Программа Художественная студия Батик, 2023 г

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Художественная студия «Батик»
возраст обучающихся: 11-17 лет
срок реализации: 4 года

Автор составитель
Педагог дополнительного образования:
Прокопьева Ирина Александровна

Екатеринбург, 2023г.

1.

Комплекс

основных

характеристик

общеобразовательной

общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Программа «Батик» предназначена для учреждений дополнительного
образования, ориентирована на детей среднего и старшего школьного возраста
любого уровня начальной подготовки, рассчитана на 4 года обучения.
Дополнительная общеобразовательная программа «Батик» разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)»;
10.Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12. Положение о дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о
- направленность – художественная.
- актуальность
При разработке общеобразовательной программы дополнительного
образования «Батик» были учтены тенденции развития дополнительного
образования. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Программа учитывает социальный заказ потребителей услуг ДОД, так как
предоставляет

обучающимся

возможность

приобрести

навыки

в

художественной обработке и росписи ткани. Данное направление декоративно-

прикладной

деятельности

полностью

отсутствует

в

программах

общеобразовательных ОУ и может быть реализовано только в ДОД.
Комплексный подход программы позволяет в значительной мере
оптимизировать образовательный процесс и дает большие возможности в
самореализации и личностном развитии каждого ребенка.
Обязательной частью программы является экскурсионная и выставочная
деятельность, имеющая образовательное и просветительское назначение,
способствующая закреплению «ситуации успеха» через участие ребенка в
выставках. Выставки помогают раскрывать проблемы развития декоративноприкладного искусства, знакомят с традициями народного творчества, вводят в
мир

ребенка

понятие

«духовность».

Экскурсии

не

только

содержат

познавательную информацию, но и развивают способность обучающихся к
художественному восприятию окружающего мира и произведений искусства.
Дети знакомятся с историей родного края, через культуру и искусство
приобщаются к историческим корням Родины, что способствует развитию
духовности и патриотизма.
Программа «Батик» имеет интеграционную связь с деятельностью
объединения Кройка и шитье. Театр моды «Забава», существующего в МБУ ДО
ДДТ им. Е.Е. Дерягиной. Обучающиеся в этих объединениях участвуют в
совместных творческих проектах по созданию коллекций одежды. Учащиеся
объединения «Забава» имеют возможность посещать занятия в изостудии, где
более глубоко изучают теорию композиции, теорию формообразования,
цветоведение, приемы стилизации и применяют полученные знания для
выполнения эскизов создаваемой одежды; осваивают технику художественного
оформления

текстильных

изделий, которую

применяют при

создании

коллекций одежды для шоу-показов театра моды.
-

отличительные

существующих
ориентирована
дополнительного

в

этой
на

особенности

данной

области,

заключается

применение

широкого

материала

по

программы,
в

том,

что

комплекса

декоративно-прикладному

от

уже

программа
различного
искусству.

Программа

«Батик»

позволяет

подросткам

освоить

возможности

художественно-творческой деятельности для самовыражения.
Занятия в изостудии дают обучающимся возможность социальной
адаптации, дают почувствовать себя в среде единомышленников, связанных
общим интересным делом, развивают способность к сотрудничеству как со
взрослыми (педагогом), так и со сверстниками, к коллективной деятельности,
координации своих действий для достижения общей цели.
Кроме того, большое значение имеет выставочная деятельность –
переживание

успеха,

публичное

признание

приносит

моральное

удовлетворение и в то же время вырабатывает чувство ответственности за
результат своего труда, что побуждает ребенка стремиться к еще большим
высотам творчества, к развитию и самосовершенствованию.
- адресат программы: обучающиеся 11-17 лет. Набор детей в группы
проводится без предварительного отбора.
Подростковый возраст – это возраст интенсивного интеллектуального
развития всех детей без исключения. Его спецификой является быстрое
развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбором
будущей

профессии.

Психологические

особенности

этого

возраста

обуславливают стремление детей к «рукотворчеству», созиданию; к овладению
ремеслом, началами профессионального мастерства. Занятия декоративноприкладным искусством дают им возможность реализовать это стремление.
Из всего сказанного следует, что в учебном процессе необходимо
учитывать

многозначность

физиологическими

соотношений

особенностями

между

подростков,

психическими

сложность

и

личностных

особенностей, специфику мыслительной деятельности, сказывающуюся в
разной обучаемости и усвоении знаний.
Группа первого года обучения комплектуется из детей 11-13 лет.
Группа второго года обучения комплектуется из детей 13-15 лет.
Группа третьего года обучения комплектуется из детей 15-17 лет

Группа четвертого года обучения (творческая группа) комплектуется из
детей 15-17 лет.
-

режим

занятий.

Программа

построена

с

учетом

возрастных

психофизических особенностей, продолжительность одного занятия составляет
40 минут с 10 минутным перерывом между занятиями. Занятия проводятся 1
раз в неделю по 3 академических часа подряд.
Количество обучающихся в группе 13-15 человек.
- объем
Тематический план рассчитан:
первый год обучения – 102 часа,
второй год обучения – 108 часов,
третий год обучения – 108 часов,
четвертый год обучения – 108 часов.
Общий объем программы – 426 часов.
- срок освоения
первый год обучения - 34 недели,
второй год обучения – 36 недель,
третий год обучения – 36 недель,
четвертый год обучения – 36 недель, при условии 1 занятие в неделю по 3
часа.
Программа рассчитана на четыре года обучения.
- особенности организации образовательного процесса:
При

реализации

программы

используется

традиционная

модель

организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
-

уровневость:

уровень

программы

«стартовый»,

так

как

она

ориентирована на детей любого уровня начальной подготовленности и
природных

способностей,

предполагает

использование

общедоступных и универсальных форм организации материала.

и

реализацию

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей
не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается
возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя,
испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу,
изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Все

это

дает

возможность

даже

самому

неподготовленному

и

сомневающемуся в своих способностях ребенку с первых же занятий
переживать ситуацию успеха, получая удовлетворение и от процесса, и от
результата собственной деятельности.
Программа построена таким образом, что теоретический материал и
практические задания чередуются, позволяя ребенку применять полученные
знания, параллельно осваивая технические приемы и приобретая необходимые
умения и навыки изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
Кроме того, в учебном плане выделены часы на восприятие произведений
искусства (экскурсионная деятельность), на выполнение тематических работ к
выставкам и конкурсам (выставочная деятельность) и на оформление работ.
Учебный

процесс

организуется

по

принципу

последовательного

нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности:
ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от
возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–

обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

–

учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и

изобразительные возможности каждого, которые реализуются за счет широкого
выбора художественных материалов и предлагаемых тем;
–

познакомить

обучающихся

с

разными

техниками

и

художественными материалами;
–

сформировать коллектив детского объединения.

