Эстрадный вокал Ля мажор

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
Города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Эстрадный вокал «Ля мажор»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
срок реализации: 4 года
объем программы: 864 часа

Автор – составитель:
педагог дополнительного
образования
I квалификационной категории,
Радостева Екатерина Сергеевна

Екатеринбург
2023

2

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

В связи с возросшей потребностью общества в разносторонне
развитой личности проблема одаренности, а именно раннего выявления и
развития способностей ребёнка становится наиболее важной и
актуальной. Видное место в процессе общего развития личности ребёнка
занимает музыкальная одарённость. Система музыкального образования
общеобразовательной школы направлена на знакомство обучающихся с
музыкой, независимо от их желания, интересов, потребностей и
способностей. В отличие от традиционной школы система
дополнительного образования представляет широкие возможности для
развития музыкальных способностей в процессе освоения различных
видов музыкальной деятельности, используя нетрадиционные подходы к
организации процесса обучения. Обучение детей эстрадному вокалу как
особому виду музыкального искусства открывает богатые перспективы
для развития музыкальных способностей детей. Эстрадное пение дает
возможность и шанс каждому ребенку выразить себя, реализовать свои
способности, добиться успеха.
В младшем школьном возрасте у детей проявляется потребность к
превращению, преображению, к проявлению творческой природы
человека,
которую
нужно
только
развить.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»
способствует этому.
В рамках программы происходит знакомство с миром искусства,
освоение базовых приемов и технологий вокального мастерства,
формируется особая творческая среда в детском коллективе и восприятие
себя как творческой личности. Приобретенные знания и компетенции
необходимы и полезны как в творческой деятельности, так и в учебной
деятельности.
При составлении данной программы были использованы следующие
нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;

3

5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е.
Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Данная программа является компилятивной, она опирается на уже
существующие программы дополнительного образования детей:
программа «Эстрадный вокал» (дополнительное образование для детей 816 лет) г. Камышлов 2008 г., авторов Усарёвой Н.В. и Устьянцевой С.Ю.;
программа вокального ансамбля «Ассорти» (дополнительное образование
детей 10-15 лет) г. Екатеринбург 2008 г., автора Пашковой А.С.
Программа эстрадного вокала представляет собой освоение
основных приёмов эстрадного вокала, занятие хореографией,
импровизацией, музыкально-познавательные беседы, слушание музыки,
этюды на развитие актёрских способностей, концертную деятельность,
участие в фестивалях и конкурсах, что способствует реализации
возможностей и способностей ребёнка.
Программа
реализуется
в
рамках
художественной
направленности, так как она ориентирована на художественный вид
деятельности. По уровню сложности программа «Эстрадный вокал»

4

является стартовой, так как предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы.
Актуальность
предлагаемой
образовательной
программы
определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы
художественно-эстетического развития младших школьников.
Отличительной особенностью, от существующих программ,
является
то,
что
данная
программа
предусматривает
дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных
психофизиологических особенностей воспитанников. Использование
традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить
основы для формирования основных компонентов учебной деятельности:
умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение
контролировать и оценивать свои действия.
На занятиях используются как традиционные формы и методы
вокальной педагогики, так и посещение концертов, тематические
экскурсии, создание презентаций, видеофильмов с выступлениями.
Развитие
творческих
и
коммуникативных
способностей,
обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также
является отличительной чертой данной программы. Такой подход,
направленный на социализацию и активизацию собственных знаний
актуален в условиях
необходимости осознания себя в качестве личности, способной к
самореализации именно в младшем школьном возрасте, что повышает и
самооценку воспитанника, и его оценку в глазах окружающих.
Содержание программы направлено на получение дополнительных
знаний в области музыки; на возможность творчески выразить себя
индивидуально и в коллективе.
По характеру педагогической деятельности программа является
образовательной. По продолжительности реализации - краткосрочной,
рассчитана на 4 года обучения. Адресована детям от 7 до 10 лет.
Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание
заниматься вокальным искусством. Дети изъявляют желание заниматься
вокалом добровольно. Никаких специальных тестов для поступления в
объединение не проводится.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом
обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до
9-10 лет. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике
младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях
развития ребенка на данном возрастном этапе.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и
преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте
ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться,

5

не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и
возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и
потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат».
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из
центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это
необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание
человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей,
поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к
окружающим, к другим людям и самому себе.
Все это требует от взрослых, окружающих ребёнка, пристального
внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и
осторожности при работе с ним.
Занятия проводятся со всеми детьми без специального отбора.
Количество детей на занятиях в творческом объединении 12-15 человек.
Наряду с групповой формой проведения занятий, практикуются и
индивидуальные с целью отработки полученных практических умений.
Исходя из выше перечисленных особенностей данного периода, занятия
проводятся в игровых формах с учетом возрастных особенностей
обучающихся. Задача игры – пробудить творческую фантазию и
непроизвольность приспособления к сценической условности. Именно
игра способна снимать зажатость, скованность, развивать зрительное и
слуховое внимание, память, наблюдательность. Живая и увлекательная
форма проведения занятий, основанных на игровой деятельности,
пластических импровизациях, этюдах, помогают ребенку раскрыться и
проявить себя в общении, а затем и в творчестве. Новые знания
преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и
взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется
эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного
результата через коллективное творчество. В основу занятий заложен
индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его
способности и возможности. Чем меньше повседневности в деятельности
детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия
получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится
их эмоциональный мир.
В процессе обучения по данной программе воспитанники будут
знать основные приёмы эстрадного вокала, основы музыкальной грамоты,
музыкальные термины. Научатся сценической постановке номера.
Данный результат можно отследить через участие воспитанников в
концертах, вокальных конкурсах и фестивалях.
Режим занятий по программе: количество часов и занятий в неделю –
6 часов (2 раза в неделю по 3 часа).
Объем и срок освоения программы.
Общее количество часов, запланированных на весь период

6

обучения, необходимых для освоения программы - 864 часа. Программа
рассчитана на 4 года обучения. Срок реализации общеразвивающей
программы: первого года обучения – 216 часов (резерв составляет 6
часов); второго года обучения – 216 часов (резерв составляет 6 часов);
третьего года обучения – 216 часов (резерв составляет 6 часов);
четвертого года обучения – 216 часов (резерв составляет 6 часов).
Формы обучения воспитанников на занятиях – групповая,
индивидуальная и индивидуально-групповая. Очная форма обучения с
применением дистанционных технологий.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, семинар, круглый стол,
мастер-класс, экскурсия, открытое занятие.
Формами контроля качества подготовки обучающихся являются:
мониторинг усвоения материала программы, анкетирование, тесты,
письменные опросы, мониторинг личностного развития обучающегося.
Подведение итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы «Эстрадный вокал» проходит в форме проведения
семинаров, мастер-классов, спектаклей, творческих отчетов, акций,
открытых занятий для родителей, отчётных концертов, участия в
проводимых конкурсах и фестивалях вокального искусства.
1.2. Цель и задачи программы
Целью программы является приобщение ребёнка к искусству
сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к
творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики
поведения средствами вокального искусства.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих
основных задач:
Обучающие:
формировать
навыки
певческой
установки
обучающихся; научить использовать при пении мягкую атаку;
формировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
формировать стереотип координации деятельности голосового аппарата
с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие: развить гармонический и мелодический слух;
развивать вокальный слух; развивать певческое дыхание; развивать
преодоление мышечных зажимов; развивать артистическую смелость и
непосредственность ребёнка, его самостоятельность; развивать гибкость
и подвижность мягкого нёба; расширять диапазон голоса; развивать
умение держаться на сцене.
Воспитательные: воспитать эстетический вкус обучающихся;
воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
воспитать чувство коллективизма; способствовать формированию воли,
дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами; воспитать
настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность; воспитать

