Фольклорный танец МАТАНЯ

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Фольклорный танец «Матаня»
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Срок реализации программы: 4 года

Автор-составитель:
Швидь Олеся Анатольевна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург
2023
1

Пояснительная записка
Дополнительная
«Матаня»

разработана

общеобразовательная
в

соответствии

программа
со

Фольклорный

следующими

танец

нормативными

документами:
1.Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
2

27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10.Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12.

Положение

о

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).

Направленность программы – художественная
Актуальность программы
Данная программа разработана на основе сертифицированной программы
Боголюбской А.И. «Хореографический кружок» и адаптирована к применению в
фольклорном танце «Матаня».
Программа

является

частью

комплексной

системы

по

развитию

исполнительских умений детей и ориентирована на воспитание детей в традициях
отечественной народной культуры, формирования бережного отношения и любви к
ней.

3

Особым видом творческой деятельности детей является изучение и
практическое освоение русского фольклора, приобщение к истокам отечественной
культуры, осознанного восприятия красоты и гармонии народных произведений.
Обучение народно – бытовому танцу совершенствует координацию движения,
способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, даёт возможность
обучающимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев
разных народов, сложностью их темпов и ритмов.
Велика роль этого предмета, в эстетическом развитии обучающихся – так как
он приобщает их к богатству танцевального народного творчества. В условиях
гимназии народно – бытовой танец занимает одно из ведущих мест в создании
репертуара фольклорного ансамбля.
Обучающиеся имеют возможность максимального развития заложенных в
каждом из них задатков к обучению народным танцам, и реализовать их в
соответствующем репертуаре.
Педагогическая целесообразность
Особенность настоящей программы заключается и в том, что в первый год
обучения народно-бытовому танцу предусматривается прохождение базовых
элементов фольклорного танца. Занятия начинаются с постановки корпуса,
изучения позиций рук и ног в фольклорном танце, освоения простейших элементов
и форм русского народного танца с той степенью технической сложности и
нагрузкой на мышечный аппарат, которые доступны обучающимся не имеющим
хореографическую имеющим подготовку.
Программа знакомит с истоками национальных танцевальных культур Урала и
России с характером, стилем и манерой исполнения фольклорных бытовых и
стилизованных

танцевальных

форм,

приобщая

обучающихся

к

богатству

танцевального и музыкального фольклорного материала Изучая танцевальную
культуру, познавая характер и манеру

исполнения фольклорного танца,

обучающиеся на протяжении всего цикла обучения углубленно знакомятся с
праздниками и обрядами русского народа. Систематическое и планомерное
изучение разнохарактерных танцев расширяет диапазон творческих возможностей
4

детей, а также заставляет учащихся и педагогов искать новые краски актерской
выразительности. В процессе обучения, учащиеся развивают свой суставносвязочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность
движений.
Новизна программы включает – подбор современных образовательных
технологий, методов, форм, направленных на развитие творческих способностей
обучающихся, применение видеоматериалов профессиональных коллективов,
методические разработки ведущих педагогов в работе над методикой исполнения,
характером исполнения и создания сценического образа. Создание методических
материалов по народным костюмам.
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь
средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей,
способствует закреплению «ситуации успеха» и даёт большие возможности для
социальной адаптации учащихся.
Программа связана с цикличностью народного календаря, с повторностью и
периодичностью обрядовых песен, танцев, игровых действ, передаваемых из года в
год, из поколения в поколение. Этот принцип даёт возможность детям в течение
обучения изучать и воспроизводить одни и те же праздники, обряды и
соответствующий им музыкальный материал воплощая их в концертные
постановки и конкурсные номера, а также для обмена творческим опытом с
другими коллективами.
Отличительной особенностью программы является её интегративность,
позволяющая объединить усилия педагога дополнительного образования и
преподавателей литературы, истории, мировой художественной культуры. Это даёт
возможность детям участвовать в совместных творческих школьных, районных и
городских проектах, связанных с народными праздниками, традициями, обрядами
своего края.
Адресат программы. Программа предназначена для комплексного изучения
народно-бытового танца детьми от 7 до 16 лет. В группе от 10-15 обучающихся.

5

Набор осуществляется без предварительного конкурсного отбора по желанию,
т. к. программа рассчитана на учащихся без специальной подготовки (в том числе и
«трудных»).
Группы формируются разновозрастные. Возможно включения обучающегося
в программу первого года обучения в течение учебного года.
Настоящая программа составлена на основе достижений классической и
современной педагогики, построена с учётом возрастных и психологических
особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребёнка, его
эстетического чутья и на стимулирование творческой деятельности по освоению
народной культуры.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают
донести

до

учащихся

высокие

нравственные

идеалы

русского

народа.

Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к
старшим, забота о младших - заповеди народной педагогики, которые служат
своеобразным ориентиром данной программы, её духовным компасом.
Программа

основана

на

дифференцированном

подходе

к

каждому

обучающемуся с учетом его музыкальных способностей, индивидуальных
особенностей возраста.
В рамках обучения программа ориентирует учащихся на общемузыкальное и
этнокультурное развитие.
Режим занятий:
1)

Освоение навыков народно-бытового танца и традиционной народной

культуры 2 раза в неделю по 2 занятия;
2)

освоение шумовых и духовых народных инструментов и элементов

фольклорного театра 1 раз в неделю по одному занятию;
Продолжительность занятия 45 мин. Перерыв между занятиями 15 мин.
Объём и срок освоения программы
Срок реализации программы составляет 3 года
1 год 216 часов
6

Уровни освоения программы:

Образовательный процесс по освоению традиционной народной культуры
строится с учетом возраста и уровня подготовки воспитанников и делится на три
ступени обучения: стартовую ( 1-ый год обучения), основную (2-й год обучения) и
творческую

(3-й,

4-й

год

обучения).

