Программа Шахматный клуб Особый ход

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга
им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
Шахматный клуб «ОСОБЫЙ ХОД»
возраст обучающихся: 6-8 лет
срокреализации:6 месяцев

Автор–составитель:
Педагог дополнительного образования
Булычев Дмитрий Алексеевич

Екатеринбург,2022 г.

Содержание
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка ........................................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы: .................................................................................. 6
1.3.Учебный (тематический) план ............................................................................. 8
1.4. Содержание учебного (тематического) плана................................................... 9
1.5. Планируемые результаты освоения программы: ............................................ 12
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ...... 14
2.1. Календарный учебный график Шахматного клуба «Особый ход» на 20222023 учебный год ...................................................................................................... 14
2.2. Условия реализации программы ...................................................................... 14
2.3. Формы контроля и оценочные материалы ...................................................... 16
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................... 18
Приложение№ 1 ........................................................................................................ 19
Приложение № 2 ....................................................................................................... 21

КОМПЛЕКС

I.

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
«Они (шахматы) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают
объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на
несколько ходов вперед»
В.В. Путин.
Программа
учреждений

Шахматный

дополнительного

клуб

«Особый

образования,

ход»

предназначена

ориентирована

на

для
детей

дошкольного и младшего школьного возраста, рассчитана на 6 месяцев
обучения.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;
2.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3.
г.

№

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
678-р

«Об

утверждении

Концепции

развития

дополнительного

образования детей до 2030 года»;
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
8.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждении

общеразвивающих программ в МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
9.

Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной.

Направленность программы физкультурно-спортивная.
Актуальность программы. Шахматная игра на протяжении многих
веков является составной частью общечеловеческой культуры. Программа
Шахматный клуб «Особый ход» вовлекает детей в мир шахматам и
способствует физическому, духовному и интеллектуальному развитию детей,
что является приоритетным направлением по обновлению содержания
дополнительных программ физкультурно-спортивной направленности согласно
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утвержденной Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678р).
Шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитательное средство. Они
развивают умственные способности и фантазию ребенка, являются идеальным
материалом для развития творческого мышления, тренируют его память,
формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие как: воля,
решительность,

выдержка,

терпение,

находчивость,

сосредоточенность,

дисциплинированность мысли, трудолюбие, усидчивость, способность к риску.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации. В
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у
ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств
характера. В этом актуальность и важность для всего общества развития

популярности шахмат.
Отличительной особенностью программы является отдача приоритета
серьезной теоретической подготовке, умению анализировать в пропорции
между частой соревновательной практикой и теоретической подготовкой. При
реализации программы на первый план выступает учение, направленное на
самостоятельный поиск решения проблем и задач, развитие способности
ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их
реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте
от 6 до 8 лет. Набор в группы проводится без предварительного отбора.
В этом возрастном периоде происходят существенные изменения в
психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная
сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со
сверстниками и взрослыми. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте
переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Ведущей в
младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Это позволяет
использовать не только игровые методы обучения, но также проблемнопоисковые методы и методы формирования познавательного интереса.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли:
младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за
намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить
руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности, поэтому
применение методов поощрения обучающихся является необходимым для
развития ответственности за результат обучения
Количество обучающихсяв группе:10-12 человек.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических
часа. Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4
часа.
Объем программы: 96 часов

Срок освоения программы: 6 месяцев.
Особенностью

данной

программы

является

отдача

приоритета

серьезной теоретической подготовке, умению анализировать в пропорции
между частой соревновательной практикой и теоретической подготовкой.
При

реализации

программы

используется

традиционная

модель

организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение 6 месяцев обучения в одной
образовательной организации.
Уровень сложности программы - стартовый.
Форма обучения: групповая.
Виды

занятий:

практическое

занятие,

лекция,

беседа,

показ

видеоматериалов, учебная игра, турнир.
Формы подведения итогов:
Формой текущего контроля является анализ продуктов деятельности и
педагогическое наблюдение. Педагогические наблюдения проводятся на любом
этапе процесса усвоения программы. В ходе педагогических наблюдений и
анализа работ постепенно накапливаются данные о каждом обучающемся,
характеризующие как его достижения, так и упущения в работе.
Формой итогового контроля является проведение турнира.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы – развитие когнитивных способностей детей
дошкольного и младшего школьного возраста посредством их вовлечения в
шахматную игру.
Задачи программы:
Обучающие:
• знакомить детей с историей развития шахмат;
• формировать знания в области шахматной игры, дать представление о

шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, угловые поля, начальное положение, ход, взятие, стоять под боем, взятие

на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, ничья, пат, вечный шах,
двойной удар;
• обучать правилам хода и взятия каждой фигуры, обозначения ходов при

записи партии;
• обучать названиям фигур: пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король;
• обучать правильно помещать шахматную доску между соперниками;
• обучать правильно расставлять фигуры перед игрой;
• обучать вести запись партии;
• обучать разыгрывать шахматную партию от начала и до конца без

нарушений правил шахмат;
• обучать рокировать, объявлять шах, ставить мат;
• обучать решать элементарные задачи на мат в один ход.

Развивающие:
• формировать представление об интеллектуальной культуре вообще и о

культуре шахмат в частности;
• формировать первоначальные умения саморегуляции интеллектуальных

и эмоциональных проявлений;
• развивать выдержку, собранность, внимательность.

Воспитательные:
• приобщать к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми;
• воспитывать положительные качества личности, нормы коллективного

взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
• формировать устойчивую мотивацию к интеллектуальным занятиям;
• формировать уважение к чужому мнению.

1.3.Учебный (тематический) план
№
п/п

1

Названия разделов

Вводное занятие. История развития
шахмат. Шахматная игра и ее понятия

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма
контроля

2

2

0

Педагогическое
наблюдение

2

Шахматные фигуры

10

6

4

3

Защита от нападения

4

2

2

4

Матовые конструкции

4

2

2

5

Пат. Ничья

4

2

2

6

Особый ход - рокировка

4

2

2

7

Двойной удар

4

2

2

8

Правила поведения во время игры

4

2

2

9

Шахматные часы

4

2

2

10

Запись партии

4

2

2

11

Вилка

4

2

2

12

Сквозной удар

4

2

2

13

Контроль центра

4

2

2

14

Развитие фигур

4

2

2

15

Безопасность короля

4

2

2

16

Активные фигуры

4

2

2

17

Замыслы противника

4

2

2

18

Фазы партии

4

2

2

Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
Педагогическое
наблюдение

19

Подсчет взятий

4

2

2

20

Связки

4

2

2

21

Усиление нападения

4

2

2

22

Способы избегания невыгодных
разменов

4

2

2

23

Итоговое занятие. Проведение
шахматного турнира

4

0

4

Итого

96

48

48

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
турнир

1.4. Содержание учебного (тематического) плана.
1. Вводное занятие. История развития шахмат. Шахматная игра и ее
понятия
Теория: Знакомство детей с шахматами. Легенда о возникновении
шахмат. Основные вехи истории шахмат, их место в мировой культуре. Две
армии на шахматной доске. Соперники, противники, партнеры. Расположение
доски перед началом игры. Шахматные поля. Горизонтали, вертикали,
диагонали. Фигуры и пешки. В какой последовательности расставлять фигуры
и пешки на доске, чтобы не ошибиться. «Ферзь любит свой цвет, а король чужой цвет».
Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске. «Адрес»
поля как места пересечения вертикали и горизонтали. Диаграмма. Центр и
угловые поля.
План и порядок работы. Организационные вопросы. Правила техники
безопасности при работе в аудитории. Правила пожарной безопасности.
2. Шахматные фигуры
Теория: Разновидности шахматных фигур, правила хода. Ценность
шахматных фигур. Как выглядит фигура (внешнее сходство) по сравнению с
другими фигурами. Вертикали и горизонтали на шахматной доске. Диагонали.
Практика: Хождение разными фигурами. Выполнение упражнения “Кто
быстрее и точнее”, “Что изменилось”.
3. Защита от нападения