7

готовность и потребность к певческой деятельности.
1.3. Планируемые результаты (1 год обучения)
Планируемые результаты
- владеть необходимым запасом специфических вокальных навыков
согласно содержанию программы;
- вовлечение значительного числа обучающихся желающих заниматься
данным видом музыкальной деятельности, приобщение их к духовным
ценностям, получение практических навыков для самостоятельного
исполнения.
Метапредметные результаты:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной музыкальной и иной деятельности, учитывая позиции других;
- владение навыками вокальной и музыкальной деятельности.
Личностные результаты:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, спорта,
общественных отношений;
- развитие чувства патриотизма, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной;
- слаженность работы в группе.
Предметные результаты:
К концу 1 года обучения воспитанники должны знать:
- как образуется звук;
- о работе вокального аппарата;
- об охране голоса и основных правилах гигиены;
- музыкальные термины;
- о творческой деятельности известных авторов и исполнителей.
Воспитанники должны уметь:
- применять в практике освоенные приёмы вдоха и выдоха;
- передавать в упражнениях эмоциональное состояние.
Планируемые результаты (2 год обучения)
Планируемые результаты
- владеть необходимым запасом специфических вокальных навыков
согласно содержанию программы;
- вовлечение значительного числа обучающихся желающих заниматься
данным видом музыкальной деятельности, приобщение их к духовным
ценностям,
- получение практических навыков для самостоятельного исполнения.
Метапредметные результаты:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной музыкальной и иной деятельности, учитывая позиции других;
- владение навыками вокальной и музыкальной деятельности;
- самостоятельное разучивание нового материала.
Личностные результаты:

8

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, спорта,
общественных отношений;
- развитие чувства патриотизма, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития общества, основанного на диалоге культур;
- навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
образовательной, общественно-полезной, проектной и других видах
деятельности;
- умение представлять себя и остальных участников коллектива на
конкурсах и фестивалях различного уровня;
- слаженность работы в группе.
Предметные результаты:
К концу 2-го года обучения воспитанники должны знать:
- как образуется звук;
- о работе вокального аппарата;
- об охране голоса и основных правилах гигиены;
- музыкальные термины;
- о творческой деятельности известных авторов и исполнителей.
Воспитанники должны уметь:
- применять в практике освоенные приёмы вдоха и выдоха;
- ритмически непринуждённо двигаться под заданную мелодию;
- передавать в упражнениях эмоциональное состояние.
Планируемые результаты (3 год обучения)
Предметные результаты:
- соблюдение при пении певческой установки;
- сформированность
вокальных навыков в соответствии
с программным содержанием 3-го года обучения;
- знание приёмов эстрадного пения и применение их в практической
деятельности;
- знания художественно-эстетических, технических особенностей
характерных для ансамблевого исполнительства;
- сформированность способности самостоятельно работать над
техническим материалом, свободно владеть штрихами, нюансировкой,
фразировкой и динамикой в вокальных произведениях;
- развитие свободного, без зажимов, артистичного исполнения эстрадных
вокальных произведений на концертных площадках;
- выразительное, образное, эмоциональное исполнение репертуара в
сочетании с хореографическим и сценическим замыслом. Внесение в
исполнение элементов художественного творчества.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками теоретического анализа исполняемых эстрадных
вокальных произведений;

9

- умение делать исполнительский анализ;
- умение преодолевать технические трудности при разучивании учебных
упражнений и песенного репертуара;
- способность адекватно оценивать свое выступление и партнеров;
- сформированность умения понимать причины успеха или неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха.
Личностные результаты:
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- осуществление
самостоятельного
контроля за своей учебной
деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду;
- овладение умением предлагать свою помощь и сотрудничество
в коллективе и жизни;
- стремление прислушиваться к мнению других.
Планируемые результаты (4 год обучения)
Предметные результаты:
- расширение исполнительского и общекультурного кругозора;
- знания о строении голосового аппарата вообще и особенностях
своего;
- умение самостоятельно разогревать голосовой аппарат, делать
регулярно вибрационную и артикуляционную гимнастику; беречь
свой голос в период мутации, петь мягко и не напряжённо;
- сформированность представлений о методике разучивания эстрадных
вокальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
- умение самостоятельно выстраивать исполнительский план;
- умение использовать средства музыкальной выразительности и
различные виды эстрадной вокальной и сценической техники в сфере
сольного и ансамблевого исполнительства;
- умение акустически выстраивать свой голос относительно разных
партнёров по ансамблю, умело варьировать тембровую окраску в
зависимости от характера произведения и тембра партнёра, тонко
чувствовать настроение и намерение партнёра в ансамбле;
- умение применять приемы звуковой подачи при работе с микрофоном и
фонограммой.
Метапредметные результаты:
- сформированность умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового,

10

стилевого анализа эстрадных вокальных произведений;
- умение творчески взаимодействовать с партнерами на сцене и на
репетициях;
- способность предугадывать и исправлять внезапные «накладки» во время
исполнения на сцене, помогать партнёрам преодолевать возникшие
трудности, заменять их по мере необходимости;
- приобретение опыта
коллективной творческой деятельности и
публичных выступлений;
- владение актёрской интерпретацией;
- развитие творческого потенциала при воплощении музыкальных образов;
- способность видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и
навыкам.
Личностные результаты:
- сформированность эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями, произведениями
вокального искусства;
- развитие способности к рефлексии и этическому самоопределению;
- личностный рост на основе творческой самооценки, оценки участников
объединения, педагогов, специалистов;
- развитие организационно-волевых качеств (воля, целеустремленность,
трудолюбие, самоконтроль, аккуратность);
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальных конкурсах районного и
городского уровней, музыкальной жизни коллектива;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни.

11

1.4. Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России
при освоении вокального искусства через изучение музыкальных образцов
российской эстрады.
Задачи:
• формировать художественный вкус на примерах образцов музыкальной
культуры;
• создавать условия для формирования
мировоззрения обучающихся,
нравственных качеств, ценностных ориентиров;
• расширять кругозор участников программы в сфере музыкального
искусства;
• формировать навык творческой работы в группе.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с
лучшими примерами отечественной эстрадной культуры, будут
демонстрировать желание продолжить заниматься эстрадным вокалом.
Будут сформированы навыки общения и толерантности, эффективного
взаимодействия детей, педагогов и родителей.
Формы проведения воспитательных мероприятий: концертная
деятельность, открытые мероприятия для родителей, посещение конкурсов
и концертов с последующим обсуждением.
Методы воспитательного воздействия:
•
метод формирования сознания личности (беседа, лекция,
дискуссия, рассказ, объяснение, пример);
•
метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).

