ДООП Развитие логического мышления Уникум

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

Развитие логического мышления «Уникум»
возраст обучающихся: 6-8 лет
срок реализации: 1 год

Автор – составитель:
Педагог дополнительного образования,
Евдокимова Светлана Геннадьевна

Екатеринбург, 2023 г.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Данная Программа разработана в соответствии с основополагающими
документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);

12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы – социально-гуманитарная, так как она
ориентирована на совершенствование познавательных способностей
младшего школьника на основе развивающих занятий. Формирует и
развивает различные виды памяти, внимания, воображения; развивает
мышление в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, систематизировать,
обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать; развивает
сенсорную сферу ребят (глазомер, мелкие мышцы кистей рук).
Актуальность данной программы обоснована социальным заказом со
стороны обучающихся и их родителей, заинтересованных как в углублении и
расширении математических знаний дополнительно к школьной программе,
так и в развитии у детей навыков активного мышления и самостоятельного
решения задач, которые необходимы в различных областях деятельности.
Содержание программы направлено на формирование актуальных
компетенций современных школьников: самостоятельный поиск решения
проблем и задач, развитие способности ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Отличительные особенности программы.
При разрботке данной программы используется специальный курс
«Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»,
автором которой является Холодова О.А. Система представленных на
занятиях по РПС (далее – развитие познавательных способностей) задач и
упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития
различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения,
быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления.
Программа отличается от уже существующих тем, что:
1. В ходе занятий развиваются различные качества и умения. Темы и
виды занятий в течение года чередуются.
2. Индивидуальный подход: в ходе занятий дети могут получать
различные материалы на одну и ту же тему в зависимости от уровня
подготовки и скорости освоения материала.
3. Занятия являются в значительной степени независимыми. Это
позволяет включиться в работу детям, пропустившим отдельные занятия, а
также новым обучающимся в случае добора в группы на промежуточных
уровнях обучения.

4. Программа рассчитана на детей, интересующихся математикой и
готовых к интенсивным продуктивным занятиям.
5. Проектные работы, тематика которых включена в программу,
позволяют сформировать у обучающихся умение самостоятельно
приобретать и применять знания, а также способствуют развитию творческих
способностей личности.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации
программы - 6-8 лет. Набор детей в группы осуществляется на добровольной
основе, без вступительных испытаний.
Программа построена с учётом возрастных психофизических
особенностей. В этом возрасте у детей отмечается бурное развитие и
перестройка в работе всех физиологических систем организма: нервной,
сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро
прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Организм ребенка в
этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую
ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные
умственные и физические нагрузки.
В этом возрасте возрастает потребность ребенка в общении со
сверстниками, он овладевает социальным пространством с его системой
нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и
детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с
людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в
соответствии с этими правилами.
Число детей, одновременно находящихся в группе – от 10 до 12
человек.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю –
4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Объем программы: 136 часов в год.
Уровень сложности программы: стартовый.
Формы обучения – групповая, индивидуально-групповая, работа в
парах и мини группах.
Виды занятий – предусматривают лекции, беседы, практические
занятия, показ видеоматериалов, выполнение самостоятельной работы, в
познавательных играх.
Формой подведения итогов реализации программы
Текущий контроль (будет проводиться на занятиях в виде наблюдения
за успехами каждого учащегося).
Промежуточный контроль проводится в декабре в виде практических
заданий (Приложение таблица № 1).
Итоговый контроль (проводится в мае в форме педагогического
мониторинга, Приложение таблица № 2).

Цель и задачи программы
Цель – развитие познавательных способностей обучающихся на основе
системы развивающих занятий.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Формировать основные приемы мыслительной деятельности: анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное,
доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2.Развивать психические познавательные процессы: различные виды
памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения, образного и
логического мышления;
3. Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и
ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить
умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4.Формировать навыки применения полученных знаний и умений в
практической деятельности.
Развивающие:
1.Формировать навыки творческого мышления и развивать умение
решать нестандартные задачи;
2.Развивать
познавательную
активность
и
самостоятельную
мыслительную деятельность детей.
Воспитательные:
1.Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции;
2. Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться
и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу;
3.Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
Обучающиеся:
•
Овладели основными мыслительными операциями и действиями:
могут выявлять свойства, сравнивать, анализировать, классифицировать,
обобщать, делать несложные выводы;
•
Развили визуальную, вербальную и тактильную память. Это
способствовало увеличению объема, устойчивости, эффективности перевода
памяти из кратковременной в долговременную;
•
Сформирована
элементарная
алгоритмическая
культура
мышления, развита способность совершать действия в уме, а также развили
свое пространственное мышление и творческое воображение;
•
Сформированы речевые умения: четко и ясно излагают свои
мысли, дают определения понятиям, самостоятельно строят умозаключения,
аргументировано доказывают свою точку зрения;