В течение обучения приоритетной задачей является формирование
представления об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве как

искусстве «выразительном». Учебные задания нацелены на освоение «азбуки
выражения»

и

овладения

«инструментом

выражения»

для

создания

эмоционально-художественного образа. Ребенок осваивает метод «вхождения в
образ»

переходит

от

интуитивной

художественной

деятельности

к

сознательной и целенаправленной.
формы обучения: очная


групповая, индивидуально-групповые занятия;



выставочная деятельность;



зрительская

практика

(посещение

выставок,

фестивалей,

тематических экспозиции.
- виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия.
- формы подведения результатов: творческий отчет, презентация.
Формой текущего контроля является анализ и оценка творческих работ
обучающихся в конце каждого месяца. По результатам обучения проводится
мониторинг творческих успехов учащихся и индивидуального творческого
роста.
Своеобразной формой итогового контроля является участие в фестивалях
и выставках-конкурсах.
Объекты диагностики и развития личности в сфере эстетического
воспитания и художественного образования:
–

мотивация (эстетические, художественные интересы, потребности);

–

общие (универсальные) художественные способности;

–

креативные свойства личности;

–

специальные художественные способности.

Как положительные результаты использования данной программы можно
отметить следующие моменты:
–

формирование

(посещаемость
анкетирования);

занятий,

устойчивого
мнение

интереса

детей

и

к

занятиям

родителей

по

в

студии

результатам

–

ощущение практически всеми детьми собственной успешности,

удовлетворенности результатами своей деятельности (анализ психологического
состояния детей в процессе занятий, активная и успешная выставочная
деятельность);
–

выявление и развитие специальных способностей у одаренных

детей, формирование стремления к получению профессионального образования
(поступление детей в детские художественные школы, училища и институты
художественного профиля);
–

раскрепощение эмоциональной сферы, преодоление эмоциональной

зажатости, психологической инерции, развитие творческого потенциала
(разнообразие и эмоционально-образная выразительность творческих работ);
–

развитие волевой сферы, умения координировать свои действия для

достижения цели, личной и коллективной;
–

формирование устойчивого познавательного интереса к родной

истории и культуре, к культуре и искусству народов мира (по результатам
творческих работ теоретического и практического характера).
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы - организация
творческой среды, в которой подростки в процессе создания художественного
образа получают опыт эмоционально ценностного отношения к Себе и Миру.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
–

дать

представление

об

искусстве

как

средстве

особой

коммуникации, несущем знаковую, эмоциональную и мировоззренческую
информацию;
–

дать представление о выразительных возможностях композиции,

формы, цвета;
–

научить выполнять «простые» изделия в технике «свободная

роспись», «горячий батик», «холодный батик».
Развивающие:

–

развить представление о

посредством

построения

методе «вхождения

ассоциативно-образных

в состояние»

словесных

рядов

при

создании художественного образа;
–

развить

грамотность

использования

теории

композиционной

организации пространства, формообразования, цветовой гармонизации для
создания художественного образа.
Воспитательные:
–

воспитать способность к общению, основанному на понимании;

–

воспитать любовь и бережное отношение к природе и потребности

в художественной организации своего жизненного пространства.
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
–

дать представления о культуре древних славян, о русских народных

обрядах и обычаях, о православных традициях и праздниках;
–

дать понятие о символике народного орнамента, его значении и

месте в народной жизни и культуре;
–

научить выполнять изделия в технике «холодный батик» со

скрытым контуром, «горячий батик» с резервированием фона, «смешанная
техника».
Развивающие (метапредметные):
–

развить способности к абстрактному и ассоциативно-образному

мышлению;
–

развить

способности

к

интимно-личностному

общению

и

продуктивному взаимодействию в коллективе.
Воспитательные (личностные):
–

воспитать способность к переходу от интуитивной к сознательной

целенаправленной художественной деятельности.
Задачи третьего года обучения:

Обучающие:
–

научить выполнять работу в стиле определенной культуры;

–

научить

выполнять

текстильные изделия

в

соответствии

с

композиционными и технологическими требованиями;
–

научить различать изобразительную стилистику разных народов

мира.
Развивающие (метапредметные):
–

развить способность соотносить себя с историческим прошлым и

настоящим, со своим народом и миром, осознавать себя как часть и
представителя большого целого.
Воспитательные (личностные):
–

воспитать нравственное отношение к миру и к себе.

Четвертый год обучения (обучение в творческой группе) предусмотрен
программой, в ходе которого происходит дальнейшее обучение в направлении
более детального и углубленного изучения принципов стилизации природных
форм, законов построения декоративной формы и орнамента, изучение
искусства народов России и Урала, национального искусства народов разных
стран, стилей различных исторических периодов; изучение современного
отечественного и зарубежного искусства, взаимосвязи с другими видами
искусства (театр, архитектура, дизайн и т.п.); совершенствование технических
умений и навыков художественной росписи ткани.
Задачи четвертого года обучения:
Обучающие:
–

закрепить умение выполнять текстильные изделия в соответствии с

композиционными и технологическими требованиями.
Развивающие (метапредметные):
–

развить представления о культуре народов Древнего мира

(первобытное искусство, Древняя Греция, Египет), Америки, Африки, Востока
(Япония, Китай), Азии (Индия, Индонезия, остров Ява);

–

дать понятие об изобразительном и декоративном искусстве как

выражении представления о мироздании;
–

развить представление об изобразительной стилистике разных

народов мира, умение выполнять работу в стиле определенной культуры.
Воспитательные (личностные):
–

воспитать

способность

к

эмоциональному

выражению в художественной деятельности.

восприятию

и

1.3. Учебный (тематический) план
Первый год обучения (102 час)
Номер
учебного
занятия

Тема учебного занятия

Количество часов
Всего
Из них:
Теория
Практика

«Композиция»
«Здравствуйте, это –
я», «Мой внутренний
мир»
«Цветочная поляна».

45
3

12
1

33
2

3

1

2

«Букет» и
«Листопад».

