Программа Изостудия Образ

1

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Изостудия «Образ»
возраст обучающихся: 7-10лет
срок реализации: 3 года

Автор–составитель:
Педагог дополнительного образования
Кукушкина Елена Николаевна

Екатеринбург, 20223г.

2

Аннотация
Изостудия

«Образ»

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа художественной направленности.
Основной спецификой настоящей программы является изобразительное
искусство.

Это

изобразительного
координацию

обеспечивает
искусства,

деятельности

возможности

обеспечивает
педагога

и

углубленном

единую

изучении

направленность

воспитанников,

позволяет

и
в

значительной мере оптимизировать образовательный процесс и дает большие
возможности в самореализации и личностном развитии каждого ребенка.
В образовательной работе по настоящей программе, в развитии
способностей

ребенка

неразделимы

изобразительная,

декоративная

и

конструкторская деятельность. Эти виды деятельности способствуют развитию
зрения и руки как целостной системы (глаз – мозг – рука), т.е. как системы
мышления. Учитывая это, на занятиях вводится обязательная изобразительная
деятельность с прикладкой направленностью. Для развития творческих
способностей и познавательной активности учащихся, развития потребности в
постоянном совершенствовании, формирования устойчивого интереса ребенка
к выбранному виду деятельности на занятиях используются методы развития
воображения, «метод комбинаторных игр», творческие мастерские, ИКТ –
технологии. Использование работ для украшения пространства кабинета, минивыставки для родителей, участие в конкурсах ведет к повышению интереса
учащихся к творческой деятельности.
Художественная деятельность детей на занятиях находит разнообразные
формы выражения: изображение на плоскости, в объеме, декоративное,
конструктивное, работа с натуры, по памяти и по наблюдению. Соотношение
этих видов работы изменяется по годам обучения в соответствии с возрастными
особенностями учащихся.

3

I.

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учётом
нормативных документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

4

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)»;
10.Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12. Положение о дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о
Направленность

программы:

художественная,

так

как

она

ориентирована на художественный вид деятельности.
Актуальность программы:
Согласно Указу Президента РФ от 30.12.2021 №745 «О проведении в
Российской Федерации Года культурного наследия народов России» в
программу включены занятия по популяризации народного искусства и
сохранения культурных традиций (изучение традиций празднования Нового
года, Рождества, Пасхи, посещение выставочного зала и знакомство с
экспозициями).
Согласно региональным социально-экономическим и социокультурным
потребностям и проблемам (социальный заказ муниципального образования)
современным детям, живущим в быстро меняющемся мире, находящимся в
режиме

интенсивного

развития,

необходимо

учиться

планировать

и

организовывать свою деятельность, развивать творческие способности, не
потеряв при этом своей индивидуальности. Художественная деятельность детей

5

на занятиях способствует активизации процессов мышления, понимания,
чувствования, формирует устойчивый гармоничный тип личности.
Согласно потребностям и проблемам детей и их родителей или законных
представителей при работе с одаренными и талантливыми детьми на занятиях
создают условия для обогащения, получения новых знаний и умений,
способствующих самореализации и всестороннему развитию детей, что
обеспечивает большие возможности для личностного развития каждого
ребенка.
Отличительная особенность:
Основной спецификой настоящей программы является изобразительное
искусство. Это обеспечивает большие возможности углубленном изучении
изобразительного искусства, самореализации и личностном развитии каждого
ребенка.
Занимаясь в объединении, ребенок не ставит себе цель создания какой-то
художественной ценности. Для него это процесс мышления, понимания,
чувствования.

Самовыражение

в

детских

работах

приносит

ребенку

удовлетворение, рождает высокую самооценку, в конечном итоге формирует
более устойчивый гармоничный тип личности.
В образовательной работе по настоящей программе, в развитии
способностей

ребенка

неразделимы

изобразительная,

декоративная

и

конструкторская деятельность. Эти виды деятельности способствуют развитию
зрения и руки как целостной системы (глаз – мозг – рука), т.е. как системы
мышления. Учитывая это, на занятиях вводится обязательная изобразительная
деятельность
повышению

с

прикладкой

интереса

направленностью.

учащихся

к

творческой

Такой

подход

деятельности,

ведет

к

большей

результативности работы.
Художественная деятельность детей на занятиях находит разнообразные
формы выражения: изображение на плоскости, в объеме, декоративное,
конструктивное, прикладное, работа с натуры, по памяти и по наблюдению.
Соотношение этих видов работы изменяется по годам обучения в соответствии

6

с возрастными особенностями учащихся.
Адресат программы. Программа адресована детям в возрасте от 7 до 10
лет. Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание
заниматься изобразительным творчеством. Дети изъявляют желание заниматься
в изостудии добровольно. Никаких специальных тестов для поступления в
изостудию не проводятся.
У детей в этом возрасте происходит активное развитие познавательных
способностей, их воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает
им адаптироваться к миру. Игра остается основным способом познания
окружающего мира. Поэтому на занятиях, активно используется «метод
комбинаторных игр», задания даются в виде игры с художественными
средствами. Метод «игры по правилам», в которой складывается механизм
управления поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности.
В этом возрасте дети стремятся к большей самостоятельности, желают показать
себя миру. Использование работ для украшения пространства кабинета, минивыставки

для

родителей,

участие

в

конкурсах

приносит

ребенку

удовлетворение, рождает высокую самооценку.
Детей, занимающихся в изостудии, можно охарактеризовать следующим
образом:
Возрастные особенности учащихся 7-8 лет:
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая
впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору высок естественный
авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень
охотно.
Возрастные особенности учащихся 9-10 лет
Отличаются

большой

жизнерадостностью,

внутренней

уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической
деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им
подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко

7

вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать
оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их
увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно
выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при
этом выпадает. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех
сообщает

эмоциональный

подъем.

В

этом

возрасте

ребята

готовы

соревноваться буквально во всем. Доброжелательное отношение и участие
взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их
активность.
У детей 7-10 лет активна функция воображения. Это самый сенситивный
период для фантазии, развитие речи, моторики, мышления, внимания, памяти.
Ведущая деятельность у ребенка этого возраста – учебная. В это время у
ребенка формируются новые правила общественно-направленного поведения.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 12 до 15 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 6
часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа.
Объем и срок освоения программы:
Объем программы – 636 часов. Программа рассчитана на 3 года обучения:
1 год обучения: 204 часа в год, 2 год обучения: 216 часа в год, 3 год обучения:
216 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса:
При

реализации

программы

используется

традиционная

модель

организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение трех лет обучения в одной
образовательной организации.
При необходимости ряд тем программы может быть вынесен в
дистанционный формат, так как ранее уже были разработаны онлайн мастерклассы по следующим темам:

8

«Акварель.

Закрепляем

приемы

работы»,

«Акварель.

Оттачиваем

мастерство», «Цветные карандаши. Приемы работы», «Цветные карандаши.
Раскрываем потенциал», «Пасхальный натюрморт», «Открытка. Пасхальный
натюрморт цветными карандашами», «Цветные карандаши. Весенний пейзаж»,
«Акварель. Букет цветов», «Акварель. Букет цветов в стекле в технике посухому», «Как приходит лето. Бумагопластика», «Я рисую День Победы!»,
«Плоское и объемное конструирование. Подарок для самых любимых.
Топиарий «Морской», «Край, где мы живем».
Онлайн мастер-классы можно просматривать с любого девайса, у
которого есть выход в интернет. Материалы, используемые в мастер-классах,
общедоступные, список материалов оглашается перед мастер-классом.
Уровень сложности программы.
Программа носит «Стартовый уровень» сложности, так как предполагает
использование

и

реализацию

общедоступных

и

универсальных

форм

организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: групповая и индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, экскурсия, открытое
занятие, мастер-класс, творческий проект и праздник.
Формы

подведения

итогов:

беседа,

наблюдение,

мастер-класс,

экскурсия, выставка.
1.2.