•
Сформированы навыки применения полученных знаний и умений
в практической деятельности. Научились решать нестандартные задания:
арифметический шифр, математический фокус ,арифметические лабиринты с
воротами; математические ребусы, магические квадраты 3*3.
Метапредметные результаты
Обучающиеся:
•
Научились пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач;
•
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из
разных источников;
•
Научились слушать и понимать речь других, читать и
пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и
поведения, следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика);
•
Научились добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога,
учебную литературу.
Личностные результаты
Обучающиеся демонстрируют:
• Сформированные установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
• Сформированное бережное отношение к материальным и духовным
ценностям;
• Развитые навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, понимание и сопереживание чувствам других
людей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости;
• Сформированную самостоятельность и личную ответственность за
свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Воспитательный потенциал программы
Цель –развитие их кругозора, стимулирование любознательности,
воспитание самостоятельности и самокритичности.
Задачи воспитательной работы:
•
воспитывать
в
детях
духовное
начало,
тягу
к
самосовершенствованию, нравственному развитию;
•
развивать коммуникативные навыки и умение работать в
команде.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся будут демонстрировать уважение к окружающим
(умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на
собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с

учётом позиции всех участников процесса) и их труду, будут сформированы
умения работы в команде, настойчивость в достижении цели, умения
доказывать и достигать своей цели. Обучающиеся будут хотят развивать свои
навыки дальше, будут демонстрировать желание выполнять более сложные
задания.
Формы проведения воспитательных мероприятий: игровые занятия.
Методы воспитательного воздействия:
• метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
• метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
Учебный (тематический) план программы
№
п/п

Названия
темы

раздела, Количество часов

3

всего
«Доброе начало –
2
половина
дела»
(вводный
урок).
Инструктаж по ТБ.
В
пределах
4
разумного.
В центре внимания.
4

4

Держать в уме.

4

2

2

5

Врезаться в память.

4

2

2

6

В оба глаза
смотреть.
А ларчик просто
открывался.

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

10

Глазам своим не
верить.
В пределах
разумного.
В центре внимания

4

2

2

11

Держать в уме

4

2

2

12

Врезаться в память.

4

2

2

1.

2

7

8
9

теория практика
1
1

2

2

2

2

Форма
аттестации/
контроля
Беседа
Тестирование
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Письменный
опрос
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Письменный
опрос
Педагогическое
наблюдение
Письменный
опрос
Беседа
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Письменный
опрос

4

2

2

Беседа
Устный опрос

4

2

2

4

2

2

4

2

2

17

В оба глаза
смотреть.
Знакомство с
«Танграм».
А ларчик просто
открывался.
Глазам своим не
верить.
В пределах
разумного.
В центре внимания.

4

2

2

18
19

Держать в уме.
Врезаться в память.

4
4

2
2

2
2

20

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

24

В оба глаза
смотреть.
А ларчик просто
открывался.
Глазам своим не
верить.
В пределах
разумного.
В центре внимания.

6

3

3

25

Держать в уме.

4

2

2

26

Врезаться в память.

4

2

2

27

4

2

2

4

2

2

4

2

2

30

В оба глаза
смотреть.
А лачик просто
открывался.
Глазам своим не
верить.
В центре внимания.

4

2

2

31

Держать в уме.

4

2

2

32

Врезаться в память.

4

2

2

Педагогическое
наблюдение
Беседа
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Письменный
опрос
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Письменный
опрос
Беседа
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Письменный
опрос
Беседа
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Письменный
опрос
Беседа
Устный опрос
Письменный
опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение

13

14
15
16

21
22
23

28
29

33

В оба глаза
смотреть.

4

2

2

34

А ларчик просто
открывался.

4

2

2

4

2

2

2

1

1

136

68

68

35
36

Жить своим умом.
Итоговое
тестирование.
«Добрый конец –
всему делу венец».
Конкурс эрудитов.

Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Тестирование
Конкурссоревнование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана.
1.
«Доброе начало – половина дела» (вводный урок).
Инструктаж по ТБ.
Теория: Инструктаж по технике безопасности – знакомство с
правилами поведения до занятий и на занятиях, ПДД, правилами поведения
по дороге на занятия и домой. Знакомство, беседа, ознакомление с
программными задачами и содержанием.
Тестирование на определение: объема внимания и его концентрации;
уровня развития слуховой и зрительной памяти; умения различать
существенные признаки предметов; умения исключать лишнее из группы
однородных; умения устанавливать логические связи; уровня развития
мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Практика: Ответы на вопросы по технике безопасности.
Задачи-смекалки,
логические
игры.
Выполнение
заданий
предложенных в рабочей тетради на внимание, память и мышление.
Графический диктант. Штриховка по заданию в рабочей тетради.
2.
В пределах разумного.
Теория: Развитие социального интеллекта: уточнение представлений
детей об образовательных организациях и значение обучения в них; создание
положительного эмоционального настроя на процесс обучения; помощь в
осознании того, что мимика, жесты, слова и поступки – это средства
взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Воспитание: умения слышать
и понимать окружающих; чувства доброты и отзывчивости; стремления быть
вежливым. Обогащение словарного запаса, расширение кругозора. Развитие
сенсомоторной координации («Веселая переменка»).
Практика: Развитие познавательных способностей: внимания,
мышления;
развивать
контрольно-оценочную
самостоятельность,
выполнение заданий. Развитие умения работать в сотрудничестве под
девизом: «Научился делать сам, научи другого». Формирование ценностного
отношения к здоровью (гимнастика для глаз, головы, кистей рук): «Мозговая