6

1

5

5

Пейзажный мотив.
Роспись по-сырому

3

1

2

6

Восприятие
произведений
искусства
«Рыбка», выполнение
картона

3

3

6

1

5

9,10

«Сказочный город»,
выполнение картона

6

1

5

11,12

Выполнение работ к
выставкам и
конкурсам
Способы оформления
работ

6

1

5

3

1

2

Выполнение работ к
выставкам и
конкурсам
«Цвет»
Холодный батик,
знакомство с
техникой.
«Рыбка», холодный
батик

6

1

5

42
3

10
1

32
2

6

1

5

1

2

3,4

7,8

13

14,15

16

17,18

Формы текущего
контроля,
примечания

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Посещение
тематической
выставки
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение

19,20

«Сказочный город»,
холодный батик

6

1

5

21,22

«Мой волшебный
сад», выполнение
картона
«Мой волшебный
сад», холодный
батик.
Восприятие
произведений
искусства
«Невиданное
животное»,
«Сказочная птица»,
холодный батик
«Цветные сны»,
холодный батик

6

1

5

6

1

5

3

3

6

1

5

6

1

5

«Форма»
Линия и пятно.
Горячий батик,
знакомство с
техникой
«Дерево», горячий
батик. Стилизация

12
3

3
1

9
2

6

1

5

33

Способы оформления
работ

3

1

2

34

Итоговое занятие

3

3

102

28

23,24

25

26,27

28,29

30

31,32

Всего часов за год

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Посещение
тематической
выставки
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение

74

Второй год обучения (108 час)
Номер
учебного
занятия

1,2,3,4

Тема учебного занятия
Всего

«Творчество и
выражение»
«Сухие травы»,
«Букет», горячий

Количество часов
Из них:
Теория
Практика

18

2

16

12

1

11

Формы текущего
контроля,
примечания

Беседа
Педагогическое
наблюдение

батик. Панно
5,6

Сотворчество.
Творчество и
выражение. Платок,
шарф.
«Мы - славяне»

Беседа
Педагогическое
наблюдение

6

1

5

33

9

24

Орнамент – язык
знаков. Виды
орнамента.
Растительный
орнамент. Эскиз,
картон
Анималистический
орнамент. Эскиз,
картон
Восприятие
произведений
искусства
Оберег. «Солнечные
звери»

3

1

2

Беседа
Педагогическое
наблюдение

3

1

2

3

3

9

1

8

13,14

Рождественский
сувенир

6

1

5

15,16

Выполнение работ к
выставкам и
конкурсам
Способы оформления
работ

6

1

5

3

1

2

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Посещение
тематической
выставки
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение

«Человек пришел на
Урал»
«Бабушкин платок»

36

7

29

9

1

8

«Каменный цветок»,
«Северные сказания»

9

1

8

«Сказы уральских
мастеров»

9

1

8

Выполнение работ к
выставкам и

6

1

5

7

8

9

10,11,1
2

17

18,19,2
0
21,22,2
3

24,25,2
6
27,28

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое

29

30,31

32,33,3
4
35

36

конкурсам
Восприятие
произведений
искусства
«Русь
православная»
«Деревенский
натюрморт»

наблюдение
Посещение
тематической
выставки

3

3

18

3

15

6

1

5

«Лубочные сказки».
«И домовой, и
леший»
Способы оформления
работ

9

1

8

3

1

2

Итоговое занятие

3

3

108

25

Всего часов за год

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение

83

Третий год обучения (108 час)
Номер
учебног
о
занятия

1

Тема учебного
занятия
«Великие
цивилизации
древности»
Рассказы об
искусстве.
«Индонезия – родина
батика»
«На гребне волны»

Количество часов
Всег
Из них:
о
Теори Практик
я
а
30
9
21

Беседа
Педагогическое
наблюдение

3

3

9

1

8

«Птица счастья»

12

1

11

9

Способы оформления
работ

3

1

2

10

Экскурсия на
выставку

3

3

2,3,4

5,6,7,8

Формы
текущего
контроля,
примечания

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Посещение
тематической

выставки
«Россия – родина
моя»
11,12,1 «Сердцу милый
3,14
уголок»

15,16
17

18,19

20,21,2
2

23

24

25,26,2
7,28

42

11

31

12

1

11

«Мама – первое
слово»

6

1

5

Народное искусство и
современное
творчество. Рассказы
об искусстве
Выполнение работ к
выставкам и
конкурсам. «О
доблести, о подвиге, о
славе»
Народные праздники
(«Широкая
масленица», «Пасха
красная»)
Способы оформления
работ

3

3

6

1

5

Беседа
Педагогическое
наблюдение

9

1

8

Беседа
Педагогическое
наблюдение

3

1

2

Экскурсия на
выставку

3

3

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Посещение
тематической
выставки

«Мудрость Востока»
Рассказы об
искусстве. «Ветка
сакуры»
«Дракон»

33
12

3
1

30
11

12

1

11

9

1

8

3

3

108

26

29,30,3
1,32
33,34,3 Выполнение работ к
5
выставкам и
конкурсам
36
Итоговое занятие
Всего часов за год

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение

Беседа
Педагогическое
наблюдение
82

Четвертый год обучения (108 час)

Номер
учебного
занятия

Тема учебного занятия

Количество часов
Всего
Из них:
Теория
Практика

Формы текущего
контроля,
примечания

«Красота – радость
жизни»
Дары осени. Пастель.
Акрил по текстилю.
Натюрморт
«Старый город», «Вот
мой край родной».

105

14

91

12

1

11

Беседа
Педагогическое
наблюдение

12

1

11

9

Способы оформления
работ

3

1

2

10

Восприятие
произведений
искусства
Восточные сказки

3

3

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Посещение
тематической
выставки

15

1

14

16,17,18,1
9,20

Цветочные фантазии

15

1

14

21

Посещение выставок

3

3

22,23,24,2
5,26

Сказочный сад

15

1

14

27,28,29,3
0

«Мой мир». Мир
глазами подростка.

