Уральская вечора

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Уральская вечера»
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Срок реализации программы: 5 лет

Автор-составитель:
Швидь Лариса Борисовна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

программа

«Фольклорный

ансамбль» (практическое освоение русского фольклора) разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
2

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10.Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12.

Положение

о

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы – художественная
Актуальность программы
Данная программа разработана на основе существующей программы
Михайловой Л.А.

«Фольклорный ансамбль» и рассчитана на 5 лет

обучения.
Наряду с программой «Элементарное музицирование», эта программа
является

частью

комплексной системы по развитию исполнительских

умений детей и ориентирована на

воспитание детей в традициях

отечественной народной культуры, формирования бережного отношения и
любви к ней.
3

Особым видом творческой деятельности детей является изучение и
практическое освоение русского фольклора, приобщение к истокам
отечественной культуры, осознанного восприятия красоты и гармонии
народных произведений.
Обучающиеся знакомятся с содержанием народных произведений, в
том числе созданных и для детей. Программа позволяет овладеть
элементарными вокальными навыками русской фольклорной традиции,
определиться в творческой деятельности ансамбля.
Необходимо отметить, что стремление музыкальных коллективов
интегрировать народные и современные композиции является для учащихся
стимулом в понимании ценностей народной культуры и важности ее
сохранения.
Педагогическая целесообразность
Эта форма коллективного творчества, которое оказывает большое
влияние на различные стороны воспитания юных музыкантов, а именно,
улучшает дисциплинированность обучающихся, чувство сопереживания,
эмоциональную отзывчивость.
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл,
являясь средством эстетического, нравственного и патриотического
воспитания детей и юношеств, способствует закреплению «ситуации
успеха» и даёт большие возможности для социальной адаптации
учащихся.
Программа

связана

с

цикличностью

народного

календаря,

с

повторностью и периодичностью обрядовых песен, танцев, действ,
передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип даёт
возможность детям в течение обучения изучать и воспроизводить одни и те
же обряды, праздники, обряды и соответствующий им музыкальный
материал.
Отличительной

особенностью
4

программы

является

её

интегративность,

позволяющая

объединить

усилия

педагога

дополнительного образования и преподавателей литературы, истории,
мировой

художественной

культуры.

Это

даёт

возможность

детям

участвовать в совместных проектах, связанных с народными праздниками,
традициями, обрядами своего края.
Адресат программы. Программа предназначена для комплексного
изучения фольклора детьми от 7 до 16 лет. В группе от 15-20 обучающихся.
Набор осуществляется без предварительного конкурсного отбора по
желанию, т. к. программа рассчитана на учащихся без специальной
подготовки (в том числе и «трудных»).
Группы

формируются

разновозрастные.

Возможно

включения

обучающегося в программу первого года обучения в течение учебного года.
Настоящая программа составлена на основе достижений классической
и

современной

психологических
эмоциональной

педагогики,

построена

особенностей
сферы

ребёнка,

детей
его

с
и

учётом
направлена

эстетического

возрастных
на
чутья

и

развитие
и

на

стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают
донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа.
Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к
старшим, забота о младших - заповеди народной педагогики, которые
служат своеобразным ориентиром данной программы, её духовным
компасом.
Программа основана на дифференцированном подходе к каждому
обучающемуся с учетом его музыкальных способностей, индивидуальных
особенностей возраста.
В

рамках

обучения

программа

ориентирует

общемузыкальное и этнокультурное развитие.
5

учащихся

на

Режим занятий:
3 раза в неделю по 2 академических часа;
Продолжительность занятия 45 мин. Перерыв между занятиями 15 мин.
Объём общеобразовательной программы:
Каждый представленный тематический план рассчитан на 216 часов в
год и должен быть освоен в течение 1 учебного года.
Срок освоения программы: 5 лет
Уровни освоения программы:
Образовательный процесс по освоению традиционной народной культуры
строится с учетом возраста и уровня подготовки воспитанников и делится на три
ступени обучения: стартовую ( 1 год обучения) , основную (2-3-й годы обучения)
и творческую (4-5-й годы обучения). Творческая ступень способствует
профессиональной ориентации обучающихся.
Выпускники фольклорного ансамбля могут продолжить занятия в
творческой группе до 18 лет, участвуя в концертной деятельности, социальнозначимых акциях. Занятия для этих обучающихся проводятся по учебному плану
пятого года обучения по определённому репертуару.

Форма проведения занятий. По своей форме обучение делится на:
1) групповое;
2) индивидуально-групповое
Формы подведения результатов.
Своеобразной формой итогового контроля является участие
в открытом занятии,творческом отчете.
Объекты

диагностики и развития личности в сфере эстетическог

• мотивация
потребности);

(эстетические,

музыкальные

интересы,

• общие (универсальные) музыкальные способности;
6

• креативные свойства личности;
• специальные музыкальные способности.
Цель программы – развитие творческих способностей
обучающихся

через

их

собственную

художественную

деятельность в различных областях народного искусства,
подготовка юных певцов для дальнейшего участия в концертах в
составе фольклорного ансамбля.
Задачи
Образовательные:
− формирование способностей к духовному развитию;
− формировать у детей исполнительские навыки в области
вокала;
− помочь

учащимся

освоить

музыкально-игровой,

хороводный, плясовой детский репертуар, приуроченный к
традиционным праздникам народного календаря;
− сформировать интерес детей к миру традиционной
русской культурыи культур других народов.
Развивающие:
− развивать

специальные

музыкальные

способности

(чувство ритма, музыкально-слуховые представление);
− совершенствовать
− приобщение

детей

активное
к

восприятие

общечеловеческим

музыки
ценностям,

осознание ими того, что русская культура – неотъемлемая часть
мировой музыкальной культуры
Воспитательные:
− восприятия у детей навыков поведения и общения в
группе, коллективе;
− воспитать у детей чувство причастности к своему народу,
7