1.5.
№
п/п

Учебно-тематический план 1-го года обучения
Обще
е колво
часов

Наименование раздела,
темы

1.
Вводное занятие
1.1. Правила техники безопасности,
противопожарной защиты,
санитарии и гигиены, правила
поведения.
1.2. Знакомство с голосовым
аппаратом.

В том числе
теория практика

2
1

1
1

1

1

-

1

Формы
аттестации
/контроля

тест

-

прослушивание

11

12

2.
Постановка голоса
2.1. Теория образования звука
и работа вокального аппарата
2.2. Освоение практических навыков
вдоха и выдоха
2.3. Вдохи в грудь
2.4. Мягкое нёбо
2.5. Гимнастика для губ и языка
2.6. Корень языка
2.7. Резонаторные ощущения
2.8. Знакомство с музыкальными
терминами
3.
Музыкально-образовательные
беседы. Слушание музыки
3.1. Беседы об охране голоса
и основные правила гигиены
3.2. Блюз
3.3. История джаза
3.4. Корнет и Луи Армстронг
3.5. Рок-н-ролл
3.6. Битлз
4.
Этюды, игры на развитие
актёрских способностей
4.1. Этюды, игры
4.2. Декламация на дыхании
5.
Танцевальные движения
5.1. Танцевальная импровизация под
музыку
5.2. Разучивание простых
танцевальных элементов
6.
Физические упражнения на
развитие мышц брюшного
пресса
Основы музыкальной грамоты
Работа с музыкальными
произведениями
9.
Итоговое занятие
Итого:
7.
8.

54
4

18
4

36
-

наблюдение

6

1

5

самоанализ

6
6
9
7
7
9

1
1
2
2
2
5

5
5
7
5
5
4

опрос

10

10

-

кроссворды

1

1

-

беседа

2
2
2
2
1
13

2
2
2
2
1
2

11

9
4
27
14

1
1
-

8
3
27
14

13

-

13

4

-

4

10
94

9
3

1
91

2
216

1
44

1
172

творческий
отчет

наблюдение
играиспытание

передача
обучающимся
роли
педагога
беседа
отчетный
концерт
тест
12

13

Учебно-тематический план 2-го года обучения
п/п
№
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.

3.
4.
5.
5.1.

5.2.

5.3.

6.
7.

Тема

Общее
кол-во
Вводное занятие
2
Техника безопасности
1
Работа голосового аппарата
1
Постановка голоса
47
Повторение
дыхательных 4
упражнений 1-го года обучения
Дыхательные
упражнения 5
«Порции»
Дыхательная гимнастика
7
Цикл
упражнений
для 8
закрепления навыка пения на
дыхании
Упражнения на развитие грудного 5
резонатора
Упражнения
для
развития 7
головного резонатора
Упражнения
на
сглаживание 5
регистров
Блюзовые упражнения
4
Знакомство
с
музыкальными 2
терминами,
которые
используются в эстрадном пении
Работа над произведениями.
107
Постановка номера
Этюды на развитие актёрских 17
способностей, импровизация
Танцевальные движения
20
Выполнение упражнений с более 5
сложными
ритмическими
рисунками
Тренировочные
упражнения, 8
танцевальные
движения
под
музыку
Знакомство с танцевальными 7
ритмами, а также элементами
движений современных танцев
Концертная деятельность
12
Музыкально-познавательные
9
беседы. Слушание музыки

Кол-во часов
Теория
Практика
1
1
1
1
18
29
1
3
1

4

3
3

4
5

2

3

2

5

2

3

2
2

2

-

107

-

17

-

20
5

-

8

-

7

9

12
13

14

7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
8.
Итого:

Золотой век джаза
Солисты и импровизация
Расцвет «Свинга»
Революция «Бопа»
Итоговое занятие

3
2
2
2
2
216

3
2
2
2
1
29

1
187

Учебно-тематический план 3-го года обучения
№
п/п

Раздел/ Тема

Количество часов
Всего

Вводное занятие

1
2
2.1
2.2

Теори
я

Практ
ика

Групповые занятия
3
1

2

Прослушивание.
Входная диагностика.

Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
Направления современной
2
1
1
Наблюдение.
вокальной музыки
Авторы и исполнители
2
1
1
Наблюдение.
современных
вокальных
произведений

3.1

Формирование певческих навыков
Певческая установка
2

1

1

3.2

Певческое дыхание

2

1

1

3.3

Звукообразование

2

1

1

3.4

Артикуляция, дикция

3

1

2

4
4.1

Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание произведений
36
8

28

4.2

Строй и ансамбль

4

3

4.3

Работа с микрофоном и
фонограммой

8

5
5.1

Сценическое мастерство
Сценическая импровизация
4
0,5
3,5

3

Форма аттестации/
контроля

1
1

7

Практическая работа.
Наблюдение.
Практическая работа.
Наблюдение.
Практическая работа.
Наблюдение.
Практическая работа.
Наблюдение.
Практическая работа.
Творческая работа.
Наблюдение.
Практическая работа.
Наблюдение.
Практическая работа.
Наблюдение.
Практическая и
творческая работа.
14

15

5.2

Сценический образ

5

6

Итоговое занятие

3

Занятия подгруппами
1
Формирование певческих
навыков

35

0,5

0

2

4,5

3

Наблюдение.
Практическая и
творческая работа.
Наблюдение.
Отчетный концерт:
прослушивание,
наблюдение.
Промежуточная
диагностика.

33

Практическая работа.
Наблюдение.
Практическая
и творческая работа.
Наблюдение.
Практическая работа.
Творческие задания.
Наблюдение.
Творческая работа.
Промежуточная
диагностика.

2
2.1

Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над произведениями
35
2

33

2.2

Сценическое мастерство

35

2

33

3

Импровизация

35

2

33

Итого:

216

26

190

Учебно-тематический план 4-го года обучения
№
п/п

1
2
2.1
2.2
3
3.1.

4
4.1
4.2
5.
5.1

Раздел/Тема

Вводное занятие

Количество часов
Всего Теория
Практика
Групповые занятия
2
1
1

Форма
аттестации/
контроля

Прослушивание.
Входная диагностика.
Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
История эстрады и джаза
2
1
1
Наблюдение.
Знаменитые имена
3
2
1
Наблюдение.
Совершенствование вокальных навыков
Навыки
эстрадного
12
3
9
Практическая и
вокала
творческая работа.
Наблюдение.
Освоение эстрадного вокального репертуара
Анализ вокальных
9
3
6
Практическая работа.
произведений
Наблюдение.
Работа над песней
90
10
80
Творческая работа.
Наблюдение.
Исполнительское мастерство
Совершенствование
12
3
9
Творческая работа.
сценических навыков
Наблюдение.
15

16

5

Итоговое занятие

3

3

Отчётный концерт:
прослушивание,
наблюдение.
Промежуточная
диагностика. Итоговая
диагностика.

