ДООП Третий особый ход

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
ТРЕТИЙ ОСОБЫЙ ХОД
возраст обучающихся: 7-10 лет
срок реализации: 1 год

Автор–составитель:
Педагог дополнительного образования
Булычев Дмитрий Алексеевич

Екатеринбург, 2023 г.

I.
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
«Они (шахматы) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают
объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на
несколько ходов вперед»
В.В. Путин.
Программа «Третий особый ход» предназначена для учреждений
дополнительного образования, ориентирована на детей младшего возраста
начального уровня подготовки, рассчитана на 1 год обучения.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями

по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы. Шахматная игра на протяжении многих
веков является составной частью общечеловеческой культуры. Программа
«Два
особых
хода»
способствуют
физическому,
духовному,
интеллектуальному, здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию
детей, что является приоритетным направлением по обновлению содержания
дополнительных программ физкультурно-спортивной направленности
согласно Концепции развития Дополнительного образования детей до 2030
года (утвержденной Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р).
Отличительные особенности программы. При реализации
программы на первый план выступает учение, направленное на
самостоятельный поиск решения проблем и задач, развитие способности
ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их
реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Для этого используются шахматный инвентарь. Обучающиеся задают
вопросы и решают задачи. Этот материал не дает обучающимся всего того,
что им нужно знать. Вместо этого они задаются вопросом о том, что знают, и
изучают еще не освоенные моменты.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в
возрасте от 7 до 10 лет.
Программа построена с учетом возрастных психофизических
особенностей. Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в
поведении, у него появляется другая логика мышления. Он приобретает не
только новые знания и умения, но и определенный социальный статус.
Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Общими
характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их

произвольность, продуктивность и устойчивость. Завершается наметившийся
в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словеснологическому мышлению.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 12 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю –
4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Объем и срок освоения программы:
Объем программы – 208 часов. Программа рассчитана на 1 год
обучения.
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Уровень сложности программы – стартовый.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий:практическое занятие, лекция, беседа, показ
видеоматериалов, познавательная игра.
Формы подведения итогов:
Подведение итогов проводится в виде тестирования. Формой текущего
контроля является педагогическое наблюдение на протяжении всего
процесса обучения для учета и проверки уровня освоения образовательной
программы. Педагогические наблюдения проводятся на любом этапе
процесса усвоения программы. В ходе текущих педагогических наблюдений
постепенно
накапливаются
данные
о
каждом
обучающемся,
характеризующие как его достижения, так и упущения в работе.
Цель и задачи программы
Цель программы создание условий для гармоничного когнитивного
развития детей школьного возраста посредством их вовлечения в шахматную
игру.
Задачи программы:
Обучающие:
• расширить знания во всех стадиях шахматной игры;
• познакомить с тактическими приемами, которые часто встречаются на
практике, такими как уничтожение защиты, завлечение, промежуточный ход,
перекрытие, блокировка, рентген;
• познакомить с некоторыми идеями королевского гамбита, защиты
двух коней, ферзевого гамбита и некоторых других дебютов;
• обучить основам позиционной игры: «Форпост в центре», «Слабые
поля вблизи короля», «Гамбит Эванса», «Кто сильнее: слон или конь?»;
• углубить знания в пешечных окончаниях;

• узнать базовые принципы игры в ладейных и легкофигурных

эндшпилях;
• научить вести запись партии;
• научить разыгрывать шахматную партию от начала и до конца без
нарушений правил шахмат;
• научить решать комбинации и задачи на мат в два хода.
Развивающие:
• сформировать представление об интеллектуальной культуре вообще и
о культуре шахмат в частности;
• сформировать
первоначальные
умения
саморегуляции
интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные:
• приобщить к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми;
• воспитать положительные качества личности, нормы коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности;
• сформировать устойчивую мотивацию к интеллектуальным занятиям;
• развить выдержку, собранность, внимательность;
• развить эстетическое восприятие действительности;
• сформировать уважение к чужому мнению;
Планируемые результаты освоения программы:
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
• историю развития шахмат;
• шахматные термины;
• правила хода и взятия каждой фигуры, обозначения ходов при записи
партии;
• ведение записи партии;
• правила шахмат;
• правильные решения элементарных задач на мат в два хода.
Личностные результаты:
• обучающиеся
приобщены
к
самостоятельным
занятиям
интеллектуальными играми;
• обучающиеся демонстрируют положительные качества личности,
нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности;
•у
обучающихся
сформирована
устойчивая
мотивация
к
интеллектуальным занятиям;
• обучающиеся имеют выдержку, собранность, внимательность;
• у обучающихся развито эстетическое восприятие действительности;
• обучающиеся сформировали уважение к чужому мнению.
Метапредметные результаты:

