Шахматный клуб Три особых хода

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
Шахматный клуб «Три особых хода»
возраст обучающихся: 6-8 лет
срок реализации: 1 год
объем программы: 144 часа

Автор–составитель:
Булычев Дмитрий Алексеевич
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2023

2

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка
Шахматы – одно из уникальных явлений нашей цивилизации.
Интеллектуальная игра, выдержавшая испытание веками, по сей день не
утратила своей завораживающей силы, даже в эпоху компьютера и
интернета.
Шахматы – это спорт и наука, творчество и строгий расчет. Научиться
играть в шахматы может едва ли не каждый, но предела совершенствованию
в этой удивительной и интересной игре нет. Неоспоримо влияние шахмат на
формирование интеллекта и развитие умственных способностей, особенно в
детстве. Чемпион мира по шахматам Эмануил Ласкер писал: «Обучение
шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно
мыслить».
Осваивая игру в шахматы, ребенок приобретает особенные навыки и
компетенции для жизни и будущей профессии: самодисциплина и
креативность, логичность и гибкость мышления, воображение и быстрота
реакции, умение разрешать конфликты и строить планы. Эта игра становится
одним из средств раскрытия потенциала, учит видеть окружающий мир в его
многообразии и перспективе.
Дополнительная общеобразовательная программа Шахматный клуб
«Три особых хода» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального

3

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной
частью общечеловеческой культуры. Программа «Шахматный клуб «Три
особых хода» способствуют физическому, духовному, интеллектуальному,
здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию детей, что является
приоритетным направлением по обновлению содержания дополнительных
программ физкультурно-спортивной направленности согласно Концепции
развития Дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденной
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р).
Дополнительная общеобразовательная программа Шахматный клуб
«Три особых хода» отвечает запросам современного общества и экономики.
Обучение шахматам позволяет воспитать человекас высоким уровнем
развития мышления, умением самостоятельно приобретать, обобщать и
систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Содержание программы направлено на формирование актуальных

4

компетенций современных дошкольников и школьников: самостоятельный
поиск решения проблем и задач, развитие способности ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои
достижения.
Увлекательная игра, каксамая органичная форма деятельности ребёнка,
способствует развитию интеллектуального и нравственного потенциала
юного шахматиста, является инструментом для выявления, формирования и
реализации способностей и умений, необходимых современному успешному
человеку и в то же время способствует воспитанию характера, нравственных
основ и культурных ценностей.
Отличительные особенности программы.
Раскрытие интеллектуальных способностей обучающихся в процессе
освоения игры в шахматы содействует более активному формированию
личности ребенка, его логического и комбинаторного мышления,
способности к анализу и обобщению.
Активное привлечение и использование на занятиях материалов из
классического наследия шахматной игры дает возможность обучающемуся
не только познакомиться с тенденциями в развитии взглядов на законы
теории и методов игры, но и помогает утвердиться во мнении о
необходимости и перспективности постоянных поисков, новых идей в
изучаемых игровых позициях. Тем самым активно стимулируются
творческие способности юного шахматиста.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в
возрасте от 6 до 8 лет. В группы набираются все желающие без специальной
подготовки, при формировании групп учитываются возраст и уровень
готовности к освоению программы.
Программа построена с учетом возрастных психофизических
особенностей, когда совершается переход от ведущей игровой к ведущей
учебно-познавательной деятельности. Ребенок начинает утрачивать детскую
непосредственность в поведении, у него появляется другая логика
мышления. Он приобретает не только новые знания и умения, но и
определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка,
весь уклад его жизни. Общими характеристиками всех познавательных
процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и
устойчивость. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от
наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Оптимальное количествообучающихся в группе от 10 до 12 человек.
Режим занятий.Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность
занятия – 2 академических часа с перерывом 10 минут. Продолжительность
академического часа – 40 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Объем программы: 144часа (36 учебных недель).
Срок освоения программы:программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное

