Azbuka_keramista

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
АЗБУКА КЕРАМИСТА
возраст обучающихся: 10-12 лет
срок реализации: 1 год
объем программы: 144 часа

Автор – составитель:
Зверева Татьяна Дмитриевна
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2023

2
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка
Программа «Азбука керамиста» предназначена для учреждений
дополнительного образования, ориентирована на детей любого уровня
начальной подготовки.
В рамках программы происходит знакомство с материалом, освоение
базовых приёмов и технологий работы с глиной, формируется особая
творческая среда в детском коллективе. В процессе обучения дети осваивают
основные техники ручной лепки из глины и способы декорирования
керамики, а также отливку гипсовых барельефов по глиняной форме. В
рамках программы обучающиеся научатся создавать своими руками посуду и
другие утилитарные вещи из глины. Основной упор делается на освоение и
закрепление азов работы с глиной.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по

3

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы: художественная
Актуальность. При разработке общеобразовательной программы
дополнительного образования «Азбука керамиста» были учтены
современные тенденции развития дополнительного образования. Согласно
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.04.2022 №678-р, одним из приоритетных направлений развития
дополнительных программ художественной направленности является
содействие эстетическому воспитанию детей путем приобщения к искусству,
народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам. Данная
программа соответствует данному приоритету.
Программа учитывает социальный заказ, так как предоставляет
обучающимся возможность приобрести навыки декоративно-прикладного
творчества. Данное декоративно-прикладное направление полностью
отсутствует в программах общеобразовательных организаций и может быть
реализовано только в учреждениях дополнительного образования детей.
Комплексный подход программы позволяет в значительной мере
оптимизировать образовательный процесс и дает большие возможности в
самореализации, личностном развитии каждого ребенка.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной
и исторической самобытности России, национальных ремёсел и промыслов,
незыблемых нравственных ценностей народа. Данная программа включает в

4

себя раздел по ознакомлению с традиционными керамическими промыслами
России и освоению практических приемов, навыков изготовления предметов
быта и украшений, что является особенно актуальным.
Актуальность программы подчеркивает применение и отражение в ней
современных тенденций искусства в использовании глины как материала для
декоративно-прикладного творчества.
Отличительные особенности данной программы заключается в том,
что программа ориентирована на применение широкого комплекса
различного дополнительного материала по декоративно-прикладному
творчеству. Программа «Азбука керамиста» позволяет обучающимся освоить
возможности художественно-творческой деятельности для самовыражения.
Занятия в творческом объединении предоставляют обучающимся
возможность социальной адаптации, дают почувствовать себя в среде
единомышленников, связанных общим интересным делом, развивают
способность к сотрудничеству, как с взрослым (педагогом), так и со
сверстниками, побуждают к коллективной деятельности, координации своих
действий для достижения общей цели.
Кроме того, большое значение имеет выставочная деятельность –
переживание успеха, публичное признание приносит моральное
удовлетворение и в то же время вырабатывает чувство ответственности за
результат своего труда, что побуждает ребенка стремиться к еще большим
высотам творчества, к развитию и самосовершенствованию.
Адресат программы. Программа адресована детям в возрасте от 10 до
12 лет. Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание
заниматься лепкой. Никаких специальных тестов для записи в объединение
не проводится.
В период от 10 до 12 лет детям свойственна повышенная активность,
стремление к экспериментированию и склонность к фантазированию.
Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает
свой собственный авторский замысел. В этом возрасте детям нравится
выполнять сложную творческую работу, требующую глубоких знаний,
высокого уровня навыков и компетенций, проявлять свою индивидуальность
и мастерство.
Оптимальное количество обучающихся в группе - 10 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность
занятия – 2 академических часа. Продолжительность одного академического
часа – 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Объем и срок освоения программы. Объем программы – 144 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.