Цель и задачи программы:

Цель – развитие художественно-творческих способностей, личностно
значимых свойств и качеств детей.
Задачи
Образовательные
 познакомить

детей

с

различными

видами

изобразительной

деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы
с ними;
 обучить

сознательному

использованию

изобразительных

и

9

выразительных средств рисунка и живописи;
 познакомить с художественным наследием России.
Развивающие
 развить внимание, память и творческое воображение, мышление,
умения самостоятельно выражать свой замысел;
 развить эмоциональность, эстетическое восприятие действительности;
 развить изобразительные способности, мелкую моторику, глазомер;
 развить лидерские качества, творческую активность, инициативу и
ответственность обучающихся.
Воспитательные
 воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
 формировать художественно-эстетический вкус детей, целостное
представление о природном и социальном окружении, как среде жизни;
 воспитывать уважения к участникам образовательного процесса,
бережное отношение к результатам работы педагога и других обучающихся;
 содействовать развитию культуры семейного воспитания детей на
основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей.
1-ый год обучения
Цель

–

развитие

личности

каждого

ребенка

художественно-

эстетическими средствами с учетом его индивидуальных особенностей и
потребностей.
Задачи
Образовательные
 познакомить детей с основами цветоведения, с различными видами
изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и
приемами работы с ними;
 обучить основам изображения, основам образного языка рисования,
созданию композиций на темы, с натуры, по памяти и по воображению;
 познакомить
промыслами

России;

с

художественными
с

разнообразными

традициями
видами

и

народными

орнаментального

и

10

декоративно-прикладного творчества.
Развивающие
 развивать

эмоциональность,

эстетическое

восприятие

действительности, творческую активность и инициативу;
 развивать

изобразительные

способности,

художественный

вкус,

творческое воображение, мышление, внимание, память, моторику.
Воспитательные
 воспитывать стремление к активному познанию жизни;
 воспитывать терпение и трудолюбие;
 воспитывать у детей нравственные чувства: дружелюбие, милосердие,
справедливость.
2-ой год обучения
Цель – самореализация личности каждого воспитанника в процессе
освоения художественно-эстетическими средств изобразительного искусства.
Задачи
Образовательные
 обучить детей доступным их возрасту основам изобразительных
умений: строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между
изображаемыми предметами;
 обучить приемам использования графических материалов;
 познакомить

с

художественными

традициями

и

промыслами

уральского народа;
 приобщить детей к выставочной деятельности.
Развивающие
 развивать детские представления путем наблюдений;
 развивать

эмоциональность,

эстетическое

восприятие

действительности, творческую активность и инициативность;
 развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус,
творческое воображение, пространственное мышление, внимание, память,
моторику.

11

Воспитательные
 воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни;
 воспитывать упорство и трудолюбие;


воспитывать

у

детей

нравственные

чувства:

дружелюбие,

милосердие, справедливость.
3-ий год обучения
Цель

–

развивать свойства и качества личности обучающегося,

способствующие социализации гражданина, жизненному и профессиональному
самоопределению и возможному продолжению художественного образования;
Задачи
Образовательные
 познакомить с действительностью, художественного наследия, в
которых заложены корни национальной культуры и традиции;
 обучить
композиционные

умению
связи

строить
между

сюжет,

организуя

изображаемыми

смысловые

предметами,

и

умению

сознательно использовать художественные материалы и возможности их
тонового и фактурного диапазона;
 обучить пространственному построению предмета;
 обучить умению сбору конкретного материала к задуманной теме и
творческому процессу работы над эскизами;
 обучить изображению пейзажей, познакомить

с

живописными

представлениями о предмете в световоздушной среде;
 приобщить детей к выставочной деятельности.
Развивающие
 развивать народные традиции в детском творчестве;
 развивать детские представления путем наблюдений;
 развивать

эмоциональность,

эстетическое

восприятие

действительности, творческую активность и инициативу;
 развивать у детей художественный вкус, творческое воображение,

12

пространственное мышление, внимание, память, моторику, глазомер.
Воспитательные
 содействовать возрождение народных традиций, духовности, связи
общественного и семейного воспитания;
 формировать у воспитанников навыка соотносить себя с историческим
прошлым и настоящим родного края, со своим народом, понимать себя как
часть и представителя большого целого;
 формировать

умение

строить

продуктивное

взаимодействие,

интегрироваться в группы для сотрудничества;
 воспитывать упорство и трудолюбие;
 воспитывать у детей нравственные чувства: дружелюбие, милосердие,
справедливость.
1.3.
№
п\
п

Учебный (тематический) план. 1 год обучения.
Название раздела, темы

Количество часов
всего

теория

практика

Раздел I. «Осень разноцветная»
1. Чем и как работает художник

54
3

17
3

37
-

2.
Летние цветы
3. Осенние листья. Осень золотая.
4.
Осенний натюрморт

12
14
15

3
3
4

9
11
11

5.

Подготовка к участию в
тематической выставке

9

3

6

6.

Живет в народе красота.

1

1

-

54
11
9
15

16
4
3
4

38
7
6
11

Раздел II. «Краски зимы»
1.
Как живут деревья
2.
Подарок для мамы.
3.
Зимние забавы

Формы
аттестации
/контроля
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
мини
выставка
Конкурс,
Фестиваль,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
мини
выставка

13

4.

Подготовка к праздникам

18

4

14

5.

Живет в народе красота.

1

1

-

1.
2.
3.
4.
5.

Раздел III. « Красота вокруг нас»
Народные промыслы. Гжель.
Цветы весны.
Нарядим куклу.
Подарок защитнику Отечества.
Подготовка к участию в
тематической выставке

60
12
12
17
6
12

16
3
3
5
2
2

44
9
9
12
4
10

6.

Живет в народе красота.

1

1

-

36

11

25

12
9

3
3

9
6

Раздел IV. «Путешествие в
сказку»
1. Любимые сказочные персонажи
2.
Пасхальный сувенир.

3.

Подготовка к участию в
тематической выставке

12

2

10

4.

Живет в народе красота.

1

1

-

5.

Праздник красок. Итоговая
выставка

2

2

-

Педагогическое
наблюдение
мини
выставка
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Педагогическо
е наблюдение
мини
выставка
Конкурс,
Фестиваль,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение

педагогическое
наблюдение
мини
выставка
Конкурс,
Фестиваль,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
выставка

Итого:
204
60
144
Содержание учебного плана, 1 год обучения
Тема года: «Учимся видеть и понимать».
Овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений, навыков.
Раздел I. «Осень разноцветная».

14

Освоение

приемов

работы,

основ

цветоведения.

Знакомство

с

различными материалами и инструментами.
1.

Чем и как работает художник.

Теория: Знакомство с группой. Обучение организации рабочего места.
Знакомство с материалами для работы, правила работы с ними. Правила
поведения в ДДТ, во время учебного процесса. Техника безопасности.
2.

Летние цветы.

Теория: Цвет в нашей жизни. Основы цветоведения: три основных цвета.
Практика: Работа фломастерами и маркерами. Освоение приемов
графики.
3.

Осенние листья. Осень золотая.

Теория: Освоение понятий: холодные и теплые цвета.
Практика: Закрепление понятий. Работа гуашью, цветными мелками,
карандашами, пастелью. Освоение приемов живописи и графики.
4.

Осенний натюрморт.

Теория: Основы композиции. Знакомство с жанром живописи –
натюрморт.
Практика: Изображение овощей. Работа акварелью.
5.

Подготовка к участию в тематической выставке.

Практика: Создание и подготовка работ к участию в выставке.
Оформление выставки.
6.

Живет в народе красота.

Теория: Посещение выставочного зала. Приобщение к традициям
народного творчества, к его историческим корням.
Раздел II. «Краски зимы».
Графика. Линия, штрих, пятно, простые геометрические формы. Основы
перспективы.
1.

Как живут деревья.

Теория: Знакомство с понятием фон. Закрепление понятий графики:
линия, штрих, пятно.