Обучающиеся владеют компетенциями:
• формирования представления об интеллектуальной культуре вообще и
о культуре шахмат в частности;
• формирования
первоначальных
умений
саморегуляции
интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательный потенциал программы
Цель – воспитание в детях чувства гордости за свою страну, развития
их
кругозора,
стимулирование
любознательности,
воспитание
самостоятельности и самокритичности.
Задачи воспитательной работы:

воспитывать
в
детях
духовное
начало,
тягу
к
самосовершенствованию, нравственному развитию;

воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и
извлекать из них уроки, развивать спортивные качества: упорство, здоровое
соперничество, смелость, выносливость;

познакомить учащихся с историей развития шахматной культуры
и спорта в России, выдающимися шахматными деятелями России.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с
историей развития шахматного спорта в России, у них будет сформировано
чувство гордости за свою Родину, ответственность за ее судьбу.
Обучающиеся будут демонстрировать уважение к окружающим (умение
слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное
мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции
всех участников процесса) и их труду, будут сформированы умения работы в
команде, настойчивость в достижении цели, умения доказывать и достигать
своей цели.
Формы проведения воспитательных мероприятий: турниры,
открытые занятия
Методы воспитательного воздействия:
 метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
 метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
Учебный (тематический) план
№
п/п

1

Названия разделов

Вводное занятие

Форма
контроля

Количество часов
Всего

Теория

Практика

2

2

0

Педагогическое
наблюдение

2

Уничтожение защиты

6

3

3

3

Завлечение

6

3

3

4

Промежуточный ход

6

3

3

5

Перекрытие

6

3

3

6

Ловля фигуры

6

3

3

7

Западня для короля

6

3

3

8

Блокировка, спертый мат

6

3

3

9

Атака на короля в центре

6

3

3

11 Форпост в центре

6

3

3

12 Слабые поля вблизи короля

6

3

3

13 Рентген
Пешки «недотроги», обход короля,
14
треугольник
Ферзь против пешки на пороге
15
превращения
16 Ладейный эндшпиль

6

3

3

6

3

3

6

3

3

6

3

3

17 Легкие фигуры против пешек

6

3

3

18 Кто сильнее: слон или конь?

6

3

3

19 Королевский гамбит

6

3

3

20 Защита двух коней
Сицилианская защита, вариант
21
дракона

6

3

3

6

3

3

22 Французская защита

6

3

3

23 Ферзевый гамбит

6

3

3

68

0

68

25

Итоговое занятие. Проведение
турниров

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Турнир
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Турнир

Содержание учебного (тематического) плана.
1. Вводное занятие.
Теория: История возникновения шахмат. План и порядок работы.
Организационные вопросы. Правила техники безопасности при работе в
аудитории. Правила пожарной безопасности.

2. Уничтожение защиты.
Теория: Способы уничтожения защиты, то есть фигуры или пешки
соперника, которые играют важную роль в обороне.
Практика: Уничтожение защиты другой фигуры или даже самого короля.
3. Завлечение.
Теория: Тактический прием завлечение. «Кнутом или пряником» мы
завлекаем фигуры противника на опасные поля.
Практика: Выполнение упражнний.
4. Промежуточный ход.
Теория:
Важным
элементом
многих
комбинаций
является
промежуточный ход.
Практика: Варианты создания сильной угрозы с помощью
промежуточного хода.
5. Перекрытие.
Теория: Тактический прием перекрытие для разрушения взаимодействия
сил противника.
Практика: Роль дальнобойных фигур в тактическом приеме перекрытие.
6. Ловля фигуры.
Теория: Малоподвижные и неподвижные фигуры, создание возможных
путей к отступлению.
Практика: Создание западни из кольца своих и чужих фигур и пешек.
7. Западня для короля.
Теория: Король – сильная фигура.
Практика: Выполнение упражнений.
8. Блокировка, спертый мат.
Теория: Блокировка короля соперника.
Практика: Мат королю, стесненному своими и чужими фигурами и
пешками.
9. Атака на короля в центре.
Теория: Застрявший в центре неприятельский король.
Практика: Вскрытие линий напротив короля противника.
10. Гамбит Эванса.
Теория: Подвижный пешечный центр, хорошо укрепленный и
поддержанный своими фигурами.
Практика: Отработка первой линии.
11. Форпост в центре.
Теория: Внедрение фигуры в неприятельский лагерь таким образом,
чтобы свои фигуры и пешки надежно защищали «лазутчика», а чужие не
смогли его прогнать или разменять.
Практика: Создание форпоста для коня.
12. Слабые поля вблизи короля.
Теория: Использование полей между пешками, которые могут занять
фигуры.
Практика: Создание слабых полей.
13. Рентген.