посредством

к его истории и культуре;
− развивать

уважительное

отношение

к

взрослым

и

сверстникам, терпимость к людям разных вероисповеданий, к
представителям различныхнациональных и социальных культур;
− воспитывать творчески активную личность.
Объём и срок освоения программы
Срок реализации программы составляет 5 лет
Всего за 1 год 216 часов
Формы обучения
Реализация содержания программы проводится в форме индивидуальных,
мелкогрупповых занятий (численностью 4-5 человек) и групповых занятий
(численностью от 10 человек). Индивидуальные занятия необходимы для
постановки певческого голоса, формирования навыков чистого интонирования,
улучшения качества усвоения песенного материала, отработки народной манеры
пения. В форме групповых (сводных) занятий организуются репетиционные
занятия, направленные на постановку и отработку концертных номеров. В
общих выступлениях ансамбля.
Виды занятий: занятие-беседа, практическое занятие (освоение различных
жанров устного, песенного, инструментального и отчасти хореографического
фольклора),

занятия–соревнования

(викторины,

эстафеты),

участие

в

концертных и конкурсных мероприятиях.
Занятия носят комбинированный характер, строятся на сочетании
различных видов деятельности, включающих практические и теоретические
задания (слушание, видеопросмотр, пение, игра на шумовых народных
инструментах и др.). Частая смена видов деятельности позволяет сохранить
работоспособность обучающихся, остроту восприятия материала.

Особенности организации образовательного процесса
8

Содержание программы распределяется по годам обучения, каждый из
которых имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный
для освоения учебного материала.
Программа включает 3 раздела.
Раздел «Основы народной культуры» предполагает изучение различных
жанров песенного, инструментального,

а

также

отчасти

словесного и

хореографического фольклора, ознакомление с календарными праздниками и
семейно-бытовыми обрядами, игру на народных музыкальных инструментах
(шумовых, духовых).
Раздел «Вокально-хоровая работа» направлен на постановку дыхания,
голоса, освоение народной манеры исполнения, формирование навыков сольного
и ансамблевого пения.
Раздел «Концертная деятельность» включает разнообразные формы
выступлений: концерты, посиделки, вечерки, народные праздники,конкурсы.
Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы
Для эффективной реализации программы «Фольклорный ансамбль»
необходима материально-техническая база, соответствующая санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально

необходимый

перечень

материально-технического

обеспечения включает:
1.

кабинет для подгрупповых и групповых занятий, учебные парты

/столы, стулья, доска;
2.

звукотехническое оборудование (проигрыватель компакт дисков,

магнитофон, видеомагнитофон, телевизор и др.);
3.

простейшие народные инструменты (ложки, трещотки, бубны,

погремушки и др.);
4.

предметы обихода русского быта;

5.

народные костюмы.

Дидактическое обеспечение программы:
9

- фонотека, видеотека с записями выступлений фольклорных ансамблей;
- наглядные пособия;
- дидактический и раздаточный материал;
- методическая литература;
- художественная литература (фольклор).
Списки методической и нотной литературы, аудио и видеоматериалов
1.

Воловник Н.С. У истоков русского фольклора: Учебно-методическое

пособие. – М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1994.
2.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
3.

Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов

России: советы, игры, обряды. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001.
4.

Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Уроки в 1 классе: Пособие для

учителя музыки общеобразоват. шк. – М.: Мнемозина, 1996.
5.

На дворе трава… Скороговорки. Сост. Ю. Дорофеев. – М.: Изд-во

«Мозаика-Синтез», 2006.
6.

Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках:

Сборник фольклорных материалов / Запись, составление и нотация Г.М.
Науменко. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
7.

Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых

представлений и праздников. – М.: РИГ, 1997.
8.

Рогов А.П. Кладовые радости: Юному читателю о русском народном

искусстве его творцах. – М.: Просвещение, 1982.
9.

Русский

фольклор.

Детские

музыкальные

праздники.

Автор-

составитель Т.Ю. Камаева. – М.: 1994.
10.

Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки,

песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2006.
10

11.

Школа русского фольклора: Под общей редакции профессора М.Т.

Картавцевой. – М., 1994.
12.

Перерва О.Ю. Подбор репертуара для уроков вокала. – Челябинск,

13.

Детский фольклорный ансамбль: Метод, пособие и хрестоматия //

2004.
Сост. Л.А. Терентьева. – Самара, 1991.
14.

Иглицкая И.М. Метод, рекомендации для преподавателей ДМШ и

ДШИ, - М., 1990.
15.

Предмет «Русское народное музыкальное творчество» в ДМШ и

ДШИ: Программа и метод, рекомендации, перспектива и поурочные планы /
Сост. Л.В. Костяшева и З.К. Яковлева. – М., 1998.
16.

Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. тр. –

М., 1990. Вып. 1, Сост. А.А. Банин.
Список аудио и видеоматериалов
1.

Антология. «Музыкальный фольклор

СССР», «Фирма Мелодия»,

1989. Пластинка 1 «Народная музыка южной России», пластинка 2 «Песни
русского казачества».
2.

Антология.

«Музыкальное

творчество

народов

СССР»,

Музыкальный фольклор средней полосы России и Поволжья, «Фирма Мелодия»,
1990.
3.

Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Русская

народная музыка Урала и Сибири, ВТПО «Фирма Мелодия», 1990.
4.

Антология.

«Музыкальное

творчество

народов

СССР»,

Музыкальный фольклор западной России, «Фирма Мелодия», 1990.
5.

«Антология народной музыки. Душа народа». «Фирма Мелодия»,

6.

Цикл видео фильмов «Мировая деревня» и «За околицей».

7.

Телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта» ТМК

2009.

«Россия-Культура».
11

8.