15

Практика: Основы работы гелевой ручкой, линером, цветными мелками,
фломастерами, маркерами по цветному фону.
2.

Подарок для мамы.

Теория: Традиции празднования Дня матери, история праздника.
Закрепление умения выгодно использовать выразительные возможности
материала.
Практика: Формирование навыка составления объемной конструкции,
используя разнообразные виды крепления.
3.

Зимние забавы.

Теория: Закрепление понятий: холодные цвета, фон, пропорция, план.
Пропорции фигуры человека.
Практика: Наброски фигуры человека. Введение в работу белил.
Обучение использованию кистей разных размеров. Индивидуальная техника
исполнения.
4.

Подготовка к праздникам.

Теория:

Знакомство

с

традициями

празднования

Нового

года.

Закрепление умения выгодно использовать выразительные возможности
материала.
Практика: Работа с различными материалами. Формирование навыка
составления объемных конструкций, используя разнообразные виды крепления.
5.

Живет в народе красота.

Теория: Посещение выставочного зала. Знакомство с христианскими
традициями, приобщение к культуре русского народа.
Раздел III. «Красота вокруг нас».
Декоративное

рисование.

Знакомство

с

русскими

народными

промыслами. Рисование в технике народных промыслов.
1.

Народные промыслы. Гжель.

Теория: Знакомство с промыслом и техникой исполнения росписи.
Практика: Освоение растительного орнамента. Гуашь.
2.

Цветы весны.

16

Теория: Работа с натуры, по памяти. Закрепление понятия натюрморт.
Практика: Техника исполнения – акварель по-сырому.
3.

Нарядим куклу.

Теория: Знакомство с историей костюма. Детали одежды: кокошник,
рубаха, душегрея. Закрепление понятий: форма, цвет, украшение. Знакомство с
видами украшений, их назначением, символикой.
Практика: Работа гуашью.
4.

Подарок защитнику Отечества.

Теория: Закрепление знаний о праздновании 23февраля. Закрепление
понятия защитник Отечества.
Практика: Изготовление сувениров в смешанной технике.
5.

Подготовка к участию в тематической выставке.

Практика: Создание и подготовка работ к участию в выставке.
Оформление выставки.
6.

Живет в народе красота.

Теория: Посещение выставочного зала. Знакомство с экспозицией в
выставочном зале ДДТ. Анализ работ.
Раздел IV. «Путешествие в сказку».
Иллюстрации к сказкам. Введение понятий передний и задний план,
линия горизонта, симметрия, асимметрия.
1.

Любимые сказочные персонажи.

Теория: Закрепление знаний и навыков в области рисунка и живописи.
Пропорции фигуры животных. Передача образа через цвет.
Практика: Закрепление навыка рисования животных. Выбор техники
исполнения предоставляется учащимся.
2.

Пасхальный сувенир.

Теория: Приобщение к традициям народного творчества, к его
историческим корням. Традиции празднования Пасхи.
Практика: Изготовление сувенира в традиционных и современных
техниках.

17

3.

Подготовка к участию в тематической выставке.

Практика: Создание и подготовка работ к участию в выставке.
Оформление выставки.
4.

Живет в народе красота.

Теория: Посещение выставочного зала. Знакомство с экспозицией.
Обсуждение выставочных работ.
5.

Праздник красок. Итоговая выставка

Теория: Обобщение тем занятий. Выставка работ.
Планируемые результаты 1 года обучения:
Обучающиеся:
Предметные


знакомы с художественными терминами и понятиями;



владеют различными изобразительными техниками;



имеют представление об основах композиции;



владеют правилами техники безопасности во время работы.

Метапредметные


способны к общению со взрослыми и сверстниками, основанному

на понимании;


способны управлять своим поведением и планировать свои

действия;


владеют умениями работать по правилам и пообразцу;



имеют первичное представление о себе, семье, мире и природе;



владеют умением слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Личностные


проявляют интерес к своим способностям и возможностям;



владеют навыками самообслуживания;



способны к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию;



проявляют стремление к получению новых знаний в данной

области.

18

Учебный (тематический) план. 2 год обучения
№
п\п

Название раздела, темы

Количество часов
всего

теория

практика

52

14

38

12

4

8

Земля и небо с облаками
Осенний натюрморт.
Пластилинография.
Живет в народе красота.

12
15

4
4

8
11

1

1

-

Подготовка к участию в
тематической выставке

12

1

11

73

21

52

9
18

3
4

6
14

6
12

1
4

5
8

5.
6.

Раздел II «Художник –
график»
Ветка.
Книжная графика.
Иллюстрация к книге.
Подарок для мамы.
Прикладная графика.
Экслибрис.
Букет для Снежной королевы.
Живет в народе красота.

12
1

4
1

8
-

7.

Подготовка к праздникам

15

4

11

43

10

33

9

2

7

12
9
1

4
2
1

8
7
-

1
2.
3.
4.

5.

1.
2.
3.
4.

Раздел I. «Художник –
живописец»
Радуга после дождя

Раздел III. «Художник –
декоратор»
1.
Урало-сибирская роспись.
Роспись деревянной
заготовки.
2. Подарок для самых любимых.
3
Витраж.
4.
Живет в народе красота.

Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение,
мини
выставка
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Конкурс,
фестиваль,
педагогическое
наблюдение
Педагогическо
е наблюдение,
мини
выставка

Беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение,
мини
выставка

Педагогическо
е наблюдение,
мини
выставка
Беседа,
педагогическое
наблюдение

19

Подготовка к участию в
тематической выставке

5.

Раздел IV.
«Художник – архитектор»
1.
Город-крепость
2.
Пасхальный сувенир.

12

1

11

48

12

36

15
6

4
2

11
4

3.

Сказочная избушка

12

2

10

4.

Живет в народе красота.

1

1

-

5.

Подготовка к участию в
тематических выставках

12

1

11

6.

Праздник красок. Итоговая
выставка

2

2

-

Конкурс,
фестиваль,
педагогическо
е наблюдение

педагогическое
наблюдение
мини
выставка
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Конкурс,
фестиваль,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение

Итого:

216
57
159
Содержание учебного плана
Тема года: «Профессия – художник».
Знакомство с разновидностями профессии, художник – живописец,
график, декоратор, архитектор.
Раздел I. «Художник – живописец».
Обучение практическим основам живописи. Цвет как выражение чувств и
мыслей, символы цвета.
1.

Радуга после дождя.

Теория: Организация рабочего места. Правила поведения в ДДТ, во время
учебного процесса. Техника безопасности. Теплый и холодный цвет. Борьба
теплого и холодного цвета. Основные, составные, дополнительные цвета.
Пейзаж. Закрепление понятий передний и дальний план, линия горизонта.
Практика: Пейзаж гуашью.
2.

Земля и небо с облаками.

Теория: Основные характеристики цвета. Понятия звонкий и
приглушенный цвета. Три основных свойства цвета: цветовой тон,

20

насыщенность, светлота. Пространственное смешение цветов. Механическое
смешение цветов.
Практика: Смешанная техника: мелки, акварель, гуашь. Особенности
смешанной техники (фактура).
3.

Осенний натюрморт. Пластилинография.

Теория: Повторение свойств пластилина, основных приемов рисования
пластилином. Знакомство с техникой пластилинография. Закрепление правил
техники безопасности при работе стекой.
Практика: Отработка приемов лепки и рисования пластилином. Работа
над сложной композицией, насыщенной мелкими деталями.
4.

Живет в народе красота.

Теория: Посещение выставочного зала. Знакомство с работами коллег по
эстетическому циклу. Анализ работ.
5.

Подготовка к участию в тематической выставке.

Практика: Создание и подготовка работ к участию в выставке.
Оформление выставки.
Раздел II. «Художник-график».
Знакомство с направлениями деятельности художника – графика,
книжная графика, прикладная графика, станковая графика.
1.

Ветка.

Теория: Линия как средство выражения. Тон, ритм.
Практика: Закрепление графических навыков. Работа линером.
2.

