Учимся для жизни

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарная направленности

«УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»
возраст обучающихся: 15-18 лет;
срок реализации: 2 года;
объем программы: 72 часа в год.

Автор-составитель:
педагог дополнительного образования,
Захарова Александра Евгеньевна

Екатеринбург, 2023

I.
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Учимся для жизни» социально-гуманитарной направленности разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
2

общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы социально-гуманитарная.
Программа учитывает признание уникальности и самоценности
человека, его права на самореализацию, принципа «равный – равному»,
личностно-равноправной позиции педагога и ребенка, ориентированности на
интересы ребенка, способность в нем видеть личность, достойную уважения.
Данная программа ориентирована на изучение межличностных
взаимоотношений, на социальную адаптацию детей, на повышение уровня
готовности обучающихся к взаимодействию с детьми разного возраста,
взрослыми и различными социальными институтами, на формирование
знаний об основных сферах современной социальной жизни, на воспитание
социальной компетентности, формирование педагогических навыков,
прохождение педагогических профессиональных проб.
Актуальность программы обусловлена новыми жизненными
условиями, которые выдвигают свои требования к современному обществу.
Человек должен быть инициативным, самостоятельным, способным активно
участвовать в жизни своей страны, обладать умением брать на себя
ответственность. Выходя в жизнь, подростки должны не только обладать
определенным набором «жестких» навыков, которые можно развить
механически, но и большим спектром «гибких» навыков, в частности,
высоким уровнем социально-эмоционального интеллекта, который позволяет
адекватно воспринимать действительность, занимать активную роль в
собственной жизни.
Эта идея нашла свое отражение в Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением
Правительства Российской Федерации № 996-р от 29.05.2015), реализация
которой предполагает качественные изменения в системе воспитания,
которые обеспечат социальное и гражданское становление молодых людей,
духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию, мотивацию к
самоопределению, непрерывному личностному росту, самореализации в
жизни, обществе и профессии.
3

При этом важно не только вооружить подростка знаниями, но и важно
сформировать в подростковом возрасте опыт участия в социально-значимой,
в том числе профессиональной деятельности.
В
процессе
освоения
дополнительной
общеобразовательной
программы «Учимся для жизни» у обучающихся появляется возможность
попробовать себя в роли педагога, что позволяет подросткам уже в процессе
обучения приобрести понимания себя в будущей профессии, способствует
формированию их профессиональной идентичности, дает им возможность
понять свое собственное значение в решении социально-экономических
задач Свердловской области и города Екатеринбурга.
Отличительные особенности программы.
Данная программа носит практико-ориентированный подход. Здесь
обучающиеся являются активными элементами формирования самого
образовательного процесса. Уже с первых занятий от них требуется
ответственность и самодисциплина. Программа формирует у старших
подростков интерес к педагогической деятельности, работе в детских
оздоровительных лагерях, выявляет и развивает организаторские,
коммуникативные, креативные способности; а также формирует навыки
межличностного и делового общения.
Программа реализуется на базе образовательной организации, что
позволяет воспитанникам активно применять свои знания на практике
(социальные акции, проекты, организация мероприятий с разной возрастной
категорией детей и различной направленности, участие в конкурсах
предпрофессионального мастерства).
Адресат программы. Программа ориентирована на подростков 15-18
лет. Количество обучающихся в одной группе: минимум 15 человек,
максимум 28.
При реализации программы необходимо учитывать специфические
психологические характеристики возраста.
Это возраст, когда и у мальчиков, и у девочек появляется стремление
заявить о себе как о самостоятельной личности, понять и показать – чем же я
отличаюсь, чем не похож на остальных. Они чувствуют и потребность, и
страх быть увиденным, различимым. Это возраст необычных причесок и
яркой одежды, первых татуировок, пирсинга и прочих сомнительных
экспериментов со своей внешностью.
Именно в этом возрасте в группе начинает выстраиваться достаточно
жесткая иерархия. Возникает стремление к лидерству, для его достижения
порой задействуются все средства. Явные лидеры и их приближенные все
более заметны. И конечно, вместе с этим появляются изгои – либо
изолированные, которые «сами по себе», либо те, кого группа явно отвергает.
Уровень программы – стартовый.
Срок реализации и объем программы составляет 2 года, 144 часа.
4