5

освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Основная форма освоения программы – групповое учебнотренировочное занятие, в ходе которого педагог осуществляет
дифференцированный подход к обучающимся, моделирует учебную
ситуацию в зависимости от развития событий и достижения результатов, с
учетом чего возможно проведение индивидуальных занятий.
Уровень сложности программы– стартовый, чтопредполагает
использование и реализациюобщедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Формыобучения:групповая, индивидуально-групповая, работа в парах
и мини группах.
Виды занятий.
Реализация программы предполагает занятия в группе и участие в
турнирах.
Групповые занятия:
­
лекции (изложение теории педагогом);
­
диалоги (обсуждение различных точек зрения педагогом и
обучающимися, возможна предварительная подготовка к диалогу);
­
разбор партий (партии, сыгранные на занятии, на турнире,
исторические партии);
­
решение задач (заранее подготовленный дидактический материал
или демонстрация на доске/экране);
­
тренировочные партии (обучающийся и другой обучающийся/
педагог /компьютер);
­
просмотр учебно-познавательных фильмов с последующим
обсуждением.
Турниры – участие в соответствии с правилами и требованиями
турниров с контролем времени.
Формы подведения итогов.
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестацию.
Текущий контроль осуществляется в форме опросов, выполнения
тестовых заданий (викторин) и решения игровых ситуаций.Промежуточная и
итоговая аттестация проводятся в виде турнира.
Выявление результатов воспитания в ходе освоения программы
достигается в результате педагогического наблюдения по следующим
параметрам:
­
уверенность в поведении и деятельности;
­
самоконтроль и самодисциплина;
­
позитивное взаимодействие в паре, в группе, с педагогом;
­
доброжелательность и бесконфликтность;
­
позиционирование себя как обучающегося Дома детского
творчества

6

им. Е.Е. Дерягиной и активность участия в мероприятиях (турниры,
конкурсы, социально-значимые акции и проекты и др.)
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие интеллектуальных способностей и
коммуникативных навыков ребенка в процессе обучения игре в шахматы,
формирование волевых качеств, мотивации к саморазвитию.
Задачи программы.
Обучающие:
­
познакомить с шахматной игрой, историей развития шахмат;
­
обучать правилам игры и основам культуры шахмат;
­
помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
­
научить решать шахматные задачи.
Развивающие:
­
развивать логическое мышление, память, воображение;
­
формировать умения саморегуляции интеллектуальных и
эмоциональных проявлений;
­
формировать навык последовательного планирования действий
от принятия задачи до оценки своих действий;
­
формировать навык вербального отображения игровой и учебной
деятельности
Воспитательные:
­
приобщатьобучающихся
к
самостоятельным
занятиям
интеллектуальными играми и использование их в свободное время;
­
воспитывать положительные качества личности, нормы
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности;
­
развивать
выдержку,
ответственность,
собранность,
внимательность, воображение и эстетическое восприятие действительности.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Обучающиеся будут:
­
знать историю и основы культуры игры в шахматы;
­
знать правил и терминов шахматной игры, тактических и
стратегических приемов ведения шахматной борьбы;
­
уметь выполнять и устно строить алгоритмы и стратегии в
шахматной игре, исследовать, распознавать и изображать фигуры, работать с
таблицами, схемами и графиками, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
Метапредметные результаты:
­
обучающиеся будут владеть основами логического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
оценки и наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы,
диаграммы), записи и выполнения ходов;

7

­
обучающимися будут освоены способы решения проблем
творческого характера в жизненных ситуациях;
­
будет развито умение ставить цель – создание творческой
работы, планирование достижения этой цели;
­
обучающиеся научатся:
соотносить цели с возможностями;
определять временные рамки;
определять шаги решения задачи;
видению итоговый результата, оценке результат;
планировать последовательности ходов для достижения цели;
поиску ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
умению задавать вопросы;
умению запрашивать и принимать помощь.
Личностные результаты:
Обучающиеся будут демонстрировать:
­
желание к творческому труду в свободное время, работе на
результат;
­
бережное отношения к материальным и духовным ценностям;
­
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
­
понимание и сопереживание чувствам других людей;
­
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости;
­
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Воспитательный потенциал программы
Цель –воспитание в детях чувства гордости за свою страну, развитие
их
кругозора,
стимулирование
любознательности,
воспитание
самостоятельности и самокритичности.
Задачи воспитательной работы:

воспитывать
в
детях
духовное
начало,
тягу
к
самосовершенствованию, нравственному развитию;

воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и
извлекать из них уроки, развивать спортивные качества: упорство, здоровое
соперничество, смелость, выносливость;

познакомить учащихся с историей развития шахматной культуры
и спорта в России, выдающимися шахматными деятелями России.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с
историей развития шахматного спорта в России, у них будет сформировано
чувство гордости за свою Родину, ответственность за ее судьбу.
Обучающиеся будут демонстрировать уважение к окружающим (умение