Экспедиционные

записи

отечественных

фольклористов:

Гиляровой Н.Н, Кабанова А.С., Красовского А.В., Медведевой В.Н., Мехнецова
А.М., Пушкиной С.И., Щурова В.М. и др.
Механизм оценки реализации программы
Для отслеживания динамики освоения программы и анализа результатов
учебной деятельности адаптирован педагогический мониторинг на основе
методики

«Гнесинской

школы

народного

пения»,

сформулированной

профессором Н.К. Мешко. Мониторинг осуществляется в течение всего
учебного года и проводится в форме текущего контроля, начальной,
промежуточной и итоговой диагностики.
Степень

владения

практическим

и

теоретическим

материалом

обучающимися оценивается через следующие формы: беседа, прослушивание,
практические

задания,

творческие

просмотры,

участие

в

концертной

деятельности и конкурсах различного уровня, итоговое занятие.
Мониторинг
теоретических

предполагает

знаний,

отслеживание

практических

умений

уровня
и

сформированности

навыков

сценического

выступления, ансамблевого взаимодействия.
Учебный план первого года обучения
(начальная ступень)
Цель: формирование у обучающихся основных певческих навыков через
изучение народного музыкального фольклора.
Задачи:
1.

Формирование у обучающихся интереса к миру традиционной

русской культуры.
2.

Изучение малых форм фольклора, детского бытового, обрядового

фольклора.
3.

Развитие голосового аппарата, слуха, частоты интонации, диапазона,

чувства ритма.
12

Приобретение первоначального опыта эмоционального постижения

4.

народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора русского народа.

Учебный (тематический) план 1 год
№

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

я

Форма
аттестации

I

Основы народной культуры

104

34

70

1.1

Обряды, народный календарь

86

28

58

Тестирование

1.2

Народные музыкальные

18

6

12

Творческий

инструменты

показ

II

Вокально–хоровая работа

102

22

80

2.1

Особенности народного пения

38

8

30

Творческий
показ

2.2

Пение в ансамбле

58

8

50

Педагогич
еское
наблюдение
Прослушивание

2.3

Слушание музыки

6

6

-

III

Концертная деятельность

10

-

10

Тестирование
Творческий
просмотр

Всего:

216

56

160

Содержание учебного плана первого года обучения
Раздел I. Основы народной культуры
Тема 1.1 Обряды, народный календарь
Теория.
Вводное занятие. Основные направления русского народного творчества.
Фольклор. Малые формы фольклора. Детский бытовой фольклор. Обрядовый
фольклор. Песни осеннего и летнего календарного цикла. Зимний цикл обрядов.
Рождество. Весенний цикл обрядов. Знакомство и разучивание веснянок.
13

Народная пляска. Хоровод. Подвижные игры. Весенние приговорки. Троица.
Летние приговорки и песни.
Практика.
Разучивание и пение колыбельных, прибауток, потешек. Проговаривание
скороговорок, считалок. Знакомство с осенними играми с припевами, осенних
песен. Выполнение упражнений для достижения естественного звучания голоса,
разговорности в музыкальной речи. Чтение сказок различных жанров,
обсуждение действий различных персонажей. Исполнение песен зимнего
периода, веснянок, весенних приговорок, летних приговорок и песен. Уличное
пение.

Пение

календарных,

хороводных,

плясовых

и

игровых

песен.

Разыгрывание подвижных народных игр.
Тема 1.2 Народные музыкальные инструменты
Теория.
Знакомство с музыкальными народными инструментами (свистулька,
ложки, трещотки, шаркунок).
Практика
Обучение игре на свистульках, шумовых инструментах. Игра на шумовых
инструментах (ложки, трещотки, шаркунок).
Раздел II. Вокально-хоровая работа
Тема 2.1 Особенности народного пения
Теория.
Строение голосового аппарата и его функции. Образование звука.
Знакомство с артикуляционным аппаратом, техникой правильного певческого
дыхания. Певческая установка и высокая певческая позиция. Охрана голоса.
Практика.
Упражнения на формирование детского певческого голоса, соединение
слогов, развитие координационных, скоростных способностей. Комплекс
упражнений на развитие навыков чистого интонирования. Работа над певческим
звуком. Проговаривание несложных скороговорок на четкое произношение
согласных (б, п, т, к). Выполнение упражнений на произнесение гласных звуков
14

в различной позиции, несложных артикуляционных и дикционных упражнений.
Исполнение упражнений по методикам В. Емельянова. Считалки. Исполнение
песен-игр, скороговорок. Осенние приговорки.
Тема 2.2 Пение в ансамбле
Теория.
Особенности народной манеры пения. Звукоизвлечение. Масленичные
песни с припевами.
Практика.
Работа над народной манерой пения, звукоизвлечением. Выполнение
упражнений на выравнивание унисона. Пение народных календарных песен.
Сольное пение. Малый ансамбль. Весенний цикл обрядов. Исполнение
масленичных песен с припевами, попевок. Пение календарных, хороводных,
плясовых и игровых песен.
Тема 3. Слушание музыки
Теория.
Слушание

аудиозаписей

и

видеозаписей

детских

фольклорных,

самодеятельных коллективов разных регионов России.
Раздел III. Концертно-репетиционная деятельность
Организация праздника «Осенины». Выступление на тематических
праздниках «Уж как шла коляда», «Масленица», «Встреча Весны». Итоговый
отчетный концерт.
Учебный план второго года обучения
Цель: Развитие у обучающихся основ народного пения.
Задачи:
1.

Приобщение обучающихся к миру традиционной русской культуры.

2.

Изучение обрядового, бытового, игрового фольклора.

3.

Развитие голосового аппарата, слуха, частоты интонации, диапазона,

чувства ритма.
15

4.