1 год обучения – 30 часов теории, 42 часов практики; общий объем: 72
часа.
2 год обучения – 26 часов теории, 46 часов практики; общий объем: 72
часа.
Режим занятий. Занятия проходят очном формате. Занятия для
первого и второго года обучения проходят один раз в неделю,
продолжительность каждого занятия составляет 2 академических часа с
перерывом между занятиями 10 минут.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая,
работа в парах, мини-группах.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, мастер-класс,
встреча, открытое занятие, презентация.
Формы подведения результатов: участие в организации и проведении
игровых программ, тестирование, создание творческих работ, практическое
занятие, итоговая аттестация.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: содействие развитию личности подростка
посредством включения его в новую социально-значимую деятельность
(педагогическая деятельность), способствующую формированию у него
лидерских качеств и повышению уровня социально-эмоционального
интеллекта.
Задачи:
Образовательные:
✓
познакомить с особенности работы педагога;
✓ познакомить обучающихся с возрастными особенностями детей;
✓ научить организовывать внеурочную деятельность, нацеленную на
разные результаты.
✓
способствовать формированию профессионально значимых
качеств педагога;
✓
организовать условия для получения и приобретения
практического опыта педагогической деятельности.
Воспитательные:
✓
воспитывать, формировать и развивать нравственные качества
личности: толерантность, доброжелательность, человеколюбие, уважение и
сострадание;
✓
способствовать формированию навыков самоконтроля и личной
ответственности;
✓
воспитывать уважение к результатам личного и коллективного
труда.
Развивающие:
✓
развивать индивидуальные способности учащихся;
5

✓
развивать коммуникативные навыки, навыки планирования
деятельности, организации и проведения групповых мероприятий;
✓
формировать и развивать организаторские способности,
лидерские качества.
Планируемые результаты
•
предметные: после освоения программы у обучающихся будет
повышен уровень умения реализовывать теоретические познания на
практике, мотивации к саморазвитию; сформированы умения решать
практические задачи на базе осознания основ теории обучения. Подростки
будут обладать базовыми знаниями и умениями педагогической
деятельности, будут знакомы с возрастными особенностями детей, будут
уметь
организовывать
внеурочную
деятельность;
будут
уметь
самостоятельно находить необходимую информацию, анализировать ее и
применять на практике.
•
личностные: после освоения программы подростки будут
демонстрировать уважительное отношение к окружающим, понимание
важности человека и общества в жизни человека; будут предъявлять себя
окружающим, будут способы аргументировано отстаивать свою точку зрения
и уважать чужую, вести диалог, рассуждать; будут иметь высокий уровень
самодисциплины.
•
метапредметные: после освоения программы подростки будут
иметь опыт в организации деятельности группы; уметь создавать
благоприятную обстановку в коллективе и организовывать деятельности для
его формирования и сплочения; будут иметь навыки разрешения психологопедагогических ситуаций; получат возможность реализовать свой потенциал
через передачу своих знаний и умений другим обучающимся. Подростки
будут выступать в качестве исполнителя, организатора, инициатора, лидера,
показывать развитие коммуникативных навыков.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Цель: воспитание в подростках чувства гордости за свою страну,
развития их стремления к личностному росту, воспитание самостоятельности
и самокритичности.
Задачи воспитательной работы:
•
познакомить учащихся с историей развития педагогики в России,
с выдающимися педагогическими деятелями России.
•
воспитывать в обучающихся духовное начало, тягу к
самосовершенствованию, нравственному развитию;
•
воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и
извлекать из них уроки.
Ожидаемы результаты:
6

Обучающиеся в процессе освоения программы познакомились с
вкладом в педагогику К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко,
ВА. Сухомлинского, узнали, где взгляды этих научных деятелей получили
свое отражение в российской педагогической действительности.
Обучающиеся
демонстрируют
заинтересованность
в
дальнейшем
профессиональном педагогическом развитии, желание применять на
практике полученные знания вне зависимости от сложности поставленных
педагогических задач.
Формы проведения воспитательных мероприятий: лекции,
практические занятия, практико-ориентированные мастер-классы.
Методы воспитательного воздействия:
• метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
• метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха).
1.4. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Первый год обучения
Название раздела
Вводное занятие.
Инструктаж.
2. Входная (стартовая)
диагностика обучающихся.
1.

3.

Образ современного
педагога.

теория

практика

всего

Формы
аттестации/
контроля

2

-

2

Беседа

-

2

2

Тестирование

Количество часов

3

7

10

Психогигиена
4. педагогической
деятельности.

8

8

16

5. Основы конфликтологии.