8

слушать и слышать партнёра,признание права каждого на собственное
мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции
всех участников процесса) и их труду, будут сформированы умения работы в
команде, настойчивость в достижении цели, умения доказывать и достигать
своей цели.
Формы проведения воспитательных мероприятий: турниры,
открытые занятия
Методы воспитательного воздействия:
 метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
 метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Учебный (тематический) план
Количество часов
Названия разделов
(тем)
Всего Теория Практика
Введение. История
4
4
0
возникновения шахмат.
Волшебный мир
4
2
2
шахмат
Шахматная нотация
2
1
1
Шахматные фигуры.
2
1
1
Ладья и слон
Нападение и взятие
2
1
1
Шахматные фигуры.
2
1
1
Пешка
Шахматные фигуры.
2
1
1
Король
Шахматные фигуры.
2
1
1
Ферзь
Шахматные фигуры.
2
1
1
Конь
Ценность фигур
4
2
2
Особые ходы пешки
8
4
4
Защита от нападения
8
4
4
Шах и защита от него
8
4
4
Мат
4
2
2
Простейшие матовые
6
2
4
конструкции
Пат. Ничья
6
2
4

17 Новогодний турнир
18

Особый ход рокировка

8

0

8

4

2

2

Форма
контроля
Беседа,
пед.наблюдение
Практические
упражнения,
педагогические
наблюдения

Пешечный
турнир
Практические
упражнения,

9

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Двойной удар
Мат королем и ферзем
Мат ферзем и ладьей
Мат двумя ладьями
Правила поведения во
время игры
Шахматные часы
Запись партии
Вилка
Сквозной удар
Контроль центра
Развитие фигур
Безопасность короля
Активные фигуры
Замыслы противника
Фазы партии
Подсчет взятий
Подготовка к турниру.
Турнир
Итого

4
6
6
6

2
2
2
2

2
4
4
4

4

2

2

2
2
2
4
6
2
2
2
2
2
2

1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1

1
1
1
2
4
1
1
1
1
1
1

12

0

12

144

58

86

педагогические
наблюдения

Шахматный
турнир

Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение. История возникновения шахмат.
Теория:история возникновения шахмат. План и порядок работы.
Организационные вопросы. Правила техники безопасности при занятиях в
аудитории. Правила пожарной безопасности.
2. Волшебный мир шахмат.
Теория:знакомство детей с шахматами. Легенда о возникновении
шахмат. Основные вехи истории шахмат, их место в мировой культуре. Две
армии на шахматной доске. Соперники, противники, партнеры.
Расположение доски перед началом игры. Шахматные поля. Горизонтали,
вертикали, диагонали. Фигуры и пешки. Последовательность расстановки
фигур и пешек на доске «Ферзь любит свой цвет, а король – чужой цвет.
Практика:выполнение
упражнения
“Волшебный
мешочек”.
Расстановка фигур на доске.
3. Шахматная нотация.
Теория:обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске.
«Адрес» поля как место пересечения вертикали и горизонтали. Диаграмма.
Центр и угловые поля.
Практика:расстановка фигур на доске по горизонтали и вертикали.
4. Шахматные фигуры. Ладья и слон.
Теория: как ходит и бьет фигуры соперника ладья. Вертикали и
горизонтали на шахматной доске. Как ходит и бьет слон. Чернопольные и
белопольные слоны – разноцветные и одноцветные слоны. Диагонали.