12

1

11

31,32,33,3
4,35

Творческий проект

15

1

14

36

Итоговое занятие.
Подведение итогов,
награждение,
вручение
сертификатов.
Всего часов за год

3

3

108

17

1,2,3,4

5,6,7.8

11,12,13,1
4,15

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Посещение
тематической
выставки
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение

91

1.4. Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения (102 часа)
Знакомство

с

«выразительным

искусством»,

овладение

началами

изобразительного языка - основами знаний в области композиции, цвета,
формы. Осмысление эмоционально-образной выразительности декоративной

композиции. Знакомство с техническими приемами и выразительными
возможностями ручной художественной росписи ткани.
1. «Здравствуйте, это – я». «Мой внутренний мир».
Теория: занятие – знакомство. Беседа-диалог о том, что каждый из нас –
личность, интересная окружающим и самому себе, о богатстве и разнообразии
внутреннего мира каждого из нас, о том, что каждый человек испытывает
потребность в понимании и выражении своего эмоционального состояния.
Понимание

изобразительной

деятельности

как

способа

передачи

информации. Информационное содержание и восприятие произведений
искусства. Понятие «знак», «символ».
Практика: выполнение графической полуабстрактной композиции –
рассказа о себе.
2. «Цветочная поляна».
Теория:

Свобода

в

творчестве.

Непредсказуемость

результата

творческого процесса, красота «случайностей».
Практика:

освоение

изобразительной

плоскости.

Создание

уравновешенной композиции из подобных форм. Выполнение работы на ткани
в технике свободной росписи «по сырому».
3,4. «Букет» и «Листопад».
Теория: Диалектичность мира - мир находится в непрерывном движении
и в то же время стремится к покою.
Симметрия и асимметрия. Понятия статики и динамики в композиции.
Составление образно-ассоциативного ряда (контрастно-смысловых пар слов)
соответствующего этим понятиям.
Практика: выполнение формальной композиции (2 варианта).
5. Пейзажный мотив. Роспись по сырому.
Теория:

Свобода

в

творчестве.

Непредсказуемость

творческого процесса, красота «случайностей».

результата

Практика:

освоение

изобразительной

плоскости.

Создание

уравновешенной композиции из подобных форм. Выполнение работы на ткани
в технике свободной росписи «по сырому».
6. Восприятие произведений искусства.
Теория: Экскурсия на выставку. Декоративно-прикладное творчество как
область материальной и духовной культуры.
7,8. «Рыбка», выполнение картона.
Теория: Понятие о доминанте в композиции. Смысловое значение и
способы выделения доминанты. Понятие «цветовая растяжка», ее динамическая
выразительность.
Практика: Выполнение эскизов. Перенос эскиза на заданный формат.
Выполнение композиции в цвете (гуашь).
9, 10. «Сказочный город», выполнение картона.
Теория: Эскиз композиции. Самостоятельный выбор учащимся образаназвания Города («Город мечты», «Город радости», «Таинственный город» и
т.п.) Применение метода вхождения в образ – построение ассоциативнообразного ряда.
Закрепление понятий «равновесие», «ритм», «статика и динамика»,
«доминанта».
Практика: выполнение эскиза композиции творческой работы на основе
изученных закономерностей (графическое решение). Перенос эскиза на
заданный формат. Выполнение композиции в цвете (гуашь).
11,12. Выполнение работ к выставкам и конкурсам.
Теория: Требования к конкурсным работам.
Практика: выполнение работ.
1.

Способы оформления работ.

Теория: Требования к оформлению конкурсных работ.
Практика: выполнение оформления работ.
14,15. Выполнение работ к выставкам и конкурсам.
Теория: Требования к конкурсным работам.

Практика: выполнение работ.
16. Холодный батик, знакомство с техникой.
Теория: История возникновения и развития техники. Технологические
особенности и выразительные возможности холодного батика.
Практика: Знакомство с техникой холодного батика. Выполнение
упражнения в технике «холодный» батик.
17,18. «Рыбка», холодный батик.
Теория: Технологические особенности и выразительные возможности
холодного батика.
Практика: Перенос изображения с картона на ткань. Выполнение
композиции в технике «холодный» батик.
19,20. «Сказочный город», холодный батик.
Теория: Технологические особенности и выразительные возможности
холодного батика.
Практика: Перенос изображения с картона на ткань. Выполнение
композиции в технике «холодный» батик.
21,22. «Мой волшебный сад», выполнение картона.
Теория: Хроматические цвета. Цветовой колорит. Цвет и образ. Понятие
«цветовая растяжка», ее динамическая выразительность.
Практика: Выполнение эскизов. Перенос эскиза на заданный формат.
Выполнение композиции в цвете (гуашь).
23,24. «Мой волшебный сад», холодный батик.
Теория: Технологические особенности и выразительные возможности
холодного батика.
Практика: Перенос изображения с картона на ткань. Выполнение
композиции в технике «холодный» батик.
25. Восприятие произведений искусства.
Теория: Виды и жанры изобразительного искусства. Декоративное
искусство, его отличие от изобразительных искусств и значение в жизни
человека.

26,27. «Невиданное животное», «Сказочная птица». Холодный батик.
Теория:

Пластический

«характер»

животного

(птицы),

образная

выразительность пластики как вида искусства. Характер, образно-пластическая
выразительность линии и силуэтного пятна.
Практика: Выполнение эскизов. Перенос эскиза на заданный формат.
Выполнение композиции в цвете (гуашь). Перенос изображения с картона на
ткань. Выполнение композиции в технике «холодный» батик.
28,29. «Цветные сны», холодный батик.
Теория: Эскиз композиции. Самостоятельный выбор учащимся образаназвания «Сна» Применение метода вхождения в образ – построение
ассоциативно-образного ряда.
Практика: Выполнение эскизов. Перенос эскиза на заданный формат.
Выполнение композиции в цвете (гуашь). Перенос изображения с картона на
ткань. Выполнение композиции в технике «холодный» батик.
30. Линия и пятно. Горячий батик, знакомство с техникой.
Теория: История возникновения и развития техники. Технологические
особенности и выразительные возможности горячего батика.
Образно-пластическая выразительность формы. Стилизация природных
форм
Характер, образно-пластическая выразительность линии и силуэтного
пятна.
Практика: Знакомство с различными приемами работы горячим воском:
круглой кистью, щетинной кистью, леечкой. Выполнение батика в одно
перекрытие способом резервирования мотива.
31,32. «Дерево», горячий батик. Стилизация.
Теория: Беседа-диалог о характере, одушевленности природных форм, о
необходимости и потребности оберегать природу. Изучение пластического
характера и строения природной формы. Освоение способов работы в технике
горячего батика. Резервирование фона.

