Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Цирковой коллектив «Флик –Фляк» возраст обучающихся: 5-10 лет срокреализации: 1 год объем программы: 144 часа Автор-составитель: Миронов Сергей Владимирович педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 2 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цирковой коллектив «Флик-Фляк» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных 3 общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 14. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность общеразвивающей программы – физкультурноспортивная. Программа базируется на воспитании позитивной самооценки обучающихся. Программа носит вариативный характер и может корректироваться с учетом материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, практической подготовленности ребят. Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на приобщение учащихся к культурному наследию и включения их не только в физкультурно-спортивную, но и в художественную деятельность, что является одним из элементов основных направлений развития воспитания, изложенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). Цирковое искусство было востребовано всегда, но сегодня, в эпоху информационных технологий, как никогда необходимо нечто волшебное, сверхъестественное, необычное. И здесь на помощь приходит цирк. Он является своеобразным "мостиком" в страну чудес. Цирковое искусство уникально по своей природе, оно сочетает в себе множество жанров, постоянно пересекающихся между собой, что позволяет эффектно преподнести физические достижения ребенка. Главная образовательная линия в овладении цирковым искусством – создание условий для гармоничного сочетания связей спорта и искусства. Отличительной особенностьюявляется комплексный характер программы, который предполагает обучение детей разным жанрам циркового искусства: цирковой акробатике, жонглированию, эквилибристике, оригинальному жанру, что дает возможность выстраивания для обучающихся индивидуальных образовательных маршрутов. Разнообразие жанров способствует разностороннему развитию личности, позволяет удовлетворить интерес ребенка, проявить ему физические способности, раскрыть творческий потенциал. 4 Помимо физкультурно-спортивной направленности в программу включены элементы художественного направления. Занятия хореографией являются неотъемлемой частью и тесно взаимосвязаны с цирковыми жанрами. Хореографическая подготовка в цирке базируется главным образом на классической основе. Возможность выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов с учетом интересов, отличительных способностей обучающихся и режима занятий позволяет добиться высоких результатов в достижении целей и задач программы. Адресат программы. Программа предназначена для учащихся в возрасте от 5 до 10 лет. Группы формируются по возрастному признаку (5-7 лет, 8-10 лет), при этом для постановки номеров группы могут быть объединены. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и адресована детям, имеющим склонности к цирковой деятельности. Возрастные особенности учащихся Старший дошкольный и младший школьныйвозраст характеризуется готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации ребенка. Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь. В8-10 лет у ребенка одновременно с появлением способности к обучению возникает и комплекс некоторых трудностей: новый режим жизни, новые отношения с одноклассниками и педагогом. В это время у ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная поддержка родителей и педагогов, помощь в преодолении трудностей. При этом педагог обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами. Оптимальное количество обучающихся в группе от 10 до 12 человек. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раз в неделю, продолжительность занятия – 2 академических часа с двумя обязательными перерывами по 10 минут. Длительность 1 академического часа – 30-40 минут (в зависимости от возраста детей в группе). Объём общеразвивающей программы– 144 часа. Срок освоения – 1 год. Особенности организации образовательного процесса.