Творческая

ступень

способствует

профессиональной ориентации обучающихся.
Выпускники могут продолжить занятия в творческой группе до 16 лет,
участвуя в концертной деятельности, социально-значимых акциях и творческих
мероприятиях. Занятия для этих обучающихся проводятся по учебному плану
третьего года обучения по определённому концертному репертуару.
Методы:
Основные методы работы педагога-хореографа на уроке:
− Метод показа движений;
− Словесный метод (беседа, лекция, диалог обучающихся с преподавателем);
− Наглядный метод (показ видеоматериала, иллюстраций);
− Опытно-практический метод (разучивание, работа с упражнениями, тренинги);
− Объяснительно-иллюстративный метод (объяснение, рассказ, замечание, анализ);
− Метод повторения;
− Репродуктивный метод;
− Импровизационный метод;
− Проектно-конструктивный метод;
− Концентрический соревновательный метод;
− Метод упрощения;
− Метод идеомоторной тренировки.
Методы показа и объяснения, являются главными проводниками требований
преподавателя обучающимся. В разных классах показу и объяснению отводится
7

различная роль. Функции показа и объяснения изменяются на разных этапах
обучения. На конечном этапе обучения показ и объяснение занимают меньше
времени по сравнению с предыдущими этапами. Два важнейших метода – показ и
объяснение – связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией
мышления и развитием творческого начала в процессе напряжённой физической
работы по овладению танцевальными навыками.
При применении объяснительно-иллюстративного метода, используются
аудио и видеоматериалы для зрительного восприятия преподаваемого учебного
материала, помогающие увидеть обучающимся конечный результат. Этот метод
рекомендуется использовать на начальном этапе обучения. На следующем этапе,
происходит нацеливание на творческий подход к изучению заданий, и это даёт
возможность им найти свой стиль. Методический показ не может обойтись без
словесного метода.
Импровизационный

метод

помогает

детям

раскрепоститься,

обрести

внутреннюю свободу и уверенность.
Проектно-конструктивный
активирует

их

мыслительную

метод

формирует

деятельность,

навыки

способствует

исследования,
применению

полученных знаний, умений, навыков на практике.
Целостный метод используется при обучении несложным движениям, когда
обучающиеся могут воспроизвести движение или небольшую танцевальную
комбинацию полностью.
Метод упрощения, метод разучивания по частям при обучении сложного
движения.
Чтобы активировать детей, применяют соревновательный метод с установкой
на лучшее исполнение.
Метод идеомоторной тренировки, запоминание упражнения с помощью
представления.
Форма проведения занятий. По своей форме обучение делится на:
1)

групповое;
8

индивидуально-групповое

2)

Формы подведения результатов.
Своеобразной формой итогового контроля является участие в открытом
занятии,творческом отчете.
Объекты диагностики и

развития

личности в сфере

эстетического воспитания и музыкального образования:
•

мотивация (эстетические, музыкальные интересы, потребности);

•

общие (универсальные) музыкальные способности;

•

креативные свойства личности;

•

специальные музыкальные способности.

Цель программы – раскрытие творческих способностей обучающихся,
расширение кругозора, приобщение к культуре, традициям и обычаям разных
народов

посредством

освоения

народно-бытового

танца,

приобретения

практических навыков во время изучения и исполнения народных танцев.
Задачи:
Предметные:
•
(форма,

сформировать представление и каноны урока народно-бытовой танец
дисциплина,

последовательность,

работоспособность,

внимание,

представление о постановке корпуса);
•

сформировать представление о народно-сценическом танце –

как

хореографическом предмете;
•

развить навык точного исполнения упражнений в соответствии с

методикой и музыкальным материалом;
•

развить

хореографические

данные

(выворотность,

гибкость,

устойчивость, прыжок, шаг, координация, сформировать понятие о постановке
корпуса);
•

сформировать навыки восприятия народной музыки и выражения своего

отношения к музыкальному произведению;
9

•

развить навык выразительного исполнения народно-сценического танца;

•

повысить выносливость путем повторения пройденных движений в

увеличенном количестве и более быстром темпе;
•

сформировать умение разучивать и выразительно исполнять народно-

сценические танцы;
•

сформировать навыки осознанного восприятия и исполнения элементов

народно- сценического танца;
•

сформировать навыки импровизации простейших хореографических

композиции.
Метапредметные:
•

воспитывать коммутативные качества;

•

развить творческое и логическое мышление, способность устанавливать

причинно- следственные связи;
•

сформировать потребность в системной коллективной творческой

деятельности;
•

расширить музыкально-художественный кругозор детей на лучших

произведениях русской зарубежной музыки и хореографии;
•

сформировать навыки контроля и коррекции собственных действий;