12

Практическая
и творческая работа.
Наблюдение.

60

Творческая работа.
Наблюдение.

-

5

-

6

Творческая работа.
Наблюдение.
Творческая работа.
Промежуточная и
итоговая диагностика.

23

193

-

1.
1.1

Занятия подгруппами
Совершенствование вокальных навыков
Навыки
эстрадного
12
вокала

2.
2.1

Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над песней
60
-

3.
3.1

Исполнительское мастерство
Совершенствование
5
сценических навыков
Импровизация
6

4.

Итого:

216

16

17

1.6. Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Блок 1. Вводное занятие – 2 часа.
Тема 1.1. Введение – 1 час.
Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий.
Организационные вопросы. Раскрытие особенностей работы вокального
объединения эстрадного вокала «Ля мажор».
Правила техники безопасности (электроприборы), противопожарной защиты,
санитарии и гигиены, правила поведения.
Тестирование.
Тема 1.2. Знакомство с голосовым аппаратом.
Практика – 1 час.
Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков.
Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных
ощущений во время пения.
Блок 2. Постановка голоса – 54 часа.
Тема 2.1. Теория образования звука и работа вокального аппарата.
Теория – 4 часа.
Звукообразование (звукоизвлечение), рождение звука, строение вокального
аппарата.
Тема 2.2. Освоение практических навыков вдоха и выдоха – 6 часов.
Теория – 1 час.
Особенности выполнения вдоха и выдоха.
Практика – 5 часов.
Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики. Длинный вдох
– длинный выдох (Д-Д). Короткий вдох – короткий выдох (К-К). Короткий
вдох – длинный выдох (К-Д)
Тема 2.3. Вдохи в грудь – 6 часов.
Теория – 1 час.
Научить выполнять озвученные и не озвученные вдохи в грудь
Практика – 5 часов.
Выполнение упражнений на звуки А О У Э И, выполнять с эмоциональным
состоянием (удивление, восторг, радость, испуг)
Тема 2.4. Мягкое нёбо – 6 часов.
Теория – 1 час.
Проверка работы мышц мягкого неба.
Практика – 5 часов.
Выполнение упражнений «Зевок», «Диалог поросят», «Шприц»
Тема 2.5. Гимнастика для губ и языка – 9 часов.
Теория – 2 часа.
Научить разогревать артикуляционный аппарат.
Практика – 7 часов.
Выполнить гимнастику для губ и языка:
-покусать кончик языка (4-8 раз);

18

-пожевать язык попеременно с одной стороны и с другой на коренных зубах.
Упражнения: «Иголочка», «Щеточка», «Обиженное лицо – обрадованное
лицо».
Тема 2.6. Корень языка – 7 часов.
Теория – 2 часа.
Научить раскрепощать мышцы корня языка, гортани.
Практика – 5 часов.
Выполнить упражнения для корня языка «Собачка спит», «Пассажир в
автобусе», «Лягушка», «Змеиное жало».
Тема 2.7. Резонаторные ощущения – 7 часов.
Теория – 2 часа.
Освоение и развитие головного и грудного резонаторов.
Практика – 5 часов.
Выполнение упражнений для развития резонаторных ощущений «Мычание –
нычание», «Лошадка».
Тема 2.8. Знакомство с музыкальными терминами – 9 часов.
Теория – 5 часов.
Научить понимать и применять музыкальные термины.
Практика – 4 часа.
Письменный опрос.
Блок 3. Музыкально-образные беседы, слушание музыки – 10 часов.
Тема 3.1. Охрана голоса.
Теория – 1 час.
Строение голосового аппарата. Основные заболевания голосового аппарата.
Способы предупреждения и профилактика заболевания.
Тема 3.2. Блюз – 2 часа.
Теория – 2 часа.
Песни американских негров. Импровизация в блюзе. Влияние блюзов на
джаз, рок и профессиональную академическую музыку ХХ века.
Тема 3.3. История джаза – 2 часа. Теория – 2 часа.
Новый Орлеан. Стили джаза. Чикаго. Свинг. Бибоп. Кул. Симфо-джаз.
История джаза в России.
Тема 3.4. Корнет и Луи Армстронг – 2 часа.
Теория – 2 часа.
Новый Орлеан. История жизни и творчества Луи Армстронга.
Тема 3.5. Рок-н-ролл – 2 часа.
История возникновения рок-н-ролла. Элвис Пресли – король рок-н-ролла.
Тема 3.6. Битлз – 1 час. Теория – 1 час.
Жизнь и творчество «Битлз».
Блок 4.Этюды, игры на развитие актерских способностей – 13 часов.
Тема 4.1. Этюды, игры – 9 часов.
Теория – 1 час.
Научить передавать в упражнениях эмоциональное состояние радости,
восторга, удивления, страха, печали и т. д.
Практика – 8 часов.

19

Работа над этюдами, игровые упражнения «Кошка и воробей», «Печатная
машинка», «Голодная кошка и сытый кот».
Тема 4.2. Декламация на дыхании – 4 часа. Теория – 1 час.
Освоение декламации на дыхании на основе изучения произведений поэтовклассиков (басни, стихи).
Практика – 3 часа.
Читать стихи (басни), контролируя дыхание, актерски передовая содержание
произведения.
Блок 5. Танцевальные движения – 27 часов.
Тема 5.1. Танцевальная импровизация под музыку – 14 часов.
Практика – 14 часов.
Танцевальная импровизация под музыку. Освоение элементов музыкальной
выразительности.
Тема 5.2. Разучивание простых танцевальных движений – 13 часов.
Практика – 13 часов.
Знакомство и разучивание танцевальных элементов. Выработка умения
соединить движения в танцевальную композицию.
Блок 6. Физические упражнения на развитие мышц брюшного пресса – 4
часа.
Практика – 4 часа.
Выполнение упражнений на развитие и укрепление мышц брюшного пресса.
Блок 7. Основы музыкальной грамоты – 10 часов.
Теория – 9 часов.
Освоение нотной грамоты (скрипичный ключ, нотный стан, звукоряд и т.д.).
Практика – 1 час.
Нотное письмо.
Блок 8. Работа с музыкальными произведениями – 94 часа.
Теория – 3 часа.
Показ-исполнение песни, прослушивание записи. Раскрытие содержания
произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.
Практика – 91 час.
Включает в себя разучивание текста, мелодий, работу над отдельными
фразами на слоги, без текста. Работу над звукообразованием.
Блок 9. Итоговое занятие – 2 часа.
Теория – 1 час.
Обобщение всего материала. Практика – 1 час.
Выполнение упражнений из пройденных тем. Письменный опрос.
Тестирование.
Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
Блок 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Техника безопасности, правила пользования электроприборами,
правила поведения в школе и на занятиях вокалом.