5

5

10

6

10

16

5

7

12

Профессионально значимые
навыки педагога.
Игровые технологии в
7.
обучении.
6.

Беседа,
творческая
работа, эссе,
рефлексия
Педагогическое
наблюдение,
эссе, творческая
работа,
рефлексия
Педагогическое
наблюдение,
творческая
работа,
рефлексия
Творческая
работа
Творческая
работа
7

Контрольно-итоговая
8. диагностика. Подведение
итогов.

1

3

4

30

42

72

Тестирование,
рефлексия

Содержание учебного (тематического) плана. Первый год обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж.
Теория. Беседа о коллективе. Цели и задачи программы.
Ознакомительная беседа. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. Входная (стартовая) диагностика обучающихся.
Практика. Дифференциально-диагностический опросник (автор Е. А.
Климов), методика «Исследование познавательных интересов» (автор А. Е.
Голомшток), методика определения речевого интеллекта (автор Х. Зиверт).
Раздел 3. Образ современного педагога.
3.1. Составные компоненты образа педагога.
Теория. Обсуждение составных компонентов имиджа педагога. Нормы
поведения педагога и этика общения. Знакомство с выдающимися
педагогическими деятелями.
Практика. Написание эссе «Образ педагога в современном мире»,
составление списка табу педагога, создание профиля в социальной сети.
3.2 Функциональная роль имиджа педагога.
Теория. Мировоззрение и ценности педагога. Этика взаимоотношений
педагога с детьми, их родителями и коллегами.
Практика. Интервьюирование педагогов. Создание портрета
идеального педагога.
Раздел 4. Психогигиена педагогической деятельности.
4.1 Забота о себе
Теория. Лекции на тему «самопомощь и забота о себе».
Практика. Написание эссе в форме письма «С любовью, я», тренинг
«К себе бережно».
4.2 Планирование и тайм-менеджмет
Теория. Основные принципы планирования. Тайм-менеджмент в работе
педагога. Рекомендации по планированию. Гибкие и жесткие дела.
Практика. Составление плана (день/месяц/год) на основе полученных
знаний.
4.3 Профилактика эмоционального выгорания
Теория. Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его
характеристиками.
Практика. Составление карточек экспресс-помощи, техники
осознанности.
Раздел 5. Основы конфликтологии.
5.1 Конфликт как социальный феномен общественной жизни.
8

Теория. Определение конфликта. Деструктивные и конструктивные
стороны конфликта. Факторы возникновения конфликтов. Структура
конфликта: конфликтная ситуация, инцидент и собственно конфликт.
Стратегии и стили поведения в конфликте. Их различия и эффективность в
различных ситуациях. Стратегии напористости и партнерства в конфликте.
Стили поведения в конфликте: избегание, компромисс, сотрудничество,
принуждение, уступка.
5.2 Модели участия в разрешении конфликтов. Понятие
медиаторства.
Теория. Возможные модели участия в разрешении конфликта:
непосредственное участие в качестве стороны, арбитраж, посредничество,
консультирование, медиаторство.
Практика. Упражнения «Компромисс», «Апокалипсис». «Отцы и
дети»: конфликты поколений. Упражнения «Паутина предрассудков»,
«Волшебные слова». Толерантность, признаки нетерпимости, толерантные
подходы в конфликте. Игра «Наш классный договор». Письмо себе.
5.3 Методы профилактики конфликтов в образовательной
организации.
Теория. Понятие конфликта. Виды, структура и динамика конфликтов.
Психологические механизмы деструктивного поведения в конфликте:
коммуникативные барьеры, манипуляции, деструктивные аттитюды. Тактика
и стратегия взаимодействия при разрешении конфликта. Блокирующие
модели поведения. Работа с конфликтом в команде.
Практика. Дебаты. Составление и решение педагогических кейсов.
Раздел 6. Профессионально значимые навыки педагога.
6.1 Ораторское мастерство.
Теория. Культура речи педагога. Параметры, влияющие на энергетику
речи. Энергия речи оратора.
Практика. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика.
Работа над дикцией. Выступление со стихотворением в разной
энергетической подаче, тренировка темпа, анализ ораторского искусства
выступающих.
6.2 Гибкие и жесткие навыки.
Теория. Что такое hard skills и soft skills, Жёсткие навыки. Гибкие
навыки. Как развивать soft и hard skills. Что важнее, мягкие или жёсткие
навыки.
Практика. Составление таблицы «10 качеств педагога». Самоанализ
личностных навыков. Составление перспективного плана развития.
6.3 Мультимедийное сопровождение урока
Теория. Создание современных презентационных материалов в
образовательных учреждениях. Презентация: Правила составления, виды,
структура, программы.
9