Теория: Способы защиты от нападения: отход, защита с помощью другой
фигуры (перекрытие), уничтожение атакующей пешки или фигуры.
Практика: Применение всех способы защиты.
4. Матовые конструкции
Теория: Цель шахматной партии. Что такое мат, отличие мата от шаха.
Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь. Сдача партии в проигранной
позиции. Стандартные позиции: мат по последней (первой) горизонтали; мат
ферзем, которого поддерживают слон, конь, ладья, король или пешка. Король
на краю и в углу доски, поля для отступления.
Практика: Мат разными фигурами.
5. Пат. Ничья.
Теория: Что такое ничья. Разновидности ничьей. Недостаток материала
для выигрыша у обеих сторон. Определение пата, чем отличается пат от мата.
Соглашение на ничью. Вечный шах. Троекратное повторение позиции. Правило
50 ходов.
Практика: Пат на доске.
6. Особый ход - рокировка
Теория: Определение и цель рокировки. Рокировать можно только один
раз за партию. Виды рокировок: короткая, длинная рокировки. Как делается
рокировка. Когда можно рокировать. Как записывается ход рокировки.
Практика: Определение возможности рокировки.
7. Двойной удар
Теория: Что такое двойной удар. Кто может нанести двойной удар.
Коневая вилка. Двойные удары ферзем, ладьей, слоном, пешкой, королем.
Самый опасный двойной удар - нападение на короля соперника.
Практика: Отработка нанесения двойного удара.
8. Правила поведения во время игры
Теория: Принятые правила поведения во время шахматной партии.
Приветствие соперника, рукопожатие. Соблюдение тишины. Предложение
ничьей. Правило «тронул - ходи». Как поправить фигуру на доске. Корректное

совершение хода.
Практика: Отработка правил.
9. Шахматные часы
Теория: Отличие шахматных часов от обычных. Устройство часов и
принципы игры с часами. Правильное расположение часов на столике. Флажок
(на механических часах). Контроль времени. Цейтнот.
Практика: Проведение игры с часами.
10. Запись партии
Теория: Отличие длинной нотации от короткой нотации. Сокращенные
названия фигур, символы шаха, мата, взятия, короткой и длинной рокировки.
Запись ходов пешки. Пример записи партии.
Практика: Шахматная нотация.
11. Вилка
Теория: Двойной удар конем - коневая вилка. На какой стадии
встречаются такие удары. Внимание к коням соперника помогает избежать
попадания под вилку. Шах с выигрышем фигуры.
Практика: Отработка постановки вилки.
12. Сквозной удар
Теория: Понятие сквозной удар. Когда может возникнуть возможность
для сквозного удара. Предпосылки для сквозного удара.
Практика: Отработка нанесения сквозного удара.
13. Контроль центра
Теория: Расположение фигур так, чтоб они занимали самую важную
часть доски – центр. Постановка под бой полей е4, d4, e5 и d5 в начале партии.
Практика: Захват центра.
14. Развитие фигур
Теория: Управление ходом игры, развитие фигуры на поле, где они
смогут контролировать центр. Быстрый вывод слона и коня, рокировка.
Практика: Развитие легких фигур.
15. Безопасность короля

Теория: Рокировка – лучший способ обезопасить короля.
Практика: Отработка рокировки короля.
16. Активные фигуры
Теория: Размен неактивной фигуры на активную.
Практика: Отработка разменов.
17. Замыслы противника
Теория: Виды тактик противника.
Практика: Выполнение упражнений на предугадывание тактик.
18. Фазы партии
Теория: Изучение характерных этапов партии.
Практика: Определение наступления стадии партии.
19. Подсчет взятий
Теория: Правила подсчета количества нападений на фигуру или пешку и
её защитников.
Практика: Выполнение упражнений по подсчету взятий.
20. Связки
Теория: Правила постановок связок и поиск способов их избежать.
Практика: Выполнение упражнений по поиску способов избегания
связок.
21. Усиление нападения
Теория: Дополнительные средства усиления нападений.
Практика: Выполнение упражнений по усилению нападения.
22. Способы избегания невыгодных разменов
Теория: Изучение способов избегания невыгодных разменов.
Практика: Выполнение упражнений по прогнозированию невыгодных
разменов.
23. Итоговое занятие. Проведение шахматного турнира
Практика: Проведение шахматного турнира. Подведение итогов года.
1.5. Планируемые результаты освоения программы:
Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:
• историю развития шахмат;
• понятие шахматной игры;
• шахматные термины;
• правила хода и взятия каждой фигуры, обозначения ходов при записи

партии;
• названия фигур;
• размещение шахматной доски между соперниками;
• расстановку фигур перед игрой;
• ведение записи партии;
• правила шахмат;
• как разыгрывать партию по правилам;
• как рокировать, объявлять шах, ставить мат;
• правильные решения элементарных задач на мат в один ход.