При реализации программы используется традиционная модель организации 5 образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Уровень программы – стартовый, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, в мини группах. Виды занятий: репетиция, беседа, практическое занятие, тренинги, мастер-класс, экскурсии, открытое занятие, конкурсы, показы, индивидуальные и коллективные творческие задания. Формы подведения итогов реализации программы: участие в концертах; участие в открытых занятиях; участие в фестивалях районного и городского уровня. Цель и задачи программы Цель программы – развитие творческого потенциала, физических умений и навыков обучающихся посредством циркового искусства. Задачи: Обучающие: сформировать систему знаний, умений и навыков по основам циркового искусства и здоровому образу жизни; обучать цирковым жанрам; обучать владеть своим телом, оценивать свое физическое состояние и регулировать его в процессе тренировочной деятельности, соблюдая технику безопасности; Воспитательные: способствовать самореализации и творческой активности обучающихся; способствовать воспитанию волевых качество обучающихся: целеустремленности, выдержки, инициативности, самостоятельности, дисциплинированности; воспитывать культуру здорового образа жизни Развивающие: развить артистические качества; развить физические способности. Планируемые результаты Предметные Обучающиеся: • овладеют знаниями в области циркового искусства и будут знакомы с основами здорового образа жизни; • овладеют цирковыми жанрами: акробатика, эквилибр, 6 гимнастика; • будут соблюдать технику безопасности на занятиях и выступлениях; • смогут оценивать свое физическое состояние, регулировать его в процессе тренировочной деятельности; Личностные Обучающиеся: • приобретут способность к сознательной тренировочной деятельности; • получат возможность самореализоваться на занятиях и сцене, проявить свою творческую активность; • будут демонстрировать развитие волевых качеств: целеустремленность, выдержка, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность; • будут демонстрировать осознанность необходимости здорового образа жизни. Метапредметные Обучающиеся будут демонстрировать: • развитие навыков актерского мастерства; • развитиефизических навыков (растяжка, гибкость, выносливость). Воспитательный потенциал программы Цель: воспитание в детях чувства гордости за свою страну, развития их кругозора, стимулирование любознательности, воспитание самостоятельности и самокритичности. Задачи воспитательной работы: воспитывать в детях духовное начало, тягу к самосовершенствованию, нравственному развитию; воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и извлекать из них уроки, развивать спортивные качества: упорство, здоровое соперничество, смелость, выносливость; познакомить учащихся с историей развития циркового искусства в России, с выдающимися цирковымидеятелями России. Ожидаемые результаты: Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с историей развития циркового искусства в России, у них будет сформировано чувство гордости за свою Родину, ответственность за ее судьбу. Обучающиеся будут демонстрировать уважение к окружающим и их труду (умение слушать и слышать партнёра,признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса), будут сформированы умения работы в команде, настойчивость в достижении цели, умение доказывать и достигать свои цели. 7 Формы проведения воспитательных мероприятий: концерты, открытые занятия. Методы воспитательного воздействия: метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, пример); метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания). № п/ п 1. 2. 2.1 2.2 2.3 3. 3.1 3.2 3.3 4. Учебный (тематический) план Наименование Общее В том числе разделов и тем кол-во часов Теория Практика Вводное занятие 2 1 1 Общая физическая 89 19 70 подготовка Разминочные 22 7 15 упражнения Упражнения на 36 8 28 гибкость и растяжку Силовая подготовка 31 4 27 Цирковые жанры 49 7 42 Акробатика 18 3 15 Жонглирование 18 3 15 Оригинальный жанр 13 1 12 Итоговое занятие 4 4 Итого часов: 144 27 Форма контроля Опрос Выполнение практических заданий, пед. наблюдение, открытое занятие Выполнение практических заданий, пед. наблюдение Отчётный концерт 117 Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Вводное занятие Теория: Понятие акробатика. Правила страховки и техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Обсуждения плана работы на год. Практика: особенности тренировочной формы и причесок. Раздел 2.