, но не всегда.
− Замечает разные эмоциональные состояния, пытается выразить свое
состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность
выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда.
− Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое
эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи,
включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии
или исполнении произведения искусства.
− Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое
эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи,
включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии
или исполнении произведения искусства.
3) Достижения:
− Пассивное участие в делах объединения.
− Активное участие в делах объединения, отдела.
− Значительные результаты на уровне района, города и т.д.
Параметры оценки результативности:
1 балл - низкий уровень;
2 балла - средний уровень;
3 балла - высокий уровень.

18

Приложение № 3
Анкета для родителей.
1.Понравилось ли Вам открытое занятие?
Сценическая речь
Ритмопластика
понравилось

Актерское
мастерство

не всё
понравилось
совсем не
понравилось
2. Виден ли творческий рост группы в целом?
Сценическая речь Ритмопластика
заметен хороший
рост
не очень
хороший рост
не виден рост
3.Оцените степень творческого роста своего ребенка.
Сценическая речь Ритмопластика
очевиден рост
малозаметный
рост
не заметен вовсе

Актерское
мастерство

Актерское
мастерство

19
АННОТАЦИЯ

Занятия театральным искусством открывают возможность позитивной
социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к
себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и
творческих способностей в сотрудничестве с взрослыми и другими детьми. А
также, занятия формируют художественно-эстетический вкус и духовнонравственную культуру личности обучающегося.
Программа «Азбука театра. 1 ступень» направлена на формирование,
развитие творческих способностей детей и удовлетворение их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья за рамками основного
образования.
Театральные занятия выполняют одновременно воспитательную,
познавательную и развивающую функции, открывают обучающимся мир во
всем его многообразии, способствуют позитивной социализации ребенка,
формируют доверие к людям и к себе, развивают инициативу и творческие
способности, а также обеспечивают здоровье и безопасность обучающихся.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ
Никитина Анастасия Валерьевна
Педагог дополнительного образования
Образование: высшее, Челябинская государственная академия культуры и
искусств, режиссер театрализованных представлений и
праздников, преподаватель, 2012.
Повышение квалификации: «Искусство педагогики. Этика работы при
постановке спектакля с детьми и подростками в театральном
коллективе», 2022.
Рабочий телефон: 8 (343) 210-19-84
E-mail: len_ddt@mail.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».