Метапредметные результаты:
Обучающиеся овладеют:
• представлением об интеллектуальной культуре вообще и о культуре

шахмат в частности;
• первоначальными

умениями

саморегуляции

интеллектуальных

и

эмоциональных проявлений;
• развитой выдержкой, собранностью, внимательностью.

Личностные результаты:
• обучающиеся

будут

приобщены

к

самостоятельным

занятиям

положительные

качества

интеллектуальными играми;
• обучающиеся

будут

демонстрировать

личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности;
•у

обучающихся

будет

сформирована

устойчивая

мотивация

интеллектуальным занятиям;
• у обучающихся будет сформировано уважение к чужому мнению.

к

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график Шахматного клуба «Особый ход» на
2022-2023 учебный год
№ п/п

Основные характеристики образовательного процесса

1

Количество учебных недель

24

2

Количество учебных дней

48

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов в учебном году 96

5

Недель в I полугодии

4

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

1 декабря

8

Каникулы

отсутствуют

9

Выходные дни

1-8 января, 23-24 февраля, 8 марта,
1 мая, 8-9 мая

Окончание учебного года

10

31 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1.

Помещение для занятий – просторное, хорошо освященное и

проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
2.

Оснащенность кабинета:

–

парты;

–

стулья;

–

флипчарт;

–

демонстрационная шахматная доска;

–

шахматы: 12 досок с фигурами;

–

шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов;

–

осветительные приборы.

3.

Технические средства обучения: компьютер, монитор, принтер,

шахматные часы (6 штук).
4.

Материалы, необходимые для реализации программы:

Тетрадь в клетку 12 листов (одна тетрадь для каждого ребенка);
Бумага формата А4 (34 листа для каждого ребенка);
Цветные карандаши 6 штук (один набор на 1 ребенка);
Маркеры для флипчарта (3 упаковки по 4 штуки);
Простые карандаши (один карандаш на 1 ребенка);
Барский В.Л. Шахматная школа. Первый год обучения. Рабочая тетрадь.
М.: Вако, 2022. 48 с. (одна тетрадь на 1 ребенка);
Батарейки для шахматных часов (12 батареек АА).
Кадровое обеспечение
Педагог

дополнительного

образования

должен

иметь

высшее

профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю клуба без предъявления требований к
стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное

образование

и

дополнительное

профессиональное

образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
К

реализации

программы

допускаются

лица,

обучающиеся

по

образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности:
ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от
возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–

обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

–

учесть интересы и предпочтения обучающегося;

–

сформировать коллектив детского объединения.

При реализации программы на занятиях используются следующие
материалы для выполнения практических упражнений по шахматам:
Барский В.Л. Шахматная школа. Первый год обучения. Рабочая тетрадь
[2];
Интернет-сайт «Чесфилд». URL: https://chessfield.ru/ (дата обращения
31.10.2022);
Интернет-сайт «Шахматы – мир шахмат». URL: https://chessok.net/(дата
обращения 31.10.2022);
Шахматная

платформа

«Личесс».

URL:

https://lichess.org/

(дата

обращения 31.10.2022);
Шахматная платформа «ChessDay». URL: https://chessday.ru/ (дата
обращения 31.10.2022).
Теоретическая

часть

программы

осваивается

обучающимися

фронтально, учебный процесс организуется в групповой форме. При
освоении практической части программы используется индивидуальногрупповая форма обучения, так как обучающиеся имеют разный уровень
скорости освоения теоретического материала [3, с. 130-131].
Обучающиеся записываются на программу добровольно, во время
занятий

используются

интерактивные

методы

обучения

(показ

видеоматериалов, использование онлайн тренажеров), проведение активных
игр для смены деятельности (живые шахматы, игры с часами и т.д.).
Совокупность данных факторов мотивирует обучающихся хотеть приходить
на занятия, полезно, интересно и весело проводить время (принцип
сознательности и активности учащихся [3, с. 43-44]). Кроме того это
позволяет реализовать в процессе обучения принцип наглядности [3, с. 44] и
доступности [3, с. 45].
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Формой текущего контроля являются анализ продуктов деятельности и
педагогическое наблюдение на протяжении всего процесса обучения для учета
и проверки уровня освоения образовательной программы. Педагогические

наблюдения проводятся на любом этапе процесса усвоения программы по
критериям, указанным в приложении (Приложение № 1). В ходе текущего
педагогического наблюдения постепенно накапливаются данные о каждом
обучающемся, характеризующие как его достижения, так и упущения в работе.
Итоговый контроль проводятсяв виде шахматного турнира в конце
учебного года. Правила проведения турнира указаны в приложении.
(Приложение № 2).