Общая физическая подготовка Основные понятия, особенности выполнения упражнений, техника безопасности. Преобладает индивидуально-групповая форма занятий. Упражнения для развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Комплексы развития мышечной силы, растяжки связочного аппарата, разработка суставов. Развитие музыкальности за счет выполнения комплекса разминки под музыкальное сопровождение. Тема 2.1 Разминочные упражнения 8 Теория: особенности выполнения упражнений на разогрев мышц, использование дыхательных упражнений в разминке. Техника безопасности исполнения разминочных упражнений. Практика: комплекс упражнений под музыкальное сопровождение, ритмично разложенный на каждую разогреваемую зону; чередование разминки с прокачкой мышц. Скручивание, вращательные движения корпусом, руками. Махи ногами в стороны, вперед, назад по 20 раз. Пружинки, пружинки в приседе. «Собака мордой вниз», Тема 2.2Упражнения на гибкость и растяжку Теория: особенности строения суставов. Особенности положения корпуса во время растяжки и упражнений на гибкость, техника безопасности. Правила выполнения комплекса растяжки в паре. Практика:растяжка мышц тела; выкруты рук, ног, спины, плеч; развитие эластичности подъемов стоп; складки; мосты; провесные шпагаты: правый, левый, поперечный. Упражнение на гибкость и растяжку: растяжка в паре, по трое, с помощью скамеек для растяжки, петель. Повороты на шпагатах, «жете». «Кошки», перекат, «петля», бег на мостике, элементы клишника. Полумостик с завалом на плечи, бег через мостик вокруг рук, арабский переворот, выход на мост через подъемы. Заднее и боковое равновесие. Тема 2.3Силовая подготовка Теория: важность силовых упражнений. Особенности динамических и статических нагрузок на мышцы тела. Особенности положения тела в пространстве. Практика:укрепление мышечно-связочного аппарата: укрепление мышц шеи, «уголок», «уголок сидя», приседание на одной ноге с вытянутой вперед свободной ногой; удержание прямого тела в положение упора лежа с опорой на предплечья; использование при выполнение упражнений подкачки дополнительных грузов для рук и ног; лежа на спине поднять голову и лопатки от пола вместе с прямыми ногами на 20 градусов; отжимания. Удерживание ног под прямым углом относительно тела в положении виса. Подтягивания. «рыбка», лежа на животе, руки опущены вдоль корпуса ладонями вниз, поднимать ноги до положения 45 градусов. Раздел 3 Цирковые жанры Тема 3.1 Акробатика, Теория: виды акробатических упражнений, соблюдение техники безопасности на занятиях. Понятие равновесия и координации, сочетание координации и акробатики. Важное умение акробата – самостраховка. Особенности в исполнении элементов самостраховки. Практика:выполнение элементов тренирующих вестибулярный аппарат, статическая нагрузка, сочетание комбинаций из различных элементов, физические упражнения и подвижные игры для развития пространственной ориентации, равновесия, скорости и реакции. Разучивание колеса, рондата. Отработка элементов самостраховки. 9 Тема 3.2 Жонглирование Теория: основные понятия – жонглирование, комбинация, петля Практика: технические приемы жонглирования; точность глазомера, быстрота движений, ловкость, темп; подбрасывание двух предметов (булав, колец, шаров, тарелок, палок); комбинации правой и левой рукой. жонглирование двумя шарами одной рукой (левой и правой); балансирование палки на руке, ноге, лбу Тема 3.3 Оригинальный жанр Теория: основные понятия – пластическая композиция, эквилибр, клоунада, пантомима. Практика:упражнения на акробатической дорожке, создание образа с помощью зарубежных музыкальных произведений (К.Сен – Санс«Лебедь», Л-В.Бетхове. «К Элизе», Р.Щедрин «Кармен-сюита», Э.Морриконе «Chimay», мелодия из кинофильма «Профессионал») и русских музыкальных произведений («Кадриль» русская народная музыка, И.Николаев «Маленькая страна», гр. Иван Купала «Коляда» и др.), упражнения с разной амплитудой и траекторией движений на развитие пространственной и временной точности; упражнения на развитие статического и динамического равновесия; упражнения на развитие подвижности суставов; упражнения с элементами спортивных танцев; стилизованные способы ходьбы, бега, прыжков (с изменением темпа, ритма и амплитуды движений). Раздел 4 «Итоговое занятие» Практика: Отчётный концерт. 