Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной ШАХМАТНЫЙ ГАМБИТ дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности возраст обучающихся: 6-9 лет срок реализации: 2 года объем программы: 280 часов Автор–составитель: Педагог дополнительного образования, Булычев Дмитрий Алексеевич Екатеринбург, 2023 г. I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка «Они (шахматы) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед» В.В. Путин. Программа «Шахматный гамбит» предназначена для учреждений дополнительного образования, ориентирована на детей младшего возраста начального уровня подготовки, рассчитана на 2 года обучения. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность программы: физкультурно-спортивная. Актуальность программы. Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. Программа способствуют физическому, духовному, интеллектуальному, здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию детей, что является приоритетным направлением по обновлению содержания дополнительных программ физкультурно-спортивной направленности согласно Концепции развития Дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденной Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р). Дополнительная общеобразовательная программа отвечает запросам современного общества и экономики. Обучение шахматам позволяет воспитать человека с высоким уровнем развития мышления, умением самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Содержание программы направлено на формирование актуальных компетенций современных дошкольников и школьников: самостоятельный поиск решения проблем и задач, развитие способности ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Увлекательная игра, как самая органичная форма деятельности ребёнка, способствует развитию интеллектуального и нравственного потенциала юного шахматиста, является инструментом для выявления, формирования и реализации способностей и умений, необходимых современному успешному человеку и в то же время способствует воспитанию характера, нравственных основ и культурных ценностей. Отличительные особенности программы. При реализации программы на первый план выступает учение, направленное на самостоятельный поиск решения проблем и задач, развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Для этого используются шахматный инвентарь. Обучающиеся задают вопросы и решают задачи. Этот материал не дает обучающимся всего того, что им нужно знать. Вместо этого они задаются вопросом о том, что знают, и изучают еще не освоенные моменты. Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 6 до 9 лет. Набор детей в группы МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной осуществляется на добровольной основе, без вступительных испытаний. Группы формируются по возрастному признаку: 6-8 лет, 7-9 лет. Программа построена с учетом возрастных психофизических особенностей. Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словеснологическому мышлению. В этом возрасте возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками, он овладевает социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами. Число детей одновременно находящихся в группе от 10 до 12 человек. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем программы: 136 часов первый год обучения, 144 часа второй год обучения. Общий объем программы: 280 часов. Особенности организации образовательного процесса: При реализации программы используется традиционная модель организации образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение все периода обучения в одной образовательной организации. Уровень сложности программы. Программа носит «стартовый уровень» сложности, так как предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Форма обучения: групповая. Виды занятий: практическое занятие, лекция, беседа, показ видеоматериалов, познавательная игра. Формы подведения итогов: Подведение итогов проводится в виде тестирования. Формой текущего контроля является педагогическое наблюдение на протяжении всего процесса обучения для учета и проверки уровня освоения образовательной программы. Педагогические наблюдения проводятся на любом этапе процесса усвоения программы. В ходе текущих педагогических наблюдений постепенно накапливаются данные о каждом обучающемся, характеризующие как его достижения, так и упущения в работе. 