Воспитание ценностного отношения к традициям и обычаям

русского народа, к его песенному наследию.
Название раздела, темы

№

Всего Теория Практика

Форма
аттестации

I
I. Основы народной культуры

96

20

76
Контрольный

1.1 Обряды, народный календарь

76

20

56

урок
Творческий

1.2 Народные музыкальные инструменты

20

-

20

II. Вокально – хоровая работа

96

16

80

показ

Итоговое
2.1 Особенности народного пения

22

5

17

занятие
Творческий

2.2 Пение в ансамбле

68

5

63

показ
Самостоятельна

2.3 Слушание музыки

6

я работа

6

Пед.наблюдени
III. Культура родного края

14

4

10

е
Творческий

IV.
Концертная деятельность
Всего:

10

-

10

216

40

176

показ

Содержание учебного плана второго года обучения
Раздел I. Основы народной культуры
Тема 1. Обряды, народный календарь
Теория.
Вводное занятие. Трудовые и артельные песни. Народные игры с
припевами. Песни трудового лета и осени. Зимний цикл обрядов. Рождество.
Обрядовый фольклор. Святки. Знакомство с народными играми с припевами
Новосибирской области. Встреча Масленицы. Закликание Весны. Подвижные
игры. Пасха. Хоровод, пляска. Троицкие песни и хороводы.
Практика.
16

Разучивание и исполнение хороводных, плясовых, артельных песен, песен
трудового лета и осени, песен зимнего периода, масленичных песен, весенних
закличек с музыкальным сопровождением и без сопровождения. Пение
календарных, хороводных, плясовых и игровых песен. Разыгрывание осенних и
народных игр с припевами. Проведение святочных гаданий, подвижных игр.
Исполнение песен с элементами движения, театрализацией. Пасхальные обряды.
Работа по сценарию «Уж как шла коляда».
Тема 2. Народные музыкальные инструменты
Теория.
Знакомство с музыкальными народными инструментами (свистулька).
Практика.
Игра на шумовых инструментах (ложки, трещотки, шаркунок). Обучение
игре на свистульках.
Раздел II. Вокально-хоровая работа
Тема 1. Особенности народного пения
Теория.
Динамика музыкального произведения. Артикуляционная гимнастика.
Техника правильного певческого дыхания. Правила дыхания при пении.
Певческая установка и высокая певческая позиция. Охрана голоса и сохранение
здоровья.
Практика.
Выполнение комплекса упражнений на развитие координационных,
скоростных способностей, навыков чистого интонирования, дыхательной и
артикуляционной гимнастики по В. Емельянову, формирование детского
певческого голоса, достижение естественного звучания голоса. Скороговорки,
попевки (от узкообъемных до более широких), песни-прибаутки.
Тема 2. Пение в ансамбле
Теория.
Особенности народной манеры пения. Звуковедение. Знакомство с
рождественскими колядками. Зимний цикл обрядов. Рождество.
17

Практика.
Пение календарных, хороводных, плясовых и игровых песен. Исполнение
песен трудового лета и осени, рождественских колядок, масленичных песен с
припевками с музыкальным сопровождением и без сопровождения. Весенний
цикл обрядов.
Тема 3. Слушание музыки
Теория.
Слушание

аудиозаписей

детских

и

самодеятельных

коллективов

фольклорных коллективов, аудио и видео записей, коллективов разных регионов
России.
Раздел III. Культура родного края.
Теория:
Знакомство с видами деятельности народных умельцев,
мастеров и представителей самодеятельного творчества известных
на Урале; знакомство с прославленными представителями
профессионального народного песенного творчества.
Практика: Посещение концертов выдающихся
фольклорных коллективов и народных хоров Свердловской
области. Посещение выставок народных костюмов и декоративноприкладного творчества.
Участие в традиционных тематических фольклорных
праздниках и обрядах проводимыми Областным Домом
фольклора, Дворцом детского творчества, Школ искусств.

Раздел IV. Концертная деятельность.

18

Участие в проведении праздников «Покров день», «Уж как шла коляда»,
«Масленица», «Встреча Весны». Участие в конкурсных выступлениях. Итоговый
отчетный концерт.
Учебный план третьего года обучения
Цель:

формирование

у

обучающихся

певческих

навыков

через

ансамблевое исполнение.
Задачи:
1.

Расширение знаний обучающихся в области обрядовых праздников.

2.

Развитие образного и ассоциативного мышления, творческого

воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, координации
движений, индивидуальной манеры исполнения.
3.

Воспитание нравственности, эстетического вкуса, дружелюбного

отношения к партнеру.
Форма
№

Название раздела, темы

Всего Теория Практика

I. Основы народной культуры

98

20

аттестации

78
Контрольный

1.1 Обряды, народный календарь

78

16

62

урок

1.2 Народные музыкальные инструменты

20

4

16

Тестирование

II. Вокально – хоровая работа

102

22

80
Контрольный

2.1 Особенности народного пения

29

13

16

урок
Творческий

2.2 Пение в ансамбле

68

4

64

концерт
Самостоятельна

2.3 Слушание музыки

5

5

-

я работа
Итоговый

III. Концертная деятельность
Всего:
19

16

-

16

216

42

174

концерт

Содержание учебного плана третьего года обучения
Раздел I. Основы народной культуры
Тема 1. Обряды, народный календарь
Теория.
Вводное

занятие.

Русский

эпос:

былины,

исторические

песни,

скоморошины, небылицы. Обрядовый фольклор: Покровская ярмарка, заклички
весны, жаворонки, колядки. Народные праздники годового календарного круга:
Покров день, Рождество, Крещение, Масленица, Пасха. Зеленые святки.
Весенние игровые хороводы. Песни Великой Отечественной войны. Подвижные,
ролевые, словесные игры.
Практика.
Прослушивание и исполнение глав из былины «Садко», чтение духовных
стихов.