5

Обязательной частью программы является экскурсионная и
выставочная деятельность, имеющая образовательное и просветительское
назначение, способствующая закреплению «ситуации успеха» через участие
ребенка в выставках. Выставки помогают раскрывать проблемы развития
декоративно-прикладного искусства, знакомят с традициями народного
творчества, вводят в мир ребенка понятие «духовность». Экскурсии не
только содержат познавательную информацию, но и развивают способность
обучающихся к художественному восприятию окружающего мира и
произведений искусства. Дети знакомятся с историей родного края, через
культуру и искусство приобщаются к историческим корням Родины, что
способствует развитию духовности и патриотизма.
Программа «Азбука керамиста» содержательно и организационно
связана с деятельностью Изостудии «Соцветие» МБУ ДО ДДТ им. Е.Е.
Дерягиной. Обучающиеся этих объединений реализуют совместные
творческие проекты по созданию выставочных образцов.
Уровень сложности программы.
Программа носит «стартовый уровень» сложности, так как
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: практическое занятие, беседа, лекция, мастер-класс,
экскурсия, открытое занятие.
Формы подведения итогов: выставка, беседа.
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческих способностей и личностного
потенциала обучающихся посредством обучения лепке из глины, изучения
различных техник работы с глиной и создания работ по образцу, а также
приобщение обучающихся к культурному наследию России через изучение
народных промыслов.
Задачи программы:
Обучающие:
−
формировать навыки лепки из глины;
−
обучать основным понятиям, терминам и определениям в сфере
керамики;
−
знакомить с историей возникновения русской глиняной игрушки,
ее разновидностями и особенностями;
−
обучать приемам выполнения работ из глины с помощью
наглядного метода – образца.
Развивающие:
−
развивать
любознательность,
наблюдательность,
память,
пространственные представления;
−
формировать интерес к творческой деятельности;

6

−
активизировать творческую инициативу, воображение
фантазию;
−
формировать эстетические отношения к окружающему миру.

и

Воспитательные:
−
воспитывать потребность в художественной организации своего
жизненного пространства;
−
воспитывать уважительное отношение к творчеству другого
человека;
−
формировать интерес к изучению истории родной страны;
−
формировать навыки и умения работы в коллективе.
Планируемые результаты
Предметные результаты.
Обучающиеся будут:
−
уметь выполнять изделия из глины различными способами;
−
владеть основными терминами, связанными с работой с глиной и
керамикой;
−
знать историю возникновения русской глиняной игрушки, ее
разновидности и особенности.
−
уметь анализировать изделия из керамики, выбирать подходящий
способ лепки и воспроизводить изделия по образцу.
Метапредметные результаты.
Обучающиеся будут демонстрировать:
−
стремление к познанию новых приемов лепки и декорирования,
умение анализировать форму и выполнять работы по представлению;
−
способность проектировать и воплощать собственные идеи в
материале;
−
творческую инициативу в индивидуальном и коллективном
творчестве;
−
способность к эмоциональному восприятию окружающего мира,
умение замечать красоту вокруг себя.
Личностные результаты.
Обучающиеся будут демонстрировать:
−
потребность в художественной организации своего жизненного
пространства (окружение себя керамическими изделиями, подготовка
подарков для близких и друзей);
−
уважительное и доброжелательное отношение к окружающим,
чувство товарищества, личной ответственности;
−
потребность соотносить себя с историческим прошлым и
настоящим, со своим народом и миром, осознавать себя как часть и
представителя большого целого;
−
готовность и умение работать в команде для создания

7

совместных проектов.
Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при
освоении декоративно-прикладного творчества (лепка) через изучение
народных ремесел.
Задачи воспитательной работы:
− познакомить обучающихся с ремеслами и традициями народов
России;
− формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины;
− формировать
самостоятельную
способность
к
созданию
традиционных глиняных игрушек на базе полученных знаний.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с
народными ремеслами и традициями народов России, будут демонстрировать
желание продолжить изучать культурное наследии Родины. Обучающиеся
будут уметь самостоятельно создавать русские традиционные глиняные
игрушки.
Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка,
экскурсия, открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:
• метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
• метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
Учебный (тематический) план
№
Названия раздела
Количество часов
Форма аттестации/
п/п
(темы)
контроля
всего теория практика
1. Вводное занятие
4
1
3
Беседа
2. Пластовая керамика
24
2
22
Беседа,
(плоскостная, объем)
наблюдение,
выставка
3.
4.

5.
6.

Отливки из гипса по
глиняной форме
Лепка из куска
(вытягивание,
выминание,
выбирание)
Дообжиговое
декорирование
Лепка из жгута.
Комбинированный

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа, выставка

8

1

7

24

3

21

24

4

20

Наблюдение

24

2

22

Наблюдение,
беседа, выставка

8

7.
8.