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1.

Абрамов

С.П.

Шахматы:

первый

год

обучения.

Методика

проведения занятий / С.П. Абрамов. – М.: Дайв, 2009. – 256 с.
2.

Барский В.Л. Шахматная школа. Методическое пособие для

учителя / В.Л. Барский. – М.: ВАКО, 2017. – 176 с.
3.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация:

учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. / В.И. Загвязинский. – М.: Академия,
2006. 192 с.
4.

Кузин С.Л. Шахматы. Пятерки +: учебное пособие / С.Л. Кузин. –

М.: Проспект, 2020. – 136 с.
5.

Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский. – Ростов-

на-Дону: Феникс, 2020. – 416 с.
6.

Прудникова Е.А. Шахматы: 1- 4 классы: все правила / Е.А.

Прудникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 10 с.
Список литературы для обучающихся (родителей)
1.

Барский В.Л. Шахматная школа. Первый год обучения/ В.Л.

Барский. – М.: ВАКО, 2019. – 48 с.
2.

Мазаник С.В. Шахматы для всей семьи / С.В. Мазаник. – СПб.:

Питер, 2009. – 240 с.
3.

Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак. – Л.: Детская литература, 1985. –

4.

Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга /С.А.

228 с.
Карякин. – М.: ЭКСМО, 2019. – 128 с.
5.

Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга

/С.А. Карякин. – М.: ЭКСМО, 2019. – 112 с.

Приложение№ 1
Параметры для педагогического наблюдения
Критерий оценки уровня подготовки обучающихся:
Зеленый цвет – высокий уровень освоения. Можно говорить о

1.

хорошем развитии для данного возраста качества или навыка;
Желтый цвет – средний уровень. Качество или навык находится в

2.
развитии;

Красный цвет – низкий уровень. Развитие качества или навыка

3.

только начинается.

Мат Ферзём и ладьёй
Запись партии

Рокировка
Двойной удар
Мат королем и ферзем

Мат
Пат
Ничья и её виды

фигуры

Как ходят фигуры

горизонталь
вертикаль
диагональ
адрес фигуры
ладья
слон
пешка
король
ферзь
конь
Нападение и взятие
Ценность фигур
Особые ходы пешки
Защита от нападения
Шах и защита от него

Шахматная
нотация

Фамилия Имя
ребенка

Вилка
Сквозной удар
Правила поведения во время игры

Достижение предметных результатов

Достижение личностных результатов
Фамилия Имя
ребенка

Мотивация к
самостоятельным
занятиям
интеллектуальными
играми

Демонстрация
уважения к
чужому труду

Демонстрация
положительных качеств
личности, норм
коллективного
взаимодействия и
сотрудничества

Демонстрация норм
коллективного
взаимодействия и
сотрудничества

Достижение метапредметных результатов
Фамилия Имя
ребенка

Представление об
интеллектуальной
культуре и
культуре шахмат

Демонстрация
умения
саморегуляции
интеллектуальных
проявлений

Демонстрация умения
саморегуляции
эмоциональных
проявлений

Демонстрация
выдержки,
собранности,
внимательности

Приложение № 2
Правила проведения турнира
Турнир проводится по швейцарской системе и состоит из 5 туров с
контролем времени - 11 минут на партию каждому. Победа в партии – 1 очко,
ничья – 0,5 очка, проигрыш – 0 очков.
В первом туре все игроки упорядочиваются случайным жребием. Пары
составляются по принципу: первый из верхней половины таблицы с первым из
нижней половины, второй – со вторым, и так далее. При нечётном числе
игроков игрок, имеющий последний номер, получает очко без игры.
В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым
количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три:
выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается
нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую
очковую группу.
Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой
группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший
игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим
игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается,
чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. Кроме того,
действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника
от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество
игр белыми и чёрными), в любом случае не допускается три партии подряд
одним цветом, кроме последнего тура. При нечётном числе игроков игрок,
имеющий последний номер в последней очковой группе (из ещё не получавших
очко за пропуск), получает очко без игры.
Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».