Разучивание

песенного

русского

эпоса

(исторических

песен,

скоморошин, небылиц), песен Великой Отечественной войны. Исполнение
календарных песен весеннего периода (заклички, масленичные), зимнего
периода (колядки); весенних, изобразительных и игровых хороводов с
небольшими

или

объемными

припевами,

духовных

пасхальных

песен.

Разучивание песен о березе (Зеленые святки), разучивание подвижных, ролевых
словесных игр к календарным праздникам.
Тема 2. Народные музыкальные инструменты
Теория.
Знакомство с музыкальными народными инструментами (рубель, бубен,
дудочка).
Практика.
Игра

на

шумовых

инструментах

(ложки,

свистульках. Обучение игре на рубеле, бубне, дудочке.
Раздел II. Вокально-хоровая работа
Тема 1. Особенности народного пения
Теория.
20

трещотки,

шаркунок),

Артикуляционная гимнастика. Техника правильного певческого дыхания.
Разговорная манера пения. Форсирование звука.
Практика.
Выполнение комплекса артикуляционных и дикционных упражнений,
развивающих навыки чистого интонирования на произнесение гласных звуков в
различной позиции, формирование правильного певческого и цепкого дыхания,
достижения естественного звучания голоса и разговорного произношения слов.
Упражнения на формирование тембра голоса, выравнивание узких и широких
гласных звуков, звучания голоса. Высокая форманта. Избегание форсирования
звука.
Тема 2. Пение в ансамбле
Теория.
Работа над образом. Разучивание песен к календарным праздникам (жатва,
рождественские колядки, масленичные песни).
Практика.
Исполнение осенних (жнивных), рождественских и масленичных песен с
припевами. Пение ансамблевых песен. Сольное исполнение народных песен под
баян, гармонь. Весенний цикл обрядов. Пение хороводных, плясовых и игровых
песен.
Тема3. Слушание музыки.
Теория.
Слушание аудио и видео записей детских фольклорных, самодеятельных
коллективов и коллективов разных регионов России.
Раздел III. Концертная деятельность
Участие в проведении праздников «Покров день», «Уж как шла коляда»,
«Масленица», «Встреча

Весны». Участие в конкурсных

Итоговый отчетный концерт.

21

выступлениях.

Учебный план четвёртого года обучения
Цель: Формирование у обучающихся исполнительских навыков народного
пения соло, дуэтом и в ансамбле.
Задачи:
1.

Расширение

и

углубление

знаний

обучающихся

в

области

календарных и обрядовых праздников.
2.

Формирование

индивидуальной

манеры

творческих

исполнительских

способностей:

исполнения, артистизма, навыков фольклорной

импровизации дуэтом и в ансамбле.
3.

Приобретение

нравственно-этического

опыта

совместной

деятельности в коллективе: культуры ансамблевого взаимодействия, взаимной
поддержки, уважительного отношения друг к другу.
№

Название раздела, темы

Всего Теория Практи
ка

I. Основы народной культуры

98

20

78

1.1 Обряды, народный календарь

76

20

56

Форма
аттестации

Открытый
урок

1.2 Народные музыкальные инструменты

22

II. Вокально–хоровая работа

98

16

82

2.1 Особенности народного пения

24

4

20

Устный зачет

2.2 Пение в ансамбле

68

6

62

Творческий

22

Устный зачет

просмотр
2.3 Слушание музыки

6

6

-

Зачет

III. Концертная деятельность

20

-

20

Концертные
выступления

Всего:

216

22

36

180

Содержание учебного плана четвёртого года обучения
Раздел I. Основы народной культуры
Темa1. Обряды, народный календарь
Теория.
Вводное

занятие.

Традиционные

народные

промыслы.

Обрядовый

фольклор. Городской и современный фольклор. Зимний цикл обрядов. Святки.
Семейные обряды и песни. Частушка. Крестинные, колыбельные лирические
крестьянские песни. Пестушки. Страшилки. Масленичная неделя. Закликание
весны. Весенние игровые хороводы. Праздник Пасхи. Песни Великой
Отечественной войны. Подвижные, ролевые, словесные игры.
Практика.
Разучивание и исполнение крестинных, колыбельных, масленичных песен,
весенних закличек, игровых хороводов. Чтение пестушек нараспев, страшилок.
Разучивание и исполнение песен зимнего периода. Святочные обряды. Пение
лирических

крестьянских

песен,

духовных

песен

к

празднику

Пасхи.

Разучивание песен Великой Отечественной войны, сочинение и исполнение
частушек. Разучивание подвижных, ролевых, словесных игр к календарным
праздникам, посиделкам, вечоркам.
Тема 2. Народные музыкальные инструменты
Практика.
Игра на шумовых инструментах (ложки, трещотки, рубель, бубны),
свистульках.
Обучение игре на коробочке, треугольнике.
Раздел II. Вокально-хоровая работа
Тема 1. Особенности народного пения
Теория.
Артикуляционный аппарат. Техника правильного певческого дыхания.
Разговорная манера пения. Пульсация. Звукоизвлечение. Чистое интонирование,
развитие музыкального слуха. Охрана голоса, сохранение здоровье.
Практика.
23

Выполнение комплекса артикуляционных, дикционных, дыхательных
упражнений, упражнений на развитие грудного резонирования, достижение
естественного

звучания

голоса

и

разговорного

произношения

слов,

формирование тембра голоса, выравнивание узких и широких гласных звуков,
развивающих навыки чистого интонирования, произнесение гласных звуков в
различной

позиции. Исполнение близких

согласных звуков. Избегание

форсирования звука. Выработка единой манеры пения в ансамбле. Выполнение
упражнений на выравнивание унисона.
Тема 2. Пение в ансамбле
Теория.
Мелодические

и

гармонические

строи.

Гармонический

ансамбль.