гимнастика» (под спокойную музыку), разминка, логически-поисковые
задания, корригирующая гимнастика для глаз. Графический диктант.
3.
В центре внимания.
Теория: Развитие концентрации и распределения внимания. Уточнение
представлений о месте предметов в пространстве и направлении движения.
Знакомство с таблицей (введение понятий: «строка», «верхняя строка»,
«нижняя строка», «столбец»). Развитие сенсомоторной координации.
Практика: Выполнение заданий, развитие концентрации и
распределение внимания. «Мозговая гимнастика». Корригирующая
гимнастика для глаз. Логически-поисковые задания. Графомоторика.
Графический диктант.
4.
Держать в уме.
Теория:
Развитие
произвольного
внимания.
Развитие
пространственного восприятия. Развитие лингвистических компетенций.
Формирование умения фиксировать информацию с помощью таблицы.
Развитие сенсомоторной координации.
Практика: Разминка. Тренировка внимание, выполнение заданий.
«Мозговая гимнастика», корригирующая гимнастика для глаз. Логическипоисковые задания. Графомоторика. Формирование информационной
грамотности. Графический диктант.
5. Врезаться в память.
Теория: Развитие слуховой памяти. Развитие пространственного
восприятия. Уточнение представлений о действиях сложения и вычитания;
формирование умения решать математический ребусы («Вычисли слово»).
Формирование умения осуществлять поиск нужной информации,
представленной в таблице. Формирование умения решать задачи с помощью
таблицы. Развитие сенсомоторной координации.
Практика: Разминка. Тренировка слуховой памяти, выполнение
заданий. Разминка. «Мозговая гимнастика», корригирующая гимнастика для
глаз. Логически-поисковые задания. Графомоторика. Формирование
информационной грамотности. Графический диктант.
1.
В оба глаза смотреть.
Теория: Развитие зрительной памяти. Уточнение представлений о
свойствах предметов: цвет, форма, размер. Развитие лингвистических
компетенций. Формирование умения осуществлять поиск нужной
информации, представленной в таблице. Формирование умения строить
умозаключения и фиксировать решение на основе информации, полученной
из таблицы. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной
координации. Обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
Практика: Разминка. Тренировка зрительной памяти, выполнение
заданий. «Мозговая гимнастика», корригирующая гимнастика для глаз.
Логически-поисковые
задания.
Графомоторика.
Формирование
информационной грамотности. Графический диктант.
7. А ларчик просто открывался.

Теория: Развитие логического мышления в ходе усвоения таких
приемов мыслительной деятельности как умения анализировать, сравнивать,
синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать,
осознание закономерностей. Формирование умения выделять, анализировать,
фиксировать и обобщать информацию с помощью таблиц. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Обогащение
словарного запаса, расширение кругозора.
Практика: Разминка. Развитие логического мышления, выполнение
заданий. Мозговая гимнастика, корригирующая гимнастика для глаз.
Графомоторика. Логически-поисковые задания. Графический диктант .
8. Глазам своим не верить.
Теория:
Развитие воображения, фантазии: изографы, загадки;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка, планомерное исследование предметов. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие
лингвистических компетенций. Обогащение словарного запаса, расширение
кругозора.
Практика: Разминка. Совершенствование воображения, выполнение
заданий, работа с изографами. Веселая переменка. «Мозговая гимнастика»,
корригирующая гимнастика для глаз. Совершенствование воображения.
Графомоторика. Упражнения на рисунок по точкам.
9.В пределах разумного.
Теория: Развитие социального интеллекта: уточнение представлений
детей о понятиях «дружба», «друг», «правила дружбы». Воспитание желания
быть другом. Воспитание чувства коллективизма. Воспитание стремления
приходить на помощь, быть чутким и отзывчивым. Воспитание умения
слышать и понимать окружающих. Формирование навыков бесконфликтного
поведения. Расширение знаний детей о причинах возникновения ссоры и
обиды и способах выхода из них. Знакомство с правилами примирения.
Обогащение словарного запаса, расширение кругозора. Развитие
сенсомоторной координации.
Практика: Разминка. Развитие социального интеллекта, выполнение
заданий. Веселая переменка. Развитие социального интеллекта. Творческое
задание, стихотворение «Почему с Сережкой не дружат?», выполнение
задания (законы дружбы).
10. В центре внимания.
Теория: Развитие концентрации и распределения внимания.
Формирование конструкторских способностей («Фигуры в фигуре»).
Формирование умения решать математические ребусы («Вычисли слово»).
Развитие лингвистических компетенций. Развитие пространственного
восприятия и сенсомоторной координации. Формирование умения выделять,
анализировать, фиксировать и обобщать информацию с помощью таблиц.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Обогащение словарного запаса, расширение кругозора.