•

сформировать умение использовать полученные знания в практической

деятельности;
•

сформировать первоначальные навыки работы с информацией по

народно- сценическому танцу;
•

сформировать первоначальные навыки проектирования и технологии,

оформления портфолио достижений, умение представлять результаты собственной
деятельности.
Личностные:
•

создать условия для развития творческой личности;

10

•

способствовать

формированию

социально

значимых

компетенций

обучающихся;
•

воспитать у детей любовь к танцу и искусству;

•

сформировать внутреннюю мотивацию к учебной деятельности;

•

приобщить ребенка к здоровому образу жизни;

•

воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую культуру;

•

воспитать у обучающихся настойчивость и целеустремлённость в

преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий
результат;
•

сформировать

представление

о

моральных

нормах

и

воспитать

потребность их выполнения на основе понимания их социальной необходимости.

11

Учебный (тематический) план 1 год обучения
№п/п

1.
2.

Название темы
Тема 1. Введение в предмет
«народно-бытовой танец»
Тема 2. Виды уральских кадрилей.
Способы и принципы построения
фигур кадрилей.

Количество часов
Всего
Теори Практика
я

Беседа

2

2

40

5

35

3.

Тема 3. Виды хороводов. Стилистика
уральского хоровода. Разновидности
особенностей хороводов России

40

5

35

4.

Тема 4. Игровые элементы в
фольклорном танце. Танецигра.

25

5

20

5.

Тема 5. Музыкальные инструменты
фольклорной традиции в контексте
исполнения народного танца.
Тема 6. Праздники, обряды и
народные действа в фольклорном
танце.

35

5

30

35

5

20

Тема 7. Применение
элементов фольклорного
театра в традиционных
праздниках и обрядах.
Культура родного края.
Итого:

35

5

30

20
216

10
42

10
174

6.

7.

8.

12

Формы
контроля

Творческая
работа.
Постановочная
работа. Показ
Творческая
работа.
Постановочная
работа
Творческая
работа.Самосто
ятельные
этюды.
Творческая
работа.Показ
Творческая
работа.
Самостоятельн
ые этюды.
Показ
Творческая
работа.
Пед.наблюде
ние
Беседа

Содержание учебного плана 1 год:

Тема 1. Введение в предмет «народно-бытовой танец».
Теория. Беседа о предмете «народно-бытовой танец» (изучение
народностей, структура урока). Показ видеоролика фрагментов урока по
данной дисциплине.
Тема 2. . Виды уральских кадрилей. Способы и принципы построения
фигур кадрилей.
Теория. Разбор принципов построения уральских кадри
Практика.
Круговые кадрили « Заметелица», «Уральская круговая», «Восьмера»,
«Заплетуха», «Широкая круговая».
Основные кадрильные шаги, дроби, ходы, перестроения, смена партнёров, смена
фигур, хлопуши мужские, синкопированные дроби.

Тема 3. Виды хороводов. Стилистика уральского хоровода. Разновидности
особенностей хороводов России
Теория. Разнообразие русских хороводов. Разбор видов хороводов по
региональным особенностям.
Практика. Уральские хороводы. Постановка.
Линейные хороводы «Берёзка», «Воротики», «Уральский край», «У ворот гусли».
Круговые хороводы «Завлекалочка», «Русская сторонушка», «Красно солнышко»,
«Во поле берёзонька», «Во лузях», «По полю полю».
Тема 4. Игровые элементы в фольклорном танце. Танец-игра.
Теория. Виды игры. Жанры игры.
Практика. Танец-игра в постановке. Танец-игра в импровизации.
Игры «Селезень и утка», «Воротчики», «Просо сеяли», «Платочек», «Во лузях»,
13

«Про Тимошку», «У дуба –дубочка», «Во кузнице», «Петрушкины прибаутки»,
«Гуси», «Во горнице», «Как у дедушки малы детоньки», «Цапля», «В огороде»,
«На лугу», «Деревенская полька».
Тема 5. Музыкальные инструменты фольклорной традиции в контексте
исполнения народного танца.
Теория. Разнообразие музыкальных инструменто фолькллорной традиции. Виды
инструментов. Способы игры и применение в народном танце.
Практика. Танцевально-игровые комбинации использованием музыкальных
инструментов. Концертные формы.

Тема 6. Праздники, обряды и народные действа в фольклорном танце.
Теория. История возникновения традиций и обрядов Урала.
Практика. Постановка концертных номеров по традиционным праздникам и
обрядам.
Тема 7. Применение элементов фольклорного театра в традиционных
праздниках и обрядах.
Теория. История фольклорного театра . Персонажи фольклорного театра .
Практика. Изготовление традиционных народных кукол по образу исторических
и сказочных персонажей фольклорного театра. Постановка концертных номером с
применением атрибутики фольклорного театра.
Тема 8. Культура родного края.
Теория. Беседа по теме и просмотр видеоматериалов.
Практика. Проведение викторины и тестов по пройденным темам.
Творческая встреча с фольклорным ансамблем «Багрение» г.Екатеринбург.