Практика. Создание презентации с использованием полученных
знаний.
Раздел 7. Игровые технологии в обучении.
7.1 Особенности игровой деятельности.
Теория. Организация игровой формы учебных занятий. Игровые
приемы и ситуации. Постановка игровой задачи. Правила игры. Средства
игры. Элемент состязательности. Игровой результат.
Практика. Участие в игровой деятельности различной направленности.
7.2 Методология игровой деятельности.
Теория. Методологичекие подходы к изучению игры. Происхождение
игры.
Практика. Разработка познавательной игры.
7.3 Классификация игр.
Теория. Классификация игр по видам деятельности, характеру
педагогического процесса и характеру игровой методики.
Практика. Соотнесение игровых форм и их функций.
7.4 Технологии организации игры.
Теория. Основы планирования игры. Принципы структурирования
учебной игровой деятельности: целеполагание, планирование, реализация
цели, анализ результатов. Разработка ролей и исходной игровой ситуации.
Определение содержания и пределов игровых действий. Содержание
игры. «Реальность» отношений между играющими. Анализ и
обсуждение результатов игры.
Практика. Профессиональные педагогические пробы. Организация
и проведение познавательной игры.
Раздел 8. Контрольно-итоговая диагностика. Подведение итогов.
Теория. Инструкция к прохождению.
Практика. Дифференциально-диагностический опросник (автор Е. А.
Климов), методика «Исследование познавательных интересов» (автор А. Е.
Голомшток), методика определения речевого интеллекта (автор Х. Зиверт).
Подведение итогов года.
1.5. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Второй год обучения
Название раздела
Вводное занятие.
Инструктаж.
2. Входная (стартовая)
диагностика обучающихся.
Социальные аспекты
3.
педагогической
1.

теория

практика

всего

Формы
аттестации/
контроля

2

-

2

Беседа

-

2

2

Тестирование

12

18

30

Беседа,
творческая

Количество часов

10

деятельности.
Педагогическая техника как
4. компонент педагогического
мастерства.

3

3

6

Психолого-педагогические
5. особенности детей
школьного возраста

5

5

10

6. Педагогическое общение.

2

6

8

7. Практическая деятельность.

2

10

12

Контрольно-итоговая
8. диагностика. Подведение
итогов.

-

4

4

26

46

72

работа, эссе,
рефлексия
Педагогическое
наблюдение,
творческая
работа,
рефлексия
Педагогическое
наблюдение,
творческая
работа,
рефлексия
Творческая
работа
Отработка
навыков,
рефлексия
Тестирование,
рефлексия

Содержание учебного (тематического) плана. Второй год обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж.
Теория. Беседа о коллективе. Цели и задачи курса. Ознакомительная
беседа. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. Входная (стартовая) диагностика обучающихся.
Практика. Дифференциально-диагностический опросник (автор Е. А.
Климов), методика «Исследование познавательных интересов» (автор А. Е.
Голомшток), методика определения речевого интеллекта (автор Х. Зиверт).
Раздел 3. Социальные аспекты педагогической деятельности
3.1 Особенности работы в команде.
Теория. Составляющие общения. Способы воздействия партнеров друг
на друга. Самоподача – управление вниманием партнера.
Практика. Упражнение Джеффа, тренинг на взаимодействие.
3.2 Экологичное общение.
Теория. Понятия токсичность и экологичности. Принципы
экологичного общения.
Практика. Мастер-класс «Non-toxic. Правила экологичного общения».
3.3 Навыки эффективной коммуникации.
Теория. Понятие экологичного общения, принципы эффективной
коммуникации.
11