Практика: Выполнение силуэта дерева способом резервирования фона
на цветной или заранее окрашенной в светлые тона ткани. Нанесение сетки
«кракле».
33. Способы оформления работ.
Теория: Требования к оформлению работ.
Практика: выполнение оформления работ.
34. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов за год. Вручение дипломов.
Второй год обучения (108 часов)
Знакомство со славянской и русской культурой, культурой народов
Урала, с символикой народного искусства и орнамента, с его значением и
местом в народной жизни и культуре. Овладение законами построения
орнамента, принципами и способами стилизации природной формы.
1,2,3,4. «Сухие травы». «Букет». Горячий батик. Панно.
Теория: Изучение пластики, строения и ритмической структуры
природных форм. Единство подобия и контраста. Искусство составления
букета. Продолжение изучения способов работы в технике горячего батика.
Резервирование мотива.
Практика: Зарисовка сухих трав и цветов, силуэтно-графическое
решение.
Выполнение декоративного панно в технике сложного батика с
резервированием мотива в несколько перекрытий.
5,6. Сотворчество. Творчество и выражение. Платок, шарф.
Теория: Особенности расположения мотива на текстильном изделии
квадратной формы. Особенности расположения мотива на текстильном изделии
вытянутой формы.
Практика: выполнение эскиза и роспись платка. Выбор тематики мотива
и техники исполнения по желанию обучающегося. Выполнение эскиза и

роспись шарфа. Выбор тематики мотива и техники исполнения по желанию
обучающегося.
7. Орнамент – язык знаков. Виды орнамента. Растительный орнамент.
Эскиз, картон.
Теория: Знакомство с историей, мифологией, бытом, искусством,
символикой орнамента древних славян.

Глубокое смысловое значение

орнамента. Символика орнамента в культуре древних славян. Знакомство с
растительным

орнаментом.

Принципы

организации

орнамента,

схемы

построения орнамента с использованием модуля. Стилизация растительных
форм.
Практика: Зарисовка элементов орнамента. Зарисовка растения с
соцветиями и стилизация его различными способами (3 варианта). Выполнение
картона, заданного формата.
8. Анималистический орнамент. Эскиз, картон.
Теория: Анималистический орнамент. Стилизация в декоративном
изображении животных и человека.
Практика: Выполнение эскиза и картона фигурки животного.
9. Восприятие произведений искусства.
Теория: Беседа об искусстве.
10, 11,12. Оберег. «Солнечные звери».
Теория: Обереги в культуре древних славян, значение, местоположение,
символика, стилистика. Животные в славянской мифологии. Полотенце, его
место и значение в быту и обрядах.
Практика: эскиз «Солнечного зверя» - сочинение образа животного в
стилистике славянских изображений.
13,14. Рождественский сувенир.
Теория: Традиции рождественского подарка на Руси.
Практика: Изготовление рождественского сувенира.
15,16. Выполнение работ к выставкам и конкурсам.
Теория: Требования к конкурсным работам.

Практика: выполнение работ.
17. Способы оформления работ.
Теория: Требования к оформлению работ.
Практика: выполнение оформления работ.
18,19,20. «Бабушкин платок»
Теория: Беседа-диалог о семейных реликвиях «из бабушкиного сундука»,
о рукодельных вещах сохранившихся от бабушки или прабабушки (вышивки,
коврики, лоскутные одеяла и т.п.). Урало-сибирская роспись, основные
элементы.
Практика: Выполнение платка по мотивам урало-сибирской росписи.
21,22,23. «Каменный цветок», «Северные сказания».
Теория: Знакомство с эпическими произведениями народов Урала:
сказаниями, преданиями, легендами. Богатства недр Урала. Минералогический
портрет Урала. Анализ структуры, фактуры, рисунка различных уральских
камней: малахита, агата, мохового агата, родонита, яшмы.
Практика: Выполнение работы по-выбору: иллюстрация к эпическому
произведению; выполнение работы по мотивам рисунка камня в смешанной
технике: свободная роспись, холодный батик, дорисовка контурами.
24,25,26. «Сказы уральских мастеров».
Теория: Урал в произведениях П.П. Бажова.
Практика: Иллюстрация к произведениям П.П. Бажова. Коллективная
работа. (Иллюстрации к отдельным сказам выполняются индивидуально или в
парах, затем монтируются в единую композицию).
27,28. Выполнение работ к выставкам и конкурсам.
Теория: Требования к конкурсным работам.
Практика: выполнение работ.
29. Восприятие произведений искусства.
Теория: Времена года в живописных произведениях русских и
европейских
произведений.

художников.

Образная

выразительность

цвета.

Анализ

30,31. «Деревенский натюрморт».
Теория: Предметы домашней утвари русского крестьянского быта.
Натюрморт в декоративной композиции.
Практика: Составление натюрморта из предложенных предметов быта,
стилизация натюрморта.
32,33,34. «Лубочные сказки», «И домовой, и леший».
Теория: Лубок - яркий образец народного искусства. Темы, персонажи,
стилистика. Народные суеверия, предания, приметы. Обряды и обычаи,
связанные с персонажами суеверий.
Практика: Иллюстрация к русской народной сказке в стилистике
лубочной картинки или выполнение декоративного панно («Домовой»,
«Леший», «Кикимора» и т. п.) в технике горячего батика.
35. Способы оформления работ.
Теория: Требования к оформлению работ.
Практика: выполнение оформления работ.
36. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов за год. Вручение дипломов.
Третий год обучения (108 часов)
Знакомство с историей развития древних цивилизаций. Знакомство с
культурой и искусством – отражением представления о мироздании – разных
народов мира.
1.Рассказы об искусстве. Индонезия – родина батика.
Теория: История и традиционные мотивы индийского батика.
2,3,4. «На гребне волны».
Теория: Орнаментальные мотивы древней Греции.
Практика: Разработка эскиза орнаментального элемента и оформление
каймы изделия.
5,6,7,8. «Птица счастья».
Теория: Беседа-диалог о счастье, о том, что делает человека счастливым.