Книжная графика. Иллюстрация к книге.

Теория: Знакомство

с элементами внешнего оформления

книги:

суперобложка, переплет или обложка, форзац и различное оформление книги,
иллюстрации.
Практика: Эскизы обложки, иллюстрации для книги. Выбор сюжета.
Цветные карандаши, фломастер, маркер. Закрепление графических навыков.
3.

Подарок для мамы.

Теория: Повторение знаний о традициях празднования Дня матери,

21

истории праздника. Закрепление умения выгодно использовать выразительные
возможности материала.
Практика: Выполнение работы в смешанной технике. Формирование
навыка декорирования созданного изделия по своему замыслу.
4.

Прикладная графика. Экслибрис.

Теория: Знакомство с историей развития.
Практика: Обучение технике выполнения: линер, гелевая ручка.
Закрепление графических навыков.
5.

Букет для Снежной королевы.

Теория: Знакомство с понятием натюрморт. Анализ формы замерзших
предметов. Передача ощущения холода и неподвижности через создание
большого количества «холодных» оттенков. Контраст светлого и темного.
Практика: Создание композиции с усложненным изображением.
6.

Живет в народе красота.

Теория: Знакомство с традициями украшения елки, их смысловым
значением. Анализ детских работ.
7.

Подготовка к праздникам.

Теория: Знакомство с традиционными рождественскими украшения:
Вифлеемская звезда, ангелочки, снежинки.
Практика: Открытка-коллаж, декоративная композиция в смешанной
технике.
Раздел III. «Художник – декоратор».
Знакомство с направлениями деятельности: художник – монументалист,
художник – прикладник, художник – оформитель.
1.

Урало-сибирская роспись. Роспись деревянной заготовки.

Теория: История возникновения и техника исполнения росписи. Приемы
работы.

Материалы

и

оборудование.

Элементы

росписи.

Традиции

обустройства жилого помещения. Красный угол, печь, скамья, лавки.
Практика: Разработка эскиза. Выполнение практической работы в
технике урало-сибирской росписи акрилом или гуашью.

22

2.

Подарок для самых любимых.

Теория: Закрепление знаний о праздновании 23февраля и 8 Марта.
Закрепление понятия защитник Отечества.
Практика: Изготовление сувениров в смешанной технике.
3.

Витраж.

Теория: Введение понятий локальный цвет, стилизованный рисунок,
орнамент, украшение интерьера.
Практика:

Смешанная

техника

исполнения.

Обучение

работе

с

чертежным инструментом
4.

Живет в народе красота.

Теория: Посещение выставочного зала. Знакомство с творчеством своих
коллег. Обучение умению составлять выставочную экспозицию по одной теме.
5.

Подготовка к участию в тематической выставке.

Теория: Правила участия в выставке.
Практика:

Обмен

творческими

идеями.

Закрепление

умения

анализировать работы. Создание и подготовка работ к участию в выставке.
Раздел IV. «Художник — архитектор».
Знакомство с деятельностью художника – архитектора. Пластика
объемов, масштабность, ритм, пропорциональность. Фактура, цвет.
1.

Город-крепость.

Теория:
Введение

Закрепление

понятия

знаний

ландшафтная

о

сюжетно-композиционном

архитектура,

архитектурные

центре.
каноны

строительства. Перспектива.
Практика: Создание композиции. Гуашь.
2.

Пасхальный сувенир.

Теория: Повторение знаний о традициях народного творчества, его
исторических корнях, традиции празднования Пасхи. Знакомство с
техникой росписи яиц воском.
Практика: Изготовление сувенира в традиционных и современных
техниках.

23

3.

Сказочная избушка.

Теория: Введение понятия ландшафтная архитектура, архитектурные
каноны строительства русской избы, сопутствующих построек, знакомство
с элементами украшений. Перспектива. Закрепление основ композиции.
Практика: Создание композиции. Гуашь.
4.

Живет в народе красота.

Теория: Посещение выставочного зала. Знакомство с творчеством
своих коллег. Закрепление навыка оформления работ к выставкам.
5.

Подготовка к участию в тематической выставке.

Теория: Правила участия в выставке.
Практика: Отработка

навыка

создания

выставочных

экспозиций.

Оформление работ к выставке.
6.

Праздник красок. Итоговая выставка

Теория: Обобщение тем занятий. Выставка работ.
Планируемые результаты 2 года обучения:
Предметные


имеют представление о выразительных возможностях различных

сочетаний материалов;


имеют представление об основах композиции, выразительных

возможностях формы и цвета, используют теоретические сведения на практике;


владеют техникой прикладкой графики, работы различными

красками.
Метапредметные


владеют

навыками

совместной

продуктивной

деятельности,

сотрудничества и взаимопомощи;


имеют представление о художественной культуре во всём

многообразии её видов, жанров и стилей (фольклорное художественное
творчество русского народа, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусство современности);
Личностные

24



осознают себя, как часть коллектива, работают в нем;



умеют сопереживать и ценить партнеров;



критично оценивают свой труд;



проявляют интерес к своим способностям и возможностям;



проявляют стремление к получению новых знаний в данной

области.
Учебный (тематический) план. 3 год обучения
№ Название раздела,
темы
п\
п
Раздел I. «Рисунок»
1.
Построение куба. Рисунок
коробок. Композиция
«Исполнение желаний»
2.
Круг в перспективе.
Рисунок вазы
3.
Рисунок интерьера
4.
Живет в народе красота.

5.

1.

2.
3.
4.
5.

Подготовка к участию в
тематической выставке

Раздел II. «Тоновой рисунок»
Законы светотени.
Пропорциональность тоновых
отношений
Подарок для мамы.
Пейзаж. Ближний и дальний
план
Изготовление подарков и
сувениров к Новому году.
Живет в народе красота.

Количество часов
всего

теория

практика

45
9

12
3

33
5

9

3

6

14
1

4
1

10
-

12

1

11

66
12

14
4

52
8

9
18

3
5

6
13

15

1

14

1

1

-

Формы
аттестации/
контроля

Педагогическое
наблюдение,
мини
выставка

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Творческий
проект,
выставка,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
мини
выставка

Беседа,
педагогическое
наблюдение

25

6.

Подготовка к участию в
тематической выставке

11

-

11

57

15

42

Теория живописной грамоты.
Практические упражнения в
живописи с натуры. Пейзаж
Подарок для самых любимых.

15

5

10

12

3

9

3.
4.

Голова и фигура человека
Подготовка к участию в
тематической выставке

18
11

5
1

13
10

5.

Живет в народе красота.

1

1

-

48
12

13
3

35
9

9
12

3
3

6
9

12

1

11

Раздел III. «Живопись»
1.

2.

1.
2.
3.

4.

Раздел IV. «Композиция»
Композиция «Ночной город»,
«Непогода».
Пасхальный сувенир.
Композиционный центр.
Равновесие картины.
Контрасты в композиции
Подготовка к участию в
тематической выставке

5.

Живет в народе красота.

1

1

-

6.

Праздник красок. Итоговая
выставка

2

2

-

Итого:

Творческий
проект,
выставка,
педагогическо
е наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
мини
выставка

Творческий
проект,
выставка,
педагогическо
е наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
мини выставка

Творческий
проект,
выставка,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение

216
54
162
Содержание учебного плана

Тема года. «Уроки искусства и мастерства».
Рисунок с натуры и теория рисунка, символика композиции. Законы
воздушной перспективы, цветовых отношений, колорит. Техника акварели,

26

гуаши, маркеров, цветных карандашей. Технические основы светотени.
Декоративно-прикладные композиции.
Раздел I. «Рисунок».
Форма и построение предметов в перспективе. Рисунок с натуры.
1.