Практика.
Упражнения,
направленные
на
повышение
коммуникативных навыков.
3.4 Профилактика буллинга в детском коллективе.
Теория. Буллинг в школьной среде. Различия буллинга и конфликта.
Основы конструктивного поведения в ситуации буллинга в классе.
Практика. Просмотр видеороликов, мастер-класс «Буллинг: кто
виноват и что делать?», решение педагогических кейсов.
3.5 Стрессоустойчивость.
Теория. Роль стресса в жизни человека. Эустресс и дистресс. Способы
реагирования на стресс. Навыки саморегуляции эмоциональных состояний в
стрессовых ситуациях. Правила подготовки к экзаменам.
Практика: Техники управления стрессом. Тренинг развития
стрессоустойчивости.
3.6 Адаптивность
Теория. Понятие адаптивности. Преимущество адаптивности в
профессиональной деятельности. Методы развития адаптивных навыков.
Практика. Упражнения «Немой фильм», «Молния», «Смех, улыбка,
юмор».
Раздел 4. Педагогическая техника как компонент педагогического
мастерства
Теория. Характеристика понятия «педагогическая техника». Типичные
ошибки педагогической техники у молодых учителей. Специфические черты
актерско-режиссерской
и
педагогической
деятельности.
Точки
соприкосновения педагогической техники с техникой актерского искусства.
Различие профессиональных навыков педагога и актера.
Практика. Отработка педагогических техник и приёмов, используемых
на уроке.
Раздел 5. Психолого-педагогические особенности детей школьного
возраста.
5.1 Возрастные особенности школьников.
Теория. Общая характеристика возраста, психолого-педагогические
доминанты развития, создание ситуации успеха, особенности работы с
детьми школьного возраста.
Практика. Написание эссе на тему «Каким я был ребенком»,
педагогические ситуации в образовательных организациях и способы их
решения.
5.2 Принципы мотивации детей разного школьного возраста.
Теория. Понятие учебной мотивации. Учебная мотивация у различных
возрастных групп школьников.
Практика. Соотнесение мотивов школьников с возрастными
особенностями.
5.3 Динамика проведения урока для детей разного школьного
возраста.
12

Теория. Понятие динамики урока. Соответствие упражнений стадиям
процесса формирования навыков и уровню обучаемых.
Практика. Создание сводной таблицы динамики проведения урока в
зависимости от возраста.
Раздел 6. Педагогическое общение
6.1 Невербальные средства общения
Теория. Роль невербальных средств в педагогическом общении.
Требования к мимике, пантомимике педагога. Классификация жестов
учителя в ходе педагогического взаимодействия.
Практика. Игровые упражнения, направленные на развитие навыков
невербального общения.
6.2 Межличностное и ролевое общение
Теория. Виды межличностного общения: ритуальное, монологическое,
диалогическое. Особенности манипулятивного общения. Принципы
гуманистического общения. Обратная связь в межличностном общении.
Техники активного слушания.
Практика. Сюжетно-ролевая игра «Дигикон».
Раздел 7. Практическая деятельность.
Теория. Инструкция для обучающихся.
Практика. Профессиональные педагогические пробы. Разработка
сценария урока. Проведение уроков в подшефных классах.
Раздел 8. Контрольно-итоговая диагностика. Подведение итогов.
Теория. Инструкция к прохождению.
Практика. Дифференциально-диагностический опросник (автор Е. А.
Климов), методика «Исследование познавательных интересов» (автор А. Е.
Голомшток), методика определения речевого интеллекта (автор Х. Зиверт).
Подведение итогов года.

13

II КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

№
п/п

Основные
характеристики
образовательного
процесса

Для групп первого
года обучения

Для групп второго
года обучения

1

Количество учебных
недель

36

36

2

Количество учебных дней

36

36

2

2

72

72

16
20
4 сентября
1-8 января
4 ноября, с 24.12.23
по 8.01.2024, 23
февраля, 8 марта, 1
мая, 9 мая
25 мая

16
20
4 сентября
1-8 января

3
4
5
6
7
8
9

Количество часов в
неделю
Количество часов в
учебном году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10 Окончание учебного года
Сроки проведения
11
аттестации
12 Режим занятий

4 ноября, с 25.12.23 по
8.01.2024, 8 марта, 1
мая, 9 мая
25 мая

18-25 мая

18-25 мая

1 раз в неделю по 2
академических часа

1 раз в неделю по 2
академических часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
•
Помещение для занятий - просторный, хорошо проветриваемый
кабинет, а также дополнительное помещение для организации подвижной
деятельности;
•
Оснащенность кабинета: столы, шкаф для хранения учебных
материалов, стулья;
•
Электронно-образовательные ресурсы: телевизор, компьютер,
принтер, фотоаппарат, проектор; интернет-ресурсы;