10

Практика: выполнение упражнений “Кто быстрее и точнее”, “Что
изменилось”.
5. Нападение и взятие.
Теория:нападение на фигуру или пешку соперника. Линия действия
фигуры. Как напасть на неприятельскую фигуру. Как определить, какая
фигура находится под боем.
Практика:упражнения по защите фигур.
6. Шахматные фигуры. Пешка.
Теория:пешка – душа шахматной партии. Сколько пешек на доске и как
они называются. Как ходит и бьет пешка.
Практика: отработка правил хождения пешки.
7. Шахматные фигуры. Король.
Теория:король: как ходит и бьет фигуры соперника (незащищенные).
Король – самая главная фигура.
Практика:отработка примеров ходов королем.
8. Шахматные фигуры. Ферзь.
Теория:ферзь: как ходит и бьет ферзь. Ферзь, ладья, слон –
дальнобойные фигуры. Ферзь – самая сильная фигура.
Практика:отработка примеров ходов ферзем.
9. Шахматные фигуры. Конь.
Теория: как ходит и бьет конь. Как выглядит фигура (внешнее сходство
с настоящими лошадьми) по сравнению с другими фигурами абстрактного
дизайна.
Практика: закрепление материала в игровых ситуациях.
10. Ценность фигур.
Теория:пешка – «мера веса» шахматной фигуры. Сколько пешек
«весят» (или стоят) конь, слон, ладья и ферзь. Король бесценен. Понятие о
выгодном и невыгодном размене.
Практика:отработка
вариантов
достижения
материального
преимущества.
11. Особые ходы пешки.
Теория:превращение пешки после достижения последней горизонтали.
«Пешка идет в ферзи». Процедура превращения: поставить пешку на
последнюю горизонталь, а затем поменять на выбранную фигуру того же
цвета. Взятие на проходе, битое поле.
Практика:отработка процедуры превращения пешки, взятия на
проходе.
12. Защита от нападения.
Теория:способы защиты от нападения: отход, защита с помощью
другой фигуры (перекрытие), уничтожение атакующей пешки или фигуры.
Шахматная викторина «Все фигуры».
Практика:отработка применения всех способов защиты.Игра
«Шахматный базар».
13. Шах и защита от него.
Теория:понятие шах. Шах различными фигурами. Три способа защиты

11

от шаха: отход короля, перекрытие линии атаки, взятие атакующей фигуры
или пешки.
Практика:закрепление материала в игровых ситуациях.
14. Мат.
Теория:цель шахматной партии. Что такое мат, отличие мата от шаха.
Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь. Сдача партии в проигранной
позиции.
Практика:закрепление материала в игровых ситуациях.
15. Простейшие матовые конструкции.
Теория:стандартные позиции: мат по последней (первой) горизонтали;
мат ферзем, которого поддерживают слон, конь, ладья, король или пешка.
Король на краю и в углу доски, поля для отступления.
Практика:закрепление материала в игровых ситуациях.
16. Пат. Ничья.
Теория:понятие ничья. Разновидности ничьей. Недостаток материала
для выигрыша у обеих сторон. Определение пата, чем отличается пат от мата.
Соглашение на ничью. Вечный шах. Троекратное повторение позиции.
Правило 50 ходов.
Практика:закрепление материала в игровых ситуациях.
17. Новогодний турнир
Практика:турнир по пешечным шахматам (в игре участвуют только
пешки и короли).
18. Особый ход - рокировка.
Теория:определение и цель рокировки. Рокировать можно только один
раз за партию. Виды рокировок: короткая, длинная рокировки. Как делается
рокировка. Когда можно рокировать. Как записывается ход рокировки.
Практика:упражнения на определение возможности рокировки.
19. Двойной удар.
Теория:понятие двойной удар. Кто может нанести двойной удар.
Коневая вилка. Двойные удары ферзем, ладьей, слоном, пешкой, королем.
Самый опасный двойной удар – с нападением на короля соперника.
Практика:закрепление материала в игровых ситуациях.
20. Мат королем и ферзем.
Теория:стандартная связка «король + ферзь» против короля соперника.
Когда могут встретиться такие позиции. Метод оттеснения короля в угол
совместными усилиями. Патовые ловушки.
Практика:закрепление материала в игровых ситуациях.
21. Мат ферзем и ладьей.
Теория:связка «ферзь + ладья». На каких стадиях игры могут
встречаться матовые атаки ферзем и ладьей. Внимательная игра помогает
избежать пата.
Практика:закрепление материала в игровых ситуациях.
22. Мат двумя ладьями.
Теория:матование двумя ладьями одинокого короля. Линейный мат.
Оттеснение короля на последнюю горизонталь. Мат по седьмой (второй)