Построение куба. Рисунок коробок. Композиция «Исполнение

желаний»
Теория: Организация рабочего места. Правила поведения в ДДТ, во время
учебного процесса. Техника безопасности. Закрепление понятия: перспектива.
Возникновение перспективы как науки. Линия горизонта.
Практика: Построение куба ниже линии горизонта, выше линии
горизонта, на линии горизонта. Выполнение рисунка с перспективным
построением прямоугольных предметов в вертикальном и горизонтальном
положении.
2.

Круг в перспективе. Рисунок вазы.

Теория: Закрепление понятия: перспектива. Цилиндр в вертикальном и
горизонтальном положении.
Практика: Изображение круга по отношению к линии горизонта.
Зарисовка вазы, стоящей вертикально, лежащей на боку.
3.

Рисунок интерьера.

Теория: Построения предмета в перспективе с одной и двумя точками
схода.
Практика: Выполнение рисунка на заданную тему графическими
материалами.
4.

Живет в народе красота.

Теория: Посещение выставочного зала. Знакомство с композицией
выставочного зала. Анализ представленных работ.
5.

Подготовка к участию в тематической выставке.

Теория: Правила участия в выставке.
Практика: Подготовка и оформление работ для участия в выставке.
Раздел II. «Тоновой рисунок».

27

Изображение плоских и объемных предметов, передача пространства,
глубины. Светлый и темный фон. Передача светотени.
1.

Законы светотени. Пропорциональность тоновых отношений

Теория: Знакомство с натюрмортами, созданными мастерами. Введение
понятия светотень.
Практика: Рисунок с натуры. Рисование натюрморта из нескольких
предметов домашнего обихода с передачей тоновых отношений. Пастель,
угольные карандаши.
2.

Подарок для мамы.

Теория: Повторение знаний о традициях празднования Дня матери,
истории праздника. Знакомство с новым материалом – пластика, приемы
работы с ним, правила обработки, техника безопасности при обжигании.
Практика: Обучение работе с новым материалом. Формирование навыка
лепки объемной конструкции, навыка декорирования созданного изделия по
своему замыслу.
3.

Пейзаж. Ближний и дальний план.

Теория: Закрепление понятий воздушная и линейная перспектива.
Практика: Рисование элементов пейзажа с тоновой проработкой.
Карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
4.

Изготовление подарков и сувениров к Новому году.

Теория: Закрепление знаний о традициях празднования Нового года и
Рождества. Обучение творческому подходу к изготовлению подарков и
сувениров с отражением в поделках задуманного образа. Закрепление умения
придумывать образ и реализовывать его в соответствующем материале.
Знакомство с техниками квиллинг и оригами (модульное оригами). Развитие
пространственного мышления и воображения.
Практика: Выполнение элементов – модулей, соединение их между
собой. Отработка навыков работы с бумагой и картоном. Создание
тематических композиций. Закрепление понимания взаимосвязи формы,
размера и декоративной отделки изделия, выразительные возможности

28

сочетания материалов.
5.

Живет в народе красота.

Теория: Знакомство с творчеством кружковцев, работающих в разных
жанрах декоративно-прикладного искусства.
6.

Подготовка к участию в тематической выставке.

Практика: Подготовка работ к выставке. Оформление выставки.
Раздел III. «Живопись».
Живопись

как

вид

изобразительного

искусства,

средство

художественного отражения. Введение в теорию и практику живописи. Техника
живописи. Жанры живописи.
1.

Теория

живописной

грамоты.

Практические

упражнения

в

живописи с натуры. Пейзаж.
Теория: Шкала насыщенности. Воздушная перспектива.
Практика: Изображение шкалы насыщенности для каждого цвета (гуашь).
Практическое закрепление умения пейзажной зарисовки. Рисунок части двора:
«Вид из окна», «Дерево у входа в подъезд», «Кусты за скамьей».
2.

Подарок для самых любимых.

Теория: Закрепление знаний о праздновании 23февраля и 8 Марта.
Закрепление понятия защитник Отечества.
Практика: Изготовление сувениров в смешанной технике.
3.

Голова и фигура человека.

Теория: Пропорции головы, лица, фигуры.
Практика:

Закрепление

навыка

выполнения

набросков,

эскизов.

Выполнение рисунка головы и фигуры человека в разных положениях.
Изображение человека.
4.

Подготовка к участию в тематической выставке.

Теория: Правила участия в выставке.
Практика: Создание работ для выставки, оформление работ.
5.

Живет в народе красота.

Теория: Посещение выставочного зала. Знакомство с композицией

29

выставочного зала. Анализ представленных работ.
Раздел IV. «Композиция».
Знакомство

с

единством и

целенаправленностью,

расположением

деталей, пятен, цвета, света. Закрепление понятий: перспектива, ритм.
Обучение характерным приемам и принципам композиции.
1.

Композиция «Ночной город», «Непогода».

Теория: Закрепление понятий элементы композиции: формат холста и
размер изображения, точка зрения в композиции.
Практика: Выполнение рисунка на заданную тему. Выбор материалов и
техники исполнения предоставляется учащимся.
2.

Пасхальный сувенир.

Теория: Повторение знаний о традициях народного творчества, о
традициях и символах празднования Пасхи.
Практика: Выполнение украшений и сувениров с пасхальной символикой
в традиционных и современных техниках.
3.

Композиционный

центр.

Равновесие

картины.

Контрасты

в

композиции.
Теория: Закрепление приемов и принципов композиции в рисунках.
Закрепление понятий ритм, повторение отдельных элементов, расположение
цветовых и световых пятен, движение, динамика.
Практика: Выполнение рисунка на заданную тему «Букет цветов подсолнухи». Выбор материалов и техники исполнения предоставляется
учащимся.
4.

Подготовка к участию в тематической выставке.

Теория: Правила участия в выставке.
Практика: Создание работ для выставки, оформление работ.
5.

Живет в народе красота.

Теория: Посещение выставочного зала. Знакомство с работами своих
коллег, обсуждение экспонатов, анализ представленных работ.
6.

Праздник красок. Итоговая выставка

30

Теория: Обобщение тем занятий. Выставка работ.
Планируемые результаты 3 года обучения:
Предметные


знают теорию линейной и воздушной перспективы, теорию свето-

теневой передачи объема;


знают

понятия

цветоведения,

теорию

композиционного

построения;


владеют сюжетной композицией;



имеют представление о произведениях искусства в жанре пейзаж,

натюрморт, портрет, сюжетный рисунок;


имеют опыт работы различными художественными материалами и

в разных техниках;


имеют представление об истории культуры своего Отечества,

выраженной в архитектуре и изобразительном искусстве.
Метапредметные


владеют навыками наблюдения за явлениями жизни и природы,

понимания

красоты

как

ценности;

умеют

самостоятельно

подбирать

художественный материал для работы;


владеют методами проектной деятельности, решения творческих

задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий.
Личностные


умеют сопереживать и ценить партнеров;



проявляют интерес и уважение к творчеству других людей;



критично оценивают свой труд;



имеют потребности в художественном творчестве и в общении

с

искусством;


проявляют стремление к получению новых знаний в данной

области.
Планируемые результаты освоения программы:

31

Предметные
 знают виды и жанры изобразительного искусства;
 знают теорию цветоведения, линейной и воздушной перспективы,
теорию светотеневой передачи объема, правила построения сюжетной
композиции;
 имеют опыт работы различными художественными материалами и в
разных техниках;
 умеют опыт работы различными инструментами, соблюдают правила
техники безопасности;
 имеют представление об

истории

культуры

своего

Отечества,

выраженной в архитектуре и изобразительном искусстве.
Метапредметные
 владеют навыками наблюдения за явлениями жизни и природы,
понимания

красоты

как

ценности;

умеют

самостоятельно

подбирать

художественный материал для работы;
 владеют методами проектной деятельности, решения творческих задач,
моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
 умеют планировать свои действия, следовать инструкциям учителя и
алгоритмам, описывающим стандартные действия.
 умеют ставить собственные цели и задачи при создании творческой
работы, самостоятельно выполнять и завершать ее, вносить необходимые
коррективы в ходе выполнения задания;
 умеют анализировать и

оценивать

результаты

собственной

и

коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев;
 умеют правильно организовать свое рабочее место и поддерживать
порядок во время работы;
 знают и выполняют правила поведения и техники безопасности на
занятиях.
Личностные

32

 критично оценивают свой труд, понимают причины успеха в
творческой деятельности;
 способности выражать в творческих работах своё отношение к
окружающему миру;
 умеют сопереживать и ценить партнеров;
 проявляют интерес и уважение к творчеству других людей;
 имеют представление о роли искусства в жизни человека, потребности
в художественном творчестве и в общении с искусством;
 осознают

изобразительное

искусство

как

способ

познания

и

эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств
человека;
 проявляют стремление к получению новых знаний в данной области.