Практика: Разминка. Развитие концентрации и распределения
внимания, выполнение заданий. «Мозговая гимнастика», корригирующая
гимнастика для глаз. Логически-поисковые задания. Графомоторика.
Формирование информационной грамотности. Графический диктант.
11. Держать в уме.
Теория: Развитие произвольного внимания. Развитие лингвистических
компетенций. Развитие конструкторских способностей («Фигуры в фигуре»).
Осознание смысловых закономерностей. Формирование умения выделять,
анализировать, фиксировать и обобщать информацию с помощью таблиц.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
Практика: Разминка. Тренировка внимания, выполнение заданий.
«Мозговая гимнастика», корригирующая гимнастика для глаз. Логическипоисковые задания. Графомоторика. Формирование информационной
грамотности. Графический диктант.
12. Врезаться в память.
Теория: Развитие слуховой памяти. Развитие лингвистических
компетенций. Развитие умения заполнять «магический треугольник».
Формирование умения осуществлять поиск нужной информации,
представленной в таблице. Развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации. Обогащение словарного запаса, расширение
кругозора.
Практика: Разминка. Тренировка слуховой памяти, выполнение
заданий. «Мозговая гимнастика», корригирующая гимнастика для глаз.
Логически-поисковые
задания.
Графомоторика.
Формирование
информационной грамотности. Графический диктант .
13. В оба глаза смотреть. Знакомство с «Тангарам»
Теория: Развитие зрительной памяти. Развитие лингвистических
компетенций.
Развитие
аналитических
способностей,
осознание
закономерностей. Формирование умения осуществлять поиск нужной
информации, представленной в таблице. Развитие пространственного
восприятия и сенсомоторной координации. Обогащение словарного запаса,
расширение кругозора.
Знакомство с Танграм. Составление картинки с частично заданным
разбиением на части и без разбиения на части. Конструирование
многоугольников из деталей танграма. Выбор деталей в соответствии с
заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов
решения. Творческая работа – конструирование собственной картинки из
деталей танграма. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Практика: Разминка. Тренировка зрительной памяти, выполнение
заданий. «Мозговая гимнастика», корригирующая гимнастика для глаз.
Логически-поисковые
задания.
Графомоторика.
Формирование
информационной грамотности. Графический диктант.
14. А ларчик просто открывался.

Теория: Развитие логического мышления в ходе усвоения таких
приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать,
синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
осознание закономерностей. Формирование умения фиксировать решение
задачи с помощью схематичного рисунка. Развитие пространственного
восприятия и сенсомоторной координации. Обогащение словарного запаса,
расширение кругозора.
Практика: Разминка. Развитие логического мышления, выполнение
заданий, анаграммы. «Мозговая гимнастика», корригирующая гимнастика
для глаз. Развитие логического мышления (продолжение работы).
Графомоторика. Логически-поисковые задания. Графический диктант.
15. Глазам своим не верить.
Теория: Развитие воображения, фантазии: изографы; загадки,
сказочные животные. Развитие наблюдательности. Формирование интереса к
изучению
природы,
умения
видеть
её
красоту.
Воспитание
доброжелательного отношения к животным. Развитие фонематического
слуха и чувства рифмы. Развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации. Обогащение словарного запаса, расширение
кругозора.
Практика: Разминка. Совершенствование воображения, выполнение
заданий. Веселая переменка. Совершенствование воображения (продолжение
работы). Графомоторика. Графический диктант .
16. В пределах разумного.
Теория:
Развитие
социального
интеллекта:
способствовать
самостоятельному выведению учащимися основных правил дружбы; дать
советы детям, как правильно выбирать друзей; воспитывать желание иметь
друзей, самому быть другом. Знакомство с понятиями «эгоизм», «эгоист».
Уточнение значения слов: «чуткий», «внимательный», «участливый»,
«заботливый», «сердечный», «отзывчивый» (обратить внимание детей на
ситуации, в которых требуется помощь и поддержка). Знакомство с
речевыми формулами сопереживания, сочувствия, сострадания. Воспитание
отзывчивости, внимательности, чуткости, стремления быть вежливым и
добрым. Формирование навыков этически грамотного использования
«вежливых слов». Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной
координации. Обогащение словарного запаса, расширение кругозора
(«Веселая переменка»).
Практика: Разминка. Развитие социального интеллекта. Веселая
переменка. Графический диктант «Баран». Штриховка по заданию в рабочей
тетради. Развитие социального интеллекта (продолжение работы).
Творческое задание, решение кроссворда.
17. В центре внимания.
Теория: Развитие концентрации и распределения внимания. Развитие
лингвистических компетенций. Развитие конструктивных способностей
(«Фигуры в фигуре»). Формирование умения выделять, анализировать,
фиксировать и обобщать информацию с помощью таблицы. Развитие

пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Обогащение
словарного запаса, расширение кругозора.
Практика: Разминка. Развитие концентрации и
распределения
внимания, выполнение заданий. «Мозговая гимнастика», корригирующая
гимнастика для глаз. Логически-поисковые задания, знакомство с загадкамианаграммами. Графомоторика. Формирование информационной грамотности.
Графический диктант .
18. Держать в уме.
Теория: Развитие произвольного внимания. Развитие лингвистических
компетенций. Развитие умения заполнять «магический квадрат». Осознание
смысловых закономерностей. Формирование представлений о координатной
сетке и о расположении предметов на ней (адрес клетки). Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Обогащение
словарного запаса, расширение кругозора.
Практика: Разминка. Тренировка внимания, выполнение заданий.
«Мозговая гимнастика», корригирующая гимнастика для глаз. Логическипоисковые задания. Графомоторика. Формирование информационной
грамотности. Графический диктант.
19. Врезаться в память.
Теория: Развитие слуховой памяти, лингвистических компетенций.
Развитие способности рассуждать (последовательно выводить одну мысль из
другой, одни суждения из других, непротиворечиво распределять события по
времени). Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной
координации. Обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
Практика: Разминка. Тренировка слуховой памяти, выполнение
заданий. «Мозговая гимнастика», корригирующая гимнастика для глаз.
Логически-поисковые
задания.
Графомоторика.
Формирование
информационной грамотности. Графический диктант.
20. В оба глаза смотреть.
Теория: Развитие зрительной памяти. Развитие доброжелательного
отношения к животным. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать. Развитие умения выделять, анализировать,
фиксировать и обобщать информацию с помощью таблиц. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Обогащение
словарного запаса, расширение кругозора.
Практика: Разминка. Тренировка зрительной памяти, выполнение
заданий. «Мозговая гимнастика», корригирующая гимнастика для глаз.
Логически-поисковые
задания.
Графомоторика.
Формирование
информационной грамотности. Графический диктант.
21. А ларчик просто открывался.
Теория: Развитие логического мышления в ходе усвоения таких
приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать,
обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать; осознание
закономерностей. Развитие способности рассуждать (последовательно
выводить одну мысль из другой, одни суждения из других). Формирование

умения фиксировать решение задачи с помощью схематичного рисунка.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
Практика: Разминка. Развитие логического мышления, выполнение
заданий. «Мозговая гимнастика», корригирующая гимнастика для глаз.
Логически-поисковые задания. Графомоторика. Развитие логического
мышления (продолжение работы). Графический диктант.
22. Глазам своим не верить.
Теория: Развитие воображения, фантазии: изографы; загадки,
«фантастические рисунки». Знакомство с основными правилами составления
ребусов. Развитие логического мышления, интуиции, смекалки,
сообразительности при отгадывании ребусов. Обогащение словарного запаса,
расширение кругозора. Развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации.
Практика:
Разминка. Совершенствование воображения. Веселая
переменка. Совершенствование воображения (продолжение работы). Ребусы.
Правила составления ребусов. Графомоторика, выполнение упражнений
рисунка по точкам.
23. В пределах разумного.
Теория: Развитие социального интеллекта: актуализация знаний детей
о семье, о ценности семейных отношений, о роли женщин и мужчин в семье.
Воспитание любви к родственникам, чувства благодарности к старшим
членам семьи. Способствовать самостоятельному выведению учащимися
основных правил поведения по отношению к старшим членам семьи.
Воспитание отзывчивости, внимательности, чуткости. Обогащение
словарного запаса, расширение кругозора. Развитие пространственного
восприятия и сенсомоторной координации.
Практика: Разминка. Развитие социального интеллекта. Веселая
переменка. Развитие социального интеллекта (продолжение работы).
Творческое задание.
24. В центре внимания.
Теория: Развитие концентрации и распределения внимания.
Формирование умения рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые
предлагается в качестве исходных; развитие умения ограничиваться
содержанием этих суждений и не привлекать другие соображения. Развитие
лингвистических компетенций. Формирование умения работать с тестовыми
заданиями; развитие логического мышления, интуиции, смекалки,
сообразительности при решении логических задач («Смекалкины задачи»).
Развитие
умения
работать
с
координатной
сеткой.
Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Обогащение
словарного запаса, расширение кругозора.
Практика: Разминка. Развитие концентрации и распределения
внимания. «Мозговая гимнастика» и корригирующая гимнастика для глаз.
Логически-поисковые
задания.
Графомоторика.
Формирование
информационной грамотности. Графический диктант .

25. Держать в уме.
Теория: Развитие произвольного внимания, лингвистических
компетенций. Пробуждение интереса к чтению детской литературы (сказки).
Формирование умения работать с тестовыми заданиями; развитие
логического мышления, интуиции, смекалки, сообразительности при
решении логических задач («Смекалкины задачи»). Развитие умения
работать с координатной сеткой (адрес клетки). Развитие пространственного
восприятия и сенсомоторной координации. Обогащение словарного запаса,
расширение кругозора.
Танграм. Знакомство со способами составления картинки по образцу и
с частично заданным разбиением на части и без него. Сравнение картинки с
образцом.
Практика: Разминка. Тренировка внимания. «Мозговая гимнастика» и
корригирующая гимнастика для глаз. Логически-поисковые задания.
Графомоторика. Формирование информационной грамотности. Графический
диктант.
Составление картинки с частично заданным разбиением на части и без
разбиения на части. Конструирование многоугольников из деталей танграма.
Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск
нескольких возможных вариантов решения Творческая работа –
конструирование собственной картинки из деталей танграма. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу.
26. Врезаться в память.
Теория: Развитие слуховой памяти, лингвистических компетенций.
Формирование умения решать математические ребусы («Вычисли слово»).
Формирование умения работать с тестовыми заданиями; развитие
логического мышления, интуиции, смекалки, сообразительности при
решении логических задач («Смекалкины задачи»). Знакомство с
диаграммами (введение понятия «диаграмма», «столбчатая диаграмма»).
Формирование умения осуществлять поиск нужной информации,
представленной в виде столбчатой диаграммы; умения фиксировать условие
задачи с помощью столбчатой диаграммы. Развитие пространственного
восприятия и сенсомоторной координации. Обогащение словарного запаса,
расширение кругозора.
Практика: Разминка. Тренировка слуховой памяти. «Мозговая
гимнастика» и корригирующая гимнастика для глаз. Логически-поисковые
задания. Графомоторика. Формирование информационной грамотности.
Графический диктант. Штриховка по заданию в рабочей тетради.
27. В оба глаза смотреть.
Теория: Развитие зрительной памяти, лингвистических компетенций.
Осознание смысловых закономерностей. Формирование умения работать с
тестовыми заданиями; развитие логического мышления, интуиции, смекалки,
сообразительности при решении логических задач («Смекалкины задачи»).
Формирование умения осуществлять поиск нужной информации,
представленной в виде столбчатой диаграммы; умения фиксировать условие