20

Тема 1.2. Работа голосового аппарата. Повторение тем 1-го года обучения:
«Как устроен голосовой аппарат. Понятие «голосовой аппарат», его
строение, воспроизведение звуков. Упражнения по начальной подготовке к
пению. Осознание мышечных ощущений во время пения.
Блок 2. Постановка голоса.
Тема 2.1.
Теория: Повторение дыхательных упражнений 1-го года обучения.
Практика: Отработать дыхательные упражнения на основе дыхательной
гимнастики. Повторить тему «вдохи в грудь».
Тема 2.2.
Дыхательные упражнения «Порции».
Практика: Научить дыхательным упражнениям «Порции». Выполнение:
Короткий вдох – Два коротких одинаковых выдоха, или Короткий вдох –
Четыре коротких одинаковых выдоха. Это упражнение выполняется с целью
тренировки активного вдоха и выдоха.
Тема 2.3. Дыхательная гимнастика Стельниковой.
Практика: Выполнять: с движениями головы «Болванчик», с движениями
корпуса «Насос», «Колено», «Выпад», «Книга на столе». Эти упражнения
служат для координации правильного вдоха и выдоха с движением головы
или корпуса.
Тема 2.4. Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании.
Практика:
- упражнение «озвученные вдохи приемом в себя» (1-6 нотах);
- упражнение «Шприц», «Качели» на 1 ноте;
- упражнение «Голубь». Соединить грудное звучание с движениями низа
живота;
- упражнение «Лошадка». Для развития губного резонатора,
артикуляционного аппарата. Научиться делать атаку звука при помощи
движения живота:
а) без звука
б) на звуке
в) со скачками (на сопоставление октав).
Тема 2.5. Упражнения на развитие грудного резонатора.
Практика:
- упражнение на звуки У-О-Ю (по малым секундам вверх, вниз);
- упражнение на звуки У-О-А-Э-И (на одном звуке).
Тема 2.6. Упражнения для развития головного резонатора.
Практика:
- упражнение «Смех» для расслабления гортани и зажатия подбородка:
поется с поднятой головой на слоги «ХА-ХА-ХА-ХА-ХААА».
Тема 2.7. Упражнения на сглаживание регистров.
Практика:
- упражнение «Лошадка» с большим диапазоном звучания (свободный язык);
- упражнение «Волна». Добиться плавного, ровного движения волны.
Тема 2.8. Блюзовые упражнения.
Практика: Добиваться чистого интонирования интервалов в более сложных

21

ритмических и мелодических упражнениях.
Тема 2.9. Знакомство с музыкальными терминами, которые используются в
эстрадном пении.
Практика:
- Артикуляционный аппарат
- Диапазон
- Тембр
- «Эстрадный вокал»
- Постановка голоса
- Голосовой аппарат
- Певческие резонаторы
- Дикция
- Приемы звуковедения - в эстрадном вокале существует много приемов
звуковедения, но все эти приемы сводятся к основным формам
звуковедения: легато, нон легато и стаккато.
- Многоголосие и унисон
- Фонограммы (мину и плюс).
Блок 3. Работа над произведениями. Постановка номера.
Теория: Показ – исполнение песни, прослушивание музыкальных
произведений в записи. Раскрытие содержания произведения, его
взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.
Практика: Включает в себя разучивание текста, мелодии, работу над
отдельными фразами на слоги, без текста. Работу над текстом без мелодии
(проговаривание на дыхании), соединение отдельных фраз, используя
вокальные упражнения, работу над звукообразованием. Очень важна, работа
над эмоциональной передачей содержания исполняемого произведения и
решение актерских задач. Следующим этапом является пение под
фонограмму, разучивание танцевальных движений для постановки номера
(консультация хореографа) и работа с микрофоном под фонограмму на сцене
(консультация режиссера).
Блок 4. Этюды на развитие актёрских способностей, импровизация.
Теория: Научить детей быть более наблюдательными, развивать
воображение, творческую инициативу.
Практика: Выполнение творческих заданий, этюдов, музыкальных сценок,
импровизаций.
Блок 5. Танцевальные движения.
Тема 5.1. Выполнение упражнений с более сложными ритмическими
рисунками.
Практика: Выполнение упражнений с более сложным ритмическим
рисунком.
Тема 5.2. Тренировочные упражнения, танцевальные движения под музыку.
Практика: Выполняются под классическую музыку, народную, эстрадную
музыку.
Тема 5.3. Знакомство с танцевальными ритмами, а также элементами
движений современных танцев.
Практика: Выполняются элементы современных танцев с использованием

22

видеоаппаратуры.
Блок 6. Концертная деятельность.
Практика: Выступления проходят сначала в виде показа для родителей,
сверстников, затем в виде творческих отчетов и концертов. Уметь
реализовать приобретенные знания, умения и навыки на практике.
Блок 7. Музыкально-познавательные беседы. Слушание музыки.
Тема 7.1. Золотой век джаза.
Теория: Новый Орлеан в начале 30-х годов.
Тема 7.2. Солисты и импровизация.
Теория: Жизнь и творчество популярных исполнителей. Прослушивание
записей.
Тема 7.3. Расцвет «Свинга».
Теория: Дирижер и кларнетист – Бенни Гудмен.
Тема 7.4. Революция «Бопа».
Теория: Новый стиль джаза (1940).
Блок 8. Итоговое занятие.
Теория: Обобщение всего материала.
Практика: Письменный опрос. Концертное выступление.
Содержание учебного (тематического) плана
3 год обучения
Групповые занятия
1. Раздел: Вводное занятие
Теория: Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный
год. Беседа по технике безопасности и правилам поведения в общественных
местах, школе и на занятиях вокалом. Закрепление знаний о правилах
гигиены и охраны голоса.
Практика: Просмотр и обсуждение выступлений вокального ансамбля за
предыдущий год. Повторение знакомых песен (по выбору).
2. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
2.1. Направления современной вокальной музыки.

Теория Знакомство с различными направлениями эстрадно-джазового
вокала: популярная музыка (поп, рок, соул, блюз, рэп, шансон и пр.)
Практика Прослушивание и анализ музыкального материала.
2.2. Авторы и исполнители современных вокальных произведений.
Теория: Знакомство с творчеством ведущих мастеров отечественной и
зарубежной эстрады.
Практика: Прослушивание, анализ и разбор музыкального материала.
3. Раздел: Формирование певческих навыков
3.1. Певческая установка.

Теория: Закрепление правил пения, охраны голоса и певческой установки.
Певческая установка в положениях стоя, сидя; правильное положение
корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении. Мимика лица при пении.