Исполнение партии на 2 голоса, дуэтом.
Практика.
Разучивание и исполнение жнивных, масленичных календарных песен с
музыкальным сопровождением и без сопровождения. Выработка единой манеры
пения. Работа над песнями зимнего цикла. Пение на 2 голоса в дуэте, в ансамбле.
Пение календарных, хороводных, протяжных, лирических, свадебных, плясовых
и игровых песен.
Тема 3. Слушание музыки
Теория.
Слушание аудио и видеозаписей детских фольклорных, самодеятельных
коллективов и коллективов разных регионов России.
Раздел III. Концертная деятельность
Участие в проведении праздников «Покров день», «Уж как шла коляда»,
«Масленица», «Встреча Весны». Итоговый отчетный концерт.
Учебный план пятого года обучения
Цель:
обогащение

Совершенствование
их

у

обучающихся

вокально-исполнительского

импровизацию.
Задачи:
24

опыта

певческих
через

навыков,
творческую

1.

Расширение и углубление знаний обучающихся о русских народных

традициях песенной культуре.
2.

Развитие инициативы, импровизации, собственного певческого стиля

при исполнении различных жанров русского фольклора.
3.

Воспитание эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к

миру русского народного фольклора, стремления к творческой самореализации.
4.
№

Название раздела, темы

Всего Теория Практи
ка

I. Основы народной культуры

98

20

78

1.1 Обряды, народный календарь

76

20

56

Форма
аттестации

Контрольный
урок

1.2 Народные музыкальные инструменты

22

-

22

Творческий
концерт

II. Вокально–хоровая работа

98

16

82

2.1 Особенности народного пения

24

4

20

Контрольный
опрос

2.3 Пение в ансамбле

68

6

62

Хоровое
прослушивание

2.3 Слушание музыки

6

-

6

Самостоятельная
работа

IV Концертная деятельность

20

-

20

Творческие
концерты

Всего:

72

36

180

Содержание учебного плана пятого года обучения
Раздел I. Основы народной культуры
Темa1. Обряды, народный календарь
Теория.
25

История народного костюма. Обрядовый фольклор. Городской фольклор.
Семейные обряды и песни. Свадьба. Свадебные лирические песни. Свадебные
плясовые

песни.

Зимний

цикл

обрядов.

Посиделки.

Плясовые

песни.

Масленичная неделя. Закликание весны. Весенние игровые хороводы. Пасха.
Местные традиции народного творчества.
Практика.
Знакомство со свадебным обрядом, разучивание и исполнение лирических
и плясовых свадебных песен с музыкальным сопровождением и без
сопровождения. Исполнение песен зимнего периода, масленичных, духовных,
плясовых, весенних, народных песен. Закликание весны. Святочные гуляния,
посиделки. Знакомство с народными традициями Тюменской области, диалект.
Тема 2. Народные музыкальные инструменты
Практика.
Игра на шумовых инструментах (ложки, трещетки, бубны, треугольники,
коробочки), свистульках.
Раздел II. Вокально-хоровая работа
Тема 1. Особенности народного пения
Теория.
Артикуляция. Техника правильного певческого дыхания, произношения.
Звуковедение, фразировка. Смысловая интонация. Соединение нот, легато.
Полный комплекс упражнений.
Практика.20
Выполнение комплекса артикуляционных и дикционных упражнений.
Чистое интонирование, легато. Работа над тембром голоса. Высокая форманта.
Грудное резонирование. Выравнивание звучания голоса. Выработка единой
манеры пения в ансамбле.
Тема 2. Пение в ансамбле
Теория.
Формы музыкальных произведений. Народная музыка в творчестве
композиторов-классиков.
26

Практика.
Исполнение народных песен осеннего цикла (заклички, трудовые,
жнивные). Выработка единой манеры пения. Выполнение упражнений на цепное
дыхание. Исполнение песен зимнего цикла. Пение на 2-3 голоса в ансамбле, в
дуэте. Исполнение свадебных, масленичных календарных песен с музыкальным
сопровождением и без сопровождения.
Тема3. Слушание музыки.
Теория:

Слушание

аудио

и

видеозаписей

детских

фольклорных,

самодеятельных коллективов и коллективов разных регионов России.
Раздел III. Концертная деятельность.
Участие в проведении праздников «Покров день», «Уж как шла коляда»,
«Масленица», «Встреча Весны». Участие в конкурсных выступлениях. Участие в
мероприятиях гимназии, района, города и области. Итоговый отчетный концерт.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
1.

знать жанры фольклора (прибаутки, колыбельные, хороводные

песни, народные игры, содержание основных народных календарных праздников
и семейно-бытовых обрядов, начальные основы песенного фольклорного
искусства, характерные особенности народного пения;
2.

знает музыкальную терминологию;

3.

умеет грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно,

так и в составе фольклорного коллектива, устно расшифровывать текст и
мелодии фольклорных песен, играть на народных музыкальных инструментах
(шумовые / ударные – ложки, трещотки, коробочка, шаркунок, рубель,
треугольник и др.; духовые – свистульки, дудочки);
4.

владеет приемами народного пения («огласовка» согласных, сбросы,

словообрывы, глиссандо, гукание, ики и др.);

27

5.

имеет

репертуара

с

практические
различной

навыки

манерой

исполнения

исполнения,

народно-песенного

навыки

фольклорной

импровизации сольно и в ансамбле;
6.

владеет умениями сценического воплощения народной песни,

народных обрядов и других форм бытования фольклорных традиций, в том
числе исполнения театрализованных фольклорных композиций.
Метапредметные:
1.

умеет самостоятельно разучивать вокальные партии;

2.

умеет слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении;
3.

умеет планировать собственные действия в процессе восприятия

народной музыки;
4.

создавать музыкально-танцевальные

импровизации,

оценивать

свою музыкально-творческую деятельность;
5.

имеет навыки публичных выступлений.

Личностные:
1.