задачи с помощью диаграммы. Развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации. Обогащение словарного запаса, расширение
кругозора.
Практика: «Мозговая гимнастика». Разминка. Совершенствование
воображения, выполнение заданий. Логически-поисковые задания.
Корригирующая гимнастика для глаз. Графический диктант «Дерево».
Штриховка по заданию в рабочей тетради.
28. А ларчик просто открывался.
Теория: Развитие логического мышления в ходе усвоения такой
мыслительной деятельности, как умение анализировать, выделять главное,
доказывать и опровергать; осознание закономерностей. Развитие умения
заполнять «магический квадрат». Развитие способности рассуждать
(последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других).
Формирование умения решать логические задачи табличным способом.
Развитие
умения выделять, анализировать, фиксировать и обобщать
информацию с помощью таблицы. Развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации. Обогащение словарного запаса, расширение
кругозора.
Практика: Разминка. Развитие логического мышления. «Мозговая
гимнастика» и корригирующая гимнастика для глаз. Развитие логического
мышления (продолжение работы). Графомоторика. Логически-поисковые
задания. Графический диктант. Штриховка.
29. Глазам своим не верить.
Теория: Развитие воображения, фантазии: изографы; выделение из
общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного
рисунка; «мир любимых сказок», фантастические животные. Пробуждение
интереса к чтению народных и авторских сказок. Уточнение представлений о
животных – героях сказок, их характере; воспитание доброжелательного
отношения к животным. Развитие наблюдательности, интереса к изучению
природы. Знакомство с основными правилами составления ребусов. Развитие
логического мышления, интуиции, смекалки, сообразительности при
отгадывании ребусов. Обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Правила составления ребусов.
Практика: Совершенствование воображения. Веселая переменка.
Ребусы. Графомоторика. Выполнение упражнений рисунка по точкам.
30. В центре внимания.
Теория: Развитие концентрации и распределения внимания. Осознание
смысловых закономерностей. Развитие способности рассуждать и
анализировать: последовательно выводить одну мысль из другой, одни
суждения из других, сопоставлять разные суждения, выполнять
умозаключения, непротиворечиво распределять события во времени
(«Знайкины задачи»). Формирование умения работать с тестовыми
заданиями; развитие логического мышления, интуиции, смекалки,
сообразительности при решении логических задач («Смекалкины задачи»).

Формирование умения осуществлять поиск нужной информации,
представленной в виде столбчатой диаграммы. Знакомство с алгоритмом
построения столбчатой диаграммы. Обогащение словарного запаса,
расширение кругозора. Развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации.
Практика: Разминка. Развитие концентрации и распределения
внимания. «Мозговая гимнастика» и корригирующая гимнастика для глаз.
Логически-поисковые
задания.
Графомоторика.
Формирование
информационной грамотности. Графический диктант.
31. Держать в уме.
Теория: Развитие произвольного внимания, лингвистических
компетенций («Лишние слова»). Развитие конструкторских способностей
(«Фигуры в фигуре»). Развитие способности рассуждать и анализировать:
последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других,
сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения, непротиворечиво
распределять события по времени («Знайкины задачи»). Знакомство с
линейными диаграммами. Формирование умения осуществлять поиск
нужной информации, представленной в виде линейной диаграммы; умение
фиксировать условие задачи с помощью линейной диаграммы. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Обогащение
словарного запаса, расширение кругозора.
Практика: Разминка. Тренировка внимания. «Мозговая гимнастика» и
корригирующая гимнастика для глаз. Логически-поисковые задания.
Графомоторика. Формирование информационной грамотности. Графический
диктант. Штриховка.
32. Врезаться в память.
Теория: Развитие слуховой памяти. Развитие конструкторских
способностей. Развитие умения работать с тестовыми заданиями; развитие
логического мышления, интуиции, смекалки, сообразительности при
решении логических задач («Смекалкины задачи»). Развитие способности
рассуждать и анализировать: последовательно выводить одну мысль из
другой, одни суждения из других, сопоставлять разные суждения, выполнять
умозаключения, непротиворечиво распределять события по времени
(«Знайкин задача»). Формирование умения, используя диаграмму, дополнять
условия соответствующими данными. А так же умения осуществлять поиск
нужной информации, представленной в виде линейной диаграммы; умения
фиксировать условие задачи в соответствии с данными линейной диаграммы.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
Практика: Разминка. Тренировка слуховой памяти. «Мозговая
гимнастика» и корригирующая гимнастика для глаз. Логически-поисковые
задания. Графомоторика. Формирование информационной грамотности.
Графический диктант.
33. В оба глаза смотреть.