33

КОМПЛЕКС

II.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ
2.1.

Календарный учебный график
Календарный учебный график ДООП Изостудия «Образ»
на 2022-2023 учебный год

№

Основные

характеристики

п/п

образовательного процесс

1

Количество учебных недель

34 – 1 год обучения
36 – 2 и 3 год обучения

2

Количество учебных дней

68 – 1 год обучения
78 – 2 и 3 год обучения

3

Количество часов в неделю

6

4

Количество часов в учебном году

204 – 1 год обучения
216 – 2 и 3 год обучения

5

Недель в I полугодии

14 – 1 год обучения
16 – 2 и 3 год обучения

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

12 сентября – 1 год обучения
1 сентября – 2 и 3 год
обучения

8

Каникулы

отсутствуют

9

Выходные дни

4-6

ноября,

января,

31

23-25

декабря-8

февраля,

8

марта, 1 мая, 9 мая
10

Окончание учебного года

31 мая

2.2. Условия реализации программы:
Материально- техническое обеспечение
1.

Помещение для занятий – просторное, хорошо освященное и

проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
2.

Оснащенность кабинета:

34

–

парты;

–

стулья;

–

доска;

–

шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов;

–

осветительные приборы;

–

мойка.

3. Технические средства обучения: компьютер, монитор, принтер, CDдиски; магнитофон, аудиокассеты.
4.

Материалы, необходимые для реализации программы:

Краски гуашь «Сонет» набор 12 цветов. 40 мл (2 набора на 1 ребенка в
год)
Краска гуашь №1 100 мл белая (1 банка на 1 ребенка в год)
Краски акриловые 6 цветов 40 мл (1 набор на 1 ребенка в год)
Краска акриловые золото 50 мл (1 штука на 1 ребенка в год)
Папка Акварельная бумага 280 г/м2 формата А3 20 листов (1 пачка на 1
ребенка в год);
Папка для работ гуашью и акварелью формата А4 10 листов(1 пачка на 1
ребенка в год).
Планшет для творчества «Калейдоскоп» 200 г/м2 формата А3 20 листов
(2 пачки на 1 ребенка в год).
Планшет для пастели «Palazzo» 160 г/м2теплые цветаформатаА3 15
листов 5 цветов (1 пачка на 1 ребенка в год)
Планшет для пастели «Palazzo» 200 г/м2 формат А2 20 листов 2 цвета (1
пачка на 1 ребенка в год)
Альбом на спирали «Blackbook» 250 г/м2 формата А330 листов черный
цвет (1 штука на 1 ребенка в год)
Планшет для работы маркерами 75 г/м 2 формата А4 40 листов (1 пачка
на 1 ребенка в год)
Бумага для пастели «Tiziano» 160 г/м 2формата А4 5 листов 5 цветов:
темно-синий, сиреневый, голубой, темно-шалфейный, морской (5 листов на 1

35

ребенка в год).
Бумага «Гознак» 200 г/м2 формат А1 (5 листов на 1 ребенка в год).
Бумага цветная А4- 16 листов 16 цветов (1 пачка на 1 ребенка в год)
Картон цветной А4- 12 листов 12 цветов (1 пачка на 1 ребенка в год)
Бумага для квиллинга «Mr. Painter» 5-7 мм 325 мм микс (2 пачки на 1
ребенка в год)
Бумага для квиллинга гофрированная «Mr. Painter» 13 мм 325 мм микс (1
пачка на 1 ребенка в год)
Набор № 02 цветная двухсторонняя мелованная бумага А4 10 листов 20
цветов (1 набор на 1 ребенка в год)
Бумага цветная «Index Color» 80 г/м2 А4 100 листов (1 набор на 1 ребенка
в год)
Карандаш чернографитовый HB (1 штука на 1 ребенка в год)
Карандаши чернографитовые2В, 4В, 6В, 8В (4 штуки на 1 ребенка в год)
Ластик для карандашей«Cretacolor»мягкий (1 штука на 1 ребенка в год)
Ластик-клячка«Vista-artista» (1 штука на 1 ребенка в год)
Набор акварельных карандашей «Koh-i-noor» 12 цветов (1 набор на 1
ребенка в год)
Клей-карандаш «ErichKrause» 15 г (1 штука на 1 ребенка в год)
Клей ПВА 500 мл (1 штука на 1 ребенка в год)
Набор маркеров «Edding»золото/серебро (1 набор на 1 ребенка в год)
Набор маркеров «Touch»Twin 1-8 мм 24 цвета перо круглое/скошенное (1
набор на 1 ребенка в год)
Маркер «Edding» белый 2-5 мм (1 штука на 1 ребенка в год)
Ручка гелевая «Sakura»GellyRoll 10мм (1 штука на 1 ребенка в год)
Линет «Vista-artista» черный цвет 0,2-0,8 мм (1 штука на 1 ребенка в год)
Пастель художественная профессиональная квадратная «Mungyo»(gallery)
набор 36 цветов (1 набор на 1 ребенка в год)
Пастель масляная профессиональная мягкая «Mungyo» набор 36 цветов (1
набор на 1 ребенка в год)

36

Набор угля натурального «Сонет»10 шт 3-6 мм (1 набор на 1 ребенка в
год)
Набор пастельных карандашей «Derwent» 12 цветов (1 набор на 1 ребенка
в год)
Сизалевое волокно «Blumentag»20 г(1 набор на 1 ребенка в год)
Набор бусин «Zlatka» пластик 8 мм – 10 мм (1 набор на 1 ребенка в год)
Лента атласная 12 мм «Gamma», цвета: желтый, зеленый, синий, красный,
розовый, фиолетовый (6 штук на 1 ребенка в год)
Картон грунтованный «Vista-artista»10х15 см (1 штука на 1 ребенка в год)
Двусторонний скотч «Mr.Painter» (квадратные подушеки) (1 набор на 1
ребенка в год)
Пластичная замша «Mr.Painter» Foam-2 2мм 50х50 см, цвет: синий,
голубой, зеленый, красный, желтый (5 штук на 1 ребенка в год)
Пластичная замша Foam-eva «Глиттер» 2мм 30х40 см (1 набор на 1
ребенка в год)
Пластичная замша Foam- eva «Текстурный» 2мм 62х42см (1 штука на 1
ребенка в год)
Пластилин «Луч»36 цветов (1 набор на 1 ребенка в год)
Набор полимерной глины «Craft&Clay»5 цветов (1 набор на 1 ребенка в
год)
Глаза для игрушек 10-15 мм с бегающим зрачком (4 штуки на 1 ребенка в
год)
Свеча восковая (1 штука на 1 ребенка в год)
Красители пищевые 6 цветов (1 набор на 1 ребенка в год)
Декоративные элементы стразы

клеевые, цвета: белый, молочный,

золото, серебро, розовый, сиреневый (6 листов на 1 ребенка в год)
Декоративные элементы «Розочки»

клеевые, цвета: желтый, зеленый,

синий, красный, розовый, фиолетовый (6 листов на 1 ребенка в год)
Декоративные элементы «Бабочки»
розовый (3 листа на 1 ребенка в год)