1.2 Цель и задачи программы Цель – создание условий для гармоничного когнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством их вовлечения в шахматную игру. Задачи Обучающие: • дать знания из истории развития шахмат; • сформировать знания в области шахматной игры, дать представление о шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, угловые поля, начальное положение, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, ничья, пат, вечный шах, двойной удар; • обучить правилам хода и взятия каждой фигуры, обозначения ходов при записи партии; • обучить названиям фигур: пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король; • научить правильно помещать шахматную доску между соперниками; • научить правильно расставлять фигуры перед игрой; • научить вести запись партии; • научить разыгрывать шахматную партию от начала и до конца без нарушений правил шахмат; • научить рокировать, объявлять шах, ставить мат; • научить решать элементарные задачи на мат в один ход. Развивающие: • сформировать представление об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; • сформировать первоначальные умения саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений; Воспитательные: • приобщить к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми; воспитать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; • сформировать устойчивую мотивацию к интеллектуальным занятиям; • развить выдержку, собранность, внимательность; • развить эстетическое восприятие действительности; • сформировать уважение к чужому мнению. Планируемые результаты освоения программы: Предметные результаты: Обучающиеся знают: • историю развития шахмат; • шахматные термины; • правила хода и взятия каждой фигуры, обозначения ходов при записи партии; • названия фигур; • размещение шахматной доски между соперниками; • расстановку фигур перед игрой; • ведение записи партии; • правила шахмат; • как рокировать, объявлять шах, ставить мат; • правильные решения элементарных задач на мат в один ход. Личностные результаты: • обучающиеся приобщены к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми; • обучающиеся демонстрируют положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; •у обучающихся сформирована устойчивая мотивация к интеллектуальным занятиям; • обучающиеся имеют выдержку, собранность, внимательность; • у обучающихся развито эстетическое восприятие действительности; • обучающиеся сформировали уважение к чужому мнению. Метапредметные результаты: Обучающиеся владеют компетенциями: • формирования представления об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; • формирования первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений. Воспитательный потенциал программы Цель – воспитание в детях чувства гордости за свою страну, развитие их кругозора, стимулирование любознательности, воспитание самостоятельности и самокритичности. Задачи воспитательной работы: • воспитывать в детях духовное начало, тягу к самосовершенствованию, нравственному развитию; воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и извлекать из них уроки, развивать спортивные качества: упорство, здоровое соперничество, смелость, выносливость; познакомить учащихся с историей развития шахматной культуры и спорта в России, выдающимися шахматными деятелями России. Ожидаемые результаты: Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с историей развития шахматного спорта в России, у них будет сформировано чувство гордости за свою Родину, ответственность за ее судьбу. Обучающиеся будут демонстрировать уважение к окружающим (умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду, будут сформированы умения работы в команде, настойчивость в достижении цели, умения доказывать и достигать своей цели. Формы проведения воспитательных мероприятий: турниры, открытые занятия Методы воспитательного воздействия: метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, пример); метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания). Учебный (тематический) план 1-го года обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Названия разделов Вводное занятие Правила игры в шахматы Шахматная доска Шахматные фигуры Правила постановки мата Стратегия и тактика Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль Тренировочные партии Шахматный турнир Количество часов Всего Теория 2 2 Практи ка 0 Форма аттестации/ контроля Наблюдение 4 4 10 2 2 5 2 2 5 20 22 10 10 10 12 54 10 10 31 2 2 23 8 8 Наблюдение Наблюдение Наблюдение турнир Наблюдение Наблюдение турнир 136 66 70 Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения Тема 1. Вводное занятие. Теория: История возникновения шахмат. План и порядок работы. Организационные вопросы. Правила техники безопасности при работе в аудитории. Правила пожарной безопасности. Тема 2. Правила игры в шахматы. Теория: Базовая теория игры. Цель игры и возможные варианты окончания партии. Виды вариантов игры в шахматы (пуля, блиц, классика). Положение шахматной доски во время игры. Правила расстановки фигур на доске. Практика: Упражнение “Волшебный мешочек”. Расстановка фигур на доске. Тема 3. Шахматная доска. Теория: Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Вертикали. Горизонтали. Диагонали. Край. Угол. Их обозначения. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Центр. Обозначение полей шахматной доски. Разделение шахматной доски. Практика: Упражнения “Кто быстрее и точнее”, “Что изменилось”. Тема 4. Шахматные фигуры. Теория: Классификация фигур на шахматной доске. Ходы шахматных фигур. Взятия фигур и пешек. Размен. Жертва. Пути достижения победы. Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Правила и условия для рокировки. Шахматная нотация. Практика: Упражнение “Волшебный мешочек”. Читаем и записываем ходы с использованием шахматной нотации. Тема 5. Правила постановки мата. Теория: Нападение на короля. Три способа защиты от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Минимальное количество фигур, необходимое для мата. Разновидности мата. Матование одинокого короля. Техника матования одинокого короля. Постановка мата ферзем. Ферзь и король против короля. Понятие линейного мата. Мат с ферзем и ладьей. Мат с двумя ладьями. Практика: Реализация различных способов матования. Решение задач на мат в один ход. Тема 6. Стратегия и тактика. Теория: Основные принципы шахматной стратегии. Анализ и оценка позиции. Материальное равенство на доске. Оценка позиций королей. Анализ расположения пешек. План в шахматной партии. Основные принципы стратегии и построения плана. Тактика в шахматах. Основные и вспомогательные элементы тактики. Двойной удар, вилка, связка, размен, открытое нападение, открытый шах. Комбинация в шахматах. Мотив комбинации. Цель комбинации. Основные комбинации и ловушки в шахматах: перекрытие, блокирование. Практика: Примеры реализации стратегии. Применение тактических приемов. Тема 7. Дебют. Теория: Дебютные принципы. Классификация дебютов. Контроль центра. Развитие фигур. Безопасность короля. Активность фигур. Замыслы соперника. Практика: Закрепление материала. Промежуточная аттестация. Тема 8. Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль. Теория: Дебют. Элементы и стратегии в Миттельшпиле. Борьба за центр. Борьба за открытые линии. Создание у противника слабостей. Основные особенности и задачи эндшпиля. Практика: Варианты достижения материального преимущества. Создание проходных пешек. Тема 9. Тренировочные партии. Теория: Тренировочные партии. Этика поведения во время партии. Практика: Игра команда на команду. Поиск совместных решений. 10. Проведение шахматного турнира Теория: Объяснение правил проведения турниров. Практика: Решение позиций по темам второго года обучения. Подведение итогов года. Учебный (тематический) план второго года обучения № Форма контроля п/ Названия разделов Количество часов п Всего Теория Практика Педагогическое 1 Вводное занятие 2 2 0 наблюдение 2 Ходы и взятия фигур 4 2 2 3 Особые ходы 4 2 2 4 Ценность фигур 4 2 2 5 Нападение и защита 4 2 2 6 Шах, мат и пат 4 2 2 Простейшие матовые 7 конструкции 4 2 2 Двойной удар, 8 сквозной удар 4 2 2 9 Шахматная нотация 4 2 2 Правила поведения во 10 время игры 4 2 2 11 Связка 4 2 2 12 Защита от связки 4 2 2 Три золотых правила 13 дебюта 4 2 2 14 15 16 17 18 19 Детский мат Голый король Взлом Отвлечение Перегрузка Вскрытое нападение 20 Мат «по линеечке» 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Мат королем и ладьей Два могучих слона Проходные пешки Прорыв Проведение пешки в ферзи Правило квадрата Отдаленная проходная Переход в пешечный эндшпиль Патовые комбинации Комбинации на вечный шах Дебют – перевес в развитии Итальянская партия Северный гамбит Проведение шахматного турнира 4 4 4 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2 4 2 2 4 4 2 2 2 2 4 2 2 4 4 4 2 2 2 2 2 2 14 2 12 турнир Педагогическое наблюдение 144 68 76 Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 1. Вводное занятие. Теория: История возникновения шахмат. План и порядок работы. Организационные вопросы. Правила техники безопасности при работе в аудитории. Правила пожарной безопасности. 