Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ Детский цирк ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5- 10 ЛЕТ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год Автор-составитель: Педагог дополнительного образования Миронов Сергей Владимирович Екатеринбург, 2023 1 Содержание I Комплекс основных характеристик программы ......................................................................3 1.1.Пояснительная записка ...................................................................................................3 1.3.Учебный (тематический) план программы «Детский цирк».....................................11 1.4.Содержание учебного (тематического) плана ............................................................12 II Комплекс организационно-педагогических условий ...........................................................14 2.1 Календарный учебный график программы Детский цирк» на 2023-2024 учебный год .........................................................................................................................................14 2.2 Условия реализации программы ..................................................................................15 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................................17 III СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..............................................................................................18 Приложение № 1 ..................................................................................................................20 2 I Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 3 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность (профиль) общеразвивающей программы: физкультурно–спортивная. Комплексный характер программы предполагает обучение детей разным жанрам циркового искусства: цирковой акробатике, жонглированию, оригинальному жанру. Разнообразие жанров способствует разностороннему развитию личности, дает возможность удовлетворить интерес, проявить физические способности, раскрыть творческий потенциал. Цирковое искусство было востребовано всегда. Цирк является своеобразным "мостиком" в страну чудес и потому, является одним из самых популярных видов искусств. Цирковое искусство уникально по своей природе, оно сочетает в себе множество жанров, постоянно пересекающихся 4 между собой, что позволяет эффектно преподнести достижения многих смежных видов искусства. Главная образовательная линия в овладении цирковым искусством – создание условий для гармоничного сочетания связей спорта и искусства. Актуальность программы. Программа Детский цирк вовлекает детей в мир цирка и способствует физическому и духовному развитию детей, что является приоритетным дополнительных направлением программ по обновлению физкультурно-спортивной содержания направленности согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденной Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р). Отличительная особенность данной программы состоит в том, что помимо физкультурно-спортивной направленности в программу включены хореографические элементы. Занятия хореографией являются неотъемлемой частью и тесно взаимосвязаны с цирковыми жанрами. Хореографическая подготовка в цирке базируется главным образом на классической основе. Программа направлена не только на развитие у детей мотивации к двигательной активности и совершенствование физических показателей, но и на развитие качеств личности, необходимых для общения в группе (общительности, смелости, эмоциональной уверенности в себе, устойчивости, высокого самостоятельности, самоконтроля, адекватной самооценки), а также на формирование позитивных норм поведения и основ коммуникативной культуры. Так же, применяется использование проектноисследовательских образовательных технологий, связанных с поиском новых совершенных форм, нестандартного использования 8 материалов при создании творческого продукта. Адресат программы. Программа предназначена для учащихся в возрасте от 5 до 8 лет. Группы формируются по возрастному принципу, объединяя детей следующим образом: 5-6 лет, 7-8 лет. 5 Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся, адресована детям, имеющим желание заниматься цирковой деятельностью. Возрастные особенности учащихся 5-6 лет Дошкольный возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развития всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Это период появления творческого воображения, познания человеческих отношений. Внимание является непроизвольным и объем его невелик. Ведущая вид деятельности – игра. Целью занятий в этом возрасте является раскрытие творческого потенциала ребенка, его индивидуальных движенческих особенностей, развитие и становление координации и физических данных ребенка. В данном возрасте дети только начинают адаптироваться к групповой работе, в связи с чем, большое внимание уделяется дисциплине: умению концентрировать внимание, слышать и выполнять команды педагога, поддерживать внутренний интерес к происходящему на уроке. Важным моментом является постоянная смена деятельности и верное оценивание педагогом группы – задания должны постоянно чередоваться и быть адаптированными по уровню сложности под конкретных учащихся. Возрастные особенности учащихся 7-8 лет Младший школьник характеризуется готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться), способностью к взятию на себя новых обязанностей. Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь. 6 Число детей одновременно занимающихся в группе: от 10 до 12 человек. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа с обязательным перерывом по 10 минут (1 академический час - 30 минут). Объём общеразвивающей программы общеразвивающей программы – 144 часов в год. Фактический объем рабочей программы согласно КУГ – 144 часа в год (1,2,3,4 группа) в связи с тем, что учебный год начинается с 4 сентября, 25-31 декабря программы не реализуются; с 1 января 2024 г. по 8 января 2024 г., 23 февраля, 8 марта, 28 апреля - 1 мая, 9-10 мая 2024 г. – праздничные или выходные дни. Уровень сложности – стартовый. Срок реализации программы – 1 год. Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы используется традиционная модель организации образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение 1 года обучения в одной образовательной организации. Уровень программы – стартовый, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную программы. сложность Осваиваются предлагаемого азы циркового для освоения искусства. содержания Формирование творческой среды в коллективе. Основной упор делается на раскрепощение. Формы обучения: очная. Виды занятий: репетиция, беседа, практическое занятие, тренинг, мастер-класс, встреча, выход в цирк, открытое занятие. Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие. 7 1.2Цель и задачи программы Цель программы–развитие физических умений и навыков, творческого потенциала обучающихся посредством циркового искусства. Задачи: Обучающие: формировать систему знаний, умений и навыков по основам циркового искусства и здоровому образу жизни; обучать выбранным цирковым жанрам; обучать владению своим телом, умению оценивать свое физическое состояние и регулировать его в процессе тренировочной деятельности, соблюдая технику безопасности. Развивающие: развивать физические качества и артистическое мастерство; развивать познавательный интерес к жанрам циркового искусства. Воспитательные: способствовать самореализации и творческой активности обучающихся; способствовать воспитанию волевых качество обучающихся: целеустремленности, выдержки, инициативности, самостоятельности, дисциплин Планируемые результаты реализации программы Предметные: обучающиеся сформируют систему знаний, умений и навыков по основам циркового искусства и здоровому образу жизни; дети обучатся выбранному цирковому жанру; обучающиеся научатся владеть своим телом, оценивать свое физическое состояние и регулировать его в процессе обучения, соблюдая технику безопасности. 8 Метапредметные: у обучающихся будут развиты физические навыки и артистическое мастерство; у обучающихся будет развит познавательный интерес к разным жанрам циркового искусства. Личностные: обучающиеся получат больше возможностей для самореализации и творческой активности; обучающиеся приобретут способность к сознательной тренировочной деятельности; обучающиеся воспитают качества целеустремленности, выдержки, инициативности, самостоятельности, дисциплинированности. 9 линированности. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды контроля Формы проведения Сроки Текущий Выполнение упражнений В течение года Промежуточный Открытое занятие Аттестация Отчетный концерт Декабрь Май Текущий контроль- проводится по завершении каждого раздела программы для определения уровня освоенияраздела каждым обучающимся, с фиксацией результатов в диагностическую карту. Промежуточный контроль- проводится по завершении первого полугодия для определения уровня освоения программы в форме открытого занятия с фиксацией результатов в диагностическую карту. Ведение диагностических карт позволяет отслеживать динамику освоения Программы каждым обучающимся и позволяет сравнивать его достижения по отношению к другим учащимся и к самому себе. Аттестация (итоговый контроль) – проводится в конце учебного года для определения уровня освоения образовательной программы, с занесением результатов в протоколы. 2.4. Зачетные требования ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (БАЛЛЫ ОТ 1 ДО 3) Критерии Оценка усвоения программы Теоретическая Высокий подготовка уровень 3 балла Средний уровень 2 балла Низкий уровень 1 балл Зачетные требования Владеет полным объем знаний, предусмотренным образовательной программой на данном этапе, специальные термины употребляет осознанно. Владеет более ½ объемом знаний данного этапа, сочетает специальную терминологию с бытовой. Знаком с менее чем ½ объемом знаний, не употребляет специальные термины 10 Высокий Знает технику безопасности Уровень 3 балла Средний Знает технику безопасности, но незначительно Техника уровень ошибается безопасности 2 балла Низкий Старается запоминать технику безопасности уровень 1 балл Силовая подготовка Высокий Точное выполнение упражнений уровень3 1.Отжимания балла 2.Угол лежа Средний Выполнение с незначительными 3.Поднимание корпуса уровень ошибками 4.Пресс 2 балла Низкий Неточное выполнение упражнений уровень 1 балл Акробатика Высокий Точное выполнение упражнений 1.Шпагаты уровень 3 2.Равновесия балла 3.Мост Средний Выполнение с незначительными 4.Скручивания уровень ошибками 5.Складки 2 балла 6.Кувырки Низкий Неточное выполнение упражнений 7.Колесо уровень 8.Стойки 1 балл 1.3.Учебный (тематический) план программы «Детский цирк» № Наименование п/п разделов и тем 1. 2. 2.1 2.2 2.3 Вводное занятие Общая физическая подготовка Разминочные упражнения Упражнения на гибкость и растяжку Силовая подготовка Общее кол-во часов В том числе Теория Практика 2 80 1 20 1 60 26 6 20 28 8 20 26 6 20 11 Форма контроля Беседа Педагогическое наблюдение Педагогическое 3. 3.1 3.2 3.3 4. Цирковые жанры Акробатика Жонглирование Оригинальный жанр Открытое занятие 60 25 5 30 2 10 4 3 3 0 55 25 10 20 2 наблюдение Педагогическое наблюдение Открытое занятие Итого часов: 31 118 144 1.4.Содержание учебного (тематического) плана Раздел №1. Вводное занятие Теория: Что дает акробатика. Правила страховки и техники безопасности. Правила поведения на занятиях, расписание, условия занятий. Цели и задачи программы. Практика: Разминка, игры на знакомства: «Снежный ком», «Калейдоскоп имен». Игра на сплочения коллектива «Весёлые старты». Раздел №2. Общая физическая подготовка Тема №2.1 Разминочные упражнения. Теория: Особенности выполнения упражнений на разогрев мышц, использование дыхательных упражнений в разминке. Техника безопасности исполнения разминочных упражнений. Практика: Комплекс упражнений под музыкальное сопровождение, ритмично разложенный на каждую разогреваемую зону; чередование разминки с прокачкой мышц. Скручивание, вращательные движения корпусом, руками. Махи ногами в стороны, вперед, назад по 20 раз. Пружинки, пружинки в приседе. Тема №2.2 Упражнения на гибкость и растяжку. Теория: Особенности строения суставов. Особенности положения корпуса во время растяжки и упражнений на гибкость, техника безопасности. Правила выполнения комплекса растяжки в паре. Практика: Растяжка мышц тела; выкруты рук, ног, спины, плеч; развитие эластичности подъемов стоп; складки; мосты; провесные шпагаты: 12 правый, левый, поперечный. Упражнение на гибкость и растяжку: растяжка в паре, по трое, с помощью скамеек для растяжки, петель. Повороты на шпагатах, «жете». «Кошки», перекат, «петля», бег на мостике, элементы клишника. Полумостик с завалом на плечи, бег через мостик вокруг рук, арабский переворот, выход на мост через подъемы. Заднее и боковое равновесие. Тема №2.3 Силовая подготовка Теория: Важность силовых упражнений. Особенности динамических и