Теория: Роль дальнобойных фигур в тактическом приеме «рентген».
Практика: Применение «рентгена».
14. «Пешки-недотроги», обход короля, треугольник.
Теория: Шахматная геометрия.
Практика: Расчет маршрута до «пункта назначения».
15. Ферзь против пешки на пороге превращения.
Теория: Подключение к атаке короля сильнейшей стороны.
Практика: Атака и защита короля.
16. Ладейный эндшпиль.
Теория: Ладьи и пешки.
Практика: Строительство «мостика» и «зонтика».
17. Легкие фигуры против пешек.
Теория: Ценность пешки по мере приближения к полю превращения.
Практика: Легкие фигуры и пешки в эндшпиле.
18. Кто сильнее: слон или конь?
Теория: Характерные отличия слона и коня.
Практика: Простор и закрытые позиции.
19. Королевский гамбит.
Теория: 500 лет Королевскому гамбиту.
Практика: Очень острая фигурная борьба с обоюдными шансами.
20. Защита двух коней.
Теория: Реализация стремительной контратаки.
Практика: Основные линии защиты двух коней.
21. Сицилианская защита, вариант дракона.
Теория: Полуоткрытые дебюты.
Практика: Отработка острого и коварного варианта.
22. Французская защита.
Теория: Партия по телеграфу.
Практика: Отработка огнеупорной защиты.
23. Ферзевый гамбит.
Теория: Закрытые дебюты.
Практика: Столкновение на ферзевом фланге.
24. Староиндийская защита.
Теория: Динамичный, боевой и рискованный дебют.
Практика: Захват центра в ответ на уютный домик.
25. Итоговое занятие. Проведение турниров.
Практика: Проведение турниров. Подведение итогов.

II.
КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Календарный учебный график творческого объединения «Два особых
хода» на 2023-2024 учебный год
№
Основные характеристики образовательного процесса
п/п

5
6
7
8
9

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном
году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10
11
12

Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

1
2
3
4

52
104
4
208
16
36
1 сентября
отсутствуют
4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8
марта, 1 мая, 9 мая
31 августа
15-30 декабря, 15-30 мая
2 раза в неделю по 2 академических
часа

Материально-техническое обеспечение:
1.
Помещение для занятий – просторное, хорошо освященное и
проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
2.
Оснащенность кабинета:
–
парты;
–
стулья;
–
флипчарт;
–
демонстрационная шахматная доска;
–
шахматы 12 досок с фигурами;
–
шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов;
–
осветительные приборы.
3.
Технические средства обучения: компьютер, монитор, принтер,
шахматные часы (6 штук).
4.
Материалы, необходимые для реализации программы:
Тетрадь в клетку 12 листов (одна тетрадь для каждого ребенка);
Бумага формата А4 (34 листа для каждого ребенка в год);
Цветные карандаши 6 штук (один набор на 1 ребенка в год);
Маркеры для флипчарта (3 упаковки по 4 штуки на год);
Простые карандаши (один карандаш на 1 ребенка в год);
Рабочая тетрадь «Шахматная школа» (одна тетрадь на 1 ребенка в год);
Батарейки для шахматных часов (12 батареек АА на 1 год).