проявляет интерес к истории традиционной русской народной

культуры, осознает свою принадлежность к России на основе изучения лучших
образцов русской народной музыки;
2.

ценит и принимает базовые ценности: «Родина», «народ», «добро»,

«национальность» и т.д.;
3.

оценивает эмоционально-эстетические впечатления от восприятия

старинных предметов русского быта и произведений музыкального фольклора.
Социально-значимым

результатом

реализации

программы

является

участие воспитанников детского объединения «Фольклорный ансамбль» в
концертной деятельности, выходящей за рамки образовательной программы: в
тематических праздниках, посвященных значимым датам города, округа, страны;
участие в благотворительных акциях.

28

Оценочные материалы.
Систематическая оценка усвоенных воспитанниками знаний, умений
навыков

в

области

теории

музыкального

фольклора,

исполнения

хореографических элементов, музицирование даёт возможность не только
определить уровень освоения программы каждым ребёнком, но и
обнаружить наиболее трудные для усвоения её разделы и адаптировать их с
учётом возможностей детей.
В течение учебного года педагоги коллектива проводят поэтапную
диагностику успешности усвоения программного материала:
•

Начальный (в начале года)– собеседование для определения

начального уровняразвития ребёнка.
•
Промежуточный открытое занятие с последующим анализом
результатов.
•

Итоговый (в конце года) – итоговое занятие, творческий отчет
Виды, формы и методы контроля
Виды контроля,

Содержание

сроки
Вводный (входящий)
(для вновь
поступивших
обучающихся)
Текущий (в
течение всегоучебного
года)
Итоговый
(аттестация):

Определение начального уровня
подготовленности

Освоение музыкального материала

Формы/ методы
контроля
наблюдение

наблюдение

конец 1-го полугодия

отслеживание динамики,
прогнозирование результативности
дальнейшего обучения

конец 2-го полугодия

определение
уровня сформированности Наблюдение, открытое
знаний, умений и навыков по окончании
занятие.
курса обучения года)

29

Наблюдение, открытое
занятие

конец всего
курса обучения

определение

уровня сформированности Наблюдение, открытое

знаний, умений и навыков по окончании
курса обучения.

занятие , творческий отчет

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
аттестации черезмеханизм открытого занятии.
Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 1-го
полугодия ипредпоследняя учебная неделя 2-го полугодия).
В процессе итогового контроля отслеживается усвоение знаний и
динамика развитияобучающихся по основным критериям.
Критериями оценки результатов освоения программы служат:
•

осмысленность

и

свободное

использование

специальной терминологии;

•

соответствие уровня подготовки программным требованиям;

•

определение

учебных

результатов

по

программе

дополнительного образования.
•

Владение музыкальным инструментом.

•

Навыки

соблюдения

в

процессе

деятельности

правил

безопасности
•

Креативность в выполнении практических заданий

•

Соответствие

реальных

навыков

безопасности программным требованиям

30

соблюдения

правил

Таблица № 1.
Диагностика результатов обучения по программе
Показатели
(оценивающего
параметра)

Критерии

I.Теоретическая
подготовка ребенка:
1.1.Теоретические
знания (по основым
разделам учебнотемати-ческого плана
программы)

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Оцен
ка

Степень выраженности
начало

середина

учебного года

1.2.Владение
специальной
терминологией

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных знаний составляет
более ½);

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии

- максимальный уровень
(ребенок освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период).
- минимальный уровень
(ребенок, как правило, избегает
употреблять специальные
термины);
- средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой);
- максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознано и в
полном соответствии с их
содержанием).

31

конец

II.Практическая
подготовка ребенка:
2.1.Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно-тематического
плана программы)

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
предусмотренных умением и
навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет долее ½);
- максимальный уровень
(ребенок овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период);

2.2.Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

- минимальный уровень умений
(ребенок испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием);
- средний уровень (работает с
оборудованием с помощью
педагога);
- максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает
особых трудностей);

2.3.Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

- начальный (элементарный)
уровень развития
креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь
простейшие практические
задания педагогов);
- репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания
на основе образца);
- творческий уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества).

32

III. Учебно-коммуникативные
умения:
3.1.Умение слушать и
слышать педагога

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога.

- минимальный уровень
(обучающийся не умеет, но
пытается использовать
информацию, идущую от
педагога);
- средний уровень (работает с
информационным материалом
с помощью педагога или
родителей);
- максимальный уровень
(работает с информационным
материалом самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)

3.2 Умение вести
беседу

Самостоятельно
сть суждений,
четкость
формулировки
вопросов,
ответов.

- минимальный уровень
(пассивность, испытывает
затруднения при постановки
вопросов или ответов);
- средний уровень
(заинтересованность
учащегося, требуется помощь
педагога при формулировании
вопроса, ответа);
- максимальный уровень
(активность,
самостоятельность в суждении,

33

постановка проблемных
вопросов, высказывание своего
мнения по какой-либо теме)
3.3. Умение

выступать перед
аудиторией

Свобода
владения и
подачи обучающимся подготовленной
информации

- минимальный уровень
(неуверенность, нуждается в
постоянной помощи педагога);

- средний уровень
(выступает
перед
аудиторией при поддержке
педагога);
- максимальный уровень

(уверенность,
самостоятельность
выступления, способность
заинтересовать
обучающихся)
3.4. Умение вести

полемику,
участвовать в
дискуссии

3.5. Учебно-орга-

низационные умения
и навыки:
3.5.1.Умение
организовывать свое
рабочее (учебное)
место
3.5.2.Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности правил
безопасности

3.4.3.Умение
аккуратно
выполнять работу

Самостоятельность в
построении
дискуссионного
выступления,
логика в
построении
доказательств
Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой
Соответствие
реальных навыков соблюдения
правил безопасности программным требованиям