14

Учебный (тематический) план 2 год обучения
№п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Название темы
Тема 1. Азбука музыкального
движения: медленные и быстрые
темпы. Виды музыкальных размеров.
Динамика в темпах. Изменение
музыкального размера в танце.
Тема 2.Уральские кадрили. Виды
кадрилей. Способы и принципы
построения фигур кадрилей.
Вариативность исполнения.
Тема 3. Виды хороводов. Принципы
построения хоровода. Фигуры
хоровода. Разновидности
особенностей хороводов Урала и
России
Тема 4. Игровые элементы в
фольклорном танце. Танецигра с припевкой.

Количество часов
Всего
Теори Практика
я

Формы
контроля
Беседа

2

2

40

5

35

Творческая
работа.
Постановочная
работа. Показ

40

5

35

Творческая
работа.
Постановочная
работа

25

5

20

Тема 5. Музыкальные шумовые и
духовые инструменты фольклорной
традиции в контексте исполнения
фольклорного танца.
Тема 6. Праздники, обряды и
народные действа в контексте
фольклорного танца.

35

5

30

Творческая
работа.Самосто
ятельные
этюды.
Творческая
работа.Показ

35

5

20

Тема 7. Применение
элементов фольклорного
театра в традиционных
праздниках и обрядах.
Культура родного края.
Итого:

35

5

30

20
216

10
42

10
174

15

Творческая
работа.
Самостоятельн
ые этюды.
Показ
Творческая
работа.
Пед.наблюде
ние
Беседа

Содержание учебного плана 2 год:

Тема 1. Азбука музыкального движения: медленные и быстрые темпы. Виды
музыкальных размеров. Динамика в темпах. Изменение музыкального
размера в танце.
Теория. Изучение темпов в музыке. Прослушивание и сравнение. Показ
видео с разбором и объяснением применяемых в фольклорном танце темпов
музыки.
Практика. Показ и исполнение танцевальных элементов фольклорного
танца в различных темпах.
Тема 2. Уральские кадрили. Виды кадрилей. Способы и принципы
построения фигур кадрилей. Вариативность исполнения.
Теория. Разбор принципов построения уральских кадрилей и рефренов.
Практика.
Круговые кадрили « Уральская заплетуха», «Уральская шестёра», «Еланская
восьмёра».
Линейные кадрили «Чижик», «Улочка».
Основные и сложные кадрильные шаги, дроби,перестроения, смена партнёров,
смена фигур, дроби мужские с прыжками, синкопированные дроби. Рефрены.

Тема 3. Виды хороводов. Принципы построения хоровода. Фигуры хоровода.
Разновидности особенностей хороводов Урала и России
Теория. Разбор видов хороводов по региональным особенностям.
Практика. Уральские хороводы и хороводы России. Постановка.
Линейные хороводы: «Полюшко», «Травонька», «На Урале», «Красна девка»,
«Русь великая».
Круговые хороводы: «Красно солнышко», «Русское полюшко», «Во светлице»,
«Белолица-круглолица», «Расцветай мой край», «Во лесу, лесочке.».

16

Тема 4. Игровые элементы в фольклорном танце. Танец-игра.
Теория. Виды игры с припевкой. Игровые жанры.
Практика. Танец-игра в импровизации. Танец-игра в постановке для
концертных номеров.
Игры «Разиня», «Золотые ворота», «А мы по лесу», «Платочки девичьи», «Во
лесу», «Тимоня», «У ясеня красиво», «Шёл я по лесу», «Матанины прибаутки»,
«Курочка», «У матушки 7 дочерей», «Как у дедушки Петра», «Скоморошина»,
«Купцы-молодцы», «Кудрявчик», «Деревенские забавы».
Тема 5. Музыкальные шумовые и духовые инструменты фольклорной
традиции в контексте исполнения фольклорного танца.
Теория. Разнообразие музыкальных инструментов фольклорной традиции. Виды
инструментов. Способы игры и применение в фольклорном танце.
Практика. Танцевально-игровые комбинации использованием музыкальных
инструментов. Концертные формы.

Тема 6. Праздники, обряды и народные действа в контексте фольклорного
танца.
Теория. Возникновения фольклорного танца в традициях и обрядах Урала.
Практика. Постановка концертных номеров по традиционным праздникам и
обрядам.
«Ярмарка», «Скоморошья потехи», «Масленичные гуляния», «Троицкие
гуляния», «Колядки», «Егорий весенний».
Тема 7. Применение элементов фольклорного театра в традиционных
праздниках и обрядах.
Теория. История фольклорного театра . Персонажи фольклорного театра .
Практика. Изготовление традиционных народных кукол по образу исторических
персонажей фольклорного театра. Постановка концертных номеров в жанре
17

фольклорного театра.
«Петрушка на Святках», «Петрушка и царь», «Марья-краса длинная коса», «Дунятонкопряха», «Горшок», «Работнички», «Рождественский дед».
Тема 8. Культура родного края.
Теория. Беседа по теме. Прослушивание и просмотр видеоматериалов.
Практика. Проведение викторины и тестов.
Встреча с уральским композитором и фольклористом В.И.Горячих.
Творческая встреча с фольклорным ансамблем «Перезвоны» г.Полевской

Учебный (тематический) план 3, 4 год обучения
№п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Название темы
Тема 1. Азбука музыкального
движения: динамика и виды
музыкальных размеров. Динамика в
танце. Изменение музыкального
ритма и размера в танце.
Тема 2. Кадрили и виды. Способы
и принципы построения бытовых,
игровых и концертных форм
кадрилей. Импровизация
вариативность исполнения.
Тема 3. Виды обрядовых и
праздничных хороводов. Принципы
построения хоровода. Разновидности и
особенности бытовых, обрядовых и
праздничных хороводов
Тема 4. Игровые элементы в
фольклорном танце.
Применений вариативности
игры в праздничном обряде и
концертной форме исполнения.
Тема 5. Музыкальные шумовые и
духовые инструменты фольклорной
традиции в контексте исполнения
обрядового действа и постановочной
форме концертного номера.
Тема 6. Праздники, обряды и
народные действа в концертной
форме исполнения произведения.