способ лепки
Керамика в быту.
Изготовление посуды
Подготовка и
проведение итоговой
выставки
Итого:

32

4

28

4

1

3

144

18

126

Наблюдение,
беседа
Выставка, беседа

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомительная беседа об искусстве керамики. Инструктаж
по технике безопасности. История возникновения керамики, основные
сведения о материалах.
Практика. Игры на знакомство. Первичное практическое знакомство с
глиной и ее подготовка к работе. Изготовление базовых элементов (жгут,
шар, спираль, косичка и т.д.). Лепка геометрических фигур. Первоначальные
навыки передачи объема. Демонстрация наглядных пособий, просмотр
иллюстраций и фотографий. Подвеска-солнышко из жгута.
2. Пластовая керамика (плоскостная, объем).
Теория. Знакомство со способ лепки из пласта. Анализ образцов. Метод
формирования объема из пласта глины. Изучение и обсуждение наглядных
пособий. Объяснение принципов работы с пластом. Способ лепки из
отдельных деталей. Соединение частей с использованием насечек и шликера.
Рассказ о конструктивном методе формирования объема. Объяснение
принципов лепки из модулей.
Практика. «Волшебные птицы».
Раскатка глиняных пластов, крой формы по образцу. Проработка
фактуры поверхности.
Практика. Тарелка «Кусочек моря».
Раскатка глиняных пластов, крой формы. Нанесение оттисков на
поверхность глины ракушками, кораллами, камушками.
Практика. Тарелка «Летний день».
Раскатка глиняных пластов, крой формы. Нанесение оттисков на
поверхность глины при помощи листьев, колосков, шишек, веток и т.д..
Практика. Вазочка для мамы.
Создание полого цилиндрического объема из глиняного пласта.
Нанесение текстуры. Оправка высушенных изделий влажной губкой.
Практика. Дом для карандашей.
Раскатка глиняных пластов, крой деталей по трафарету, соединение
деталей с помощью шликера. Нанесение текстуры (имитация кирпича,
черепицы и др.)
3. Отливки из гипса по глиняной форме.
Теория: беседа о свойствах гипса. Техника безопасности при работе.

9

Практика: изготовление глиняной формы для отливки, установление
опалубки. Литье гипса в глиняную форму. Роспись и оправка готовых
изделий.
4. Лепка из куска (вытягивание, выминание, выбирание).
Теория: Пластический способ лепки из цельного куска путем
вытягивания. Анималистический жанр в керамике. Понятия: «пропорции»,
«характерные особенности». Способ лепки путём выбирания. Способ
создания полых форм из монолитных глиняных кусков. Способы
декорирования: пальцевой орнамент, тиснение, налепы.
Русская традиционная глиняная игрушка. Известные игрушечные
промыслы (каргопольская, филимоновская, хлудневская, суджанская,
курская, орловская, абашевская и дымковская игрушка). Особенность,
выразительность и технология изготовления. Традиционная глиняная
игрушка Урала.
Практика. Удивительные звери.
Работа с наглядным и фотоматериалом. Декоративная переработка
образа животного в мелкой пластике. Лепка.
Практика. Пиала-кокос.
Создание полой полусферы из монолитного шара глины путем
выминания. Оправка изделий. Нанесение текстуры.
Практика. Орешек для Золушки.
Создание шкатулки-желудя. Изготовление двух разных по размеру
полусфер способом выминания, нанесение текстуры, доработка деталей.
Практика. Игрушки наших бабушек.
Лепка традиционных игрушек по репродукциям.
5. Дообжиговое декорирование.
Теория: Способы декорирования: пальцевой орнамент, тиснение (с
использованием растений, текстиля, штампов), процарапывание, налепы,
ажур. Комбинирование различных способов декорирования. Композиция.
Практика. Сграффито.
Изготовление глиняной формы, нанесение ангоба, процарапывание
рисунка.
Практика. Роспись ангобом.
Создание формы из глины под роспись. Работа над эскизом,
перенесение эскиза на глину. Роспись ангобом.
Практика. Волшебные пузыри.
Создание форм из глины для декорирования. Смешение ангоба и
жидкого мыла. Декорирование в технике «Баблз».
6. Лепка из жгута. Комбинированный способ лепки.
Теория: Спирально-кольцевой способ изготовления сосудов.
Использование дополнительных декоративных приемов и элементов.
Технология создания «правильного» жгута. Способы скрепления жгутов.
Правила укладывания жгутов в формы. Комбинированный способ лепки.
Практика. Чудо-дерево.