клеевые, цвета: белый, красный,

37

Декоративные элементы «Ягоды» 24 шт (1 набор на 1 ребенка в год)
Декоративные элементы «Веточки» 12шт (1 набор на 1 ребенка в год)
Декоративные элементы «Фрукты» (1 набор на 1 ребенка в год)
Декоративные элементы «Листья» (1 набор на 1 ребенка в год)
Декоративные элементы «Цветы» (1 набор на 1 ребенка в год)
Ракушки «Zlatka»/«Blumentag» (1 набор на 1 ребенка в год)
Стеклянные камни 340 г (1 набор на 1 ребенка в год)
Песок кварцевый 200 г (1 набор на 1 ребенка в год)
Декоративный наполнитель «Мох» «Blumentag»(1 набор на 1 ребенка в
год)
Шишки еловые, сосновые (по 10 штук на 1 ребенка в год)
Пенопластовые шарикиd 10-17 см (1 штука на 1 ребенка в год)
Пенопластовая заготовка «Яйцо» d 6 см (1 штука на 1 ребенка в год)
Деревянная заготовка «Яйцо» d6 см (1 штука на 1 ребенка в год)
Деревянная заготовка «Кубик» 3х3х3 см (1 штука на 1 ребенка в год)
заготовка для декорирования «Лопатка» или «Ложка» (1 штука на 1
ребенка в год)
Клеевой пистолет малый(1 штука на 1 ребенка в год)
Клей для маленького пистолета 30 см (15 штук на 1 ребенка в год)
Шпажка для шашлыка 25см 100шт. (1 набор на 1 ребенка в год)
Стакан-непроливайка (1 штука на 1 ребенка в год)
Ножницы «Mared» школьные 130 мм security 3D с закругленными
концами (1 штука на 1 ребенка в год)
Палитра пластиковая (1 штука на 1 ребенка в год)
Точилка пластиковая(1 штука на 1 ребенка в год)
Кисти синтетика круглая № 4, 6 (по 1 штуке на 1 ребенка в год)
Кисть щетина «ХМ» плоская короткая ручка № 6 (1 штука на 1 ребенка в
год)
Рама «Gamma» 30х40 см или 40х50 см пластик с оргстеклом белый (2
штуки на 1 ребенка в год)

38

Салфетки бумажные 50 штук (1 набор на 1 ребенка в год)
Средства личной гигиены: мыло (1 штуке на 1 ребенка в год), салфетки
(по 3 набора на 1 ребенка в год)
Кадровое обеспечение:
Педагог

дополнительного

образования

должен

иметь

высшее

профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование
и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К

реализации

программы

допускаются

лица,

обучающиеся

по

образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия:
При реализации программы используются следующие дидактические
материалы:
№ п/п Название

Количество

Информационно-дидактические материалы
1

Муляжи овощей и фруктов, грибов

35

2

Куклы в национальных русских костюмах

4

3

Куклы в национальных костюмах стран мира

3

4

Натюрмортный фонд (вазы, горшки, чаши, 10
кружки, корзины)

5

Игра «Мир на ладошке. Такие разные дома»

1

6

Игра «Мир на ладошке. Россия расписная»

1

7

Игра «Мир на ладошке. Культурное наследие»

1

39

8

Игра «Мир на ладошке. Многоликая Россия»

1

9

Демонстрационный комплект «Зима»

1

10

Демонстрационный комплект «Зимние виды 1
спорта»

11

Демонстрационный комплект «Садовые цветы»

1

12

Демонстрационный комплект «Луговые цветы»

1

13

Демонстрационный

комплект

«Символы 1

страны»
Демонстрационный комплект «Военно-морской 1

14

флот РФ»
15

Демонстрационный комплект «Деревня»

1

16

Учебное издание «Урало-сибирская роспись»

1

17

Учебное издание «Хохломская роспись»

1

18

Учебное издание «Гжель»

1

19

Наглядно-дидактическое пособие «Фрукты»

1

20

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи»

1

21

Наглядно-дидактическое пособие «Деревья»

1

22

Наглядно-дидактическое

пособие

«Дикие 1

животные»
Учебный

процесс

организуется

по

принципу

последовательного

нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности:
ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от
возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–

обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

–

учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и

изобразительные возможности каждого, которые реализуются за счет широкого
выбора художественных материалов и предлагаемых тем;
–

познакомить

обучающихся

художественными материалами;

с

разными

техниками

и

40

–

сформировать коллектив детского объединения.

В течение обучения приоритетной задачей является формирование
представления об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве как
искусстве «выразительном». Учебные задания нацелены на освоение «азбуки
выражения»

и

овладения

«инструментом

выражения»

для

создания

эмоционально-художественного образа. Ребенок осваивает метод «вхождения в
образ»

переходит

от

интуитивной

художественной

деятельности

к

сознательной и целенаправленной.
Теоретическая

часть

дается

в

форме

бесед

с

просмотром

иллюстративного материала и закрепляется практическим освоением темы.
На занятиях по данной программе используются:
 восприятие явлений действительности (слайды, репродукции, плакаты,
книги);
 обсуждение работ товарищей, результаты собственного коллективного
творчества и индивидуальной работы на занятиях;
 изучение художественного наследия;
 создание

художественного

фонда

в

объединении

(лучшие

индивидуальные и коллективные работы);
Для развития творческих способностей и познавательной активности
учащихся,

развития

потребности

в

постоянном

совершенствовании,

формирования устойчивого интереса ребенка к выбранному виду деятельности
на занятиях используются следующие методы:
 Методы развития воображения:
 метод метафор – перенос свойств одного объекта (явления) на другой
по принципу их сходства в каком-либо отношении;
 метод гипотез – предлагается нарисовать картину о том, что
произойдёт, если в мире что-нибудь изменится;
 ассоциативно-синектический
миниатюр в визуальные образы.

метод

–

превращение

поэтических

41

 Метод «мозговой атаки» – сбор как можно большего количества идей,
освобождении их от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли
при решении творческой задачи.
 Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность
пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где
ребенок

приобретает

опыт

жизни,

ценности,

открывает

истину,

сам

выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
 ИКТ - технологии. Это создает на занятии эмоциональный настрой,
помогает разнообразить формы проведения занятий, расширяет спектр
используемого педагогом дидактического материала и т.д.
При реализации программы используются следующие электронные
образовательные ресурсы:
Электронная книга «Удовольствие рисования»1;
«История живописи»2
«Разнообразие искусства – стили и типы живописи»3
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Программа предполагает проведение мониторинга развития способностей
обучающегося, который отслеживает динамику достижения планируемых
результатов освоения программы:


Творческий отчет (выставка);



Педагогическое наблюдение;



Групповая оценка работ.

У каждого обучающегося создается индивидуальная «Карточка успеха
обучающегося» (Приложение № 1)
Виды, формы и методы контроля, а также цель и время их проведения
указаны в таблице
Виды контроля,
сроки

Содержание

Формы/методы контроля

42

Входной (начало
учебного года)

Текущий (в
течение всего
учебного года)
Итоговый:
конец 1-го
полугодия

конец 2-го
полугодия

Выявление уровня
имеющихся знаний и
умений ребят, их
способностей
Выявление ошибок и
успехов в освоении
материала

Беседа, педагогическое
наблюдение

отслеживание динамики,
прогнозирование
результативности
дальнейшего обучения

Выставки,
просмотр практических и
творческих работ,
педагогическое
наблюдение
Выставки, детский мастеркласс, творческие работы,
педагогическое
наблюдение

Определение уровня
сформированности
знаний,
умений и навыков по
окончании курса обучения

Просмотр практических и
Творческих работ,
групповая оценка работ,
педагогическое
наблюдение

43

III. Список литературы
Литература для педагога
1. Алексеев

Е.П.

Образы

Северного

мира

/

Е.П.

Алексеев.

-

Екатеринбург: ИГНЫПС, 2017. – 100 с.
2.