2. Ходы и взятия фигур. Теория: Легенда о возникновении шахмат. Основные вехи истории шахмат, их место в мировой культуре. Две армии на шахматной доске. Расположение доски перед началом игры. Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали. Фигуры и пешки. Как фигуры ходят и как совершают взятия. Практика: Расстановка фигур на доске. Взятие других фигур и пешек. 3. Особые ходы. Теория: Правила рокировки. Превращение пешки после достижения последней горизонтали. «Пешка идет в ферзи». Взятие на проходе, битое поле. Практика: Рокировка. Процедура превращения пеши. Взятие на проходе. 4. Ценность фигур. Теория: Пешка - «мера веса» шахматной фигуры. Сколько пешек «весят» (или стоят) конь, слон, ладья и ферзь. Король бесценен. Понятие о выгодном и невыгодном размене. Практика: Варианты достижения материального преимущества. 5. Нападение и защита. Теория: Нападение на фигуру или пешку соперника. Линия действия фигуры. Как напасть на неприятельскую фигуру. Как определить, какая фигура находится под боем. Практика: Убираем фигуры из-под боя. 6. Шах, мат и пат. Теория: Что такое шах. Шах различными фигурами. Три способа защиты от шаха: отход короля, перекрытие линии атаки, взятие атакующей фигуры или пешки. Цель шахматной партии. Что такое мат, отличие мата от шаха. Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь.Что такое ничья. Разновидности ничьей. Недостаток материала для выигрыша у обеих сторон. Определение пата, чем отличается пат от мата. Соглашение на ничью. Вечный шах. Троекратное повторение позиции. Правило 50 ходов. Практика: Применяем все способы защиты от шаха.Мат разными фигурами.Пат на доске. 7. Простейшие матовые конструкции. Теория: Стандартные позиции: мат по последней (первой) горизонтали; мат ферзем, которого поддерживают слон, конь, ладья, король или пешка. Король на краю и в углу доски, поля для отступления. Практика: Мат разными фигурами. 8. Двойной удар, сквозной удар. Теория: Что такое двойной удар. Кто может нанести двойной удар. Коневая вилка. Двойные удары ферзем, ладьей, слоном, пешкой, королем. Самый опасный двойной удар - с нападением на короля соперника.Что такое сквозной удар. Когда может возникнуть возможность для сквозного удара. Предпосылки для сквозного удара. Практика: Отработка нанесения двойного удара.Отработка нанесения сквозного удара. 9. Шахматная нотация. Теория: Отличие длинной нотации от короткой нотации. Сокращенные названия фигур, символы шаха, мата, взятия, короткой и длинной рокировки. Как записываются ходы пешки. Пример записи партии. Практика: Шахматная нотация. 10. Правила поведения во время игры. Теория: Принятые правила поведения во время шахматной партии. Приветствие соперника, рукопожатие. Соблюдение тишины. Предложение ничьей. Правило «тронул - ходи». Как поправить фигуру на доске. Корректное совершение хода. Практика: Отработка правил. 11. Связка. Теория: Знакомство с приемом «связка». Какие фигуры участвуют в связке. Какую роль играет каждая из них. Давление на связку, выигрыш связанной фигуры. Полная и неполная связка. Практика: Создание связок во время игры. 12. Защита от связки. Теория: Способы защиты от связки: уничтожение, оттеснение или отвлечение связывающей фигуры, перекрытие линии связки, отход связанной фигуры с линии связки (если связка неполная). Практика: Применяем все способы защиты. 13. Три золотых правила дебюта. Теория: Понятие о трех стадиях шахматной партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Дебют как начальная стадия партии. Изучение понятия «дебют». Три основных правила разыгрывания дебюта: контроль над центром, быстрое развитие фигур, надежное положение короля. Практика: Применяем все правила начальной стадии. 14. Детский мат. Теория: Слабость пункта f7 (f2) в начальной стадии. Детский мат и защита от него. Практика: Ставим и защищаемся от детского мата. 15. Голый король. Теория: Атака на короля, оставшегося без надежного пешечного прикрытия и без защиты собственных фигур. Открытые линии, их значение для атаки. Взаимодействие фигур в наступлении. Практика: Атака и защита короля. 16. Взлом. Теория: Тактический прием «взлом»: с помощью жертвы разрушают пешечно-фигурное прикрытие короля соперника и стремительно атакуют его. Открытые линии для атаки, взаимодействие фигур. Практика: Взлом на доске. 17. Отвлечение. Теория: Тактический прием «отвлечение»: неприятельскую фигуру, играющую важную роль в защите, заставляют отвлечься от выполнения своих главных обязанностей. Отвлечение в сочетании с другими тактическими приемами. Практика: Определяем возможности отвлечения. 