статических нагрузок на мышцы тела. Особенности положения тела в пространстве. Практика: Укрепление мышечно-связочного аппарата: укрепление мышц шеи, «уголок», «уголок сидя», приседание на одной ноге с вытянутой вперед свободной ногой; удержание прямого тела в положение упора лежа с опорой на предплечья; использование при выполнение упражнений подкачки дополнительных грузов для рук и ног; лежа на спине поднять голову и лопатки от пола вместе с прямыми ногами на 20 градусов; отжимания. Удерживание ног под прямым углом относительно тела в положении виса. Упражнения: подтягивания, «рыбка», лежа на животе, руки опущены вдоль корпуса ладонями вниз, поднимать ноги до положения 45 градусов. Раздел №3 Цирковые жанры Тема №3.1Акробатика. Теория: Основные понятия акробатики, значение координации при исполнении акробатических элементов, умение самостоятельно обеспечить страховку тела при выполнении трюков. Виды акробатических упражнений, соблюдение техники безопасности на занятиях. Понятие равновесия и координации, сочетание координации и акробатики. Важное умение акробата – самостраховка. Особенности в исполнении элементов самостраховки. 13 Практика: Выполнение элементов тренирующих вестибулярный аппарат, статическая нагрузка, сочетание комбинаций из различных элементов, физические упражнения и подвижные игры для развития пространственной ориентации, равновесия, скорости и реакции. Разучивание колеса, рондата. Отработка элементов самостраховки. Лягскач, копфштейн, кувырок вперед, назад, подскок, отскок, колесо, рондат. «колбаски», удержание поз на одной ноге, «вертушка», стойка на руках, чередование вращательных движений корпусом с остановкой с закрытыми глазами, полустойка, стойка на предплечьях, стойка на руках, группировка, приземление на две ноги, прыжки на одной ноге, смягчение падения на руки вперед и назад, кувырок боком. 3.2 Жонглирование Теория: История возникновения жонглирования, известные жонглеры. Важность жонглирования в развитии координации и ловкости. Практика: Выброс мяча с правой и левой руки, перекидка из руки в руку одного, двух и более мячей. Парные перекидки и набросы. 3.3 Оригинальный жанр Теория: Виды оригинального жанра, представители оригинальных жанров. Основные термины при работе с хула-хупом. Практика: Удерживание обруча на талии, руке, шее по средствам вращения. Определение плоскости вращения. Раздел №4. Открытое занятие Практика: Проведение мастер-класса для родителей. Реализуется для помощи детям в домашних условиях проводить тренировку. II Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график программы Детский цирк» на 20232024 учебный год № Основные характеристики образовательного процесса п/п 14 1 Количество учебных 36 недель 2 Количество учебных дней 72 3 Количество часов в неделю 4 4 Количество часов в 144 учебном году 5 Недель в I полугодии 15 6 Недель во II полугодии 21 7 Начало занятий 11 сентября 8 Каникулы отсутствуют 9 Выходные дни 1-8 января, 23-24 февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая 10 Окончание учебного года 31 мая 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Перечень оборудования: -Просторный зал для занятий; - Оборудование: маты (2 штуки на группу), обручи (12 штук на группу), скалки (12 штук на группу), мячи (12 штук на группу); -Магнитофон с колонками (1 штука на группу); -Проектор, экран и компьютер (1 штука на группу); -Коврики гимнастические для занятий на полу (12 штук на группу). Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного 15 детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Информационно-методические условия Учебный процесс организуется по принципу последовательного нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей. Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы: – обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся; – учесть интересы и предпочтения обучающегося; – сформировать коллектив детского объединения. Теоретическая часть программы осваивается обучающимися фронтально, учебный процесс организуется в групповой форме. При освоении практической части программы используется индивидуальногрупповая форма обучения, так как обучающиеся имеют разный уровень физической подготовки [4, с. 130-131]. Обучающиеся записываются на программу добровольно, во время занятий используются интерактивные методы обучения (показ видеоматериалов [1]), во время выполнения упражнений фоном играет подвижная музыка. Совокупность данных факторов мотивирует обучающихся хотеть приходить на занятия, полезно, интересно и весело 16 проводить время (принцип сознательности и активности учащихся [4, с. 4344]). Кроме того это позволяет реализовать в процессе обучения принцип наглядности [4, с. 44] и доступности [4, с. 45]. Согласно Лоркипанидзе Давиду Онисимовичу [8] существует три источника знаний: слово, наглядность и практика. При реализации программы используются все три метода обучения: словесный (объяснение теоретических аспектов), наглядный (показ видеоматериалов [1], способов выполнения упражнений), практический (выполнение упражнений обучающимися). 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Текущий контроль– проводится по завершении каждого раздела программы для определения уровня освоения раздела каждым обучающимся, с фиксацией результатов в диагностическую карту (Приложение № 1). 17 III СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литературы для педагога: 1. Видеоматериалы по цирковому искусству. https://www.youtube.com/playlist?list=UUBiZUrP_6M6iUWz5KX6lGqA URL: (дата обращения 31.10.2022). 2. Гуревич З. Б. О жанрах советского цирка. М.: Искусство, 2015. 3. Дмитриев Ю. А. Цирк в России. От истоков до 2000 года. Омск: 280 c. Российская политическая энциклопедия, 2001. 656 с. 4. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2006. 192 с. 5. Ирхин А. Ф. Техника безопасности в цирке: Методические рекомендации для руководителей самодеятельных цирковых коллективов. М.: ВНМЦ НТ и МК СССР, 1989. 59 с. 6. Кожевников С. Акробатика. М.: Искусство,1984. 33 с. 7. Козлов В. В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. Санкт-Петербург: Владос, 2004. 63 с. 8. Лордкипанидзе Д.О. Принципы, организация и методы обучения: 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1957. 172 с. 9. Макаров С. М. Искусство клоунады в СССР. М.: Либроком, 2010. 10. Макаров С. М. Театр, эстрада, цирк. Санкт-Петербург: Комкнига, 270 с. 2006. 272 с. 11. Макаров С. М. Театрализация цирка. М.: Либроком, 2010. 288 с. 12. Росин А. М. Волшебный круг манежа. Минск: Полымя, 1985. 144 13. Шнеер А. Я., Славский Р. Е. Цирковая энциклопедия. М.: с. 18 Советская энциклопедия, 1979. 448 с. Литература для обучающихся (родителей): 1. Аверкович Н. В., Цейтин М. И. Акробатика. В помощь начинающим. Учебное пособие. М.: Физкультура и спорт, 1967. 80 с. 2. Видеоматериалы по цирковому искусству. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=UUBiZUrP_6M6iUWz5KX6lGqA 2. Гусак Ш. З. Групповые акробатические упражнения. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1969. 168 с. 3. Дворецкий Г. А. Стойки, художественная акробатика, пирамиды, вольностоящая лестница. Учебное пособие. Челябинск: Фотохудожник, 2014. 60 с. 4. Дмитриев Ю. История советского цирка в самом кратком очерке. М.: Просвещение, 1997. 70 с. 5. Манджеринский И. И. Арена: учебное пособие. М.: Просвещение, 1997. 145 с. 19 Приложение № 1 Оценочные материалы Карты диагностики текущего контроля Критерии оценки (высокий, средний, низкий уровень) №п/п Ф.И. обучающ егося Силовая подготовка (баллы от 1 до 3) Отжи мани е Планка Прыжки через скакалку Пресс Сред ний балл 1 2 №п/п Акробатика (баллы от 1 до 3) Кульб ит вперед Кульби т назад Стойка на голове «Мос т» Кол есо Шпагат ы Сред ний балл 1 2 Ф.И. обучающ егося Жонглирование (баллы от 1 до 3) Жонг ляж двум я мяча ми Жонгляж тремя мячами Контактно е жонглиро вание Жонгл ирован ие платоч ками Сред ний балл 1 2 Оригинальный жанр (баллы от 1 до 3) Поинг 1 2 20 Бабочка поями Восьмёр ка поями Вращ ение стафа Вос ьмё рка саф ом Брасок стафа Сред ний балл Предметные результаты № ФИ обучающего ся Уровень исполнения акробатическ их элементов Уровень теоретич еских знаний Уровень силовой подготов ки Метапредметные результаты Средни й балл Уровень развитие артистизма и эмоциональной открытости Уровень развитие навыков кооперации (ориентации на сцене) 1 2 3 21 Уровень развития мышлени я Личностные результаты Средни й балл Уровень мотивац ии к цирково му искусств у Уровень концентра ции внимания, трудолюби я, настойчив ости Урове нь комму никати вной культу ры Средний балл Достижени я Участие в мероприятия хи концертах, фестивалях и конкурсах Итоговый балл