Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Творческое объединение по лепке из пластических материалов «Арабеска» ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 5-10 ЛЕТ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ: 68 ЧАСОВ В ГОД Автор - составитель: Педагог дополнительного образования Пушкарева Екатерина Дмитриевна Екатеринбург 2023г. 2 ОГЛАВЛЕНИЕ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ........ 3 1.1 Пояснительная записка ..................................................................................... 3 1.2 Цель, задачи и планируемые результаты программы. .................................. 8 1.3. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ..................................................... 10 II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ .. 12 2.1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ......................... 12 2.2 Условия реализации программы ................................................................... 13 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ............................... 16 III СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 19 Приложение № 1 ................................................................................................... 21 3 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с основополагающими документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 4 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Программа «Арабеска» предназначена для учреждений дополнительного образования, ориентирована на детей любого уровня начальной подготовки. В рамках программы происходит знакомство с материалом, освоение базовых приёмов и техник работы с пластилином, соленым тестом и глиной. Формирование творческой среды в коллективе. В процессе обучения дети осваивают основные приемы лепки из пластилина, соленого теста и глины, а также различные способы декорирования изделий. В рамках программы обучающиеся научатся создавать и передавать художественные образы по средствам работы с пластичными материалами. Направленность программы: художественная, так как она ориентирована на художественный вид деятельности. Актуальность При разработке общеобразовательной программы дополнительного образования «Арабеска» были учтены тенденции развития дополнительного 5 образования. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.04.2022 №678-р, одним из приоритетных направлений развития дополнительных программ художественной направленности является содействие эстетическому воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам. Данная программа соответствует данному приоритету. Программа учитывает социальный заказ потребителей услуг ДОД, так как предоставляет обучающимся декоративно-прикладного возможность творчества. Данное приобрести навыки декоративно-прикладное направление отсутствует в программах образовательных организаций и может быть реализовано только в учреждениях дополнительного образования детей. Комплексный подход программы позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс и дает большие возможности в самореализации, личностном развитии каждого ребенка. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных ремёсел и промыслов, незыблемых нравственных ценностей народа. Данная программа включает в себя раздел по ознакомлению с лепкой из пластилина, соленого теста, а также с традиционными керамическими промыслами России и освоению практических приемов и навыков изготовления предметов быта и украшений, что является особенно актуальным в 2022 году. Согласно Указу Президента РФ от 30.12.2021 №745 2022 год в России объявлен Годом культурного наследия народов России. Актуальным компонентом данной программы так же является применение и отражение в ней современных тенденций в использовании глины как материала для декоративно-прикладного творчества. Отличительные особенности данной программы, от уже существующих в этой области, заключается в том, что программа 6 ориентирована на дополнительного применение материала по широкого комплекса декоративно-прикладному различного творчеству. Программа «Арабеска» позволяет обучающимся освоить возможности художественно-творческой деятельности для самовыражения. Занятия в творческом объединении дают обучающимся возможность социальной адаптации, дают почувствовать себя в среде единомышленников, связанных общим интересным делом, развивают способность к сотрудничеству, как с взрослым (педагогом), так и со сверстниками, к коллективной деятельности, координации своих действий для достижения общей цели. Кроме того, большое значение имеет выставочная деятельность – переживание успеха, публичное признание приносит моральное удовлетворение и в то же время вырабатывает чувство ответственности за результат своего труда, что побуждает ребенка стремиться к еще большим высотам творчества, к развитию и самосовершенствованию. Адресат программы. Программа адресована детям в возрасте от 5 до 10 лет. Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание заниматься лепкой. Дети изъявляют желание заниматься в студии керамики добровольно. Никаких специальных тестов для поступления в объединение не проводятся. Детей, занимающихся в студии, можно охарактеризовать следующим образом: в возрасте 5-6 лет дети активно познают мир, взаимоотношения людей и уже готовы приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. У них появляется способность самостоятельно регулировать свое поведение. Дети в этом возрасте способны усваивать информацию, которую преподносит им педагог, но для этого необходимо применять игровую структуру в обучении. В 6-7 лет у детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжает развиваться воображение. Внимание становится произвольным. 