18. Перегрузка. Теория: Что такое двойной удар. Кто может нанести двойной удар. Коневая вилка. Двойные удары ферзем, ладьей, слоном, пешкой, королем. Самый опасный двойной удар - с нападением на короля соперника. Практика: Отработка нанесения двойного удара. 19. Вскрытое нападение. Теория: Тактический прием «вскрытое нападение». Вскрытый шах как разновидность вскрытого нападения. Комбинации на вскрытое нападение в сочетании с другими тактическими приемами. Практика: Отработка вскрытого нападения. 20. Мат «по линеечке». Теория: Повторение методики постановки мата двумя ладьями одинокому королю (линейный мат). Расширение понятия «линейный мат». Новые понятия: «мат по последней горизонтали» и «форточка». Практика: Отработка постановки линейного мата. 21. Мат королем и ладьей. Теория: Метод оттеснения короля в угол доски (бесшаховый метод). Понятия «выжидательный ход» и «оппозиция». Практика: Отработка постановки мата двумя ладьями. 22. Два могучих слона. Теория: Мат двумя слонами одинокому королю: координация действий трех фигур, метод оттеснения короля в угол доски. Патовые ловушки. Сила двух слонов в открытой позиции и их взаимодействие. Практика: Отработка методики постановки мата. 23. Проходные пешки. Теория: Понятие проходной пешки. Сила проходной пешки. Пешка на пороге превращения. Отвлечение блокирующей фигуры. Комбинации на проведение пешек в ферзи в сочетании с другими тактическими приемами. Практика: Проводим пешку к полю превращения. 24. Прорыв. Теория: Тактический прием «прорыв»: жертва материала ради проведения пешки в ферзи. Типовые комбинации на тему прорыва в миттельшпиле и эндшпиле. Прорыв в сочетании с другими тактическими приемами. Практика: Шахматный прорыв. 25. Проведение пешки в ферзи. Теория: Базовые сведения об эндшпиле «король и пешка против короля». Оппозиция – повторение и закрепление материала. Патовые ловушки. Практика: Проводим пешку к полю превращения. 26. Правило квадрата. Теория: Знакомство с правилом квадрата. Как быстро подсчитать при помощи этого правила, догоняет король проходную пешку или нет. Помехи на пути короля. Метод отталкивания плечом. Практика: Отработка метода отталкивания плечом. 27. Отдаленная проходная. Теория: План игры в окончании. Понятие об отдаленной проходной пешке. Защищенная проходная пешка. Практика: Планирование эндшпиля. 28. Переход в пешечный эндшпиль. Теория: Размен всех фигур как один из методов реализации материального и/или позиционного перевеса. Техника расчета вариантов. Отложенный размен. Практика: Размен или уклонение. 29. Патовые комбинации. Теория: Игра на пат как способ достижения ничьей в худшей позиции. «Бешеная ладья». Изучение комбинаций на пат в сочетании с другими тактическими приемами. Практика: Поиск способа достижения ничьей. 30. Комбинации на вечный шах. Теория: Упорство в защите худших позиций как непременное условие для шахматного роста. Жертва материала ради достижения вечного шаха. Комбинации на вечный шах в сочетании с другими тактическими приемами. Практика: Поиск вариантов объявления вечного шаха. 31. Дебют – перевес в развитии. Теория: Изучение классической учебной партии Морфи – консультанты (париж, 1858). Жертва материала ради быстрого развития фигур и вскрытия линий для атаки. Практика: Выполнение упражнений на вскрытие линий атаки. 32. Итальянская партия. Теория: История дебюта. Дебютный анализ Греко и основные идеи дебюта. Учебные партии на использование перевеса в развитии. Практика: Итальянская партия. 33. Северный гамбит. Теория: Понятие гамбита. Жертва одной или двух пешек в дебюте за инициативу. Знакомство с основными идеями северного гамбита на примере учебных партий. Практика: Выполнение упражнений по получению инициативы. 34. Проведение шахматного турнира Теория: Объяснение правил проведения турниров. Практика: Решение позиций по темам второго года обучения. Проведение турниров. Подведение итогов года. II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарный учебный график объединения «Шахматный гамбит» на 2023-2024 учебный год № Основные характеристики образовательного процесса п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Количество учебных недель 34 – 1 год обучения 36 – 2 год обучения Количество учебных дней 68 – 1 год обучения 72 – 2 год обучения Количество часов в неделю 4 Количество часов в учебном 136 – 1 год обучения году 144 – 2 год обучения Недель в I полугодии 14 – 1 год обучения 16 – 2 год обучения Недель во II полугодии 20 Начало занятий 1 сентября – 1 год обучения 11 сентября – 2 год обучения Каникулы отсутствуют Выходные дни 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая Окончание учебного года 31 мая Сроки проведения аттестации 15-30 декабря, 15-30 мая Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа Материально-техническое обеспечение: Помещение для занятий – просторный, хорошо освещенный и проветриваемый кабинет, отвечающий санитарным нормам. № Наименование Кол-во 1.