Количество часов
Всего
Теори Практика
я

Формы
контроля
Беседа

2

2

40

5

35

Творческая
работа.
Постановочная
работа. Показ

40

5

35

Творческая
работа.
Постановочная
работа

25

5

20

Творческая
работа.Самосто
ятельные
этюды.

35

5

30

Творческая
работа.Показ

35

5

20

Творческая
работа.
Самостоятельн
ые этюды.
Показ

18

7.

8.

Тема 7. Фольклорный
театр в традиционных
праздниках и обрядах
народного календаря.
Культура родного края.
Итого:

35

5

30

Творческая
работа.
Пед.наблюде
ние

20
216

10
42

10
174

Беседа

19

Содержание учебного плана 3,4 год:

Тема 1. Азбука музыкального движения: динамика и виды музыкальных
размеров. Динамика музыки в танце. Изменение музыкального ритма и
размера в танце.
Теория. Повторение темпов в музыке. Прослушивание и сравнение
динамических изменний. Прослушивание и просмотр видео с разбором и
объяснением применяемых в фольклорном танце динамических изменений
темпов музыки.
Практика. Показ и исполнение танцевальных элементов фольклорного
танца в различной динамике движения.
Тема 2. Кадрили и виды. Способы и принципы построения бытовых,
игровых и концертных форм кадрилей. Импровизация вариативность
исполнения.
Теория. Разбор принципов построения кадрилей и связок в бытовой и
концертной форме.
Практика.
Бытовые кадрили «Уральская круговая», «Восьмёра», «Еланский чижик»,
«Матанечка»
Концертные кадрили «Ярмарочная кадриль», «Рекрутская кадриль», «Саратовская
кадриль», «Нижегородская кадриль», «Алапаевская разлетуха».

Тема 3. Виды обрядовых и праздничных хороводов. Принципы построения
хоровода. Разновидности и особенности бытовых, обрядовых и праздничных
хороводов
Теория. Разбор хороводов с отличительными особенностями бытовых,
обрядовых и праздничных.
Практика. Постановка хороводов с применением простых и сложных шагов,
перестроений и соединение сложных фигур хороводов.
20

Бытовые простые хороводы: « У молодушки», «По полю полю», «Беседушка»,
«Красна девица косу плела», «На лужочке травонька».
Обрядовые и праздничные хороводы: «Заплетися плетень», «Русское подворье»,
«У Ивана во дому», «Разгуляйся душа», «Эх. вы молодцы», «Масленицазавитуха.», «Девичья Троица», «Семик берёзовый», «Утушка луговая», «Девичий
весенний хоровод»

Тема

4.

Игровые

элементы

в

фольклорном

танце.

Применение

вариативности игры в праздничном обряде и концертной форме исполнения.
Теория. Игровые жанры. Разбор по видам. Просмотр видео с показом.
Практика. Танец-игра в постановке для концертных номеров и праздничных
обрядов.
Игры «Масленичные гости», «Ярмарочные воротики», «Скоморошьи забавы»,
«Игра-варежка», «Герасим-Граевник», «Колядовщики пришли», «Рождественские
гуляния», «Шёл я по ярмарке», «Девичьи прибаутки», «Семь зятевей», «Шила
платочек», «Капустка», «Семёновна», «Лук-чеснок», «Как лён сеять», «Егорьины
забавы».
Тема 5. Музыкальные шумовые и духовые инструменты фольклорной
традиции в контексте исполнения обрядового действа и постановочной форме
концертного номера.
Теория. Все виды музыкальных инструментов фольклорной традиции. Способы
игры и применение в концертной форме и обрядовых постановках.
Практика. Танцевально-игровые комбинации использованием музыкальных
инструментов. Концертные формы.
Вокально-хореографическая

композиция

«Ярмарка»,

хореографическое обрядовое действо «Масленичные гуляния».

21

Музыкально-

Тема 6. Праздники, обряды и народные действа в концертной форме
исполнения произведения.
Теория. Просмотр видеоматериалов готовых постановок праздничных обрядов.
Беседы и теоретический разбор сценарного хода праздника.
Практика. Постановка концертных номеров по традиционным праздникам и
обрядам.
«Ярмарка», «Скоморошья потехи», «Масленичные гуляния», «Троицкие
гуляния», «Колядки», «Егорий весенний», «Святочная вечорка», «Семицкие
забавы», «Капустная вечорка»
Тема 7. Фольклорный театр в традиционных праздниках и обрядах
народного календаря.
Теория. История возникновения персонажей и действий фольклорного театра.
Практика. Постановка концертных номеров в жанре фольклорного театра.
« Ряженые на Святках», «Петрушка на Ярмарке», «Петрушка на Масленице»,
«Дед и баба на Троицу», «Развесёлые скоморохи», «Рождественские потехи».
Тема 8. Культура родного края.
Теория. Беседа по теме. Просмотр видеоматериалов .
Практика. Проведение викторин и тестов.
Творческая встреча с народной артисткой России солисткой государственного
Уральского русского народного хора С.А.Комаричевой
Творческие встречи и участие в мастер-классах с фольклорными детскими
коллективами и мастерами г.Екатеринбурга.