Практика: Разработка эскиза образа птицы счастья в орнаментальной
стилистике Древнего Египта или Древней Греции. Выполнение изделия,
техника по выбору.
9. Способы оформления работ.
Теория: Требования к оформлению работ.
Практика: выполнение оформления работ.
10. Экскурсия на выставку.
Теория: Посещение выставки.
11,12,13,14. «Сердцу милый уголок».
Теория: Беседа-диалог об интимности общения с природой, о том, что
необходимо

воспитывать

в

себе

способность

относиться

к

природе

проникновенно и бережно. Образ родной земли в пейзажной композиции.
Характерные особенности русского и уральского пейзажа. Стилизация в
пейзаже.
Практика: Выполнение тематической композиции, передающей любовь
к родному краю. Техника исполнения – по выбору.
15,16. «Мама – первое слово»
Теория: Беседа-диалог о маме, о том, что мама нуждается в нашей заботе
и ласке, что нужно стараться ее беречь от жизненных невзгод и огорчений.
Образ матери, его место в народной культуре. Символ материнства в
орнаменте.
Практика: Изготовление сувенира для мамы (носового или шейного
платочка) с орнаментом-оберегом, символами материнства, хранительницы
очага, плодородия, достатка, лада.
17. Народное искусство и современное творчество.
Теория: Рассказы об искусстве.
18,19. Выполнение работ к выставкам и конкурсам. «О доблести, о
подвиге, о славе».
Теория: Беседа-диалог о мире и войне. Защитники земли Русской.
Освободительные войны в отечественной истории.

Практика: Выполнение тематической композиции, выражающей идею
героизма русского народа в борьбе против захватчиков.
20,21,22. Народные праздники.
Теория: «Широкая масленица». Народные праздники. Обряды, традиции,
обычаи празднования масленицы. «Пасха красная». Традиции празднования
Пасхи на Руси. Роспись пасхальных яиц, символика.
Практика:

Выполнение

композиции

«Широкая

масленица»

с

применением изученного ранее материала: утварь, декор, стилистика народного
рисунка. Выполнение панно в технике холодного батика. Выполнение росписи
яйца с использованием элементов традиционной символики.
23. Способы оформления работ.
Теория: Требования к оформлению работ.
Практика: выполнение оформления работ.
24. Экскурсия на выставку.
Теория: Посещение выставки.
25,26,27,28. Рассказы об искусстве. «Ветка сакуры».
Теория: Философская сущность культуры Востока – нравственное
самоусовершенствование, гармония человека и природы. Природные мотивы в
искусстве.
Практика: Выполнение росписи декоративного панно с мотивом
цветущей вишни. Свободная роспись.
29,30,31,32. «Дракон».
Теория: Образ Дракона – символ мудрости и силы на Востоке.
Практика: Разработка эскиза, выполнение картона, перенос на ткань.
Выполнение работы в технике горячий батик с использованием приема
«кракле».
33,34,35. Выполнение работ к выставкам и конкурсам.
Теория: Требования к конкурсным работам.
Практика: выполнение работ.
36. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов за год. Вручение дипломов.
Четвертый год обучения (108 часов)
(обучение в творческой группе)
1,2,3,4. Дары осени. Пастель. Акрил по текстилю. Натюрморт .
Теория: Знакомство с сухой пастелью. Приемы и способы работы сухой
пастелью. Способы моделирования объемных форм, беседа-диалог. Знакомство
с приемами работы сухой пастелью на наждачной бумаге. Знакомство с
акриловыми красителями по текстилю. Приемы и способы работы акрилом.
Практика:

Закрепление

наждачной

бумаги

на

планшете,

эскиз,

выполнение натюрморта на выбранную тему; выполнение картона, перенос
рисунка на плотную ткань, работа акрилом.
5,6,7,8. «Старый город», «Вот мой край родной».
Теория: Знакомство с творчеством уральских художников-пейзажистов.
Заповедные места Урала. Перспектива, плановость, пространство – способы
создания, беседа. Исторические места Екатеринбурга, способы изображения
перспективы, плановости, пространства. Выполнение изделия по желанию
(панно, платок, наволочка).
Практика: Продолжение знакомства с сухой пастелью, подготовка
рабочего места, закрепление наждачной бумаги на планшете, эскиз, выполнение
натюрморта на выбранную тему; выполнение картона, перенос рисунка на
плотную ткань, работа акрилом.
9. Способы оформления работ. Способы дополнительного декорирования
изделий.
Теория: Требования к оформлению работ.
Практика: выполнение оформления работ.
10. Восприятие произведений искусства.
Теория: Беседа о принципах восприятия.
11,12,13,14,15. Восточные сказки.

Теория: Архитектура востока, исторические места, родина батика –
Индонезия. Способы создания эмоционального настроения, беседа-диалог.
Практика: Выполнение изделия по желанию (панно, платок, наволочка)
в технике горячего или холодного батика.
16,17,18,19,20. Цветочные фантазии
Теория: Техника выполнения, по выбору обучающегося. Принципы
стилизации растительных форм, беседа-диалог.
Практика: Выполнение декоративного панно в технике горячего или
холодного батика.
21. Посещение выставочного зала.
Теория: Посещение выставочного зала.
22,23,24,25,26. Сказочный сад.
Теория: Гармоничные сочетания цветов, общий колорит, беседа-диалог.
Техника выполнения по выбору обучающегося.
Практика: Выполнение эскиза. Выполнение картона. Работа в материале.
Выполнение кашне (платка).
27,28,29,30. «Мой мир». Мир глазами подростка.
Теория: Мир глазами подростка. Выбор темы, беседа-диалог. Выбор
изделия, выбор техники исполнения.
Практика: Выполнение эскиза. Выполнение картона, перенос на ткань,
роспись, оформление изделия.
31,32,33,34,35. Творческий проект.
Теория: Выбор темы, беседа-диалог. Выбор изделия, выбор техники
исполнения.
Практика: Выполнение эскиза. Выполнение картона, перенос на ткань.
Работа в материале
36. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов, награждение, вручение сертификатов.