10 Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № Основные характеристики п/п образовательного процесса 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 72 3 Количество часов в неделю 4 4 Количество часов в учебном 144 году 5 Недель в I полугодии 17 6 Недель во II полугодии 19 7 Начало занятий 1 сентября 8 Каникулы отсутствуют 9 Выходные дни 4 ноября, 1-8 января,23февраля, 8 марта, 1 мая,9 мая 10 Окончание учебного года 19 мая 11 Сроки проведения аттестации 15-30 декабря, 15-19 мая 12 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: -просторный зал с зеркалами; Перечень оборудования: - маты, обручи, скалки, профессиональное покрытие; -магнитофон с колонками; -коврики для занятий на полу; - реквизит для жонглирования (мячи, булавы, кольца, гимнастические обручи, гимнастические палочки); - реквизит для эквилибристики. Форма для занятий: - специальный костюм: гимнастический купальник и длинные лосины черного цвета, белые носки и сетка для волос; - обувь: балетки или спортивные носки. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. 11 К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Информационно-методические условия Учебный процесс организуется по принципу последовательного нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей. Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы: – обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся; – учесть интересы и предпочтения обучающегося; – сформировать коллектив детского объединения. Теоретическая часть программы осваивается обучающимися фронтально, учебный процесс организуется в групповой форме. При освоении практической части программы используется индивидуальногрупповая форма обучения, так как обучающиеся имеют разный уровень физической подготовки. Обучающиеся записываются на программу добровольно, во время занятий используются интерактивные методы обучения (показ видеоматериалов), во время выполнения упражнений фоном играет подвижная музыка. Совокупность данных факторов мотивирует обучающихся хотеть приходить на занятия, полезно, интересно и весело проводить время (принцип сознательности и активности учащихся). В процессе обучения особое внимание уделяется социализации личности в коллективе. Программа направлена не только на развитие у детей мотивации к двигательной активности и совершенствование физических показателей, но и на развитие качеств личности, необходимых для общения в группе (общительности, эмоциональной устойчивости, самостоятельности, смелости, уверенности в себе, высокого самоконтроля, адекватной самооценки), а также на формирование позитивных норм поведения и основ коммуникативной культуры. Применяется использование проектно-исследовательских образовательных технологий, связанных с поиском новых совершенных форм, нестандартного использования материалов при создании творческого продукта. Все темы программы взаимосвязаны, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов творческой деятельности, необходимые для достижения обучающимися общего положительного результата и достижения цели программы. Цирковой репертуар постоянно обновляется и расширяется новыми постановками. Репертуар может подбираться и 12 варьироваться в соответствии предстоящих выступлений. с составом коллектива и тематикой Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Программа предполагает проведение мониторинга развития способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения планируемых результатов освоения программы. Для отслеживания результативности образовательного процесса используют такие методы, как педагогическое наблюдение, беседа. Виды, формы контроля, сроки их проведения указаны в таблице ниже. Вид, сроки Содержание Формы/ методы Входнойконтроль Выявление уровня знаний, Опрос, педагогическое (сентябрь) умений, способностей наблюдение (Приложение № 1) Текущий Выявление ошибок и Выполнение практических контроль успехов в освоении упражнений, материала педагогическое наблюдение (Приложение Итоговый Подведение итогов в № 2) контроль усвоении материала, анализ динамики Промежуточная Определение уровня Открытое занятие аттестация сформированности знаний, умений и навыков Итоговая Определение уровня Отчетный концерт аттестация сформированности знаний, умений и навыков 13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». Перечень литературы для педагога 1. Баринов В. А. Конфликт в цирке/В.А.Баринов.– М.: Авторскоеиздание, 2009. – 124 с. 2. Баринов В. А. Художественно-образная структура циркового искусства/В.А.Баринов. – М.: Редегир, 2006. – 267 c. 3. Дмитриев Ю. А. Цирк в России. От истоков до 2000 года/Ю. А. Дмитриев.– Омск: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 398 c. 4. Ирхин А.