22

Планируемые результаты
В конце обучения по данной программе учащиеся должны обладать
следующими навыками:
•

уметь сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении проблем;

уметь активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения,
доброжелательности и взаимопонимании;
•

иметь навык культуры общения и поведения в социуме;

•

сформированы
практической

умения использовать полученные знания в
деятельности;

уметь

проявлять

настойчивость

и

целеустремленность в преодолении трудностей учебного процесса;
•
работы
•

сформированы

начальные навыки репетиционно-концертной

в коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
иметь навык исполнения упражнения в соответствии с методикой и

музыкальным сопровождением;
•

иметь навык координации движений, гибкости, работы над стопой,

выносливости, ритмичности;
•

иметь навык вращения на двух и одной ноге влево, вправо;

•

знать хореографические термины (в рамках учебного материала);

•

уметь чётко ориентироваться на сцене и в классе;

•

освоить и основы исполнения и уметь исполнять комбинации

дробных выстукиваний и присядок ;
•

знать основные рисунки танца;

•

владеть навыками работы в паре, иметь понятие об этюдной работе

Образовательные:
•

первоначальные представления о роли музыкального искусства в

жизничеловека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
•

основы художественной и музыкальной культуры, понимание

красоты как ценности; потребности в музыкальном творчестве и в общении с
музыкой;
23

•

владение элементарными практическими умениями и навыками

вразличных видах музыкальной деятельности.
После завершения обучения каждый обучающийся должен знать:
•

народные праздники и обряды календарного цикла;

•

быт, уклад жизни русского народа;

•

жанры фольклора.

Оценочные материалы.
Систематическая оценка усвоенных воспитанниками знаний, умений
навыков

в

области

теории

музыкального

фольклора,

исполнения

хореографических элементов, музицирование даёт возможность не только
определить уровень освоения программы каждым ребёнком, но и обнаружить
наиболее трудные для усвоения её разделы и адаптировать их с учётом
возможностей детей.
В течение учебного года педагоги коллектива проводят поэтапную
диагностику успешности усвоения программного материала:
•

Начальный (в начале года)– собеседование для определения

начального уровняразвития ребёнка.
•
Промежуточный открытое занятие с последующим анализом
результатов.
•

Итоговый (в конце года) – итоговое занятие, творческий отчет
Виды, формы и методы контроля
Виды контроля,

Содержание

сроки
Вводный
(входящий)
(для вновь
поступивших
обучающихся)
Текущий (в
течение всего
учебного года)
Итоговый
(аттестация):

Определение начального уровня
подготовленности

Освоение музыкального материала

24

Формы/
методы контроля
наблюдение

наблюдение

конец 1-го полугодия

отслеживание динамики,
прогнозирование результативности
дальнейшего обучения

Наблюдение, открытое
занятие

конец 2-го полугодия

определение уровня сформированности
знаний, умений и навыков по окончании
курса обучения года)

Наблюдение, открытое
занятие.

конец всего
курса обучения

определение

Наблюдение, открытое

уровня сформированности

знаний, умений и навыков по окончании
курса обучения.

занятие , творческий отчет

Критерии оценки качества исполнения
Исполнение программы оценивается по пятибалльной шкале, в основу
которой положены объективность и единый подход:
Количество баллов

Критерии оценивания выступления

«Отлично» - 5 баллов
Исполнение уверенное и осмысленное:
(освоение
обучающимся
более
80%
− чистое исполнение упражнений
содержания
дополнительной
экзерсиса и элементов танца;
общеразвивающей программы):
− свободное владение навыками (по
программным
требованиям,
соответствующим данному классу);
− умение передавать характер танца и
владеть
художественновыразительными средствами.
«Хорошо» - 4 балла
Исполнение
уверенное,
но
задачи,
(освоение обучающимся от 60% до 80% поставленные преподавателем выполнены
содержания
дополнительной не в полном объеме:
общеразвивающей программы):
− небольшие
погрешности
в
исполнении;
− характер исполнения передается
ограниченными
выразительными
средствами.
«Удовлетворительно» - 3 балла
Исполнение с большим количеством
(освоение обучающимся от 40% до 60%
недочетов:
содержания
дополнительной
− выступление
с
явными
общеразвивающей программы).
погрешностями;
− неуверенное знание материала;
− формальное
отношение
к
исполнению.

25

Комплекс серьезных недостатков:
«Неудовлетворительно» - 2 балла
(освоение
обучающимся
менее
40%
− плохое знание материала;
содержания
дополнительной
− грубые и частые ошибки при
общеразвивающей программы):
выполнении упражнений;
− слабое владение танцевальными
навыками
(по
программным
требованиям,
соответствующим
данному классу).

