АДОП Студия декоративно-прикладного творчества Калейдоскоп

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга
им. Е.Е. Дерягиной

Принята на заседании
Педагогического совета
от «___» _____________ 2023 г.
Протокол № ____________

Утверждаю
Директор МБУ ДО ДДТ им.
Е.Е. Дерягиной
«___» _____________ 2023 г.
____________ О.В. Булычева

Согласовано
Педагог-психолог МБУ ДО ДДТ
им. Е.Е. Дерягиной
«___» _____________ 2023 г.
____________ Т.Н. Юрченко

Согласовано
Законный представитель
обучающегося
«___» _____________ 2023 г.
____________ ______________

Рассмотрена на заседании
методического совета
от «___» _____________ 2023 г.
Протокол № ____________

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Студия декоративно-прикладного творчества «Калейдоскоп»
Возраст обучающихся 10 - 15 лет.
Срок реализации: 2 года.

Автор-составитель: Меньшикова Е.Л,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023 г.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
программа
для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра «Студия декоративноприкладного творчества «Калейдоскоп» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

(утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
15. Положение об адаптированных дополнительных общеобразовательных
(общеразвивающих) программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга
им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность – социально-гуманитарная, так как она ориентирована на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся с особыми
образовательными потребностями, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и художественно-эстетическом развитии.
Актуальность
Поступление письменного заявления от законного представителя ребенка с
предъявлением заключения ПМПК о создании специальных условий для получения
образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей
преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность,
умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративноприкладного искусства новизну и элементы сказочности.
В процессе создания предметов прикладного искусства у детей закрепляются
знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления
о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Новизна программы в том, что она дает возможность освоить технику работы с
различными видами материала (бумага, ткань, картон, верёвки, нити, бросовый материал).
Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы
с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена
видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним
видом деятельности. В образовательный процесс обучения для разработки творческих
работ введено применение информационных технологий.
Отличительные особенности
Данная программа включает в себя изучение различных видов декоративноприкладного творчества (аппликация, текстильные украшения, квиллинг, макраме,
коллаж, текстильная композиция), что позволяет вовлечь обучающихся в активную
творческую жизнь.
Для создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания детей
педагог вправе по собственному выбору чередовать учебный материал.
На период адаптации осуществляется индивидуальное тьюторское сопровождение,
обеспечивающееся со стороны законных представителей обучающегося.
Адресат программы
Дети возрастом от 10 до 15 лет.
Психологические
особенности,
свойственные
детям
с
расстройством
аутистического спектра, проявляются в следующих сферах: поведение, эмоциональноволевая сфера, познавательная сфера, деятельность.
Поведению детей с аутизмом свойственно: тревожность, стереотипность
поведения, страхи, погруженность в себя. Эти состояния могут сочетаться с повышенной
возбудимостью, расторможенностью; агрессией и самоагрессией; с негативной реакцией
на любые изменения привычного образа жизни, в том числе на изменения пищи, одежды,
маршрута прогулок. При этом ребенок не жалуется, не обращается за помощью к
взрослым, а напротив, еще больше отгораживается от каких-либо контактов, прибегает к
аутостимуляциям для устранения возникшего дискомфорта. Дети с аутизмом испытывают
страх перед любыми изменениями в привычном для них образе жизни. Они могут быть
непонятны окружающим.
Испытывая страх, зачастую не могут объяснить, что именно их пугает. Таких детей
могут пугать объекты, издающие резкие звуки; возможны особые страхи, связанные с
тактильной сверхчувствительностью.