Ф. Техника безопасности в цирке: Методические рекомендации для руководителей самодеятельных цирковых коллективов/А.Ф.Ирхин.– М.: ВНМЦ НТ и МК СССР, 1989. – 169 c. 5. Кожевников С.P. Акробатика/С.P. Кожевников. – М.: Искусство,1994. – 215 c. 6. Козлов В.В.Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика/В.В.Козлов. – СПб.:Владос, 2004. –219 c. 7. Макаров С.М. Театр, эстрада, цирк/С.М.Макаров. – СПб.: 14 Комкнига, 2006. – 137 c. 8. Макаров С. М. Искусство клоунады в СССР/С.М.Макаров.– М.: Либроком,2010. – 182 c. 9. Макаров С.М. Театрализация цирка/С.М.Макаров.– М.: Либроком, 2010. – 216 c. 10. Росин А.М. Волшебный круг манежа/А. М.Росин.– Минск: Полымя, 1985. – 223 c. 11. Сиренко И.А. Воздушные жанры в цирке/И.А. Сиренко. – М., 1996. – 188 c. 12. Славский Р.Е. Советский цирк/Р.Е.Славский. – М.: Cоветская энциклопедия, 1989. – 328 c. 13. Славский Р.Е., Шнеер А.Я. Цирковая энциклопедия/Р.Е.Славский, А.Я. Шнеер.– М.: Советская энциклопедия, 1998. – 190 c. Перечень литературы для детей и родителей 1. Аверкович Н.В., Цейтин М.И. Акробатика. В помощь начинающим /Н.В.Аверкович, М.И.Цейтин.– М.: Физкультура и спорт, 1997. – 324 с. 2. Дворецкий Г.А.Стойки, художественная акробатика, пирамиды, вольностоящая лестница /Г.А.Дворецкий. – Челябинск: Фотохудожник, 2014. – 98 с. 3. Дмитриев Ю. История советского цирка в самом кратком очерке / Ю.Дсмтрмев. – М.: Просвещение, 1997. –246 с. 4. Манджеринский И.И. Арена /И.И. Манджеринский. – М.: Просвещение, 1997. – 264 с. 15 Приложение № 1 Опрос о цирке 1. Ассистентом какого знаменитого клоуна начинал работать в цирке Юрий Никулин: а) Карандаш + б) Шуйдин в) Промокашка 2. Как в цирке называют регулировку хода коня и контроль за преодолениембарьеров: а) панировка б) пассировка + в) фри 3. Какой цирк носит имя Никулина: а) королевский цирк б) золотой цирк России в) цирк на Цветном Бульваре + 4. При работе с какими дрессированными животными не используется панно: а) кошки + б) слоны в) лошади 5. Имя какого традиционного персонажа цирка переводится с латинского как «человек из простонародья, нерасторопный простофиля, деревенщина»: а) акробат б) жонглер в) клоун + 6. Как называется номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах: а) катало б) крутило в) дьяболо + 8. Как называется цирковой жанр, в основе которого лежит демонстрация искусства сохранения равновесия в различных условиях, усложненных применением специального реквизита и снарядов: а) гимнастика б) акробатика в) эквилибристика + 9. Как называется гимнастическое упражнение — перелет с одного турника на другой с поворотом на 180° в сидячее положение: а) зитцен-трюк + б) па-де-де в) двойной аксель 16 10. Как называется длинный хлыст на коротком кнутовище, применяемый в джигитовке и в номерах с хищными и крупными животными: а) арапник + б) укротитель в) ускоритель 11. Кого или что нередко распиливает фокусник на арене цирка: а) бревно б) ассистентку + в) дерево 12. Как называется торжественный выход-марш всей труппы перед началом представления с приветствием, обращенным к зрителям: а) парад-маскарад б) парад-галоп в) парад-пролог + 13. Как называется приспособление, страхующее артистов при исполнении опасных трюков: а) ложе б) кифара в) лонжа + 14. Как называются палки, которые нередко прикрепляют к ногам артисты цирка: а) стремянки б) ходули + в) ступени 17 Приложение № 2 Карта отслеживания освоения предметных результатов программы № Ф.И. ребенка Знания, умения и навыки по основам циркового искусства Н С К Культура движения, навыки актерского мастерства Н С К Навыки безопасного владения своим телом Н С К 1 2 … Карта отслеживания освоения метапредметных результатов программы Ф.И. ребенка № Интереса к общей Сила, выносливость, Творческий подход физической ловкость к заданию подготовке Н С К Н С К Н С К 1 2 … Карта отслеживания Освоения личностных результатов программы № Ф.И. ребенка Интерес к цирковому искусству Н С К Волевые качества Н С К Умение работать группе Н С К 1 2 … Н-начало учебного года С-середина учебного года К-конец учебного года Используется цветовой оценочный метод: Зеленый цвет - высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем развитии для данного возраста качества или навыка; Желтый цвет - средний уровень. Качество или навык находится в развитии; Красный цвет - низкий уровень. Развитие качества или навыка только начинается.