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
аттестации черезмеханизм открытого занятии.
Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 1-го
полугодия ипредпоследняя учебная неделя 2-го полугодия).
В процессе итогового контроля отслеживается усвоение знаний и
динамика развитияобучающихся по основным критериям.
Критериями оценки результатов освоения программы служат:
•

осмысленность

и

свободное

использование

специальной

терминологии;
•

соответствие уровня подготовки программным требованиям;

•

определение учебных результатов по программе дополнительного

образования.
•

Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

•

Креативность в выполнении практических заданий

•

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности

программным требованиям

26

Таблица № 1.
Диагностика результатов обучения по программе
Показатели
(оценивающего
параметра)

Критерии

I.Теоретическая
подготовка ребенка:
1.1.Теоретические
знания (по основым
разделам учебнотемати-ческого плана
программы)

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

1.2.Владение
специальной
терминологией

Оценка

Степень выраженности
начало

середина

учебного года
- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных знаний составляет
более ½);

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии

- максимальный уровень
(ребенок освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период).
- минимальный уровень
(ребенок, как правило, избегает
употреблять специальные
термины);
- средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой);
- максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознано и в
полном соответствии с их
содержанием).

27

конец

II.Практическая
подготовка ребенка:
2.1.Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно-тематического
плана программы)

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
предусмотренных умением и
навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет долее ½);
- максимальный уровень
(ребенок овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период);

2.2.Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

- минимальный уровень умений
(ребенок испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием);
- средний уровень (работает с
оборудованием с помощью
педагога);
- максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает
особых трудностей);

2.3.Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

- начальный (элементарный)
уровень развития
креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь
простейшие практические
задания педагогов);
- репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания
на основе образца);
- творческий уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества).

28

III. Учебно-коммуникативные
умения:
3.1.Умение слушать и
слышать педагога

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога.

- минимальный уровень
(обучающийся не умеет, но
пытается использовать
информацию, идущую от
педагога);
- средний уровень (работает с
информационным материалом
с помощью педагога или
родителей);
- максимальный уровень
(работает с информационным
материалом самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)

3.2 Умение вести
беседу

Самостоятельно
сть суждений,
четкость
формулировки
вопросов,
ответов.

- минимальный уровень
(пассивность, испытывает
затруднения при постановки
вопросов или ответов);
- средний уровень
(заинтересованность
учащегося, требуется помощь
педагога при формулировании
вопроса, ответа);
- максимальный уровень
(активность,
самостоятельность в суждении,

29

постановка проблемных
вопросов, высказывание своего
мнения по какой-либо теме)
3.3. Умение

выступать перед
аудиторией

Свобода
владения и
подачи обучающимся подготовленной
информации

- минимальный уровень
(неуверенность, нуждается в
постоянной помощи педагога);

- средний уровень
(выступает
перед
аудиторией при поддержке
педагога);
- максимальный уровень

(уверенность,
самостоятельность
выступления, способность
заинтересовать
обучающихся)
3.4. Умение вести

полемику,
участвовать в
дискуссии

3.5. Учебно-орга-

низационные умения
и навыки:
3.5.1.Умение
организовывать свое
рабочее (учебное)
место
3.5.2.Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности правил
безопасности

3.4.3.Умение
аккуратно
выполнять работу

Самостоятельность в
построении
дискуссионного
выступления,
логика в
построении
доказательств
Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой
Соответствие
реальных навыков соблюдения
правил безопасности программным требованиям

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
объема навыков соблюдения
правил безопасности,
предусмотренных
программным требованиям);

- средний уровень (объем
усвоенных
навыков
составляет более ½ );
- максимальный уровень
(ребенок
освоил
практически весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный
период).
Удовлетворительно
Хорошо
отлично

Аккуратность и
ответственност
ь в работе

30

Таблица № 2.
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения
имдополнительной образовательной программы.
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Организационноволевые качества:
1.1.Терпение

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Наблюдение
Способность
переносить
(выдерживать)
известные
нагрузки в течение
определенного
времени,
преодолевать трудности

1.2. Воля

Способность
активно побуждать
себя к
практическим
действиям

1.3. Самоконтроль

Умение
контролировать
свои поступки
(приводить к
должному свои
действия)

2. Ориентационные

Способность
оценивать себя
адекватно
реальным
достижениям

качества:
2.1. Самооценка

Методы
диагностики

- терпение хватает
меньше чем на ½
занятия
- терпение хватает
больше чем на ½
занятия
- терпение хватает на
все занятия
- волевые усилия
ребенка
побуждаются извне
- иногда – самим
ребенком
- всегда – самим
ребенком
- ребенок постоянно
находится под
воздействием
контроля извне
- периодически
контролирует себя
сам
- постоянно
контролирует себя
сам
- завышенная
- заниженная
- нормальная

31

Анкетирование

2.2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

Осознанное
участие ребенка в
освоении
образовательной
программы

3.Поведенческие
качества:
3.1.
Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов (спору)
в процессе
взаимодействия)

- интерес к занятиям
продиктован ребенку
извне
- интерес
периодически
поддерживается
самим ребенком
- интерес постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно
- периодически
провоцирует
конфликты
- сам в конфликтах
не участвует,
старается их
избежать
- пытается
самостоятельно
уладить
возникающие
конфликты
- избегает участия в
общих делах
- участвует при
побуждении извне
- инициативен в
общих делах