1.5. Планируемые результаты
По завершению 1 года обучения
Предметные результаты:
–
особой

обучающиеся имеют представление об искусстве как средстве
коммуникации,

несущем

знаковую,

эмоциональную

и

мировоззренческую информацию;
–

обучающиеся имеют представление о выразительных возможностях

композиции, формы, цвета;
–

обучающиеся умеют выполнять «простые» изделия в технике

«свободная роспись», «горячий батик», «холодный батик».
Метапредметны результаты:
–

обучающийся

посредством

построения

владеет

методом

«вхождения

ассоциативно-образных

в

словесных

состояние»
рядов

при

создании художественного образа;
–

обучающийся

проявляет

грамотность

использования

теории

композиционной организации пространства, формообразования, цветовой
гармонизации для создания художественного образа.
Личностные результаты:
–

обучающийся сформировал способность к общению, основанному

на понимании;
–

обучающийся бережно относится к природе и сформировал

потребность в художественной организации своего жизненного пространства.
По завершению 2 года обучения
Предметные результаты:
–

обучающиеся имеют представление о культуре древних славян, о

русских народных обрядах и обычаях, о православных традициях и праздниках;
–

обучающиеся имеют представление о символике народного

орнамента, его значении и месте в народной жизни и культуре;

–

обучающиеся умеют выполнять изделия в технике «холодный

батик» со скрытым контуром, «горячий батик» с резервированием фона,
«смешанная техника».
Метапредметны результаты:
–

обучающийся владеет основами абстрактного и ассоциативно-

образного мышления;
–

обучающийся обладает способностью к интимно-личностному

общению и продуктивному взаимодействию в коллективе.
Личностные результаты:
–

обучающийся

перешел

от

интуитивной

к

сознательной

целенаправленной художественной деятельности.
По завершению 3 года обучения
Предметные результаты:
–

обучающийся умеет выполнять работу в стиле определенной

культуры;
–

обучающийся

умеет

выполнять

текстильные

изделия

в

соответствии с композиционными и технологическими требованиями;
–

обучающийся умеет различать изобразительную стилистику разных

народов мира.
Метапредметны результаты:
–

обучающийся

обладает

способностью

соотносить

себя

с

историческим прошлым и настоящим, со своим народом и миром, осознавать
себя как часть и представителя большого целого.
Личностные результаты:
–

обучающийся сформировал нравственное отношение к миру и к

себе.
По завершению 4 года обучения
Предметные результаты:

–

обучающийся

умеет

выполнять

текстильные

изделия

в

соответствии с композиционными и технологическими требованиями.
Метапредметны результаты:
–

обучающийся имеет представление о культуре народов Древнего

мира (первобытное искусство, Древняя Греция, Египет), Америки, Африки,
Востока (Япония, Китай), Азии (Индия, Индонезия, остров Ява);
–

обучающийся имеет представление об изобразительной стилистике

разных народов мира, умение выполнять работу в стиле определенной
культуры;
–

обучающийся

имеет

представление

об

изобразительном

и

декоративном искусстве как выражении представления о мироздании;
Личностные результаты:
–

обучающийся

сформировал

способность

восприятию и выражению в художественной деятельности.

к

эмоциональному

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ Основные
характеристики
п/п образовательного процесса
Первый год обучения
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов в учебном году
5
Недель в 1 полугодии
6
Недель во 2 полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни
10

Окончание учебного года

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Второй год обучения
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10

Окончание учебного года

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Третий год обучения
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10

Окончание учебного года

34
34
3
102
14
20
12 сентября
Отсутствуют
4-6 ноября, 31-8 января, 23-25
февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая
31 мая

36
36
3
108
16
20
1 сентября
Отсутствуют
4-6 ноября, 31-8 января, 23-25
февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая
31 мая

36
36
3
108
16
20
1 сентября
Отсутствуют
4-6 ноября, 31-8 января, 23-25
февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая
31 мая

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Четвертый год обучения
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10

Окончание учебного года

36
36
3
108
16
20
1 сентября
Отсутствуют
4-6 ноября, 31-8 января, 23-25
февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая
31 мая

2.2. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение:
1. Репродукции выдающихся произведений искусства.
2. Подборки лучших работ студийцев прошлых лет.
3.

Наглядные

пособия

–

таблицы

по

теории

композиции,

формообразованию, цветоведению, стилизации.
4. Технические средства обучения: компьютер, CD-диски; магнитофон,
аудиокассеты; видеомагнитофон, видеокассеты; телевизор.
5. Оборудование:
–

столы;

–

стулья;

–

доска;

–

шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов;

–

осветительные приборы.

6. Материалы и инструменты, необходимые для реализации программы:
–

карандаши простые (В – один карандаш, на четверть, на каждого

ребенка, 2В - один карандаш, на четверть, на каждого ребенка; 5В - один
карандаш, на четверть, на каждого ребенка);
–

резинки стирательные (один ластик, на четверть, на каждого

ребенка);
–

фломастеры черные (один фломастер на каждого ребенка);

–

кисти круглые разного размера (пони № 4, 5, 6 – по 5 штук на

группу на полгода, искусственное волокно – синтетика № 1, 2, 3, 4 - по 5 штук
на группу на полгода; кисти щетина №6,7- по 2 штуки на группу на полгода);
–

палитра с ванночками-углублениями (одна палитра на каждого

ребенка в год).
–

ватман формата А3 (один лист на каждое занятие для каждого

ребенка, 34 листа в год);
–

деревянные рамы для батика(3 шт. на каждого ребенка);

–

лак акриловый (4 аэрозольных баллончика);

–

акварельная бумага формата А3 (один лист на каждое занятие для

каждого ребенка, 34 листа в год);
–

акриловые краски по ткани (12 цветов) на группу на 1 четверть;

–

акриловые краски по шелку (12 цветов) на группу на 1 четверть;

–

состав резервирующий прозрачный (3 шт. по 50 мл) (12 цветов)

на группу на 1 четверть;
–

состав резервирующий черный (3 шт. по 50 мл) (12 цветов) на

группу на 1 четверть;
–

свечи хозяйственные 30 штук на группу на 1 четверть;

–

трубочки стеклянные для резерва 10 штук на группу на 1

четверть;
–

лейки для воска 5 штук на группу на 1 четверть;

–

контур по ткани (10 цветов) на группу на 1 четверть;

–

краски художественные акварельные Невская палитра 24 цвета в

кюветах (один набор на каждого ребенка в год);
–

краски гуашевые «Гамма» 12 цветов (один набор на каждого

ребенка в год);
–

баночки (одна на каждого ребенка в год);

–

предметы для гигиены (жидкое мыло, салфетки, полотенце).

- кадровое обеспечение

Педагог

дополнительного

образования

должен

иметь

высшее

профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование
и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К

реализации

программы

допускаются

лица,

обучающиеся

по

образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения.
- информационное обеспечение:
интернет ресурсы:
1.

Виртуальный визит в Государственный Эрмитаж [Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama;
2.

Посещение

[Электронный

онлайн-лекций
ресурс].

в

Государственном
Режим

Эрмитаже
доступа:

https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/learn/tourprograms/lect_21
_fzoom/?lng=ru;
3.