12

горизонтали при стесненном положении короля.
Практика:отработка различных способов матования короля: ферзем и
королем, ферзем и ладьей, двумя ладьями.
23. Правила поведения во время игры.
Теория:принятые правила поведения во время шахматной партии.
Приветствие соперника, рукопожатие. Соблюдение тишины. Предложение
ничьей. Правило «тронул – ходи». Как поправить фигуру на доске.
Корректное совершение хода.
Практика:закрепление материала в игровых ситуациях.
24. Шахматные часы.
Теория:отличие шахматных часов от обычных. Устройство часов и
принципы игры с часами. Правильное расположение часов на столике.
Флажок (на механических часах). Контроль времени. Цейтнот.
Практика:проведение шахматной игры с часами.
25. Запись партии.
Теория:отличие длинной нотации от короткой нотации. Сокращенные
названия фигур, символы шаха, мата, взятия, короткой и длинной рокировки.
Как записываются ходы пешки. Пример записи партии.
Практика:шахматная нотация.
26. Вилка.
Теория:двойной удар конем – коневая вилка. На какой стадии
встречаются такие удары. Внимание к коням соперника помогает избежать
попадания под вилку. Шах с выигрышем фигуры.
Практика:отработка постановки вилки.
27. Сквозной удар.
Теория:понятие сквозной удар. Когда может возникнуть возможность
для сквозного удара. Предпосылки для сквозного удара.
Практика:отработка нанесения сквозного удара.
28. Контроль центра
Теория:расположение фигур так, чтоб они занимали самую важную
часть доски – центр. Постановка под бой полей е4, d4, e5 и d5 в начале
партии.
Практика:закрепление материала в игровых ситуациях.
29. Развитие фигур
Теория:управление ходом игры, развитие фигуры на поле, где они
смогут контролировать центр. Быстрый вывод слона и коня, рокировка.
Практика:закрепление материала в игровых ситуациях.
30. Безопасность короля
Теория:рокировка – лучший способ обезопасить короля.
Практика:отработка рокировки короля.
31. Активные фигуры
Теория:размен неактивной фигуры на активную.
Практика:закрепление материала в игровых ситуациях.
32. Замыслы противника
Теория:виды тактик противника.

13

Практика:выполнение упражнений на предугадывание тактик.
33. Фазы партии
Теория:изучение характерных этапов партии.
Практика:определение наступления стадии партии.
34. Подсчет взятий
Теория:правила подсчета количества нападений на фигуру или пешку и
её защитников.
Практика:выполнение упражнений по подсчету взятий.
35. Подготовка к турниру. Турнир
Практика:решение заданий: атака, защита, выгодный обмен, защита от
шаха, мат, пат, двойное нападение, сквозной удар, запись партии. Отработка
стандартных позиций и приемов игры.
Шахматныетурниры.

14

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Календарный учебный график на 2023/2024 учебный год
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
72
Количество часов в неделю
4
Количество часов в учебном
144
году
Недель в I полугодии
17
Недель во II полугодии
19
Начало занятий
1 сентября
Каникулы
отсутствуют
Выходные дни
4 ноября, 1-8 января, 23 февраля,
8 марта, 1 мая, 9 мая
Окончание учебного года
19 мая
Сроки проведения аттестации
15-30 декабря, 15-19 мая
Режим занятий
2 раза в неделю по 2
академических часа
Условия реализации программы

Материально-техническиеусловия
Помещение для занятий – просторный, хорошо освещенный и
проветриваемыйкабинет, отвечающий санитарным нормам.
№
Наименование
Кол-во
1.Информационно-коммуникационные, технические средства обучения
1
компьютер, монитор, принтер (комплект)
1
2
Шахматные часы
6
2.Учебно-практическое оборудование
1
Демонстрационная шахматная доска
1
2
Комплекты шахмат (доска с фигурами)
12
3
Флип-чарт
1
3.Мебель
1
Стол (парта)
7
2
Стулья
14
3
Шкафы для хранения пособий, оборудования, материалов
1
4.Канцелярские и расходные материалы
1
Тетрадь в клетку 12 листов (на 1 обучающегося)
1
2
Бумага формата А4 (на 1 обучающегося)
34 л.
3
Цветные карандаши упаковка 6 штук (на 1 обучающегося)
1
4
Простой карандаш (на 1 обучающегося)
1
5
Маркеры для флипчарта (4 цвета)
3
6
Батарейки для шахматных часов
12

15

7

Барский В.Л. Шахматная школа. Первый год обучения.
Рабочая тетрадь / Барский В.Л. – М.: Вако, 2022. – 48 с.