23

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.
Практика: Контроль за певческой установкой в процессе пения.
3.2. Певческое дыхание.
Теория: Приёмы дыхания в произведениях разного характера.
Практика: Дыхательная гимнастика с чётким контролем правильного
певческого дыхания. Вокально-дыхательные упражнения. Использование
техники певческого дыхания при работе с репертуаром.
3.3. Звукообразование.
Теория: Повторение и закрепление правил пения, теоретических сведений
о голосовом аппарате и звукообразовании.
Практика: Упражнения для развития более подвижного и беглого голоса.
Чистота интонации. Упражнения для расширения звукового и динамического
диапазона.
Пение элементарных упражнений в унисон, пение интервалов, гамм,
гаммообразных
упражнений в различной ритмической
фигурации. Работа над элементами эстрадного пения
3.4. Артикуляция, дикция.
Теория: Соблюдение правильных ударений. Основная смысловая нагрузка
в словах. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и
пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Упражнения для
артикуляционного аппарата. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
4.1. Разучивание произведений.
Теория: Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале,
жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи.
Разучивание мелодического текста по партиям. Отдельная работа над
сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами.
Работа над художественно – образной стороной произведения.
4.2. Строй и ансамбль.
Теория: Закрепление понятия об ансамблевом пении. Ансамбль с элементами
двухголосного изложения.
Практика:
Совершенствование
единообразных
приёмов
пения
(одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных,
единая подтекстовка). Пение гармонических упражнений, интервалов.
Упражнения на совершенствование динамического, ритмического,
дикционного и тембрового ансамбля. Дальнейшая работа над качеством
исполнения музыкальных произведений в эстрадном ансамбле.
4.3. Работа с микрофоном и фонограммой.
Теория: Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Взаимосвязь
между динамическими особенностями мелодии и расстоянием между
микрофоном и ртом. Использование микрофона при активном сценическом
4.

24

движении.
Практика: Работа над эстрадными вокальными произведениями с учётом
уже полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и
микрофоном.
5. Раздел: Сценическое мастерство
5.1. Сценическая импровизация.

Теория: Образное раскрытие сущности сценической импровизации.
Практика: Практика развития сценической свободы.
Подготовка
сценических номеров. Работа над концертным репертуаром, используя
сценическую импровизацию.
5.2. Сценический образ.
Теория: Поиск собственного сценического образа
Практика: Создание собственного сценического стиля.
Подготовка
сценических номеров. Работа над концертным репертуаром, используя
сценическую технику.
Раздел: Итоговое занятие
Практика: Исполнение эстрадного вокального репертуара на отчётных
концертах. Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников.
6.

Занятия в подгруппах
1. Раздел: Формирование певческих навыков
Теория: Правила охраны голоса в предмутационный период. Стилевые
особенности эстрадного жанра (манера исполнения, манера звуковедения,
особенности ритма и др.).
Практика: Пение учебно-тренировочного материала, направленного на
формирование
эстрадной
манеры
исполнения.
Упражнения
на
совершенствование качества звучания голоса (тембра, звуковысотного и
динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности голоса,
четкости дикции, смешанного дыхания).
2. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
2.1. Работа над произведениями.
Теория: Индивидуальная манера исполнения эстрадных произведений. Роль
солиста в эстрадных вокальных композициях.
Практика: Дальнейшая работа над качеством сольного исполнения,
ансамблей. Работа в партиях. Выбор репертуара. Работа над программным
репертуаром, совершенствуя манеру эстрадного пения. Поиск собственной
манеры исполнения. Работа над технической стороной и художественным
образом. Совершенствование навыка работы с микрофонами, фонограммами
«-1». Отработка неудавшихся нюансов. Доведение программного репертуара
до концертного уровня. Репетиции на сцене.
2.2. Сценическое мастерство.
Теория: Расширение представлений о сценическом мастерстве.

25

Практика: Закрепление навыков сценического поведения, движений.
Упражнения на вокально-двигательную координацию. Подчинения движения
характеру музыки и текста. Поиск собственного сценического образа. Работа
над репертуаром, используя сценическую технику. Создание собственного
сценического стиля.
3. Раздел: Импровизация
Теория: Понятие: расширение представлений об импровизации. Образное
раскрытие сущности каждой импровизации в упражнениях.
Практика: Импровизация подголосков к разучиваемым песням. Сочинение
небольших мелодий в опоре на характерные интонации. Сочинение
ритмических аккомпанементов. Импровизация в заданной тональности.
Импровизации в процессе пения эстрадного репертуара.
Содержание учебного (тематического) плана
4 год обучения
Групповые занятия.
1. Раздел: Вводное занятие
Теория: Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный
год. Беседа по технике безопасности и правилам поведения. Закрепление
знаний о правилах гигиены и охраны голоса.
Практика: Просмотр и обсуждение выступлений вокального ансамбля за
предыдущий год. Повторение знакомых песен (по выбору).
2. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
2.1. История эстрады и джаза

Теория:
Рассмотрение основных этапов развития мировой эстрадноджазовой культуры.
Практика: Обсуждение прослушиваний и просмотров записей
выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей.
2.2. Знаменитые имена
Теория: Знакомство с творчеством ведущих мастеров эстрадно-джазовой
культуры.
Практика: Обсуждение прослушиваний и просмотров записей
выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей.
3. Раздел: Совершенствование вокальных навыков
3.1. Навыки эстрадного вокала.

Совершенствование вокально-технических навыков, специальных приёмов,
характерных именно для эстрады.
Теория: Повторение и закрепление правил пения, охраны голоса, певческой
установки,
теоретических
сведений
о
голосовом
аппарате
и
звукообразовании. Правила охраны голоса в предмутационный и
мутационный периоды.
Практика: Показ упражнений, распеваний, их разучивание и впевание.

26

Контроль за певческой установкой в процессе пения.
Учебно-тренировочный материал на развитие различных
вокальных навыков:
✓ Дыхательная гимнастика. Упражнения на выработку правильного
дыхания при усилении и затихании звучности. Паузы между звуками без
смены дыхания. Равномерное расходование дыхания при исполнении
продолжительных мелодических построений.
✓ Речевой тренинг с ритмическими акцентами. Смещение акцента –
Синкопа.
✓ Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.
✓ Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов
(звукоряды, скачки, арпеджио).
✓ Упражнения для формирования уверенного пения в различных
музыкальных штрихах.
✓ Упражнения и попевки на совершенствование динамического,
ритмического, дикционного и тембрового ансамбля. Пение гамм,
гармонических упражнений, интервалов и аккордов.
✓ Работа над элементами эстрадного пения.
4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
4.1. Анализ вокальных произведений.

Теория: Понятие: анализ вокального произведения.
Практика: Разбор и проработка исполняемых вокальных произведений:
определение жанра, формы, характера песни, ритмической основы, строения
мелодии, интервального соотношения голосов, кульминации песни,
особенностей художественного образа, музыкально-выразительных
и исполнительских средств и др.
4.2. Работа над песней.
Теория: Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале,
их содержании, авторах. Анализ поэтического и музыкального текста.
Практика: Показ – исполнение или показ произведения в записи.
Разучивание мелодического текста с сопровождением и без него, по партиям
и на слух. Работа над технической стороной и художественным образом.
Использование магнитофонной записи для анализа. Навык исполнения
выученного произведения в сопровождении фортепиано или фонограммы (1). Отработка неудавшихся нюансов. Определение и реализация
исполнительского плана. Доведение музыкального произведения до
концертного уровня.
5. Раздел: Исполнительское мастерство
5.1. Совершенствование сценических навыков.