Важной поведенческой особенностью является активный негативизм ребенка,
выражающийся в отказе ребенка выполнять какие-либо действия совместно со взрослым,
уход от ситуации обучения и произвольной организации. Проявления негативизма могут
сопровождаться физическим сопротивлением, криком, агрессией и самоагрессией. В тех
случаях, когда взрослые предъявляют к ребенку завышенные требования, у него возникает
страх взаимодействия, разрушаются существующие формы общения. Мощным средством
защиты от травмирующих впечатлений является аутостимуляция. Нужные впечатления
достигаются чаще всего раздражением собственного тела: они способствуют
сглаживанию неприятных впечатлений, идущих из внешнего мира. В угрожающей
ситуации интенсивность аутостимуляций нарастает, она бывает настолько интенсивной,
что может причинить физическую боль самому ребенку.
Количество обучающихся в группе 12-15 человек для создания инклюзивной
образовательной среды.
Обучение детей с расстройством аутического спектра в инклюзивной
образовательной среде включает три направления:
когнитивное, развивающее интеллектуальную сферу;
коммуникативное, формирующее навыки общения и взаимодействия;
эмоционально-волевое, стимулирующее открытость миру, мотивационную
готовность, доброжелательность к окружающим.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа. Во время занятия
предусмотрены 10 минутные перерывы для снятия напряжения и проветривания кабинета.
Объем программы
Реализация программы начинается с октября 2023 года. Учебный план рассчитан
на 32 учебные недели (1 год обучения), 36 учебных недель (1 год обучения).
Общая продолжительность обучения составляет 204 часа:
1 год обучения - 96 часов;
2 год обучения - 108 часов.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Уровень сложности программы – стартовый.
Формы обучения
В процессе проведения занятий используются: фронтальная, групповая,
индивидуальная формы организации деятельности. Содержание разделов и тем подобрано
таким образом, что на всех этапах обучения носит и репродуктивный, и творческий
характер.
В процессе самостоятельной учебно-творческой работы, обучающиеся не
выполняют тренировочные упражнения, а сразу работают над созданием законченной
композиции. Для развития творческих способностей используется метод творческого
задания по разработке композиции на заданную тему.
Виды занятий
Практическое занятие
Выставка
Конкурс
Открытое занятие
Беседа
Экскурсии
Дистанционное занятие
Формы подведения итогов реализации программы
- самостоятельная работа по пройденной теме;
- предоставление коллективной работы;
- творческая (конкурсная) работа;

- выставка.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы - формирование и развитие творческих способностей
обучающихся с особыми образовательными потребностями, удовлетворение их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и художественноэстетическом развитии.
Задачи программы
Обучающие:
• знакомить с действительностью и художественным наследием, в котором
заложены корни национальной культуры, традиции,
• обучать созданию изделий в народных традициях;
• обучать умению строить сюжет, организуя смысловые и композиционные
связи между изображаемыми предметами, умению сознательно использовать
художественные материалы и возможности их тонового и фактурного диапазона;
• обучать умению работать над сложными трудоемкими изделиями и
композициями, создавать своими руками интересные, необычные изделия;
• знакомить с приемами пространственного построения предметов;
• приобщать детей к выставочной деятельности.
Развивающие:
•
развивать мелкую моторику;
•
развивать творческий потенциал;
•
развивать познавательную активность;
•
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
•
воспитывать ребёнка – носителя и хранителя национальной культуры
средствами декоративно-прикладного искусства;
•
формировать умения работать самостоятельно и в коллективе;
•
воспитывать трудолюбие и усидчивость;
•
формировать навыки общения и толерантности.
1.3. Учебный тематический план
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН, 1 год обучения.
№
Название раздела, темы
Всего Теор. Практ.
Формы
п/п
часов
аттестации
контроля
1.
Вводное занятие
3
2
1
Собеседование
2.
Плоскостная аппликация
15
3
12
Анализ
выполненного
задания. Творческая
работа.
3.
Объёмная аппликация
15
3
12
Анализ
выполненного
задания. Творческая
работа.
4.
Игрушки-сувениры
9
1
8
Анализ
выполненного
задания. Творческая
работа.
5.
Подготовка к праздникам
12
2
10
Анализ
выполненного
задания. Творческая
работа.

6.

Вышивка

9

1

8

7.

Квиллинг

9

1

8

8.

Торцевание

9

1

8

9.

Айрис-фолдинг

9

1

8

10.

Итоговое занятие

6

2

4

Анализ
выполненного
задания. Творческая
работа.
Анализ
выполненного
задания. Творческая
работа.
Анализ
выполненного
задания. Творческая
работа.
Анализ
выполненного
задания. Творческая
работа.
Анализ
выполненного
задания. Творческая
работа.