1

Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, реализующий программу,
должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю детского объединения, без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности данной
программы, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем
за два года обучения.
Информационно-методические условия
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности:
ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от
возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–
обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
–
учесть интересы и предпочтения обучающегося;
–
сформировать коллектив детского объединения.
При реализации программы на занятиях используются следующие
материалы для выполнения практических упражнений по шахматам:
Барский В.Л. Шахматная школа. Методическое пособие для учителя /
В.Л. Барский. – М.: ВАКО, 2017. – 176 с.;
Интернет-сайт «Чесфилд». URL: https://chessfield.ru/ (дата обращения
29.06.2023);
Интернет-сайт «Шахматы – мир шахмат». URL: https://chessok.net/
(дата обращения 29.06.2023);
Шахматная платформа «Личесс». URL: https://lichess.org/ (дата
обращения 29.06.2023);
Шахматная платформа «ChessDay». URL: https://chessday.ru/ (дата
обращения 29.06.2023).
Теоретическая часть программы осваивается обучающимися
фронтально, учебный процесс организуется в групповой форме. При
освоении практической части программы используется индивидуальногрупповая форма обучения, так как обучающиеся имеют разный уровень
скорости освоения теоретического материала.
Обучающиеся записываются на программу добровольно, во время
занятий
используются
интерактивные
методы
обучения
(показ

16

видеоматериалов, использование онлайн тренажеров), проведение активных
игр для смены деятельности (живые шахматы, игры с часами и т.д.).
Совокупность данных факторов мотивирует обучающихся хотеть приходить
на занятия, полезно, интересно и весело проводить время (принцип
сознательности и активности учащихся). Кроме того это позволяет
реализовать в процессе обучения принцип наглядности.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Программа
предполагает
проведение
мониторинга
развития
способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения
планируемых результатов освоения программы.
Виды, формы контроля, сроки их проведения указаны в таблице ниже.
Педагог фиксирует результаты по каждому обучающемуся в индивидуальной
«Карточке успеха обучающегося» (Приложение № 1), осуществляет
диагностику личностного развития ребенка в процессе освоения программы
(Приложение №2).
Вид, сроки контроля

Содержание

Формы/методыконтроля

Входной контроль
(сентябрь)
Текущий контроль
(в течение
учебного года)

Выявление уровня знаний и Беседа, педагогическое
умений, способностей
наблюдение
Выявление ошибок и
Беседа, педагогическое
успехов в освоении
наблюдение, решение тестов и
материала
игровых ситуаций.

Промежуточная
аттестация

Определение уровня
Шахматный турнир,
сформированности знаний, педагогическое наблюдение
умений и навыков

Итоговая
аттестация

Определение уровня
Шахматный турнир,
сформированности знаний, педагогическое наблюдение
умений и навыков

Текущий контроль осуществляется в форме опросов, выполнения
тестовых заданий и решения игровых ситуаций. Промежуточная и итоговая
аттестация проводятся в виде турнира.
Педагогическое наблюдениеосуществляется на всех этапахосвоения
программы, результаты заносятся в карту наблюдений (Приложение №1). В
ходе текущих педагогических наблюдений постепенно накапливаются
данные о каждом обучающемся, характеризующие его достижения и
дефициты, необходимые для совершенствования программы.
Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме шахматного
турнира в середине и конце учебного года (Приложение №2).

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Перечень литературы для педагога
1.
Абрамов С.П. Шахматы: первый год обучения. Методика
проведения занятий / С.П. Абрамов, В.Л. Барский. – М.: Дайв, 2009. – 256 с.
2.
Барский В.Л. Шахматная школа. Методическое пособие для
учителя/ В.Л. Барский. – М.: ВАКО, 2017. – 176 с.
3.
Костров В. В какую силу я играю? Гамбиты / В. Костров. – СПб:
«Литера», 2011. – 97 с.
4.
Костров В. В какую силу я играю? Открытые дебюты / В.
Костров. – СПб.: «Литера», 2011. – 89 с.
5.
Костьев А.Н. Учителю о шахматах / А.Н. Костьев. – М.:
«Просвещение», 2013. – 111 с.
6.
Кузин С.Л. Шахматы. Пятерки +. Учеб. пособие / С.Л. Кузин. –
М.: Проспект, 2020. – 136 с.
7.
Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф / Я. Нейштадт. – М.:
ФиС, 2013. – 304 с.
8.
Нимцович А. Моя система / А. Нимцович. – М.: ФиС, 2010. – 297
с.