Теория: Сценическое обаяние. «Ощущение зала" в замкнутой студийной
обстановке.
Практика: Продолжение работы по овладению сценическим мастерством.
Практика развития сценической свободы.
Просмотр и анализ выступлений вокалистов.

27

Работа над созданием художественного образа исполняемых произведений за
счет певческого опыта, навыков вокального и сценического мастерства.
Раскрытие индивидуальности через коллективное исполнение.
Совершенствование собственного сценического стиля.
Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику.
6.
Раздел: Итоговое занятие
Практика: Исполнение программных эстрадных произведений на отчётных
концертах. Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников.
Занятия в подгруппах
1.
Раздел: Совершенствование вокальных навыков
1.1.
Навыки эстрадного вокала
Практика: Закрепление приобретенных навыков. Дыхательная гимнастика с
самоконтролем и в работе по парам. Речевой тренинг. Упражнения для
достижения силы звука, глубины и красоты тембра. Выравнивание
регистров. Комплекс тренировочных интонационных упражнений. Унисон.
Совершенствование разнообразных исполнительских приѐмов (глиссандо,
придыхательная атака звука, переходы в различные регистры и т.д.),
эстрадно – джазовых (форшлаги, группетто, пассажи).
Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых
произведениях современных авторов. Освоение подходящих для каждого
отдельного ребенка приемов эстрадного вокала, формирование уникального,
узнаваемого голоса, характерной манеры пения и сценического образа
ребенка.
Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
Работа над песней.
Практика: Дальнейшая работа над качеством сольного исполнения,
ансамблей. Работа в партиях. Выбор репертуара. Работа над программным
репертуаром, совершенствуя манеру эстрадного пения. Анализ своего пения:
выявление ошибок и их исправление.
Закрепление навыков исполнительского мастерства при работе со
звукоусиливающей
аппаратурой.
Нюансировка.
Фразировка.
Совершенствование навыков использования микрофона при активном
сценическом движении.
Доведение программного репертуара до концертного уровня. Репетиции на
сцене.
2.
2.1.

Раздел: Исполнительское мастерство
Совершенствование сценических навыков.
Практика: Закрепление навыков сценического поведения, движений.
Создание собственного музыкально - сценического образа, проявление себя
через
движение,
голос,
раскрытие
собственной
творческой
индивидуальности. Особенности сценического воображения (упражнения,
этюды, импровизации). Работа над структурой программы, доведение до
3.
3.1.

28

концертного варианта.
Раздел: Импровизация
Практика: Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в различном
характере, с различным ритмическим рисунком. Коллективное исполнение
песен.
Сценическая
импровизация.
Ансамблевая
импровизация.
Пластические, мимические этюды. Импровизации в процессе пения
эстрадного репертуара.
4.

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
№
п/п
1

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

6

4

Количество часов в учебном году

216

5

Недель в I полугодии

16

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

4 сентября

8

Каникулы

отсутствуют

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

11

Сроки проведения аттестации

12

Режим занятий

4 ноября,
с 25 декабря по 8 января,
8 марта, 1 мая, 9 мая
25 мая
18-22 декабря,
20-24 мая
2 раза в неделю
по 3 академических часа

29

2.2 Условия реализации программы
Материально- технические условия
1. Кабинет для теоретических и практических занятий (актовый зал).
2. Компьютер, музыкальный центр, магнитофон, телевизор, DVD –
плеер, синтезатор, микрофоны.
3. Музыкальные инструменты: фортепиано, гитара, баян, балалайка,
маракасы, барабан, коробочки, треугольники, кастаньеты, бубны,
ксилофоны, деревянные ложки.
4. Музыкальные СD-диски караоке, с фонограммой минус,
аудиозаписи, видеозаписи.
5. Раздаточный материал: цветные карточки, карты настроений, ритмоблоки.
6. Методическая литература.
7. Музыкальные таблицы (нотный стан, формы музыкальных
произведений, таблицы настроений и др.).
8. Музыкально – дидактический материал.
9. Сборники упражнений и заданий для развития певческих и
творческих способностей.
10. Записи музыкальных произведений вокальной и инструментальной
музыки (CD диски)
11. Сборники нот песен.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю детского объединения
без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований
к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям
и направлениям подготовки, соответствующим направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно- методические условия
- аудио записи студии;
- видео записи студии;
- СD – диски;
- DVD –диски.

30

Наглядный материал:
- таблицы;
- портреты композиторов;
- нотный стан;
- музыкальные произведения в CD записи
- информационные стенды.
При реализации программы используются следующие
электронные образовательные ресурсы:
1. Видеосюжет «Музыка и мозг» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://vk.com/video5051440_171137476;
2. Онлайн-беседы о музыке для детей [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://vk.com/wall-34762452_47852;
3. Вокальные методики [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://vocalmuzshcola.ru/vokal/vokalnye-metodiki;
4. Методика постановки детских голосов в классе эстрадного вокала
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://komgv.ru/методикапостановки-детских-голосов;
5. Краткий обзор вокальной методики известных педагогов
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
https://studopedia.su/11_6013_kratkiy- obzor-vokalnoy-metodiki-nekotorihizvestnih-pedagogov.html
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Методы контроля и управления образовательным процессом – это
наблюдение педагога в ходе занятий, участия воспитанников вокального
объединения в мероприятиях Дома творчества и школы, оценка зрителей,
членов жюри, выступления на фестивалях. Принципиальной установкой
программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в
преподнесении вокального материала. Программа обеспечивает
формирование умений певческой деятельности и совершенствование
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности
голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса
(звонкостью, полётностью, ровностью и т.п.), навыки следования
дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и
самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
В процессе реализации программы используются следующие виды
аттестации / контроля образовательного процесса:
Входной контроль в начале учебного года - беседа, опрос,
тестирование,анкетирование (Приложение №1);
Текущий контроль в течение всего учебного года: педагогическое
наблюдение, диагностика, самостоятельная работа, опрос, концертные
выступления (Приложение №1);