Итого:
96
17
79
1.4.Содержаниеучебного (тематического) плана 1 года обучения.
1. Вводное занятие.
Теоретическое занятие. Правила поведения в объединении. Оборудование
кабинета, организация рабочего места. Правила безопасности при работе с
инструментами. Правила дорожного движения. Расписание занятий. Просмотр изделий
учащихся. План и задачи творческого объединения. Предварительная аттестация.
2. Плоскостная аппликация.
Теоретическое занятие. История возникновения техники аппликации. Как
появилась бумага, её свойства и виды. История происхождения ножниц. Техника
безопасности при работе с клеем и ножницами. Просмотр изделий.
Практическое занятие. Изготовление изделий: закладки «Пингвин», «Кот –
рыболов», игра «Накинь кольцо», панно «Совы и звёзды», «Месяц, тучка, звёздочка»,
«Солнышко», «Птицы на кормушке», «Котята в корзине», «Попугай», «Мышата»,
«Курочка с цыплятами». Окрашивание бумаги разными способами. Оттиск и печать на
бумаге. Трафаретная печать.
3.Объёмная аппликация.
Теоретическое занятие. Особенности изготовления объёмной аппликации.
Ознакомление с возможностями бумаги как материала для художественного творчества.
Просмотр изделий.
Практическое занятие. Изготовление аппликаций: «Зонт», «Зайка», «Ёж с
яблоком», «Стрекоза», «Лягушка», «Снеговик», «Собачка».
4. Игрушки-сувениры.
Теоретическое занятие. История возникновения сувенира. Бумага как
художественный и конструктивный материал. Её необычные пластические свойства,
позволяющие создавать объёмные, рельефные формы, разнообразные декоративные
игрушки. Общие принципы формообразования, создание различных видов рельефных
элементов из бумаги и их художественная разработка.Просмотр изделий.
Практическое занятие. Изготовление изделий: «Лягушонок», «Зубастый
крокодил», «Змея», «Ящерица», «Пингвин», «Дед Мороз», «Кораблик», «Новогодний
шарик», «Многогранники», корзинка «Бабочка», «Зимние цветы», «Домик».
5. Подготовка к праздникам.

Теоретическое занятие. Историческая справка о возникновении праздников и их
праздновании. Традиционные российские праздники и их отражение в культуре народов
России.
Практическое занятие. Изготовление подарков к календарным праздникам (День
Рождения, День Матери, День Пожилого Человека, Новый год, Рождество, День
Защитника Отечества, Международный Женский День, День Победы).
6. Вышивка.
Теоретическое занятие. История возникновения и развития вышивки. Схемы
вышивки. Виды простых декоративных швов. Техника безопасности при работе с иглой.
Просмотр работ.
Практическое занятие. Освоение выполнения простых декоративных швов. Шов
«Вперед иголку», «Назад иголку», «Стебельчатый», «Петельный», «Тамбурный»,
«Французский узелок», «Петля в прикреп».
7. Квиллинг.
Теоретическое занятие. История возникновения техники квиллинг. Просмотр
работ в технике квиллинг. Инструменты и материалы. Основные приёмы работы с
бумажными лентами.
Практическое занятие. Изучение базовых элементов: «Капля», «Завиток»,
«Глаз», «Квадрат», «Ромб», «Полумесяц», открытые формы - «Веточка». Изготовление
панно: «Первоцветы», «Одуванчик», «Подснежники», «Снежинка», «Рождественская
свеча», «Бабочка», «Букет», «Виноград».
8. Торцевание.
Теоретическое занятие. История возникновения техники торцевания. Просмотр
работ в технике торцевания. Инструменты и материалы. Основные правила работы.
Практическое занятие. Выполнение работ: «Дерево», «Бабочка», «Цветок»,
«Птичка», «Парусник».
9. Айрис-фолдинг.
Теоретическое занятие. История возникновения техники айрис-фолдинг.
Технология и алгоритм выполнения изделий. Просмотр работ в этой технике. Обучение
работе по схемам.
Практическое занятие. Заготовка бумажных полос. Способы выкладывания полос:
«горизонтальный ряд», «вертикальный ряд», «наклонный ряд», «комбинированный»,
«веер». Выполнение работ: «Лист», «Цветок», «Яблоко», «Лебедь», «Колокольчик»,
«Кот», «Змея».
10. Итоговое занятие.
Теоретическое занятие. Подведение итогов за год.
Практическое занятие. Собеседование. Анализ выполненных заданий по
индивидуальному портфолио. Коллективный просмотр портфолио.
№
п/п
1.
2.

3.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН, 2 год обучения
Название раздела, темы
Всего
Теор.
Практ.
Формы
часов
аттестации,
контроля
Вводное занятие.
2
2
Беседа
Вытынанка
6
1
5
Анализ
выполненного
задания.
Творческая
работа.
Макраме
25
2
23
Анализ
выполненного
задания.