10

Изготовление декоративной плакетки. Отработка изготовления жгутов.
Выкладывание рисунка на плакетку жгутами, закрученными в спираль.
Практика. «Конфетное настроение».
Лепка чаши из жгутов, которые раскатывают из глины и соединяют с
помощью шликера. Декорирование чаши – гравировка с помощью
деревянной стеки.
Практика. Ваза.
Создание вазы комбинированным способ. Вынимание. Кольцевой
налеп.
7. Керамика в быту. Изготовление посуды.
Теория. История возникновения посуды из керамики. Обзор
многообразия форм. Изучение способов лепки и декорирования.
Практика. Изготовление посуды ручным способом. Декорирование
ранее изученными техниками. Создание эскизов и трафаретов для росписи.
8. Подготовка и проведение итоговой выставки.
Теория. Подведение итогов года.
Практика. Подготовка работ к выставке. Организация выставочного
пространства. Описание работ. Проведение выставки. Анализ выставки.

11

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Календарный учебный график на 2023/2024 учебный год
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

36
72
4
144
16
20
1 сентября
отсутствуют
6 ноября, 1-8 января, 23 февраля,
8 марта, 1-3 мая, 9 мая
31 мая
15-30 декабря, 15-30 мая
2 раза в неделю по 2
академических часа

Условия реализации программы
Материально-технические условия.
Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый
кабинет в соответствии с санитарными нормами.
№
Наименование
Кол-во
1.Информационно-коммуникационные, технические средства обучения
1
компьютер, монитор, принтер (комплект)
1
2.Учебно-практическое оборудование
1
муфельная печь
1
2
огнеупорное оснащение печи (полки, стойки) - комплект
1
3
доска
1
4
турнетки
10
3.Мебель
1
Стол (парта)
6
2
Стулья
12
3
Шкафы для хранения пособий, оборудования, материалов
2
4.Канцелярские и расходные материалы
1
глина МКФ 2 (на 1 обучающегося)
30 кг
2
красная глина (на 1 обучающегося)
10 кг
3
Бумага формата А4 (на 1 обучающегося)
20 л
4
Краски гуашевые комплект 6 цветов (на 1 обучающегося)
1
5
Краски акриловые: цвет золотой, банка 100г (на коллектив)
3

12

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20

Ангобы «Лаборатория керамики» набор 6 цветов по 50г
1
(на 1 обучающегося)
Черный и белый ангоб (на коллектив)
по 5 кг
Глазури «Лаборатория керамики» разных цветов
500 гр
(на 1 обучающегося)
Прозрачная и белая глазурь (на коллектив)
по 5 кг
Гипс (на 1 обучающегося)
1кг
Набор стеков: деревянный, металлический, петли
2
(на 1 обучающегося)
Губка (на 1 обучающегося)
5
Полотенца (на 1 обучающегося) +2 на коллектив
1
Клеенка (на 1 обучающегося по мере расходования)
1
Стаканы под воду (на 1 обучающегося)
1
Палитра, лопаточка деревянная, скалка, ножницы, доска
1
пластиковая (на 1 обучающегося)
Кисти: круглая синтетическая (№2), средняя круглая По 1
натуральная (№4), большая натуральная (№7,8,9), плоская
синтетическая (№ 10) );
Сеточки для шлифовки набор (на группу)
1
Сито мелкое (на коллектив)
1
Ножницы
1

Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.

1
2
3
4
5

Информационно-методические условия
Специальная литература и методические пособия,
указанные в списке литературы
Таблицы по керамике: «Формы сосудов»
Таблицы по керамике: «Способы декорирования»
Фото-образцы работ лучших керамистов России
Тематические стенды
«Основные способы формообразования из глины»

10
15
15
11
3

13

6
7
8
9

Тематические стенды
«Основные способы декорирования керамики»
Тематические стенды: Роспись керамики
Стенд «Чудеса фарфора».
Плакаты «Орнамент».