№
Наименование
Кол-во
1.Информационно-коммуникационные,
технические
средства
обучения
1
компьютер, монитор, принтер (комплект)
1
2
Шахматные часы
6
2.Учебно-практическое оборудование
1
Демонстрационная шахматная доска
1
2
Комплекты шахмат (доска с фигурами)
12
3
Флип-чарт
1
3.Мебель
1
Стол (парта)
7
2
Стулья
14
3
Шкафы для хранения пособий, оборудования,
1
материалов
4.Канцелярские и расходные материалы
1
Тетрадь в клетку 12 листов (на 1 обучающегося)
1
2
Бумага формата А4 (на 1 обучающегося)
34 л.
3
Цветные карандаши упаковка 6 штук (на 1
1
обучающегося)
4
Простой карандаш (на 1 обучающегося)
1
5
Маркеры для флипчарта (4 цвета)
3
6
Батарейки для шахматных часов
12
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, реализующий программу,
должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю детского объединения, без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности данной
программы, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем
за два года обучения.
Информационно-методические условия
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности:
ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от
возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–
обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
–
учесть интересы и предпочтения обучающегося;

–
сформировать коллектив детского объединения.
При реализации программы на занятиях используются следующие
материалы для выполнения практических упражнений по шахматам:
Барский В.Л. Шахматная школа. Методическое пособие для учителя /
В.Л. Барский. – М.: ВАКО, 2017. – 176 с.;
Интернет-сайт «Чесфилд». URL: https://chessfield.ru/ (дата обращения
29.06.2023);
Интернет-сайт «Шахматы – мир шахмат». URL: https://chessok.net/
(дата обращения 29.06.2023);
Шахматная платформа «Личесс». URL: https://lichess.org/ (дата
обращения 29.06.2023);
Шахматная платформа «ChessDay». URL: https://chessday.ru/ (дата
обращения 29.06.2023).
Теоретическая часть программы осваивается обучающимися
фронтально, учебный процесс организуется в групповой форме. При
освоении практической части программы используется индивидуальногрупповая форма обучения, так как обучающиеся имеют разный уровень
скорости освоения теоретического материала.
Обучающиеся записываются на программу добровольно, во время
занятий
используются
интерактивные
методы
обучения
(показ
видеоматериалов, использование онлайн тренажеров), проведение активных
игр для смены деятельности (живые шахматы, игры с часами и т.д.).
Совокупность данных факторов мотивирует обучающихся хотеть приходить
на занятия, полезно, интересно и весело проводить время (принцип
сознательности и активности учащихся). Кроме того это позволяет
реализовать в процессе обучения принцип наглядности.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Программа
предполагает
проведение
мониторинга
развития
способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения
планируемых результатов освоения программы.
Виды, формы контроля, сроки их проведения указаны в таблице ниже.
Педагог фиксирует результаты по каждому обучающемуся в индивидуальной
«Карточке успеха обучающегося» (Приложение № 1), осуществляет
диагностику личностного развития ребенка в процессе освоения программы
(Приложение №2).
Вид, сроки контроля

Входной контроль
(сентябрь)
Текущий контроль
(в течение
учебного года)

Содержание

Выявление уровня знаний
и умений, способностей
Выявление ошибок и
успехов в освоении
материала

Формы/методы контроля

Беседа, педагогическое
наблюдение
Беседа, педагогическое
наблюдение, решение
тестов и игровых ситуаций.

Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация

Определение уровня
Шахматный турнир,
сформированности знаний, педагогическое наблюдение
умений и навыков

Определение уровня
Шахматный турнир,
сформированности знаний, педагогическое наблюдение
умений и навыков
Текущий контроль осуществляется в форме опросов, выполнения
тестовых заданий и решения игровых ситуаций. Промежуточная и итоговая
аттестация проводятся в виде турнира.
Педагогическое наблюдение осуществляется на всех этапах освоения
программы, результаты заносятся в карту наблюдений (Приложение №1). В
ходе текущих педагогических наблюдений постепенно накапливаются
данные о каждом обучающемся, характеризующие его достижения и
дефициты, необходимые для совершенствования программы.
Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме шахматного
турнира в середине и конце учебного года (Приложение №2).