4.

Подготовка к праздникам.

10

1

9

5.

Текстильная композиция

12

1

11

6.

Текстильные украшения

18

3

15

7.

Квиллинг

10

1

9

8.

Творческая работа.

6

-

6

9.

Подготовка к конкурсным
мероприятиям.

15

-

15

10.

Итоговое занятие

4

2

2

Итого:

Творческая
работа.
Анализ
выполненного
задания.
Творческая
работа.
Анализ
выполненного
задания.
Творческая
работа.
Анализ
выполненного
задания.
Творческая
работа.
Анализ
выполненного
задания.
Творческая
работа.
Творческая,
практическая
работа.
Анализ
итогового
авторского
проекта.
Выставка.
Конкурс.
Анализ
выполненного
задания.
Творческая
работа.

108
13
95
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения.
1. Вводное занятие.
Теоретическое занятие. Правила поведения в объединении. Оборудование
кабинета, организация рабочего места.
Правила безопасности при работе с
инструментами. Правила дорожного движения. Расписание занятий. Просмотр изделий
учащихся за прошлый год. План и задачи творческого объединения.
2. Вытынанка
Теоретическое занятие. История возникновения техники вытынанки, правила
использования инструментов.
Сочетание техники
вытынанки
с другими
художественными техниками. Просмотр творческих работ. Правила по технике
безопасности при работе с резаком.
Практическое занятие. Изготовление снежинок, «Зимняя сказка» - оформление
окон, панно: «Лесная поляна», «Цветы», «Бабочки», «Любимое животное», «Осень».
3. Макраме.

Теоретическое занятие. История развития техники цветного плетения
«Кавандоли». История развития японской техники плетения «Кумихимо». Демонстрация
готовых изделий.
Практическое занятие. Изготовление изделий: «Фенечка с именем», «Брелок со
знаком зодиака», «Сувенир с орнаментом», «Брелок Котейка», «Божья коровка»,
«Браслет сердечки», «Кумихимо», «Кашпо», «Карман для мелочей», «Кошелёк».
4. Подготовка к праздникам.
Теоретическое занятие. Историческая справка о возникновении праздников и их
праздновании. Традиционные российские праздники и их отражение в культуре народов
России.
Практическое занятие. Изготовление подарков к календарным праздникам (День
Рождения, День Матери, День Пожилого Человека, Новый год, Рождество, День
Защитника Отечества, Международный Женский День, День Победы).
5. Текстильная композиция.
Теоретическое занятие. История развития текстильной композиции.
Демонстрация готовых изделий. Техника безопасности при работе с иглой.
Практическое занятие. Основные технологические приёмы изготовления
деталей. Шов «Вперёд иголку», «Петельный», «Соединительный».Изготовление
игрушек:«Мышь», «Кот», «Собачка», игольница «Тапочек», «Гусеница», «Мячик»,
«Зайка», «Рыбка», «Колобок». Изготовление текстильного панно.
6. Текстильные украшения.
Теоретическое занятие. История возникновения украшений. Особенности
изготовления украшений из ткани. Техника безопасности при работе с иглой.
Демонстрация готовых изделий.
Практическое занятие. Изготовление изделий: «Брошь цветок», «Брошь птица»,
«Брошь в стиле «Бохо»», «Текстильное колье».
7. Квиллинг.
Теоретическое занятие. Знакомство с различными дополнительными
приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой.
Основные их свойства и качества.
Практическое занятие. Изготовление изделий: «Букет для мамы», «Гроздья
рябины», «Птицы в саду», «Животные».
8. Творческая работа.
Практическое занятие. Выбор направления работы с учётом всех изученных
техник
декоративно-прикладного
творчества.
Проектирование
собственной
деятельности, выбор техники, инструментов, материалов для успешного выполнения
работы. Изготовление эскиза. Поэтапное изготовление основы изделия, декоративных
элементов, оформление внешнего вида.
10. Подготовка к конкурсным мероприятиям.
Практическое занятие. Изготовление работ на конкурс. Выбор техники,
инструментов, материалов для успешного выполнения работы. Изготовление эскиза.
Поэтапное изготовление основы изделия, декоративных элементов, оформление
внешнего вида.
11. Итоговое занятие.
Теоретическое занятие. Подведение итогов за год.
Практическое занятие. Анализ выполненных заданий по индивидуальному
портфолио. Анализ итогового авторского проекта учащегося.