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
объема навыков соблюдения
правил безопасности,
предусмотренных
программным требованиям);

- средний уровень (объем
усвоенных
навыков
составляет более ½ );
- максимальный уровень
(ребенок
освоил
практически весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный
период).
Удовлетворительно
Хорошо
отлично

Аккуратность и
ответственност
ь в работе

34

Таблица № 2.
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе
освоения имдополнительной образовательной программы.
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Организационноволевые качества:
1.1.Терпение

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Наблюдение
Способность
переносить
(выдерживать)
известные
нагрузки в течение
определенного
времени,
преодолевать трудности

1.2. Воля

Способность
активно побуждать
себя к
практическим
действиям

1.3. Самоконтроль

Умение
контролировать
свои поступки
(приводить к
должному свои
действия)

2. Ориентационные

Способность
оценивать себя
адекватно
реальным
достижениям

качества:
2.1. Самооценка

Методы
диагностики

- терпение хватает
меньше чем на ½
занятия
- терпение хватает
больше чем на ½
занятия
- терпение хватает на
все занятия
- волевые усилия
ребенка
побуждаются извне
- иногда – самим
ребенком
- всегда – самим
ребенком
- ребенок постоянно
находится под
воздействием
контроля извне
- периодически
контролирует себя
сам
- постоянно
контролирует себя
сам
- завышенная
- заниженная
- нормальная

35

Анкетирование

2.2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

3.Поведенческие
качества:
3.1.
Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов (спору)
в процессе
взаимодействия)

3.2.Тип
сотрудничества
(отношение
ребенка к общим
делам детского
объединения)

- интерес к занятиям
продиктован ребенку
извне
- интерес
периодически
поддерживается
самим ребенком
- интерес постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно

Осознанное
участие ребенка в
освоении
образовательной
программы

- периодически
провоцирует
конфликты
- сам в конфликтах
не участвует,
старается их
избежать
- пытается
самостоятельно
уладить
возникающие
конфликты
- избегает участия в
общих делах
- участвует при
побуждении извне
- инициативен в
общих делах

Способность
занять
определенную
позицию в
конфликтной
ситуации

Умение
воспринимать
общие дела, как
свои
собственные

36

Тестирование

Тестирование,
метод
незаконченного
предложения

Наблюдение

Индивидуальная карточка учета результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
• Фамилия, имя ребенка
• Возраст
• Вид и название детского объединения
• Ф.И.О. педагога

_

• Дата начала наблюдения

37

Сроки диагностики
показатели

Первый год
обучения
Начало Конец
уч.
уч.
года
года

Второй год
обучения
Начало Конец
уч. года уч.
года

Третий год
обучения
Начало Конец
уч. года уч.
года

1.Организационноволевые качества:
1.1.Терпение
1.2.Воля
1.3.Самоконтроль
2.Ориентационные
качества:
2.1.Самооценка
2.2.Интерес к
занятиям в детском
объединении
3.Поведенческие
качества:
3.1.Конфликтность
3.2.Тип
сотрудничества
4.Личностные
достижения
учащегося
Методическое обеспечение:
•

специально оборудованный кабинет для занятий;

•

музыкальные инструменты;

•

технические средства обучения: аудио, видео аппаратура,

CD/DVDдиски и т. д.;
•

зал для проведения праздников и концертов;

•

концертные костюмы и сценический реквизит для

проведения праздничных мероприятий;
•

комплект методической и теоретической литературы в

соответствии снаправлениями деятельности.
38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Великий пост. Пасха. Весенние заклички. – Пермь, 1998.

2.

Из опыта работы руководителей детских фольклорных коллективов.

Методическое пособие. – Псков, 2000.
3.

От Рождества до Крещения: Зимние календарные обряды и песни. –

Новосибирск, 1997.
4.

Камаева, Т.И. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. –

М.,1994.
5.

Картавцева, М.Т. Школа русского фольклора. – М.,1998.

6.

Кинсбрунер, Н.Ф. Фонопедический подход – новый взгляд на работу

с детьми – «гудошниками» и плохо интонирующими детьми на уроках музыки и
музыкальных занятиях / Н.Ф. Кинсбрунер. - Челябинск, 1994
7.

Куприянова, Л.Л. Русский фольклор. – М.,2001.

8.

Масленица, Детские праздники. – СПб. – 1996.

9.

Морозов, И. Забавы вокруг печки: русские народные традиции в

играх / И. Морозов, И. Слепцова. – М., 1994.
10.

Науменко, Г. Этнография детства. – М., 1998.

11.

Примерная основная образовательная программа образовательного

учреждения. Начальная школа / сост. Е.В. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. С
3-35, 71-73.
12.

Пугачева, Н.В. Календарные обрядовые праздники. Учебное пособие

/ Н.В. Пугачева, Н.А. Есаулова, Н.Н. Потапова. / М.: Педагогическое общество
России. – 2005. – 144 с.
13.

Русские народные песни для детей. – Киев, 1987.

14.

Ситько, Т.А. Программа фольклорного ансамбля «Колокольцы» /

Т.А. Ситько, Н.Г. Родионова. – М., 2003 г.
15.

Шамина, Л.В. Школа русского народного пения. / Л.В. Шамина. –

М.: ЦНИИ «Электроника», 1997. – 86 с.

39

16.

Шамина, Л.В. Музыкальный фольклор и дети. Репертуарно-

методический сборник /Л.В. Шамина.– М., 1992.
17.

Этнопедагогика. Теория и практика: материалы XII чтений,

посвященные памяти Г.С. Виноградова. Авторские образовательные программы
по фольклору. // Сост. С.Г. Айвазян. – М.: Институт Наследия, 2003. – 224 с.
18.

Энциклопедия детского фольклора. – М., Белый город, 2008

19.

Гилярова, Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-4

гг. обучения). –М., 1999.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».