Информационно-коммуникационные, технические средства обучения 1 компьютер, монитор, принтер (комплект) 1 2 Шахматные часы 6 2.Учебно-практическое оборудование 1 Демонстрационная шахматная доска 1 2 Комплекты шахмат (доска с фигурами) 12 3 Флип-чарт 1 3.Мебель 1 Стол (парта) 7 2 Стулья 14 3 Шкафы для хранения пособий, оборудования, материалов 1 4.Канцелярские и расходные материалы 1 Тетрадь в клетку 12 листов (на 1 обучающегося) 1 Бумага формата А4 (на 1 обучающегося) 34 л. Цветные карандаши упаковка 6 штук (на 1 обучающегося) 1 Простой карандаш (на 1 обучающегося) 1 Маркеры для флипчарта (4 цвета) 3 Батарейки для шахматных часов 12 Барский В.Л. Шахматная школа. Первый год обучения. 1 Рабочая тетрадь / Барский В.Л. – М.: Вако, 2022. – 48 с. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования, реализующий программу, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности данной программы, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Информационно-методические условия Учебный процесс организуется по принципу последовательного нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей. Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы: – обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся; – учесть интересы и предпочтения обучающегося; – сформировать коллектив детского объединения. При реализации программы на занятиях используются следующие материалы для выполнения практических упражнений по шахматам: Барский В.Л. Шахматная школа. Методическое пособие для учителя / В.Л. Барский. – М.: ВАКО, 2017. – 176 с.; Интернет-сайт «Чесфилд». URL: https://chessfield.ru/ (дата обращения 29.06.2023); Интернет-сайт «Шахматы – мир шахмат». URL: https://chessok.net/ (дата обращения 29.06.2023); Шахматная платформа «Личесс». URL: https://lichess.org/ (дата обращения 29.06.2023); Шахматная платформа «ChessDay». URL: https://chessday.ru/ (дата обращения 29.06.2023). Теоретическая часть программы осваивается обучающимися фронтально, учебный процесс организуется в групповой форме. При освоении практической части программы используется индивидуальногрупповая форма обучения, так как обучающиеся имеют разный уровень 2 3 4 5 6 7 скорости освоения теоретического материала. Обучающиеся записываются на программу добровольно, во время занятий используются интерактивные методы обучения (показ видеоматериалов, использование онлайн тренажеров), проведение активных игр для смены деятельности (живые шахматы, игры с часами и т.д.). Совокупность данных факторов мотивирует обучающихся хотеть приходить на занятия, полезно, интересно и весело проводить время (принцип сознательности и активности учащихся). Кроме того это позволяет реализовать в процессе обучения принцип наглядности. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Программа предполагает проведение мониторинга развития способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения планируемых результатов освоения программы. Виды, формы контроля, сроки их проведения указаны в таблице ниже. Педагог фиксирует результаты по каждому обучающемуся в индивидуальной «Карточке успеха обучающегося» (Приложение № 1), осуществляет диагностику личностного развития ребенка в процессе освоения программы (Приложение №2). Вид, сроки контроля Содержание Формы/методы контроля Входной контроль (сентябрь) Текущий контроль (в течение учебного года) Выявление уровня знаний и Беседа, педагогическое умений, способностей наблюдение Выявление ошибок и Беседа, педагогическое успехов в освоении наблюдение, решение материала тестов и игровых ситуаций. Промежуточная аттестация Определение уровня Шахматный турнир, сформированности знаний, педагогическое наблюдение умений и навыков Итоговая аттестация Определение уровня Шахматный турнир, сформированности знаний, педагогическое наблюдение умений и навыков Текущий контроль осуществляется в форме опросов, выполнения тестовых заданий и решения игровых ситуаций. Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в виде турнира. Педагогическое наблюдение осуществляется на всех этапах освоения программы, результаты заносятся в карту наблюдений (Приложение №1). В ходе текущих педагогических наблюдений постепенно накапливаются данные о каждом обучающемся, характеризующие его достижения и дефициты, необходимые для совершенствования программы. Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме шахматного турнира в середине и конце учебного года (Приложение №2). III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». Перечень литературы для педагога 1. Абрамов С.П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С.П. Абрамов, В.Л. Барский. – М.: Дайв, 2009. – 256 с. 2. Барский В.Л. Шахматная школа. Методическое пособие для учителя/ В.Л. Барский. – М.: ВАКО, 2017. – 176 с. 3. Костров В. В какую силу я играю? Гамбиты / В. Костров. – СПб: «Литера», 2011. – 97 с. 4. Костров В. В какую силу я играю? Открытые дебюты / В. Костров. – СПб.: «Литера», 2011. – 89 с. 5. Костьев А.Н. Учителю о шахматах / А.Н. Костьев. – М.: «Просвещение», 2013. – 111 с. 6. Кузин С.Л. Шахматы. Пятерки +. Учеб. пособие / С.Л. Кузин. – М.: Проспект, 2020. – 136 с. 7. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф / Я. Нейштадт. – М.: ФиС, 2013. – 304 с. 8. Нимцович А. Моя система / А. Нимцович. – М.: ФиС, 2010. – 297 с. 9. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 416 с. 10. Прудникова Е.А. Шахматы: 1-4 классы: все правила / Е.А. Прудникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 10 с. Перечень литературы для обучающихся, родителей (законных представителей 1. Барский В.Л. Шахматная школа. Первый год обучения/ В.Л. Барский. – М.: ВАКО, 2019. – 48 с. 2. Мазаник С.В. Шахматы для всей семьи / С.В. Мазаник. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с. 3. Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак. – Л.: Детская литература, 1985. – 228 с. 4. Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга /С.А. Карякин. – М.: ЭКСМО, 2019. – 128 с. 5. Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга /С. А. Карякин. – М.: ЭКСМО, 2019. – 112 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Мат Ферзём и ладьёй Запись партии Рокировк а удар Двойной Мат королем и ферзем Мат Пат Ничья и её виды Как ходят фигуры горизонталь вертикаль диагонал адрес ьфигуры ладья слон пешка король ферзь конь Нападение и взятие Ценность фигур Особые ходы пешки Защита от нападения Шах и защита от него Шахматная нотация Имя фигуры Фамилия ребенка Вилка Сквозной удар Правила поведения во время игры Параметры для педагогического наблюдения Критерий оценки уровня подготовки обучающихся: 1. Зеленый цвет – высокий уровень освоения. Можно говорить охорошем развитии для данного возраста качества или навыка; 2. Желтый цвет – средний уровень. Качество или навык находится вразвитии; 3. Красный цвет – низкий уровень. Развитие качества или навыкатолько начинается. Достижение предметных результатов Достижение личностных результатов Фамилия Имя ребенка Мотивация к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми Демонстрация уважения к чужому труду Демонстрация положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества Демонстрация норм коллективного взаимодействия и сотрудничества Достижение метапредметных результатов Фамилия Имя ребенка Представление об интеллектуальной культуре и культуре шахмат Демонстрация умения саморегуляции интеллектуальных проявлений Демонстрация умения саморегуляции эмоциональных проявлений Демонстраци я выдержки, собранности, внимательнос ти Приложение № 2 Правила проведения турнира Турнир проводится по швейцарской системе и состоит из 5 туров с контролем времени - 11 минут на партию каждому. Победа в партии – 1 очко, ничья – 0,5 очка, проигрыш – 0 очков. • В первом туре все игроки упорядочиваются случайным жребием. Пары составляются по принципу: первый из верхней половины таблицы с первым из нижней половины, второй – со вторым, и так далее. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает очко без игры. • В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую очковую группу. • Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. Кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и чёрными), в любом случае не допускается три партии подряд одним цветом, кроме последнего тура. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер в последней очковой группе (из ещё не получавших очко за пропуск), получает очко без игры. • Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.