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Перечень литературы для педагога
1.
Абрамов С.П. Шахматы: первый год обучения. Методика
проведения занятий / С.П. Абрамов, В.Л. Барский. – М.: Дайв, 2009. – 256 с.
2.
Барский В.Л. Шахматная школа. Методическое пособие для
учителя/ В.Л. Барский. – М.: ВАКО, 2017. – 176 с.
3.
Костров В. В какую силу я играю? Гамбиты / В. Костров. – СПб:
«Литера», 2011. – 97 с.
4.
Костров В. В какую силу я играю? Открытые дебюты / В.
Костров. – СПб.: «Литера», 2011. – 89 с.
5.
Костьев А.Н. Учителю о шахматах / А.Н. Костьев. – М.:
«Просвещение», 2013. – 111 с.
6.
Кузин С.Л. Шахматы. Пятерки +. Учеб. пособие / С.Л. Кузин. –
М.: Проспект, 2020. – 136 с.
7.
Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф / Я. Нейштадт. – М.:
ФиС, 2013. – 304 с.
8.
Нимцович А. Моя система / А. Нимцович. – М.: ФиС, 2010. – 297
с.

9.
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 416 с.
10. Прудникова Е.А. Шахматы: 1-4 классы: все правила / Е.А.
Прудникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 10 с.
Перечень литературы для обучающихся, родителей (законных
представителей
1.
Барский В.Л. Шахматная школа. Первый год обучения/ В.Л.
Барский. – М.: ВАКО, 2019. – 48 с.
2.
Мазаник С.В. Шахматы для всей семьи / С.В. Мазаник. – СПб.:
Питер, 2009. – 240 с.
3.
Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак. – Л.: Детская литература,
1985. – 228 с.
4.
Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга
/С.А. Карякин. – М.: ЭКСМО, 2019. – 128 с.
5.
Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга
/С. А. Карякин. – М.: ЭКСМО, 2019. – 112 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

слон или конь?
Королевский гамбит
Защита двух коней
Сицилианская защита
Французская защита
Ферзевый гамбит
Староиндийская защита

легкие фигуры против пешек

ферзь против пешки
ладейный эндшпиль

Фамилия Имя ребенка

уничтожение защиты
завлечение
промежуточный ход
перекрытие
ловля фигуры
западня для короля
блокировка, спертый мат
атака на короля в центре
гамбит Эванса
форпост в центре
слабые поля вблизи короля
рентген
«пешки-недотроги»

Параметры для педагогического наблюдения
Критерийоценкиуровняподготовкиобучающихся:
1.
Зеленый цвет – высокий уровень освоения. Можно говорить о
хорошем развитии для данного возраста качества или навыка;
2.
Желтый цвет – средний уровень. Качество или навык
находится в развитии;
3.
Красный цвет – низкий уровень. Развитие качества или навыка
только начинается.
Достижение предметных результатов

Достижение личностных результатов
Фамилия Имя
ребенка

Мотивация к
самостоятельным
занятиям
интеллектуальными
играми

Демонстрация
уважения к
чужому труду

Демонстрация
положительных качеств
личности, норм
коллективного
взаимодействия и
сотрудничества

Демонстрация
норм
коллективного
взаимодействия и
сотрудничества

Достижение метапредметных результатов
Фамилия Имя
ребенка

Представление об
интеллектуальной
культуре и культуре
шахмат

Демонстрация умения
саморегуляции
интеллектуальных
проявлений

Демонстрация умения
саморегуляции
эмоциональных
проявлений

Демонстраци
я выдержки,
собранности,
внимательнос
ти

Приложение № 2
Правила проведения турнира
Турнир проводится по швейцарской системе и состоит из 5 туров с
контролем времени - 11 минут на партию каждому. Победа в партии – 1 очко,
ничья – 0,5 очка, проигрыш – 0 очков.
В первом туре все игроки упорядочиваются случайным жребием. Пары
составляются по принципу: первый из верхней половины таблицы с первым
из нижней половины, второй – со вторым, и так далее. При нечётном числе
игроков игрок, имеющий последний номер, получает очко без игры.
В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым
количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три:
выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается
нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую
очковую группу.
Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой
группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший
игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим
игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не
допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры.
Кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у
каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок
имел равное количество игр белыми и чёрными), в любом случае не
допускается три партии подряд одним цветом, кроме последнего тура. При
нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер в последней
очковой группе (из ещё не получавших очко за пропуск), получает очко без
игры.
Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».