14

•
Сопутствующие материалы: настольные игры, мячи, скакалки,
книги, журналы, сценарии игровых программ и др., канцтовары (ручки,
карандаши, ножницы, гуашь, кисти, ватманы, цветная бумага и др.).
Информационно-методические условия
В педагогическом процессе используются методы и методические
приемы, которые формируют у обучающихся навыки самостоятельного
добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения в ходе
взаимодействия со сверстниками и взрослыми отбирать и использовать
наиболее эффективные формы социальной деятельности. Используются
разнообразные формы творческой деятельности, интересные познавательные
задания, развивающие любознательность, рефлексивное мышление,
креативность.
В ходе реализации данной программы используется личностноориентированное обучение и современные педагогические технологии:
развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение;
коллективная система обучения; ТРИЗ; технология использования в
обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих
игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно-коммуникационные технологии; технология коллективной
творческой деятельности.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации и контроля. На каждом занятии обучающиеся
получают различные формы домашних заданий, например: подготовка
презентации по пройденному материалу, написание эссе, создание
творческих коллажей и информационных таблиц. После практических
занятий в группе обучающиеся проводят игровые формы для младших
обучающихся.
15

На протяжении учебного года происходит мониторинг посредством
балльно-рейтинговой
системы,
которая
обеспечивает
мониторинг
обучающихся и по окончании изучения программы дает допуск до итогового
тестирования.
Программа
предполагает
проведение
мониторинга
развития
способностей обучающегося (Приложение № 1).

16

Список литературы
Перечень литературы для педагога
1.
Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: Учеб. пособие /
Ю.П. Азаров. – М.: Изд. Моск. псих. соц. инст., 2004. - 432 с.
2.
Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? / Ш.А. Амонашвили. –
Рига: Звайгзне, 1988. – 172 с.
3.
Басюк В. С. Основы педагогики и психологии: 10-11-е классы
учебное пособие: в 2 частях / В. С. Басюк. – М: Просвещение, 2023. – 240 с.
4.
Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в
себе / А. Г. Грецов. – СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. – 52 с.
5.
Грецов А. Г. Лучшие упражнения для сплочения коллектива/ А.
Г. Грецов. – СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44 с.
6.
Емельянова. Т.В. Игровые технологии в образовании:
электронное учеб.-метод, пособие / Т.В. Емельянова, ГА. Медяник.
- Тольятти: ТГУ, 2015. – 87 с.
7.
Привалихина Т. И. Эффективное поведение в конфликте / Т.И.
Привалихина. - СПб: СМИО Пресс, 2004. – 158 с.
8.
Фабер А. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как
слушать, чтобы подростки говорили / А. Фабер. – М.: Эксмо-Пресс, 2011. 240 с.
9.
Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое
руководство для психологов, педагогов, родителей / Е.В. Федосенко. – СПб.:
Речь; М.: Сфера, 2009. – 320 с.
Перечень литературы для обучающихся
1.
Грецов А. Г., Попова Е. Г. Беседы с подростками о них самих/ А.
Г. Грецов, Е.Г. Попова. – СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2005. – 120
с.
2.
Кудашов Г. Н. Игровое конструирование и моделирование / Г.Н.
Кудашов. – Тюмень: Ребячья республика, 2012. – 182 с.
3.
Лесконог Н. Ю., Матюхина Е. Н., Сажина А. А., Могилевская
С.З., Смирнова С. Ю. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности:
Методические рекомендации / Под ред. Н. Ю. Лесконог, Е. Н. Матюхиной. –
Москва: МПГУ, 2017. – 156 c.

17

Приложение № 1
Карта отслеживания освоения результатов программы.

Личностные.

Предметные

Метапредметн
ые

ФИО (ребенка)____________________________________
Уровень освоения
№
Критерии оценки
Вводный
Текущий Итоговый
п/
н
1
Организация деятельности группы;
Умение создания благоприятной
обстановки в коллективе и организации
деятельности для его формирования и
сплочения;
Навык разрешения психолого –
педагогических ситуаций;
2
Владение знаниями и умениями
вожатского мастерства;
Умение самостоятельно находить
необходимую информацию,
анализировать ее и применять на
практике;
3
Выступления в качестве исполнителя;
Выступления в качестве организатора;
Выступления в качестве инициатора;
Уровень осознанности и
самодисциплины;
Овладение сформированными
коммуникативными компетенциями;
Наличие устойчивой жизненной позиции;
Ориентация на общепринятые моральные
нормы и их выполнение в поведении;
Способности критического мышления.
Способ оценивания:
Оценка
деятельности
обучающихся
педагогом
посредством
наблюдения; проведение занятия в форме просмотра работы всей группы.
Низкий уровень - развитие качества или навыка только начинается;
Средний уровень - качество или навык находится в развитии;
Высокий уровень - можно говорить о хорошем развитии для данного
возраста качества или навыков.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».