II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Основные
характеристики
образовательного процесс
Количество учебных недель
32 – 1 год обучения
36 – 2 год обучения
Количество учебных дней
32 – 1 год обучения
36 – 2 год обучения
Количество часов в неделю
3 – 1 год обучения
3 – 2 год обучения
Количество часов в учебном году
96 – 1 год обучения
108 – 2 год обучения
Недель в I полугодии
12 – 1 год обучения
16 – 2 год обучения
Недель во II полугодии
20
Начало занятий
2 октября – 1 год обучения
4 сентября – 2 год обучения
Каникулы
отсутствуют
Выходные дни
25-31 декабря, 1-8 января, 23 февраля, 8
марта, 28 апреля-1 мая, 9-10 мая
Окончание учебного года
31 мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Техническое оснащение
Просторное, хорошо освещённое помещение, оборудованное:
столами;
стеллажами, стенд для размещения работ;
шкафами для размещения материалов.
Материалы и инструменты
карандаши;
бумага разная по фактуре и плотности (бархатная, копировальная, картон,
пергаментная, цветная, гофрированная);
клей;
различные виды тканей;
ножницы;
метр;
шило;
иглы;
булавки;
поролоновая подушка, обтянутая тканью;
фетр;
нити;
нитки мулине;
нитки для ручного вязания;
проволока;
кисточки для клея;
сутаж;
палочки;
пуговицы, бусины, бисер;
портняжный мел;
лекала;
клеящий пистолет;

утюг.
Нитки, проволока, ткань, лекала, шаблоны, пуговицы, шнуры, палочки, сутаж,
тесьма, шпагат.
Информационно-методическое обеспечение
При обучении по данной программе применяется технология коллективного
взаимоотношения (А.Г. Ривин, В. К. Дьяченко, А. С. Соколов), которая позволяет
продуктивно организовать работу в разновозрастных группах. Основные принципы
предложенной системы – самостоятельность и коллективизм: все учат каждого и каждый
учит всех.
Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучающихся
самостоятельность, коммуникативные умения каждый чувствует себя раскованно,
работает в индивидуальном темпе, в процессе общения развиваются речь, память,
логическое мышление; формируется адекватная оценка личности.
Так же используется Технология полного усвоения (Б. Блум, М.В. Кларин, Дж.
Кэрролл), где способности обучающихся определяются при оптимально подобранных для
данного ребенка условий, поэтому необходима адаптивная система обучения,
позволяющая всем обучающимся усвоить программный материал. Технология задает
единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для
каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей,
причем большее количество времени занимает практическая часть. Освоение материала в
основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Подведение
итогов может происходить в форме коллективного обсуждения, а также индивидуальной
консультации, беседы с обучающимися.
К программе прилагается большое количество дидактического и наглядного
материала, выставка готовых изделий, наборы инструментов.
Оформлены наглядные пособия
«Айрис фолдинг», «Квиллинг»,
«Торцевание», «Вышивка», «Вытынанка», «Аппликация», «Коллаж», «Текстильная
композиция»;
Оформлены альбомы, папки с информационным и дидактическим
материалом;
В процессе работы по настоящей программе можно использовать информационнометодические материалы, имеющиеся в библиотеке творческого объединения:
литература по разделам «Квиллинг», «Текстильная композиция»,
«Аппликация», методическая литература из прилагаемого к программе списка.
Подготовлен набор дидактического материала для проведения учебных
занятий (схемы изготовления изделий, иллюстрированные альбомы, карточки и другое.)
Методические рекомендации
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная
работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому
способствуют общие занятия, подготовка и проведение общих праздников.
Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не
только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных
качеств ребят. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя
знаниями, но и чувствовать себя единым целым.
Важно, чтобы старшие учащиеся чувствовали ответственность за себя и за
младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в
деятельности.
Большое значение придаётся на занятиях играм. В игре нередко возникают
достаточно сложные ситуации, требующие от детей нравственных решений и действий.
Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры – физическое
развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Главная задача в работе над бумажной пластикой – развитие у детей
пространственного воображения.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и
педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным
программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки,
соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и
успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Отслеживание динамики освоения образовательной программы осуществляется
предварительным, текущим, промежуточным и итоговым контролем (Приложение №1).
собеседование
творческие, практические, проверочные работы
выставки;
конкурсы;
итоговые занятия;
защита творческих, практических работ, проектов.
анализ выполненных заданий по выполненному портфолио
коллективный (совместно с учащимися) просмотр портфолио учащихся
анализ итогового авторского проекта учащегося
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного
занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на
формирование практических умений.
беседа;
практикум.
Предметная диагностика проводится в форме:
- самостоятельной работы по пройденной теме;
- предоставления коллективной работы;
- творческой (конкурсной) работы;
- выставок.
Основными показателями результативности предметной деятельности
учащегося являются:
- участие в выставках;
- количество и качество выполненных работ за год.
Педагогическая диагностика предполагает:
- собеседование;
- выполнение практических изделий;
- анализ выполненных заданий учащихся.
Система контроля знаний будет осуществляться после каждого года
обучения, а также после прохождения основных блоков программы с целью проверки
знаний, умений, навыков.
Оценка уровня и качества освоения программы фиксируется в протоколе
результатов аттестации учащихся через прохождение аттестации. (Приложение № 2)