Способность
занять
определенную
позицию в
конфликтной
ситуации

Тестирование

Тестирование,
метод
незаконченного
предложения

Наблюдение

3.2.Тип
Умение
воспринимать
сотрудничества
общие дела, как
(отношение
ребенка к общим
свои
делам детского
собственные
объединения)
Индивидуальная карточка учета результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
• Фамилия, имя ребенка
• Возраст
• Вид и название детского объединения
• Ф.И.О. педагога

_

• Дата начала наблюдения
32

Сроки диагностики
показатели

Первый год
обучения
Начало Конец
уч.
уч.
года
года

Второй год
обучения
Начало Конец
уч. года уч.
года

Третий год
обучения
Начало Конец
уч. года уч.
года

1.Организационноволевые качества:
1.1.Терпение
1.2.Воля
1.3.Самоконтроль
2.Ориентационные
качества:
2.1.Самооценка
2.2.Интерес к
занятиям в детском
объединении
3.Поведенческие
качества:
3.1.Конфликтность
3.2.Тип
сотрудничества
4.Личностные
достижения
учащегося
Методическое обеспечение:
•

специально оборудованный кабинет для занятий;

•

музыкальные инструменты;

•

технические средства обучения: аудио, видео аппаратура,

CD/DVDдиски и т. д.;
•

зал для проведения праздников и концертов;

•

концертные костюмы и сценический реквизит для проведения

праздничных мероприятий;
•

комплект методической и теоретической литературы в

соответствии снаправлениями деятельности.
33

Список литературы
1.

Аникин В.Н. Русский фольклор.- М., 1985.

2.

Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском

фольклоре. Вып. 1-10.- М., 1991-1994.
3.

Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-

М.,1991.
4.

Барышникова Т. Азбука хореографии. - М., 1966.

5.

Богданов Г.Несколько шагов к фольклорному танцу.- М.,

1996.
6.

Бублей С. Детский оркестр.- Л., 1983.

7.

Васильев Ю., Широкова А. Рассказы о русских народных

инструментах.- М., 1986.
8.

Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в

народной культуре.- М., 1992.
9.

Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному

творчеству.- М.1996.
10.

Григорьева Н.. Русские народные песни, игры, загадки.

Для детских фольклорных ансамблей. – С., 1996.
11.

Картавцева Н. Школа русского фольклора. – М., 1994.

12.

Климов А. Основы русского народного танца. – М.,1981.

13.

Лаптев И. Оркестр в классе. Вып.3 – М.,1994.

14.

Науменко Г. Фольклорная азбука. – М.,1996.

15.

Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. – М., 1994.

16.

Науменко Г. Народный праздничный календарь. «Лето-

осень». Молодёжная эстрада. Ч.2. – М.:ЗАО РИФМЭ, 1999.
17.

Некрылова А. Круглый год. – М.,1991.

18.

Некрылова А. Русские народные городские праздники,

увеселения и зрелища. – Л., 1988.
19.

Основы театральной культуры в школе. – М., 1988.

20.

Пармон Ф. Русский народный костюм. – М., 1994.
34

21.

Прокошева К. «Пал, пал перстенёк». Игрища в Прикамье

(сборник текстов без нот). – М.: Родник, 1999.
22.

Пушкина С.И. Мы играем и поём. Инсценировки русских

народных игр, песен, праздников. – М.: Школьная пресса, 2001.
23.

Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах:

аудиокассеты. – М., 1997.
24.

Радынова О. Музыкальное развитие детей: аудиокассеты. –

М., 1997.
25.

Рудзик М.Ф. Основы театрального искусства и

драматизации. – Курск., 1994.
26. Семёнова М. Мы – славяне. – С –П.: Азбука, 1998
27. Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992.
28.

Шамина Л. Основные принципы обучения народному

пению. – М., 1993. Фольклор-музыка-театр./ Под редакцией
Мерзляковой С.И. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос,
1999.

Список литературы, рекомендуемый родителям и детям

1.

Аникин В.Н. Русский фольклор.- М., 1985.

2.

Васильев Ю., Широкова А. Рассказы о русских народных

инструментах.- М., 1986.
3.

Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в

народной культуре.- М., 1992.
4.

Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному

творчеству.- М.1996.
5.

Григорьева Н.. Русские народные песни, игры, загадки.

Для детских фольклорных ансамблей. – С., 1996.
6.

Колпакова Н. На Буяне, славном острове. – М.: Детская

литература, 1976.
35

7.

Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. – М., 1994.

8.

Пармон Ф. Русский народный костюм. – М., 1994.

9.

Прокошева К. «Пал, пал перстенёк». Игрища в Прикамье

(сборник текстов без нот). – М.: Родник, 1999.
10.

Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах:

аудиокассеты. – М., 1997.
11.

Радынова О. Музыкальное развитие детей: аудиокассеты. –

М., 1997.
12.

Семёнова М. Мы – славяне. – С –П.: Азбука, 1998.

13. Радынова О. Музыкальное развитие детей: аудиокассеты. –
М., 1997.
14. Репертуарная тетрадь домриста (выпуск 1). М.: 1982г.
15. Потапова А. Домра с азов. Учебное пособие». М.: 2003.
16. Фурмин С. Альбом начинающего домриста (выпуск 2) М.:
1995г.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».