Теория: Развитие зрительной памяти, лингвистических компетенций.
Осознание смысловых закономерностей. Развитие умения работать с
тестовыми заданиями; развитие логического мышления, интуиции, смекалки,
сообразительности при решении логических задач («Смекалкины задачи»).
Знакомство с круговыми (секторными) диаграммами (введение понятий
«круговая диаграмма», «сектор»). Формирование умения осуществлять поиск
нужной информации, представленной в виде круговой диаграммы. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Обогащение
словарного запаса, расширение кругозора.
Практика: Разминка. Тренировка зрительной памяти, выполняем
задания. «Мозговая гимнастика» и корригирующая гимнастика для глаз.
Логически-поисковые
задания.
Графомоторика.
Формирование
информационной грамотности. Графический диктант .
34. А ларчик просто открывался.
Теория: Развитие логического мышления в ходе усвоения таких
приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать,
синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
осознание
закономерностей.
Развитие
способности
рассуждать:
последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других.
Формирование умения решать логические задачи на «взвешивание».
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
Практика: Разминка. Развитие логического мышления, выполнение
заданий. «Мозговая гимнастика» и корригирующая гимнастика для глаз.
Веселая переменка. Логически-поисковые задания. Графический диктант .
35. Жить своим умом.
Теория: Закрепление понятия «знак», уточнение роли и значения
различных знаков в нашей жизни. Знакомство с конкретными знаками:
простыми (мимика, жест, звуковые сигналы, следы, стрелка как указатель
направления), универсальными (пиктограммы, буквы, цифры, дорожные
знаки, знаки безопасности). Формирование умения отражать в выразительной
позе и мимике эмоциональное состояние, представленное в рисунке.
Развитие выразительности жестов, коммуникативных способностей.
Формирование способности к пониманию окружающих с использованием
различных средств общения. Обогащение словарного запаса, расширение
кругозора. Формирование умения предвидеть опасности, о которых
предупреждают знаки. Развитие навыков ориентировки в опасных ситуациях;
умения находить выход из неприятных ситуаций.
Практика: Мимика (эмоции человека – специальные значки,
изображающие основные эмоции человека). Соединить линией эмоцию и ее
отображение на лице Степашки. Жесты, задание. Пиктограммы. Следы.
Стрелки. Буквы и цифры. Дорожные знаки. Знаки безопасности.
36. Итоговое тестирование. «Добрый конец – всему делу венец».
Конкурс эрудитов.

Теория: Тестирование на определение: объема внимания и его
концентрации; уровня развития слуховой и зрительной памяти; яркости и
силы воображения; умения различать существенные и несущественные
признаки предметов; умения исключать лишнее из группы однородных;
уметь устанавливать логические связи, находить закономерности; уровня
развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Практика:
Выполнение контрольных упражнений. Подведение итогов работы за
год.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график ДООП «Развитие логического
мышления» на 2023-2024 учебный год
№ Основные
характеристики
п/п образовательного процесс
1
Количество учебных недель
34
2
Количество учебных дней
34
3
Количество часов в неделю
4
4
Количество часов в учебном году 136
5
Недель в I полугодии
16
6
Недель во II полугодии
20
7
Начало занятий
11 сентября
8
Каникулы
отсутствуют
9
Выходные дни
6 ноября,1-8 января, 23 февраля, 8
марта, 1 мая, 9 мая.
10 Окончание учебного года
31 мая
11 Сроки проведения аттестации
15-30 декабря, 15-30 мая
12 Режим занятий
2 раза в неделю по 2
академических часа
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1.
Помещение для занятий – просторное, хорошо освященное и
проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
2.
Оснащенность кабинета:
–
парты;
–
стулья;
–
доска;
–
шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов;
–
осветительные приборы.
3. Технические средства обучения: компьютер, монитор, магнитофон,
экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
4. Материалы, необходимые для реализации программы:
- Цветная бумага;
- цветные карандаши;
-ластик;
-простой карандаш;
-тетради в клетку;
-ручки;
-фломастеры.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, реализующий программу,
должен иметь высшее профессиональное образование или среднее