III.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1.
Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки - мультяшки и зверюшки.
Пособие для родителей и педагогов / Т.В. Городкова, М.И. Нагибина. – Ярославль:
Академия развития, 1997. – 240 с.
2.
Калинич М.М., Павловская Л.М., Савиных В.П. Рукоделие для детей / М.М.
Калинич, Л.М. Павловская, В.П. Савиных. - М.: Полымя, 1997.-201 с.
3.
Кузьмина М.А. Макраме / М.А. Кузьмина. - М.: Орбита-М., 1996. - 143 с.
4.
Кузьмина М.А., Максимова М. В. Послушные узелки/ М.А. Кузьмина. - М.:
ЭКСМО, 1997. – 96 с.
5.
Левина М.С. 365 кукол со всего света / М.С. Левина. – М. РОЛЬФ, 2000. –
256 с.
6.
Ольшанская Ю.Е. Макраме. Техника Кавандоли / Ю.Е. Ольшанская. - М.:
Культура и традиции, 2000. – 55 с.
7.
Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме / М.М. Соколовская. - М.:
Просвещение, 1986. – 111 с.
Интернет-ресурсы
1.
Митрофанова В. Как научиться плести фенечки для начинающих: способы
плетения. [Электронный ресурс]: Интернет-сайт «Рукоделкино»
Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей:
1.
Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки - мультяшки и зверюшки.
Пособие для родителей и педагогов / Т.В. Городкова, М.И. Нагибина. – Ярославль:
Академия развития, 1997. – 240 с.
2.
Левина М.С. 365 кукол со всего света / М.С. Левина. – М. РОЛЬФ, 2000. –
256 с.
3.
Калинич М.М., Павловская Л.М., Савиных В.П. Рукоделие для детей / М.М.
Калинич, Л.М. Павловская, В.П. Савиных. - М.: Полымя, 1997.-201 с.

Приложение № 1
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Срок проведения: октябрь
Цель: исследование имеющихся навыков и умений у учащихся.
Форма проведения: собеседование
Содержание:
Что такое аппликация? Какие виды бумаги вы знаете? Свойства бумаги.
Цветовой круг: основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Критерии оценки уровня:
Положительный или отрицательный ответ на вопросы.
Методика определения результата.
Положительный ответ на три вопроса – высокий уровень, на два вопроса – средний
уровень, на один вопрос или при отсутствии ответа на все три вопроса – низкий уровень.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Срок проведения: декабрь (1,2 год обучения)
Цель: оценка качества усвоения учащимися содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Калейдоскоп» к указанному этапу
учебного года.
Форма проведения: анализ выполненных заданий по индивидуальному
портфолио.
Портфолио. Одним из наиболее эффективных методов исследовательской работы
в области контроля знаний учащихся является создание личного портфолио ученика.
Портфолио - это набор работ учащихся, выполненных в течение учебного года
(практические работы по темам программы), дополненный поисковым материалом
(зарисовки, эскизы, разработки макетов, проектов и т. д.). Портфолио используется в
качестве развития у детей умения анализировать и оценивать процесс собственного
развития. Позволяет отследить личностный рост, наглядно видеть все достижения
ученика, его авторские разработки, эскизы, последовательность в процессе выполнения
задания. Приучает ученика к бережливому отношению к своему труду, повышает его
самооценку, позволяет вести сравнительную характеристику наряду с работами других
учеников, обмениваться полученным и собственным опытом.
В создании портфолио могут принимать участие и родители ученика. В портфолио
могут отражаться способы оценки деятельности ученика его соучениками. Выделяться
достоинства работ, отражаться возникшие вопросы и пожелания. Портфолио дает нам
представление об уровне деятельности ученика (высокий, средний, низкий).
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий)
Параметры и критерии оценки портфолио:
№ Параметры
Высокий уровень
Средний уровень Низкий уровень
оценки
1.
Количество
Наличие в портфолио Наличие в
Наличие в
практических
более 70%
портфолио более
портфолио менее
работ
практических работ
от 50% до 70%
50% практических
по программе.
практических
работ по
работ по
программе.
программе.
2.
Наличие
Наличие в портфолио Недостаточно
Отсутствие в
дополнительных дополнительных
эскизов,
портфолио эскизов
разработок и
разработок и эскизов, отсутствие
и
эскизов,
наличие
самостоятельных
самостоятельных
самостоятельных самостоятельных
работ
работ