Баррингтон Б. Рисуем натюрморты / Б. Баррингтон. – Москва:

Эксмо, 2017. – 48с.
3. Блейк М. Как рисовать.Пастель.: Пошаговое руководство для
начинающих / М. Блейк. - Москва: Астрель, АСТ, 2013. – 96с.
4. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Башня, растущая в небо /
Т.В. Калинина. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2019.
—64с.
5. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Большой лес / Т.В.
Калинина. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2019. —
64с.
6. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Птицы, звери, комары и
мухи / Т.В. Калинина. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера,
2019. —64с.
7. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Цветы и травы / Т.В.
Калинина. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2019. —
64с.
8. Керликовски К. Основы рисования. Цветы и бутоны / К. Керликовски.
– Москва: Арт- родник, 2012. – 46 с.
9. Пауэлл У. Разберемся в цветовой гамме / У. Пауэлл. - Москва: АСТ:
Астрель, 2011. – 31 с.
10.

Паятелева О.С. Мастерилка. Ниточки, моточки / О.С. Паятелева. –

Дмитров: Карапуз, 2018. – 12 с.
11.

Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве / П.К. Сензюк.

– Киев: Рад шк, 2018. – 78 с.
12. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс:
учимся рисовать с нуля шаг за шагом / О.В. Шматова. - Москва: Эксмо, 2014. –

44

80с.
Литература для обучающихся/родителей (законных представителей):
1. Гибсон Р. Наши руки не для скуки / Р. Гибсон. – Москва: Росмэн,
2017. – 64 с.
2. Джелберт В. Нарисуй цветы акрилом по схемам: Ты – художник! / В.
Джелберт. – Москва: Контэнт,2017. – 32 с.
3. История

живописи

[Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

http://история-живописи.рф/аналитическое-искусство/
4. Карлов Н.Г. Изображение птиц и зверей / Н.Г. Карлов. – Москва:
Просвещение, 2016. – 192 с.
5.

Лоури А. Техника акварельной живописи для начинающих. Ты –

художник! / А. Лоури. – Москва: Контэнт, 2017. – 95 с.
6.

Разнообразие искусства – стили и типы живописи [Электронный

ресурс]. Режим доступа: https://yantar.in.ua/blog/raznoobrazie-iskusstva-stili-i-tipyzhivopisi.html
7.

Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для

детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж / Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов. –
Москва: АСТ. Астрель, 2010. –141с.
8. Трушникова М. Удовольствие рисования [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://graphic.org.ru

45

Приложение № 1
Карточка успеха обучающегося
Фамилия, имя ребенка ________________________________________
Показатели
(оценивающего
параметра)
I.Теоретическа
я подготовка
ребенка:
1.1.Теорети
ческие знания
(по основным
разделам
учебнотематического
плана
программы)

1.2.Владение
специальной
терминологией

Критерии
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Степень выраженности

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень
(объем усвоенных знаний
составляет более ½);
- максимальный уровень
(ребенок освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный
период)

Осмысленность и - минимальный уровень (ребенок,
правильность
как правило, избегает
использования
употреблять
специальной
специальные термины);
терминологии
- средний уровень
(ребенок
сочетает
специальную
терминологию с бытовой);
- максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознано и в
полном соответствии с их
содержанием).

II.Практическая
подготовка
ребенка:
2.1.Практически
е умения
и
навыки,
предусмотр

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
предусмотренных умений и
навыков);
- средний уровень
(объем усвоенных умений и
навыков составляет более
½);

Оценка
нач сер
кон
учебногогода

46
енные
программой
(по основным
разделам
учебнотематического
плана
программы

- максимальный уровень
(ребенок овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой
за конкретный период)

2.2.Владение
специальным
оборудование
м
и
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

- минимальный уровень умений
(ребенок испытывает серьезные
затруднения при работе с
оборудованием);

2.3.Творчес
кие навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

- начальный (элементарный)
уровень развития
креативности (ребенок в
состоянии
выполнять лишь простейшие
практические задания
педагога);

III. Учебнокоммуникатив
ные умения:
3.1.Умение

Адекватность
восприятия

- средний уровень
(работает с оборудованием с
помощью педагога);
- максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей);

- репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания
на основе образца);
творческий
уровень
(выполняет
практические
задания
с
элементами
творчества).
- минимальный уровень
(обучающийся не умеет, но
пытается использовать
информацию, идущую от
педагога);

слушать и
слышать
педагога

информации,
идущей от
педагога.

3.2 Умение
вести
беседу

Самостоятель
ность
суждений,
четкость
формулировки
вопросов,
ответов.

3.3.Учебноорганизационные
умения и
навыки:
3.3.1.Умени е
организовыва
ть свое
рабочее
(учебное)
место

Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой

47
- средний уровень (работает
с информационным
материалом с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
(работает с
информационным
материалом
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
- минимальный уровень
(дает односложные ответы,
в основном отвечая на
поставленные вопросы,
испытывает напряжение
при беседе);
- среднийу ровень
(внимательно слушает
собеседника, если ему
знакома тема, может
самостоятельно начать,
поддержать и закончить
разговор со знакомым
собеседником);
- максимальныйуровень
(слушает внимательно,
может поддержать, начать
и закончить разговор с
незнакомым собеседником,
проявляет
самостоятельность в
суждении, высказывает
свое мнение)
- минимальный уровень
(иногда)
- средний уровень
(частично)
- максимальный уровень
(всегда)

3.3.2.Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности

Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям

48
- минимальный уровень
(ребенок овладел менее
чем ½ объема навыков
соблюдения правил
безопасности,
предусмотренных
программными
требованиями);
- средний уровень (объем
усвоенных навыков
составляет более ½);
- максимальный уровень
(ребенок освоил практически
весь объем навыков,
предусмотренных
программой за конкретный
период).

3.5.3.Умени
е аккуратно
выполнять
работу

Аккуратность
и
ответственнос
ть в работе

- минимальный уровень
(иногда);
- средний уровень
(частично);
- максимальный уровень
(всегда)

Прим.:
 минимальный уровень – 1-3 балла
 средний уровень — 4-6 баллов
 максимальный уровень – 7-10 баллов
Диагностика личностного развития ребенка в процессе освоения программы.
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Организац
ионноволевые
качества:
1.1.Терпени е

1.2. Воля

Критерии
Способность
переносить
(выдерживать)
известные
нагрузки в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности
Способность
активно
побуждать себя к
практическим
действиям

Степень выраженности
оцениваемого качества

- терпение хватает меньше чем
на ½ занятия
- терпение хватает больше
чем на ½ занятия
- терпение хватает на все занятия

- волевые усилия ребенка
побуждаются извне
- иногда – самим ребенком
- всегда – самим ребенком

Оценка
нач сер
кон
учебногогода

1.3.
Самоконтроль

Умение
контролировать
свои поступки
(приводить к
должному свои
действия)

2.Ориентац
ионные
качества: 2.1.
Самооценка
(педагогическ
ое
наблюдение)

Способность
оценивать себя
адекватно
реальным
достижениям

2.2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении
(педагогическ
ое
наблюдение)

Осознанное
участие ребенка в
освоении
образовательной
программы

3.Поведенч
еские
качества:
3.1.
Конфликтн
ость
(отношение
ребенка к
столкновени
ю интересов
(спору) в
процессе
взаимодейств
ия)
3.2.Тип
сотрудничест
ва
(отношение
ребенка к
общим делам
детского
объединения)

49
- ребенок постоянно находится
под воздействием контроля
извне
- периодически
контролирует себя сам
- постоянно контролирует
Себя сам
- завышенная
- заниженная
- нормальная

- интерес к занятиям
продиктован ребенку извне
- интерес периодически
поддерживается самим
ребенком
- интерес постоянно
поддерживается ребенком
самостоятельно

Способность
занять
определенную
позицию в
конфликтной
ситуации

- периодически провоцирует
конфликты
- сам в конфликтах не
участвует, старается их избежать
- пытается самостоятельно
уладить возникающие
конфликты

Умение
воспринимать
общие дела, как
свои собственные

- избегает участие в общих делах
- участвует при
побуждении извне
- инициативен в общих делах


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».