31

Итоговый контроль в конце учебного года - беседа, опрос,
тестирование, анкетирование, концертное выступление (Приложение №1,
2).
III.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Перечень литературы для педагога
- Усарева Н.В. Эстрадный вокал. /Дополнительное образование для детей
8-16 лет. Камышлов. 2008.
- Устьянцева С.Ю. Эстрадный вокал. /Дополнительное образование для
детей 8-16 лет. Камышлов. 2008.
- Пашкова А.С. Программа вокального ансамбля «Ассорти»
/Дополнительное образование детей 10-15 лет. Екатеринбург, 2008.
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога
дополнительного образования. - М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2014. –
326с.
- Емельянов В. Развитие голоса. СПб. 2010г.
- Суязова Г.А. «Мир вокального искусства» Изд-во «Учитель» 2009г.
- Абдулин, Э.Б. Музыкальное образование как объект научного
исследования. - М.: Гном, 2012 - 144 с.
- Клипп, О.Я. История эстрадной и джазовой музыки. - М.: МПГУ, 2014 87 с.
- Романова, Е.В. Импровизация - как метод развития творческих
способностей детей младшего школьного возраста в условиях эстрадной
вокально - хореографической студии. - Журнал Обучение и воспитание:
методики и практика, 2012 122-127 с.
- Стражникова, Т.И. Педагогические условия формирования готовности
будущего эстрадного вокалиста к концертной деятельности.
- Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 - 11 с.
- Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального
образования. - М.: Граф-пресс, 2010 - 240 с.
- Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе. — М.:
Просвещение, 2012.
- Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. РИЦ
ТГАКИ, Тюмень, 2008
- Бархатова И.Б. Примерная программа обучения в эстрадной
школе-студии, Тюмень, 2007
- Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Методические
рекомендации для руководителей и педагогов эстрадного вокала. Тюмень,
2007
- Бархатова И.Б. Луценко И.К. Гигиена голоса. Тюмень, 2010
- Далецкий О.В. Школа пения (из опыта педагога): Учеб.пособие. – М.:
МГУКИ, 2007
- Карягина А.В. Джазовый вокал. Спб. Планета музыки, 2008.

32

Перечень литературы для обучащихся и родителей
Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста / И.Б.
Бархатова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. – 152 с.
Бархатова И.Б. Примерная программа обучения в эстрадной школестудии / И.Б. Бархатова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007. – 105 с.
Бархатова И.Б., Луценко И.К. Гигиена голоса/ И.Б. Бархатова., И.К.
Луценко. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2010. – 136 с.
Карягина А.В. Джазовый вокал / А.В.Карягина.- Спб.: Планета
музыки, 2008. – 138 с.
Интернет – ресурсы
Детский
голос.
Методика
постановки
голоса
у
детей
https://infourok.ru/detskiy-golos-metodika-postanovki-golosa-u-detey2402885.html
Емельянов
В.В.
Фонопедический
метод
развития
голоса
https://www.emelyanov-fmrg.ru/
- Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. Учебное пособие.
https://www.studmed.ru/view/romanova-lv-shkola-estradnogovokala_6b25200ec5c.html
- Сэт Риггз. Школа пения в речевой позиции. 30 практических уроков
https://www.imbf.org/vokalistam/uroki-po-vokalu.html

33

Приложение 1
Вопросы для диагностики образовательного уровня обучающихся
Начальная диагностика:
1. «Ритмическое эхо».
Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма.
Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его повторить.
3 балла – точное повторение
2 балла – повторение с ошибкой
1 балл – отсутствие ритма
2. «Как тебя зовут?».
Задание позволяет определить: насколько развит у ребенка музыкальный
слух.
3 балла – точное повторение мелодии
2 балла – повторение мелодии с ошибкой
1 балл – полное не воспроизведение мелодии
3. Исполнение любимой песни.
Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации,
артистичность исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность
в исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием
эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
Промежуточная диагностика:
1.

Назови жанры народного творчества.

3.
балла – название более 4 жанров
2 балла – название 3 жанров
1 балл – название 1 жанра

34

2.

Самостоятельно воспроизвести упражнения для распевания.

3 балла – более 3 упражнений с чистотой интонирования
2 балла – 2 упражнения с чистотой интонирования
1 балл – 1 упражнение
3.

Ответить на вопрос: для чего нужна музыка?

3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы
Итоговая диагностика:
1.

Движения на сцене.

3 балла – ребенок чувствует ритм и эмоционален
2 балла – ребенок затрудняется выполнить движения
1 балл - ребенок пассивный
2.

Понятие унисон.

3 балла – ребенок дает правильный, расширенный ответ
2 балла – ребенок дает неполный ответ
1 балл - ребенок затрудняется ответить
3.

Правильное дыхание.

3 балла – ребенок дает правильный, расширенный ответ
2 балла – ребенок дает неполный ответ
1 балл - ребенок затрудняется ответить

35

Приложение 2
Тестирование по теории музыки и вокалу
1.
Слово вокал переводится, как…
А) пение
Б) голос
В) музыка
2.
Ансамбль – это…
А) группа спортсменов
Б) группа певцов
В) группа пловцов
3.
Исполнение forte это - :
А) громко
Б) тихо
В) весело
4.
Плавное, связное исполнение – это:
А) non legato
Б) staccato
В) legato
5.
Скорость исполнения музыкального произведения это - :
А) тембр
Б) темп
В) динамика
6.
Тембр – это:
А) скорость исполнения
Б) индивидуальная окраска звука
В) высота звука
7.
Чередование
и
соотношение
длительностей и акцентов называется:
А) метром
Б) музыкальным строем
В) ритмом

различных

музыкальных

36

8.
Временное молчание, перерыв в звучании музыкального
произведения в целом или какой-либо его части или отдельного
голоса это - :
А) такт
Б) пауза
В) мелизм
9.
Такт в музыкальном произведении это - :
А) расстояние (количество долей) между двумя сильными долями.
Б) культурное исполнение произведения
В) скорость исполнения произведения
ОТВЕТЫ:
1. Б
2. Б
3. А
4. В
5. Б
6. Б
7. В
8. Б
9. А

36

37

Приложение 3
Методические рекомендации
Особо важное значение в обучении пению имеет овладение
певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного
осознания учащимися её цели, без понимания роли тех упражнений,
которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения
доводить до сознания детей, для чего поётся данное упражнение, чего
следует добиваться в работе над ним.
Обучающиеся должны понимать, что упражнения помогают
овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы песня
звучала красиво, чисто, выразительно.
Очень важно с самого начала воспитывать у обучающихся
вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать ошибки.
Основа пения – гласные звуки. От правильного образования гласных
зависит красота тембра. У обучающихся школьного возраста тембр не
ровный. Ровность звучания достигается при сохранении высокой
позиции на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует
использовать упражнения:
1. на гласные А, О, У, Э, И, Ю.
2. на дыхание
3. на развитие артикуляции
4. на подвижность диафрагмы (стаккато)
5. на развитие ровности тембрового звучания
6. на гибкость голоса.
Согласные произносятся легко, ясно и энергично. Нужно приучать
обучающихся ясно произносить согласные в конце слов, присоединять
согласные к следующему слогу (например, мы-шка).
Условием грамотного звукообразования являются правильно
открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко
артикулирующие каждый звук. На начальном этапе следует обращать
внимание обучающихся на распределение выдоха до конца фразы, не
брать дыхание в середине слова.

37

38

Сведения об авторе- составителе
Радостева Екатерина Сергеевна.
Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования «Дом детского творчества им. Е.Е.Дерягиной», педагог
дополнительного образования.
Первая квалификационная категория по должности «педагог
дополнительного образования».
Высшая квалификационная категория по должности «учитель».
Образование высшее, 2007 год, Челябинская государственная академия
культуры и искусств, специальность «Народное художественное
творчество».
Стаж педагогической работы: 21 год.
Контактный телефон: 8-953-04-82-876.
Электронный адрес: ekat.kabirova@yandex.ru

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».