3.

работ
Аккуратность
исполнения

работ.
Аккуратно
выполнены работы,
оформленные работы

4.

Оригинальность
идеи

Оригинальный
замысел композиции

Имеются
некоторые
погрешности в
исполнении
Стандартность
исполнения

Небрежное
исполнение работ
Отступление от
заданной темы
работы

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Срок проведения: май (1 год обучения)
Цель: оценка роста качества исполнительского мастерства за учебный год.
Форма проведения: коллективный (совместно с учащимися) просмотр портфолио
учащихся.
Содержание. Сравнительный анализ качества выполненных работ начала и конца
учебного года (выявление роста качеств исполнительского мастерства).
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Параметры и критерии оценки портфолио:
№ Параметры
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
оценки
1. Качество
Наблюдается
Наблюдается рост
Наблюдается
исполнения
заметный рост
профессионализм
малозаметный рост
работ
профессионализма
а учащегося
учащегося или
учащегося
отсутствие роста
2. Аккуратность
Аккуратно
Имеются
Небрежное
исполнения
выполнены работы,
некоторые
исполнение работ
оформленные работы погрешности в
исполнении
3. Авторские
В портфолио
Авторские
Отсутствуют
разработки
присутствуют
разработки
авторские
авторские
выполнены с
разработки (работа
разработки,
помощью
по заданию
выполненные
педагога
педагога)
самостоятельно
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Срок проведения: май (2 год обучения)
Цель: оценка усвоения материала дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Калейдоскоп» (далее программа) в целом, умения
работать самостоятельно как автора идеи.
Форма проведения: анализ итогового авторского проекта учащегося.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Параметры и критерии оценки авторского проекта:
№ Параметры
Высокий уровень Средний уровень
Низкий уровень
оценки

Идея проекта

Наличие
дополнительного
материала к
проекту

Исполнение
проекта

Создание
оригинального
авторского
проекта,
выполненного в
определенном
стиле.
Наличие авторских
разработок
(эскизы, зарисовки,
поиски, наброски,
варианты и т. д.).

Наличие цветового
решения,
аккуратность
построения,
перспективы,
отсутствие
ошибок.

Создание
авторского проекта,
не имеющего
конкретного стиля.

Проект, не
имеющий авторской
разработки

Недостаточно
дополнительного
материала (всего
один вариант
проекта, мало
эскизов, набросков,
нет поискового
материала).
Наличие цветового
решения,
аккуратность
построения,
перспективы,
допущены
некоторые ошибки

Нет
дополнительного
материала

Отсутствие
цветового решения,
неаккуратность
построения,
перспективы, много
ошибок.

Приложение № 2
Протокол результатов аттестации учащихся творческого объединения
«Калейдоскоп»
учебный
год/
202_/202_
202_/202_
год
обучения
1 год обучения
2 год обучения
Ф.И.О.
учащегося /
вид
аттестации
предварительная текущая промежуточная текущая итоговая
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
подпись
педагога
высокий
уровень
(кол-во
человек)
средний
уровень
(кол-во
человек)
низкий
уровень
(кол-во
человек)
кол-во человек переведено на следующий
год обучения
кол-во чел. оставлено для продолжения
обучения на этом же году обуч-я
кол-во человек выпущено в связи с окончанием обучения по
программе
всего человек


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».