профессиональное образование в области, соответствующей профилю
детского объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия
При реализации программы используются следующие дидактические
материалы:
№ Название
Количество
п/п
Информационно-дидактические материалы
1
Рабочие тетради О.А.Холодова
60(16)
«Занимательная логика» (в 2-ух частях), 1 класс.
2
Счётные палочки
16
3
Таблицы Шульте
60
4
Танграм, Колумбово яйцо
16
5
Игольчатый мяч
16
6
Бумага офисная А4
3 пачки
7
Карандаши цветные, простые
16 кор.
8
Линейка
16
9
Ножницы
16
10 Цветная бумага
16 уп.
В программе используется большое количество практических, игровых
и исследовательских занятий, помогающих детям усвоить изучаемый
материал. Это необходимо в силу возрастных особенностей детей,
преобладания у них восприятия мира через игру, в противовес абстрактному
мышлению.
Вместе с тем, программа содержит и теоретический материал,
позволяющий дать на доступном уровне обобщение тех конкретных знаний,
которые получают обучающиеся на занятиях.
Планируется использование современных педагогических технологий:
•
Информационно – коммуникационная технология;
•
Технология развития критического мышления;
•
Проектная технология;
•
Технология развивающего обучения;
•
Технология проблемного обучения;
•
Игровые технологии;
•
Кейс – технология;

Технология интегрированного обучения.
Программа допускает дополнение и расширение новыми темами в
зависимости от подготовки и интересов обучающихся. В программе
реализуется принцип преемственности: многие темы, включённые в
программу, могут рассматриваться на различных уровнях обучения с
углублением и расширением изучаемого материала.
•

Формы аттестации/контроля
Текущий контроль (будет проводиться на занятиях в виде наблюдения
за успехами каждого учащегося).
Промежуточный контроль проводится в декабре в виде практических
заданий (Приложение таблица № 1).
Итоговый контроль (проводится в мае в форме педагогического
мониторинга, Приложение таблица № 2).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Литература для педагога
1.
Айзенк Х., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка /
Х. Айзенк, Д. Эванс. – М.: АСТ, 1998. – 177 с.
2.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие
упражнения для учащихся 1-3 классов / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.:
Академия, 2000. – 160 с.
3.
Баррет С. Тайны мозга / С. Баррет. – СПб.: Питер паблишинг,
1997. – 154 с.
4.
Башаева Т.В. Развития восприятия у детей / Т.В. Башаева. –
Ярославль: Академия развития, 2006. – 136 с.
5.
Бесова М.А. В школе и на отдыхе / М.А. Бесова. – Ярославль:
Академия развития: Академия К°,1998. – 234 с.
6.
Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры / Н.Н.
Васильева, Н.В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития,1996. – 204 с.
7.
Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления / Л.А.
Венгер, А.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.

8.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников:
методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
9.
Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных
способностей / П. Деннисон, Г. Деннисон. – М.: Восхождение, 1998. – 46 с.
10. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей /О. Холодова. – М.: Росткнига, 2009. – 270 с.
11. Холодова О.А. Юным умникам и умницам / О.А. Холодова. – М.:
Издательство РОСТ, 2011. – 127 с.
Литература для обучающихся (родителей):
1.
Абельмас Н. В. Занимательные игры и задания на развитие
логического мышления / Н. В. Абельмас. – М.: Феникс, Кредо, 2007. – 64 с.
2.
Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с
предметами / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. – М., АРКТИ, 2006. – 88 с.
3.
Борба М. Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного
поведения ребенка и как с ним бороться / М. Борба. – М.: Диалектика, 2006. –
224 с
4.
Ефимова И. Логические задания для 1-4 класса. Орешки для ума /
И. Ефимова. – М.: Феникс, 2021. – 68 с.
5.
Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет /
А. З. Зак. – М.: Интеллект-Центр, 2020. – 96 с.
6.
Костромина С. Н. Учиться на пятерки по математике. Как? / С. Н.
Костромина. – М.: АСТ, 2008. – 224 с.
7.
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома / Н. В. Самоукина. – М.:
Академия Развития, 2002. – 208 с.
8.
Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. – Ярославль:
Академия развития, 1996. – 236 с.
9.
Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления
детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова, А.
В. Басов. – Ярославль: Гринго, 1995. – 235 с.

Слух.

Неправильно

Спос-сть к
анализу
Правильно

Неправильно

№7
Спос-ть к
сравнив.

№6

Неправильно

Кол-во

Спос-сть к
сравнени
ю
№5

Правидьно

№4

Неправильно

№3

Линий

Правильно

№4

Спос-ть
рассужд.

Мышление

Кол-во

Рисунков
изображен
ных

№5

Способ. к
анализу

Кол-во
придума
нных
рисунко
в

№4

рисунко
в

Кол-во
зачернк.
Фигурок за 2
мин.

Память

В круге

Фамил
ия,
имя

Кол-во

На
«лесенке

№3

Линий

Отм.еч.р
исунков

Соотв
цветом

Точно

№1

Восприятие

Точно

Воображ
ение

Задан
ие

Неправильно

Кол-во

Рисунков
изображенных

Неправильно

Правильно

Приложение № 2
Таблица № 2
Внимание
№
п/
п

№2

рисунко

Кол-во
придуман
ных
рисунков

№6

Способ.к
классиф.

Кол-во
зачерк.
фигурок за 2
мин.

№4

Правидьно
Неправильно
Правильно
Неправильно
Правильно

Фамил
ия,
имя

Правильно

№4

На кар.

№3

Мышление

Слух.

№1

Память

Отм.еч.р
исунков

Задан
ие

Восприятие

Зрит.

Воображе
ние

толстых

Внимание

Соотв
цветом

№
п/п

Зрит.

Приложение № 1.
Таблица № 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».