7 В этом возрасте устойчивость значительно внимания, возрастают складываются концентрация, элементы объем и произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов. В период 7-8 лет дети подвижны, любознательны, присутствует конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо. 8-10 лет дети дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Им нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Число детей, одновременно находящихся в группе до 10 человек. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа – 40 минут. У детей 5-6 лет академический час – 30 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю– 2 часа. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 академических часа. Объем и срок освоения программы. Объем программы – 68 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса: При реализации программы используется традиционная модель организации образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение трёх лет обучения в одной образовательной организации. Уровень сложности программы. «Стартовый уровень» сложности, так как предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Форма обучения: очная. Виды занятий: практическое занятие, беседа, мастер-класс, открытое 8 занятие. Формы подведения итогов: беседа. 1.2 Цель, задачи и планируемые результаты программы. Цель программы - развитие творческих способностей детей и формирование навыков работы с пластичными материалами путем изучения различных техник работы с пластилином, соленым тестом и глиной. Обучающие: • сформировать навыки лепки из пластилина, соленого теста и глины; • обучить основным понятиям, терминам и определениям в сфере • обучить приемам и техникам выполнения работ из пластилина, лепки соленого теста и глины с помощью наглядного метода – образца. Развивающие: • развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления; • формировать интерес к творческой деятельности; • развить мелкую моторику рук, логическое мышление, воображение и фантазию; • формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Воспитательные: • воспитать потребность в художественной организации своего жизненного пространства; • воспитать уважительное отношение к творчеству другого человека; • сформировать навыки и умения работы в коллективе; • способствовать осознанию творческого процесса как перехода от интуитивной деятельности к сознательной и целенаправленной. Планируемые результаты реализации программы 1 года обучения 9 Предметные: Владеют навыками лепки из различных пластицеских материалов. Владеют основными понятиями, терминами и определениями в сфере лепки. Владеют информацией об истории промысла в России. Личностные: Имеют потребность в творческой деятельности Развито логическое мышление, мелкая моторика рук, фантазия и воображение. Имеют потребность в художественной организации своего жизненного пространства. Метапредметные: развита эмоциональная сфера личности, способность эмоционально воспринимать окружающий мир, нравственное отношение к миру и к себе через чувственное восприятие. развито художественное восприятие и творческие способности развиты навыки умения работы не только в коллективе, но и самостоятельно. Воспитательный потенциал программы Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России и всего мира по средствам освоения программы включающую в себя историю керамики в разных странах. Задачи воспитательной работы: Познакомить обучающихся с ремеслами и традициями народов России Познакомить обучающихся с культурой других стран Научить выполнять копии традиционных предметов быта, 10 народных игрушек Изучить технику народной росписи по изделиям Изучить различные виды керамических изделий и их росписи в других странах Ожидаемые результаты: Обучающиеся в процессе освоения программы ознакомились с ремеслами и традициями народов России, а также изучили культуру других стран, особенности технологий изготовления изделий. Продемонстрировали усвоенный материал на практике, выполнив ряд работ по заданным темам. Обучающиеся самостоятельно выполняют народную и зарубежную роспись. 1.3. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН Первый год обучения. № Название раздела, темы Количество часов п/п всего теория практика Формы аттестации/контро ля Вводное занятие. Беседа о 1. коллективе. Инструктаж по ТБ 2. Пластилин 3. Лепка из соленого теста 4. Полимерная глина 5. Лепка из глины Итого 2 1 1 Опрос, беседа Педагогическое 10 2 8 наблюдение Педагогическое 8 1 7 наблюдение, беседа Педагогическое 10 2 8 наблюдение, беседа Педагогическое 38 8 30 68 14 54 наблюдение, беседа 11 Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения Тема 1. Вводное занятие. Беседа о коллективе. Инструктаж по ТБ. Теория. Ознакомительная беседа о материале и лепке в целом. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Игры на знакомство. Первичное практическое знакомство с глиной и ее подготовка к работе. Лепка геометрических фигур. Первоначальные навыки передачи объема. Демонстрация наглядных пособий, просмотр иллюстраций и фотографий. Тема 2. Пластилин. Теория. Знакомство со способами лепки из отдельных деталеймодулей. Рассказ о конструктивном методе формирования объема. Изучение и обсуждение наглядных пособий. Объяснение принципов лепки из модулей. Знакомство с техникой - пластилинография Практика. Формирование простых деталей. Соединение их путем «примазывания». Создание объемных форм из отдельных частей. «фрукты, овощи», «осенью в лесу», «животные Африки», лепка персонажей из мультфильмов, «волшебное чаепитие» - объемная композиция. Выполнение рельефа на картоне из пластилина. Создание сюжета по заданной теме. «цветы», «подводный мир», «жар птица», «домашние животные», композиция по сюжету сказки. Тема 3. Лепка из соленого теста. Теория. Знакомство с материалом. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Выполнение работы в материале по заданным темам. Рельеф по теме: «мой отпечаток», «кто в теремочке живет», «корзинка с цветами». Тема 3. Полимерная глина. Теория. Знакомство с новым материалом. Изучение его особенностей и характеристик. Практика. Лепка объемных изделий. Роспись акриловыми красками. 12 Тема 5. Лепка из глины. Теория. Знакомство с материалом. Изучение техник изготовления объемных изделий (в технике из пласта, выминание из куска, а также жгутовой способ набора формы). Изучение техники выполнения плоскостных изображений, различных видов рельефа. Практика. Создание изделий спирально-жгутовым способом. Изготовление изделий на тему «домик гномика», «чудесная кружка». Также создание изделий из пласта. Декоративная тарелочка «снежинка в руке». Выполнение различных видов рельефа (контррельеф, рельеф, горельеф). Работы по теме «милый котик», «весенний лес», «черепашка в море» II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № Основные характеристики п/п образовательного процесс 1 Количество учебных недель 34 2 Количество учебных дней 34 3 Количество часов в неделю 2 4 Количество часов в учебном году 68 5 Недель в I полугодии 17 6 Недель во II полугодии 17 7 Начало занятий 4сентября 8 Каникулы отсутствуют 9 Выходные дни 6 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1- 3 мая, 9 мая 13 10 Окончание учебного года 31 мая 11 Сроки проведения аттестации 15-30 декабря, 15-30 мая 12 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 академических часа 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: 1. Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый кабинет в соответствии с санитарными нормами. 2. Оснащение кабинета: парты; стулья; доска; шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов; осветительные приборы; турнетки (10 шт.); муфельная печь; огнеупорное оснащение печи (полки, стойки) 3. 3. Материалы, необходимые для реализации программы: – глина МКП - 3 (10 кг на ребенка в год); – бумага А4 (10 листов на ребенка в год); – картон А4 (1 упаковка на ребенка в год) – пластилин (2 упаковки на ребенка в год) – мука ( 1 кг на ребенка в год) – соль мелкая ( 1 кг на ребенка в год) – самозатвердевающая глина (2 упаковки на ребенка в год) – акриловые краски (1 упаковка (12 цветов) на ребенка в год) – ангобы «Лаборатория керамики» (Набор по 50 гр. из 6 цветов на ребенка в год, на коллектив – черный и белый ангоб по 5 кг.) 14 – глазури «Лаборатория керамики» (разных цветов (белая, черная, желтая, красная, синяя, зеленая и т.д.) по 500 гр. на ребенка в год. На коллектив - по 5 кг прозрачной и белой глазури в год. Температура обжига глазурей-950-1080 градусов); – гипс (1 кг на ребенка в год); – набор стеков (деревянные-2 шт, металлические-2 шт, петли-2 – губки (5 шт. на ребенка в год); – полотенца (1 штука на ребенка в год, + 2 на группу); – клеёнки; – стаканы под воду; – палитры; – кисти (На ребенка в год-1 круглая кисть синтетическая (№2), шт.); средняя круглая натуральная (№4), большая натуральная (№7,8,9), плоская синтетическая (№ 10)); – доски пластиковые (1 на ребенка в год); – лопаточки деревянные (1 на ребенка в год); – скалки (1 на ребенка в год); – сеточки для шлифовки (набор на группу в год); – сито мелкое (1 на коллектив); – ножницы. 4. Наглядные пособия – таблицы по формообразованию и декорированию. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное 15 образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Информационно-методические условия: При реализации программы используются следующие дидактические материалы: № п/п Название Количество Информационно-дидактические материалы 1 2 3 4 Специальная литература и методические пособия, указанные в списке литературы Таблицы по лепке из пластилина: «Основные приемы лепки» Схемы по лепке из соленого теста: «Приемы и методы лепки из соленого теста» Таблицы по лепке из глины: «Способы лепки», «Способы декорирования» 10 15 7 15 Тематические стенды: 5 Основные способы формообразования из 3 глины 6 7 Тематические стенды: Основные способы декорирования керамики Тематические стенды: Роспись керамики 2 2 Учебный процесс организуется по принципу последовательного нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней 16 сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей. Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы: – обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся; – учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и изобразительные возможности каждого; – познакомить обучающихся с разными техниками лепки и декорирования керамики; – сформировать коллектив детского объединения. В течение обучения приоритетной задачей является формирование представления о «выразительном». выражения» и декоративно-прикладном Учебные овладения задания «вхождения в образ» нацелены «инструментом эмоционально-художественного образа. переходит искусстве от на как искусстве освоение выражения» Ребенок для «азбуки создания осваивает интуитивной метод художественной деятельности к сознательной и целенаправленной. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы аттестации. Педагогическое наблюдение, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности. Формы подведения итогов: беседа, опрос В рамках реализации программы проводится мониторинг освоения программы по следующим параметрам: Изучаемый параметр Формы и методы Инструмендиагностики тарий Нулевой этап (15-20 сентября) Теоретическая подготовка: Проверочный тест Приложение проявление коммуникативных «Индивидуальная способностей; потребность в карта диагностики» №1 17 самовыражении через творчество Практические инициатива навыки: в творческая Проверочный формировании тест Приложение и «Индивидуальная воплощении замысла карта диагностики» Развитие эстетического потенциала: Проверочный тест Приложение потребность в эмоциональной оценке «Индивидуальная и понимании №1 предмета №1 своего карта диагностики» творчества Промежуточный этап (15-30 декабря) Теоретическая подготовка: Проверочный тест Приложение проявление коммуникативных «Индивидуальная способностей; потребность №1 в карта диагностики» самовыражении через творчество Практические инициатива навыки: в творческая Проверочный формировании и «Индивидуальная воплощении замысла №1 карта диагностики» Развитие эстетического потенциала: Проверочный творческие тест Приложение тест Приложение способности, «Индивидуальная №1 воображение, фантазия; потребность карта диагностики» в эмоциональной понимании оценке предмета и своего творчества Итоговый этап (15-30 мая) Теоретическая подготовка: Проверочный тест Приложение проявление коммуникативных «Индивидуальная способностей; потребность №1 в карта диагностики» самовыражении через творчество Практические инициатива навыки: в творческая Проверочный формировании тест Приложение и «Индивидуальная №1 18 воплощении замысла карта диагностики» Развитие эстетического потенциала: Мониторинг Приложение творческие №1 способности, предъявления воображение, фантазия, потребность результатов в эмоциональной понимании творчества оценке предмета и индивидуального своего творческого роста. Проверочный тест «Индивидуальная карта диагностики» 19 III СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Перечень литературы для педагога 1. Брайан С. Керамика. Путеводитель по традиционным техникам мира / С.Брайан. - М.: АСТ. Астрель, 2005. – 216 с. 2. Буббико Д. Керамика: техники, материалы, изделия / Д. Буббико. – М.: Никола-Пресс, 2009. – 128 с. 3. Бурдейный М.А. Искусство керамики / М.А. Бурдейный. – М.: Профиздат, 2009.- 104 с. 4. Комарова Т.С., Савенкова А.И. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова, А.И. Савенкова. – М.: Юрайт, 2019. – 96 с. 5. Лельчук А.М. Глина с характером / А.М. Лельчук. – СПб.: Речь, 2011. – 154 с. 6. Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. – СПб.: Речь, 2006. – 220 с. 7. Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей / С.Ю. Ращупкина. – М.: Риполд Классик , 2010. – 264 с. 8. Фишер Д. Расписываем керамику / Д. Фишер. – М.: Астрель, 2010. – 64 с. 9. Чаварра Х. Ручная лепка / Х. Чаварра. – М.: Аст. Астрель, 2006. – 64 с. Перечень литературы для обучающихся, родителей (законных представителей) 1. Величкина Г.А. Народное искусство детям. Дымковская игрушка. Альбом для творчества / Г.А. Величкина. – М.: Мозаика-синтез, 2021. – 24 с. 2. Гончарова Е. В., Гукало Л. Н. Пластилиновые игрушки / Е. В. Гончарова, Л. Н. Гукало. – Харьков: Аргумент Принт, 2013. – 45 с. 3. Лобанова В. Волшебная глина / В. Лобанова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 64 с. 4. Лыкова И. А. Морская лепилка / И. А. Лыкова. – М.: Карапуз, 20 2006. – 64с. 5. Лыкова И. А. Лепим сказку / И. А. Лыкова. М.: Карапуз, 2007. – 6. Кол М. 110 творческих заданий для детей по лепке и 82 с. моделированию / М. Кол. – М.: Попурри, 2009. – 144 с. 7. Носова Т.В. Искусство – детям. Каргопольская игрушка. Альбом для творчества / Т.В. Носова. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 16с. 8. Ращупкина С. Ю. Лепка из глины для детей / С. Ю. Ращупкина. – М.: РИПОЛ классик, 2010. -264с. 9. Соломенникова О.А. Искусство – детям. Филимоновские свистульки. Альбом для творчества / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаикасинтез, 2019. – 16с. 21 Приложение № 1 Индивидуальная карта диагностики процесса и результата творческой деятельности Фамилия, имя ребенка__________________________________ Процесс Показатель контрольные позиции учебный год начало года середина года конец года 1. Проявление коммуникативных способностей 2.Владение навыками лепки из пластилина, соленого теста и глины. 3. Развивается логическое мышление, мелкая моторика рук 4. Владение терминами, понятиями и определениями в сфере лепки 5. Творческая инициатива в формировании и воплощении замысла 6. Потребность в эмоциональной оценке процесса работы Всего по процессу Результат Показатель Контрольные позиции Учебный год начало года середина года конец года 7. Способность синтезировать полученные теоретические знания 8. Способность перевести теоретические знания в практические умения и навыки 9. Способность соотнести себя с окружающим миром. 10. Способность к осознанному использованию выразительных и технических средств 11. Индивидуальность воплощения замысла Всего по результату Начало обучения Всего суммарно Конец обучения