18

9.
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 416 с.
10. Прудникова Е.А. Шахматы: 1-4 классы: все правила / Е.А.
Прудникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 10 с.
Перечень литературы для обучающихся, родителей (законных
представителей
1.
Барский В.Л. Шахматная школа. Первый год обучения/ В.Л.
Барский. – М.: ВАКО, 2019. – 48 с.
2.
Мазаник С.В. Шахматы для всей семьи / С.В. Мазаник. – СПб.:
Питер, 2009. – 240 с.
3.
Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак. – Л.: Детская литература,
1985. – 228 с.
4.
Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга
/С.А. Карякин. – М.: ЭКСМО, 2019. – 128 с.
5.
Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга
/С. А. Карякин. – М.: ЭКСМО, 2019. – 112 с.

19

Приложение №1
Параметры для педагогического наблюдения
Критерий оценки уровня подготовки обучающихся:
1.
Зеленый цвет – высокий уровень освоения. Можно
говорить охорошем развитии для данного возраста качества или навыка;
2.
Желтый цвет – средний уровень. Качество или навык
находится вразвитии;
3.
Красный цвет – низкий уровень. Развитие качества или
навыкатолько начинается.
Достижение предметных результатов
Имя

Какходятфигуры

МатФерзёмиладьёй
Записьпартии

Рокировка
Двойнойудар
Маткоролем иферзем

Мат
Пат
Ничьяиеёвиды

горизонталь
вертикаль
диагонал
ь
адресфигуры
ладья
слон
пешка
король
ферзь
конь
Нападениеивзятие
Ценностьфигур
Особыеходыпешки
Защитаотнападения
Шахизащитаотнего

фигуры

ребенка

Вилка
Сквознойудар
Правила поведениявовремяигры

Шахматная
нотация

Фамилия

Достижение личностных результатов
Фамилия Имя
ребенка

Мотивация к
самостоятельным
занятиям
интеллектуальными
играми

Демонстрация
уважения к
чужому труду

Демонстрация
положительных качеств
личности, норм
коллективного
взаимодействия и
сотрудничества

Демонстрация
норм
коллективного
взаимодействия и
сотрудничества

Достижение метапредметных результатов
Фамилия Имя
ребенка

Представление об
интеллектуальной
культуре и культуре
шахмат

Демонстрация умения
саморегуляции
интеллектуальных
проявлений

Демонстрация умения
саморегуляции
эмоциональных
проявлений

Демонстраци
я выдержки,
собранности,
внимательнос
ти

Приложение №2
Правила проведения турнира
Турнир проводится по швейцарской системе и состоит из 5 туров с
контролем времени - 11 минут на партию каждому. Победа в партии – 1 очко,
ничья – 0,5 очка, проигрыш – 0 очков.
В первом туре все игроки упорядочиваются случайным жребием. Пары
составляются по принципу: первый из верхней половины таблицы с первым
из нижней половины, второй – со вторым, и так далее. При нечётном числе
игроков игрок, имеющий последний номер, получает очко без игры.
В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым
количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три:
выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается
нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую
очковую группу.
Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой
группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший
игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим
игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не
допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры.
Кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у
каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок
имел равное количество игр белыми и чёрными), в любом случае не
допускается три партии подряд одним цветом, кроме последнего тура. При
нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер в последней
очковой группе (из ещё не получавших очко за пропуск), получает очко без
игры.
Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.

21

АННОТАЦИЯ
Шахматы – одно из уникальных явлений нашей цивилизации,
интеллектуальная игра, которая не утратила своего значения и в XXI веке и
возглавляет список пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных
игр.
Осваивая игру в шахматы, ребенок приобретает особенные навыки и
компетенции для жизни и будущей профессии: самодисциплина и
креативность, логичность и гибкость мышления, воображение и быстрота
реакции, умение разрешать конфликты и строить планы.
Игра становится одним из средств раскрытия потенциала, учит видеть
окружающий мир в его многообразии и перспективе. Игра в шахматы
обеспечивает и направляет развитие интеллектуальных способностей,
способствует образовательным успехам в целом, может стать социальным
лифтом для юного шахматиста.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ
Булычев Дмитрий Алексеевич
Педагог дополнительного образования
Образование: высшее
Переподготовка: "Педагогика дополнительного образования детей и
взрослых. Проектирование и реализация социальнопедагогической деятельности в рамках ФГТ и ФГОС", 2020
год.
Рабочий телефон: 7 (343) 210-19-84
E-mail:len_ddt@mail.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».