Виртуальный визит в Третьяковскую галерею [Электронный

ресурс]. Режим доступа: https://my.tretyakov.ru/app/gallery
- методические материалы
№ п/п
1
2
3
4
5

Название
Информационно-дидактические материалы
Муляжи овощей и фруктов (более 20 разных)
Искусственные цветы (более 7 разных)
Засохшие цветы и травы (более 20 разных)
Натюрмортный фонд (вазы, горшки, чаши, кружки,
корзины, деревянные ложки и пр.)
Однотонные драпировки

Количество
25
15
23
43
10

6
7
8
9
10

11

Драпировки с рисунком
Трафареты для орнамента
Шаблоны разных животных и птиц
Контрольные и проверочные пособия
Проверочный тест «Индивидуальная карта
диагностики»
Мониторинг предъявления результатов
индивидуального творческого роста
Цифровые образовательные ресурсы
Видео курс «Учебные занятия»

7
13
24
25
25

2

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценочные материалы
Изучаемый параметр
Формы и методы
Инструментарий
диагностики
Нулевой этап (15-20 сентября)
Теоретическая подготовка:
Проверочный тест
Приложение № 1
проявление коммуникативных «Индивидуальная карта
способностей; потребность в
диагностики»
самовыражении через
изображение
Практические навыки:
Проверочный тест
творческая инициатива в
«Индивидуальная карта
формировании и воплощении
диагностики»
замысла
Развитие эстетического
Проверочный тест
потенциала: проявление
«Индивидуальная карта
ощущения сопричастности
диагностики»
природному и культурному
миру; потребность в
эмоциональной оценке и
понимании его рисунка
Промежуточный этап (10-20 января)
Теоретическая подготовка:
Проверочный тест
проявление коммуникативных «Индивидуальная карта
способностей; потребность в
диагностики»
самовыражении через
изображение

Приложение № 1

Практические навыки:
творческая инициатива в
формировании и воплощении
замысла

Приложение № 1

Проверочный тест
«Индивидуальная карта
диагностики»

Приложение № 1

Приложение № 1

Развитие эстетического
Проверочный тест
потенциала: творческие
«Индивидуальная карта
способности, воображение,
диагностики»
фантазия; проявление
ощущения сопричастности
природному и культурному
миру; потребность в
эмоциональной оценке и
понимании его рисунка
Итоговый этап (15-25 мая)
Теоретическая подготовка:
Проверочный тест
проявление коммуникативных «Индивидуальная карта
способностей; потребность в
диагностики»
самовыражении через
изображение

Приложение № 1

Практические навыки:
творческая инициатива в
формировании и воплощении
замысла
Развитие эстетического
потенциала: творческие
способности, воображение,
фантазия; проявление
ощущения сопричастности
природному и культурному
миру; потребность в
эмоциональной оценке и
понимании его рисунка

Проверочный тест
«Индивидуальная карта
диагностики»

Приложение № 1

Мониторинг
предъявления
результатов
индивидуального
творческого роста.
Проверочный тест
«Индивидуальная карта
диагностики»

Приложение № 1

Приложение № 1

3. Список литературы
Перечень литературы для педагога:
1.

Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Скульптура.

Архитектура. Графика. Кн. Для учителя. В 3 ч. Ч.2. Искусство Западной Европы
XVII-XX веков/М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:
Просвещение, 2012. – 286 с.: ил.
2.

Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура. В 2т. Т. 1. Учеб.

пособие/Б.А. Эренгросс, Е.А. Ботвинник, В.П. Комаров и др.; Под ред. Б.А.
Эренгросс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2017. – 447 с.: ил.
3.

Эренгросс Б.А. Мировая худождественная культура. В 2т. Т.2: Учеб.

Пособие/Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев, Н.Н. Воробьев и др.; Под ред. Б.А.
Эренгросс. – М.: Высш. шк., 2017. – 511 с.: ил.
Перечень литературы для обучающихся, родителей, законных
представителей:
1.

Даглдиян К. Декоративная композиция/К. Даглдиян. - Ростов-на-

Дону: Феникс, 2017. – 211 с.
2.

Каршинова Л.В. Русский народный костюм/Л.В. Каршинова. - М.:

Белые альвы, 2015. – 157 с.
3.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки/А.А. Фатеева. – Ярославль,

Академия развития, 2006. – 96с.
4.

Флетчер А. Акварель. Рисуем цветы/А. Флетчер. - М.: АРТ-

РОДНИК, 2018. – 112 с.: ил.
5.

Фокина Л.В. Орнамент/Л.В. Фокина. - Ростов-на Дону: Феникс,

2010. – 150 с.: ил.

Приложение № 1
Индивидуальная карта диагностики
Фамилия, имя ребенка__________________________________
Показатель

Контрольные
позиции
Учебный год
Начало Середин
года
а года

Личностные результаты
 обучающийся испытывает потребность соотносить себя с
историческим прошлым и настоящим, со своим народом и миром,
осознавать себя как часть и представителя большого целого
 обучающийся проявляет бережное отношение к природе и
потребности в художественной организации своего жизненного
пространства.
Метапредметные результаты
- обучающийся проявляет способность к интимно-личностному
общению в процессе творческой деятельности в коллективе;
- обучающийся проявляет способность к эмоциональному
восприятию окружающего мира, нравственного отношения к миру
и к себе через чувственное восприятие и последующее осознание
характера переживания, события, художественного произведения.
- обучающийся проявляет способность к художественному
восприятию, к осознанию творческого процесса, как перехода от
интуитивной к сознательной целенаправленной художественной
деятельности;
- обучающийся проявляет способность к развитию абстрактного и
ассоциативно-образного мышления.
Предметные результаты
–
обучающийся
сформировал
первоначальные
изобразительные навыки;
- обучающийся ознакомлен с понятиями об изобразительном и
декоративно-прикладном искусстве как средстве особой
коммуникации, несущем знаковую, эмоциональную и
мировоззренческую информацию
–
обучающийся ознакомлен с особенностями декоративной
композиции
как
средства
выражения
эмоциональнопсихологического состояния и создания художественного образа;
–
обучающийся имеет необходимые знания о выразительных
возможностях композиции, формы и цвета, ознакомлен с
основными понятиями и терминами;
–
обучающийся ознакомлен с историей, праздниками,
обрядами, традициями и народным творчеством родного края; с
культурными традициями различных народов мира.
Всего по результату
0-10 баллов – низкий уровень;
11-15 баллов – средний уровень;
16-20 баллов – высокий уровень.

Конец
года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».