2
2
1
1

Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней
сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в
зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–
обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
–
учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и
изобразительные возможности каждого;
–
познакомить обучающихся с разными техниками лепки и
декорирования керамики;
–
сформировать коллектив детского объединения.
В процессе обучения приоритетной задачей является формирование
представления о декоративно-прикладном искусстве как искусстве
«выразительном». Учебные задания нацелены на освоение «азбуки
выражения» и овладения «инструментом выражения» для создания
эмоционально-художественного
образа.
Ребенок
осваивает
метод
«вхождения в образ» переходит от интуитивной художественной
деятельности к сознательной и целенаправленной.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В рамках реализации программы проводится мониторинг освоения
программы по следующим параметрам:
Изучаемый параметр
Нулевой этап (сентябрь)
Теоретическая подготовка: проявление
коммуникативных способностей;
потребность в самовыражении через
творчество
Практические навыки: творческая
инициатива в формировании и
воплощении замысла
Развитие эстетического потенциала:
проявление ощущения сопричастности
природному и культурному миру;

Формы
аттестации/
контроля

Инструментарий

Педагогическое Приложение № 1
наблюдение,
«Индивидуальная
беседа
карта
диагностики»
Педагогическое Приложение № 1
наблюдение,
«Индивидуальная
беседа,
карта
выставка
диагностики»
Педагогическое Приложение № 1
наблюдение,
«Индивидуальная
беседа
карта

14

Изучаемый параметр
потребность в эмоциональной оценке и
понимании предмета своего творчества
Промежуточный этап (январь)
Теоретическая подготовка: проявление
коммуникативных способностей;
потребность в самовыражении через
творчество
Практические навыки: творческая
инициатива в формировании и
воплощении замысла
Развитие эстетического потенциала:
творческие способности, воображение,
фантазия; проявление ощущения
сопричастности природному и
культурному миру; потребность в
эмоциональной оценке и понимании
предмета своего творчества
Итоговый этап (май)
Теоретическая подготовка: проявление
коммуникативных способностей;
потребность в самовыражении через
творчество
Практические навыки: творческая
инициатива в формировании и
воплощении замысла

Формы
аттестации/
контроля

Инструментарий
диагностики»

Педагогическое Приложение № 1
наблюдение,
«Индивидуальная
беседа
карта
диагностики»
Педагогическое Приложение № 1
наблюдение,
«Индивидуальная
беседа,
карта
выставка
диагностики»
Педагогическое Приложение № 1
наблюдение,
«Индивидуальная
беседа
карта
диагностики»

Педагогическое Приложение № 1
наблюдение,
«Индивидуальная
беседа
карта
диагностики»
Педагогическое Приложение № 1
наблюдение,
«Индивидуальная
беседа,
карта
выставка
диагностики»
Развитие эстетического потенциала:
Педагогическое Приложение № 1
творческие способности, воображение,
наблюдение,
«Индивидуальная
фантазия; проявление ощущения
беседа.
карта
сопричастности природному и
Мониторинг
диагностики»;
культурному миру; потребность в
предъявления
Приложение № 2
эмоциональной оценке и понимании
результатов
предмета своего творчества
индивидуально
го творческого
роста.
Свидетельством успешного освоения программы являются портфолио
обучающихся, сформированные из дипломов, грамот, фотографий, видео
(результат участия в конкурсах, фестивалях и мероприятиях).

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Перечень литературы для педагога
1.
Буббико Д. Керамика: техники, материалы, изделия/ Д. Буббико. М.: Никола-Пресс, 2009. – 128 с.
2.
Бурдейный М.А. Искусство керамики/ М.А. Бурдейный. - М.:
Профиздат, 2009.- 104 с.
3.
Комарова Т. С., Савенкова А. И. Коллективное творчество детей2е изд., испр. и доп./ Т. С. Комарова, А. И. Савенкова. - М.: Юрайт, 2019. –
96 с.
4.
Лельчук А.М. Глина с характером/ А.М. Лельчук. - СПб.: Речь,
2011. – 154 с.
5.
Николаева Е.И. Психология детского творчества/ Е.И. Николаева.
- СПб.: Речь, 2006. – 220 с.
6.
Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей/ С.Ю. Ращупкина. М.: Риполд Классик, 2010. – 264 с.
7.
Сентенс Б. Керамика. Путеводитель по традиционным техникам
мира/ Б. Сентенс. - М.: АСТ. Астрель, 2005. – 216 с.

16

8.
– 64 с.
9.
64 с.

Фишер Д. Расписываем керамику/ Д. Фишер. - М.: Астрель, 2010.
Чаварра Х. Ручная лепка/ Х. Чаварра. - М.: Аст. Астрель, 2006. –

Перечень литературы для обучающихся, родителей (законных
представителей)
1.
Величкина Г.А. Народное искусство детям. Дымковская игрушка.
Альбом для творчества/ Г.А. Величкина. - М.: Мозаика-синтез, 2021. – 24 с.
2.
Гончарова Е. В., Гукало Л. Н. Пластилиновые игрушки/ Е. В.
Гончарова, Л. Н. Гукало. - Харьков: Аргумент Принт, 2013. – 45 с.
3.
Кол М. 110 творческих заданий для детей по лепке и
моделированию/ М. Кол. - Минск.: Попурри, 2009. -144 с.
4.
Лобанова В.А. Волшебная глина/ В.А. Лобанова. - Ростов-наДону: Феникс, 2012. – 64 с.
5.
Лыкова И.А. Морская лепилка/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2006.
– 64 с.
6.
Лыкова И.А. Лепим сказку/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2007. –
82 с.
7.
Носова Т.В. Искусство – детям. Каргопольская игрушка. Альбом
для творчества/ Т.В. Носова. - М.: Мозаика-синтез, 2016. – 16 с.
8.
Ращупкина С. Ю. Лепка из глины для детей/ С. Ю. Ращупкина. М.: РИПОЛ классик, 2010. -264 с.
9.
Соломенникова О.А. Искусство – детям. Филимоновские
свистульки. Альбом для творчества/ О.А. Соломенникова. - М.: Мозаикасинтез, 2019. – 16 с.

17

Индивидуальная карта диагностики
процесса и результата творческой деятельности

Приложение № 1

Фамилия, имя ребенка__________________________________
Показатели процесса
1. Проявление коммуникативных
способностей
2. Потребность в самовыражении
через работу
3. Самостоятельность в постановке
проектно-творческой задачи
4. Творческая инициатива в
формировании и воплощении
замысла
5. Потребность в эмоциональной
оценке процесса работы
6. Способность к отказу от
стереотипных решений и
копирования
7. Способность синтезировать
полученные теоретические знания
8. Способность перевести
теоретические знания в
практические умения и навыки
9. Способность к осознанному
использованию выразительных и
технических средств
10. Индивидуальность воплощения
замысла
Всего

Контрольные позиции
Учебный год
Начало года Середина Конец года

Оценка происходит по следующим критериям:
3 балла – высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем развитии
для данного возраста качества или навыка;
2 балла – средний уровень. Качество или навык находится в развитии;
1 балл – низкий уровень. Развитие качества или навыка только начинается.

18

Мониторинг предъявления результатов
индивидуального творческого роста

Приложение № 2

Фамилия, имя ребенка__________________________________
Уровень
Учебный год
выставки,
Начало года
конкурса
внутренний
районный
городской
областной
региональный
российский
международный

Середина года Конец года Всего за год

● – участие
○ – диплом III степени
○ – диплом II степени
○ – диплом I степени
○ – специальный, поощрительный диплом, приз

19

АННОТАЦИЯ
Знакомство с искусством керамики, историей возникновения и
развития промысла, основными техниками ручной лепки и отливки изделий,
различными способами декорирования керамических изделий помогает
сформировать и развить творческий потенциал учащихся. В рамках
образовательного процесса дети самостоятельно создают как декоративные,
так и утилитарные изделия, которые можно использовать в повседневной
жизни.
Актуальность программы подчеркивает применение и отражение в ней
современных тенденций искусства в использовании глины как материала для
декоративно-прикладного творчества.
Экскурсионная и выставочная составляющие программы «Азбука
керамиста» имеют образовательное и просветительское значение, закрепляют
ситуацию успеха для ребенка, помогают раскрывать проблемы развития
декоративно-прикладного искусства, знакомят с традициями народного
творчества, раскрывают для обучающихся понятие «духовность».
Дети знакомятся с историей родного края, через культуру и искусство
приобщаются к историческим корням Родины, что способствует развитию
духовности и патриотизма.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ
Зверева Татьяна Дмитриевна
Педагог дополнительного образования
Образование: высшее, ФГБОУ ВО УрГПУ,
Социально-культурная деятельность, бакалавр, 2020.
Повышение квалификации: "Современные подходы к работе педагога
дополнительного образования", 2022
Рабочий телефон: 8 (343) 210-19-84
E-mail: len_ddt@mail.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».